ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Media Education Practices
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЙ
(Инновационные технологии науки кинообразования в современной средней и старшей школе на предмете ОБЖ (В помощь учителям и педагогам ОБЖ, школьникам и их родителям)
А.А. Маченин,
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,
Москва
Аннотация: В статье акцент делается на обзоре кинолент популярного, в современном мировом кинематографе, жанра - «фильм-катастрофа». Анализируется историческая ретроспектива и сегодняшние пути развития методологических подходов заявленной темы: «(Культура безопасности на материале российских и зарубежных художественных кинопроизведений. Инновационные технологии науки кинообразования в современной средней и старшей школе на предмете ОБЖ». Проведена классификация наиболее показательных кинокартин согласно критериям актуальности, содержательности, информативности, материально-цифровой доступности и образовательно-воспитательной эффективности для разновозрастных детско-зритель-ских аудиторий при классной, внеклассной и самостоятельной досуговой деятельности в направлении предметного изучения основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Подробно рассматриваются ключевые направления тематики исследования, отражающие специфику всевозможных чрезвычайных ситуаций (ЧС), а это фильмы о техногенных катастрофах и терактах, природных катастрофах и катаклизмах, фильмы про катастрофы биологического, экологического и социального характера, фильмы о возможных последствиях «конца света», а также исторические фильмы-катастрофы, сюжет которых полностью соподчинён с реальными обстоятельствами конкретных исторических свидетельств фактов ЧС природного, или техногенного характера.
Ключевые слова: ОБЖ, кинообразование, фильм-катастрофа, психология экранной медиабезопасности, здоровьесберегающие технологии, профильное образование.
Safety culture is based on the material of Russian and foreign cinema art.
Innovative film-science technologies in modern middle and high school on the subject of «life safety» (for teachers and educators, students and their
guardians)
A.A. Machenin,
Russian Association for Film and Media Education,
Moscow
Summary. This article focuses on a survey of popular films in the modern world cinema genre of «disaster movie». Analyzes the historical background and the development of today's methodological approach of the topic: «(The safety culture based on the material of Russian and foreign cinema art. Innovative technologies in modern science of filming for the life safety subject in modern middle and high school». The classification of the most representative films according to the criteria of relevance, content, information content, indicative of material and digital accessibility and effectiveness of education and educational for children of different age - viewership in classroom, extracurricular and independent leisure activities in the direction of subject learning the basics of life safety. Detail the key areas of research topics, reflecting different kinds of emergency situations (ES), and the film is about man-made and acts of terrorism, natural disasters, disaster movies about the biological, environmental and social issues, movies on possible options for the «tend of the world», as well as historical - disaster, the plot of which is wholly joint report with the actual circumstances of the specific historical evidence of the facts of natural disaster or man-made disasters.
Keywords: life safety, film education, disaster movie, health-saving technologies, specialized education.
Мы все любим кино, ходим в кинотеатры, смотрим фильмы дома по телевизору, на даче по персональному компьютеру по планшету или мобильному телефону когда находимся в пути на работу или школу Для каждого человека, зрителя, кинематограф свой, и в большинстве случаях кино олицетворяется у нас со сказкой наяву волшебством которое возможно и в нашей реальной жизни. Это виртуальный мир, где сбываются самые смелые мечты, где любая история, как правило, заканчивается счастливым концом. Для кого-то кинематограф это хорошая возможность отдохнуть всей семьёй за просмотром фильмов семейного жан-
ра, кто-то наоборот хочет в одиночку пощекотать себе нервы драматическими сюжетными перипетиями фильмов ужасов. За это мы готовы платить, но финансовая сторона далеко не главный фактор расплаты, главное - мы платим собственным вниманием, желанием и соответственно собственным времени и временем наших детей.
Современный кинематограф большинством потенциальной аудиторией зрителей-потребителей рассматривается как огромная финансово-зрелищная индустрия развлечений, а сами фильмы - как средство эмоционального и психологического отдыха, либо наоборот - контрастной шоковой те-
рапии для столь обыденной и скучной реальности.
Но художественное кино, разумеется, может нести не только развлекательный посыл, оно может быть ещё и образовательным, познавательным, развивающим образное, морально-эстетическое, этическое и художественно-творческое мышление, мировоззрение и предпосылки к формированию человека «индивидуала» и «интеллектуала». Это очень важный, востребованный путь воздействия на современного человека, особенно если мы говорим о наших детях, современных школьниках.
