Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016
УДК: 070
ББК: 76.01
Бугаева А.С.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЖУРНАЛИСТОВ
Bugaeva A.S.
SAFETY CULTURE AND SOCIAL RESPONSIBILITY OF JOURNALISTS
Ключевые слова: журналистика, безопасность, культура безопасности, риск, чрезвычайные ситуации, катастрофы, социальные сети, пресса, ответственность, компетенции.
Keywords: journalism, safety, safety culture, risk, emergencies, disasters, social networks, the press, responsibility, competence.
Аннотация: в статье исследуется вопрос формирования культуры безопасности средствами массовой информации на примере газеты «Коммерсантъ», рассмотрено понятие «культура безопасности», выделено несколько аспектов, в рамках которых можно рассматривать способы ее формирования. Был проведен традиционный контент-анализ печатного издания, направленный на выявление объема присутствия проблематики в газете при подготовке и распространении текстов в процессе развития чрезвычайных ситуаций за 2013-2015 годы. Исследование позволило определить способы освещения природных ЧС журналистами качественного издания, а также предложить формулировки основных компетенций журналиста, работающего по теме чрезвычайных ситуаций.
Abstract: the article explores the formation of safety culture by media on the example of «Kommer-sant» newspaper, the term «safety culture» has been examined. There have been highlighted a number of the aspects, in the context of which the ways of forming safety culture can be considered. Traditional content analysis was carried out, aimed at identifying the scope of problems reflected in the newspaper during the preparation and dissemination of the texts in the development of emergency situations within 2013-2015. The research has allowed to define the ways of covering natural cataclysms by the journalists of qualified media and also proposed the formulations of basic competences of a journalist covering emergencies.
В условиях чрезвычайных ситуаций СМИ являются ретрансляторами информации. Во многом от качества работы журналиста зависит результат восприятия аудиторией необходимых сведений. В связи с этим возрастает и влияние журналистских текстов на общественное мнение. В случае масштабной аварии или катастрофы журналисты несут ответственность за безопасность и жизнь людей.
Трансформация работы журналистов в ЧС, изменение подходов к их освещению в СМИ, в том числе сети Интернет, позволяет повысить оперативность информирования населения, его безопасность. С другой стороны, расширение технических возможностей и проблемы ограничения доступа к информации часто негативно влияют на психическое состояние как пострадавших, так и сопереживающих случившемуся. Развитие информационных технологий заставляет нас пересмотреть принципы работы журналистов с аудиторией, а разнообразие социальных медиаплатформ открывает новые возможности борьбы с несчастьем.
К сожалению, журналисты не в полной мере пользуются тем, что предлагает сегодня интернет-среда. Нет четко отработанных механизмов взаимодействия СМИ с аудиторией в
социальных сетях, а это неизбежно ведет к искажению восприятия информации аудиторией (например, ссылки на «анонимный источник», найденный в соцсети), возникновению опасной ситуации в обществе, паники.
В условиях рыночной экономики конкуренция российских и зарубежных средств массовой информации вынуждает журналистов пересматривать также изменения их взаимоотношения с пресс-службами и силовыми органами государственной власти. Особенно заметно соперничество проявляется при возникновении чрезвычайных ситуаций, когда конкуренция за обладание правом сообщить «горячую» новость первым возрастает в разы. В этой связи особую актуальность, вызванную высокой степенью ответственности журналистов при подготовке и распространении текстов во время чрезвычайной ситуации, приобретает комплексное исследование формирования культуры безопасности населения и роли журналиста в этом процессе.
Под «культурой безопасности» или «культурой безопасности жизнедеятельности» (КБЖ) мы понимаем «уровень (состояние) развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных
ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности»1.
Ю.Л. Воробьев в своем научно-методическом труде «Основы формирования культура безопасности жизнедеятельности» говорит об особой роли средств массовой информации в формировании культуры безопасности, которые оказывают «ежедневное мощнейшее воздействие на население, способствуют формированию идеалов и ценностей, отношения к окружающей действительности, знаний и эмоциональных состояний и т.п. Если «образовательное поле» является дискретным, но детерминированным, то «поле массовых коммуникаций» является в большей степени перманентным, непрерывно действующим, но стохастич-ным»2. И тут встает вопрос не столько о необходимости придания системного характера информационной работе журналиста, работающего в ЧС, сколько о формировании для аудитории готовых моделей решения проблем, возникающих в экстремальных ситуациях, схемах безопасного общения и коммуникации в ходе совместного выживания.
В процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности журналист совершенствует способы эффективного культурно-информационного воздействия. Хотелось бы выделить несколько аспектов, в рамках которых можно рассматривать способы формировании культуры безопасности населения (аудитории) журналистом.
Событийный аспект. Дается хроника происшествий и организации процесса спасения. Журналисты описывают действия спасателей, пожарных, волонтеров, работающих во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Просветительский аспект. Даются инструкции, советы, рекомендации специалистов о том, как вести себя в экстремальной ситуации. Приводятся исторические справки (досье) о наиболее масштабных чрезвычайных ситуациях и их последствиях.
Технологический аспект. Аудитории рассказывают о технике и технологиях работы в ЧС, описываются специальные приспособления, тренажеры, специальные машины и пр., приме-
1 Воробьев Ю.Л. Основы формирования культура безопасности жизнедеятельности // Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев. - М., 2006. - С. 81.
2 Там же.
няемые в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Практико-ориентированный аспект. Моделируются реально существующие чрезвычайные ситуации, в которых сотрудники силовых структур демонстрируют свои умения и навыки в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Обучающий аспект. В этом случае публикации освещают ход обучения, профориентации школьников (студентов) сотрудниками специалистами МЧС России, формирования у них навыков и норм оказания первой помощи, в том числе первой психологической помощи.
Социальный аспект. Публикация материалов, подчеркивающих актуальность, важность, значимость проблемы обеспечения безопасности. Материалы, посвященные анализу опасностей и угроз природного и техногенного характера, экспертные интервью по прогнозированию возникновения опасных явлений, анализ мониторинга состояния техногенных объектов и прогнозирование рисков чрезвычайных ситуаций.
Ценностно-практический аспект. Инициирование СМИ через взаимодействие с волонтерами, добровольцами, предприимчивыми гражданами сбор денег пострадавшим в ЧС, создание специальных рубрик о (взаимо) помощи.
Специалисты МЧС России отмечают, что в СМИ не хватает мотивирующих и обучающих продуктов, направленных на повышение культуры безопасности населения. В настоящее время в России назрела необходимость формирования государственно-общественного идеала. И журналистика может стать помощником в этом процессе, распространяя идею безопасного развития общества.
При этом важно учитывать, что общественная безопасность - неотъемлемая часть национальной безопасности, а обеспечение собственной безопасности - основное направление жизнедеятельности общества. Поэтому логично сделать вывод о том, что деятельность государства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера является его одной из важнейших функций. Следует признать: эту функцию государство выполняет очень активно, что положительно воспринимается обществом, поддерживается всеми ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной) и серьезно прибавляет ей политический вес, в том числе на международном уровне.
Рассмотрим, например, закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994). Некоторые положения закона носят ор-
ганизационно-правовой характер. Это значит, что они определяют одновременно организационные принципы и правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС. Для СМИ тут будет интересно положение «О гласности информации в области защиты населения и территорий от ЧС, о принципах этой защиты». Особое значение при этом имеют полномочия органов государственной власти РФ, которые строго разграничены. Так, Президент Российской Федерации вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.
Правительство Российской Федерации:
- определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС1.
Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «определил правовое поле, в котором могут действовать все участники процесса: граждане, средства массовой информации и представители органов государственной власти».2
Российский социолог О.Н. Яницкий пишет о том, что «в случае катастрофы в первую очередь обращаются к геологам, сейсмологам и другим естественникам, потом - к экономистам и политикам, а социологический анализ последствий оставляют журналистам и публицистам, тем более, что последние делают это вполне профессионально»3. Действительно, журнали-
1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2 Рыклина М. В. Как сообщает МЧС России. -М., 2009. - С. 26.
