Научная статья на тему 'Культовые места автохтонных верований на территории национального парка «Тункинский»'

Культовые места автохтонных верований на территории национального парка «Тункинский» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Занданова Б. А.

The article covers the problems of conservation of cultural landscapes, in particular religious beliefs and customs, bearing on some places of the Tunkinskaya valley territory within the administrative borders ofTunkinsky region. This region was designated as a stringently protected nature area in 1991.Nowadeys traditional worship sites and the phenomenon of sacral ness related to them in the framework of ecological traditions of local population in the light of traditional cultures have been presented here. An attempt has been made to formulate theoretical positions for understanding a worship site.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культовые места автохтонных верований на территории национального парка «Тункинский»»

Б.А. Занданова

г.Улан-Удэ

Культовые места автохтонных верований на территории национального парка «Тункинский»

The articie Covers the probtems of conservation of cidturul landscapes, in Piit'ticulor rcl igi ous betiefs and cusiotns, beding on some places of the Tunkinskaya volley territory within the administrative borders of Tunkinsky region. This regton tcoj designated as a stringently protected nature area in ¡991 .Nowadeys tradilionai worship sites and the phenomenon of saeral ness related to them in the framework of ecological traditions of local population in the light of traditional cultures have been presenied here.An attempt has been made toformulate theoretical positions for understanding a worship Site.

Тункинская котловина расположена в пределах границ Тункинского района Республики Бурятия, на территории которого в 1991 г. был организован национальный парк «Тункинский». Площадь парка составляет более 1 млн га. Тункинская котловина давно освоена человеком и по состоянию на 1 января 2005г. численность постоянного населения в административных границах района составляла 23804 чел. [Сельское население,,., 2005г]. Территория котловина характеризуется разнообразными ландшафтами; лесохозяйственными, охотн ич ье- пром ы сл о в ы м и, сельскохозяйственными, селитебными, рекреационными [Гомбоев, 1992]. Помимо этого, существуют отдельные виды культурных ландшафтов - это комплексные природно-исторические памятники природы. Этим памятникам природы издавна уделялось внимание в силу того, что они уникальны и ценны в научном, культурно-познавательном, воспитательном, эстетическом и оздоровительном смыслах, а также связаны с важными историческими событиями, с жизнью замечательных людей либо с произведениями литературы и искусства [Иметхенов, 1990]. Многие памятники природы взаимосвязаны с традициями населения, часто содержат рукотворные объекты и расположены в природном ландшафте. Такие комплексы ценны и с природной, и с исторической сторон. Из них выделяются те, которые с давних пор несут культовое значение для местного населения, т.е. признаются священными [Кислое, 1999]. В соответствии с классификацией культурных ландшафтов М.Е. Кулешовой [2002] они относятся к разновидности культурных ассоциативных ландшафтов.

Культовое место, так или иначе, связано с религиозными убеждениями. Почитаемая территория является священной для местного населения и вмешательство.человека должно быть ограничено. Такая экологическая культура у народа формировалась в результате органичного включения буддизма в архаичные верования и традиции, и это создавало режим особой охраны уникальных территорий. В соответствии с этим нами выделены наиболее известные культовые места автохтонных верований изучаемой территории, такие как Бурхан-Баабай, Хэрэн Тэпхэр, Хонгор-Уула, Тамхи Баряаша, Халун-Угун, Престол Чингис-хана, Нурайское обо или Чингис-ханай мориной обо, Субурга, Папий, Баян-Мандал, В ряде случаев дан перевод названий на русский язык.

Как правило, они являются комплексными - располагаются в определенном природном ландшафте и содержат объект, который почитается. К природным культовым объектам относятся определенные природные элементы - горы, камни, равнина Тамхи Баряаша, вулканы, источники и др.. Имеются также рукотворные культовые объекты - храмы, субурганы, придорожные бариса-мургэлы (культовые объекты, расположенные у дороги), жалсан (культовое архитектурное сооружение), дуганы и др. Чаще всего, они сопровождаются сооружениями и атрибутикой, таким как ритуальные цветные ленты, ритуальные флажки Хии-Морин, очаги для подношений, наличием стола или беседки, субурганы как мемориал или реликвия, дуганы, храмы и др. Таким образом, природно-исторические памятники включаются в культурные ассоциативные ландшафты и с давних пор священны для местного населения.

