Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / дистанционное обучение / правила поведения / деловой этикет / цифровая среда / culture / distance learning / rules of conduct / business etiquette / digital environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведута Ольга Витальевна, Заватский Михаил Дмитриевич

Данная статья посвящена изучению проблемы культуры дистанционного обучения, под которой подразумевается готовность студентов соблюдать нормы делового общения при удаленном взаимодействии. В статье выделены основные недостатки культуры дистанционного обучения, предложен перечень требований к поведению во время делового общения в цифровой среде. Приведены результаты исследования отношения студентов к предложенным правилам, которые показывают, что большинство обучающихся готовы придерживаться данных норм поведения. Открытое обсуждение тех пунктов правил, которые вызвали недовольство студентов, позволило скорректировать требования к поведению и сделать их приемлемыми для обучающихся. Исследование показало, что привлечение студентов к созданию перечня требований к поведению при онлайнвзаимодействии дает возможность учесть точки зрения всех участников образовательного процесса, а также способствует повышению готовности обучающихся соблюдать выработанные правила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведута Ольга Витальевна, Заватский Михаил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF STUDENTS’ DISTANCE LEARNING

The article deals with the problem of distance learning culture, which is interpreted as students’ willingness to conduct themselves in a professional and businesslike manner during the remote interaction. The article highlights the main problematic aspects of the distance learning culture and proposes a list of requirements for behavior during business communication in the digital environment. The study of the students’ attitude toward the proposed rules showed that the majority of students consider these requirements objective and are ready to adhere to them. An open discussion of the rules with which some students didn’t agree made it possible to adjust the requirements and make them acceptable to all students. The research showed that involving students in creating a list of requirements for behavior during online interaction makes it possible to take into account different points of view, and also helps to increase students’ readiness to adhere to the established rules.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

9. Sadovnichij V. A. Organizaciju obuchenija v vuzah nuzhno peres-motret' s uchetom cifrovizacii [The organization of education in universities should be reviewed taking into account digitali-zation]. URL: https://tass.ru/obschestvo/13193847 (accessed 25.02.2023). (In Russian).

10. Safonceva N. Ju., Ol'shanskij V. V. Opyt realizacii distancionnogo obuchenija i ocenka ego kachestva na osnove analiza uspevae-mosti obuchajushhihsja [Experience in the implementation of distance learning and assessment of its quality based on the analysis of students' academic performance]. Otkrytoe i distan-cionnoe obrazovanie, 2022, no. 2 (82), pp. 27-36. (In Russian).

11. Vezirov T. G. Jelektronnoe obuchenie s primeneniem distancion-nyh obrazovatel'nyh tehnologij v podgotovke magistrov peda-gogicheskogo obrazovanija [E-learning with the use of distance learning technologies in the preparation of masters of pedagogical education]. Uchenye zapiski ISGZ, 2018, vol. 16, no. 1, pp. 134-138. (In Russian).

12. Gasanova Z. A. Strategija vnedrenija jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v uchrezhdenii vysshego obrazovanija [Strategy for the introduction of e-learning and distance learning technologies in higher education institu-

tions]. Uchenye zapiski ISGZ, 2018, vol. 16, no. 1, pp. 152-157. (In Russian).

13. Baeva L. V. Problemy i perspektivy razvitija otkrytogo distancionnogo obrazovanija v uslovijah jelektronnoj kul'tury [Problems and prospects of development of open distance education in the conditions of electronic culture]. Informacionnoe obshhestvo, 2017, no. 3, pp. 48-59. (In Russian).

14. Dzhankezov R. H., Dzhankezova S. B. Normativnye pravovye dokumenty, reglamentirujushhie ispol'zovanie jelektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vysshem obrazovanii [Regulatory legal documents regulating the use of e-learning, distance learning technologies in higher education]. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2022, no. 5-2, pp. 287-291. (In Russian).

15. Evplova E. V. Realizacija obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distan-cionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [Implementation of educational programs of higher education with the use of e-learning and distance learning technologies]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2019, no. 1, pp. 28-43. (In Russian).

УДК /UDC 378

DOI 10/54509/22203036_2024_1_54 EDN TUXSTB

Ведута Ольга Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Заватский Михаил Дмитриевич

кандидат геолого-минералогических наук, доцент, заведующий кафедрой геологии месторождений нефти и газа, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Veduta Olga V.

Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, Tyumen

Zavatskij Mihail D.

Candidate of Geology and Mineralogy Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Oil and Gas Fields Geology, Industrial University of Tyumen, Tyumen

КУЛЬТУРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ CULTURE OF STUDENTS' DISTANCE LEARNING

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы культуры дистанционного обучения, под которой подразумевается готовность студентов соблюдать нормы делового общения при удаленном взаимодействии. В статье выделены основные недостатки культуры дистанционного обучения, предложен перечень требований к поведению во время делового общения в цифровой среде. Приведены результаты исследования отношения студентов к предложенным правилам, которые показывают, что большинство обучающихся готовы

придерживаться данных норм поведения. Открытое обсуждение тех пунктов правил, которые вызвали недовольство студентов, позволило скорректировать требования к поведению и сделать их приемлемыми для обучающихся. Исследование показало, что привлечение студентов к созданию перечня требований к поведению при онлайн-взаимодействии дает возможность учесть точки зрения всех участников образовательного процесса, а также способствует повышению готовности обучающихся соблюдать выработанные правила.

Abstract. The article deals with the problem of distance learning culture, which is interpreted as students' willingness to conduct themselves in a professional and businesslike manner during the remote interaction. The article highlights the main problematic aspects of the distance learning culture and proposes a list of requirements for behavior during business communication in the digital environment. The study of the students' attitude toward the proposed rules showed that the majority of students consider these requirements objective and are ready to adhere to them. An open discussion of the rules with which some students didn't agree made it possible to adjust the requirements and make them acceptable to all students. The research showed that involving students in creating a list of requirements for behavior during online interaction makes it possible to take into account different points of view, and also helps to increase students' readiness to adhere to the established rules.

Ключевые слова: культура, дистанционное обучение, правила поведения, деловой этикет, цифровая среда.

Keywords: culture, distance learning, rules of conduct, business etiquette, digital environment.

Введение

За последние несколько лет в научной отечественной и зарубежной литературе появилось большое количество работ, посвященных изучению проблемы дистанционного обучения. Интерес к данной теме значительно возрос после пандемии коронави-русной инфекции COVID-19, во время которой большинство учебных заведений были вынуждены осуществлять образовательную деятельность в удаленном формате. Внезапный и массовый переход на дистанционную форму работы вскрыл множество проблем, касающихся не только материально-технического обеспечения, но и психолого-педагогических аспектов реализации образовательной деятельности [1]. Одним из таких аспектов является культура дистанционного обучения.

Само понятие «культура» многогранно и имеет множество интерпретаций. В данной работе под культурой мы подразумеваем совокупность жизненных ценностей, выражающихся в соблюдении общепринятых норм поведения. Если правила поведения при обучении в аудиторных условиях студентам знакомы и понятны, то деловое общение в цифровой среде является для них относительно новым видом деятельности. У некоторых обучающихся еще не сложилось понимание того, как правильно себя вести при удаленном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Некоторым студентам кажется, что онлайн-взаимо-действие допускает большую свободу и демократич-

ность в общении и не требует соблюдения такой же строгой субординации, как обучение в аудиторных условиях. Отсутствие личного контакта, а также возможность в любой момент выйти из коммуникации приводят к снижению психологического барьера и ослаблению контроля над своим поведением.

В сложившихся условиях преподавателям приходится самим устанавливать правила поведения и разъяснять их студентам. Ситуация осложняется тем, что в настоящее время единые нормы поведения при дистанционном обучении не разработаны и нигде официально не закреплены, в результате чего требования преподавателей не всегда безоговорочно принимаются обучающимися, что приводит к возникновению спорных, а иногда даже конфликтных ситуаций.

Необходимо также отметить тот факт, что при удаленном обучении преподаватель и студенты испытывают дополнительное психологическое напряжение из-за различных проблем технического характера (плохая связь, нечеткое изображение и звук, «зависание» компьютерной системы и др.). Дискомфорт усиливается в том случае, если онлайн-занятие проводится с включенными камерами и его участники видят свое изображение на экране. В подобной ситуации особое значение приобретает комфортная психологическая атмосфера на занятии, которую сложно создать без соблюдения правил поведения, обеспечивающих уважительное деловое общение.