Не секрет, что современный учебно-познавательный процесс воспринимается школьниками лучше, если он организован в форме ролевой игры, сценическом обыгрывании той или иной искусственно созданной постановочной, либо исторически воссозданной естественной, обиходной жизненной ситуации (основанной на реальных событиях).
Существует целое научное направление, подразумевающее разработку образовательных, воспитательных, художественно-творческих, научно-методических учебно-программных принципов и подходов, практико-теоретическая основа которых фокусируется на глубоком анализе и программировании теле/кино/медиаматериала включающий в себя короткометражные и широкоформатные многобюджетные художественные игровые и документальные кинопроизведения.
Направлений у этой науки (кинообразования), множество. Всё, чему можно и нужно научить совре-
менного человека - школьника, можно заключить в сценарий художественного кинофильма, а, возможно, - и самим специально снять короткометражный фильм либо короткий игровой сюжетный ролик по какому либо познавательному, образовательному и здоровьесберегающему направлению со своими учениками (например, по правилам дорожного движения или первой помощи при пожаре). Учебный материал воспринимается легче, свободнее и непринужденнее, если он интересен, технологичен, презентабелен и ярок, а если он ещё и полезен, информативен и поучителен, его хочется смотреть неоднократно.
Раскрывая работу с художественными фильмами по теме ОБЖ, нужно сказать, что данное направление в кинообразовании, с одной стороны представлено достаточно хорошо обилием снятых полнометражных фильмов-катастроф. Но, с другой стороны, как показывает практика, без должного всесторонне-систематического, образовательно-познавательного, практико-предметного и аналитически-оценочного преподавательского или родительского взгляда, а также грамотного понимания и трактовки зашифрованного смыслового подтекста в лихо закрученные сюжетные линии фильма или отдельного киносюжета, любой, даже самый дорогой киноматериал превращается в полтора часа увеселения и мимолётного развлечения, либо вообще, - разочарования от недопонимания происходивших событий на кино- или телеэкране. А это вле-
чёт за собой негативный осадок от выброшенного в пустую драгоценного времени.
Конечно, общая культурная составляющая зрительской аудитории накладывает определённый след на кино/телепродукт который производится и покупается российским зрителем, что в свою очередь предопределяет его содержательную основу, подчас примитивную. Да и сама аудитория редко стремится к восприятию режиссёрско-постановочных находок, заставляющих не только задуматься о смысле жизни, но ещё и чему-то научиться. К сожалению, это и есть реалии современной кино/телеиндустрии.
Изучая материал любого литературного художественного произведения, везде присутствуют элементы угрозы катастрофы или совокупность чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые переживает главный герой, эйфорию грамотно-проведённой спасательной операции, неминуемо ведущий к катарсису, к «хэппи-энду» (happy end — счастливый конец) [Большой толковый словарь русского языка, 1998].
Как правило, главные герои классических и современных художественных кинопроизведений находятся в постоянном ощущении предугадывания, ликвидации и реабилитации какого либо ЧС. При этом в спасении нуждаются не только тела людей, объекты земной и внеземной инфраструктуры, но главное это души людей и сами обстоятельства предстоящих или уже случившихся (произошедших) событий. Чрезвычайные ситуации всё чаще переносятся в мир фантазий, виртуальный мир.
Марио Пьюзо, известный американский романист и сценарист, сказал как-то: «Мы, драматурги, подобны регулировщикам уличного движения. Только с одной разницей: мы сумасшедшие регулировщики. В жизни регулировщики обеспечивают безопасность, а в драме мы думаем только о том, чтобы столкнуть встречные машины. Мы создатели катастроф».
Режиссер А.Митта в своём учебно-методическом пособии для режиссёров кино и телевидения «Кино между адом и раем» очень хорошо описал основные драматургические и характеристический направления художественного кинопроизведения, ключевые параметры которого базируются на принципах искусственно создаваемых катастрофах в драматургических характерах персонажей кинокартины: «Наша задача — не примирить персонажей, а подтолкнуть развитие конфликта к катастрофе». Мы заинтересованы в том, чтобы действия персонажей были предельно активны. А это бывает, когда им грозит контрдействие антагонистов. Сквозное действие-противодействие помогает герою всегда быть на грани катастрофы. Если в драме не будет постоянной угрозы крушения, не будет и активного сквозного действия, развивающего тему» [Митта, 1999].
