Научная статья на тему 'К вопросу о культе св. Суннивы и его взаимосвязи с каменной церковной архитектурой Западной Норвегии конца XI - первой половины XIV в'

К вопросу о культе св. Суннивы и его взаимосвязи с каменной церковной архитектурой Западной Норвегии конца XI - первой половины XIV в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ СВ. СУННИВЫ / КАМЕННАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ЗАПАДНАЯ НОРВЕГИЯ / CULT OF ST. SUNNIVA / MEDIEVAL STONE ARCHITECTURE / WESTERN NORWAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чемезова Ксения Евгеньевна

Целью данной работы является изучение культа св. Суннивы, первой норвежской святой, единственной женщины в пантеоне норвежских святых и покровительницы Западной Норвегии. В статье рассмотрена взаимосвязь культа св. Суннивы с каменной церковной архитектурой конца XI первой половины XIV в. Западной Норвегии. Автор исследует влияние английской, немецкой и ломбардской архитектурных школ на норвежское зодчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about cult of St. Sunniva and its relationship with the stone Church architecture of Western Norway from the end of XI to the first half of XIV century

St. Sunniva is the first Norwegian saint, the only female in the Norwegian Church and the patron of Western Norway. The main purpose of the paper is the research of the cult of St. Sunniva and her relation with the cult stone architecture of Western Norway XI-XIV centuries. To begin with the author studies the history of Sunniva's legend and she gives the main information about her life and future fate of her remains. She pays attention to the social and political context in which the cult has developed. It is important for understanding causes of the development of this cult in Western Norway. Then the author moves on to one of the important issue of this article concerning the relationship of the cult of St. Sunniva with stone church architecture from the end of XI to the first half of XIV century of Western Norway. The article traces back the history of construction of four stone cultic buildings. Three of them are monastic churches of Benedictine Order, such as, St. Alban, Nonneseter and Munkeliv. Also she analysis Christ church in Bergen which, according to the author, built by English masons who accessory to the erection of the above mentioned monument. These churches were linked with the cult of St. Sunniva and Benedictine Order which was one of the most influence church organizations in Norway at that time. The author investigates the influences of the English, German and Lombard architectural schools on the Norwegian architecture. Note that new construction technology, methods of erection of stone churches, some forms and design were introduced by English masons who appeared with the first missionaries in the 11th century. The paper discusses the relationship between Lund and Bergen and defines the significance of Rhine-Lombard style in the Norwegian architecture. Summarize the history of the cult of St. Sunniva connected with the activities of the English monks. Compositional techniques, interior design and decorative elements of stone churches of Western Norway show the link with architecture of Benedictine Order which was based on Anglo-Norman samples. In addition, the decorative elements of the Norwegian churches of the 12-13 centuries refer us to the architecture of Lombardy and Rhine. Since the mid-12th century Cathedral of Christ in Bergen became a sample for the parish and monastic churches of Western Norway. This leads to the development of certain architectural regularities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о культе св. Суннивы и его взаимосвязи с каменной церковной архитектурой Западной Норвегии конца XI - первой половины XIV в»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22)

УДК 726.6+726.7

DOI: 10.17223/22220836/22/12

К.Е. Чемезова

К ВОПРОСУ О КУЛЬТЕ СВ. СУННИВЫ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С КАМЕННОЙ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ ЗАПАДНОЙ НОРВЕГИИ КОНЦА XI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV в.

Целью данной работы является изучение культа св. Суннивы, первой норвежской святой, единственной женщины в пантеоне норвежских святых и покровительницы Западной Норвегии. В статье рассмотрена взаимосвязь культа св. Суннивы с каменной церковной архитектурой конца XI - первой половины XIV в. Западной Норвегии. Автор исследует влияние английской, немецкой и ломбардской архитектурных школ на норвежское зодчество.

Ключевые слова: культ св. Суннивы, каменная средневековая архитектура, Западная Норвегия.

Среди почитаемых святых в средневековой Норвегии особое положение занимает Суннива, первая норвежская христианская святая. Известно, что она была дочерью ирландского короля, которая покинула свою страну вместе с единоверцами и посвятила жизнь стяжанию Божественной благодати. Открытие мощей св. Суннивы на острове Селье около 996 г. стало знаковым событием в истории каменной архитектуры Западной Норвегии. К XI в. культ св. Суннивы был известен за пределами страны, поскольку уже в 1070-х гг. известный северогерманский хронист Адам Бременский упоминает культ святых с острова Селье. Кроме того, в самом раннем религиозном правовом кодексе XI в. указан день почитания святых людей из Селье [1. Р. 110].

