Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ'

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура безопасности полетов / человеческий фактор / авиационная система / авиационный персонал / экзистенциальное соответствие / safety culture / human factor / aviation system / aviation personnel / existential relevance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сверчков Антон Эдуардович

На основе теории безопасности полетов и учения о человеческом факторе в рамках культурологического и личностно ориентированного подходов предложена гипотеза экзистенциального соответствия содержания личностной культуры безопасности полетов авиационных специалистов как специфической отрасли профессиональной авиационной культуры антропогенному/человеческому фактору — определяющему фактору аварийности в авиационной системе. В качестве исходного выдвигается предположение, что любое проявление человеческого фактора в авиационной системе рекуррентно взаимосвязано с культурой безопасности полетов авиационного персонала. Следствием гипотезы представляется существование совокупности гармоничных компонентов культуры безопасности полетов, обеспечивающих приемлемый уровень аварийности в авиационной системе. Функционально-структурный изоморфизм (общая функционально-структурная тождественность) феномена культуры позволяет экстраполировать соответствующие компоненты культуры безопасности жизнедеятельности в область культуры безопасности полетов. После уточнения весовых значений указанных компонентов/критериев оценки в оптимальной модели планируется реализовать ее в педагогической системе формирования личностной культуры безопасности полетов у курсантов авиационных вузов. Системный анализ культурологических, педагогических и психологических исследований, теоретических исследований культуры безопасности жизнедеятельности, аналитических, статистических и нормативных данных и материалов по техногенной аварийности, а также личного опыта летной службы, инструкторской деятельности и преподавания позволил актуализировать оптимально-практический состав взаимообусловленных компонентов культуры безопасности полетов: мотивационно-аксиологический, деятельностно-технологический, личностно-эвристический и информационно-когнитивный. Реальный показатель низкого уровня культуры безопасности полетов — нарушения, упущения и ошибки авиационного персонала занимают критический объем в группе среднестатистических причин авиакатастроф. В этой связи актуальность совершенствования педагогической системы формирования культуры безопасности полетов у курсантов авиационных вузов приобретает ключевое значение в решении проблемы негативного влияния человеческого фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLIGHT SAFETY CULTURE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTUALIZATION OF THE DEFINING STRUCTURAL COMPONENTS

Based on the theory of flight safety and the doctrine of the human factor within the framework of cultural and personality-oriented approaches, a hypothesis is proposed on the existential correspondence of the content of the personal safety culture of aviation specialists as a specific branch of professional aviation culture to the anthropogenic/human factor — the determining factor in the accident rate in the aviation system. The initial assumption is that any manifestation of the human factor in the aviation system is recurrently interconnected with the safety culture of aviation personnel. The consequence of the hypothesis is the existence of a set of harmonious components of a flight safety culture that ensure an acceptable level of accidents in the aviation system. The functional-structural isomorphism (general functional-structural identity) of the cultural phenomenon allows us to extrapolate the corresponding components of life safety culture into the field of flight safety culture. After clarifying the weight values of the specified components/evaluation criteria in the optimal model, it is planned to implement it in the pedagogical system of forming a personal culture of flight safety among cadets of aviation universities. Systematic analysis of cultural, pedagogical and psychological research, theoretical studies of life safety culture, analytical, statistical and regulatory data and materials on man-made accidents, as well as personal experience of flight service, instructor activities and teaching made it possible to update the optimal practical composition of the interdependent components of flight safety culture: motivational-axiological, activity-technological, personalheuristic and information-cognitive. A real indicator of a low level of flight safety culture — violations, omissions and errors of aviation personnel occupy a critical amount in the group of average causes of air accidents. In this regard, the relevance of improving the pedagogical system for developing a culture of flight safety among cadets of aviation universities is of key importance in solving the problem of the negative influence of the human factor.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 149-159. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):149-159. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.1/656.7

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Антон Эдуардович Сверчков, swerant@bk.ru

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Челябинск); Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. На основе теории безопасности полетов и учения о человеческом факторе в рамках культурологического и личностно ориентированного подходов предложена гипотеза экзистенциального соответствия содержания личностной культуры безопасности полетов авиационных специалистов как специфической отрасли профессиональной авиационной культуры антропогенному/человеческому фактору — определяющему фактору аварийности в авиационной системе.

В качестве исходного выдвигается предположение, что любое проявление человеческого фактора в авиационной системе рекуррентно взаимосвязано с культурой безопасности полетов авиационного персонала. Следствием гипотезы представляется существование совокупности гармоничных компонентов культуры безопасности полетов, обеспечивающих приемлемый уровень аварийности в авиационной системе.

Функционально-структурный изоморфизм (общая функционально-структурная тождественность) феномена культуры позволяет экстраполировать соответствующие компоненты культуры безопасности жизнедеятельности в область культуры безопасности полетов. После уточнения весовых значений указанных компонентов/критериев оценки в оптимальной модели планируется реализовать ее в педагогической системе формирования личностной культуры безопасности полетов у курсантов авиационных вузов.

Системный анализ культурологических, педагогических и психологических исследований, теоретических исследований культуры безопасности жизнедеятельности, аналитических, статистических и нормативных данных и материалов по техногенной аварийности, а также личного опыта летной службы, инструкторской деятельности и преподавания позволил актуализировать оптимально-практический состав взаимообусловленных компонентов культуры безопасности полетов: мотивационно-аксиологический, деятельностно-технологический, личностно-эвристический и информационно-когнитивный.

