Научная статья на тему 'Культура безопасности как алертное состояние сотрудника полиции'

Культура безопасности как алертное состояние сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура безопасной личности / психология безопасности / алертное состояние / риски / угрозы безопасности / субъектность / мотивация / ценности / категориальный аппарат / safe personality culture / security psychology / alert state / risks / security threats / subjectivity / motivation / values / categorical apparatus

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрий Александрович Шаранов, Игорь Юрьевич Кобозев

Введение. Статья посвящена проблеме культуры безопасной личности как алертного состояния в служебной деятельности сотрудников полиции. Цель — артикулировать проблему культуры безопасной личности в контексте алертного состояния сотрудника полиции. В настоящее время уровень сложности рисков и угроз безопасности субъектам силовых структур настолько возрос, что прогнозировать и адекватно ответить на все виды опасностей невозможно. Наиболее уязвимым звеном существующей системы безопасности является личность сотрудника, который не способен по своим психофизиологическим качествам, без ущерба психическому здоровью длительно находиться в состоянии напряжения. Проблема заключается в том, что традиционно в психологической теории и практике доминирует представление о безопасности личности как результате психологических, технических и иных методов обеспечения такой безопасности специальными подразделениями, службами и отдельными лицами, т. е. личность выступает объектом, а не субъектом различных видов актуальных и потенциальных видов защит. Ставится вопрос о формировании культуры безопасной личности. Материалы, результаты и обсуждение. Анализируются различные концептуальные подходы и концепции обоснования сущности понятия «культура безопасной личности» как субъекта. Описывается структура, и дается определение психологической культуры безопасной личности. Рассматриваются становление культуры безопасности личности и ее развитие в условиях неоднородного социального пространства. В рамках концепции психологической культуры безопасности описывается и анализируется одно из возможных состояний безопасной деятельности личности сотрудника органов внутренних дел — алертное состояние. Отмечаются междисциплинарность и многоаспектность феномена психологически безопасной личности. Выводы. По итогам проведенного анализа предполагается возможность разработки и формулирования категориального аппарата культуры безопасной личности сотрудника как новой отрасли психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрий Александрович Шаранов, Игорь Юрьевич Кобозев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety Culture as an Alert State of the Police Officer

Introduction. The article dwells on the problem of safe personality culture as an alert state in the service activity of police officers. The aim is to articulate the problem of safe personality culture in the context of the alert state of a police officer. Currently, the level of complexity of risks and threats to the security of subjects of power structures has increased so much that it is impossible to predict and adequately respond to all types of dangers. The most vulnerable link of the existing security system is the personality of an officer, who is not able to be in a state of tension for a long time, due to his psycho-physiological qualities, without damage to his mental health. The problem is that traditionally in psychological theory and practice there dominates an idea of personal safety as a result of psychological, technical and other methods of ensuring such safety by special units, services and individuals, i.e. the personality acts as the object rather than the subject of various types of actual and potential types of protection. The question is raised with regard to the formation of a culture of a safe personality. Materials, Results and Discussion. Various conceptual approaches and concepts of substantiation of the essence of the concept of "culture of safe personality" as a subject are analyzed, the structure and definition of psychological culture of a safe personality being described. The formation of the culture of safe personality and its development in the conditions of heterogeneous social space is under consideration. Within the concept of psychological safety culture one of the possible states of safe activity of the personality of a law enforcement officer, the alert state, is described and analyzed. It is noted that the phenomenon of psychologically safe personality has an interdisciplinary and multidimensional character. Conclusions. According to the results of the conducted analysis it is feasible to develop and formulate the category apparatus of the culture of safe personality of an officer as a new branch of psychological science.