Российская историческая ретроспектива науки кинообразования на материале экранных художественных кинопроизведений, включает в себя практически вековую историю, но при этом, факты (свидетельства) исследовательских изысканий в направлении вос-
питания у населения культуры безопасности жизнедеятельности, до сих пор единичны. Надо отметить, что, несмотря на мировую тенденцию роста числа чрезвычайных ситуаций, современные российские медиа не считают эту тему приоритетной, важной для населения. В печатных изданиях, в кинотеатрах и на телевидении, как федеральном, так и региональном, тема формирования культуры безопасности практически отсутствует и возникает только в случае произошедшего бедствия. Отдельные попытки таких проектов были, но они не носят системного характера и поэтому не оказывают должного взаимодействия на общественное мнение в целом.
К примеру, наши коллеги из Европы и США уже достаточно давно применяют практику использования, в целях обучения гражданского населения безопасному поведению в экстремальных ситуациях радиопередачи и телесериалы, а также полнометражные много бюджетные художественные и документальные фильмы. Как правило, основой для внедрения здоровье сберегающих технологий был выделен особый жанр «Фильмы-катастрофы». В фабулы популярных фильмов-катастроф европейские и американские сценаристы искусственно закладывали элементы программ обучения в случае природных или техногенных бедствий.
Уже в 1990-х гадах на опытно-экспериментальной основе было установлено, что эффективность восприятия обучающих принципов ОБЖ, запрограммированные в отдельные кинематографические
телесюжеты или в основную сценарную идею полноформатных кинофильмов понятийное влияние достигалось гораздо быстрее и на порядок лучше, чем, к примеру, на специализированных лекциях или тематических образовательно-научных семинарах.
К сожалению, в России, до 2004 года, подобные здоровьесберега-ющие технологии не имели активного применения ни в образовании, ни в социально-бытовой информационной среде. Причин называется множество, основные из которых низкий уровень культуры безопасности, как самого населения, так и тех, кто должен принимать решения по продвижению в жизнь этого направления деятельности. Как утверждает руководитель пресс-службы Общественной палаты РФ, а в прошлом начальник пресс-службы МЧС России (1999-2004) М. Рыклина: «Для повышения уровня знаний людей в области противодействия катастрофам, формирования мировоззрения населения, его гражданской позиции необхо-дима государственная программа, в реализации которой будут заинтересованы и власть, и общество!» [Рыклина, 2009, с. 5].
В последнее время многое изменилось как в здоровьесберега-ющей практике населения, так и в подходах к самому образовательному процессу в направлении школьной дисциплины «ОБЖ». Самыми яркими предпосылками можно назвать:
- принятие закона о внесении предмета «ОБЖ» в реестр обязательных учебных дисциплин, что значительно повысило статус
предмета, как у молодых креативных преподавателей, так и у самих школьников и их родителей;
- масштабную научно-методическая работу в учреждениях высшего, среднего и дошкольного обязательного и дополнительного образования (написаны десятки учебников, методических образовательных программ, пропагандистских буклетов; разрабатываются и снимаются сотни документальных и художественных фильмов, социальных видеороликов, познавательных телепередач и т.д.);
- рост внимания к направлению ОБЖ со стороны чрезвычайных министерств и ведомств России, таких как МЧС, МВД, ФСБ, ГИБДД и Министерства обороны РФ.