Истоки культа можно проследить со второй половины XII в. Средневековые источники в основном посвящены «людям из Селье», в число которых входила и святая Суннива. Житие св. Суннивы сохранилось в трех вариантах, написанных на латинском и древнескандинавском (Old Norse) языках. Стоит кратко упомянуть о том, что первым и наиболее известным вариантом жития является «Acta Sanctorum in Selio», написанный во время правления Магнуса V Эрлингссона около 1170 г. С этого же года история культа св. Суннивы будет связана с Бергенским собором, так как именно туда была перенесена рака с мощами святой.

Благодаря сохранившимся сочинениям можно понять социальный и политический контекст, в котором развивался культ св. Суннивы. Как известно, политика средневековых королей, направленная на создание крупных административных и торговых центров, не могла осуществляться без поддержки Церкви, поэтому перенос мощей можно рассматривать в качестве попытки Бергена претендовать на статус как политического, так и религиозного центра Норвегии. Не случайно именно в это время появился агиографический роман, который сформировал особый образ святого, необходимый для новой религиозной и городской среды [1. P. 108]. Таким образом, провозгласив

св. Сунниву патроном Берге некой епархии, данная территория заручилась крепкой поддержкой и защитой со стороны Церкви, что обусловило расцвет каменного культового зодчества в западном регионе Норвегии.

Наиболее драматические события в истории культа св. Суннивы произошли в первой половине XVI в., когда был разрушен собор по приказу датского дипломата Эске Билле. Тем временем мощи св. Суннивы были перемещены епископом Олавом в церковь монастыря св. Михаила в Бергене [2. Р. 20], которые, вероятно, были уничтожены во время опустошительного пожара в аббатстве в 1536 г.

Рассмотрев историю культа св. Суннивы, мы переходим к одному из главных вопросов данной статьи, который касается взаимосвязи культа святой с каменной церковной архитектурой Западной Норвегии XII-XIV вв. В круг исследуемых нами памятников вошли церкви нескольких монастырских комплексов бенедиктинского ордена (аббатство св. Альбана на о. Селье, аббатства св. Михаила и Ноннесетер в Бергене), а также кафедральный собор Христа в Бергене. Выбор данных сооружений обусловлен рядом причин. Во-первых, бенедиктинский монастырь св. Альбана был основан на месте погребения св. Суннивы и прямым образом связан с формированием культа святой в Норвегии. Во-вторых, аббатства св. Михаила и Ноннесетер в Бергене продолжают линию развития бенедиктинской архитектурной традиции Западной Норвегии первой половины XII в., тем самым закладывают основы для строительства последующих храмовых сооружений Бергена. Наконец, в-третьих, собор Христа в Бергене является неотъемлемой частью в истории культа св. Суннивы, так как именно он стал местом дальнейшего пребывания раки с мощами св. Суннивы вплоть до 1531 г., времени полного разрушения собора. С момента перенесения мощей собор станет играть ведущую роль в развитии каменной культовой архитектуры в Бергене и его ок-рестностях.

Ранняя монастырская архитектура Западной Норвегии формируется благодаря мощному импульсу со стороны бенедиктинцев из Англии, которые прибыли в Норвегию в качестве первых миссионеров. Одним из важных религиозных центров страны стал монастырь св. Альбана на острове Селье, построенный, по предположениям исследователей, монахами бенедиктинского ордена из Винчестера, Гластонбери и Абингдона [3. Р. 44]. На английские истоки указывают посвящение монастыря, планировка храма и организация церковной институции, при которой епископский центр слился с аббатством. Данное объединение было довольно распространенной традицией на территории Англии.