Текст научной работы на тему «Культура безопасности как алертное состояние сотрудника полиции»

Морально-психологическая, профессиональная подготовка и надежность

Morally-psychological and professional training and reliability

Научно-теоретическая статья

УДК 159.99 © Шаранов Ю. А., Кобозев И. Ю., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-126-132

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Культура безопасности как алертное состояние сотрудника полиции

Юрий Александрович Шаранов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии 1 niospba@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9758-8220

Игорь Юрьевич Кобозев, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры юридической психологии 1 igorkobozev@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-3008-7886

' Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, ', Россия

Реферат. Введение. Статья посвящена проблеме культуры безопасной личности как алертного состояния в служебной деятельности сотрудников полиции. Цель — артикулировать проблему культуры безопасной личности в контексте алертного состояния сотрудника полиции. В настоящее время уровень сложности рисков и угроз безопасности субъектам силовых структур настолько возрос, что прогнозировать и адекватно ответить на все виды опасностей невозможно. Наиболее уязвимым звеном существующей системы безопасности является личность сотрудника, который не способен по своим психофизиологическим качествам, без ущерба психическому здоровью длительно находиться в состоянии напряжения. Проблема заключается в том, что традиционно в психологической теории и практике доминирует представление о безопасности личности как результате психологических, технических и иных методов обеспечения такой безопасности специальными подразделениями, службами и отдельными лицами, т. е. личность выступает объектом, а не субъектом различных видов актуальных и потенциальных видов защит. Ставится вопрос о формировании культуры безопасной личности. Материалы, результаты и обсуждение. Анализируются различные концептуальные подходы и концепции обоснования сущности понятия «культура безопасной личности» как субъекта. Описывается структура, и дается определение психологической культуры безопасной личности. Рассматриваются становление культуры безопасности личности и ее развитие в условиях неоднородного социального пространства. В рамках концепции психологической культуры безопасности описывается и анализируется одно из возможных состояний безопасной деятельности личности сотрудника органов внутренних дел — алертное состояние. Отмечаются междисциплинарность и многоаспектность феномена психологически безопасной личности. Выводы. По итогам проведенного анализа предполагается возможность разработки и формулирования категориального аппарата культуры безопасной личности сотрудника как новой отрасли психологической науки.

Ключевые слова: культура безопасной личности, психология безопасности, алертное состояние, риски, угрозы безопасности, субъектность, мотивация, ценности, категориальный аппарат

Для цитирования: Шаранов Ю. А, Кобозев И. Ю. Культура безопасности как алертное состояние сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 2(97). С. 126-132. 1^://(кжогдЛ0. 24412/1999-6241-2024-297-126-132

Scientific and Theoretical Article

UDC 159.99 © Sharanov Yu. A., Kobozev I. Yu., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-126-132

5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security

Safety Culture as an Alert State of the Police Officer

Yuri A. Sharanov, Doctor of Science (in Psychology), Professor, Professor at the Chair of Legal Psychology 1 niospba@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9758-8220

Igor Yu. Kobozev, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Deputy-Chief of the Chair of Legal Psychology 1 igorkobozev@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-3008-7886

' St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 1 Letchik Pilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia

Abstract. Introduction. The article dwells on the problem of safe personality culture as an alert state in the service activity of police officers. The aim is to articulate the problem of safe personality culture in the context of the alert state of a police officer.

Currently, the level of complexity of risks and threats to the security of subjects of power structures has increased so much that it is impossible to predict and adequately respond to all types of dangers. The most vulnerable link of the existing security system is the personality of an officer, who is not able to be in a state of tension for a long time, due to his psycho-physiological qualities, without damage to his mental health. The problem is that traditionally in psychological theory and practice there dominates an idea of personal safety as a result of psychological, technical and other methods of ensuring such safety by special units, services and individuals, i.e. the personality acts as the object rather than the subject of various types of actual and potential types of protection. The question is raised with regard to the formation of a culture of a safe personality. Materials, Results and Discussion. Various conceptual approaches and concepts of substantiation of the essence of the concept of "culture of safe personality" as a subject are analyzed, the structure and definition of psychological culture of a safe personality being described. The formation of the culture of safe personality and its development in the conditions of heterogeneous social space is under consideration. Within the concept of psychological safety culture one of the possible states of safe activity of the personality of a law enforcement officer, the alert state, is described and analyzed. It is noted that the phenomenon of psychologically safe personality has an interdisciplinary and multidimensional character. Conclusions. According to the results of the conducted analysis it is feasible to develop and formulate the category apparatus of the culture of safe personality of an officer as a new branch of psychological science.

