Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чередник Ю.А.

Реабилитационные мероприятия являются одним из элементов современной системы социальной помощи и социального обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурная реабилитация крайне важна, поскольку помогает больному ребёнку выйти из социального вакуума, найти область применения своих сил, знаний, способностей, таланта, а также восстанавливает и сохраняет духовно-нравственное здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чередник Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEED OF SOCIOCULTURAL REHABILITATION CHILDREN WITH A CHILDREN''S CEREBRAL PALSY

Rehabilitation actions are one of elements of modern system of the social help and social security of children with limited opportunities of health. Sociocultural rehabilitation is extremely important as helps the sick child to leave social vacuum to find a scope of the forces, knowledge, abilities, talent, and also restores and keeps spiritual and moral health.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=922&Itemid=52. 4. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М. : Республика, 1993. — 430 с.

УДК 376.2

Чередник Ю.А. студент

научный руководитель: Галкина Т.Э., д.п.н.

профессор РГСУ Россия, г. Москва О НЕОБХОДИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация: реабилитационные мероприятия являются одним из элементов современной системы социальной помощи и социального обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурная реабилитация крайне важна, поскольку помогает больному ребёнку выйти из социального вакуума, найти область применения своих сил, знаний, способностей, таланта, а также восстанавливает и сохраняет духовно-нравственное здоровье.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная реабилитация, детский церебральный паралич.

Cherednik Yu.A., student of RGSU.

Research supervisor: Galkina T.E. professor of RGSU, Moscow, Russia ABOUT NEED OF SOCIOCULTURAL REHABILITATION CHILDREN WITH A CHILDREN'S CEREBRAL PALSY

Summary: rehabilitation actions are one of elements of modern system of the social help and social security of children with limited opportunities of health. Sociocultural rehabilitation is extremely important as helps the sick child to leave social vacuum to find a scope of the forces, knowledge, abilities, talent, and also restores and keeps spiritual and moral health.

Keywords: children with limited opportunities of health, social rehabilitation, a children's cerebral palsy.

Инвалидность у детей определяется как «значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптпции вследствие нарушения развития и роста ребёнка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [3].

Трудно вообразить, какие потрясения ожидают семью, в которой появился ребенок-инвалид. Очень часто семья становится неполной - уходят

обычно папы, не справившиеся со сложившейся в семье ситуацией. Ребенок-инвалид нуждается в усиленной заботе со стороны родителей и требует к себе в два-три раза больше времени, чем его здоровый сверстник. Как правило, такой ребенок не посещает образовательные учреждения и связывает мать «по рукам и по ногам».

Приобщение к общекультурным ценностям, усвоение новых знаний, социокультурная адаптация ребенка-инвалида становятся

затруднительными. Страдает также психика ребенка, его эмоциональная сфера. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, все более отгораживается от мира, попадая в зону риска [1].

Инвалидность у детей - это явление ещё более тяжёлое, чем инвалидность взрослого, поскольку у детей она накладывается на процесс развития психики, приобретения навыков, усвоения знаний, отрицательно сказываясь на этих важных процессах [2]. Под влиянием искаженной ситуации развития у детей-инвалидов легко формируются предпосылки социально-психологической дезадаптации.

При диагнозе детский церебральный паралич (далее по тексту - ДЦП) наблюдаются крайне разнообразные по качеству (психомоторные, интеллектуальные, личностные) и степени выраженности нарушения психической деятельности, при этом среди них могут быть совершенно психически здоровые дети [4], но по мировой статистике из них с интеллектуальными нарушениями почти 50%.

Характерным для детей с ДЦП является истощаемость и неустойчивость психической деятельности в целом, и умственной работоспособности в частности, её замедленность, заторможенность. Также у них отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, истощаемость, неустойчивость, повышенная или, наоборот, неадекватно сниженная тревожность, завышенная самооценка и сниженная критика. У многих детей обнаруживаются акцентуации и психопатоподобные расстройства.

Типичным является то обстоятельство, когда у этих детей повреждёнными оказываются функции, ответственные за усвоение ведущий на данный момент деятельности (игра, учение, труд). Известно, что в психолого-педагогической науке выделяют возрастные периоды детства. В соответствии с возрастной периодизацией важно определить ведущую деятельность у ребёнка и степень отклонения характерных черт от нормы для их более интенсивного развития или компенсации.

