Научная статья на тему 'Культ Неба в социально-политической традиции Китая'

Культ Неба в социально-политической традиции Китая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2179
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБО / ИДЕОЛОГИЯ / КУЛЬТ / НЕБЕСНЫЙ МАНДАТ / ВОЛЯ НЕБА / SKY / IDEOLOGY / CULT / SKY MANDATE / THE WILL OF SKY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хао Цзюй

В статье рассматриваются представлеиш китайцев о небе, его месте и роли в социальной и политической традициях Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULT OF THE SKY IN SOCIAL AND POLITICAL TRADITION OF CHINA

The article deals with the Chinese view of the sky, its place and role in the social and political tradition in China

Текст научной работы на тему «Культ Неба в социально-политической традиции Китая»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_14А/2012

УДК 294 (510) ©ХаоЦзюй

КУЛЬТ НЕБА В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

В статье рассматриваются представления китаицев о небе, его месте и роли в социальном и политической традициях Китая.

Ключевые слова: небо, идеология, культ, небесный мандат, воля неба.

Нао Tszyuy

CULT OF THE SKY IN SOCIAL AND POLITICAL TRADITION OF CHINA

The article deals with the Chinese view of the sky, its place and role in the social and political tradition in China. Key words: sky, the ideology, the cult, sky mandate, the will of sky.

Культ неба возник в Китае в неолитический период его истории. Он был связан с культом Земли, культом Плодородия и размножения. Земля олицетворяла собой женское начало. Плодородие и размножение предполагало брачный союз Земли с Небом, олицетворявшем собой мужское начало. В древнем Китае существовал ритуал, освящающий брачные узы Неба и Земли. Этот ритуал имел огромное значение в хозяйственной деятельности Китая. В эпоху Чжоу культ неба стал рассматриваться в социальном и политическом контексте.

В 1027 году до н.э. чжоуские племена захватили, протогосударство Шан-Инь, образованное в XVI в. до н.э.Чжоуский правитель У-ван, разгромив войско шанского вана Чжоу Синя, первым делом совершил в храме предков шан-иньцев жертвоприношения шанскому божеству Шан-ди, который был родовым, тотемным божеством шан-иньского племени. Примечательность этого факта заключается в том, что У-ван совершил обряд не в честь своего родового божества, а в честь шанского. Он не воспользовался властью как победитель, а отдал ее законному наследнику [I]. Это отражает тот факт, что для чжоуского вана власть правителей Шан-Инь как прямых потомков верховного божества Шан-ди была сакральной. Поэтому переход власти от шан-иньских правителей к чжоуским должен иметь идеологическое оправдание. Иначе власть завоевателей становилась нелегитимной. Должно было быть найдено идеологическое обоснование низвержения шан-иньских правителей -прямых потомков верховного божества Шан-ди. При этом оно должно быть найдено в том же религиозном ключе. И оно было найдено в содержательном контексте культа предков, имевшего огромную значимость в общественной жизни шан-иньцев. Последний шан-инъский правитель Чжоу-синь был обвинен в том, что нарушил культ предков. Его обвинили в том, что

он перестал почитать своих предков, перестал осуществлять ритуальные действия по отношению к ним. В результате в Шан-Инь стали процветать насилие, зло и воровство.

Древнекитайские источники изобилуют указаниями на грехи последнего шан-иньского правителя, нарушившего культ предков. Так, в памятнике «Ши цзин» содержится ода «Слово Вэнь-вана последнему государю Шан-Инь». Это обращение Вэнь-вана (Вэнь-ван переводится как «царь Просвещенный») - отца У-вана, разгромившего последнего правителя Шан-Инь, в котором Вэнь-ван осуждает шан-иньского правителя за его негативные деяния. В оде говорится:

«И царь Просвещенный воскликнул: О, горе! О горе великому царству Инь-Шан! Насилие и угнетение вижу, Одна лишь корысть и стяжание вокруг! Насильники эти на месте высоком, А ты из стяжателей выбрало слуг-Нам небо их наглых, на муку послало, А ты подняло их, ты силу им дало» [2].

Утверждается, что У-ван, завоевывая Шан-Инь, исполнил волю Неба, а не преследовал цели свержения династии Шан-Инь. Небо повелело ему наказать недобродетельного шан-иньского правителя Чжоу Синя. При этом У-ван характеризуется как человек, почитающий своих предков. В древнекитайском письменном памятнике «Ли цзи» («Книга ритуалов») сообщается: «У-ван и Чжоу-гун (Чжоу-гун - брат У-вана) обладали великой почтительностью по отношению к родителям! Почтительность по отношению к родителям состоит в умелом наследовании желания предков, и в умелом завершении их деяний» [3].