Keywords:safe personality culture, security psychology, alert state, risks, security threats, subjectivity, motivation,

values, categorical apparatus

Citation: Sharanov Yu. A., Kobozev I. Yu. Safety Culture as an Alert State of the Police Officer. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 2(97). Pp. 126-132 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-297-126-132

Основные положения

1. Психологическая культура безопасной личности — система качественных характеристик психических процессов и свойств человека, его отношений, поведения и деятельности, благодаря которым устойчиво обеспечиваются процессы социальной перцепции, рефлексии, самоопределения и сознательного выбора оптимальной модели реакции в ситуациях потенциальной и актуальной опасности.

2. Основным психологическим качеством, определяющим культуру безопасной личности сотрудника, является алертность, понимаемая как физическая и душевная собранность, подтянутость, бдительность, способность моментального перехода к активному действию на фоне внешнего спокойствия и раскрепощенности.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

В эпоху опережающего развития эргатических систем *, атомной отрасли промышленности и ядерных вооружений, организаций, связанных с производством опасной для экологии, здоровья и жизни человека продукции [1], усложнением правовой системы государства и правоприменительной деятельности, культура безопасности личности выступает производной от безопасности со-циентальной среды жизнедеятельности человека в целом [2; 3]. Именно потребность в создании безопасной среды обитания, безопасного пребывания на улицах, площадях, в местах массового посещения и проживания, в том числе на дорогах и улицах больших городов (Москва и Санкт-Петербург), с конца 1990-х гг. привела к появлению концепции «Безопасный город». В настоящее время продолжается ее совершенствование, предпринимаются организационно-технические меры, направленные на профилактику преступности и пресечение криминальных посягательств на жизнь и имущество граждан в жилых массивах, около конкретных домов и подъездов. Однако исследований психологии безопасности как самостоятель-

ной отрасли психологической науки в органах внутренних дел практически не проводилось, только в рамках профессиональной психологической подготовки, направленной на формирование у сотрудников компетенций в области психологической безопасности [4].

За рубежом рассматриваемая проблема изучена недостаточно, есть труды отдельных авторов, посвященные психологической безопасности общества в целом [5], а также психологической безопасности в спорте [6].

В условиях гибридной войны, ведущейся против нашей страны, сегодня требуется уже иной уровень государственной и общественной безопасности, культуры безопасности граждан и сотрудников правоохранительных органов как основных объектов террористических угроз и информационно-психологических атак. Наглядный пример такого рода воздействия был продемонстрирован в период после президентских выборов в Республике Беларусь в 2020 г. Точно так же не прекращаются попытки раскачать ситуацию, сформировать негативное общественное мнение по отношению к государственным органам и сотрудникам правоохранительной системы и в Российской Федерации. По сути дела, риски и угрозы общественной и личной безопасности приобретают перманентный и комбинированный характер, проявляются как в реальной действительности, так и в виртуальном пространстве сети Интернет (прежде всего, посредством социальных сетей). Очевидно, что объективная необходимость в общей и профессиональной культуре безопасности личности сотрудников органов внутренних дел предопределяется не столько самим фактом существования угроз со стороны преступности, сколько характером развития общества, государства и зарубежных стран. Поэтому актуальной становится проблема культуры безопасности личности, в том числе психологической, сформированной на системных принципах теории правоохраны [7] и психологии безопасности, изучающей психологический аспект безопасности человека в разно-

* Эргатическая система — это система, в состав которой входит человек-оператор или группа операторов, осуществляющих взаимодействие (управление и контроль) с системой.

образных видах деятельности и в специфических условиях социальной среды.