Культовое место Бурхан-Баабай, или Хан Шаргай-нойон расположено в Хойтогольской котловине, на левом берегу р. Ихэ-Ухгунь («ехэ-уЬан»- бур. «большая вода») между селами Туран и Хойто-Гол, северо-западнее курорта Нилова-Пустынь. По сведениям Г.Д. Нацова (1995) оно является почитаемым с незапамятных времен. Комплекс Бурхан-Баабай состоит из таких древних культовых объектов как Жалсан - он представляет собой старинное архитектурное сооружение из дерева, имеющее форму усеченного конуса и укрепленное на высоком шесте, вкопанном в землю, который в нижней части с четырех сторон подпирается боковыми шестами.

71

Внутрь полого конуса помешены буддийские реликвии. Рядом с Жалсаном выстроен дуган для проведения молебнов. Там расположен буддийский алтарь, у стены небольшое возвышение -сиденье, предназначено для лам, проводящих религиозные службы. До 2003 г. существовал культовый объект - Яндр. Он представлял собой сооружение, выложенное камнями, которые окружены бревнами с четырех сторон и предназначен для совершения обрядов поклонения горам халатами. Хадашн это специально уполномоченные лица, исполнители ритуалов умилостивления хозяев гор. Кроме этого культовое место включает песчаную гору Саган-Хайрхан. Это гора с абсолютной отметкой 1076 м. возвышается над руслом р. Ихэ-Ухгунь у западного подножия Ниловского отрога. Она имеет форму гигантской дюны с относительно пологим западным склоном и крутым восточным. Песок на склоне горы Саган-Хайрхан, на которую по легенде, приземлился хан Шар гай-нойон, считается священным. Место табуировано. Кроме этого, природно-культовый в комплекс входят: металлический бумхан; два восьмистенных ду-гана; старый нежилой дом известной исторической личности - тункинского ламы Лопсон-Базара. Этот дом был перевезен сюда в начале XXI в.

В 2004 г. на данной территории нами был обнаружен ареал произрастания исчезающего вида растения из семейства Орхидные (Farn. Orchidaceae) - Башмачок крупноцветковый (Cypripedium. macranthon Sw.), занесенный в Красную книгу СССР (1984), Красную книгу Бурятской АССР (1988). Таким образом, традиция почитания данного ландшафта, способствует сохранению ареалов произрастания уникальных исчезающих видов растений.

Таши Баряаша (Трубка Мира) расположена у дороги между селами Шимки и Туран, ближе к селу Шимки. Следуя по дороге, проезжающие останавливаются, чтоб сделать подношения в виде сигарет, реже цветных лент, монет. Культовым природным объектом в данном ландшафте является сама равнина Тамхи Баряаша. Это упоминается в сообщениях К. Риттера [1894]. Так он описывает, что к долине примыкает роскошная равнина Тамхи Баряаша, шириной в две, а длиной в три версты... на западном конце ее останавливается всякий едущий из Шимков для небольшого отдыха под тенью кустов березы и черемухи. Тут же закуривается первая трубка. Местные буряты подносили жертву своим духам, прося у них покровительства во время путешествия. С этой целью, как жертву от себя, они привешивали к молодым березкам лентообразные кусочки материи, а от лошадей - пучок волос. В начале 90-х гг. XX в. выточена из дерева и установлена здесь трубка длиной около 1,5 м. Выстроен комплекс беседок.

Вблизи с. Кырен на вершине хребта Хамар-Дабан выделяется гора с плоской вершиной -Хэрэн Тэпхэр, Жители близлежащих сел ежегодно посвящают хозяину горы общественные обряды поклонения. Место также табуировано.

