ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ ДУХА
понятие. Представления о том, что такое любовь, присутствуют так или иначе у каждого человека и напрямую зависят от уровня развития его личности. В то же время на уровень этого развития влияет действующая ценностная парадигма, которую характеризуют прагматизм и эгоизм. В то же время отсутствие видимых изменений в ценностных представлениях общества свидетельствует
о том, что эта парадигма еще не исчерпала своих ресурсов.
Библиографический список
1. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М.: «Республика», 1993. - 414 с.
2. Ласло, Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен) / Э. Ласло; С предисл. Артура Кларка; Пер. с англ. Ю.А. Данилова. - М.: «Тайдекс Ко», 2004. -206 с.
КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
В.В. ФРОЛОВ, проф. каф. философииМГУЛ,
Понятие экология в последние десятилетия стало применяться не только при рассмотрении проблем взаимодействия общества и природы, но и в других сферах. Помимо экологической этики, которой посвящены многие статьи данного сборника, ученые стали писать об экологии сознания, а шире говоря, - об экологии духа человека. Проблема состоит в том, чтобы понять, на каких основаниях и каким образом формируется такое сознание, которое может стать достаточной предпосылкой гармонизации эволюции человечества. Очевидно, что для достижения этой глобальной цели необходимо формирование соответствующих мировоззренческих предпосылок, осмысление и применение которых могло бы открыть путь к преодолению непреодолимых с традиционных, ограниченных позиций противоречий человеческого бытия и развития общества. Это мировоззрение и сформированное на его основе сознание должно носить универсальный или планетарно-космический характер. Его истоки содержатся во всей культуре человечества. Особенно активно идеи этого мировоззрения стали обнаруживать себя в творчестве русских философов, ученых и культурных деятелей начиная со второй половины 19-го столетия. С наибольшей полнотой они заявили о себе в творчестве семьи Рерихов. Речь идет о космическом мышлении или сознании. Такое сознание можно было бы назвать экологически чистым сознанием. Важнейшую роль в его формировании играет культура.
-р филос. наук
Человечество вступает в новый этап космической эволюции, когда для перехода на более высокую ступень человеку жизненно необходимо космическое сознание или мышление. Особенность этой исторической формы мышления состоит в том, что человек и космос рассматриваются как единое целое. Согласно такому подходу человек несет в себе структуру космоса. Это означает, что в человеке обнаруживаются те же состояния материи, что и в космосе, и эволюция человека регулируется космическими законами.
В формировании космического сознания важную роль играет культура. Н.К.Рерих, рассматривая культуру, видел многогранность этого явления и в то же время его целостность. Одно из значений этого понятия, как считал Н.К.Рерих, состоит в том, что культура есть почитание Света. Это положение помогает раскрыть эволюционную роль культуры в жизни человека, так как через осмысление категории Света позволяет выйти на понимание процессов энергообмена, лежащих в основе существования и развития культуры. Поскольку Свет есть проявление энергии или, как она называется в Живой Этике, «всеначальной психической энергии».
Культура, представляя собой космическое явление, в то же время олицетворяет одну из сторон духовного мира человека. Такая двуединая и вместе с тем интегрирующая роль культуры реализуется в духовном пространстве человека благодаря его способнос-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
103
ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ ДУХА
ти вступать в энергообмен с космическими условиями своей эволюции. Здесь обнаруживается действие космического закона энергообмена. Человек вступает в энергообмен и реализует его при помощи сердечной воли человека, опираясь на которую он накапливает и развивает психическую энергию. Это дает человеку возможность духовно совершенствоваться, продвигаясь по пути расширения сознания. У человека со слабой волей все эти процессы проходят малоэффективно.
В духовном мире человека как в фокусе объединяются его энергообмен с Космосом, энергообмен внутри структуры человека и энергетические процессы его культурного развития. Важное значение для духовного развития человека имеет освоение им культурных ценностей.
При этом обнаруживается, что в основе всех этих процессов лежит психическая энергия. «Психическая энергия, - пишет Е.И. Рерих, - есть ВСЕ. Психическая энергия как энергия всеначальная есть та энергия, которая лежит в основании проявленного Мира». Можно добавить, что психическая энергия есть основа Космической эволюции.