Реальный показатель низкого уровня культуры безопасности полетов — нарушения, упущения и ошибки авиационного персонала занимают критический объем в группе среднестатистических причин авиакатастроф. В этой связи актуальность совершенствования педагогической системы формирования культуры безопасности полетов у курсантов авиационных вузов приобретает ключевое значение в решении проблемы негативного влияния человеческого фактора.

Ключевые слова: культура безопасности полетов, человеческий фактор, авиационная система, авиационный персонал, экзистенциальное соответствие

Для цитирования: Сверчков А. Э. Культура безопасности полетов: психолого-педагогическая актуализация определяющих структурных компонентов // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 149-159.

© Сверчков А. Э., 2024

Original article

FLIGHT SAFETY CULTURE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTUALIZATION OF THE DEFINING STRUCTURAL COMPONENTS

Anton E. Sverchkov, swerant@bk.ru

Air Force Military Training and Research Center"Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovsky and

Yu. A. Gagarin" (branch, Chelyabinsk); South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. Based on the theory of flight safety and the doctrine of the human factor within the framework of cultural and personality-oriented approaches, a hypothesis is proposed on the existential correspondence of the content of the personal safety culture of aviation specialists as a specific branch of professional aviation culture to the anthropogenic/human factor — the determining factor in the accident rate in the aviation system. The initial assumption is that any manifestation of the human factor in the aviation system is recurrently interconnected with the safety culture of aviation personnel. The consequence of the hypothesis is the existence of a set of harmonious components of a flight safety culture that ensure an acceptable level of accidents in the aviation system.

The functional-structural isomorphism (general functional-structural identity) of the cultural phenomenon allows us to extrapolate the corresponding components of life safety culture into the field of flight safety culture. After clarifying the weight values of the specified components/evaluation criteria in the optimal model, it is planned to implement it in the pedagogical system of forming a personal culture of flight safety among cadets of aviation universities. Systematic analysis of cultural, pedagogical and psychological research, theoretical studies of life safety culture, analytical, statistical and regulatory data and materials on man-made accidents, as well as personal experience of flight service, instructor activities and teaching made it possible to update the optimal practical composition of the interdependent components of flight safety culture: motivational-axiological, activity-technological, personal-heuristic and information-cognitive. A real indicator of a low level of flight safety culture — violations, omissions and errors of aviation personnel occupy a critical amount in the group of average causes of air accidents. In this regard, the relevance of improving the pedagogical system for developing a culture of flight safety among cadets of aviation universities is of key importance in solving the problem of the negative influence of the human factor.

Keywords: safety culture, human factor, aviation system, aviation personnel, existential relevance

For citation: Sverchkov AE. Flight safety culture: psychological and pedagogical actualization of the defining structural components. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):149-159. (In Russ.).

Введение

Характерная для последних десятилетий прорывная динамика информационно-цифрового и научно-технологического прогресса в совокупности с качественной регрессией общественных процессов предопределяют отставание в познании и освоении социумом постоянно усложняющейся повседневной реальности [1]. Духовно-когнитивная деградация общественного сознания, обострение экономических и социально-культурных проблем, нестабильность международной военно-политической обстановки — общие следствия этого дисбаланса. Рост числа техногенных катастроф, в том числе и в авиационной сфере, главной причиной которых является человеческий фактор (далее — ЧФ), — частное проявление указанных процессов.

В контексте проблем безопасности современных эргатических макросистем, к которым

относится и авиационная система (далее — АС), ЧФ выступает главным ресурсом и представляет собой интегральную характеристику связи человека (в совокупности его психофизиологических, когнитивных, морально-этических личностных качеств) и технических устройств в конкретных условиях их взаимодействия [2; 3]. Однако более распространенной является негативная оценка ЧФ, определяющая его как любое (реальное или потенциальное) воздействие на АС, приводящее к возникновению особой ситуации в полете и обусловленное преднамеренным или неумышленным действием (бездействием) человека [4].

Понятие «авиационная система» подразумевает совокупность воздушных судов, экипажей, средств, систем и служб управления, связи, навигации, подготовки, организации и обеспечения полетов, технического обслуживания, ремонта

и т. п., объединенных организационно и функционально для решения задач в соответствии с предназначением авиационных структур1.

Глубина и субъективность расследования происшествий во многом определяют раскрытие влияния ЧФ — официальной причины 6090 % современных техногенных аварий и катастроф [2-10]2, в связи с чем актуальность задачи преобразования и совершенствования профессиональной подготовки, обучения и воспитания курсантов авиационных вузов приобретает первостепенное значение для нейтрализации этого опасного фактора.

Материалы и методы исследования

В качестве общей методологической основы исследования применялась диалектико-матери-алистическая (системная) философия, общенаучные методы, культурологическая и педагогическая методология, комплексно используемые теоретические и эмпирические методы.

Структурно-функциональный анализ культуры выделил ее защитные элементы, синтез которых определяет культуру безопасности жизнедеятельности (далее — БЖД), актуализирует профессиональную и раскрывает более узконаправленную — культуру безопасности полетов (далее — БП). Абстрагирование и идеализация ее критериев позволяют локализовать направление совершенствования системы профессиональной подготовки — образовательной подсистемы АС.