Природно-культовая территория Хонгор-Уула является местом родового поклонения. При въезде есть придорожный бариса (место поклонения). Следующие в Хонгор-Уулу там останавливаются, чтоб испросить разрешения и благословления. Минеральные источники Хонгор-Уула расположены в предгорьях Хамар-Дабана, в долине р. Харагун правого притока р. Иркут в 9 км южнее с. Жемчуг [Кислов, 1999], О целебных свойствах минеральных вод местные жители знают давно. Они обратили внимание на то, что наибольший лечебный эффект достигается в осенний период. У одного из источников установлен алтарь, где находятся ритуальные предметы, рядом расположен деревянный навес, стол, скамейки. Каждый отдыхающий перед началом лечения и отдыха в первый же день посещает это место, для того чтобы совершить обряд почитания для благополучного отдыха, эффективного лечения. Это культовое место Хонгор - Уулы.

Такая традиция поклонения действует повсеместно в котловине на каждом минеральном источнике. К примеру, в 25 км. от села Туран в Туранской котловине в узкой долине по обоим берегам р. Халагун имеются выходы минеральной воды. Этот природно-культовый объект Халу н-Угу н (Холуун-YhaH) используется для питья и для принятия ванн. У источника имеются алтарь, ритуальные ленты, подношения. Это место используется для отдыха жителями сел Туран, Хойто-Гол, Монды и др.

Рядом с Хонгор-Уулой на обширной поляне до середины XX века было поселение Нура, где проживали сойоты. На краю поляны есть обо, его называют Нурайское обо (Нурын обо). Оно представляет собой небольшой холм, на нем расположены навес, скамейки. Старые люди говорят, что это обо является местом захоронения коня Чингис-хана, второе называние этого ландшафта - Чингис-ханай мориной обо. Местные жители, в основном из с. Охор-Шибирь, регулярно организуют ритуальные обряды, которые заключаются в чтении молитв и совершении подношений природе.

72

С именем Чингис-хана также связан- природно-культовый комплекс - Престол Чингис-хана (Чингис-ханай шэрээ). Это уникальное культовое место находится в предгорьях Тункинских гольцов в местности Хандагайта недалеко от месторасположения старого Хандагатайского дацана, основанного Агваном Доржиевым в 1917 г. Сам «престол» представляет собой большой валун.

В мифах и легендах бурят значительное место занимает образ быка - Буха-нойона. Считается, что он спустился в Тункинскую долину на тропу Бухатый, которая вследствие этого проросла полосою кедровника, появилась система рек и озер долины, а от ударов его копыт и рогов возникли пески и песчаные холмы. В местности Хоймор на одном из потухших вулканов он отдыхал и лежал, вследствие чего на нем осталось до сих пор заметное углубление. С тех пор этот вулкан называют Лежбище Буха-нойона (Буха-нойоной хэбтээшэ). Расположен этот вулкан у сел Талое и Хурай-Хобок и представляет собой изолированно стоящий вулканический конус (абс. отм. 747,3 м). Считается, что отсюда бык перешел через Еловский отрог, где в Тор-ской котловине и окаменел в 6 км к северо-востоку от с. Далахай, восточнее р, Саган-Угун. Это скальное обнажение мрамора называют Буха-нойон, или Ринчин хан. Обнажение представляет собой два острых высоких (примерно по 5 м) лишенных растительности останца выветривания с абсолютной отметкой 1050,3 м, развалы мрамора занимают участок примерно 800x800 м. они заметно выделяются белым пятном и двумя выступами на скале на темном фоне (Кислов, 1999). Считается, что обнажение издалека похоже на фигуру быка с широко расставленными рогами. Согласно преданиям, это и есть окаменевший образ мифического прародителя Буха-нойона [Экологические..., 1992]. Культ Буха-нойона распространяется на бурят Аларского, За-каменского и других районов [Абаева, 1991]. По представлениям местных жителей, от воли Буха-нойона зависит умножение и благополучие скота, обеспечение лучшими кормами, хорошими пастбищами, то есть все то, что в конечном итоге является главной гарантией благополучия и стабильности жизни скотовода. Место табуировано. На одном из останцев в 40-х гг. XIX

в. был сооружен бумхан. «Ламаистский бумхан (кумирня), посвященный ему, регулярно обновляется и имеет весьма ухоженный вид, несмотря на то, что он находится высоко в горах и труднодоступен» [Жуковская, 1977, с. 38].