Субъектом Космической эволюции человек становится тогда, когда он осознанно продвигается по пути культурного развития. Этот путь предполагает освоение культуры и активное участие в ее защите. В свою очередь все это возможно только через развитие сердца. Условием развития сердца является соответствующая энергетика человека и его несломимая устремленность к Свету.
И здесь снова всплывает вопрос о роли психической энергии в развитии человека. Чтобы ответить на него, нужно понять, каким образом сам человек накапливает и использует психическую энергию в процессе своего культурного развития.
Данная проблема раскрывается в Живой Этике, других трудах Рерихов. В этих источниках показывается, что совершенствование качеств человека возможно только путем «развития и утончения психической энергии». И в этом процессе важнейшая роль принадлежит культуре как олицетворению психической энергии.
Для дальнейшего осмысления поставленных вопросов, обратимся к идеям Л.В. Шапошниковой, которая в контексте философии Живой Этики определяет Культуру как самоорганизующуюся систему духа, действующую «в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа» [1, с. 6].
Прочтение Живой Этики обнаруживает, что уровень энергетики духа человека обусловлен накоплениями его психической энергии.
А качество энергетики духа человека -высшее или низшее - обнаруживает себя через низшие или высшие проявления и «свойства» психической энергии.
В свою очередь характер использования психической энергии определяется самим человеком. Он может своей сердечной волей направлять эту энергию как к низшим, так и к высшим ее проявлениям.
Можно сказать, что энергетика человека, выступая проявлением всеначальной психической энергии, составляет энергетическую основу повышения его культурного уровня. В то же время культурное развитие человека усиливает его энергетику, способствует накапливанию и развитию психической энергии, делая ее более утонченной.
У Н.К. Рериха мы встречаем еще одно глубочайшее определение культуры: «Культура есть сердце», - писал выдающийся мыслитель.
Сердце является средоточием духовной жизни человека. Проявления человеческого духа обнаруживают себя в жизнедеятельности сердца, которое есть «престол сознания». Можно сказать также, что сердце представляет собой орган культурного развития человека.
«Любовь, подвиг, труд, творчество,
- говорится в книге Живой Этики „Сердце”,
- эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. Какое множество привходящих понятий они заключают в себе! Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные будут холодными гроба-
104
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ ДУХА
ми! Отягощенными знанием, но не окрыленными будут бессердечные!...» (СЕРДЦЕ 75).
Здесь раскрывается ведущая роль сердца в духовной жизни человека и объединительная, синтезирующая роль сердца в процессе совершенствования духовных качеств человека, а значит и в процессе формирования космического сознания человека. Важно отметить, что эти качества проявляются в духовном пространстве сердца, если сердце не обременено наростами эгоизма и самости.
Неслучайно Н.К. Рерих писал, что «культура есть сердце». Обращение к этому философскому положению позволяет расширить наши представления о Культуре как пути формирования космического сознания.
Предложенное Н.К. Рерихом понимание Культуры открывает возможности синтетического подхода к выяснению ее роли в космической эволюции человека, поскольку сердце является органом духовного синтеза.
Это качество сердца побуждает нас более внимательно подойти к роли сердца в формировании космического сознания человека. В Живой Этике в связи с этим отмечается: «Солнце есть Сердце Системы, а сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец и Вселенная представляет систему сердец, потому Культ Света есть Культ Сердца. Понять это отвлеченно, значит, оставить сердце в холоде. Но как только свет солнца-сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита засияет, как истинное солнце» (8,062, 4.428, 8, 062).
Основой жизни человеческого сердца и сердца каждого отдельного человека выступает Космический Магнит и Космическое Сердце, олицетворяющее Венец Космического Разума. Таким образом, сердце есть явление одновременно земное и космическое. Больше того, во Вселенной существует иерархия сердец. Определяющую роль в эволюции этой иерархии играет Космическое сердце. Одна из главных задач духовного развития человека состоит в том, чтобы почувствовать токи Космического сердца, уловить его ритм, ибо это обстоятельство есть важнейшее условие формирования космического сознания человека. Это тем более существенно, что органом сознания является человеческое сердце.