Окончательный переход власти к чжоуским правителям произошел после смерти У-вана. Его брат Чжоу-гун установил власть над некогда могущественным государственным образовани-

Хао Цзюй. Культ неба в социально-политической традиции Китая

ем Шан-Инь. Однако Чжоу-гун не мог править шан-иньцами, а также собственным племенным образованием, ни от имени родового предка шанцев - Шан-ди, ни от имени собственного родового божества. Их родовым божеством считался Хоу-цзи - прародитель чжоуского племени. Хоу-цзи переводится как Государь Просо, Государь Зерно, Владычествующий над просом, Ведающий жатвой [4], что указывает на земледельческий характер хозяйствования чжоуского племени. Это божество имело сакральный характер как тотемный предок только для чжоус-цев, но никак не для завоеванных ими племен. Поэтому чжоуские правители должны были искать идеологической поддержки у божества, не связанного родственными узами ни с каким родом. Таковым божеством стало Небо, которое почиталось в неолитическом Китае, а также в протогосударственном образовании Шан-Инь, о чем свидетельствуют древние письменные источники. Так в классическом памятнике древнекитайской письменности «Шу цзин» («Книга истории») говорится о том, что «все великие мудрецы древности едва ли не более всего заботились о том, чтобы правильно исчислить время и в должный момент принести жертвы всем небесным божествам и земным духам» [5]. Судя по этим высказываниям, Небо играло большую роль в социальном обустройстве Китая, а одной из важнейших функций тех, кто правил страной, было наблюдение за Небом.

Культ Неба имел огромное значение и у самих чжоусцев. Поэтому неудивительно, что Небо в новом чжоуском государственном образовании было объявлено верховным божеством. И если шан-иньские правители обосновывали легитимность своей власти через положение о непосредственном родстве с Шань-ди, то чжоуские правители объявляли себя сыновьями Неба (Тянь цзы). В «Ши цзине» сказано: «Сын неба -это огец и мать народа, и поэтому он является правителем всей Поднебесной» [5]. Культ Неба окончательно утвердился при Чжоу-гуне, которого в Китае почитали особо уважительно.

Изложенные выше события социально-политической истории Китая получили достаточно широкие пояснения в древних источниках, характеризуя Небо как верховное божество. По мере идеологического усиления культа Неба расширяются его социальные фуикции. Небо это не только покровитель царствующего дома правителей Чжоу, но это и покровитель рода человеческого. Например, в письменном источнике «Ши цзин» говорится:

«Небо, рождая на свет человеческий род. Тело и правило жизни всем людям дает,

Люди, храня этот вечный закон, хороши, Любят и ценят прекрасную доблесть души» [6].

В другом письменном источнике - «Шу Цзин» - («Книга истории») утверждается о том, что Небо даровало легендарному правителю Китая Юю Великий Закон, на основе которого Юй осуществлял принцип социального регулирования. «Небо ниспослало Юю Великий закон в девяти разделах, которым устанавливался порядок в этических нормах [поведения каждого отдельного человека] и в правилах отношений между людьми [5]».

Культ Неба, как и культ Шан-ди имел ярко выраженную социальную и политическую направленность. Небо не было творцом сущего. Оно не влияло на явления природы. В конфуцианском памятнике «Лунь Юй» говорится: «Разве небо говорит? А четыре времени года идут, и вещи рождаются. Разве небо говорит?» [7].

Влияние Неба главным образом охватывает социальную и политическую сферы.

Культ Неба, как и культ Шан-ди, был тесно связан с культом предков. Но если культ Шан-ди был связан с культом предков напрямую, поскольку сам Шан-ди был, прежде всего, предком шан-иньцев, то связь культа Неба с культом предков была, скорее всего, идеологической. Ведь главным аргументом нелегитимности последних шан-иньских правителей было обвинение в том, что они забыли о своих предках, перестали ухаживать за храмами своих предков, перестали приносить им жертвоприношения. И это вызвало гнев Неба, которое решило покарать шан-иньских правителей. Небо как верховное божество заботилось о сохранении почтения предком. Его заботой была поддержка культа предков. Гнев Неба за забвение своих предков обрушивается не только на правителей, но на всех людей. В «Шу цзине» говорится: «Люди лишаются поддержки Неба потому, что оказываются не в состоянии продолжать почтительность и светлые добродетели предков» [5].