3 Яницкий О.Н. «Пасынки» социологии: природные аномалии и катастрофы // Социологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 68.
сты, спустя несколько дней после чрезвычайной ситуации, дают аудитории довольно полную картину того, как она развивалась (иногда с поминутной хронологической точностью), представляют подробный анализ ущерба от аварии или катастрофы, детально разбирают все версии случившегося и иногда параллельно со следствием участвуют в поиске непосредственных виновных.
К сожалению, этой работы не достаточно для того, чтобы аудитория осознала значимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, о которой пишет Ю.Л. Воробьев.
Увеличение чрезвычайных ситуаций вызывает необходимость реагирования общества на эту опасную тенденцию. И в этой ситуации общество и средства массовой информации пока не отдают приоритет профилактической стратегии, направленной на формирование культуры безопасности. Журналисты начинают реагировать на чрезвычайную ситуацию после того, как она возникла. Это во многом продиктовано внешними факторами - воздействием на СМИ политического и экономического (коммерческого) интереса. Поэтому мы наблюдаем, как на телеканалах освещаются чрезвычайные ситуации в основном в информационных программах, реже - в документальных или художественных фильмах. Ведь информационные программы, как правило, составляют наиболее рей-
4
тинговую часть выпуска .
Если материалы в СМИ будут носить только событийных характер - рассказывать и показывать момент чрезвычайного происшествия, ликвидацию его последствий, то это может негативно повлиять на общественную безопасность. Информация о причинах и последствиях, особенно применительно к техногенным авариям и катастрофам, значительно полезнее для общества, а информация просветительского характера (советы, правила поведения, в том числе прогнозы) способствует уменьшению потерь и ускорению в ликвидации последствий ЧС. Хрестоматийным примером для нас тут может служить авария на Чернобыльской АЭС. При этом, О.Н. Яницкий, например, говорит о том что «системная, включая социологию, концепция модернизации должна содержать не только набор срочных мер по ликвидации последствий катастроф, но и концепцию длительной, поэтапной реабилитации как отдельных
4 Сухарников П.В. «Социальная ответственность тележурналиста при освещении чрезвычайных ситуаций» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 4 (17).
индивидов и их групп, так и больших социобио-технических систем»1. Журналисты, на наш взгляд, тоже могут принимать участие в «поэтапной реабилитации», формируя общественное мнение аудитории, оказывая влияние не только на сознание и поведение людей, но и изменяя самого человека: ценностные ориентации, потребности, его менталитет, - то есть участвовать в формировании культуры безопасности населения.
Многие исследователи отмечают, что безопасность в чрезвычайных обстоятельствах становится активным и доминирующим мобилиза-тором ресурсов человеческого организма. Вне информационного поля человеку навряд ли удастся в полной мере удовлетворить потребность в безопасности. Поэтому журналисту нужно правильно выстраивать информационную стратегию во избежание негативных последствий.
Одно из главных требований к журналисту всегда и везде будет - владение этическими нормами, особенно при работе с пострадавшими. Это профессиональное качество является приоритетным при выдаче журналисту аккредитации (а также при намерении журналиста войти в пул МЧС, МВД, ФСБ и т.д.).
Часто в пострадавшие районы редакции направляют молодых, неопытных сотрудников. Ненавязчиво помочь журналисту выработать правильную тональность освещения могут помочь его более опытные коллеги, специалисты пресс-служб из МЧС и сборники, разработанные совместно журналистскими сообществами и компетентными в данном вопросе органами государственной власти.
Что касается этических дилемм, возникающих у журналистов, работающих над материалом о ЧС, то разобраться со своим профессиональным «я», поможет только наличие высокоморальных принципов. И еще желательно всегда помнить мудрый завет: «закончил писать материал - прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем-то согрешил. И не так-то просто обнаружить такую погреш-ность!».2 В таком случае вопрос: публиковать или не публиковать крупным планом фотогра-
1 Яницкий О.Н. «Пасынки» социологии: природные аномалии и катастрофы // Социологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 75.
2 Лазутина Г.В. Профессиональная этика жур-
налиста. - М.: Аспект Пресс, 2011.