Все вышесказанное указывает на необходимость разработки правил поведения при дистанционном обучении, которые были бы понятны всем участникам образовательного процесса, одобрены и принятыми ими. Внедрение данных правил в образовательную практику позволит снизить психологическое напряжение во время удаленной работы, а также повысить эффективность дистанционного обучения.

Научная новизна работы состоит в разработке перечня требований к поведению во время дистанционного обучения, анализе того, насколько студенты готовы соблюдать данные требования.

Результаты исследования могут найти свое применение при организации дистанционного обучения в техническом вузе, а также образовательных учреждениях другого уровня и профиля.

Методология

В ходе данного исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. С целью теоретического осмысления изучаемой проблемы был проведен анализ научной литературы по интересующей нас тематике. Для того, чтобы избежать термино-

логической неясности, мы предприняли попытку уточнить понятия «культура» и «дистанционное обучение» и на этой основе конкретизировать концепт «культура дистанционного обучения».

Появление термина «культура» относят к эпохе Древнеримской цивилизации, в которой это слово имело три значения: взращивание, разведение, защита всего живого; воспитание, образование; поклонение, культ [2]. По мере развития цивилизации значение слова «культура» менялось и приобретало новые смысловые оттенки. Исследователи теории культуры А. Кребер и К. Клакхон [3] изучили различные интерпретации данного понятия и систематизировали их. Все выделенные учеными совокупности значений термина «культура» можно разделить на три основных группы:

1. Культура как сокровищница всего созданного людьми (в этом значении культура рассматривается как совокупность материальных ценностей).

2. Культура как результат эволюции общества (определенная стадия развития социума, выраженная в способах организации жизни и деятельности человека).

3. Культура как система программ поведения и общения людей (свод общепризнанных жизненных приоритетов, норм и правил поведения в обществе).

Последний из представленных подходов к пониманию культуры лег в основу нашей работы. В своем исследовании под термином «культура» мы подразумеваем совокупность жизненных ценностей, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в социуме.

Дистанционное обучение как форма образовательной деятельности появилось относительно недавно, и в научно-педагогической среде еще не сложился единый взгляд на содержание данного понятия. Изначально дистанционное обучение рассматривалось как «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [4, с. 33]. Позднее исследователи стали понимать под дистанционным обучением педагогическую технологию, позволяющую осваивать учебный материал удаленно [5], а также особую форму обучения, в основе которой лежит принцип самостоятельного овладения знаниями [6].

Известный исследователь проблем удаленного взаимодействия Е. С. Полат рассматривает дистанционное обучение как самостоятельную форму приобретения знаний, при которой информационно-коммуникативные технологии играют ведущую роль [7]. А. В. Зубов подчеркивает, что дистанционное обучение является новой

формой, которая объединяет традиционные и инновационные подходы, требует большей самостоятельности учебной деятельности, осуществляется посредством информационно-коммуникативных технологий и предполагает интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами как во время проведения занятий, так и при определении уровня усвоения знаний [8].

Несмотря на различные подходы к интерпретации интересующего нас понятия большинство исследователей сходятся во мнении, что дистанционное обучение необходимо рассматривать как особую форму реализации образовательного процесса, при которой взаимодействие преподавателя со студентами осуществляется удаленно посредством компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения.

На основе проведенного анализа научной литературы, позволившего уточнить понятия «культура» и «дистанционное обучение», попытаемся конкретизировать концепт «культура дистанционного обучения». В данной работе под культурой дистанционного обучения мы будем подразумевать духовный и социальный уровень развития личности, выражающийся в принятии и соблюдении определенных правил поведения при реализации учебной деятельности в удаленном формате с помощью цифровых информационно-коммуникативных технологий.

С целью определения актуального состояния культуры дистанционного обучения, а также выделения основных проблем, негативно влияющих на эффективность учебной деятельности, нами было организовано наблюдение за удаленным взаимодействием различных участников образовательного процесса в Тюменском индустриальном университете. Полученные результаты послужили основой для разработки перечня требований к поведению во время дистанционного обучения.