Среди основных направлений развития кинообразования на материале экранных произведений по предмету ОБЖ:
- психология экранной медиа-безопасности (пропаганда здорового физического, эстетического и морально-психологического информационного образа жизни). На опытных практико-аналитических примерах, изучая современный меди-аматериал средств массовой информации, мы выявляем какой кино/теле/радио и иной медиамате-риал отрицательно влияет на здоровый, морально-психологический, художественно-творческий или эти-ческо-эстетический потенциал современного школьника, а какой, наоборот, положительно влияет на процесс профессионального и дополнительного обучения или воспитания, образования и самообразования, на общекультурный уровень современного человека;
- профильное образование, образовательные возможности современного отечественного и зарубежного кинематографа. Пропаганда профессий чрезвычайного характера, таких как пожарный, спасатель, водолаз, кинолог врач системы «медицина катастроф», врач психолог и т.д. Так среди фильмов, популяризирующих профессию кинолога, можно назвать: «Ко мне, Мухтар!» (СССР 1964) +6; «Пограничный пёс Алый» (СССР 1979) +6; «К-9: Собачья работа» (США, 1989) +12; «Пожарный пёс» (США, Канада, 2007) +6 и т.д. Среди фильмов, популяризирующих профессию пожарного: «Башни близнецы» (США, 2006); «Огнеупорный» (США, 2008) +12; «Ад в поднебесье» (Германия, 2007) + 16. Среди фильмов, популяризирующих профессию спасателя: «Спасатель» (США, 1976) + 12; «Спасатель» (США, 2006) +12; киносериал «Спасатели Малибу» (США, 19892001) +12; киносериал «ЧС. Чрезвычайная ситуация» (Россия, 2012) +12; «Вертикальный предел» (США, Германия, 2000); «Скалолаз» (Италия, Франция, США, 1993) +12 и т.д. Среди фильмов, популяризирующих профессию переговорщиков, психологов и работников чрезвычайных колл-центров: «Тревожный вызов» (США, 2013) +16; «Переговорщик» (Германия, США, 1998) +16; «Шестое чувство» (США, 1999) +12; «Опасные пассажиры поезда 123» (США, 2009) +16; «Заложник» (США, Германия, 2005) +12. Также важны фильмы, пропагандирующие научно-практическое содержание учёных специализаций охватывающих направления прогнозирования, предупреждения и ликвидации все-
возможных ЧС природного либо техногенного масштаба: «Пик Данте» (США, 1997) +12, про профессию вулканолога; «Скорость» (США, 1994) +12, про профессию спасателя на транспорте; «Тревожное воскресенье» (СССР, 1983) +12, про профессию пожарного; «Эпидемия» (США, 1995) +12, про профессию врача-эпидемиолога; «Смерч» (США, 1996) +12, про научную работу учёных-метеорологов и т.д.;
- целенаправленные образовательно-познавательные, пропагандистские и популяризаторские предпосылки в направлениях предупреждения, оповещения, прогнозирования и ликвидационных действий в условиях всевозможных ЧС природного, экологического, биологического, социального и техногенного характера.
Итак, что такое «фильм-катастрофа», каковы его жанровые и содержательно-образовательные особенности?
Фильм-катастрофа - устоявшийся самостоятельный жанр современного кинематографа, содержание которого предполагает определённые проблемные сюжетные линии из обстоятельств какой-либо природной, биологической, экологической, социальной или техногенной ЧС, куда попадают главные герои кинокартины. Как правило, основной сюжет достаточно узнаваем: герои фильма попадают в какую-либо катастрофу и пытаются спасти себя и близких. Очень часто, особенно в американских фильмах, - это спасение всего мира в планетарном масштабе, либо всего человечества. Жанр «фильм-катастрофа» представля-
ет собой специфическую, интеграционную разновидность жанров триллера и драмы, подчас с элементами ужасов и фантастики, что утяжеляет и увеличивает цензурную границу применения в детских аудиториях от 6+ до 18+.
В фильме-катастрофе сюжет может закручиваться вокруг некого природного катаклизма, как, например, смерч, землетрясение, извержение вулкана, вокруг техногенной катастрофы (крушение самолёта, поезда, корабля), либо иметь глобальную социальную принадлежность (различные войны, забастовки, протесты, межрасовые и межвидовые конфликты). Кроме этого существуют фильмы о конце света, показывающие катаклизм, так или иначе приводящий к гибели всего человечества. Часто в фильмах-катастрофах показаны изменения климата, ядерные войны, эпидемии, нашествия различных организмов или бактерий, уничтожение человечества пришельцами внеземной цивилизации. В фильмах-катастрофах и, в частности, в фильмах о конце света, этот самый конец удается предотвратить главным героям.
Жанр фильм-катастрофа пришёл в кино как самое кассовое направление голливудского кино в начале 1970-х годов - с выходом на экраны таких фильмов как «Аэропорт» (США, 1970) +12 и «Приключение Посейдона» (1972). Другие интересные фильмы-катастрофы того времени - «Землетрясение» (США, 1974) + 12, «Гинденбург» (США, 1975) +12. Хотя стоит отметить, что до этого в 1953 году один из первых фильмов-катастроф,
«Титаник» (США, 1953) +12, получил «Оскара» за лучший сценарий (1954), в 1962 году вышел советский фильм-катастрофа — «713-й просит посадку» (СССР, 1962) +12. Тем не менее, фильмы-катастрофы стали популярны позже.