У подножия Тункинских гольцов западнее от курорта Аршан находятся уникальные при-родно-исторические территории. Так, в комплекс Субурга входят минеральные воды - Субурга Аршан (Субургын АршанЛ которые представляют собой напорные исходящие источники зоны сифонной циркуляции, приурочены к зоне надвига кристаллических сланцев, и известняки. Слабоминерализованная карстовая вода выходит в виде воклюзов в живописной местности на залесенном склоне хребта [Кислов, 1999]. В этом месте находится субурган (ступа) высотой около 3 м и восьмистенный дуган начала XX века.

Наряду с субаргинскими источниками выделяются минеральные воды, однотипные по свойству и со значительным дебитом. Впервые этот источник обнаружил Сырэн Папийн из местности Амар-Гол. С тех пор этот ландшафт называется Папий, а источник - Папий Аршан (Папийн Аршан). Он находится у подножия южного склона хребта в 12 км западнее курорта Аршан у самого подножия южного склона хр. Восточный Саян. Г.- Д. Нацов указывает на то, что в 1920

г. ламы Хандагатайского дацана провозгласили этот источник аршаном, и он стал местом, где собиралось множество людей, к тому же рядом находился Хандагатайских дацан. Этот аршан был открыт ламами [Тунка: история ..., 1998]. Выходы минеральных вод - это напорный восходящий источник зоны сифонной циркуляции приурочен к зоне надвига кристаллических сланцев на известняки. Источник слабоминерализованной карстовой воды расположен в живописной залесенной местности у склона хребта. Место выхода представляет собой воронкообразный бассейн диаметром 3 м и глубиной 2-2,5 м с прозрачной голубовато-зеленой водой. Донные осадки окрашены в сизо-голубоватый цвет, вызванный присутствием в них минерала вивианита. На дне воронки виден открытый понор. Дебит источника 24-34 м/с, температура -5,5 ос. От родника идут деревянные желоба, подающие воду в чан для нагревания, из него - в ванный корпус. Вокруг родника и вдоль вытекающего из него ручья заросли кустарника, произрастает черемуха обыкновенная, занесенная в Красную книгу РБ, смородина, шиповник [Кислов, 1999]. Это традиционное место отдыха населения сел Тагархай, Хурай-Хобок, Галбай и др. Около родника находятся алтари, жертвенники, очаг.

В Тункинской котловине у подножия Тункинских гольцов внимание исследователей привлекает группа потухших вулканов. Т. В. Ахаржанова [2005] отмечает, что местное население с давних времен осознанно преклонялось этим вулканам, считая их священными... около этих

73

священных мест нельзя было вести себя неподобающим образом: ломать деревья, кустарники, срывать цветы и другие растения, убивать животных и т. д. Все это свидетельствует о том, что местные жители испокон веков прививали любовь к необычным явлениям природы и создавали культ бережного отношения к потухшим вулканам. Нами выделен потухший вулкан - Баян Мандол (Хаара-Болдок, потухший вулкан Черского или Ужборский), который находится в 7 км к востоку от курорта Аршан рядом с селом Хурай-Хобок. Он расположен на предгорной равнине, с ложе к вулканическими шлаками, пористыми афролитовыми лавами, агглютинатами, бомбами и лапиллями от кирпично-красного до черного цветов, лежащими на базальтовом основании. Площадь вулкана 0,02 кв. км. Это - один из наиболее сохранившихся вулканов Тун-кинской котловины с относительной высотой 100-120 м, диаметр кратера 80-100 м. Вулканический конус покрыт сосново-лиственнично-березовым лесом и примыкает к лесному массиву. На северно-западном склоне доминируют сосняки рододендроновые злаково-разнотравн ые. Занесенный в Красную книгу РБ рододендрон даурский образует густой кустарниковый ярус. Среди разнотравья много папоротника [Ахаржанова, 2005]. На южном склоне, на пригорке, поросшем березовым леском, есть буддийское святилище, алтарь и жертвенники [Кислов, 1999].

