Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
Чемезова Ксения Евгеньевна, аспирант С.-Петербургского государственного университета
2016. Вып. 3 (23). С. 7-21
ksuisk@mail.ru
Культ св. Олава в Норвегии и история строительства Нидаросского собора
К. Е. Чемезова
Святой Олав является важной фигурой как в политической, так и в религиозной жизни средневековой Норвегии. Развитие каменного строительства в Нидаросе (совр. Тронхейм) прямым образом связано с церковной историей: обособлением норвежской Церкви от шведского архиепископства в Лунде и созданием римским легатом Николасом Брейкспиром самостоятельного архиепископского центра в Тронхейме в 1152—1153 гг. Большую роль в перестройке собора сыграло широкое распространение культа св. Олава и становление крупного паломнического центра в Нидаросе. Цель данной публикации — изучить историю культа Олава Святого в Норвегии и определить его влияние на архитектуру собора в Нидаросе. В статье также воссоздается история строительства Нидаросского собора (ок. 1070—1300-е гг.) и выявляются основные особенности его архитектурных конструкций и декоративных элементов. Кроме того, в публикации исследуются возможные иноземные влияния, которые, тем или иным образом, проявились в архитектуре собора. Автор проводит прямые параллели с английскими памятниками и выявляет причины возникновения тех или иных деталей в норвежском храме.
Олав Святой — норвежский король Олав II Харальдссон, первый и один из самых почитаемых святых в Норвегии, культ которого берет свое начало с 1-й пол. XI в. Олав неоднократно упоминался в средневековых источниках и был известен далеко за пределами Норвегии. Важно отметить, что Олав много путешествовал и даже находился на службе у английского короля, где во многом сформировались его религиозные убеждения. Путешествия в христианские страны позволили ему поближе познакомиться с их культурой и верой, которые он принимает в 1014 г. в Руане, в городе Нормандии. После этого важного события конунг вернулся на родину и правил Норвегией вплоть до 1028 г. При его правлении в стране завершилась ожесточенная борьба с язычеством. В то время конунг был тесно связан с епископами, благодаря которым осуществлялось объединение всех земель под эгидой христианской веры. Безусловно, на данном этапе большую роль стали играть Церковь и ее активные представители, приближенные к королю. Таким стал епископ Сигфрид, прибывший из Англии и следовавший за Олавом II в течение всего времени правления. Однако такой путь развития страны был угоден далеко не всем, поэтому часть приближенных короля, не пожелавших принимать новую веру, отделились от Олава и перешли на сторону датского правителя Кнута Великого, который был язычником. В кровопролитной битве при Сти-
клестадире в 1030 г. решилась судьба норвежского престола: король Олав был убит, а тело его было тайно похоронено на песчаном холме вблизи Тронхейма.
Канонизация Олава Святого подробно описана в саге об Олаве Святом в «Круге Земном», написанная выдающимся исландским поэтом, историографом, автором знаменитого сборника о викингах и средневековых скандинавских государствах Снорри Стурлусоном1. После смерти Олава по Норвегии распространился слух о чудесных исцелениях на месте его погребения. По согласию конунга Свейна гроб был извлечен из земли 3 августа 1031 г. через год и пять дней после похорон. По словам Снорри, гроб приподнимался из земли и «был совсем как новый, будто его только что обстругали»2. Примечательно, что тело короля было в полной сохранности, кроме того, за год волосы и ногти существенно подросли. Таким образом, нетленность мощей становится несомненным признаком святости Олава3. Епископ Гримкель с согласия конунга и по решению всего народа провозгласил Олава святым. «Затем гроб с телом конунга внесли в Церковь Клеменса и поставили над алтарем»4. Известно, что церковь св. Климента была построена Олавом I Трюггвасоном, основателем города Нидароса, позднее Тронхейма. Таким образом, Олав Святой становится небесным покровителем Нидароса, одного из первых епископств в Норвегии, а затем и архиепископства норвежской церкви.