Фильмы-катастрофы получили широкое распространение в 1990-х годах в связи с бурным развитием компьютерных спецэффектов. По мере совершенствования техники кино и эффектов совершенствовалась и картинка. Современные спецэффекты уже невозможно отличить от реальности. Таким образом, фильмы-катастрофы сегодня один из самых зрелищных жанров. Кассовыми фильмами-катастрофами стали «Экипаж» (СССР, 1979) + 12, «Титаник» (США, 1997) +16, «Скорость» (США, 1994) +12 и «Армагеддон» (США, 1998) +12» и др.
Представим краткий сводный каталог, в котором мы собрали наиболее важные, интересные и содержательные с образовательно-познавательной и художественно-творческой точки зрения, киноматериалы по темам разнохарактерных ЧС, в том числе и рекомендуемые фильмы для работы непосредственно на школьных занятиях системы общего или дополнительного образования по таким дисциплинам как «Кино и медиаобра-зования», «Литература», «История» и «ОБЖ».
Критерии отбора следующие:
- как правило, внесённые нами фильмы в сводный каталог создавались при большом производственно-финансовом бюджете, что говорит о высококачественном изображении и профессионально-
актёрском составе исполнителей как главных, так и второстепенных ролей (ролей второго плана);
- в современном кинематографе подобного жанра очень много некачественного, бесполезного, а иногда и опасного для образовательно-познавательного, этичес-ко-эстетического и психологического здоровья детей медиамате-риала. В данном каталоге мы собрали материал с которым можно и нужно работать с разновозрастными аудиториями детей;
- на наш взгляд грамотные сценарные, композиторские, оформительские и режиссёрско-постано-вочные составляющие так же важны при отборе материала для работы со школьниками;
- как было заявлено ранее, жанр «фильм-катастрофа» достаточно часто сопровождается элементами драмы, боевика и ужаса, мы подобрали наиболее приемлемые для образовательно-воспитательной, этическо-эстетической и художественно-творческой работы с разновозрастными школьными аудиториями даже с учётом возрастных ограничений кинолент категориями «+12» и «+16»;
- многие из выделенных нами фильмов прошли в мировом прокате, предвосхищая примеры рекламными «тизерами», новостными сюжетами на радио и телевидении, презентационными мероприятиями с основным актёрским составом фильма, а также сопровождались обсуждениями на профессионально-кинематографическом уровне, так что большинство школьников уже видели данные киноленты в кинотеатрах или по телевидению и
хорошо знают основное содержание фильмов. В связи с этим, преподавателю не нужно тратить учебное (урочное или внеурочное) время на просмотр рассматриваемых фильмов по теме урока, и он сразу может приступать к обсуждению и анализу выбранной им к теме урока, кинокартины.
Важны для рассмотрения на уроках по безопасности жизнедеятельности и документальные или художественные реконструированные свидетельства (примеры) неграмотного обращения человека с представителями флоры и фауны как земного, так и не земного, космического происхождения. Как правило, самые распространённые темы сюжетных линий подобных кинолент обращаются к таким общебезопасным проблемам: примеры личной безответственности людей заводить в домашних условиях представителей дикой природы; генетическое вмешательство ученых для получения лекарственных препаратов; нелегальный вывоз представителей дикой природы и неграмотное обращение в дальнейшем; неграмотное отношение к среде обитания подобных представителей флоры и фауны, что принуждает их на инстинктивном уровне бороться с человеком за среду обитания и т.д.
Фильмы-катастрофы делятся на несколько ключевым направлениям [Более подробно каталог представлен в интернете - Маче-нин, 2013].