Поскольку оптимальными являются требования, которые признаются объективными всеми участниками образовательного процесса, нами была предпринята попытка изучить мнение студентов относительно предлагаемых правил поведения и выяснить насколько обучающиеся готовы соблюдать данные правила. С этой целью был применен метод анкетирования, который позволил опросить большое количество респондентов и собрать массовый материал. В качестве диагностического инструмента использовалась анкета смешанного типа, предоставляющая возможность как выбрать готовый вариант, так и конкретизировать свой ответ.

Открытое обсуждение результатов анкетирования позволило собрать качественную информацию, детально изучить различные точки зрения, выявить возможные трудности, мешающие студентам принять

то или иное правило, а также найти компромисс и оптимальное решение проблемы, которое устраивало бы всех участников образовательного процесса.

В исследовании, которое проводилось на базе Тюмен -ского индустриального университета (ТИУ), приняли участие студенты 1-3-х курсов Высшей школы цифровых технологий (ВШЦТ). Выбор данного подразделения ТИУ неслучаен и обусловлен спецификой организации образовательного процесса в ВШЦТ, а именно использованием гибридного формата обучения. Согласно информации, представленной на официальном сайте ТИУ, в ВШЦТ применяется перевернутая модель обучения, при которой максимальное количество теоретического материала изучается студентами онлайн, а затем усвоенный теоретический материал отрабатывается на практике офлайн [9]. Всего в исследовании приняли участие 93 обучающихся направления «Информационные системы и технологии в геологии и нефтегазовой отрасли», из которых 69 юношей и 24 девушки.

Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе на основе анализа научной литературы и педагогической практики были выявлены проблемные аспекты культуры дистанционного обучения, разработан перечень требований к поведению во время работы в цифровой среде, создана анкета для изучения готовности студентов соблюдать предлагаемые требования.

На втором этапе путем анкетирования и последующего обсуждения было проведено изучение мнения студентов относительно предложенных правил, внесены соответствующие коррективы в перечень требований к поведению во время дистанционного обучения.

На третьем этапе исследования была осуществлена графическая интерпретация полученных данных и сформулированы выводы.

Результаты

При дистанционном обучении все способы организации учебной деятельности можно условно разделить на два основных типа: онлайн-общение преподавателя со студентами и студентов между собой в режиме реального времени посредством видеоконференций и отсроченное взаимодействие участников образовательного процесса с помощью электронной почты, социальных сетей и различных мессенджеров.

Наблюдение за обучающимися в процессе онлайн-взаимодействия в режиме реального времени позволило выделить следующие проблемные аспекты культуры дистанционного обучения:

- неправильный выбор места для онлайн-занятия. Некоторые студенты считали допустимым участвовать в видеоконференции, находясь в постели, другие

выходили в сеть из шумного общественного места, третьи во время занятия управляли автомобилем и т.п. Очевидно, что подобная обстановка не является подходящей для обучения в силу либо неуважения к другим участникам образовательного процесса (спальня), либо наличия большого количества отвлекающих факторов (шумное общественное место, автомобиль);

- неподходящий для делового общения внешний вид. Онлайн-занятия являются формой делового общения, при которой неопрятный внешний вид рассматривается, с одной стороны, как неуважение к другим участникам видеоконференции, а с другой стороны, как показатель внутренней несобранности и неготовности к концентрации внимания, что негативно сказывается на учебной деятельности. Практика показала, что при дистанционном обучении значительное число студентов не уделяли достаточного внимания своему внешнему виду, обучающиеся выходили в сеть непричесанными, в домашней неопрятной одежде, майках, пижамах и т.п.;

- неподобающее поведение во время онлайн-занятия. К неподобающему поведению во время онлайн-занятия можно отнести случаи употребления еды и напитков, общение с посторонними людьми лично или с помощью смартфона, просмотр видеороликов или чтение материалов, не относящихся к теме занятия и др. Очевидно, что допускающий подобное поведение студент лишь формально присутствует на занятии, в действительности он, в лучшем случае, невнимателен и часто отвлекается, а в худшем - занят посторонними делами и полностью «выключен» из процесса обучения.