В этом пункте наших размышлений обнаруживается проявление закона «Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее». Космическое сердце, проявляясь в многообразии космических явлений и опосредуясь в них, ведет как высшее начало сердце человека.
Далее снова обратимся к понятию культуры.
Е.И. Рерих писала, что «культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь» [2].
Благодаря таким особенностям и прежде всего способности к объединению, синтезу культура способствует формированию целостного взгляда человека на мир. Культура связывает человека с более высокими структурами Космоса и выступает своеобразным энергетическим каналом, через который человек имеет возможность ассимилировать энергетику этих структур.
В осуществлении этого процесса важную роль играет уровень культурного развития человека. И если человек внутренне готов к восприятию энергетики более высоких структур и устремляется к этому, оказываясь в пространстве закона иерархии и учитывая его действие, человек может повышать свою энергетику. От качества взаимодействия человека с этими структурами в значительной степени зависит эффективность этого процесса и плодотворность культурной деятельности человека.
В то же время состояние энергетики человека обусловлено тем, в какой мере человек через пространство культуры связывается с глубинными слоями своего внутреннего мира и внутреннего мира нашей планеты.
Важное значение в формировании космического сознания имеет складывание правильных представлений человека о структуре космоса и своей собственной.
Сегодня мы, за исключением отдельных личностей, в своих представлениях односторонне подходим к космосу и человеку. В научном познании и практике мы ограничиваемся материальной, наблюдаемой
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011
105
ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ ДУХА
реальностью. Между тем, космос и человек устроены несравнимо более сложно, чем об этом думает большинство людей, в том числе и из числа ученых.
Для дальнейшего осмысления этой проблемы рассмотрим концепцию трех миров, содержащуюся в Живой Этике.
Одна из эволюционных задач современного человека состоит в расширении его сознания через признание существования иных миров, через научное осмысление их особенностей и объединение этих миров в сознании человека, а шире говоря, - в его творчестве, которое реализуется наиболее продуктивно, когда человек становится активным сознательным субъектом одновременно мира земного и миров иных состояний материи, образующих структуру Космоса.
В данном случае речь идет о Мире Плотном, Мире Тонком и Мире Огненном. В философии Живой Этики показывается, что особенности каждого из названных миров обусловлены их энергетикой - от энергетики плотной до энергетики тончайшей. Границы между указанными мирами относительны, подвижны. Миры постоянно изменяются и влияют друг на друга. Это взаимовлияние регулируется законами космоса. Наиболее зримо оно обнаруживается в творческой деятельности человека, которая представляет собой пространство пересечения одновременно трех миров.
Деятельность человека в Мире Плотном вызывает следствия в Мире Тонком, мысли человека как проявления Тонкого Мира оказывают влияние, с одной стороны, на состояние Плотного Мира (яркий пример тому климатические катаклизмы, происходящие сегодня на нашей планете), а с другой - мышление человека, взятое в единстве с жизнедеятельностью сердца, обусловливает формирование его Огненного тела.
Рассматривая миры различных состояний материи, нужно иметь в виду, что множество этих миров беспредельно. Это касается как космической реальности, так и человека. К примеру, в Мире Тонком есть Мир Астральный, а помимо Мира Огненного существует более совершенный Мир Высший.
Но я не касаюсь рассмотрения особенностей указанных миров по той причине, что познание Плотного, Тонкого и Огненного Миров и применение его результатов в жизни людей, а также творчество человека в пространстве этих миров более актуально для современного этапа космической эволюции человека, чем размышления о других мирах, существующих в Беспредельности, но пока недоступных человеку в силу разности энергетики этих миров и энергетики человека.
Для понимания особенностей Миров Плотного, Тонкого, Огненного, их взаимовлияния и эволюции принципиальное значение имеет рассмотрение природы творческой деятельности человека и раскрытие ее роли в этих процессах. Методологией анализа этого тезиса может служить концепция трех миров, содержащаяся в Живой Этике и получившая развитие в работах Л.В. Шапошниковой.
Согласно этой концепции Мир Плотный есть мир рукотворчества человека, Мир Тонкий - это мир его мыслетворчества, а Мир Огненный представляет собой мир духотворчества человека. Такой подход к мирам различных состояний материи позволяет рассматривать в пространстве каждого из этих миров интегрирующую роль творческой деятельности человека и выявлять в пространстве этой деятельности каналы объединения этих миров.