В самые первые дни жизни практически у всех детей с ДЦП страдают двигательные психомоторные функции. «Обездвиженность» ребёнка в широком смысле этого слова, недостаточность спонтанных двигательных реакций оказывается барьером, изолирующим ребёнка от среды, от возможности усваивать среду, приобретать социальный опыт. Доля детей с ограниченными возможностями вследствие ДЦП, получающих образование на дому, ввиду ограничения двигательной функции составляет 33%.

Также у детей этой категории наблюдается снижение толерантности к фрустрации, низкий уровень самокритики и завышенная самооценка, наблюдается отрицание или своеобразное усвоение социальных ценностей, провоцирующие недостаточность адекватности поведенческих реакций, относительно низкий уровень освоения коммуникативных навыков [4].

Неполноценными у большинства детей с ДЦП оказываются и социокультурные механизмы психического развития. Ограничения мобильности ребёнка сужают сам поток информации, снижают доступность культурного опыта. Происходит дефицит общения не только с другими людьми, но и дефицит контактов с предметным миром. Огромное значение среди причин эмоционально-мотивационных и личностных расстройств у детей с ДЦП, начиная с подросткового возраста, играет внешний дефект, внешняя неполноценность (нарушенная речь, движения и т. п.).

Несмотря на часто встречающиеся и достаточно выраженные нарушения психического развития детей с ДЦП, для них характерна высокая успешность в достаточно сложных видах деятельности, особенно в тех случаях, когда деятельность носит алгоритмизированный, стереотипный характер и протекает в привычных для ребёнка условиях.

Социально-реабилитационные мероприятия должны быть направлены на восстановление способности ребёнка-инвалида к жизнедеятельности в социальной среде, к интеграции. С другой стороны, они должны способствовать тому, чтобы и сама социальная среда приближалась к ребенку с ограниченными возможностями здоровья благодаря предпринимаемым реабилитационным усилиям.

Таким образом, в настоящее время на всех уровнях общественного сознания идея необходимости социокультурной реабилитации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов уже осознана и признана. Реабилитационные мероприятия являются одним из элементов современной системы социальной помощи и социального обеспечения детей с ДЦП.

Социокультурная реабилитация и интеграция в социум крайне важны, поскольку помогают ребёнку с ограничениями в здоровье выйти из социального вакуума, дают наиболее ощутимый эффект социальной адаптации, помогают найти область применения своих сил, знаний, способностей, таланта, а также восстанавливают и сохраняют духовно-нравственное здоровье этих детей.

Использованные источники:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л. И. Актиов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2. Детская инвалидность : её профилактика и проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями в Ханты-Мансийском автономном округе : Материалы окружной межведомственной научно-практической

конференции. / Сост. Т. Н. Успенская, И. А. Уварова. - Ханты-Мансийск : ГУИПП «Полиграфист», 2002. - 206 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. от 10.08.2016 г.).

4. Стеценко С. А. Особенности психического развития детей-инвалидов : Методическое пособие / А. С. Стеценко. - СПб. : Изд-во «Эксперт», 2012. -С. 32-35.

УДК 130.2

Чичкин Д. И. студент 2 курса Гуманитарный факультет научный руководитель: Волков М. П., д.ф.н.

профессор

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск

Chichkin D. I.

Student

2 year, Humanitarian faculty Scientific adviser: professor, Doctor of Philosophy Volkov M. P.

Ulyanovsk state technical university Russia, Ulyanovsk

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ CULTURE AND CIVILIZATION

В статье рассматриваются понятия культура и цивилизация, их связь, различия и сходства.

The article discusses the concepts of culture and civilization and their relation, differences and similarities.

Ключевые слова: культура, цивилизация.

Keywords: culture, civilization.

Понятия «культура» и «цивилизация» неразрывно связаны между собой. Что же они обозначают?

Понятие «культура» имеет многовековую историю. Само слово происходит от латинского слова «cultura» - уход, обработка, возделывание, воспитание, образование, развитие, поклонение. В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234 - 149 до н. э). Это самый ранний памятник латинской прозы. Трактат посвящён уходу за полем, что предполагает не только его возделывание, но и особое душевное отношение к земле. Например, автор даёт совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.