1. Фильмы о техногенных катастрофах и терактах: трагедия в Чернобыле; аварии на шахтах по добыче угля; теракт в Нью-Йорке, подрыв башен близнецов; трагедии в токийском 50
и московском метро; крушение экскурсионных морских лайнеров; пожары в жилых домах и социально значимых объектах: «Тайна горного подземелья» (СССР, 1975) +6; «Экипаж» (СССР, 1979) +12; «34-й скорый» (СССР, 1981) +12; «Случай в квадрате 36-80» (СССР, 1982) +12; «Тревожное воскресенье» (СССР, 1983) +12; «Поезд вне расписания» (СССР, 1985) +12; «Поезд-беглец» (США, 1985) +16; «Размах крыльев» (СССР, 1986) +12; «Скорость» (США, 1994) +12; «Титаник» (США, 1997) +16;«Атомный поезд» (США, 1999) +12; «К-19» (США, Германия, Канада 2002) +12; «Глубина» (США, 2002) +12; «Разрушенный город» (Канада, 2003) +12; «Посейдон» (США, 2006) +12; «Черная дыра» (США, Германия, 2006) +16; «Неуправляемый» (США, 2010) +12; «Тревожные небеса» (США, 2010) +16; «Метро» (Россия, 2012) +16; «Башня» (Южная Корея, 2012) +12; «Гравитация» (Великобритания, США, 2013) +12; «Элизиум: Рай не на Земле» (США, 2013) +12; «Философы: Урок выживания» (США, 2013) +12 и т.д.
2. Фильмы о природных катастрофах и катаклизмах, а это следствие резких термических атмосферных перепадов и дисбаланс давления; аномальная солнечная активность, приводящая к засухе, природным пожарам; землетрясениям; цунами и навод-нениям:«Вертикаль» (СССР, 1966) +12; «Смерч» (США, 1996) +12; «Пик Данте» (США, 1997) +12; «Армагеддон» (США, 1998) +12; «Столкновение с бездной» (США, 1998) +12; «Идеальный-шторм» (США, 2000) +12; «Вертикальный предел» (США, Германия, 2001) +12; «Земное ядро» (США, Великобритания, 2003) +12; «Послезавтра» (США, 2004) +12; «Наводнение» (США, 2007) + 12; «Сигнал 252: Есть выжившие» (Япония, 2008) +12; «2012» (США, 2009) +12; «2012: Цунами» (Южная Корея,
2009) +12; «Землетрясение» (Китай,
2010) +12 и т.д.
3. Фильмы про катастрофы биологического, экологического и соци-
ального характера, а это кинореконструкции свидетельства всевозможных массовых заболеваний, эпидемий, войн, локальных и региональных межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также киносюжеты о крупных забастовках, массовых беспорядках, погромах, поджогах: «Эпидемия» (США, 1995) +12; «Шестой день» (США, 2000) +16; «Эквилиб-риум» (США, 2002) +12; «Облако» (Германия, 2006) +12; «Параграф 78» (Россия, 2007) +16; «Я - Легенда» (США, 2007) +12; «Судный день» (США, Германия, ЮАР, Великобритания, 2008) +12; «Войны света» (США, 2009) +12; «Суррогаты» (США, 2009) +12; «Виру-сАндромеда» (США, 2009) +16;«Пан-демия» (Япония, 2009) +12; «Война миров 7» (США, 2013) +16 и т.д.
4. Фильмы-катастрофы, снятые по сценариям чрезвычайных ситуаций социального характера (военные действия, завоевание новых территорий): «Броненосец «Потёмкин», (СССР, 1925) + 12 Революционная Россия; «Александр Невский» (СССР, 1938) +6 12-13 век н.э. Русь; «Танкисты» (СССР, 1939) +6; «Судьба человека» (СССР, 1959) +12; «300 спартанцев» (США, 1962, 2006) +12 времена правления Рима; «Иваново детство» (СССР, 1962) +6; «Отец солдата» (СССР, 1964) +12; «Служили два товарища» (СССР, 1968) +12;«Ле-генда» (СССР, Польша, 1970) +6; «А зори здесь тихие» (СССР, 1972) +12; «В бой идут одни «старики» (СССР, 1973) +12; «Они сражались за родину» (СССР, 1975) +12; «Восхождение» (СССР, 1976) +12; «Апокалипсис сегодня» (США, 1979) +16; «В небе «Ночные ведьмы» (СССР, 1981) +6;«Взвод» (США, 1986) +16; «Завтра была война» (СССР, 1987) +12; «Могила светлячков» 1988 +12; «Список Шиндлера» (США, 1993) +16; «Храброе сердце» (США, 1995) +16 Шотландия 1280 год; «Почтальон» (США, 1997) +16; «Спасти рядового Райна» (США, 1998) +16; «Патриот» (Германия, США, 2000) +16; «Чёрный ястреб» (США, 2001) +16 Война в Сомали, 1993 год; «Перл
