Научная статья на тему 'Культура Дянь (Диен) как вариант донгшонской цивлизации'

Культура Дянь (Диен) как вариант донгшонской цивлизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЯНЬ / ДОНГШОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ХУННУ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молодин В. И., Полосьмак Н. В., Комиссаров С. А., Азаренко Ю. А.

С районом озер Дяньху, Усяньху и Синъюньху, территорией царства Дянь, связана самая развитая из многочисленных культур донгшонско-дяньской культурной общности культура Шичжайшань (с территориально-хронологическими вариантами), для которой характерно обилие бронзы и развитое бронзолитейное производство. Установленный период ее существования с Vв. до н. э. по I в. н. э., более ранние даты не доказаны. В число раскопанных памятников входят отдельные захоронения и некрополи разных периодов (Дабона, Ваньцзяба, Шичжай-шань, Лицзяшань, Янфутоу) с богатым инвентарем (оружие, сельскохозяйственные орудия, украшения, музыкальные инструменты из различных металлов от железа до золота, при абсолютном преобладании бронзы). Особенно хорошо исследовано оружие и так называемые «барабаны»; найдена также бронзовая пластина с уникальным образцом дяньской письменности. Изображения на бронзовых «барабанах», отдельные фигурки и макеты из бронзы позволяют реконструировать жилища, одежду, прически, ритуалы, хозяйственную деятельность и т. д., что частично компенсирует недостаток информации, получаемой обычно при изучении поселений. Вещевой комплекс отражает контакты дяньцев с миром ханьцев и этнически отличными от них жителями царств Чу, Ба, Шу, позволяет выделить не только ряд различных местных компонентов культуры, но и влияние с севера предположительно, сакское и/или гунно-сарматское, а также с юга вьетов и носителей культуры банчианг на территории Таиланда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shichzhay-shan, is the most developed culture among numerous cultures of the dongshonsko-dyanskaya cultural community (territorial and chronological variants) with its developed bronze-casting production connected with the lakes of Dianhu, Usyankhu and Xingyunhu, the territory of the Dian Kingdom. This period dates from the 5th century BC to the 1st century AD, and earlier evidence of human settlements hasn’t yet been found. Excavated monuments include separate burials and necropolises of several different periods (Dabona, Vantszyaba, Shich-zhayshan, Lijiashan andYangfutou) with a rich collection of artifacts (weapons, agricultural tools, decor, musical instruments from iron to gold but mostly of them in bronze). The weapons and socalled drums are especially well documented and a bronze plate with a unique example of a dyansky manuscript has been found. Unique images on bronze drums and separate figures and items made of bronze allow one to reconstruct dwellings, clothes, hair styles, rituals and economic activities etc. This makes up for the usual lack of information usually found when studying settlements. This ware collection reflects the contacts between the Diants, the Hans and the other ethnic inhabitants of three kingdoms (Chu, Ba and Shu) reveals not only a large variety of local cultural components, but also the influence from the North (allegedly, Saksky and/or Gunno-Sarmatian cultures) and from the South (the Vyet culture) and from the Ban Chiang culture in Thailand.

Текст научной работы на тему «Культура Дянь (Диен) как вариант донгшонской цивлизации»

УДК 903/904(51)

В. И. Молодин

Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский государственный университет (Новосибирск, Россия)

Н. В. Полосьмак

Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский государственный университет (Новосибирск, Россия)

С. А. Комиссаров

Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирский государственный университет, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

Ю. А. Азаренко

Новосибирский государственный университет (Новосибирск, Россия)