фию жертвы чрезвычайной ситуации (пусть даже с закрытым лицом), на «летучке» в редакции сразу будет снят с обсуждения.
Несомненно, журналисты, специализирующиеся на освещении чрезвычайных ситуаций, должны иметь четкое представление о том, что такое «культура безопасности» и правильно использовать это понятие в своих текстах. СМИ важно понимать свою роль и значимость власти в этом направлении. Тексты о чрезвычайных ситуациях могут быть представлены в качественных изданиях более сбалансировано и разнообразно - соответственно, могут быть более действенны в вопросе формирования культуры безопасности аудитории. Следует усилить просветительский и социальные аспекты, о которых мы говорили в начале статьи. Это необходимо для того, чтобы избежать таких, к примеру, неприятных последствий, которые возникали во время аварии на АЭС «Фукусима» в Японии в 2011 году. На Дальнем Востоке России тогда были зафиксированы случаи отравления йодо-содержащими препаратами во время паники, частично вызванной СМИ. Причиной такого поворота стало то, что журналисты обращались за экспертным мнением к некомпетентным врачам-клиницистам. После того, как «в СМИ появились невежественные рекомендации медиков по йодной профилактике: кто-то рекомендовал использовать доступные в аптеках йодные добавки, кто-то даже считал, что достаточно скушать ложку морской капусты»3, сознательные ученые написали рекомендации, что надо делать врачам в ситуации радиационной аварии. Как оказалось, на основе данных радиационной разведки принимает решение о йодной профилактике МЧС и Роспотребнадзор. А журналисты, не разобравшись, необходима ли в данной ситуации населению информация о катастрофической йодной профилактике, поспешно обратились к местным врачам за инструкцией, растиражировав ее среди местного населения как призыв к действию. Сложившаяся ситуация продемонстрировала то, что не было четкого регламента того, как должны были действовать врачи в случае подобной чрезвычайной ситуации. Или врачи не были вовремя проинформированы о начале йодной профилактики со стороны МЧС и Роспотребнадзора. А это привело к тому, что люди стали получать глупые советы со стороны СМИ. Подобные ситуации еще раз подтверждают необходимость определения конкретных схем и моделей взаимодействия
3 Герасимов Г.А. De вшИЪш «О радиоактивном йоде без паники» // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. - 2011. - № 2. - С. 4.
между властью и СМИ в конкретных чрезвычайных ситуациях.
Нами была проанализирована 51 публикация по данной проблематике еженедельной общенациональной деловой газеты «Коммерсантъ». Выбор печатного издания не случаен. «Коммерсантъ» имеет большой охват аудитории, множество профессиональных штатных и внештатных журналистов, постоянно работающих в зонах чрезвычайных ситуаций, и отличную материально-техническую базу. Таким образом, тематика чрезвычайных ситуаций в газете представлена достаточно широко. Выбранные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера имели общенациональный резонанс, длительное время (более года) появлялись оценки и реакции в СМИ на данные ЧС. В результате выяснилось представление о том,
по какой схеме освещает чрезвычайные ситуации данное издание, появилось понимание того, какие модели решения проблем, возникающих в экстремальных ситуациях, может предложить качественное издание.
Методология исследования базировалась на использовании следующих методов: метод экспертного чтения текстов, традиционный качественный анализ, контент-анализ.
В ходе исследования была сформирована выборка текстов на основе включения наиболее масштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: наводнение на Дальнем Востоке России (2013 год), катастрофа в московском метрополитене (2014 год), обрушение казармы в Омске (2015 год).
Основные результаты. Исследование выявило следующие данные (таблицы 1, 2).
