УДК 159.9.01
А.А. СОКОЛОВА
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь
Т.В. КАЛЕНЧУК
ассистент кафедры биотехнологий Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Статья поступила 9 сентября 2019г.
КУЛЬТУРА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА ЛИЧНОСТИ
Гражданское образование считается перспективным инновационным направлением педагогических исследований, характеризующих новизну авторской интерпретации проблемы. Современные процессы демократизации в Республике Беларусь и создание правового государства предполагают интенсивное развитие научной мысли в процессе реализации практико-ориентированных подходов, связанных с гражданским образованием как педагогическим явлением, которое требует философского осмысления. В настоящий период гражданское образование находится в эпицентре дискуссий педагогической общественности Республики Беларусь, которая обсуждает вопросы, касающиеся процесса формирования человека-гражданина, а также стандартов современного образования.
Ключевые слова: гражданское образование, гражданское общество, гуманистические ценности, аксиологическая матрица личности.
SOKOLOVA Anastasia A.
Universitet Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus Civil Protection Minsk, Republic of Belarus
KALENCHUK Tatyana V.
Assistant Department of Biotechnology
Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
CULTURE AND CIVIC EDUCATION: AXIOLOGICAL MATRIX OF PERSONALITY
Civic education is considered a promising, or rather, innovative direction of pedagogical research, characterizing the novelty of the author's interpretation of the problem. Modern processes of democratization
in the Republic of Belarus and the creation of the rule of law suggest intensive development of scientific thought in the process of implementation of practice-oriented approaches related to civil education as a pedagogical phenomenon that requires philosophical reflection. At the present time, civil education is at the epicenter of discussions of the pedagogical community of the Republic of Belarus, which discusses issues related to the process offormation of a person-citizen, as well as standards of modern education.
Keywords: civic education, civil society, humanistic values, axiological matrix of personality.
Введение. Актуальность вопросов, касающихся социально-экономической реальности и культуры личности, а также проблем гражданского образования в Республике Беларусь не вызывает сегодня сомнений и предполагает более активную реализацию личностно-ориентированных подходов в университетском образовании, которые являются «творческим пространством» в «обществе знания», влияющим на генезис и эволюцию демократического общества. Новизна данного вопроса продиктована необходимостью осмысления научно-педагогической общественностью актуальных вопросов, связанных с культурой и гражданским образованием, аксиологической матрицей личности [1], а также со спецификой образовательной среды, стилем научного мышления современного человека, способного «... творить его культурное измерение» [2, с. 17].
Современные трансформации образовательного пространства и субъективной реальности связаны, прежде всего, с фундаментальными ценностями, т.е. с аксиологическими ориентирами современной личности, которая максимально нацелена, в основном, на материальное благополучие, дистанционную коммуникацию, что также незамедлительно отражается в структуре гражданского образования. При этом необходимо всегда помнить, что демократическое общество, как гарант справедливости, правопорядка, стабильности и устойчивого развития социума, аккумулируя многомерную субъективную реальность, детерминирует культуру, познавательную деятельность и стиль научного мышления человека и, что это «. образуется не в силу соглашения отдельных лиц с народом, но в силу взаимных соглашений каждого отдельного лица с остальными» [3, с. 113].
Гражданское образование, как считают авторы статьи, включает в себя культуру и гражданско-патриотическое, правовое воспитание современной личности, что раскрывается в динамике коммуникации, а также в контаминационной направленности образовательной среды, минимизирующей «. неблагоприятные условия, создаваемые инфор-
мационным обществом, вторжением в науку рыночных регуляторов» [4, с.11]. Следовательно, существующие сегодня концепции гражданского образования позволяют осуществить научный анализ особенностей этого многогранного явления, характеризующегося целенаправленным воздействием образовательной среды на воспитательно-образовательный характер социальных взаимодействий в демократическом обществе. И совершенно не случайно в социуме возникает проблема фундаментальных ценностей современной цивилизации, актуализирующая направленность процессов, происходящих в образовательной среде в «обществе знания», непосредственно касающихся модели гражданского образования в Республике Беларусь.
Основная часть. Гражданское образование в авторской интерпретации представляет собой интеграцию этики, права, экономики, социальной философии, политологии, которая наряду с правоведением и политической психологией выступает базовым компонентом для создания модели гражданского образования.
Гражданское образование, как особое направление развития педагогических технологий в демократическом обществе, характеризует обществоведческо-образовательный компонент образовательного процесса в Республике Беларусь, который реализуется в толерантной образовательной среде с помощью интеграции самостоятельных учебных дисциплин (обществоведение, психология общения, современная коммуникация, гражданская компетенция).