Цель — артикулировать проблему культуры безопасной личности в контексте алертного состояния сотрудника полиции.

Материалы, результаты и обсуждение

Содержание профессиональной культуры безопасной личности. Причинами обращения к специальному выделению и обоснованию феномена культуры безопасной личности сотрудника послужили, во-первых, высокий уровень развития психологической науки и психологических технологий, способных поддерживать состояние психологической готовности сотрудников в контексте гибридных угроз; во-вторых, осознание и признание психологическим сообществом системной функции психологической науки и практики в создании относительно самостоятельного профессионального поля формирования психологической культуры безопасности в сфере государственных органов правопорядка.

Чем же культура безопасной личности сотрудника отличается, например, от культуры юридической, экологической, технической, этической и др.? Такие отличия, безусловно, есть. В концепции правовой безопасности, как правило, юридическая культура безопасности рассматривается, во-первых, как безопасность права (правовой системы, позитивного права), т. е. как некий набор определенных требований к качеству закона, и, во-вторых, как юридическая защищенность гражданина (защищенность правом) от различных угроз. При этом практически полностью игнорируется субъектный подход к проблеме, не учитывается человеческий фактор: человек в данном случае рассматривается исключительно как объект защиты [8]. Возникает вопрос, что первично — юридическая или психологическая защищенность субъекта. Безусловно, важно и то и другое, одно без другого не может полноценно существовать. Вместе с тем юридическая безопасность начинается, структурируется и персонифицируется благодаря специфической форме психического состояния личности — переживания состояния доверия к закону и защищенности от правовых рисков и угроз. В данной трактовке юридическая безопасность выступает частью безопасности психологической, так как без определенного отношения к праву и собственному правовому статусу, без должного уровня личностного переживания и принятия юридических обязанностей и ответственности гражданин не может быть полноценным субъектом правовых отношений. С этой точки зрения в первом приближении психологическую культуру безопасной личности можно определить как систему качественных характеристик психических процессов и свойств человека, его отношений, поведения и деятельности, благодаря которым устойчиво обеспечиваются процессы социальной перцепции, рефлексии, самоопределения и сознательного выбора оптимальной модели реакции в ситуациях потенциальной и актуальной опасности.

Очевидно, что любой тип культуры человекоцентри-чен, отсюда, например, в структуре технической культуры также имеется место и для психологической культуры. Получается, что все виды культуры безопасности, суще-

ствующие в обществе, так или иначе концентрируются вокруг, прежде всего, согласования объективного и субъективного начал, удовлетворения различных потребностей и интересов человека, опосредствуются уровнем развития культуры государства и общества, культуры его отдельных кластеров [9]. Отрыв государственных органов от культуры в самом широком смысле слова может приводить к критическому разрыву между естественным и позитивным правом или к полному вырождению государственности. Поэтому чем выше уровень культуры социальных институтов, тем больше сфер общественно-исторической практики, в которых представлены широкая линейка социокультурных норм и соответствующий им уровень овладения личностью социальным опытом.

Вместе с тем тенденция к ускорению развития современных технологий приводит к повсеместному усложнению профессиональной деятельности, соответственно, возрастает количество «библиотеки безопасности». Субъекту профессиональной деятельности требуется все больше времени на освоение специальной программы безопасности, что вступает в явное противоречие с существующими требованиями к профессиональной компетентности юриста [10]. Так, наряду с высоким уровнем профессиональной компетентности сотрудник должен обладать высокой культурой общения, нравственной и духовной культурой, политической и правовой культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной, психологической и экологической культурой и т. д. Все вместе это называется профессиональной культурой субъекта, которая по объему качеств, удовлетворяя ожидания общества, одновременно превышает возможности ведомственного высшего профессионального образования и вполне совпадает с предельно общей культурой личности [11].