Таблица 1 - Количество текстов с упоминанием события в газете «Коммерсантъ» за 1 год
Событие Количество публикаций с упоминанием события
Наводнение на Дальнем Востоке России (2013 год) 26
Катастрофа в московском метрополитене (2014 год) 17
Обрушение казармы в Омске (2015 год) 8
Таблица 2 - Функциональные характеристики жанровых моделей, %
Жанровые модели Значение
Аналитический текст 57
Историческая справка (досье) 22
Фоторепортаж 8
Хроника 4
Другое (расширенная информация, интервью, репортаж) 9
Анализ данных показал, что большинство исследуемых материалов выполнено в жанре аналитической статьи (таблица 2). Популярными жанрами журналистики чрезвычайных происшествий являются историческая справка (досье), фоторепортаж, хроника. Среди исследуемых материалов в аналитическом издании не встречается ни одного журналистского расследования на тему борьбы с коррупцией, из-за которой по-прежнему остается высокой угроза техногенных аварий и катастроф. Также интересно то, что среди материалов, попавших в выборку, была обнаружена только одна публикация в жанре интервью по теме обеспечения безопасности населения. Интервью «Как сделать транспорт безопаснее?» вышла в «Коммерсанте» спустя неделю после катастрофы в московском метрополитене, которая, напомню, унесла жизни 24 человек, более 200 пострадали. Один из интервьюируемых Виталий Ефимов, первый зампред комитета Госдумы по транспорту, бывший министр транспорта РФ, в интервью говорит: «транспорт - самый опасный вид экономической дея-
тельности и самый распространенный. Поэтому за безопасность транспорта отвечают многие, и работу эту надо вести системно!». К сожалению, дальше нет объяснения со стороны господина Ефремова, что собой подразумевает «системная работа» по обеспечению безопасности на транспорте. Создается впечатление, что для журналиста такой ответ эксперта был исчерпывающий. Другой интервьюируемый Гавриил Попов, в 1991-1992 годах - мэр Москвы, в этом же материале поднимает довольно острую проблему, связанную с ростом мегаполисов: «В нынешних условиях мегаполисов транспорт безопасным быть не может. Наступило время ликвидировать мегаполисы. Давно пора переходить к другой системе народонаселения. Иначе мы обречены». Рост мегаполисов сопровождается резким увеличением техногенной опасности. Рост количества транспорта и дорожно-транспортных происшествий - тому подтверждение. И нельзя на это закрывать глаза. Эксперты должны высказываться в СМИ и подчеркивать актуальность, важность, значимость проблемы обеспечения безопас-
ности населения. Поднимая эту тему в СМИ, есть шанс минимизировать ущерб от чрезвычайных ситуаций. И роль журналиста тут не давать свои прогнозы и оценивать масштаб проблемы, его задача искать компетентных экспертов, которые могут дать адекватную информацию по конкретной чрезвычайной ситуации, не драматизируя и не наводя паники на общество.
Просветительский аспект также важен, но, к сожалению, на страницах данного издания он практически отсутствует. Например, в одном из материалов говорится о том, как один из пострадавших в аварии в метро «вместе с другими пассажирами в темноте раскрывал заклинившиеся двери вагона, подсвечивая себе мобильником, как выбирался в тоннель» (Владимир Ба-ринов, Иван Буранов, Александр Воронов, 2014). Люди, попавшие в эту ситуацию, понятия не имели о том, как нужно действовать в таких экстренных ситуациях. А СМИ, как нам кажется, имеет большие возможности в пропаганде вопросов безопасности. Инструкции, советы, рекомендации специалистов о том, как вести себя в экстремальной ситуации должны исходить в первую очередь от журналистов. Пока «Коммерсантъ» отдает больше предпочтения историческим справкам и досье с заголовками типа: «Крупнейшие обрушения зданий в России», «Как создавалось министерство по развитию Дальнего Востока», «Крупнейшие аварии техногенного характера в московском метро», «Техногенные аварии в метро за рубежом», «Как высшие чиновники теряли должности после стихийных бедствий».
Данные форматы подачи материала, конечно, имеют место быть на страницах ежедневного качественного издания. Но насколько рационально их использование в период развития чрезвычайной ситуации, когда населению больше важно знать не то, что произошло десять лет назад и уж тем более за рубежом, а важно, что сейчас происходит и как дальше будут развиваться события, вопрос остается открытым.