Епископская церковь и одновременно церковь монастыря находилась в северной части комплекса. Предполагается, что ее строительство началось в 1090 г. [4. Р. 204]. Первоначальный план храма относится к англо-саксонскому типу: небольшое прямоугольное сооружение с квадратным завершением восточной части [5. P. 35]. Следующий этап строительства храма осуществлялся под руководством мастеров из Бергена и датирован 11201160 гг. Группа новых каменщиков, по мнению исследователей, была вдохновлена ломбардской архитектурой [4. Р. 204], по-видимому, построенной на территории Германии. Непосредственное влияние немецких зодчих отмечал

Т. Дьюпедаль. На основе изучения тесаных камней, сохранившихся в монастыре, он доказывает, что первые мастера прибыли из Англии, впоследствии их сменили выходцы из Германии [2. Р. 23]. В XII в. к храму была добавлена квадратная башня, выделявшая западный фасад церкви. Существует гипотеза о том, что дальнейшее строительство церкви св. Альбана ориентировалось на архитектуру собора Христа в Бергене, так как, во-первых, кафедральный собор имел более высокий статус по сравнению с остальными городскими церквями [4. Р. 204]; во-вторых, своими размерами собор отвечал основным требованиям настоятеля монастыря, которому хотелось укрепить позицию св. Суннивы, выделив место ее мученической смерти. Таким образом, церковь св. Альбана представляла собой трехнефную базилику с повышенным центральным нефом, квадратной башней на западном фасаде и прямоугольным завершением восточной части. Интерьер церкви был разделен на три нефа шестью колоннами, по три с каждой стороны. Точная реконструкция храма не представляется возможной в силу плохой сохранности памятника. Однако он создает научный интерес, так как с этого сооружения начинается распространение бенедиктинской архитектурной традиции в Западной Норвегии. Подчеркнем, что культ св. Суннивы способствовал не только появлению каменного строительства, но и формированию архитектурных закономерностей зодчества ХП—ХГУ вв. Западной Норвегии.

В Бергене бенедиктинские монахи основали несколько монастырей, среди которых особый интерес для нашего исследования представляет монастырь Мункелив, посвященный св. Михаилу. Церковь аббатства является ключевым сооружением для понимания архитектуры Бергена и Западной Норвегии XII в. [6. Р. 93]. Основная проблема ее изучения лежит в генезисе архитектуры и связанной с этим датировке. Монастырь был основан по приказу короля Эйстейна I Магнуссона между 1107-1110 гг., когда его брат Си-гурд был в крестовом походе. «Он велел построить Церковь Микьяля. Это была самая великолепная из каменных церквей» [7. С. 487]. По схеме церкви и организации пространства этот памятник близок к церкви св. Альбана на Селье конца XI - первой половины XII в. Храм св. Михаила представлял собой однонефный объем с широкой башней на западном фасаде. Ширина основного объема была равна ширине хора. Восточная часть храма завершалась полукруглой апсидой, в отличие от церкви св. Альбана, в которой хор был прямоугольным. Под апсидой располагалась крипта, планировка которой не имеет аналогов среди раннего культового зодчества Норвегии. Исследование конструктивных особенностей крипты позволяет нам выделить определенный архитектурный прототип - собор в Лунде. Кроме того, на связь с Лунд-ским собором указывают найденные капители и декоративные детали. Сходства капителей позволяют норвежским исследователям говорить о прямом заимствовании декоративных деталей Лундского собора [8. Р. 28].

В связи с рассмотрением влияния архитектуры Лундского собора для нас важно изучить вопрос, касающийся взаимодействия между культовым зодчеством Западной Норвегии и мастерами немецкого и ломбардского происхождения. Следы их работы в Норвегии очевидны и не вызывают споров у историков архитектуры. Появление данной архитектурной традиции в Норвегии неотрывно связано с церковной историей. В первой половине XII в. норвеж-

екая церковная провинция переходит в ведомство архиепископства в Лунде, входившее в состав датского королевства, тем самым связь между двумя Церквями стала более тесной. Документально доказано, что Бергенский епископ неоднократно приезжал в Лунд [9. Р. 84], поэтому есть основания полагать, что «лундская архитектура имела прямое влияние на развитие церковного строительства в Бергене» [10. Р. 523]. Материальные свидетельства, найденные в ходе археологических работ в Бергене, могут стать прекрасным доказательством. Обнаруженные декоративные детали бергенских церквей, на которых изображены разнообразные животные, встречаются в соборах в Лунде и Шпайере. «В Шпейере подобные детали размещаются в верхней части северного трансепта и на колоннах аркады на апсиде; в Лунде известны подобные скульптурные изображения в крипте» [9. Р. 80]. Отметим, что в строительстве главного собора датского архиепископства принимали участие ломбардские мастера, прибывшие предположительно из Рейнской области. Первым ломбардцем является Донатус, которого сменил Регнерус сразу после его смерти. Известно, что под их руководством была построена апсида, напоминающая апсиды немецких соборов в Шпайере и Майнце, «но порталы, фризы, капители и пр., очевидно, являют ломбардский стиль» [11. Р. 16]. Нередко исследователи скандинавской архитектуры называют его «рейнско-ломбардским». Он выделяется высоким качеством каменной кладки, обилием декоративных элементов, в том числе в виде пальметт, арочными поясками на карнизах и мягкой обработкой деталей. «В убранстве церквей применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики-крыльца и разнообразный скульптурный декор» [12. С. 149]. Подобные элементы в виде глухих аркатур и классических деталей мы обнаруживаем на двух бергенских церквях, которые существуют до сих пор (церковь св. Марии и церковь Христа), а также на руинах некоторых разрушенных храмов.