В данном аспекте нельзя не заметить, что смыслообразующим элементом является соотношение гражданского образования и обществоведческих дисциплин. В такой инновационной эклектике реально существует приемлемая и более адаптированная междисциплинарная модель, которая небезуспешно рефлексируется современной научно-педагогической общественностью, в одном случае, как однопорядковые понятия (гражданское общество, гражданственность, граж-
данское образование), а в другом - как взаимоисключающие научные категории, провоцирующие бесконечное и бесполезное противостояние, деструктивно влияющее на образовательное пространство Республики Беларусь.
Именно в таком дискуссионном контексте в научной литературе раскрывается смысловое содержание гражданского образования, так как, во-первых, целью данного вида образования является доминирование патриотизма и гражданственности личности как основы демократического общества.
Во-вторых, предполагается сделать особый акцент на аксиологическую матрицу личности, на специфике процесса воспитания настоящего патриота своей страны, достойного гражданина правового государства с высоким уровнем культуры (аксиологическая матрица личности) для сохранения исторической самобытности, доминированием гуманизма и сохранением белорусского языка.
И в-третьих, актуализация контаминаци-онного варианта, предполагающего воспитание человека-гражданина правового государства, самореализация, самоактуализация которого осуществляется в процессе изучения и практического решения проблем демократического общества на основе социогумани-тарных дисциплин (правоведение, социология, политология, психология, общественная политика, современная коммуникация).
Напомним, что целью гражданского образования в демократическом обществе является реализация современным человеком гуманистически направленных перспектив на основе конституционных основ и позитивной общественной политики. Следовательно, результатом гражданского образования обязательно должно стать формирование толерантной современной личности с гражданской позицией, плюралистическим мышлением, так как гражданское образование в гражданском обществе предполагает стремление к миру, стабильности, устойчивому развитию и демократии на основе принципов гуманизма.
В рамках авторской интерпретации важно уточнить, что аксиологическая матрица личности актуализирует гуманизм, патриотизм, экономическую свободу, ответственность, моральный выбор человека на основе Конституции Республики Беларусь.
Акцентуация в представленной статье на социально-философских идеях и социально-гуманитарных знаниях (добро и зло, безопас-
ность и опасность, жизнь и смерть), а также юридическая практика, как правило, осложняет разработку образовательных стандартов в направлении гражданского образования, конкретизируя форму и содержание данной научно-педагогической категории.
Заключение. Итак, резюмируя, можно отметить, что, во-первых, гражданское образование по своему содержанию нацелено на формирование толерантного мировоззрения, разновекторного миропонимания человека как патриота, гражданина своей страны (гражданские компетенции и культура личности), а также направлено на развитие социально-ориентированных, нравственных характеристик личности, что особенно актуально для демократического общества.
Во-вторых, постепенное внедрение в общественное сознание идеи гражданского образования связано с правовым государством, формированием когнитивного компонента с высоким уровнем самосознания и коммуникационной культуры личности.
В-третьих, дифференциация ценностных ориентаций в социальной реальности как никогда ранее актуализирует вопросы, связанные с гражданским образованием и осознанием гуманистических ценностей, национальной идеей, процессами формирования стандартов гражданского образования, которые находятся в центре внимания научной общественности не только в различных странах, но и в Республике Беларусь.
Концептуальные основы гражданского образования синтезируют процессы, в том числе и в сфере безопасности, которые в процессе развития гражданского общества инициируют гуманизм, государственную идеологию, актуализируя систему традиционных ценностей, гражданственность и патриотизм.
В-четвертых, предметной областью гражданского образования является воспитание гражданственности, которая актуализирует чувство сопричастности к жизни общества в процессе интеграции современных знаний и реализации комплексного подхода (образовательный стандарт). Комплексное содержание учебных дисциплин, общественно-гуманитарная направленность современного образования, а также акцентуация на аксиологическом потенциале воспитательного процесса характеризует гуманистическую направленность образовательного пространства. Концептуальные основы гражданского образования, которое сегодня считаются ин-
новационным направлением педагогической деятельности, свидетельствуют о динамичном развитии научно-технического процесса, трансформирующего современное образовательное пространство. Конституционная модель гражданского общества предполагает регулирование социально-политических и финансово-экономических процессов, связанных с коммуникационной культурой, образованием, а также с демократизацией сферы безопасности общества, воспитанием патриотизма и гражданственности современной личности. Комплексный подход в реализации гражданского образования предполагает актуализацию обучения для формирования ценностно-гуманистических ориентиров, способствующих максимально успешной социализации личности в быстро меняющейся социальной реальности. Демократические процессы в современном обществе и создание правового государства предполагают развитие достаточного уровня правосознания граждан, а также реализацию перспективных (инновационных) направлений доктрины гражданского образования, акцентирующей внимание на когнитивном компоненте правосознания человека и аксиологической матрице личности [6].