Культура безопасной личности включает в себя предельный перечень проблем психологической безопасности в различных социальных средах, в том числе природные процессы и явления, элементы техногенной среды, т. е. по своей природе факторы, изначально не психологичные, а часто враждебные биосоциопсиходуховной сущности человека. Вместе с тем когда мы рассматриваем культуру безопасной личности, то отмечаем ее онтологический характер для личности, а общей психологической культуре в ее структуре отводим системообразующую роль.

В широком смысле психологическая культура безопасной личности — это не столько совокупность правил и алгоритмов обращения человека с природной, предметной, техногенной средой, с другим и с самим собой, а сколько способность конструировать безопасную антропогенную среду и прогнозировать возможные последствия для человека развития цивилизации. По сути, культура безопасной личности преимущественно имеет дело с уже готовым опытом, технологиями и алгоритмами решения задач, апеллирует к прошлому и настоящему опыту. Тогда как все известные процессы профессиогенеза направлены в будущее, т. е. осуществляют проектирование готовности человека справляться с будущими задачами, для которых еще нет готовых алгоритмов решения. Так, правила психогигиены требуют от пользователя компьютером исклю-

чать риски переутомления, нежелательные психические состояния и травмы, другие угрожающие последствия для своего здоровья. Но еще мало людей, которые задумываются о безопасном взаимодействии личности с искусственным интеллектом.

Другими словами, культура безопасной личности преимущественно определяется уровнем безопасного обращения человека с самим собой как с субъектом, личностью и неповторимой индивидуальностью, а также с другими людьми в процессе непосредственного и опосредствованного общения. Наиболее значимой в структуре культуры безопасной личности является деятельность, осуществляемая индивидом именно по отношению к самому себе. Получается, что культура безопасности личности — это «культура самого себя», определенная техника заботы о себе, в том числе о собственном теле, повышении уровня своего образования, профессионального мастерства и культурного уровня в целом [12].

Тем самым речь идет о целостном культурном пласте психологической культуры личности, которая опирается на достижения научной мысли, — феноменологии, трансцендентальной прагматике, информатике, цифровой этике и многих других, которые находят отражение в программах подготовки и воспитания кадров для органов внутренних дел. Именно сферы образования и культуры выступают источником производства идеальных моделей и образов безопасности в обществе, в рамках которых получает новое прочтение феномен культуры безопасной личности.

Новым в эпоху постмодернистской науки и образовательной практики является изменение функций экзистенциального сетевого бытия. В настоящее время оно имеет тенденцию выполнять психологическую функцию научно-технологической инфраструктуры, язык которой по своей сложности стремится отвечать требованиям сложности экзистенциальной сущности человека и человеческого общества. От виртуализации интернета мы постепенно переходим к его социализации: «Если в ходе виртуализации взаимодействие с реальными социальными инстанциями замещается анонимным оперированием виртуальными образами, то в ходе социализации виртуальные образы обрастают реальными, ,,живыми" персонализированными социальными связями» [13 с. 148]. В условиях информационно-психологической войны, которая развернута против нас враждебными странами, субъект в сети становится «видимым», а потому уязвимым для внезапных персональных психологических атак, угрожающих его психическому здоровью, целостности личности и его психологической защищенности.

Становление культуры безопасной личности как ризомного субъекта. Развитие представлений об обществе как о семантической системе, функционирующей по законам лингвистики и языка, породило версии нового ризомного субъекта [14], детерминированного различными властными дискурсами. В результате появляется феномен многоидентичности личности и множество типов субъектности, что говорит о рассогласовании публичного пространства — социального, культурного, общественного сознания, а попытка «отменить» российскую культуру

свидетельствует о попытке «расчеловечивания» субъектов коммуникации. В конце концов, радикальная иррациональность нашей эпохи приводит к низвержению единственно достоверных картин мира и ценностных ориентиров, формирование культуры безопасности личности усложняется ровно на столько, сколько в обществе видов идентичностей и «ризомных субъектов». Под ризомностью понимается «субъект как событие», процессуальность становления субъекта, такой субъект отвергает воспроизводство стандартизированных социальных типов, практик, структур и институтов, ризомный субъект находится в постоянном изменении, и неизвестно, как он будет выглядеть в будущем.

