Научная статья на тему 'Ландшафты культовых мест Тункинской долины'

Ландшафты культовых мест Тункинской долины Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ландшафты культовых мест Тункинской долины»

3. Кленов Б.М., Коггосов Г.Ф., Гладков Л.А. [ умусообразование в почвах легкого механического состава Прибайкалья Н Почвы сосновых лесов Сибири - Красноярск, 1986 - С. 110-117.

4. Нагорья Прибайкалья и Забайкалья ! Отв. ред. H.A. Флорснсов. - М: Наука, 1965.-358 с.

5. Уфимцсв Г.Ф., Джанотта А . Перевалов А В. и др. Эоловые лаилшаф im [ун-кинской котловины /' География и природные ресурсы. - 1999. №1. С. 65-70.

6. Холбоепа С. А, Намзалов Ь. Б. Степи Тункинской котловины (Юго-Западное Прибайкалье).- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. 116 с.

Ландшафты культовых мест Тункннской долины

A.A. ШелухеевС.Г. Шапхаев*, А.Б. Иметхенов**

* Восточно-сибирский государственный технологический университет "Бурятский государственный университет

К живописным ландшафтам относятся культовые и сакральные места с памятниками истории и культуры. На территории Тункинской долины нами выделяется ряд уникальных природных объектов, имеющих культурную, историческую и эстетическую ценность:

- господствующие над местностью горные вершины, отличающиеся обширным обзором территорий (обо, барисаны, сторожевые вышки);

- горные вершины останцевого типа, часто напоминающие различные социально-бытовые объекты, связанные с выветриванием горных пород (выдувы, качающиеся камни, пещеры). Чаще всего эти места служат для проведения религиозных обрядов или же шаманских жертвоприношений;

- не типичные для данной местности природные и социальные образования (озера, минеральные источники, островное таяние мерзлоты и т.д.), места отдыха и рекреации;

- археологические историко-природные образования. В процессе своего развития человек не только использовал естественные природные образования в качестве жилья, защитных средств и хозяйственной деятельности, но и усиленно преобразовывал лицо ландшафта в процессе природопользования, Среди них особое место отводится захоронениям, оросительным системам и т.д.

Следует отметить, что все достопримечательные горные вершины у местного населения считаются священными. И по быту ющим бурятским преданиям, в них живут «хозяева» этих мест. Обычно мест-

ное население, чтобы раздобрить «хозяина», совершает определенные ритуалы: читают молитвы и делают жертвоприношения. А чаще всего люди останавливаются для преподнесения моне! и других мелких вещей. Например, у тункинских бурят существует свой особый обряд почитания своих «хозяев». Они при подходе к священному месту (вершина, перевар аршан и т.д.) бросают в воздух табак, при этом делают поклон головой в сторону, как бы кланяясь увиденному там доброму знакомому. Затем на месте ритуала сжигают траву сага-ан дали (багульник Адамса), взятую с собой, и капают водку или молочный продукт (если есть). Совершенный ритуал, по их мнению, открывает путнику (если он находится в пути) «хорошую» дорогу и дарует покровительство от местных хозяев - «эжипов».

Обычно жертвенные комплексы состоят из сложных камней, образующих кладки различного размера вытянутой овальной формы. Особым типом традиционных культовых сооружений тункинских бурят считается сэргэ - коновязь. Они настолько распространены, разнообразны по функциональному назначению, что встречаются порою в совершенно неожиданных местах, что не поддается картированию. Обычно такие коновязи раньше ставили вблизи дорог, на перевалах. Люди останавливаются и отдыхают, а верующие делают подношения духу-хозяину данной местности, Подношения выражаются в мелких вещах, монетах, бутылках с остатками водки, также привязывают к сэргэ кусочки ткани. А чаще всего сопровождается групповым возлиянием и разбрызгиванием небольшого количества спиртного местным духам.

На территории Тункинской долины насчитываемся более сотни культовых объектов. Из них наиболее значимыми считаются Бурин-хан, Шаргай-нойон, Хэрэни-тэхэр, Буха-нойон, Улани-хада, Буху-Шулун, Большая скала («Кремль») (рис. 1).

Из всех этих культовых объектов наиболее внушительно смотрится гора Буху-Шулун (верховье р. Бухурик), входящая в систему Хамар-Дабана, где проходит знаменитая скотопрогонная тропа Буха-ты. Это одно из красивейших природно-исторических памятников природы национального парка «Тункинский», Здесь природа, как ваятель, создала удивительные формы рельефа в виде массивов останцев высотой до 25 м. Эти останиевые горы очень оригинальны по форме, очертанию и строению и имеют громадное эстетическое значение, напоминая причудливые фигуры птиц и зверей. Среди многих прочих останцев интересных форм, выделяется скала Буху-Шулун,

которую по праву можно назвать жемчужиной Хамар-Дабана. Ею размеры достигают высоты 25 м и длины 30-35 м. Существует прекрасная легенда о Буха-нойон баабай. которой якобы оберегал эти места от злых тэнгэринов. Среди местных жителей распространены легенды о грандиозных битвах, происходивших здесь. Действительно, эти скалы напоминают удивительные башни с бойницами. Это сказочный и одновременно реальный мир очаровывает, пробуждает желание узнать его лучше и подняться на вершины, проникну ь в недра.

Рис. I .

Не менее значима и почитаема Большая скала («Кремль»), которая величественно и грациозно возвышается в долине р. Ингасун. в 3 км ниже впадения рек Зун-Ингасун и Барун-Ингасун. Высота ее составляет 350 м, ее южная, восточная и северная стены круты, более полога западная стена горы. Это очень почитаемое и религиозное место. Здесь живут и гнездятся большие подорлики.

Определенный интерес представляет скальное мраморное обнажение, получившее название Буха-нойон (Белый камень), расположенное в 6 км к северо-востоку от с.Далахай. Два острых высоких {примерно по 5 м), лишенных растительности останна выветривания с абсолютной отметкой 1050,3 м и развалы мрамора занимаю! участок примерно 800*800 м и хорошо видны издалека, как белое сдвоенное пятно на темном фоне залесенного склона. Считается, что обнажение издалека похоже на фигуру быка с широко расставленными рогами.

У подножья горы ежегодно в Петров день (перед сенокосом) устраивается грандиозной тайлаган, который носит общеплеменной характер. А на самых останцах, где есть буддийская часовня, совершаются только шаманские обряды.

К сожалению, не все значимые культовые места Тункинской долины описаны. Работа по изучению уникальных ландшафтов в окружении культовых объектов только начата. Предстоит комплексное изучение этих мест специалистами не только гуманитарных, но и различных естественных дисциплин.

Система мониторинга атмосферного воздуха г. Улан-Удэ

О. И. Чудинова

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, его территориальными органами, другими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.