В чжоуском Китае было выдвинуто учение о небесном мандате (тянь мин), которое имело ярко выраженную социальную и политическую направленность. Небесный мандат, или же небесное предопределение, дает право правителю на власть. Получивший от Неба право на власть правитель управляет всеми, кто проживает под Небом - в Поднебесной (Тянь ся), тем самым он осуществляет Волю Неба (Тянь чжи). Считалось, что воля Неба определяет судьбы людей, их социальное обустройство, принципы взаимоотношения между родителями и детьми, а также правителя с подданными. Небо может награж-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

14А/2012

дать, может и карать. Сакральный характер Воли Неба как небесного предопределения выражается в его таинственности и скрытости. Ее невозможно понять и постигнуть простым людям. В Ши цзине говорится: «Неба веленья и путь столь в своей тайне бесконечны» [6].

Воля Неба раскрывается лишь тому, кто обладает небесным мандатом, кто призван осуществить ее. Это правитель, кому небесным мандатом дано право управлять народом Поднебесной согласно небесному предопределению. Но если правитель нарушает это предопределение, Небо смещает его с престола. Так случилось с последним Шан-иньским правителем — Чжоу Синем. В «Ши цзине» дается назидание правителям:

«Трон сохраняя, от Неба себя не отринь!

Славы сиянье о долге свершенном простри,

Мудро размысли, как Небо отринуло Инь» [6].

В другом письменном источнике «Шу цзин» сообщаетя: «Чжоу-гун сказал: «Мудрейший Ши, не знающее сострадание Небо, послало несчастье на Инь, и Инь утратило повеление Неба [на правление Поднебесной]; мы же чжоусцы, его обрели. Я не решаюсь утверждать, что за основанием государства навсегда последует благоденствие, но, коль скоро Небо помогает тем, кто полагается на него, я не решаюсь также утверждать, что конец государства будет достоин сожаления» [5].

Учение о небесном мандате было востребовано правителями Китая вплоть до революции 1911 года. Особую востребованность оно получало в переломные моменты политической истории Китая. В период образования первой империи Китай Цинь (221-207 гг. до н.э.) его основатель Цинь Шихуан объявил о томч что небес-

ный мандат отдан Цинь навечно. Однако это заявление Цинь Шихуана было опровергнуто с падением его династии. Учение о небесном мандате выступало каждый раз при смене власти правителей и правящих династий. Оно использовалось и маньчжурскими завоевателями, в ходе формирования ими последней империи Цзинь (1644-1911). Они утверждали о том, что Небо доверило им спасение Поднебесной и выдвинули идею о том, что небесный мандат может передаваться не только в пределах китайского этноса, но может вручаться и представителям других этносов, если их предшественники утратили доверие Неба [8].

Таким образом, учение о Небе явилось одной из самых востребованных идеологий правящих династий, отразившей широкий спектр социальных, политических и религиозных особенностей общественной жизни Китая.

Литература

1. История Китая. - М., 2004. - С.27.

2. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1: Ши цзин -М.,1994. - С.92.

3. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 2: Ли цзи -M.J994.-C.124.

4. Духовная культура Китая: в 6 т. Т. 2: Хоу-цзи - М., 2007. -С. 652.

5. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1: Шу цзин -М.,1994. - С.107.

6. Ши цзин. - М., 1957. - С.395.

7. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1 : Лунь юй -М.Л994.-С.172.

8. Духовная культура Китая: в 6 т. Т. 2: Тянь мин - М., 2007. - С.616-617.

Хао Цзюй, директор Института международной коммерции, КНР, г. Чанчунь.

Нао Tszyuy, the head of Institute of International Commerce, China, Changchun.

УДК 294.3 © Е.А. Глебец

ПУТЬ И ПЛОД ПРОСВЕТЛЕНИЯ В УЧЕНИИ ШКОЛ ВАЙБХАШИКА И САУТРАНТИКА

Статья посвящена исследованию сотериологической концепции школ Вайбхашика и Саутрантика. Рассматриваются объекты постижения и отвержения, направления и плоды религиозного пути.

Ключевые слова: объекты постижения и отвержения, направления и плоды религиозного пути.

Е.А. Glebets

PATHS AND FRUITS OF THE ENLIGHTENMENT IN THE VAIBHASHIKA AND THE SAUTRANTIKAS DOCTRINES

The article is devoted to investigation of sotheriological conception of the Vaibhashika and the Sautrantika. There are considered objects of realization and negation, ways and fruits of religious path. Key words: objects of realization and negation, ways and fruits of religious path.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.