Как уже было сказано, город Нидарос был основан Олавом I Трюггвасоном в 997 г. Однако активное строительство в городе не велось в связи с его весьма невысоким статусом. Благодаря патронажу св. Олава Нидарос стал крупным религиозным центром, в который стали стекаться паломники со всего света. Первые упоминания о городе и церкви встречаются в хронике Адама Бременского: «Столичным городом норманнов является Тронхейм, который украшен ныне церквями и отличается большим количеством народа. В нем покоится тело блаженнейшего Олафа, короля и мученика. У его могилы вплоть до настоящего дня Господь совершает чудеса исцеления, так что даже из дальних краев сюда стекаются те, кто надеется облегчить свои страдания через посредничество святого»5. Кроме того, Снорри Стурлусон отмечает, что сразу после наречения Олава святым Магнус Добрый велел построить деревянную часовню на месте захоронения Олава6.
Развитие каменного строительства в Нидаросе прямым образом связано с церковной историей: канонизацией Олава Святого и перенесением его мощей в церковь св. Климента, обособлением норвежской Церкви от шведского архиепископства в Лунде и созданием римским легатом Николасом Брейкспиром, в дальнейшем папой Адрианом IV, самостоятельного архиепископского центра в Тронхейме в 1152—1153 гг.
1 Снорри Стурлусон. Круг Земной. Сага об Олаве Святом. М., 1995. С. 167—377.
2 Там же. С. 373.
3 См.: Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. М., 2002. С. 175.
4 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 373.
5 Славянские хроники. Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. М., 2011. С. 111.
6 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 384.
Первую церковь на месте нынешнего собора построил Магнус Добрый около 1035 г. По мнению норвежских исследователей, она могла выглядеть как деревянная церковь в Хальдалене XII в.7: деревянная однонефная базилика без деления внутреннего пространства на нефы (ил. 1).
Каменная церковь была воздвигнута в нач. 1070-х гг. по заказу короля Олава Тихого: «Там, где была могила конунга, был поставлен алтарь, и была освящена Церковь Христа»8. В плане церковь представляла собой прямоугольный одно-нефный объем с прямоугольным хором и западной квадратной башней, вместе с которой высота здания составляла около пятидесяти метров9. По обеим сторонам хора находились небольшие часовни.
Мощи святого Олава покоились в раке, изготовленной по приказу Магнуса: «Эта рака была сделана наподобие гроба, такого же размера и вида. Под нею были ножки, а сверху крышка, украшенная головами драконов. На задней части крышки были петли, а спереди запоры, замыкаемые на ключ»10. С южной стороны хора примыкал колодец с родником, который появился на месте погребения Олава Святого. «Колодец на двенадцать метров уходил в глубину, но сегодня он практически высох из-за изменения рельефа местности и недостатка грунтовых вод»11. В дальнейшем церковь стала местом захоронения членов норвежской королевской семьи и архиепископов. Отметим, что типология первого каменного сооружения на месте собора является характерной для английского зодчества раннего Средневековья. На тот момент подобный архитектурный тип повсеместно распространился на территории Норвегии благодаря тесным контактам
Ил. 1. Деревянная церковь в Хальтдалене. 2-я пол. XIIв. (http://www.riksantikvaren.no/Tema/Kirker/Stavkirker/De-enkelte-stavkirkene/ Haltdalen-stavkirke-nytt-liv-paa-Sverresborg)
7 См.: Ekroll 0. The Archbishop's Palace museum. Trondheim, 1997. P. 14.
8 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 466.
9 См.: Strong C. S. Tronhjem: its cathedral and its fishing industry// Scandinavian Studies and Notes: Society for the Advancement of Scandinavian Study. 1930. Vol. 11, № 1. P. 24.
10 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 384.
11 Ekroll 0. Nidaros Cathedral. Trondheim, 2009. P. 13.
с Британией: Гамле Акер церковь в Осло (ил. 2), церковь св. Николая в Гране (ил. 3), церковь св. Альбана в монастыре на о. Селия (ил. 4).
С XII в. культ Олава Святого стремительными темпами стал распространяться по всей Европе, а город Тронхейм приобрел статус религиозного центра Норвегии. Посещение церкви несметным количеством паломников привело к естественному стремлению расширить храм. Во 2-й пол. XII в. начинается его перестройка под руководством архиепископов Джона Биргерсона и Эйстейна Ерлендсона. По их инициативе в Тронхейм были приглашены иностранные мастера, прибывшие прежде всего из Англии.