Для четкого представления о сущности, структуре и содержании культуры БП представляется также необходимым прибегнуть к идеализации и моделированию исследуемого феномена, последовательно экстраполируя (приближая) его содержание от общей культуры через культуру БЖД к культуре БП.

В перспективе разработки педагогической системы формирования личностной культуры БП у курсантов в образовательной среде авиационных вузов планируется применение акмео-логического подхода и методологии [11].

В качестве основных использовались материалы исследований БЖД, аварийности, связанной с ЧФ в гражданской и военной авиации, аналитические и статистические исследования, нормативная документация, фундаментальные

1 Концепция безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации: [Утверждена Министерством Обороны Российской Федерации 31 мая 2017 г.]. Москва: СБП А ВС РФ, 2017. 19 с.

2 См.: Причиной 90 % аварий на производстве в России стал человеческий фактор // Деловой Петербург: [сайт]. URL: https://www.dp.rUa/2019/12/13/Prichinoj_90_avarij_m_ pr?ysclid=ltjzguco4c655212188 (дата обращения: 10.03.2024).

и прикладные исследования в области культурологии, педагогики и психологии, а также личный многолетний опыт летной службы в структурах БП авиационных частей, педагогический опыт инструкторской работы и преподавания в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

Людские и материальные потери совокупного потенциала государства в авиакатастрофах и авариях, связанных с ЧФ, являются безусловным стимулом научных изысканий, всестороннего изучения и публицистической популярности репродуктивной педагогической функции культуры. Ведь именно культура стала единственным защитником человека от опасностей природного и техногенного характера.

Суть культуры — это обобщенная деятельность человека, направленная на всестороннее удовлетворение своих и/или общественных потребностей, включая обеспечение личной и/или общественной безопасности.

Человечество в целом и каждый индивидуум по отдельности используют культуру в качестве универсального средства безопасности, оберегающего от неблагоприятных факторов, которые в современном мире все больше смещаются из природной локализации в техногенную.

Таким образом, современный тренд, вектор защитной функции культуры противопоставлен антропогенному — ЧФ, т. е. культура защищает человека от негативного воздействия самого себя или культура противостоит сама себе. Чем больше человек приобретает возможностей для саморазрушительного воздействия, тем активнее должен развиваться этот защитный вектор, замедляя тенденцию роста внутренних противоречий.

Исходя из логики приведенных рассуждений, защитная функция культуры, выраженная в культуре БЖД, представляет собой отражение ЧФ и, по существу, экзистенциально ему соответствует. Указанное соответствие затрагивает вопросы личностного смысла, ценностей и аутентичности, подчеркивая важность соответствия действий, верований и жизненных решений собственной человеческой сущности, основаниям бытия или «экзистенции» [12].

Если опираться на принцип симметрии, то «экзистенциальное соответствие» — в рамках исследования — означает гармоничное соответствие ЧФ как сущности человеческого бытия в контексте авиационной деятельности культуре БП. Успешное функционирование АС в плане предотвращения авиационных происшествий зависит только от того, насколько адекватно и гармонично сформирована личностная культура БП, насколько адекватно

и гармонично она соответствует требованиям, предъявляемым обществом к ЧФ в АС.

Приведу репрезентативный пример экзистен-циональной связи культуры БП с ЧФ, который содержится в ретроспективном анализе решения проблемы преодоления «звукового барьера».

В конце 1940-х гг. авиация столкнулась с серией авиакатастроф, связанных с потерей управляемости и разрушением конструкции реактивных самолетов при приближении к скорости звука. «Звуковой барьер» в горизонтальном полете был преодолен 1 февраля 1950 г. шеф-пилотом ОКБ Микояна Героем Советского Союза И. Т. Иващенко при испытаниях прототипа МиГ-17, однако уже 17 марта его самолет при разгоне на пикировании был буквально разрушен малоизученным «волновым эффектом», опытный летчик погиб. Этот самый современный на тот момент истребитель, в 1951 г. доработанный на основе новой теории сверхзвуковой аэродинамики, пошел в серийное производство. При этом самолет оказался очень удачным — состоял на вооружении почти 20 лет и с успехом воевал против новейших самолетов США в небе Кореи и Вьетнама.

Ценный материал, полученный при расследовании этой катастрофы, указал правильное направление научного поиска и позволил в кратчайшие сроки завершить теоретические исследования в области сверхзвуковой аэродинамики и сопротивления материалов. Благодаря экзистенциональной связи с ЧФ общая культура в целом и культура БП в частности приобрели необходимые для того времени недостающие элементы, обеспечив надежную профилактическую защиту от различных негативных факторов, в том числе и человеческого.

Понятия «культура» и «безопасность» впервые были официально объединены в 1986 г. Международной консультативной группой по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в «Итоговом докладе о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле»1. В дальнейшем структурами МАГАТЭ культура безопасности была представлена как фундаментальный принцип управления, была раскрыта концепция и дано первое «отраслевое» определение «культуры безопасности» — «квалифика-

1 Итоговый доклад о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле: № 75-INSAG-l: доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности. Вена: Международное агентство по атомной энергии, 1986. 240 с.

ционная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомной станции является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность» [13]2.

В отечественной науке в качестве аналога «культуре безопасности» чаще используется термин «культура безопасности жизнедеятельности».