Что касается анализа освещения газетой «Ъ» наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, то показательным является тот факт, что за полгода до чрезвычайной ситуации и через полгода после нее издание не дало ни один прогноз в отношении природной аномалии. На страницах газеты выступали многие эксперты с оценкой стихийного бедствия, в том числе из Росгидромета, но их прогноз всегда был кратковременный, на один-два месяца вперед. Об ущербе, который был нанесен сельскому хозяйству паводком на Дальнем Востоке, заговорили только спустя месяц, когда погибло уже почти
половина урожая. Ни один из авторов «Коммерсанта», работающих по теме чрезвычайных ситуаций, не поставил своей целью описание причин события, прогноза его развития. А это ставит под сомнение качество самого журналистского текста, претендующего на некую аналитику.
Стоит отметить показательный пример журналистской находчивости другого СМИ, которому «Коммерсантъ» посвятил свой репортаж в № 177 от 30.09.2016 г. Корреспондент Наталья Корченкова очень эмоционально описала то, как на «Первом канале» прошел десятичасовой телемарафон в поддержку пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке. Телеканал собрал более 517 млн руб. с телезрителей (среди которых, конечно были представители политических партий, крупных компаний типа «Газпром и т.п.). Эти деньги в дальнейшем пошли на строительство нового жилья. Константин Эрнст тогда выразил сожаление о том, что не принял подобного решения во время Крымска (наводнение, произошедшее в краснодарском городе Крымск летом 2012 года).
В данном случае «Первый канал» стал активным участником спасательной операции. Эта практика теперь все больше распространяется через интернет. Но интернет-издания все еще редко используют социальные сети в качестве инструмента для информационного мониторинга и координации взаимопомощи, а также для благотворительности и краунфандинга.
Мониторинг публикаций по теме чрезвычайных ситуаций за 2015 год показал, что принцип освещения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций за три года в «Коммерсанте» не изменился.
12 июля в Омской области в поселке Светлый обрушилась крыша 242-го учебного центра ВДВ, в результате чего погибли 24 человека. Изначально подозреваемыми в данном происшествии считались командование учебного центра и строители, ремонтировавшие казарму с апреля по декабрь 2013 года. Но впоследствии генерал армии Сергей Шойгу возложил вину на строителей, возводивших казарму 40 лет назад. По одной из версий, они не доложили цемент в раствор для кирпичной кладки. «Проведенная уже в 2013 году реконструкция, по мнению министра, усугубила ситуацию - установленные панели вентилируемого фасада увеличили общую нагрузку на здание», - пишет «Коммерсантъ». В итоге никто не понес наказание за погубленные жизни молодых ребят. Получается, что ситуацию списали на несчастный случай. Во многих материалах, посвященных этому трагическому событию, речь шла о ха-
латности и коррупции со стороны армии и подрядных организаций, но не было ни одного материала, в котором бы журналист выступил с критикой данных общественных явлений.
В текстах «Коммерсанта» за 2013-2015, не вошедших в выборку, мы также обратили внимание на несколько материалов, посвященных анализу других чрезвычайных ситуаций, произошедших до 2013 года. Тексты, в основном, касались реформы системы финансирования пожаротушения и страхования от пожаров. Данные информационные поводы были спровоцированы как раз лесными пожарами 2010 года. Это еще раз подтверждает факт того, что работа журналистов, пишущих на темы чрезвычайных ситуаций носит больше реакционных характер, а не профилактический. Именно тут важна работа Управления информации МЧС России с журналистами. Данное министерство должно вести активную работу не только с представителями журналистского пула, но и активно распространять среди других журналистов идею того, что они тоже в обязательном порядке являются участниками спасательной операции и несут ответственность за безопасность людей. Особое внимание должно уделяться работе с региональными СМИ. Местные газеты, радио и телевидение, при условии, что они работают, становятся главным средством коммуникации с населением. В случае ЧС общественно значимые сведения - о расположении пунктов эвакуации, медпунктов, местах раздачи питания должны размещаться в первую очередь через выпуски новостей и на страницах газет, чтобы их увидело и услышало максимальное число людей. Журналисты должны понимать, что если они помогают власти в чрезвычайной ситуации, значит, они помогают пострадавшим.