КУЛЬТУРА ДЯНЬ (ДИЕН) КАК ВАРИАНТ ДОНГШОНСКОЙ ЦИВЛИЗАЦИИ

С районом озер Дяньху, Усяньху и Синъюньху, территорией царства Дянь, связана самая развитая из многочисленных культур донгшонско-дяньской культурной общности культура Шичжайшань (с территориально-хронологическими вариантами), для которой характерно обилие бронзы и развитое бронзолитейное производство. Установленный период ее существования — с V в. до н. э. по I в. н. э., более ранние даты не доказаны. В число раскопанных памятников входят отдельные захоронения и некрополи разных периодов (Дабона, Ваньцзяба, Шичжайшань, Лицзяшань, Янфутоу) с богатым инвентарем (оружие, сельскохозяйственные орудия, украшения, музыкальные инструменты из различных металлов — от железа до золота, при абсолютном преобладании бронзы). Особенно хорошо исследовано оружие и так называемые «барабаны»; найдена также бронзовая пластина с уникальным образцом дяньской письменности. Изображения на бронзовых «барабанах», отдельные фигурки и макеты из бронзы позволяют реконструировать жилища, одежду, прически, ритуалы, хозяйственную деятельность и т. д., что частично компенсирует недостаток информации, получаемой обычно при изучении поселений. Вещевой комплекс отражает контакты дяньцев с миром ханьцев и этнически отличными от них жителями царств Чу, Ба, Шу, позволяет выделить не только ряд различных местных компонентов культуры, но и влияние с севера — предположительно, сакское и/или гунно-сарматское, а также с юга — вьетов и носителей культуры банчианг на территории Таиланда.

Ключевые слова: культура Дянь, донгшонская цивилизация, хунну, кросс-культурные связи.

В историческом прошлом Вьетнама и сопредельных с ним регионов значительную роль играла донгшонгская цивилизация, созданная древними вьетами. Значительная роль в осуществлении таких контактов принадлежала донгшонской цивилизации. Сам этот термин, объединивший народы материковой и островной части Юго-Восточной Азии, предложил в 1937 г. Р. Хейне-Гельдерн1. Основой для этого стали раскопки в Донгшоне (Л. Пажо, В. Голубев и др.), а также находки сходных артефактов, прежде всего бронзовых «барабанов» на обширном пространстве от Юга Китая до Индонезии. Под термином «барабан» мы здесь и далее будем пони-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 1. © В. И. Молодин, 2015 © Н. В. Полосьмак, 2015 © С. А. Комиссаров, 2015 © Ю. А. Азаренко, 2015

1 См.: Solheim II W. A Brief History of Dongson Concept // Asian Perspectives. 1990. V. 28. №. 1. Р. 23.

мать как вполне реальные музыкальные инструменты, так и их ритуальные реплики, увенчанные многофигурными композициями и потому малопригодные для отбивания ритма.

Донгшонско-дяньская культурная общность занимала обширную территорию в пределах Юго-Западного Китая (современные провинции Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанский автономный район) и Северного Вьетнама, а собственно царство Дянь (Диен) располагалось в районе трех озер: Дяньху, Усяньху и Синъюньху. С этой территорией связана самая развитая из многочисленных культур в рамках общей донгшонской традиции — культура Шичжайшань. Для нее характерно обилие бронзы — так называемые «барабаны» с многофигурными композициями, фигурки людей и животных, оружие (башмаковид-ные секиры, кинжалы со змеевидной ручкой, алебарды, защитный доспех). Обладание бронзовыми изделиями и контроль над их производством, развитие новых технологий и технических приспособлений для бронзолитейного искусства

служили подтверждением избранности и легитимности дяньской элиты как у соплеменников, так и у соседних племен1.

Всю совокупность полученных материалов можно разделить на несколько территориально-хронологических групп (культур)2. К культуре Эрхай относятся могильники Хаймэнькоу, Дабо-на, ранний период могильника Ваньцзяба — все в провинции Юньнань. Типичными находками являются простые бронзовые «барабаны» (как правило, без скульптурных украшений), бронзовые кинжалы с круглой рукоятью, полулунные секиры.

Бассейн Красной реки (Хунхэ) в основном совпадает с донгшонской культурой, выделенной на территории современного Вьетнама, к которой можно добавить небольшое число памятников на смежной территории Китая, таких, как, например, Дагаодоу. Для них также характерны бронзовые изделия: так называемые педиформы, плечиковые мотыги, «барабаны».

Для культурного варианта в рамках донгшонской общности из района верхнего течения рек Нуцзян и Ланьцанцзян (Меконг) наиболее представительным является памятник Аофэн-шань. Его характерным инвентарем являются кельты с округлым (веерообразным) лезвием, кинжалы с витой рукоятью, башмаковидные секиры и ножи с изогнутым лезвием.