Иными словами, становление культуры безопасной личности происходит в условиях неоднородного социального (и сетевого) пространства, включающего в себя разнообразный нормативно-ценностный материал и разные типы культур и субкультур, а также традиционные, линейные парадигмы, вступающие в противоречивые и конфликтные отношения с модернистской, неравновесной, ризомной дискурсивной парадигмами [15]. При этом линейная коммуникация остается частью сетевой. Отсюда «современность характеризуется не столько сменой парадигмы, сколько множеством взаимопересекающихся и отрицающих друг друга модальных концепций, отражающих бесчисленные грани бытия» [16, с. 2] и субъектных моделей безопасности. По справедливому мнению Д. А. Леонтьева, «сейчас главная проблема — это депрограммация в широком смысле слова. То есть наша задача — помочь человеку жить в достаточно неопределенном, неоднозначном, вариативном мире. А люди упорно делают все, чтобы превратить эту неоднозначность в однозначность» [17]. Именно ризом-ный субъект способен преобразовать структуру своего сознания, так как сетевое бытие устроено на принципах повсеместного внедрения цифровых технологий, что на порядок повышает вариативность информационного потока и количество ситуаций неопределенности. В связи с этим дискурс культуры безопасной личности обусловлен двумя основными направлениями.

Первое направление представлено многочисленными научными исследованиями в области безопасности, связанными с поисками оптимального баланса между требованиями различных профессиональных сред и личностными качествами субъекта деятельности. В результате создана модель безопасной личности, которая следует логике доминирования технологической эффективности, а задача адаптации и трансформации к рискам и угрозам перекладывается на самого субъекта деятельности [18].

Второе — относительно новое направление в научном дискурсе культуры безопасной личности — выступает следствием возрастания неопределенности и неравновесности, вариативности и ризомности жизни общества, в котором риски и угрозы личности становятся ее постоянными спутниками. Принципиально новым подходом к пониманию психологических качеств, определяющих успешность и безопасность человека в быстроменяющемся мире, является алертность личности. Утверждается, что алертное состояние личности может

обеспечить ее постоянную готовность к любому повороту событий [19]. Алертность (от английского alert — бдительность) — это физическая и душевная собранность, подтянутость, бдительность, способность моментального перехода к активному действию на фоне внешнего спокойствия и раскрепощенности. Собственно, в таком состоянии на своем боевом посту находится большинство сотрудников силовых структур, а потому актуализация подобного рода концепции представляет значительный интерес.

Описание алертного состояния включает в себя статические и динамические характеристики ментальной, эмоциональной, физической сферы и поведения.

Состояние ментальной сферы определяется ясной картиной мира личности. Ее содержание составляют ответы на экзистенциальные вопросы жизни человека: «Кто я?», «Для чего я живу?», «Каков мой жизненный путь?» Именно ответы на эти вопросы во многом влияют на состояние сознания, качество переживаемых эмоций и совершаемые поступки.

Алертное состояние эмоциональной сферы характеризуется спокойствием и уверенностью. Спокойствие — это степень интенсивности эмоциональных переживаний, при которой эмоции не мешают работе интеллекта и мысль остается ясной. Уверенность — это ощущение собственной силы, оптимального уровня самоконтроля над своими страхами и тревогой.

В состоянии алертности физической сферы человек переживает обостренное кинестетическое чувство, т. е. высокую степень контроля за движениями тела. Это достигается за счет большого количества нервных импульсов, которыми мозг обменивается с периферией, когда работают все его информационные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и т. д. В состоянии алертности человек сам себя подзаряжает и способен сделать гораздо больше обычного, при этом не утомляясь.

Главной проблемой реализации алертности в процессе поведения личности является реализация ментального компонента. Существуют объективные причины, по которым большинству людей не удается сосредоточивать внимание в текущем моменте, они не концентрируются на окружающих деталях, предпочитают рефлексировать, погружаться в собственные мысли и на некоторое время утрачивают связь с реальностью. Алертное поведение опирается не только на мотивационные и волевые механизмы, результаты экстремальной подготовки [20], но и на бессознательные психологические установки.