В демократическом обществе многомерный и разновекторный процесс становления гражданского образования имеет ценностные варианты решения и перспективы, которые связаны с аксиологической матрицей личности [7], так как сегодня особенно четко в существующей социальной реальности проявляются ценностные доминанты, характеризующие учебно-воспитательный процесс, научно-педагогическую деятельность, что предполагает постепенную реализацию инновационных ориентиров, характеризующих гражданское образование [8].
Культура личности в демократическом обществе представляет собой фундамент для более успешной реализации общественно-гуманитарного содержания учебных дисциплин (модель гражданского образования), так как личностно-ориентированная направленность изучаемых сегодня дисциплин, в целом, позволяет сделать акцент на развитие гуманистической формы образовательной среды, что актуально для современной Республики Беларусь.
Список литературы
1. Хроколов, В. А. Безопасность личности,
общества и государства: информационно
психологический аспект / В. А. Хроколов, А. А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018. - № 1. - С. 27-47.
2. Лебедев, С. А. Многомерный человек: онтология и методология исследования / С. А. Лебедев, Ф. В. Лазарев. - М.: Издательство Московского университета, 2010. -96 с.
3. Гоббс, Т. Философские основания учения о гражданине /Т. Гоббс. - Минск : Харвест, М.: АСТ, 2001. - 304 с.
4. Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии / В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, И.Ю. Алексеева и др. // Вопросы философии. 2012. - № 12. - С. 4-14.
5. Соколова, С. Н. Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека: сигма безопасности / С. Н. Соколова, А. А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. - № 2. - С. 24-29.
6. Хроколов, В. А. Антропологический кризис в информационном обществе и безопасность личности / В. А. Хроколов, А. А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018. - № 2. - С. 48-54.
7. Соколова, С. Н. Культура безопасности современного общества и аксиологическая матрица личности / С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. - № 1. - С. 66-72.
8. Соколова, С. Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности / С. Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. - № 1. - С. 48-56.
References
1. Khrokolov V.A., Sokolova A.A. Bezopasnost' lichnosti, obshhestva i gosudarstva: infor-macionno psihologicheskij aspekt [Security of the person, society and the state: information psychological aspect]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Ро^ку State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2018, no 1, pp. 27-47. (In Russian)
2. Lebedev S.A., Lazarev F.V. Mnogomernyj chelovek: ontologija i metodologija issledo-vanija [Multidimensional man: ontology and research methodology]. Moscow: Moscow University Press, 2010, 96 p. (In Russian)
3. Hobbes T. Filosofskie osnovanija uchenija o grazhdanine [Philosophical foundations of the doctrine of the citizen]. Meganewton.: Harvest, Moscow: AST, 2001, 304 p. (In Russian)
4. Lektorsky V.A., Pruzhinin B.I. Konvergencija biologicheskih, informacionnyh, nano- i kog-nitivnyh tehnologij: vyzov filosofii [Convergence of biological, information, nano- and cognitive technologies: a challenge to philosophy]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2012, no 12, pp. 4-14. (In Russian)
5. Sokolova S.N., Sokolova A.A. Aksiolog-icheskij smysl bezopasnoj jekzistencii che-loveka: sigma bezopasnosti [Axiological meaning of safe human existence: Sigma of safety]. Vestnik Polesskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk. [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2017, № 2. P. 24-29. (In Russian)
6. Khrokolov V.A., Sokolova A.A. Antropolog-icheskij krizis v informacionnom obshhestve
i bez-opasnost' lichnosti [Anthropological crisis in the information society and security of the person]. Vestnik Polesskogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk. [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2018, no 2, pp. 48-54. (In Russian)
7. Sokolova S.N. Kul'tura bezopasnosti sov-remennogo obshhestva i aksiologicheskaja matrica lichnosti [Culture of safety of modern society and axiological matrix of personality]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk. [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2017, no 1, pp. 66-72. (In Russian)
8. Sokolova S.N. Duhovnaja bezopasnost' ob-shhestva i kul'tura sovremennoj lichnosti [The spiritual security of the society and culture of the modern person]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk. [Bulletin of Polesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2017, no 1, pp. 48-56. (In Russian)
Received 9 September 2019