Шичжайшаньская культура и ряд близких ей вариантов, соединенных в рамках Дянь, существовали довольно продолжительное время. Наиболее ранние памятники предположительно датируются китайскими археологами XII в. до н. э (хотя эта гипотеза не располагает надежными доказательствами; вероятна более поздняя дата). Последующий этап можно связать с первым появлением железа в V—IV вв. до н. э., а верхнюю границу отнести к I в. н. э., когда железные орудия в основном заменяют бронзовые. Большая часть материала относится к периоду VII—I вв. до н. э., который был эпохой расцвета дяньской культуры. Можно назвать, к примеру, захоронение в Дабона (IV в. до н. э.). Там найдена лишь одна могила с просторной деревянной погребальной камерой и сборным бронзовым саркофагом (рис. 1), с большим количеством бронзового инвентаря. Кроме «барабана» и колокола с ушком и спиралевидным орнаментом, найдены также кинжал с вильчатым перекрестьем, секира с полукруглым лезвием, сошник, мотыга, ковш, кубок, чаша на поддоне, модели свайного жилища, колокольчики, фигурки животных. Некрополь в Ваньцзяба (V—IV вв. до н. э.) — многослойный памятник из 79 могил трех разных периодов. Среди захоронений есть не только богатые — с деревянной погребальной камерой, деревянным

1 Murowchick R. E. The Political and Ritual Significance of Bronze Production and Use in Ancient Yunnan // Journal of East Asian Archaeology (Leiden; Boston; Köln). 2001. V. 3, Iss. 1.

2 Ли Куньшэн, Чжан Цзэнци. Изучение юньнаньских культур бронзового века // Юньнань цинтун вэньхуа луньцзи [сб. ст. по культуре бронзового века пров. Юньнань]. Куньмин : Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1991.

гробом и большим количеством вещей, но и менее насыщенные инвентарем, без камеры и саркофага. Выделяется могила № 23, где найдено свыше 500 бронзовых предметов: четыре «барабана», горшки (в том числе копирующие по форме «барабаны»), оружие (кинжалы, копья, втоки, детали доспеха, наконечники стрел) и сельскохозяйственные орудия, колокола и колокольчики (рис. 2), а также бирюзовые и агатовые бусы, деревянные сосуды, много оловянных вещей (пластин, трубочек и т. п.)3.

Среди памятников позднего периода Дянь особое место занимают три крупных некрополя: Шичжайшань, Лицзяшань и Янфутоу. Раскопки в Шичжайшань (20 могил, относящихся к четырем периодам, II—I вв. до н. э.) дали редкий по богатству материал. Бронзовый инвентарь представляет собой высокохудожественные изделия (парадные оружие, сельскохозяйственные орудия, пряжки, «барабаны», колокола и колокольчики, сосуды для раковин каури), богато украшенные фигурками и орнаментами. Найдены изделия из золота и серебра, биметаллические (с бронзовой рукоятью и железным лезвием) и железные орудия и оружие, стеклянные бусы, керамика. Важной находкой стала печать с надписью: «Печать дяньского вана», которая позволила точно атрибутировать этот могильник (соответственно, и все остальные памятники данной культуры), связав их с царством Дянь (Диен), о котором сообщали китайские династийные хроники. Находка подтвердила сведения Сыма Цяня о том, что император У-ди передал печать правителю Дянь. Причем произошло это после 109 г. до н. э., когда «дяньский ван» признал себя вассалом Ханьской

4

империи .

В Лицзяшани исследовали 97 захоронений с тысячами предметов не только из бронзы, но и с большим количеством железных орудий. Отличительные особенности этого памятника — значительное количество ханьского инвентаря в поздних слоях (бронзовые зеркала, сосуды, монеты; накладки на ножны мечей и заколки для волос из драгоценных металлов). Памятник разделен на четыре периода, датированных II в. до н. э. — I в. н. э., когда царство Дянь уже подчинилось ханьским императорам. Тем не менее в материальной культуре продолжают преобладать дяньские традиции5.

3 Чжунго каогусюэ: Лян Чжоу цзюань [Археология Китая: Период обеих династий Чжоу] / гл. ред. Чжан Чаншоу, Инь Вэйчжан. Пекин : Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 2004. С. 558—561.