Следует отметить, что объединяющим фактором в вышеуказанных словосочетаниях являются культура (как некий уровень воспитанности и образованности человека) и психологический аспект (подразумевающий наличие у персонала осознанного ответственного отношения к безопасности взаимодействия с профессиональной техносферой).

Примечательно, что теоретических исследований, посвященных феномену культуры безопасности, относительно немного, в отличие от обилия соответствующих прикладных [14-16]. Применительно к педагогическим наукам это подтверждается работой В. В. Гафне-ра [16]. Культура БЖД в отечественной науке исследована довольно подробно: С. В. Белов, М. А. Котик, В. Н. Мошкин, В. В. Гафнер, Л. М. Власова, А. К. Гастев, Н. Л. Головин, В. В. Сапронов, В. В. Чебан, А. М. Прихожан, В. Н. Кузнецов, А. А. Михайлов, В. А. Дорошенко, И. В. Пантюк, А. Н. Антоненко, А. А. Де-ревинская, Э. Н. Абильтарова, А. А. Дронов, Н. Л. Сошина, И. Н. Немкова, Т. А. Иванова, И. А. Голубева, В. А. Цейко, А. А. Есипова, Э. М. Ребко, А. А. Нурутдинов, Е. Н. Елизарье-ва, В. Н. Мошкин, Д. Н. Гугин, Л. Л. Тимофеева, Г. И. Власова, Н. Г. Романов и др.

В соответствии с ГОСТ Р 22.3.07-2014, культура безопасности жизнедеятельности — это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения3.

2 См.: Основные принципы безопасности атомных электростанций: № 75-INSAG-3: доклад Международной консультативной группы. Вена: Международное агентство по атомной энергии, 1989. 541 с.; Культура безопасности: № 75-INSAG-4: доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности. Вена: Международное агентство по атомной энергии, 1991. 348 с.

3 ГОСТ Р 22.3.08-2014. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70981168/ (дата обращения: 10.03.2024).

Т. А. Иванова определяет культуру безопасности жизнедеятельности как «уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности» [17].

По мнению А. А. Дронова, культура безопасности жизнедеятельности — это структур-но-уровневое образование, способствующее конструктивному взаимоотношению будущих специалистов с окружающей средой, на основе постоянного самосовершенствования и умения вступать в интеллектуальное, информационное, общественно-политическое, энергетическое и другие взаимодействия с природной, техногенной и антропогенной сферами в процессе жизнедеятельности [18].

И. Н. Немкова формулирует это же понятие более четко — как интегративное, динамическое структурно-уровневое образование, представленное совокупностью структурных (когнитивного, мотивационного, технологического, креативного) и функциональных (коммуникативного, нормативного, координирующего) компонентов, определяющих способ безопасной и творческой самореализации личности [19].

Феномен культуры позволил исследователям приблизить идентичные функциональные компоненты общей культуры к области культуры БЖД. Опираясь на три основания культуры: ценностные ориентиры, человеческую деятельность, творческую самореализацию личности (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов [20]), а также выделенные основные функциональные компоненты культуры: ценности, нормы, символы и язык (Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов [21]), мы обобщили и сгруппировали акцентированные современными исследователями компоненты культуры БЖД в четыре группы.

1. Мотивационно-аксиологическая:

- аксиологический (Д. Н. Гугин, 2007; А. А. Дронов, 2009; А. А. Есипова, Э. М. Ребко, 2014; А. А. Деревинская, И. В. Пантюк, 2022);

- мотивационно-аксиологический (Н. Л. Со-шина, 2019);

- мотивационно-ценностный (А. А. Нурут-динов, Е. Н. Елизарьева, Т. Р. Кабиров, А. В. Ах-мадеев, А. С. Инсафуддинов, 2021; А. Н. Анто-ненко, И. В. Пантюк, 2022);

- мотивационно-потребностный (И. Н. Нем-кова, 2005; Т. А. Иванова, 2008; И. А. Голубева, 2011; В. А. Цейко, 2013; Г. И. Власова, Н. Г. Романов, 2020).

2. Деятельностно-технологическая:

- технологический (И. Н. Немкова, 2005);

- деятельностный (В. Н. Мошкин, 2004;

A. А. Дронов, 2009; И. А. Голубева, 2011;

B. А. Цейко, 2013; А. А. Есипова, Э. М. Ребко, 2014; Н. Л. Сошина, Л. Л. Тимофеева, 2019; Г. И. Власова, Н. Г. Романов, 2020; А. А. Дере-винская, И. В. Пантюк, А. Н. Антоненко, 2022);

- процессуальный (Т. А. Иванова, 2008);

- поведенческий (А. А. Нурутдинов, Е. Н. Елизарьева, Т. Р. Кабиров, А. В. Ахмадеев, А. С. Инсафуддинов, 2021);

- нормативный (И. Н. Немкова, 2005; Д. Н. Гугин, 2007);

- валеологический и коммуникативный (Д. Н. Гугин, 2007; А. А. Дронов, 2009).

3. Личностно-эвристическая:

- личностно-деятельностный (Т. А. Иванова, 2008);

- эмоционально-волевой (В. А. Цейко, 2013; Г. И. Власова, Н. Г. Романов, 2020; А. А. Дере-винская, И. В. Пантюк, 2022);

- эмоционально-чувственный (Л. Л. Тимофеева, 2019);

- эмоционально-коммуникативный (Н. Л. Сошина, 2019);

- креативный (А. Н. Антоненко, И. В. Пан-тюк, 2022).