Третье направление в научном дискурсе культуры безопасности личности проявляется в исследованиях процессов цифровизации общества, соотношения естественного и искусственного интеллекта. Выстраивание различных сценариев жизнедеятельности человека с помощью искусственного интеллекта может стимулировать появление организаций, объектов, систем живой и неживой природы, содержащих в себе принципиально новые угрозы.

Таким образом, принципиально новым подходом к пониманию психологических качеств, определяющих

успешность и безопасность человека в быстроменяющемся мире, является алертность личности. Алертное состояние личности может обеспечить ее постоянную готовность к любому повороту событий.

Под психологической безопасностью сотрудника полиции мы подразумеваем осознание психически здоровым человеком на уровне переживания как главной ценности и личностного смысла состояния собственной безопасности, которое определяется способностью личности вырабатывать продуктивные стратегии обеспечения психологической безопасности на основе конгруэнтности идеальных, желаемых представлений о себе, о своем месте в жизни и реально существующего положения вещей, являющихся фундаментом профессиональной и личностной самореализации.

Междисциплинарность и многоаспектность феномена культуры безопасной личности обусловливают концептуальную трудность его описания и закономерно требует необходимости опоры на достижения методологии различных наук. В результате предмет исследования психологии безопасной личности сотрудника предстает как междисциплинарная область современной науки, где психология безопасности играет значимую теоретико-методологическую и научно-практическую роль. По существу, безопасность — это комплексное явление. Отсюда именно междисциплинарный подход позволяет соединить в себе самые разные точки зрения, ракурсы и срезы реальности через осуществление междисциплинарного синтеза.

Общими характеристиками культуры безопасной личности сотрудника полиции являются: умение ориентироваться в отношениях с окружающими людьми, обладание высоким профессионализмом и навыками психологического воздействия на других людей, стремление выстраивать человеческие отношения с людьми, расположенность к рефлексии и пониманию самого себя, обладание практическими навыками по совершенствованию безопасности и укреплению собственного здоровья, владение адекватными способами саморегуляции и отношения к самому себе в условиях высокой культуры безопасности служебной организации.

Культура безопасной личности сотрудника во многом определяется культурой профессиональной деятельности и «корпоративной культурой» в целом. Оба вида культуры, в свою очередь, зависят от качественного подбора, обучения, адаптации, развития профессиональных компетенций личного состава, а также формирования внутренней мотивации сотрудников к выполнению требований безопасности, отношения к безопасности как к непреходящей ценности, разделяемой каждым сотрудников, независимо от его служебного положения, стажа службы и возраста.

В настоящее время остаются малоизученными проблемы психологической культуры воздействия сотрудника полиции на других людей, защиты от негативного информационно-психологического воздействия [21], кросскультурные особенности психологической безопасности личности, психологическая

подготовка руководителей в отношении культуры безопасности в организации [22]. При этом значимость информационно-психологической безопасности личности как определенное состояние защищенности от негативных информационных воздействий, не позволяющих разрушительно воздействовать на психику и поведение, в условиях специальной военной операции возросла. Примеров работы российских граждан на украинскую службу безопасности под воздействием вражеской пропаганды достаточно. Как правило, негативному психологическому контенту и злонамеренному поведению предрасположены люди с патологическими чертами личности, составляющими так называемую «темную триаду»: макиавеллизм, нарциссизм и психопатию.

Выводы

Культура безопасной личности сотрудника повышает качество ее жизни, оберегает ее от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм, делает человека более успешным.

В современной психологии отечественные и зарубежные исследователи только начинают рассматривать феномен

культуры безопасной личности как структурное образование личности, включающее в себя несколько компонентов: морально-коммуникативный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой, профессиональное самосознание, психологическую надежность и др.