Горный массив Мунку-Сардык находится на территории Республики Бурятия и Монголии. Это уникальный природно-исторический комплекс. Главная его восточная вершина имеет высоту 3491 м., граница леса поднимается до 2000 м, выше - альпийские луга, над ними гольцы. Самый большой северный ледник дает начало руч. Мугувек, впадающему в р. Белый Иркут. Нижняя граница ледника расположена на уровне 2776 м. Южный ледник главной вершины дает начало р. Хугин, впадающей в оз. Хубсугул (Монголия). Нижняя граница ледника расположена на уровне 3170 м. Северный ледник второй вершины дает начало р. Белый Иркут. По своему типу он является переходным от настоящего ледника к фирновому полю. Ледник третей вершины питает один из истоков р. Ока. Расположен западнее ледника второй вершины и обращен на северо-восток [Кислов, 1999]. О почитании монголами и бурятами самой вершины Восточных Саян - Мунку-Сардь.к отмечала еще Н.Л. Жуковская [1977]. Л.Р. Павлинская [2002] указывает на то, что Мунку-Сардык является сакральным центром мира и представляет Мировую гору и Мировую ось, которая освящает весь Восточносаянский регион, включая и оз. Хубсугул. «Мункэ Сардык называют также Мункэ Саян (Вечный Саян) или Саган-ноен (Белый властелин) и считают главным «хозяином» Восточных Саян» [Павлинская, 2002, с.161].

Таким образом, культовые места представляют целостное образование, особую форму баланса природных, культурных и экологических интересов. Они играют важную роль в сохранении духовного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия особо охраняемых природных территорий, в том числе национального парка «Тункинский». Эти места требуют выявления, охраны и восстановления как уникальные и ценные объекты природно-культурного наследия. Их исследования, в том числе в области географии, истории, этнографии позволит наметить пути сохранения, возрождения исторической памяти и национальной культуры.

Литература

1. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. - М., 1991.

2. Ахаржанова Т,В, Геоэкологические особенности ландшафтов Тункинекой котловины: дис. ... канд. гео!р. наук - Улан-Удэ, 2005.

3. Гомбоев Б. О. Территориальные системы землепользования Бурятии. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992.-С. 126.

4. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. - М.: Наука, 1977.

5. Землеведение Азии Карла Ритгера. География стран входящих в состав Азиатской России или пограничных с нею. Восточная Сибирь: озеро Байкал и Прибайкальская страны, Забайкалье и степь Гоби. Новейшие сведения об этих странах (1832-1893), служащая последующими выпусками к русскому тексту Риттера, изданному под приведенным заглавием в 1879 г. Санкт-Петербург. - 1894 г.

6. Иметхенов А. Б., Памятники природы Бурятии, - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990. - 160 с. (серия Земля у Байкала).

7. Кислов Е. В. Памятники природы (на примере Западного Забайкалья). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -С. 180.

8. Красная книга СССР / гл. ред. А. Н, Бородин, А, Г. Банников, В. Е. Соколов и др. - М„ 1984. - Т. 2. - 480 с.

9. Красная книга Бурятской АССР / редкол. А. И. Плотников и др. - У лан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. - 416 с.

10. Кулешова М. Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. Дополнительные материалы к стратегии управления национальными парками России, вып. 6. М.: Изд-во Центра дикой природы, 2002.

11. Нацов Г.-Д, Материалы по ламаизму в Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. -Ч. 2. -187 с.

12. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введ., пер, и примеч. Г.Р. Галдановой. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.

13.Павлинская Л. Р. Кочевники голубых гор. (Судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). - СПб., 2002. - 263 с.

74

14. Предание о кругосветном путешествии, или повествование о жизни Агвана Доржиева. - Улан-Удэ, 1994. -121 с.

15. Рагулина М. В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. - Иркутск, 2004. - 171 с.

16. Сельское население республики Бурятия на 1 января 20051'. (статбюллетень №02-03-01), г.Улан-Удэ февраль 2005.