Ил. 2. Гамле Акер церковь в Осло. Фото автора
Ил. 3. Церковь св. Николая в Гране (http://www.kirkesok.no/kirker/Nikolaikirken-Gran)
Ил. 4. Бенедиктинский монастырь на о. Селия. Фото автора
При первом упомянутом архиепископе осуществляется расширение храма на фундаментах стен старой церкви. Отметим, что планировка собора имеет англо-нормандские прототипы того времени. Большинство таких храмов представляли собой трехнефные базилики с трансептом, одной или двумя башнями на западном фасаде и башней над средокрестием (ил. 5).
Строительство трансепта начинается в сер. XII в. С того момента он неоднократно перестраивается, что затрудняет точную датировку его частей. Из-за многочисленных изменений он включает разные стилистические элементы. Самые ранние из них относятся к англонормандскому стилю. Кроме того, в трансепте находятся четыре часовни: на каждом уровне размещаются по две, расположенные друг над другом. Подобная композиция придавала структуре более стройный вид. Кроме того, на втором этаже трансепта через галереи есть выход в верхние часовни. Посвящение каждой из них можно определить по обнаруженным настенным надписям: в северной части трансепта — св. Марии и св. Ипполиту, в южной — св. Олаву и св. Стефану. Отдельно от вышеперечисленных часовен над северным входом собора была построена часовня
1.
"С у'
V'
Ил. 5. Собор св. Олава в Тронхейме во 2-й пол. XIIв. (по 0. ЕкгоП)
Архангела Михаила. В XVI в. капелла в северном трансепте была известна в качестве Лекториума (ил. 6), в котором проводились занятия для учеников соборной школы, которая, по-видимому, начала свою работу в средневековый период12.
Связь с английской архитектурой прослеживается и при внимательном изучении декоративных деталей раннего периода церкви св. Олава: «зигзагообразный узор — шеврон на архивольтах, фестончатая капитель как разновидность кубоватой капители, выступы карнизов с изображениями животных»13 — следы иноземного влияния. С появлением новой традиции обогащается художественный язык каменной архитектуры, увеличивается число новых мотивов. Украшениями выступают скульптурные изображения, разные по форме и содержанию: головы человека, львов, волков и монстров с открытой пастью, а также жабы, превращающиеся в фонтаны. Подобные композиции были также использованы в обрамлении северного и южного порталов собора в Ста-вангере в западной Норвегии. Такие аналогии в деталях, возможно, связаны с деятельностью епископа Джона Биргерсона, который вначале своей карьеры служил в Ставангере, а затем был назначен первым архиепископом Норвегии
в Тронхейм. Вероятно, что его связь с английской Церковью, возникшая еще в Ставангере, поддерживалась и в архиепископском городе.
Помимо всего прочего, норвежские исследователи усматривают генетическую связь между растительными мотивами романских капителей Трон-хеймского собора с языческими образами стиля Рингерик нач. XI в.14 На некоторых капителях собора в Тронхейме были обнаружены изображения драконов с острыми клыками и их борьба с несколькими мифическими животными. Прототипы подобных мотивов восходят к более ранним норвежским примерам, относящимся к Урнесскому стилю 2-й пол. XI в.15 Вместе с языческими элементами в соборе соседствуют христианские мотивы, например узоры в виде виноградной лозы: их причудливые переплетения с небольшими узлами ритмично повторяются по длине деталей. Таким образом, в декоративных
Ил. 6. Лекториум в северном трансепте. 1150-1160 гг. (фото NDR - Nidaros Domkirkes Resraureringsarbeider)
12 Ekroll. Nidaros Cathedral. P. 17.
13 Trondhjem Cathedral Papers Concerning the Designs for the Restoration. Trondhjem, 1919.
P. 4.
14 Cм.: Racz I. Medieval Norwegian art. Oslo, 1970. P. 10.
15 См.: Ibid.
мотивах раскрывается сосуществование традиций языческого и христианского искусства Норвегии.
Важный этап в строительстве собора начинается при архиепископе Эйстей-не, который был тесно связан с английской Церковью. Свидетельством его взаимодействия с Англией стала дружба с Томасом Бекетом (1118—1170), которая, безусловно, повлияла на Эйстейна и его мировоззренческие установки. В 1164 г. в Бергене он провел первую коронацию в Скандинавии, благословив на престол короля Магнуса V Ерлингссона. Архиепископ активно занимался государственной политикой, путешествовал и интересовался искусством. Благодаря своей любознательности он посетил Париж и Парижский университет, возможно вместе с Томасом Бекетом16, Рим и Англию в 1159—1160 гг.17
Эйстейн, как и Томас Бекет, был ярым сторонником сильной, самостоятельной Церкви, поэтому со временем его борьба с центральной властью переросла в большой конфликт с королем Сверре Сигурдссоном. Итогом напряженных взаимоотношений стала ссылка архиепископа в Англию на три года — с 1180 по 1183 г., где, как известно из средневековых источников, он жил в аббатстве св. Эдмунсбери. В Англии он занялся написанием агиографического повествования жизни святого Олава с подробным описанием его чудес18.