Другим не менее важным памятником бенедиктинской архитектуры в Бергене является церковь женского монастыря Ноннесетер (Ыоппе8е1ег к1о8-1ег), которая до недавнего времени относилась к числу цистерцианских построек. Вероятно, монастырь был основан в начале XII в., а именно в 1120-х гг., во время правления Сигурда Крестоносца. На сегодняшний день от монастыря сохранились лишь основание башни и капелла. В 1872 г. архитектор П. Блике исследовал данный комплекс и установил примерную его планировку. Церковь представляла собой однонефную постройку, ширина основного объема была равна ширине хора, что сближает храм с церквями монастырей св. Михаила и св. Альбана. Объем сохранившегося основания башни имеет квадратную планировку, как и в упомянутых храмах, который перекрыт крестовым сводом.

Завершает круг рассматриваемых памятников собор Христа в Бергене, непосредственно связанный с историей культа св. Суннивы и выделяющийся среди прочих изученных нами культовых сооружений. Схема церкви, пространственная структура собора также основываются на бенедиктинской архитектурной традиции, к которым относятся вышеупомянутые монастырские церкви, поэтому продуктивной, на наш взгляд, является идея о влиянии монастырского зодчества на формирование облика кафедрального собора в Бергене. Данное взаимодействие, возможно, обусловлено центральным положе-

нием монастырей, так как они являлись «общественными субъектами» [13. С. 10] в культурной и социальной жизни. Зачастую внутри епископского города или в его окрестностях возводились монастыри, построенные, как правило, иностранными зодчими. Учитывая то, что епископы некоторое время назначались королями, епископский город олицетворял часть королевского суверенитета, поэтому первые монастыри в Норвегии были построены поблизости от епископских резиденций, что показывало влияние королевской власти и одновременно усиливало положение Церкви в государстве.

Исходя из вышеперечисленных фактов, касающихся статуса и влияния бенедиктинских монастырей в Норвегии, очевидно, что возведением собора Христа в Бергене занимались английские мастера, которые, возможно, первоначально трудились над строительством нескольких монастырских комплексов, таких как Мункелив и Ноннесетер в Бергене, а также в аббатстве св. Альбана на о. Селье. Известно, что до перенесения епископской кафедры в Берген с о. Селье духовенство Бергена уже имело тесную связь с монастырем св. Альбана, которая сохранилась и после смены епископского центра. Помимо этого, начиная с X в. в связи с интенсификацией строительства мастера стали задерживаться при монастырях, образовывая строительные артели. Интересна, на наш взгляд, мысль норвежских исследователей о существовании Бергенской артели уже к началу XII в., в которую входили английские мастера или норвежцы, прошедшие обучение за рубежом [9. Р. 73]. Учитывая тесные контакты между норвежским и английским государствами, можно предположить, что английские мастера прибыли в Берген прямо из Вестминстерского аббатства [14. Р. 199]. Примечательно, что с середины XII в. уже соборная архитектура создает тенденцию, которой руководствуются при строительстве или перестройке приходских и монастырских церквей. В Западной Норвегии центральным сооружением становится собор Христа в Бергене.