В Живой Этике показаны особенности творчества человека. «Человек творит беспрестанно, сознательно или неосознанно, действенно или мысленно, в бодрствовании или во сне человек продолжает творить, и в этом исполняет свое предназначение. Человек не может не творить, ибо в этом состоянии он соприкасается с высшими энергиями» (Братство, 838). Источником высших энергий являются более высокие структуры космоса. Среди них главное место занимают Космический Магнит и Космическое Сердце и те космические явления и сущности, в которых энергии Космического магнита и Космического Сердца трансформируются и опосредуются, передавая свои импульсы человеку.
Важнейшую роль в творчестве человека играет дух, который благодаря культуре проявляется в человеческом сердце. Вспом-
106
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ ДУХА
ним определение Культуры как самоорганизующейся системы духа. Оно показывает неразрывное единство культуры и духа. Сердце ассимилирует энергии космоса, внутренние энергии самого человека, трансформирует их и отдает людям, миру. Так человек участвует в космическом творчестве.
Подчеркнем, что сердце, также как и культура, обладает способностью к синтезу, точнее говоря, человеческое сердце - это орган синтеза. И чем выше внутренняя культура человека, чем он сердечнее, тем шире спектр его творческих возможностей. В процессе творчества человек, будь то художник или музыкант, скульптор или поэт, соприкасается с мирами иных состояний материи, высшими энергиями и аккумулирует эти энергии в своем творчестве. Собственно в этом состоит основная ценность творческой деятельности человека.
Ярким примером творчества такого рода служат труды философа В.С. Соловьева, композитора А.Н. Скрябина, ученого В.И. Вернадского, семьи Рерихов и многих других выдающихся культурных деятелей, мыслителей, ученых России и мира.
Объединение миров различных состояний материи в пространстве творческой деятельности человека становится возможным благодаря тому, что, во-первых, структура человека тождественна структуре космоса и, во-вторых, человек в его потенциальных качествах и возможностях создан Космической эволюцией как целостное существо. Вопрос лишь в том, чтобы человек почувствовал, распознал и реализовал свою целостную природу и свое глубинное родство с космической реальностью.
Раскроем далее структуру человека. Она содержит Мир Плотный (плотное тело человека), Мир Тонкий (мышление человека) и Мир Огненный (проявления его духотворчества). В Живой Этике отмечается: «Каждый человек может различать в себе элементы плотные, тонкие и огненные. Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная». В жизни каждого человека эти миры находятся в разном соотношении, но потенциально они составляют
по меньшей мере три взаимосвязанных аспекта его целостной космической природы.
На современном этапе эволюции наши представления о мирах различных состояний материи носят частичный, односторонний характер. Мы из-за ограниченности своего сознания пока в должной мере не чувствуем и не осознаем структурную беспредельность Мироздания, взаимосвязь составляющих эту структуру Миров, обусловленность своей жизни энергетикой этих Миров и возможности своего влияния на миры различных состояний материи. В сущности, все перечисленные моменты в их положительном значении характеризуют особенности космического сознания, которое человеку еще предстоит сформировать на основе развития своей внутренней культуры.
Сделаем основные выводы:
1. Познание единства миров различных состояний материи, означающее постижение целостности космической реальности, есть в то же время процесс формирования космического сознания человека.
2. Осмысление целостной природы космической реальности возможно только путем вхождения в эту реальность, через активное осознанное участие в космической эволюции.
3. Каналом объединения миров в сознании человека выступает его творческая деятельность.
4. Важнейшее значение для формирования целостного взгляда на мир имеет синтез, который реализуется человеком благодаря освоению его сердцем энергетики культуры.
5. Через пространство культурного сердца жизнь человека вливается в русло космической реальности и обретает свой подлинный смысл.
Все эти моменты и составляют реальный процесс и одновременно результат культурного развития человека и формирования его космического сознания.
Библиографический список
1. Шапошникова, Л.В. Чаша Грааля космической эволюции / Л.В. Шапошникова // В кн.: Культура и цивилизация. - М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 1997.
2. Письма Е.И. Рерих, Т. 1, от 29 мая 1931 года.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
107