Сразу же после поездки в Европу под руководством архиепископа начинается строительство собора: «На том месте, где была могила конунга, Эйстейн архиепископ велел поставить главный алтарь, когда он построил огромный собор, который и теперь стоит. На этом же месте был главный алтарь и в старой Церкви Христа»19. Началось сооружение свободно стоящей часовни, включенной в северный хор и связанной коридором с основным объемом собора. Норвежские ученые называют это сооружение залом капитула20. В европейской церковной архитектуре он использовался в качестве места больших собраний. В Нидарос-ском соборе сооружение выполняло совсем другие функции. Прежде всего, оно являлось хранилищем драгоценных предметов и святынь, наиболее ценным из которых является золотое кольцо, содержащее несколько капель крови Иисуса. Подобное использование данной постройки может быть связано с замыслом епископа, который пожелал иметь в Норвегии грандиозный по формам собор, для того чтобы утвердить высокое положение норвежской Церкви, ее силу и могущество. Кроме того, сама организация небольших построек в единую композицию носит неанглийский характер. В Нидаросском соборе зал капитула расположен довольно близко от основного объема храма, в то время как в Англии он более отдален.
В плане зал капитула норвежского собора представляет прямоугольник с полукруглой восточной частью. Известно, что подобная форма зала капитула господствовала в английской соборной архитектуре 1120—1130-х гг., до появления первого сохранившегося центрического зала капитула в соборе монастыря
16 См.: Trondhjem Cathedral Papers... Р. 5.
17 См.: Racz. Op. cit. P. 10.
18 Страсти Святого Олава (лат. «Passio Olavi»).
19 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 373.
20 См.: Ekroll. Nidaros Cathedral. Р. 19.
в Вустере21. Вопрос, связанный с выбором прямоугольной формы для зала капитула в Нидаросском соборе, разрешается благодаря внимательному изучению архитектуры зала капитула в английском зодчестве. Более широкое распространение центрического плана данного объема в Англии происходит в кон. XII — нач. XIII в. Предполагается, что декагон в Линкольне, датированный между 1220 и 1235 г., открыл серию широких и высоких залов капитула с центрической, многоугольной планировкой22.
Интерьер зала капитула выполнен в различных стилях. По периметру помещения располагаются романские колонны и «стрельчатые готические — первые примеры нового стиля в Норвегии»23. Некоторые капители украшены декоративными композициями в виде лилий. Другие изображения отсылают к деталям Йоркского собора, где в 1150-х гг. архиепископ Роджер построил большой новый хор в подобном стиле. Исходя из вышеперечисленных фактов, можно предположить английское происхождение конструкции зала капитула, а также скульптурного декора. Однако применение новых форм в архитектуре несло иную функциональную нагрузку. В Тронхеймском соборе отразились идеи английской архитектуры, которые были трансформированы и внедрены в контекст норвежского соборного зодчества.
Важно отметить, что поездки архиепископа Эйстейна в 1159—1160 гг., а затем в 1180—1183 гг. оказали огромное влияние на дальнейшую историю строительства собора. В Англии епископ мог посетить Кентерберийский собор, в котором шли грандиозные работы по восстановлению «славного хора Конрада»24. Под впечатлением от поездки и увиденного, возможно вдохновленный Кентерберий-ским собором25, архиепископ придал архитектуре главного собора страны форму остроконечной арки. Он приглашает английских монахов и ремесленников для строительства собора в Тронхейме, вероятно из Линкольна и Йорка26.