Харбор» 2001 +16; «В тылу врага» (США, 2001) +16; «Враг у ворот» (США, Германия, Великобритания, Ирландия, 2000) +16; «Гладиатор» (США, 2000); «Война Харта» (США, 2002) +16; «Война» (Россия, 2002) +16 Афганистан; «Говорящий с ветром» 2002 +16; «Мы были солдатами» 2002 +16; «Пианист» (Польша, Франция, Германия, 2002) +16; «Четыре пера» (США, Великобритания, 2002) +16; «Звезда» (Россия, 2002) +12; «Последний самурай» (США, 2003) Япония 70Х; «На безымянной высоте» (Россия, Беларусь, 2004) +16; «Александр» (Германия, США, Италия, 2004) +16 Троянская война; «Турецкий гамбит» (Россия, Болгария, 2005) +16; «Стелс» (США, 2006) +12; «Царство небесное» (США, Испания, 2005) +16; «9 Рота» (Россия, Финляндия, 2005) +16; «Эскадрилья «Лафайет» (США, 2006); «Апокалипсис» (США, 2006) +16; «В огневом кольце» (Латвия, 2007) +12; «Во имя чести» (Гонконг, Китай, 2007) +16; «Последний легион» (Италия, Франция, 2007) +12 Рим. 476 год н.э.; «Битва у Красной скалы 1, 2» (Китай, 2008); «Адмирал» (Россия, 2008) +16; «Повелитель бури» (США, 2008); «Мы из будущего 1, 2» (Россия, 2008, 2010) +16 Наши дни/В.О.В.; «Олимпиус Инферно» (Россия, 2009) +16; «Непокорные» (США, 2011) +16; «Боевой конь» (США, 2011) +12; «Утомленные солнцем 1 и 2» (Рос -сия, 1993, 2011) +16.; «Август. Восьмого» (Россия, 2012) +6; «Белый тигр» (Россия, 2012) +12; «Падение Олимпа» (США, 2013) +16; «Росомаха: Бессмер-тный»(США, 2013) +12; «Штурм белого дома» (США, 2013) +12 и т.д.
5. Фильмы о вторжении инопланетян: Большой раздел, раскрывающий наше взаимоотношения с возможными, более или менее развитыми расами (цивилизациями) живых организмов, населяющих вселенную или ещё неизведанные, тайные места нашей земли, к примеру, море или подземное пространство: «Война миров» (США, 1953) +12; «Инопланетянин» (США, 1982) +6; «Звездные войны: Эпизод 1, 2, 3» (США, 1999, 2002,
2005) +6; «День независимости» (США, 1996) +12; «Поле битвы: Земля» (США, 2000) +12; «Власть огня» (США, 2000) +12; «Война миров» (США, 2005) +16; «1000 000 лет до нашей эры» (США, ЮАР, 2008) +12 Колонизация Египетской империей; «Ава-тар» (США, Великобритания, 2009) +16; «Район №9» (США, 2009) +16; «Люди в чёрном 1, 2, 3» (1997, 2002, 2012) +12; «Трансформеры 1, 2, 3» (США, 2012) +12;«Пришельцы на чердаке» (США, Канада, 2009) +12; «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (2011, США) +16; «Морской бой» (США,
2012) +12; «Тихоокеанский рубеж» (США, 2013) +12; «Призрачный патруль» (США, 2013) +12; «После нашей эры» (США, 2013) +12; «Риддик 1, 2, 3» (Великобритания, США, 1999, 2004,
2013) +16 и т.д.
6. Фильмы о конце света: Раздел фильмов-катастроф посвящён теме прогнозируемого конца всего живого и неживого на нашей земле. Каждый сюжет подобных кинолент имеет свои причины «конца» и следствие, собственное видения обстоятельств возможностей выживания человека как вида: «Водный мир» (США, 1995) +12; «Тайна астероида (В сердце камня)» (США, 1996) +12; «Армагеддон» (США, 1998) +12; «Столкновение с бездной» (США, 1998) +12; «Удар из космоса» (США, 1999) +12; «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» (США, 2003) +12; «Послезавтра» (США, 2004)+12; «День, когда Земля остановилась» (США, 2008) +12; «Дорога» (США, 2009) +12; «2012» (США, 2009) +12; «2012: Супернова» (США, 2009) +12; «Книга Илая» (США, 2010) +12; «Последние часы Земли» (Канада, 2011) +16; «После нашей эры» (США, 2013) +12; «Стартрек: Возмездие» (США, 2013) +12 и т.д.