4 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи): в 9 т. / пер. с кит. и комм. Р. В. Вяткина и др. ; отв. ред. А. Р. Вяткин. М. : Вост. лит., 2010. Т. 9. С. 89.

5 Итс Р. Ф. Этническая история юга Восточной Азии. Л. : Наука, 1972. С. 190—213.

Рис. 1. Бронзовый саркофаг из Дабона (под номером 6 на рисунке показана схема сборки саркофага, данная не в масштабе). По: Чжуунго каогусюэ... С. 560.

Рис. 2. Инвентарь из могильника Ваньцзяба раннего периода. По: Чжунго каогусюэ..., 2004, с. 559.

В результате крупномасштабных раскопок последних лет на восточном берегу озера Дяньчи исследован еще один крупный могильник Янфу-тоу, сравнимый по важности с первыми двумя1. В его пределах выявлено 495 дяньских могил, разделенных на четыре периода (IV—I вв. до н. э.), а также 27 захоронений, относящихся к династии Восточная Хань. Общее количество обнаруженных артефактов достигает 4 тыс. единиц. Среди богатых погребений особо выделяется могила № 113. Она была ограблена еще в древности, поэтому основные находки: оружие, орудия труда, музыкальные инструменты и т. д. — сохранились в жертвенной яме, устроенной под дном деревянной могильной камеры. Значительная часть древ-кового оружия насажена на деревянные рукояти, сохранившиеся благодаря лаковому покрытию с росписью. Кроме того, обнаружены и другие изделия из лакированного дерева (украшения, посуда). Ранее массовое нахождение лаковых изделий в Дянь отмечено только для могилы № 23 в Шичжайшань. Они, несомненно, происходили из Чу и были захоронены вместе с хозяйкой, супругой вана, отданной в жены дяньскому правителю ханьским (или, возможно, еще чуским)

двором2. Распространение лаковых изделий, равно как и происхождение некоторых форм керамических сосудов, связано с чуским влиянием, что является общепризнанным фактом, поскольку именно в этом государстве в период Чжаньго производство первого в мире натурального полимера получило наибольшее развитие3. Именно чуские изделия из лака известный китайский археолог Чжао Шижун назвал жемчужиной лаковой культуры бассейна Янцзы4.

В случае с Янфутоу лакированные рукояти (чуский элемент) сочетаются с дяньскими наконечниками, в составе которых, в свою очередь, выделяют как местный субстрат, так и хуаские, ба-шуские, вьетские заимствования и влияния. Соединение разных элементов в едином оружейном комплексе является еще одним подтверждением синкретического характера культуры государства Дянь (Диен).

По погребальным комплексам дяньской культурной общности накоплен уже значительный материал, однако до сих пор практически не исследованы поселения. Недостаток такой информации отчасти восполняется богатством бытовых сцен, воплощенных в бронзовых фигурках

1 Куньмин Янфутоу муди [Могильник Янфутоу близ Куньмина]. Пекин : Кэсюэ чубаньшэ, 2005. Т. 1—4. См. также: Комиссаров С. А. Новый могильник дяньской культуры в Янфутоу (провинция Юньнань, Китай) // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 3.

2 Итс Р. Ф. Золотые мечи и колодки невольников. М. : ГРВЛ, 1975. С. 8.

3 См.: Хун Ши. Чжаньго Цинь Хань цици яньцзю [Изучение лаковых изделий периода Чжаньго, Цинь и Хань]. Пекин : Вэньу чубаньшэ, 2006.

4 Чжоу Шижун. Чанцзян ци вэньхуа [Культура лака в бассейне Янцзы]. Ухань : Цзяоюй чубаньшэ, 2003. С. 57.

и макетах позднего периода. По ним мы можем судить о типах жилищ, одежде, домашних животных и предметах утвари. Жилища дяньцев представляли собой в основном каркасно-стол-бовые конструкции с двускатной крышей, окруженные изгородью. Стены были украшены различными орнаментами, напоминая жилища современной островной части Юго-Восточной Азии. Многие дома строились как свайные, тогда где на первом этаже размещался хлев для скота, как это распространено в современной Камбодже или в тибетских районах КНР. Среди домашних животных выделяются буйволы, свиньи, лошади, собаки, птицы. Скотоводство играло значительную роль в хозяйстве дяньцев, судя по обилию сцен, связанных с домашними животными и пастухами, в бронзовой скульптуре. Некоторые из сюжетов могут быть поняты как ритуальные игры с быком, т. е. можно говорить о дяньской тавромахии.