Повсеместное распространение культа св. Олава вызвало непрерывный поток пилигримов к раке святого. Одним из главных вопросов, стоящих перед архиепископом, стал вопрос о строительстве хора, который бы отвечал образу паломнического центра Европы, поэтому за основу была взята многогранная форма в виде октагона с богато украшенным амбулаторием (ил. 7). При строительстве данного объема мастера должны были решить проблему размещения большого количества паломников в наиболее почитаемой части собора. Для этого они разделили круглыми колоннами алтарную часть от амбулатория, благода-
21 Cm.: Blum P. Z. The Salisbury Chapter House and its Sixty Old Testament scenes. Salisbury, 2010. P. 14.
22 Cm.: Ibid. P. 16.
23 Ekroll 0. Nidaros Cathedral. P. 19.
24 Bumpus T. F. The cathedrals and churches of Norway, Sweden and Denmark. London, 1908. P. 275.
25 Cm.: Derry T. A History of Scandinavia: Norway, Sweden, Denmark, Finland and Iceland. Minneapolis, 1979. P. 45.
26 Cm.: Leach H. G. The Relations of the Norwegian with the English Church, 1066—1399, and their importance to comparative literature // Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences. 1909. Vol. 44. No. 20. May. P. 544.
Ил. 7. План собора св. Олава в Тронхейме. Около 1300 г. (по 0. Ekroll)
ря чему паломники могли свободно обходить раку со всех сторон, не приближаясь к ней слишком близко, и совершать молитвенный обряд.
Тщательный анализ декоративных деталей октагона, не имеющего стилистического единства, приводит к весьма любопытным выводам. Большинство ученых склоняется к тому, что октагон был построен в несколько этапов различными группами мастеров, начиная с 1180, заканчивая 1220 гг. По мнению Г. Фишера, первый период строительства, когда были построены нижние ряды, возглавляли норвежские мастера, работавшие в Англии и юго-западной Франции27. Он также предполагает возможность участия этих мастеров в английском путешествии вместе с епископом Эйстейном. Данная гипотеза смогла бы ответить на многие вопросы, касающиеся обучения норвежских мастеров за рубежом, однако скудные письменные источники не позволяют с уверенностью подтверждать участие норвежцев в строительстве октагона Тронхеймского собора.
Современные исследователи опровергают возможность строительства окта-гона норвежскими мастерами, утверждая, что они к тому моменту не могли обладать высокопрофессиональными навыками возведения столь сложного по конструкции сооружения28. Предполагается, что в этой части собора работали иностранные мастера различных архитектурных школ, которые руководствовались изображениями, взятыми из манускриптов или собственных альбомов, а стилистическое несоответствие может быть связано с перерывом строительства, после которого работы возглавляли другие мастера29.
Изучение прототипов приводит нас к интересным наблюдениям. «Планировка алтарной части в виде обходной галереи с венцом капелл отвечает основным особенностям французских церковных гробниц конца XI — нача-
27 См.: Fischer G. Domkirken i Trondheim. Oslo, 1965. Р. 160.
28 См.: Herman M. Style as choice: the Octagon portal of Trondheim Cathedral. Oslo, 2011. P. 27.
29 См.: Ibid.
ла XII вв.»30. Норвежские исследователи отмечают определенные архитектурные памятники, взятые за основу, — церковь св. Гроба Господня в Иерусалиме и Дворцовая капелла Карла Великого в Аахене31. Предполагается, что данная архитектурная форма могла перекочевать в Норвегию благодаря паломникам. Как известно, Иерусалим активно посещали пилигримы и крестоносцы. Таким образом, многие несвойственные для отдельного региона формы могли попасть в Скандинавию.
Подобный октагональный объем был довольно распространен в Европе. Стоит вспомнить итальянские баптистерии, построенные в XI—XII вв. в Парме, Флоренции, а также церковь Сан Джованни во Флоренции (1049), церковь дель Кальварио (Св. Гроба) комплекса Сан Стефано (1150). Кроме того, в районе верхнего Рейна сохранился интересный памятник с октагональной формой — церковь аббатства Отмарсгейм XI в. В контексте аббатской архитектуры уместно вспомнить ротондальное завершение восточной части церкви бенедиктинского монастыря св. Бертина в Сент-Омере во Франции32. Примерно в это же время в Линкольнском соборе ведутся работы по перестройке хора Хью (Hugh's choir), план которого удалось реконструировать благодаря археологическим раскопкам, он представлял собой «центрическую башнеобразную капеллу-корону»33.