Результаты анализа спорных ситуаций, возникавших в процессе общения преподавателей со студентами посредством электронной почты, социальных сетей и различных мессенджеров, указывают на следующие недостатки культуры отсроченного делового взаимодействия:

- неуважение к личному времени других участников образовательного процесса. При обучении в аудиторных условиях время работы преподавателя со студентами регламентируется расписанием занятий и консультаций. При дистанционном обучении разграничение личного и рабочего времени не столь явно, необходимость соблюдения личных границ не всегда очевидна для обучающихся. Некоторые студенты считают, что они могут задать преподавателю вопрос в любой момент и вправе рассчитывать на получение развернутой консультации. В ходе наблюдения были зафиксированы случаи, когда студенты писали преподавателю сообщения поздно вечером и ждали на них ответа или

отправляли работу на проверку ночью и рассчитывали, что к утру она будет зачтена преподавателем;

- некорректное название адреса электронной почты, неправильное оформление аккаунта или страницы в социальных сетях, используемых для деловой переписки. При дистанционном обучении студенты часто используют уже имеющиеся у них профили в социальных сетях, в которых вместо настоящих имени и фамилии указано сетевое имя (nickname), в результате чего преподавателю приходится тратить дополнительные усилия и время на выяснение личности отправителя. Аналогичная проблема с идентификацией личности возникает и при использовании для деловой переписки электронной почты и мессенджеров.

Выявленные недостатки указывали на актуальность создания перечня требований к поведению во время

дистанционного обучения. При разработке данного перечня мы столкнулись с необходимостью рассмотрения некоторых спорных вопросов, таких как правомерность требования присутствовать на занятиях с включенными камерами, особенности организации делового общения на онлайн-занятии (может ли студент в любой момент включить микрофон и задать возникший у него вопрос или он должен для этого подать знак преподавателю и получить разрешение) и др.

С учетом всей сложности и неоднозначности проблемы удаленного делового взаимодействия, а также различных условий, в которых находятся студенты, были сформулированы правила поведения, соблюдение которых должно способствовать созданию комфортной психологической атмосферы и повышению эффективности дистанционного обучения. Предлагаемый пере-

Таблица 1

Перечень требований к культуре дистанционного обучения и результаты анкетирования студентов

Требование Согласен Не согласен

чел. % чел. %

Требования к подготовке к онлайн-занятию

1. Для участия в онлайн-занятии посредством видеоконференции выберите максимально тихое место, где Вас не будут отвлекать посторонние звуки и присутствие других людей 81 87 12 13

2. Создайте деловую обстановку в рабочей зоне (наведите порядок в зоне видимости, уберите вещи, не имеющие отношения к занятию, которые могут отвлекать Ваше внимание и внимание других участников конференции) 88 94 5 6

3. Если Вы используете визуальный фон, убедитесь в отсутствии технических помех, выберите максимально нейтральный фон. 92 99 1 1

4. Убедитесь в работоспособности технических средств связи (ТСС): проверьте соединение с Интернетом, достаточность заряда на смартфоне или ноутбуке, подключение видеокамеры и динамиков 93 100 0 0

5. Подготовьте все необходимые для занятия материалы как в электронном виде, так и на бумажных носителях 93 100 0 0

6. Уделите внимание своему внешнему виду, выберите приличную одежду, аккуратно причешитесь 67 72 26 28

Требования к поведению во время онлайн-занятия

1. Подключайтесь к онлайн-занятию вовремя, в случае подключения с опозданием постарайтесь влиться в рабочий процесс, не отвлекая преподавателя и других студентов 93 100 0 0

2. Поскольку для некоторых занятий важен визуальный контакт, будьте готовы включить камеры по просьбе преподавателя 54 58 39 42

3. Когда вы не пользуетесь микрофоном, отключайте его, чтобы посторонние звуки не мешали проведению занятия 93 100 0 0

4. Во время занятия откажитесь от приема пищи и употребления напитков 82 88 11 12

5. Не отвлекайтесь во время занятия, исключите общение с посторонними людьми как очное, так и с помощью электронных средств связи 93 100 0 0

6. Постарайтесь исключить попадание в кадр посторонних людей и домашних животных 86 92 7 8

7. Без крайней необходимости не перемещайтесь с включенной камерой и не покидайте кадр 78 84 15 16

Требования к опосредованному деловому взаимодействию с помощью электронной почты, мессенджеров или социальных сетей