Дяньцы были воинственным народом, о чем свидетельствует великолепный набор бронзового оружия и выразительные батальные сцены на тимпанах бронзовых «барабанов». Часто встречаются кельты-топоры со скругленным лезвием, башмаковидные секиры, кинжалы с прямым или фигурным (типа малайского криса) лезвием, иногда слегка изогнутым в одну сторону. Нередко рукоять завершается фигурками человека или животного (чаще всего буйвола). Много наконечников копий различной длины и формы.

Значительное количество оружия ударно -рубящего действия (клевцы, топоры, багры-«клювы») связано с распространением защитного металлического доспеха. Бронзовая нагрудная пластина и нарукавья такого панциря найдены в могиле № 113 в Янфутоу; его носят воины, изображенные на «барабанах». Сохраняет значимость традиционное (еще с эпохи неолита) оружие южных регионов — секира. Необходимость борьбы с тяжеловооруженными всадниками диктовала, очевидно, и заметное удлинение рукоятей, что увеличивало силу удара (за счет большего рычага) и сферу действия оружия. Длинные копья применяют на охоте и в бою всадники, изображенные на «ситулах» и пряжках из Шичжайшань и Лицзя-шань. Их противники в двух известных сценах сражений на крышках бронзовых «барабанов» также действуют в основном древковым оружием (судя по положению рук). Значительный разброс в длине рукоятей свидетельствует о том, что это было индивидуальное оружие, использовавшееся вне строя, который предполагает введение определенной стандартизации.

Часто встречаются музыкальные инструменты, прежде всего «барабаны» и колокола. В Шичжайшань и Лицзяшань известны парадные типы с тимпанами, изображавшими разные сцены быта, войны или ритуалы. Импортные бронзовые сосуды китайского производства появляются в поздний период (могильник Бататай, ок. IV в. до н. э.) и получают определенное распространение в период Хань (со II в. до н. э.). На ранних этапах

встречались также сосуды в форме «барабанов» — «ситулы», сосуды-хранилища для раковин, крышки которых также украшалась фигурками людей и животных1. Очевидно, что раковины каури играли в дяньской культуре особую роль — их собирали, тщательно хранили и оставляли умершему; возможно, они выполняли функцию денег. В центральных памятниках найдено большое количество золотых обкладок для ножен, встречаются и серебряные ножны. В Янфу-тоу найдена золотая пряжка с сюжетом борьбы хищников и копытных, выполненных в «зверином стиле».

Керамики в захоронениях гораздо меньше, чем бронзы, и очевидно, что она имеет вспомогательное значение в погребальной практике. В основном керамическую посуду находят в бедных могилах. Большая часть посуды изготовлялась на гончарном круге из глины с добавлением песка. Много круглодонных мисок, в том числе на поддоне, горшков с неглубоким туловом и отогнутым венчиком; есть широкогорлые кувшины с плоским дном и высоким расширяющимся горлом (к этому типу относятся и черные лощеные сосуды типа банчангских). Керамика, как правило, не орнаментирована, редко встречается прочерченный орнамент из прямых или волнистых линий, зигзагов, косой сетки.

Изображения в «зверином стиле» как украшают предметы вооружения и быта, так и выступают в качестве самостоятельной категории находок. Еще Д. В. Деопик указал на традиционные для данного стиля композиции (например, сцены терзания), и на его своеобразие (набор местных животных, в том числе особая роль змеи; отсутствие прямоугольной рамки-картуша)2. Нам хотелось бы подчеркнуть еще одну особенность, не согласившись с мнением Э. Банкер, которая писала о «яростном натурализме сцен борьбы животных»3. На наш взгляд, именно в изображениях животных искусные дяньские мастера отказались от попыток передать динамику действия и разделили процесс на отдельные фиксированные сцены. Многие персонажи изображены в жестких геральдических позах. Одним из направлений в развитии символического переосмысления реальных образов могло стать изобретение пиктографического письма. Бронзовая пластина с текстом, найденная в Шичжайшань, остается пока уникальным образцом донгшонской письменности, однако изображение самих знаков стилистически сопоставимо с

1 Ли Куньшэн, Хуан Дэжун. О бронзовых барабанах раннего периода из пров. Юньнань // Юньнань цинтун вэньхуа луньцзи [сб. ст. по культуре бронзового века пров. Юньнань]. Куньмин : Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1991.