4. Информационно-когнитивная:

- информационно-когнитивный (А. А. Ну-рутдинов, Е. Н. Елизарьева, Т. Р. Кабиров, А. В. Ахмадеев, А. С. Инсафуддинов, 2021);

- когнитивный (И. Н. Немкова, 2005;

A. А. Дронов, 2009; И. А. Голубева, 2011;

B. А. Цейко, 2013; А. А. Есипова, Э. М. Ребко, 2014; Н. Л. Сошина, Л. Л. Тимофеева, 2019; Г. И. Власова, Н. Г. Романов, 2020; А. Н. Ан-тоненко, И. В. Пантюк, 2022);

- обучающий (Д. Н. Гугин, 2007);

- креативный (И. Н. Немкова, 2005; А. Н. Антоненко, И. В. Пантюк, 2022);

- рефлексивный (Н. Л. Сошина, 2019; А. А. Нурутдинов, Е. Н. Елизарьева, Т. Р. Каби-ров, А. В. Ахмадеев, А. С. Инсафуддинов, 2021);

- регулятивный (Д. Н. Гугин, 2007). Несмотря на широчайший спектр формулировок, определений и подходов к пониманию культуры, она, сохраняя архетипы общих функций и свойств в частях и отраслевых компонентах, однородна в своей структурно-функциональной вертикали. Поэтому закономерности

мировой культуры распространяются и действуют в национальных культурах, сохраняются в видовых и отраслевых формах функциональных, топонимических и профессиональных культур и т. д., вплоть до мельчайших бытовых микрокультур — вегетарианства или вышивания крестиком. Указанное глобальное свойство культуры позволяет нам сообразно использовать изученные в общекультурной системе функции,

свойства и структурные элементы, привнося целевые предназначения ее видов, отраслей и специализаций. Учет указанных методологических предпосылок и накопленный культурно-исследовательский опыт позволяют нам аппроксимировать (симметрично перенести) из области культуры БЖД обобщенный структурно-функциональный образ культуры БП авиационного специалиста (рис. 1).

Рис. 1. Обобщенная структура функциональных компонентов культуры БП

Главная ноксологическая аксиома о потенциальной опасности любой деятельности (нок-сология — естественно-научная дисциплина изучающая проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека) имеет два закономерных следствия: невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека и абсолютно безопасную технику, ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека [22]. Поэтому культуру безопасности мы рассматриваем как деятельность человека и ее результат, который должен соответствовать приемлемому уровню риска для жизни и деятельности не одного человека, а социума в целом. Только в этом случае культура, являясь надбиологической программой человеческой деятельности, поведения, общения и выступая условием воспроизводства и изменения жизни, несет в себе защитную функцию [18].

Взаимосвязи культуры БП и уровня БП недостаточно исследованы, что связано с отсутствием теоретико-методологической разработки «культуры безопасности полетов» как сущностного явления и философского понятия. Соответственно рассмотрение культуры БП с позиции современной науки целесообразно построить на анализе ее составляющих — культуры и БП [17].

«Руководство по управлению безопасностью полетов» ИКАО (Международная организация гражданской авиации) предлагает следующее определение БП — это «состояние авиационной системы или организации, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются» [3, Глоссарий, с. VII].

Используя определение БП ИКАО и формулировки культуры БЖД, синтезируем определение: культура безопасности полетов — это специализированная часть культуры БЖД, характеризующая уровень подготовки и осознанную потребность в соблюдении норм и правил БП, определяющих деятельность авиационного специалиста, в результате которой риски, связанные с влиянием ЧФ на авиационную аварийность, снижены до приемлемого уровня. Состав универсалий культуры БП и культуры БЖД идентичен, он представляет интегративную совокупность комплексных социально-личностных характеристик, состоящую из четырех групп взаимодополняющих компонентов (рис. 1):

1. Компоненты мотивационно-аксиологиче-ской группы раскрывают совокупность профессиональных ценностей безопасности полетов, исторически созданных человечеством на протяжении развития цивилизации и становления авиационной отрасли. Потребности и ценностные ориентации личности представляют собой инвариантные устойчивые ментальные образования, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия (в том числе в профессионально-специальной сфере); будучи ядром личности, ценности ориентируют ее направленность и корректируют ее поведение [23].

2. Компоненты деятельностно-технологи-ческой группы связаны с пониманием культуры БП как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре — ее первичной всеобщей определенностью. Технология в данном случае подразумевает профессиональную деятельность по обеспечению БП, реализующую способы предотвращения, нейтрализации опасных факторов, получения необходимой для этого информации, передачи накопленного опыта, т. е. всего того, что и составляет суть культуры БП. Большое значение при этом имеют не только используемые специфически профессиональные действия и технологии, но и так называемые гибкие навыки (умение убеждать, лидировать, находить подход и т. д.) — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми [24]. Освоение личностью культуры БП предполагает соответствующее освоение способов практической деятельности в виде стратегического, тактического и оперативного планирования, выбора алгоритмов, шаблонов собственных действий и поведения, гарантирующих безопасное выполнение поставленной задачи.