7. Фильмы о противостоянии человека с представителями флоры и фауны: «Птицы» (США, 1963) +12; «Империя муравьев» (США, 1977) +16; «Боязнь пауков» (США, Венесуэла, 1990) +16; «Аллигатор 1, 2» (США 1980, 1991) +16; «Атака насекомых» (США, 1998) 52
+16; «Глубокое синее море» (США, Австралия, 1999) +12; «Атака пауков» (США, Австралия, 2002) +12; «Акулы» (Канада, 2006) +16; «Рой» (Канада, 2007) +16; «Оттепель» (США, 2009) +16;«Угроза из глубины» (США, 2012) +16; «Парк Юрского периода 1,2,3,4» (США, 1993, 1997, 2001, 2014) +12 и т.д.
8. Фильмы о свидетельствах ки-бертерроризма, компьютерных сетевых и интернет коллапсов, личностного и общественного, мирового масштаба: «Газонокосильщик 1, 2» (Великобритания, США, 1992, 1996) +16; «Сеть» (США, 1995) +16; «Хакеры» (США, 1995) +12; «Тринадцатый этаж» (Германия, США, 1999) +12; «Пароль Рыба-меч» (СЩА, Австралия, 2001) +16; «Матрица 1, 2, 3» (США, 1999, 2003) +12; «Новая полицейская история» (Гонконг, Китай, 2004) +16; «Военные игры 1, 2» (США, 1983, 2008) +12;«Геймер» (США,
2009) +16; «На игре 1, 2» (Россия, 2009,
2010) +16 и т.д.
9. Исторические фильмы-катастрофы, сюжет которых полностью соподчинён с реальными обстоятельствами конкретных исторических свидетельств фактов ЧС природного, или техногенного характера. Как правило, сюжет строится на фактах реальных событий (применяется принцип восстановления и реконструкция чрезвычайных событий): «Титаник» (США, 1953) +12; «Аэропорт» (США, 1970) + 12; «Землетрясение» (США, 1974) +12; «Гинденбург» (США, 1975) +12; «Прорыв» (СССР, 1986) +12; «Живые» (США, 1992) +12; «Титаник» (США, 1997) +12; «Враждебные воды» (Франция, Германия, США, Великобритания, 1997) +12; «Британик» (США, Великобритания, 2000) +12; «Ю-571» (Франция, США, 2000) +16 ВОВ; «К-19» (США, Германия, Канада, 2002) +12;«72 метра» (Россия, 2004) +12; «Секунды до катастрофы» (Великобритания, 2004) +12; «Башни-близнецы» (США, 2006) +12; «Шторм» (Нидерланды, Бельгия, 2009) +12; «127 часов» (США, Великобритания, 2010) +12; «Невозможное» (Испания, 2012) +12.
Перед демонстрацией данных киноматериалов в школьной аудитории преподавателю рекомендуется ознакомиться с их содержанием заранее на предмет разделения временного периода просмотра фильма для детского отдыха (перемены) и возможности предварительной маркировки и впоследствии полного исключения некоторых аудиовизуальных сцен неэтичного и неэстетического содержания.
Литература
Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998.
Маченин А.А. Каталог российских, советских и зарубежных художественных кинопроизведений по направлению кино- и медиаобразования, культуре безопасности жизнедеятельности и ОБЖ (В помощь учителям и педагогам ОБЖ, школьникам и их ро-
дителям). 2013. http://edu.of.ru/attach/ 17/271508.pdf
Митта А. Кино между адом и раем. М., 1999.
Рыклина М.В. Как сообщает МЧС России: организация работы пресс-службы в органах государственной власти. М.: Легейн, 2009. 124 с.
References
Great Dictionary of the Russian language. St. Petersburg: Norint, 1998.
Machenin, A.A. Catalog of Russian, Soviet and foreign art films for film and media education, culture, life safety (for teachers and educators, pupils and their parents). Moscow, 2013. http://edu.of.ru/ attach/17/271508.pdf
Mitta, A. Cinema between heaven and hell. Moscow, 1999.
Ryklina, M.V. According to the Russian Emergencies Ministry: the organization of the press service in government. Moscow: Legeyn, 2009. 124 p.