Любопытно отметить, что октагон норвежского храма напоминает многоугольные в плане залы капитула, сформировавшиеся в английской архитектуре. Однако они были построены позднее, чем в Норвегии, что, на наш взгляд, кажется удивительным, и поэтому датировка данной части собора до сих пор вызывает множество вопросов, поскольку норвежское зодчество в кон. XII—XIII вв. ориентируется на готический стиль английских храмов. В этом случае мы можем говорить, что решение архиепископа Эйстейна было желанием привнести совершенно новые и оригинальные черты в архитектуру Норвегии и тем самым подчеркнуть важность и самостоятельность норвежской Церкви. Тем не менее нам кажется, что данная конструкция является следствием иноземного влияния, возможно французского, но не обязательно английского происхождения.
Думается, что деятельность английских мастеров, предположительно из Линкольна, привнесла в архитектуру собора в Тронхейме наибольшее количество особенностей, характерных для английского храма. Поэтому, на наш взгляд, справедливо сравнить две эти постройки. Сходства можно обнаружить уже в плане сооружений. Английский храм имеет более сложную планировку с применением удвоенных хоров и трансептов, большим числом восточных капелл. Норвежский храм повторяет эту конструкцию, но в более упрощенном варианте — с одним трансептом и несколькими капеллами.
Два храма имеют схожую планировку внутреннего пространства, но есть некоторые исключения: «вертикальные прямые нервюрного свода собора в Тронхейме просматриваются отчетливее, чем в Линкольне, потому что каждая группа нервюр в первом соборе продолжена полуколонками, спускающимися до пола
30 Racz. Op. cit. P. 24.
31 Cm.: Ekroll. Nidaros Cathedral. P. 24.
32 Cm.: Harrison S. The Cathedral of Archbishop Eystein: sequences, style, dating and influences // Eystein Erlendsson: erkebiskop, politiker og kirkebygger. Trondheim, 2012. P. 107.
33 Ibid.
вдоль стен, в то время как в Линкольне они прерываются консолью»34 (ил. 8). Кроме того, капители церкви св. Марии Гилдхолл в Линкольне, оформленные в виде веера из листьев, близки с Тронхеймскими; а также украшение в виде четы-рехлистника в галерее нефа в Тронхейме, которая расположена на втором этаже, часто встречается в Кентерберийском соборе и многих церквах города Кента35.
В оформлении интерьеров соборы также имеют немало подобных деталей. Аркада второго яруса нефа в Тронхейме в виде бифориев декорирована капителями, на которых выполнены композиции из растений и разнообразных фигур. Подобное оформление капителей встречается в «Ангельском хоре» Линколь-нского собора. Верхняя часть и своды амбулатория октагона в Тронхейме, а также новый хор были выполнены небольшой группой (4 или 5 отметок на камнях) английских каменщиков, возможно работавших над строительством собора в Линкольне до 1220 г.36
Многие исследователи нередко сравнивают капители центрального портала в Линкольне с подобными частями в Тронхейме, так как их сходство выявляется уже на этапе поверхностного визуального анализа: импосты над фестонами декорированы весьма обильно, так же как и лицевые стороны самих фестонов на капителях. Разнообразие капителей на трех порталах собора в Линкольне схоже по типу и с Йоркскими и с поздним трансептом в Тронхейме37.
Центральный объем октагона был завершен только около 1210—1220 гг. под руководством архиепископа Тора (1206— 1214). Однако когда данная часть сооружения была закончена, утвердили новый план собора, отвечающий передовым идеям храмового зодчества. Архиепископ Гутторм (1215—1224) руководил работами, в процессе которых появились детали со стройными и изысканными линиями в стиле английской готики.
Затем при епископе Сигурде был построен западный фасад (ил. 9) и довольно протяженный неф, датируемый около 1248 г.38 Неф возведен в подражание алтарю Линкольнского собора и нефу церкви Вестминстерского аббатства39. Поми-
34 Paulsson T. Scandinavian architecture. Buildings and society in Denmark, Finland, Norway, and Sweden from the Iron age until today. L., 1958. P. 46.
35 См.: Bumpus. Op. cit. P. 277.
36 См.: Herman. Op. cit. P. 21.
37 См.: Harrison. Op. cit. Р. 99.
38 См.: Thiis H. Nidaros cathedral in pictures: English-Esperanto-Francais. Trondheim, 1953.
39 См.: Ekroll. The Archbishop's Palace... P. 16.