3. Компоненты личностно-эвристической группы раскрывают способ реализации сущностных сил человека (потребности, способности, интересы). Во взаимодействии с компонентами других групп они выполняют функции самодисциплины, адаптации и преадаптации, внутренней мотивации, обеспечивают стрессо-устойчивость, упорство в стремлении к поставленной цели, помогают обрести уверенность в правильном выборе решения, побороть неуверенность и стать настоящим профессионалом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная деятельность создает определенные условия для творческой самореализации личности. Положительная направленность самореализации определяется не только

внешним воздействием, но и внутренней потребностью личности. Авиационному специалисту, желающему полноценно овладеть культурой БП, стать надежным и безошибочным мастером-асом, необходимо осознать свое противодействие негативным факторам не только как механическое выполнение нормативных требований и инструкций, но и как творчество и в какой-то степени искусство. Личностно-твор-ческий аспект обусловлен объективной связью индивида и культуры БП. Индивид — носитель культуры БП — не только развивается на основе воплощенной сущности человека (культуры), но и вносит в нее что-то свое, принципиально новое, т. е. становится творческим субъектом. В связи с этим принятие культуры БП следует понимать и как миссию изменения самого человека, его становления как творческой личности. Эмоциональный интеллект, эмпатия, интегра-тивные навыки, объединяющие в себе множество сходных качеств, отражающих способность человека саморазвиваться, управлять своим мышлением, обучаться и обучать, использовать рефлексивно-прогностические умения, самостоятельность и независимость мышления (автономность), навык решения проблемных ситуаций, креативность и инновационность, критическое мышление [24], — все эти характеристики личности чрезвычайно востребованы в авиации, в том числе и для обеспечения БП.

4. Иметь способность, мотивацию, потребность, навыки, креативность недостаточно для влияния на поведение человека. Для того, чтобы чтить законы, следовать правилам, соблюдать меры безопасности, необходимо их как минимум знать. Компоненты информационно-когнитивной группы обеспечивают осмысление, сохранение и передачу всех вышеуказанных компонентов культуры БП посредством символизации. Комплексы общедоступных и специализированных символов представляют собой семиотику культуры БП.

Заключение

Представленный образ культуры БП, обеспечивающий минимальный уровень негативных авиационных событий, связанных с ЧФ в АС, направляет нас к акмеологической вершине — педагогической системе формирования предложенного комплекса взаимосвязанных и комплементарных компонентов культуры БП. Они приобретаются и накапливаются на протяжении всей человеческой жизни, однако формируются и возделываются как комплекс на личностном ментальном поле будущих авиационных специалистов именно в благоприятной

образовательной (учебно-воспитательной) среде авиационного вуза. Акмеологическая направленность личности выступает одним из значимых определений повышения эффективности формирования необходимых личностных качеств курсантов. Ее суть заключается в рассмотрении подготовки как особого вида деятельности субъекта, направленной:

- на самостоятельное, активное преобразование АС и себя как ее главной деятельност-ной части;

- обеспечение усиления профессиональной мотивации;

- стимулирование реализации профессионального потенциала;

- продуктивное использование приобретенных личностных ресурсов в целях достижения определенных высот в профессиональной деятельности [11].

Задача совершенствования профессиональной и должностной подготовки авиационного персонала в целях радикального снижения негативного влияния ЧФ отражена в действующей Концепции безопасности полетов авиации ВС РФ (утверждена МО РФ в 2017 г., далее — Концепция БП), которая среди основных недостатков существующей АС, наряду с отсутствием системного подхода к решению проблемы БП, несовершенством нормативных правовых и служебных документов, слабым развитием новых направлений теории БП, особо выделяет несовершенство системы профессионально-должностной подготовки авиационного персонала1. На наш взгляд, решение указанной в Концепции БП проблемы ЧФ предопределено и обусловле-

но успешностью решения задачи формирования культуры БП авиационного персонала на этапе его обучения и воспитания в авиационном вузе.

В рамках данного исследования была реализована многоуровневая аналитическая работа, раскрывшая сущность и структуру культуры БП, ее взаимное экзистенциальное соответствие ЧФ в АС, подтверждаемые личным опытом и характерным примером. Таким образом, считаю целесообразным при расследовании и профилактике негативных авиационных событий перенести акцент с ЧФ на «культурный фактор» или «фактор культуры БП».

К примеру, при расследовании негативного авиационного события выявлены его причины, связанные с «человеческим» фактором, в классической традиционной интерпретации подразумевающие в слове «человеческий» конкретного человека или круг лиц (обычно летчика, диспетчера, специалиста авиационной инженерной или метеорологической службы, командира и т. п.), которые естественно являются главными виновниками и понесут заслуженное наказание в соответствии с допущенными ошибкам, упущениями или нарушениями требований БП. Но правильнее и полезнее для понимания определить истинный источник причин аварийности в АС как «фактор культуры БП». Ошибка или нарушение, допущенное человеком, — это не только его вина, но и результат неправильно сформированной личностной культуры БП. Только определив первоисточник и нейтрализовав конкретный недостаток культуры БП, мы имеем реальную возможность преодолеть очередной авиационный «барьер».

Список литературы

1. Золин И. Е. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов и качество образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 112-119. EDN ZXEIXM.

2. Doc 9859 Safety Management Manual. 4th ed. Montréal : ICAO, 2018. 182 p.

3. Doc 10151 Human Performance (HP) : Manual for Regulators. 1st ed. Montreal : ICAO, 2021. 50 p.

4. Проказин Е. С., Азарян Д. А., Бабенков Д. Р. Понятие человеческого фактора. Прошлое и настоящее // Научные чтения имени профессора Н. Е. Жуковского : сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции, Краснодар, 08-09 ноября 2023 года. Краснодар : Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А. К. Серова, 2023. С. 41-45. EDN TDAPUN.