1. Относитесь с уважением к личному времени других участников образовательного процесса, соблюдайте сроки предоставления работ на проверку, обращайтесь с вопросами в специально отведенное для консультаций время 87 93 6 7

2. Обратите внимание на оформление адреса электронной почты, а также аккаунта в социальных сетях и мессенджерах, которые будут использоваться для дистанционного обучения. Они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к деловому общению, содержать актуальную информацию, ваши настоящие имя, фамилию и фотографию (если она используется в аккаунте) 84 90 9 10

чень требований к культуре дистанционного обучения включает в себя три раздела: требования к подготовке к онлайн-занятию, требования к поведению во время онлайн-занятия и требования к опосредованному деловому взаимодействию с помощью электронной почты, мессенджеров или социальных сетей.

Чтобы выяснить, насколько студенты готовы соблюдать данные требования, мы провели анкетирование среди обучающихся 1-3-х курсов Высшей школы цифровых технологий ТИУ. Респондентам была предложена анкета, содержащая список требований, с которыми они могли согласиться или не согласиться. Данная анкета также содержала раздел «Комментарии», где студенты могли конкретизировать свой ответ (более развернуто представить свое мнение; аргументировать свое несогласие с требованием; в случае частичного несогласия уточнить, что именно вызывает неприятие; высказать свои предложения). Предлагаемый перечень требований к культуре дистанционного обучения, а также результаты анкетирования студентов приведены в таблице 1.

Полученные в ходе исследования результаты наглядно представлены на диаграммах (рис. 1-3).

Как видно из представленных таблицы и диаграмм, среди всех предложенных правил поведения наибольшее неприятие у студентов вызывает требование включить камеру, с ним не согласились 39 человек, что составляет 42 % от общего числа опрошенных студентов. Причины избегания студентами визуального контакта на онлайн-занятии приведены ниже в таблице 2 и ранжированы в порядке снижения частоты встречаемости.

Таблица 2

Анализ причин избегания студентами визуального контакта на онлайн-занятии

Причина Кол-во человек % от общего числа респондентов

Отрицание значимости визуального контакта(к этому пункту отнесены ответы «не вижу смысла», «зачем?», «не считаю необходимым» и т.п.) 23 25%

Психологический дискомфорт 6 7%

Присутствие других людей в помещении 5 5%

Дополнительная нагрузка на сеть и ухудшение качества связи 4 4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие видеокамеры и возможности ее приобрести 1 1 %

Всего 39 42%

Выбрать тихое место

Создать деловую обстановку

Использовать нейтральный фон

Проверить исправность ТСС

Подготовить учебные материалы

Уделить внимание внешнему виду

0 20 40 60 80

■ Согласен, % ■ Не согласен, %

Рис. 1. Отношение студентов к требованиям к подготовке к онлайн-занятию

Подключиться вовремя

Включить камеру

Отключить микрофон

Не употреблять пищу и напитки

Не отвлекаться

Исключить попадание посторонних в кадр

Не покидать кадр

100

Согласен, %

20 40 60 80 ■ Не согласен, %

Рис. 2. Отношение студентов к требованиям к поведению во время онлайн-занятия

Соблюдать сроки сдачи работ, обращаться с вопросами в рабочее время

Оформить адрес электронной почты и аккаунт в деловом стиле

Согласен, %

20 40 60 80 ■ Не согласен, %

100

Рис. 3. Отношение студентов к требованиям к опосредованному деловому взаимодействию с помощью электронной почты, мессенджеров или социальных сетей

0

Во время беседы со студентами было выяснено, что отрицание значимости визуального контакта вызвано не столько непониманием роли невербального общения при обучении, сколько желанием студентов чувствовать себя более свободно во время онлайн-занятия. Это подтверждают комментарии к другим правилам поведения. Так, студенты отмечали, что при выключенной камере они могут позволить себе не уделять внимания внешнему виду, позавтракать во время онлайн-занятия, если не успели сделать этого до его начала и т.п. Практика дистанционного обучения показывает, что при отсутствии визуального контроля студенты чаще отвлекаются на посторонние моменты, могут покинуть рабочее место, впоследствии объясняя отсутствие реакции на вопрос преподавателя плохим качеством связи.