17. Сыртыгюва С. Д., Самаев Ф. С., Петунова Н. А., Данилов С. В. Историко-культурные памятники Оки не ко го района И Актуальные проблемы востоковедения // Магт-лы конф,, посвягц. 70-летию со дня рождения Б -д Бадараева - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАЯ, 2001. - Ч. 11.

18. Сыртыпова С. Д.. Петунова Н. А. Традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры народов Трансбайкалья. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 41 с.

19. Тунка: история и современность. - Улан-Уд л; Изд-во Буря ад унэн, 1998. - 319 с.

20. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Н. В, Абаев, К. М. Герасимова, А. И. Железное и др. - Новосибирск, 1992. 160 с.

А. Б. Иметхенов, O.A. Имемхенов г.Улан-Удэ

Палеоботаническая реконструкция природной среды голоцена Юго-Восточного Прибайкалья

tn clause reconstruction of an environment golotsen Southeast Pribaikalye on an example of lake Kotokel is considered pakobotanical.

Палеоботаническая реконструкция природной среды и динамика растительного покрова юго-восточного побережья оз.Байкал. охватывающая период позднего голоцена, приводится нами на основе комплексного исследования рыхлых отложений (донных осадков) с применением анализа литологического состава пород, изучения спорово-пыльцевых спектров, остатков животных и археологических материалов. Для удобства показа палеоботанической обстановки рассматриваемого промежутка времени нами взята колонка донных осадков оз. Котокель (рис.).

Из исследований прежних лет известно, что оз, Котокель вследствие понижения его уровня обособилось от Байкала совсем недавно [1, 2]. Эту точку зрения поддерживают палинологи, считая, что оз. Котокель по своему режиму и составу населяющей его альгофлоры идентично мелким заливам - сорам Байкала [3]. А по результатам работ, проведенных П.Б. Виппером [4] и Н.В. Кордэ [5], осадки озера получили еще и комплексную палеогеографическую характеристику с радиоуглеродными датировками. Эти же исследования в донных осадках озера получили пять палинологических зон, характеризующие этапы развития растительного сообщества в голоценовый период.

Самая нижняя (первая) зона (570-552 см) знаменует резкий переход в климатических условиях, где отмечается смена холодного и влажного климата относительно теплым и сухим. Этот период голоцена охватывает J 0,3-9,5 тыс. лет назад, когда наступило кратковременное понижение уровня Байкала, повлекшее за собой обмеление мелких заливов и в том числе Кото келье кого палеозалива. Одновременно происходило формирование маломощных торфянистых прослоек в прибрежной заболоченной части побережья Байкала и зарастание литоральной зоны водными микрофитами. Климатические изменения сказывались и на растительных сообществах: произошло уменьшение площадей, занятых темнохвойными лесами, и на смену пришли свет-лохвойные, состоящие из сосны обыкновенной. Значительно меньше встречаются ель, береза, ольха и лиственница. Преобладает пыльца травянистых форм, состоящих из луговых и лугово-степных разнотравий (полыни, злаки, осоковые и лебедовые). Весьма примечательно то, что Н.В. Кордэ [5] из низов донных осадков, состоящих из темнозернистых песков, насыщенных органикой, получила радиоуглеродные возрасты 10300±]700 и 10170± 140 лет (интервал 559502 см). По ее мнению, формирование этих отложений могло произойти в предбореальное время.

Следующий отрезок времени голоцена (вторая зона) охватывает период 9,5-8,0 тыс. лет назад (интервал 502-452 см). Здесь в это время после кратковременного обмеления палеозалива Котокель, в условиях несколько менее теплого, но более влажного по сравнению с предыдущим периодом климата начинается новое повышение уровня Байкала и обводнение Котокеля, выразившееся в преобладании диатомей в составе водорослей. Наряду с этим происходит некоторое уменьшение площадей, занятых лесом, и лесообразующую роль играют березы и лиственницы. Но при этом содержание травянистых растений весьма значительно (полыни, маревые, злаки, гвоздичные, лебедовые). Единично отмечена пыльца эфедры (хвойника) и споры

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.