Исследование позволило предложить формулировки основных компетенций журналиста, работающего по теме чрезвычайных ситуаций. Мы полагаем, что такому журналисту важно:
- владеть профессиональными навыками работы журналиста, специализирующегося на освещении чрезвычайных ситуаций, в зависимости от типа СМИ; умением и навыками сбора, переработки и распространения актуальной, обще-
ственно-значимой информации в случае ЧС. Актуальную и общественно-значимую информацию в конкретной чрезвычайной ситуации определяют компетентные органы государственной власти. Поэтому необходимо понимать порядок взаимодействия с представителями органов государственной власти (пресс-службами) в случае масштабных чрезвычайной ситуации;
- иметь представление о природе и характере чрезвычайных ситуаций, понимать актуальные направления деятельности МЧС России по профилактике и борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Ответственность за информирование журналистов по основным направлениям деятельности МЧС России по профилактике и борьбе с ЧС должны нести пресс-службы министерства в зависимости от характера потенциальных угроз.
- понимать место и роль журналистики чрезвычайных ситуаций в системе современных массовых коммуникаций;
- владеть умением выстраивать коммуникацию с экспертами по стихийным бедствиям, техногенным авариям и катастрофам. Желательно обращаться к экспертам, которые имеют опыт работы с журналистами в ЧС, необходимые знания о правилах поведения в конкретной чрезвычайной ситуации;
- ориентироваться и работать с источниками информации и проверять факты («фактчекинг»), обеспечивая достоверность текста;
- иметь навыки оказания первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в ЧС.
Профилактика и подготовка журналистов не столь затратные мероприятия. И с практической точки зрения нам представляется необходимым сделать обязательным для журналистов и специалистов пресс-служб МЧС России совместное прохождение специальных курсов по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях. Этот вопрос должен входить, например, в компетенцию факультетов журналистики высших учебных заведений. Их можно включить, например, в общую программу подготовки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аврамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Аврамов. - М.: Изд. МГУ, 1999. -
224 с.
2. Афлятунов, Т.И. Анализ возможностей активного информационного воздействия СМИ на население в интересах МЧС России / Т.И. Афлятунов, А.В. Лукьянович, М.В. Омельченко // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. -2015. - № 2 (15). - С. 63-70.
3. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бэк. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
4. Воробьев, Ю.Л. Основы формирования культура безопасности жизнедеятельности / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 315 с.
5. Герасимов, Г.А. De Gustibus «О радиоактивном йоде без паники» / Г.А. Герасимов // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. - 2011. - Т. 7. № 2. - С. 4-6.
6. Грушин, Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б.А. Гру-шин. - М.: Политиздат, 1987. - 368 с.
7. Демченко, О.Ю. Психологические особенности информирования населения в условиях чрезвычайной ситуации / О.Ю. Демченко, И.Я. Удилова, С.А. Шевцов // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2014. - № 1 (10). - С. 32-35.
8. Мельник, Г.С. Сокрытие информации как отсутствие культуры безопасности / Г.С. Мельник, С.А. Михайлов // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. - 2013. - № 3 (35). - С. 145153.
9. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект пресс, 2011. - 224 с.
10. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - 2-е изд / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект пресс, 2004. - 240 с.
11. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. - 2-е изд. / Е.Е. Пронина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 320 с.
12. Рыклина, М.В. Как сообщает МЧС / М.В. Рыклина. - М.: Легейн, - 2009. - 124 с.
13. Сухарников, П.В. Социальная ответственность тележурналиста при освещении чрезвычайных ситуаций / П.В. Сухарников // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. -№ 4 (17).
14.Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика / А.А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 352 с.
15. Тертычный, А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста / А.А. Тертычный. -М.: ВК, 2011. - 552 с.
16. Яницкий, О.Н. «Пасынки» социологии: природные аномалии и катастрофы / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 67-76.
Интернет-порталы
1. Сообщество добровольцев чрезвычайного реагирования» пожар_ру, URL: http://uturunco.Hvej ournal.com/45704.html.
2. Газета «Коммерсантъ», URL: http://www.kommersant.ru/daily
Документы
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации».
2. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».