Психологический дискомфорт, который испытывает обучающийся при включенной камере, безусловно, негативно сказывается на эффективности занятия. Однако необходимо учитывать тот факт, что цифровая среда используется не только в образовательном процессе, но и в работе производственных предприятий (многие компании проводят совещания онлайн). Поскольку задачей вуза является подготовка специалистов, способных быстро адаптироваться к условиям профессиональной деятельности, формирование у студентов умения осуществлять деловое онлайн-взаимодействие с использованием видеокамеры является необходимым компонентом подготовки будущего специалиста.

Остальные три причины (присутствие других людей в помещении, ухудшение качества связи при включении видеокамеры, отсутствие как самой видеокамеры, так и возможности ее приобрести) относятся к проблемам материально-технического характера и могут быть решены уже в настоящее время. Так, проблему присутствия посторонних людей можно решить путем использования визуального фона, а отсутствие видеокамеры - посредством использования мобильного телефона, который имеет встроенную камеру. Принимая во внимание быстрое развитие информационно-коммуникативных технологий, можно предположить, что в ближайшем будущем данные проблемы утратят свою актуальность.

В результате обсуждения со студентами требования включить видеокамеру было найдено компромиссное решение: если занятие не предусматривает онлайн-общения (лекция, самостоятельная работа), допустимо присутствие с выключенной видеокамерой; если занятие предполагает активную деловую коммуникацию или необходимость визуального контроля, камера должна быть включена.

Следующий пункт правил, вызвавший недовольство студентов, включает в себя требование присутствовать на онлайн-занятии в приличной одежде и с аккуратной прической. С этим не согласились 26 человек, что составляет 28 % от общего числа опрошенных. Из комментариев стало очевидным, что 3 человека (3 %) понимали под «приличной одеждой» одежду в деловом стиле (костюм, блузку с юбкой и т.п.). В ходе обсуждения обучающимся было предложено самим определить, какая одежда будет уместной на онлайн занятии. Они пришли к выводу, что необходимо исключить домашнюю одежду (такую как халат), а также излишне открытые вещи (например, майки), в то же время присутствие в футболке вполне допустимо.

На третьем месте по количеству недовольных этим правилом студентов находится требование не перемещаться с включенной камерой и без крайней необходимости не покидать кадр. С этим пунктом не согласились 15 человек, что составляет 16% от общего числа опрошенных студентов.

Требование во время онлайн-занятия исключить прием пищи и напитков вызвало неодобрение у 11 человек (12 % от общего числа респондентов), причем 5 человек (5,5%) в комментариях указали, что не согласны только с запретом на употребление напитков.

Недовольство студентов этими пунктами правил вызвано потенциальным физическим дискомфортом («устает спина», «хочется пить»), который может возникнуть в результате длительного нахождения перед экраном компьютера. В ходе обсуждения было принято решение сохранить эти требования при условии, что через 45 минут занятие будет прерываться на пятиминутный перерыв.

На невозможность найти тихое, уединенное место указали 12 человек (13%), 7 человек (8%) ответили, что не смогут исключить попадание в кадр посторонних людей и домашних животных. Пришлось признать вышеуказанные трудности объективными, а данные пункты правил носящими рекомендательный характер.

Требования к опосредованному деловому взаимодействию с помощью электронной почты, мессенджеров или социальных сетей вызвали неодобрение незначительного количества студентов. Так, 6 человек (7 %) считают, что отправлять работы на проверку и задавать вопросы можно в любой момент, но они согласны с тем, что преподаватель проверит эти работы и ответит на вопросы в рабочее время.

9 человек (10 %) выразили несогласие с требованием корректировки имеющегося у них адреса электронной почты, а также аккаунта в социальных сетях и мессенджерах. Необходимо отметить, что эти сту-

денты не смогли представить аргументированного объяснения своей позиции, их комментарии выглядели следующим образом: «не вижу смысла», «не считаю нужным», «свое настоящее имя я укажу в сообщении» и т.п. Сложившаяся ситуация указывает на незнание студентами правил делового этикета, непонимание их важности для успешного делового взаимодействия, а также на необходимость проведения воспитательной работы в данном направлении.