5. Сверчков А. Э., Сверчков Р. Э. Человеческий фактор в сравнительной оценке симметричных эргатических систем, культурно-педагогический вектор его преодоления // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 10 (136). DOI 10.23670/IRJ.2023.136.34. EDN QTYJET.

6. Дьячков Д. В., Золотарев О. В. Анализ статистики авиакатастроф на основе исследования множества факторов // Физико-техническая информатика (CPT2020) : материалы 8-й

1 Концепция безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации: [Утверждена Министерством Обороны Российской Федерации 31 мая 2017 г.]. Москва: СБП А ВС РФ, 2017. 19 с.

Международной конференции, Пущино, Московская обл., 09-13 ноября 2020 года. Т. Ч. 2. Нижний Новгород : Автономная некоммерческая организация в области информационных технологий «Научно-исследовательский центр физико-технической информатики», 2020. С. 289-320. DOI 10.30987/conferencearticle_5fd755c09f2c91.06817396. EDN OWFUCK.

7. Либерман А. Н. Техногенная безопасность: человеческий фактор. Санкт-Петербург : Центр информатики «Гамма-7», 2006. 101 с.

8. Сошина Н. Л., Нагорный Р. В. Психолого-педагогическая диагностика уровня сфор-мированности культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся вуза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 5-1. С. 276-287. DOI 10.34670/AR.2020.46.5.029. EDN FFABUX.

9. Состояние безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства // Межгосударственный авиационный комитет. URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/bezopasnost-poletov/?PAGEN_1=2 (дата обращения: 10.03.2024).

10. Лизнев А. Н., Механтьева Л. Е., Масалытин А. В. Статистический анализ человеческого фактора как основной причины авиакатастроф // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8, № 2. С. 375-376. EDN XDMZEZ.

11. Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Применение акмеологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 69-77. EDN GOOYAO.

12. Уварина Н. В. Логико-семантический аспект взаимосвязи саморазвития и самореализации личности // Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях : IV Сазоновские педагогические чтения : материалы Международной научно-практической конференции, Курган, 07-08 февраля 2008 года. Курган : Курганский государственный университет, 2008. С. 115-117. EDN XNCIAH.

13. Головин Н. Л. Понятие «культура безопасности», его развитие и анализ // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 4-1. С. 32-47. DOI 10.34670/AR.2021.14.17.004. EDN TIKNIB.

14. Абильтарова Э. Н. Исторические аспекты формирования культуры безопасности // Человек — Природа — Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 2019. № 5 (12). С. 8-11. EDN VPZKPC.

15. Фетисова Ю. В. Культура безопасности : специальность 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Омск, 2009. 21 с. EDN NLCSOB.

16. Гафнер В. В. Культура безопасности : аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.). Екатеринбург, 2013. 200 с.

17. Иванова Т. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2008. 21 с. EDN NJHFSH.

18. Дронов А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Воронеж, 2009. 24 с. EDN NKZIWB.

19. Немкова И. Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Елец, 2005. 23 с. EDN NIGERB.

20. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. Москва : Академия, 2002. 576 с.

21. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология : учебник / под ред. Ю. Г. Волкова. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва : Гардарики, 2003. 512 с.

22. Коробко В. И., Юнусов Н. С. Основные аксиомы деятельности человека и безопасности жизнедеятельности // Строительство. Экономика и управление. 2022. № 1 (45). С. 14-19. EDN FMKSSE.

23. Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 72-81.

24. Уварина Н. В., Савченков А. В., Пахтусова Н. А., Корнеева Н. Ю. Воспитание гибких навыков молодежи региона монография. Москва : Первое экономическое издательство, 2022. 112 с. ISBN 978-5-91292-411-8. DOI 10.18334/9785912924118. EDN EMMAUA.

References

1. Zolin IE. Current problems of professional training of specialists and the quality of education. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki = Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2019;(2(54):112-119. EDN ZXEIXM. (In Russ.).

2. Doc 9859 Safety Management Manual. 4th ed. Montreal: ICAO; 2018. 182 p. (In Engl.).

3. Doc 10151 Human Performance (HP): Manual for Regulators. 1st ed. Montreal: ICAO; 2021. 50 p. (In Engl.).

4. Prokazin ES, Azaryan DA, Babenkov DR. The concept of the human factor. Past and present. In: Nauchnye chteniya imeni professora N. E. Zhukovskogo = Scientific readings named after professor N. E. Zhukovsky. Krasnodar: Krasnodar Higher Military Aviation School named after A. K. Serov; 2023. Pp. 41-45. EDN TDAPUN. (In Russ.).

5. Sverchkov AE, Sverchkov RE. The human factor in the comparative assessment of symmetrical ergatic systems, the cultural and pedagogical vector of overcoming it. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal = International scientific research journal. 2023;(10(136). DOI 10.23670/ IRJ.2023.136.34. EDN QTYJET. (In Russ.).

