Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ'

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
326
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чичкин Д.И.

В статье рассматриваются понятия культура и цивилизация, их связь, различия и сходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND CIVILIZATION

The article discusses the concepts of culture and civilization and their relation, differences and similarities.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

конференции. / Сост. Т. Н. Успенская, И. А. Уварова. - Ханты-Мансийск : ГУИПП «Полиграфист», 2002. - 206 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. от 10.08.2016 г.).

4. Стеценко С. А. Особенности психического развития детей-инвалидов : Методическое пособие / А. С. Стеценко. - СПб. : Изд-во «Эксперт», 2012. -С. 32-35.

УДК 130.2

Чичкин Д. И. студент 2 курса Гуманитарный факультет научный руководитель: Волков М. П., д.ф.н.

профессор

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск

Chichkin D. I.

Student

2 year, Humanitarian faculty Scientific adviser: professor, Doctor of Philosophy Volkov M. P.

Ulyanovsk state technical university Russia, Ulyanovsk

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ CULTURE AND CIVILIZATION

В статье рассматриваются понятия культура и цивилизация, их связь, различия и сходства.

The article discusses the concepts of culture and civilization and their relation, differences and similarities.

Ключевые слова: культура, цивилизация.

Keywords: culture, civilization.

Понятия «культура» и «цивилизация» неразрывно связаны между собой. Что же они обозначают?

Понятие «культура» имеет многовековую историю. Само слово происходит от латинского слова «cultura» - уход, обработка, возделывание, воспитание, образование, развитие, поклонение. В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234 - 149 до н. э). Это самый ранний памятник латинской прозы. Трактат посвящён уходу за полем, что предполагает не только его возделывание, но и особое душевное отношение к земле. Например, автор даёт совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и

обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. И «нравиться» должно обязательно. Если не будет нравиться, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры. Таким образом, на первоначальных этапах употребления слова «культура» оно обозначало, в первую очередь, воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

В настоящее время это слово обозначает область человеческой деятельности, связанную с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений. То есть культура - это совокупность всего материального и нематериального, созданного человеком. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

Н. Смелзер, американский социолог, в своей книге «Социология» пишет о том, что известный антрополог У. Гуденау выделяет четыре универсальных культурных элемента: «1) понятия (концепты) -содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей; 2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и сфере сверхъестественного; 3) ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов; 4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры» [2, с.48-50].

Понятие «цивилизация» (лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

Впервые это слово встречается в произведении «Друг людей» французского экономиста В. Мирабо (1756): «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития; все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели» [1, с. 7 2].

Под цивилизацией можно понимать организацию жизни людей, где присутствует всеобщая связь индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация - это общество, где есть идеалы «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, которые могут обеспечить человеку безопасность и комфорт. Цивилизованный человек - тот, кто не доставляет неприятностей

другому, принимает ближнего в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает свободу другого человека.

В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

Это различие встречается уже в работах немецкого философа XVIII -нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. А культура - это не просто образцы поведения, она предполагает определенную степень нравственности.

Тем не менее, культура и цивилизация связаны друг с другом, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Цивилизация появляется благодаря культуре. В какой-то степени она есть культура, но не сама по себе, а воплотившаяся в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный -необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути - от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

Использованные источники:

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.

2. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.