Ил. 8. Интерьер собора св. Олава в Тронхейме (фото NDR — Nidaros Domkirkes Resraureringsarbeider)
Ил. 9. Западный фасад Нидаросского собора. Фото автора. 2013 г.
мо всего прочего, важное влияние при оформлении западного фасада собора в Тронхейме оказала французская готическая архитектура40. Существуют предположения, что мастера руководствовались двумя образцами — собором Нотр-Дам де Пари и собором в Реймсе41 1-й пол. XIII — нач. XIV в.42 Опыт французской архитектурной школы был не чужд норвежским мастерам в связи с их довольно тесными контактами, установившимися в сер. XIII в., поэтому есть основания полагать, что при епископе Сигурде молодые скульпторы обучались во Франции каменному делу43.
Вопрос, связанный с влиянием французской школы, на данный момент является плохо изученным в связи с фрагментарными упоминаниями и малочис-
40 См.: Racz. Op. cit. R 29.
41 Cm.: Kalvi G. Norwegian architecture, past and present. Oslo, 1958. P. 43.
42 Cm.: Thiis. Op. cit.
43 Cm.: Ibid.
ленностью сохранившихся деталей на западном фасаде. Дело в том, что сейчас западный фасад представляет собой результат тщательной реставрации норвежских скульпторов, работа над которой относится к нач. XX в. К XIX в. сохранился лишь нижний ярус и галерея скульптур над ним. В ходе реставрационных работ нач. XX в. западный фасад приобрел центральное окно-розу, описание которого было обнаружено в воспоминаниях А. Педерсона 1567 г.44
Анализ композиции и качество выполнения скульптур на фасаде отсылает нас к средневековым французским постройкам и напоминает галерею королей. Подобный мотив был довольно распространен во Франции и используется, например, на западном фасаде собора Нотр-Дам-де-Пари. Однако мы не можем с точностью говорить о соответствии реконструкции западного фасада первоначальному облику.
В 1328 г. политическая ситуация в Норвегии отразилась на сохранности города. Собор был разрушен, но норвежцам так и не удалось восстановить символ города и культ св. Олава. Благодаря реставрационным работам был реконструирован октагон и обновлен скульптурный декор, выполненный в стиле высокой английской готики.
Огромный ущерб собору нанес крупный пожар 1531 г., при котором памятник потерял былое изящество и монументальность. Части скульптурного декора были использованы вместо камней, которыми заполнили разрушенные стены собора. Сводчатый потолок алтаря был заменен плоским деревянным перекрытием. Неф восстанавливать не стали, так как это требовало колоссальных денежных затрат, которые не могла себе позволить норвежская Церковь в предрефор-мационный период. С принятием Реформации Церковь не только потеряла свое былое значение, но и осталась без имущества, которое конфисковали во время датского господства (ил. 10).
Ил. 10. Собор св. Олава после Реформации. Около 1550 г. (по 0.Ekroll)
44 Cm.: Trondhjem Cathedral: Papers Concerning the Designs for the Restoration. Trondhjem,
1919.
В это весьма неблагоприятное время собор потерял свой высокий статус, став в ряды приходских церквей, а роскошное убранство было разграблено и вывезено сначала датчанами, а потом шведами. В XVI в. раку с мощами св. Олава также постигла печальная участь. Обе гробницы, и золотая и серебряная, были отправлены в Копенгаген и переплавлены. Кроме того, во время Северной Семилетней войны между Швецией и коалицией Дании, Любека и Польши в 1560-х гг. гробница с останками св. Олава была варварски разграблена шведами, а гроб перевезен в Швецию. После его недолгого пребывания в соседней стране он был возвращен в Тронхейм и тайно закопан для избежания повторного кощунственного поступка по отношению к мощам святого. К сожалению, на данный момент местоположение останков «вечного короля Норвегии» неизвестно.