2 См.: Деопик Д. В. Всадническая культура в верховьях Янцзы и восточный вариант «звериного стиля» // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М. : ГРВЛ, 1979.

3 Bunker E. The Tien-culture and some aspects of its relation to the Dong So'n culture // Early Chinese art and its possible influence into the Pacific Basin. N. Y. : Intercultural Arts Press, 1972. P. 325.

многочисленными гравировками на бронзах из дяньских могильников. В надписи зафиксирован счет каких-то объектов (вероятно, для погребального жертвоприношения), среди которых имеется изображение человека с колодкой на шее и руках (возможно, рабов или пленников)1.

Исследователи обратили внимание на сложный многокомпонентный характер дяньской культурной общности. Так, Чжан Цзэнци2 на основе иконографических данных обозначил в генезисе и развитии Дянь семь важнейших составляющих, отраженных в вещевом комплексе. Помимо местных компонентов (племена елан, куньмин и др.) в его составе удалось выделить мощный культурный пласт северного происхождения.

В результате археологических исследований последних десятилетий пазырыкских комплексов в Синьцзяне и Горном Алтае получены уникальные предметы из органических материалов — комплекты одежды и мумии людей3. По мнению ряда исследователей4, эти материалы дают основания говорить о проникновении представителей именно этого «северного» населения в Юго-Восточную Азию. Это сходство в ряде важных деталей одежды, прическах, татуировках, известных по этнографическому материалу, было заложено в раннем железном веке, когда в Юго-Восточную Азию проникли племена сакского облика, оставившие глубокий след в местной культуре. Ученые полагают, что иллюстрацией к этому культурному влиянию могут служить дяньские бронзы. Многочисленные изображения людей позволили представить и дифференцировать костюм разных этнических и социальных групп в составе новой культуры. Среди них уже выделен и рассмотрен комплекс, непосредственно связанный с северным (сакским) влиянием5. Многофигурные композиции на дяньских бронзовых «барабанах» можно сопоставить по сакральному смыслу этих сцен с сюжетами, разыгрывающимися на поверхности сакских бронзовых круглых и четырехугольных столиков-жертвен-

1 Сюй Чжифань, Сяо Минхуа. Наньфан вэньхуа юй байюэ дяньюэ вэньмин [Культура Юга и цивилизации боюэ и дянь-юэ]. Нанкин : Фэнхуан чубаньшэ, 2004. С. 318.

2 См.: Чжан Цзэнци. Проблемы типологии и этнической принадлежности культур бронзового века пров. Юньнань // Юньнань цинтун вэньхуа луньцзи [Сб. ст. по культуре бронзового века пров. Юньнань]. Куньмин : Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1991 ; Его же. Еще раз о влиянии «скифской культуры» на бронзовый век пров. Юньнань и о ее носителях // Там же ; Его же. Дяньго юй Дянь вэньхуа [Государство Дянь и дяньская культура]. Куньмин : Юньнань миньшу чубаньшэ, 1997. С. 46—48.

3 См. об этом: Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск : ИНФОЛИО-пресс, 2001 ; Феномен алтайских мумий / отв. ред. А. П. Деревянко, В. И. Молодин. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000.

4 См.: Деопик Д. В. Центральноазиатские связи раннего-сударственных объединений в верховьях Сицзяна, Янцзы и Красной реки в позднем бронзовом — раннем железном веке // Традиционный Вьетнам. М. : Памятники ист. мысли, 2008. Вып. 3.

5 См., например: Деопик Д. В. Всадническая культура. ; Комиссаров С. А. Северные параллели юньнаньских бронз //

25-я науч. конф. «Общество и государство в Китае» : тез.