6. Dyachkov DV, Zolotarev OV. Analysis of aircraft accident statistics based on the study of many factors. In: Fiziko-tekhnicheskaya informatika (CPT2020) = Physico-technical informatics (CPT2020). Nizhny Novgorod: Autonomous non-profit organization in the field of information technology "Research Center for Physical and Technical Informatics"; 2020. Pp. 289-320. DOI 10.30987/conferenc earticle_5fd755c09f2c91.06817396. EDN OWFUCK. (In Russ.).

7. Liberman AN. Tekhnogennaya bezopasnost': chelovecheskiy factor = Technogenic safety: human factor. St. Petersburg: Informatics Center "Gamma-7"; 2006. 101 p. (In Russ.).

8. Soshina NL, Nagorny RV. Psychological and pedagogical diagnostics of the level of formation of the life safety culture of university students. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremen-nye issledovaniya = Psychology. Historical-critical reviews and modern research. 2019;8(5-1):276-287. DOI 10.34670/AR.2020.46.5.029. EDN FFABUX. (In Russ.).

9. State of flight safety in civil aviation of the member states of the Agreement on Civil Aviation and the Use of Airspace. Interstate Aviation Committee. URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/ bezopasnost-poletov/?PAGEN_1=2. (In Russ.).

10. Liznev AN, Mekhanteva LE, Masalytin AV. Statistical analysis of the human factor as the main cause of plane crashes. Molodezhnyy innovatsionnyy vestnik = Youth Innovation Bulletin. 2019;8(2):375-376. EDN XDMZEZ. (In Russ.).

11. Lymarev VN, Uvarina NV. Application of the acmeological approach to the problem of forming professional motivation of military personnel of the Russian Guard. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(2(34):69-77. EDN GOOYAO. (In Russ.).

12. Uvarina NV. Logical-semantic aspect of the relationship between self-development and self-realization of the individual. In: Nauchnoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya lichnosti v sovremennykh usloviyakh: IV Sazonovskie pedagogicheskie chteniya = Scientific support of professional self-determination of the individual in modern conditions: IV Sazonov Pedagogical Readings. Kurgan: Kurgan State University; 2008. Pp. 115-117. EDN XNCIAH. (In Russ.).

13. Golovin NL. The concept of "safety culture", its development and analysis. Pedagogiches-kiy zhurnal = Pedagogical Journal. 2021;11(4-1):32-47. DOI 10.34670/AR.2021.14.17.004. EDN TIKNIB. (In Russ.).

14. Abiltarova EN. Historical aspects of the formation of a safety culture. Chelovek — Priro-da — Obshchestvo: Teoriya i praktika bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, ekologii i valeologii = Man — Nature — Society: Theory and practice of life safety, ecology and valeology. 2019;(5(12):8-11. EDN VPZKPC. (In Russ.).

15. Fetisova YuV. Kul'tura bezopasnosti = Safety culture. Abstract of thesis. Omsk; 2009. 21 p. EDN NLCSOB. (In Russ.).

16. Gafner VV. Kul'tura bezopasnosti: analiticheskiy obzor dissertatsionnykh issledovaniy (pedagogicheskie nauki, 2002-2012 gg.) = Safety culture: an analytical review of dissertation researches (pedagogical sciences, 2002-2012). Ekaterinburg; 2013. 200 p. (In Russ.).

17. Ivanova TA. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury bezopasnoy zhiznedeyatel'nosti detey-sirot v usloviyakh shkoly-internata = Pedagogical conditions for the formation of a culture of safe life for orphans in a boarding school. Abstract of thesis. Vladikavkaz; 2008. 21 p. EDN NJHFSH. (In Russ.).

18. Dronov AA. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti studentov uchrezhdeniy sred-nego professional'nogo obrazovaniya = Formation of a culture of life safety among students of secondary vocational education institutions. Abstract of thesis. Voronezh; 2009. 24 p. EDN NKZIWB. (In Russ.).

19. Nemkova IN. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti studentov v protsesse professional'noy podgotovki v vuze = Formation of a culture of life safety of students in the process of professional training at a university. Abstract of thesis. Yelets; 2005. 23 p. EDN NIGERB. (In Russ.).

20. Slastenin VA, Isaev IF, Shiyanov EN. Pedagogika = Pedagogy. Moscow: Academy; 2002. 576 p. (In Russ.).

21. Volkov YuG, Dobrenkov VI, Nechipurenko VN, Popov AV. Sotsiologiya = Sociology. Moscow: Gardariki; 2003. 512 p. (In Russ.).

22. Korobko VI, Yunusov NS. Basic axioms of human activity and life safety. Stroitel'stvo. Eko-nomika i upravlenie = Construction. Economics and Management. 2022;(1(45):14-19. EDN FMKSSE. (In Russ.).

23. Lymarev VN, Uvarina NV. Application of an axiological approach to the problem of forming professional motivation for military personnel of the Russian Guard. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(3(35):72-81. (In Russ.).

24. Uvarina NV, Savchenkov AV, Pakhtusova NA, Korneeva NYu. Vospitanie gibkikh na-vykov molodezhi regiona = Education of flexible skills of youth of the region. Moscow: First Economic Publishing House; 2022. 112 p. ISBN 978-5-91292-411-8. DOI 10.18334/9785912924118. EDN EMMAUA. (In Russ.).

Информация об авторе

А. Э. Сверчков — преподаватель; аспирант.

Information about the author

A. E. Sverchkov — teacher; graduate student.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 15.03.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 24.04.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.