Заключение

В результате проведенного исследования было уточнено понятие «культура дистанционного обучения», под которым подразумевается осознанное принятие студентами норм поведения, соблюдение которых способствует снижению психологического напряжения и повышению эффективности онлайн-занятия.

Анализ опыта реализации образовательного процесса в удаленном формате позволил выявить основные проблемные аспекты культуры дистанционного обучения. На основании полученных данных был разработан перечень требований к поведению при удаленном деловом взаимодействии .

Изучение готовности студентов к принятию предложенных правил показало, что большинство обучающихся понимают их необходимость и готовы придерживаться данных норм поведения. В ходе открытого обсуждения тех пунктов правил, которые вызвали недовольство обучающихся, было найдено компромиссное решение, позволившее сохранить данные правила с условием внесения определенных корректировок. Неаргументированное несогласие некоторых студентов с нормами делового общения является показателем недостаточного уровня культуры и требует проведения воспитательной работы в данном направлении.

Проблема культуры дистанционного обучения остается актуальной и требует дальнейшего изучения. Внедрение предложенных норм поведения в практику удаленного делового взаимодействия позволит выявить неучтенные моменты и наметить пути совершенствования дистанционного образования.

Литература

1. Шарипова Э. М., Заичко М. В., Лалетина Н. Д., Храмова Н. А. Цифровизация образования. Проблемы переходного периода // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 4-1. С. 129-132.

2. Бирюкова Е. А. О значении понятия «культура» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 131-134.

3. Kroeber A. L., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. New York : Kraus Reprint Company, 1978. 223 р.

4. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М. : изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.

5. Коджаспирова Г М., Коджаспиров A. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

6. Елашкина Н. В. Самостоятельная познавательная деятельность обучающегося при дистанционном обучении иностранным языкам // Филология. История. Межкультурная коммуникация : тезисы докладов региональных конференций молодых ученых. 2003. С. 33-34.

7. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие. М. : издательский центр «Академия», 2006. 392 с.

8. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие. М. : издательский центр «Академия», 2004. 208 с.

9. ТИУ открыл Высшую школу цифровых технологий [Электронный ресурс] // Тюменский государственный университет : [официальный сайт]. URL: https://www.tyuiu.ru/tiu-otkryl-vysshuyu-shkolu-tsifrovyh-tehnologij/ (дата обращения: 21.12.2023).

References

1. Sharipova Je. M., Zaichko M. V., Laletina N. D., Hram-ova N. A. Cifrovizacija obrazovanija. Problemy perehodnogo perioda [Digitalization of education. Problems of the transition period]. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i prak-tiki. Serija: Gumanitarnye nauki, 2023, no. 4-1, pp. 129-132. (In Russian).

2. Birjukova E. A. O znachenii ponjatija "kul'tura" [About the meaning of the concept "culture"]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2016, no. 12-4, pp. 131-134. (In Russian).

3. Kroeber A. L., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. New York, 1978. 223 p. (In English).

4. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Distancionnoe obuchenie: sushh-nost', tehnologija, organizacija [Distance learning: essence, technology, organization]. Moscow, 1999. 196 p. (In Russian).

5. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slo-var': dlja studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary pedagogical educational institutions]. Moscow, 2000. 176 p. (In Russian).

6. Elashkina N. V. Samostojatel'naja poznavatel'naja dejatel'nost' obuchajushhegosja pri distancionnom obuchenii inostran-nym jazykam [Independent cognitive activity of a student during distance learning of foreign languages]. Filologija. Istorija. Mezhkul'turnaja kommunikacija: tezisy dokladov regional'nyh konferencij molodyh uchenyh, 2003, pp. 33-34. (In Russian).

7. Polat E. S., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obuchenija [Pedagogical technologies of distance learning: textbook]. Moscow, 2006. 392 p. (In Russian).

8. Zubov A. V. Informacionnye tehnologii v lingvistike [Information technologies in linguistics: textbook]. Moscow, 2004. 208 p. (In Russian).

9. TIU otkryl Vysshuju shkolu cifrovyh tehnologij [IUT opened a Higher School of Digital Technologies]. URL: https://www.tyuiu.ru/ tiu-otkryl-vysshuyu-shkolu-tsifrovyh-tehnologij/ (accessed 21.12.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.