Закладка собора Христа произошла еще во время правления Олава Тихого, о чем свидетельствует сага, посвященная деятельности норвежского конунга: «Во времена Олава конунга стали процветать города, а некоторые из них тогда впервые возникли. Олав конунг основал город Бьёрнгюн. Там стали жить многие богатые люди, и немало купцов из других стран стало приезжать туда. Он велел заложить там большую каменную церковь - но при нем постройка мало продвинулась - и достроить старую деревянную церковь» [7. С. 465]. Исследователи предполагают, что собор был практически завершен к 1160 г., так как в 1163 г. в нем была проведена коронация короля Магнуса Эрлингссона [9. Р. 87], первая во всей Скандинавии. В 1170 г. в собор были перенесены мощи св. Суннивы. Первоначальная планировка собора включала в себя трехнефный базиликальный объем с повышенным центральным нефом, квадратной башней на западном фасаде и прямоугольным завершением хора. Думается, что начиная с середины XII в. в архитектуре храма появляются черты рейнско-ломбардской стилистики, которая распространяется благодаря немецким зодчим. Отметим, что в XIII в. собор был значительно перестроен, увеличен объем и изменен облик сооружения. Исходя из современной реконструкции, к 1350 г. собор представлял собой крестообразную базилику с повышенным центральным нефом, трансептом и башней над средокрестием.

Башня на западном фасаде была разрушена. Однако вопрос об облике собора в период господства готического стиля остается нерешенным в силу недостаточного количества информации в средневековых источниках.

Таким образом, история культа св. Суннивы, первой норвежской святой, неразрывно связана с монастырской архитектурой бенедиктинского ордена. Благодаря деятельности бенедиктинцев в XII в. в Западной Норвегии на острове Селье появляется крупный паломнический центр. Отметим, что новая строительная техника, методы возведения каменных церквей, а также формы и конструкции были привнесены английскими мастерами, прибывшими вместе с монахами. Изученные нами памятники, кроме церкви аббатства Ноннесетер, так или иначе, фигурируют в истории культа св. Суннивы. Их планировка, пространственная структура и отчасти декоративные элементы показывают генетическую связь с монастырским зодчеством бенедиктинцев, в основе которой лежали англо-нормандские образцы. Впоследствии они были дополнены архитектурными влияниями из Ломбардии и Рейнской области. Уже во второй половине XII - начале XIII в. культовая архитектура Западной Норвегии ориентировалась на Бергенский собор. Мы не исключаем возможности, что элементы немецко-ломбардской архитектуры, которые, вероятно, использовались в украшении кафедрального собора в Бергене, нашли свое оригинальное воплощение в монастырском и приходском зодчестве Западной Норвегии исследуемого периода, а некоторые из них являются копиями деталей разрушенного собора.

Литература

1. O 'Hara A. Constructing a saint: the legend of St. Sunniva in twelfth-century Norway // Viking and Medieval Scandinavia. 2009. № 5. P. 105-121.

2. Djupedal T. Selja. Selja : Selja fori., 2012. 32 s.

3. Djupedal T. Selja : kulturhistorisk hanbok. Forde : Selja forl., 1996. 156 s.

4. Nyb0M. Albanuskirken pa Selja. Klosterkirke eller bispekirke? Bergen : Universitetet i Bergen, 2000. 222 s.

5. Kavli G. Norwegian Architecture, past and present. Oslo: Dreyer, 1958. P. 34-49.

6. PulsianoP. Medieval Scandinavia : en encyclopedia. New York: Garland, 1993. 768 s.

7. Снорри Стурлусон: Круг Земной. М. : Ладомир, Наука, 1995. 686 с.

8. Lunde 0. Klosteranleggene // Arbok. Foreningen til norske fortidsminnesmerkers bevaring. Oslo. Nor. 141, 1987. P. 85-120.

9. Liden H.-E., Mageray E.M. Norges kirker. Bergen. Bind I. Oslo : Gyldendal Norsk forlag, 1980. 179 s.

10. The Cambridge history of Scandinavia. Vol. 1. Cambridge etc. : Cambridge univ. press, 2003. 872 s.

11. Harh A. Architecture in Sweden. Stockholm: Bonnier, 1938. 129 s.

12. Тяжелое B.H. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М. : Искусство, 1981. 383 с.

13. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи: Система художественных видов. М. : Искусство, 2001. 153 с.