докл. М. : ГРВЛ, 1994.

ников, курильниц (там тоже присутствуют быки, всадники, тигры, барсы)6.

Вместе с тем гипотеза о проникновении «северных» (точнее, северо-западных) популяций с территории Южной Сибири и прилегающего Синьцзяна в скифское время не является однозначной и тем более единственно возможной. Нельзя не отметить, что ряд новаций может быть связан с гунно-сарматским временем. Именно в этот период (т. е. конец I тыс. до н. э. — начало I тыс. н. э.) в экипировке воинов имеют место длинные железные палаши и тяжелый доспех, в это время происходит трансформация в искусстве «звериного стиля», уже существенно отличающегося от его классического проявления. Наконец, именно в это время набеги хунну на своих южных и юго-восточных соседей имеют постоянные успехи. В сферу этих столкновений были вовлечены обитатели западных государств. Именно отсюда, с севера Центральной Азии, могли совершаться набеги на восток и юго-восток, при которых отдельные отряды докатились до государства Дянь, оставив определенный след в его культуре. Предлагаемая модель могла быть еще более сложной с учетом существования огромной территориально и мощной экономически Ханьской империи.

Другое направление контактов (на юго-восток) обозначили находки бронзовых «барабанов», которые позволили включить выявленную группу памятников в обширный ареал распространения донгшонско-юэской культурной общности. Вариант Донгшона, представленный в верховьях рек Нуцзян и Ланцанцзян, обнаруживает определенную близость с культурой Бан-Чанг на плато Кхорат в Таиланде (сходные типы бронзовых топоров и клевцов, хотя есть различия в ке-рамике)7. Начиная с середины периода Хань начинается активное проникновение китайской культуры, усилившееся с момента включения Дянь в состав империи. Однако ханьская культура проникает только в определенные формы жизнедеятельности (деньги, зеркала, оружие), мало затрагивая основы материальной культуры дянь-цев в производственной и бытовой сферах. Несомненно, в горах Юньнани происходило не просто механическое взаимодействие, а синтез различных культур и этносов.

6 Зимма Б. М.Иссык-кульские жертвенники. Фрунзе: Изд-во Комитета наук при СНК Киргизской ССР, 1941 ; Лит-винский Б. А. Семиреченские жертвенники (индоиранские истоки сакского культа огня) // Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М. : ГРВЛ, 1991.

7 Ван Дадао. Связи между юньнаньской культурой эпохи бронзы и культурами донгшон во Вьетнаме и банчианг в Таиланде // Каогу. 1990. № 6.

V. I. Molodin, N. V. Polos'mak, S. A. Komissarov, Y. A. Azarenko

DIAN (DIENE) CULTURE AS A VARIANT OF THE DONGSHONSKAYA CIVILIZATION

Shichzhay-shan, is the most developed culture among numerous cultures of the dongshonsko-dyanskaya cultural community (territorial and chronological variants) with its developed bronze-casting production connected with the lakes of Di-anhu, Usyankhu and Xingyunhu, the territory of the Dian Kingdom. This period dates from the 5th century BC to the 1 st century AD, and earlier evidence of human settlements hasn't yet been found. Excavated monuments include separate burials and necropolises of several different periods (Dabona, Vantszyaba, Shich-zhayshan, Lijiashan andYangfutou) with a rich collection of artifacts (weapons, agricultural tools, decor, musical instruments from iron to gold but mostly of them in bronze). The weapons and so-called drums are especially well documented and a bronze plate with a unique example of a dyansky manuscript has been found. Unique images on bronze drums and separate figures and items made of bronze allow one to reconstruct dwellings, clothes, hair styles, rituals and economic activities etc. This makes up for the usual lack of information usually found when studying settlements. This ware collection reflects the contacts between the Diants, the Hans and the other ethnic inhabitants of three kingdoms (Chu, Ba and Shu) reveals not only a large variety of local cultural components, but also the influence from the North (allegedly, Saksky and/or Gunno-Sarmatian cultures) and from the South (the Vyet culture) and from the Ban Chiang culture in Thailand.

Keywords: Dian culture, Dongshoskaya civilization, Xiongnu, cross-cultural relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.