Таким образом, культ святого Олава, довольно быстро распространившийся за пределами Норвегии, сыграл важную роль в становлении норвежской Церкви и ее присоединении к общеевропейской церковной истории. Почитание св. Олава стало образцом для последующих культов скандинавских святых и окончательно утвердило приобщение Норвегии к христианству45. Кроме того, культ св. Олава существенно повлиял на строительство собора в Тронхейме, который, несмотря на плачевный исход некоторых исторических событий, по сей день является символом норвежского государства и почитается как национальное достояние Норвегии. Планировка собора в Тронхейме во многом зависела от идейности содержания. Перестройка и появление новых архитектурных объемов прямым образом связаны с развитием паломнического центра и большим потоком пилигримов к мощам св. Олава. Анализ отдельных элементов Тронхеймского собора позволяет нам говорить об особом характере оформления восточной части в виде октагона с возможной ориентацией на главную постройку христианского мира — храм Гроба Господня в Иерусалиме, что обусловливается включением Тронхейма (как места погребения св. Олава) в сеть общеевропейских паломнических маршрутов в период существования Иерусалимского королевства.
Ключевые слова: культ св. Олава, скандинавское искусство, Нидаросский собор, собор св. Олава в Тронхейме, каменная архитектура в Норвегии, средневековое искусство.
Cult of St. Olav in Norway
AND THE NlDAROS CATHEDRAL'S ARCHITECTURAL HISTORY
K. Chemezova
The article is devoted to the cult ofSt. Olav in Norway and the history ofconstruction of the Nidaros Cathedral. Saint Olav is a significant figure in political and religious life
45 См.: Успенский. Указ. соч. С. 260.
of the Medieval Norway. He was a king of Norway and he extirpated paganism and accomplished the Christianization of Norway.
The development of the stone building in Nidaros is linked to the Church history: separation of the Norwegian Church from the Sweden archbishopric in Lund and establishing an independent archepiscopal see at Trondheim by the papal legate Nicholas Breakspear in 1152-1153. Wide spreading of St. Olav's cult and the formation ofa pilgrim centre in Nidaros had a great influence on the reconstruction of the Cathedral.
The main aim of this article is to research the history of St. Olav's cult in Norway and to define its influence on the Cathedral architecture in Nidaros. The article traces back the history of the building and reveals the unique features of the architectural constructions and decorative elements. Moreover, the publication studies the foreign architectural samples which were used in the Cathedral. The author compares the English monuments with the Nidaros Cathedral and determines the reasons of the emerging of a variety of details in Norwegian Cathedral.
Keywords: cult of St. Olav, Scandinavian art, Cathedral in Nidaros, Cathedral of St. Olav in Trondheim, stone architecture in Norway, medieval art.
Список литературы
1. Снорри Стурлусон. Круг Земной. Сага об Олаве Святом. М., 1995. С. 167-377.
2. Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь. М., 2002.
3. Blum P. Z. The Salisbury Chapter House and its Sixty Old Testament scenes. Salisbury, 2010.
4. Bumpus T. F The cathedrals and churches of Norway, Sweden and Denmark. London, 1908.
5. Derry T. A History of Scandinavia: Norway, Sweden, Denmark, Finland and Iceland. Minneapolis, 1979.
6. Ekroll 0. Nidaros Cathedral. Trondheim, 2009.
7. Ekroll 0. The Archbishop's Palace museum. Trondheim, 1997. 82 s.
8. Fischer G. Domkirken i Trondheim. Oslo, 1965.
9. Harrison S. The Cathedral of Archbishop Eystein: sequences, style, dating and influences // Eystein Erlendsson: erkebiskop, politiker og kirkebygger. Trondheim, 2012. Р. 97-111.
10. Herman M. Style as choice: the Octagon portal of Trondheim Cathedral. Oslo, 2011.
11. Kalvi G. Norwegian architecture, past and present. Oslo, 1958.
12. Leach H. G. The Relations of the Norwegian with the English Church, 1066-1399, and their importance to comparative literature // Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences. 1909. Vol. 44, no. 20, May. P. 531-560.
13. Paulsson T. Scandinavian architecture. Buildings and society in Denmark, Finland, Norway, and Sweden from the Iron age until today. L., 1958.
14. Pederss0n A. Norges beskrivelse. Christiania, 1858.
15. Racz F Medieval Norwegian art. Oslo, 1970.
16. Strong C. S. Tronhjem: its cathedral and its fishing industry // Scandinavian Studies and Notes: Society for the Advancement of Scandinavian Study. 1930. Vol. 11, no. 1. P. 22-28.
17. Thiis H. Nidaros cathedral in pictures: English-Esperanto-Francais. Trondheim, 1953.
18. Trondhjem Cathedral Papers Concerning the Designs for the Restoration. Trondhjem, 1919.