14. Fischer G. Norske kongeborger. Bergenhus. Bind II. Oslo : Gyldendal Norsk Forlag, 1980. 215 s.

Chemezova Ksenia E., Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russian Federation)

E-mail: ksuisk@mail.ru

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (2) 22, p. 122-128. DOI: 10.17223/22220836/22/12

128

K.E. JJeMe3oea

TO THE QUESTION ABOUT CULT OF ST. SUNNIVA AND ITS RELATIONSHIP WITH THE STONE CHURCH ARCHITECTURE OF WESTERN NORWAY FROM THE END OF XI TO THE FIRST HALF OF XIV CENTURY

Key words: cult of St. Sunniva, medieval stone architecture, Western Norway.

St. Sunniva is the first Norwegian saint, the only female in the Norwegian Church and the patron of Western Norway. The main purpose of the paper is the research of the cult of St. Sunniva and her relation with the cult stone architecture of Western Norway XI-XIV centuries. To begin with the author studies the history of Sunniva's legend and she gives the main information about her life and future fate of her remains. She pays attention to the social and political context in which the cult has developed. It is important for understanding causes of the development of this cult in Western Norway.

Then the author moves on to one of the important issue of this article concerning the relationship of the cult of St. Sunniva with stone church architecture from the end of XI to the first half of XIV century of Western Norway. The article traces back the history of construction of four stone cultic buildings. Three of them are monastic churches of Benedictine Order, such as, St. Alban, Nonneseter and Munkeliv. Also she analysis Christ church in Bergen which, according to the author, built by English masons who accessory to the erection of the above mentioned monument. These churches were linked with the cult of St. Sunniva and Benedictine Order which was one of the most influence church organizations in Norway at that time.

The author investigates the influences of the English, German and Lombard architectural schools on the Norwegian architecture. Note that new construction technology, methods of erection of stone churches, some forms and design were introduced by English masons who appeared with the first missionaries in the 11th century. The paper discusses the relationship between Lund and Bergen and defines the significance of Rhine-Lombard style in the Norwegian architecture.

Summarize the history of the cult of St. Sunniva connected with the activities of the English monks. Compositional techniques, interior design and decorative elements of stone churches of Western Norway show the link with architecture of Benedictine Order which was based on Anglo-Norman samples. In addition, the decorative elements of the Norwegian churches of the 12-13 centuries refer us to the architecture of Lombardy and Rhine. Since the mid-12th century Cathedral of Christ in Bergen became a sample for the parish and monastic churches of Western Norway. This leads to the development of certain architectural regularities.

References

1. O'Hara, A. (2009) Constructing a saint: the legend of St. Sunniva in twelfth-century Norway. Viking and Medieval Scandinavia. 5. pp. 105-121.

2. Djupedal, T. (2012) Selja. Selja: Selja forl.

3. Djupedal, T. (1996) Selja: kulturhistorisk hanbok [Selja: A Cultiral and Historic Handbook]. Forde: Selja forl.

4. Nyb0, M. (2000) Albanuskirken pa Selja. Klosterkirke eller bispekirke? [Albanuskirken on Selja. Priory Church or Episcopal Church?]. Bergen: Universitetet i Bergen.

5. Kavli, G. (1958) Norwegian Architecture, past and present. Oslo: Dreyer. pp. 34-49.

6. Pulsiano, P. (1993) Medieval Scandinavia : An Encyclopedia. New York: Garland.

7. Sturluson, S. (1995) Krug Zemnoy [Circle of the Earth]. Translated by A. Gurevich. Moscow: Ladomir, Nauka.

8. Lunde, 0. (1987) Klosteranleggene. Arbok. Foreningen til norske fortidsminnesmerkers bevaring. 141. pp. 85-120.

9. Liden, H.-E. & Mageray, E.M. (1980) Norges kirker. Bergen [Norwegian churches. Bergen]. Vol. I. Oslo: Gyldendal Norsk forlag.

10. Helle, K. (ed.) The Cambridge history of Scandinavia. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University press.

11. Harh, A. (1938) Architecture in Sweden. Stockholm: Bonnier.

12. Tyazhelov, V.N. (1981) Iskusstvo Srednikh vekov v Zapadnoy i Tsentral'noy Evrope [The Medieval Art in Western and Central Europe]. Moscow: Iskusstvo.

13. Rotenberg, E.I. (2001) Iskusstvo goticheskoy epokhi: Sistema khudozhestvennykh vidov [Gothic Art: The system of artistic forms]. Moscow: Iskusstvo.

14. Fischer, G. (1980)Norske kongeborger. Bergenhus [Norwegian churches. Bergenhus]. Vol. II. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.