Приходит осознание новых проблем в области безопасности, многие представления об опасности в массовом сознании, языке рисков и угроз уже устарели. Перед юридической психологией возникает задача осуществлять научный мониторинг новых опасностей и создавать психологические технологии комплексной защиты и профилактики новых проблем в области безопасности общества.

Перспективы. На основе новых подходов, теоретических и эмпирических исследований по проблемам психологической безопасности может быть разработан и сформулирован категориальный аппарат психологии безопасности как новой отрасли психологической науки.

Формирование представления о феномене культуры безопасной личности в рамках новой отрасли психологической науки будет способствовать разработке методологической базы для дальнейших эмпирических исследований означенной проблемы [23].

Список источников / References

1. Журавлев Г. Е. Основные положения психологической концепции культуры безопасности атомной отрасли // Психологическая концепция культуры безопасности атомной энергетики. Серия «Человеческие факторы и культура безопасности атомной энергетики и промышленности». М., 1999. Вып. 4. С. 9-98.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. 271 с.

3. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Проблема «человек и среда» в психологии // Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки / под ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. СПб., 2014. 218 с.

4. Варданян Ю. В., Воробьева О. М. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 127-132.

5. Dollard M. F., Bakker A. B. Psychosocial Safety Climate as a Precursor to Conducive Work Environments, Psychological Health problems, and Employee Engagement. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2010. No. 83. Pp. 579-599.

6. Higgins M., Ishimaru A., Holcombe R., Flowler A. Examining Organizational Learning in Schools: The Role of Psychological Safety, Experimentation, and Leadership that Reinforces Learning. Journal of Educational Change. 2012. No. 13(1). Pp. 67-94.

7. Правоохранительные органы : учебник и практикум СПО / отв. ред. М. П. Поляков. М., 2016. 367 с.

8. Велиева Д. С., Пресняков М. В. Юридическая безопасность и правовая определенность личности: конституционно-правовой аспект // Государство и право. 2022. № 6. С. 24-35.

9. Разумов В. И., Сизиков В. П. Культура как среда понимания и согласования мировоззрений // Вестник Омского университета. 2019. Т. 24, № 2. С. 180-187. https://doi.org/10. 25513/1812-3996.

10. Поздняков В. М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России» : сб. тезисов всерос. конф. по юридической психологии с междунар. участием. М., 2010. С. 220-222.

11. Романов К. М. Психологическая культура личности : учеб. пособие. М., 2015. 313 с.

12. Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб., 2007. 677 с.

13. Тихонова С. В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета // Полис. 2016. № 3. С. 138-152.

14. Лазарев В. В. Экзистенциальное начало как фактор правового развития // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 5. С. 38-57.

15. Демичев И. В. Виртуальность и сеть: о социокультурных сообществах информационной эпохи (ответ на монографию М. Г. Бреслера «Онтология сетевого бытия») // Философские науки. 2021. Т. 13, № 2. С. 14-37. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-2-14-37.

16. Бреслер М. Г. Онтология сетевого бытия. Уфа, 2020. 110 с.

17. Интервью с Д. А. Леонтьевым о будущем социальной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 3(7). С. 229-253.

18. Зиньковская С. М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2007. 45 с.

19. Цатурян М. О. Алертность как эффективный психологический инструмент личности в современном обществе // Universum: психология и образование: электрон. науч. журн. 2020. № 4(70). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/9223 (дата обращения: 24.12.2023).

20. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика : учеб. пособие для вузов. М., 2002. 607 с.

21. Богульская Н. А., Кучеров М. М., Туговиков В. Б., Сабило А. С. Подходы к обеспечению информационно-психологической безопасности личности в социальных МЕДИА // Вестник Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2022. № 3. С. 88-95.

22. Смыковский В. В. Формирование готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2023. 23 с.

23. Литвинова А. В., Березина Т. Н. и др. Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 3. С. 94-104. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 26.01.2024; одобрена после рецензирования 16.02.2024; принята к публикации 30.03.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.