Г.М. МАТВЕЕВ
КУЛЬТ КИРЕМЕТЯ В МИФОЯЗЫЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
В мифоязыческом сознании наших предков культы являлись составной частью их образа жизни (культ - лат. сиЫш - уход, почитание). Предметом культовой деятельности были различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов (материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна) духи, боги или единый всемогущий Бог. Разновидностями культа могут быть ритуальные пляски, предметы охоты, богослужения, религиозные обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники. Они регулировали образ жизни наших предков.
Субъектом культа могут быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы, религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния, а также нерелигиозные потребности - эстетические, потребности в общении и др.
Средствами культа являются молитвенный дом, различные культовые предметы. В культовом доме, в специфической зоне социального партнерства, человек испытывает особое психическое состояние сознания, так как находится в ситуации, отличной от иных жизненных условий, поэтому внимание верующих обращено на предметы, образы, символы, знаки и т.п.
Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований и средств культа, т.е. определенными нормами, предписаниями о том, что и как нужно делать: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, праздники. Средства и способы религиозной деятельности имеют символическое значение.
Культовая деятельность удовлетворяет религиозные потребности, оживляет религиозное сознание, возбуждает соответствующие эмоции. Во время культовой деятельности совершается переход от состояния подавленности к состоянию облегчения, происходит реальное общение верующих друг с другом.
Культовая деятельность, посвященная Киреметю, была особым событием в образе жизни не только чувашей, но и всего урало-поволжского этноса, как среди тюркских, так и среди финно-угорских народов. В мифоязыческой картине мира чувашей Киреметь - это 1) место, где приносили жертву земным духам и святым, поэтому оно иногда называлось просто «святой», «место совершения общественных молений»; 2) название жертвенного дара; 3) главный из земных божеств, посланный Богом для поддержания космической и общественной гармонии; 4) название ритуала (моления).
Слово «Киреметь» восходит к арабскому «Карамат» - сверхъестественное деяние, чудо, даруемое Аллахом своему рабу в знак правильности избранного им пути. Киреметь, например, в мифах и языческой религии мордвы - Солтан Кереметь имеет те же аналогичные признаки и функции.
В чувашской мифологии нет единого мнения по вопросу о происхождении Киреметя, его поведении, а также нет единых обрядов, посвященных ему. Миф утверждает, что Киреметь родился от одного из самых сильных чувашских Богов и богини с золотыми волосами Пюлехсе [1]. Другие легенды, мифы утверждают, что чуваши и другие народы Среднего Поволжья верили, что Киремети происходили от умерших колдунов. Так, например, о происхождении Киреметя Чемень, почитание которого в дореволюционное время было широко распространено в селениях низовых чувашей, существовал ряд сказаний. По одной из легенд один деревенский житель Чемень был знахарем. Перед смертью завещал своим родственникам похоронить себя в поле и был отнесен к разряду Киреметя. На место захоронения местные жители стали приносить дары и жертвоприношения. Так, в частности, «ни одна невеста, живущая близ этой деревни, не смела выйти замуж, не принеся Чеменю жертвы - баранов, быков и так далее» [8. с. 128].
В 1900 г. корреспондент В.К.Магницкого учитель В.Н.Орлов записал предание о происхождении «Киреметь Хведи». В нем говорится, что Хведи был охранителем Киреметя, поддерживал чистоту и опрятность в местах моления и одновременно исполнителем жертвоприношений. После смерти Хве-ди, по представлениям односельчан, его душа превратилась в Киреметь.
Главным культом язычествующих чувашей был, несомненно, культ Ки-реметей, основанный на почитании предков. Все названия главных Киреме-тей указывают на то, что лица, ставшие после смерти божествами, при жизни отличались отвагой, воинственностью или были в чем-то выдающимся. Повсеместное, например, почитание Киреметя «Малим хуза» есть почитание «Малюм-Ходжа», одного из магометанских шейхов, могила которого находится на вершине горы в Билярске [8, с. 126].
В мировоззрении народов Среднего Поволжья и Приуралья Киреметь характеризовался злым, но в то же время справедливым духом. Его роль была столь велика, что Киреметь признавался даже старше, чем Бог. Мифы утверждают, что если люди чем-либо рассердят Киреметя, то он жестоко им мстит. Он насылает на них болезни, если они совершали плохие поступки. Во избежание отрицательных последствий люди придерживались ряда запретов по отношению к Киреметю. Чуваши думали, что божества - Киремети - живут в озерах, на земле и в лесах. В их представлении существует множество Киреметей. Они часто совершают злые действия [6]. В чувашском языческом мировосприятии Киреметь по праву является самым популярным объектом поклонения. Несмотря на суровость и жестокость, Киреметь, в основном, воспринимался чувашами как заступник. Если с человеком случилась беда, кто-то его обидел, то он приходил на Киреметище и обращался к Киреметю: «Ах, Киреметь. Такой-то человек отнял у меня половину земли. Киреметь! Заступись, накажи его, я тебе за это когда-нибудь совершу чюк» [7]. Обиженные люди надеялись, что, наконец, восторжествует справедливость. Такая форма обращения к Киреметю со стороны чувашей являлась наиболее частой.
В чувашских поверьях и легендах почти ничего не говорится о внешних обликах Киреметя. Являясь самым широко известным и стойким объектом поклонения в мифоязыческой картине мира, Киреметь, как и другие образы чувашской национальной религии - духи полей, лесов, рек, озер и болот, был некто бесформенный и неконкретный. Служители культа утверждали, что ни одному человеку не дано видеть Киреметя.
Место моления и выполнения обрядовых действий в честь Киреметя находилось на близком расстоянии от деревни и представляло собой четырехугольную площадку, обнесенную оградой. Обрядовое жертвоприношение «чюк» духу Киреметь немыслимо без наличия источника воды на месте моления, поэтому их устраивали на возвышенном месте у озера или ручья, часто в лесу у больших деревьев. В западные ворота входили люди и обращались лицом к востоку. В представлении чувашей дух Киреметя смешивался с местом Кире-метя, поэтому в их образе жизни наблюдалось почитание самих мест, преимущественно священных деревьев и целых рощ. Символами, изображающими Киреметей, у чувашей были деревья - береза или священная липа с большим дуплом, растущая у пруда. Старые деревья, принимаемые за хранителей духов-Киреметей, не трогали. Возле таких деревьев закалывалось жертвенное животное, а на территории вокруг старого дерева устраивали Киреметище с открытой восточной стороной. В середине этого строения устанавливали столб, который проходил через крышу и выполнял функции Мирового дерева. Все это выражало земное подобие модели мира. Известны, правда, случаи, когда Киреметища находились в открытом поле, где не было деревьев и кустарников.
Описание чувашского Киреметища - места общественных жертвоприношений, у П.С. Палласа практически полностью совпадает с описанием И.И. Лепехина. П.С. Паллас приводит уникальное описание сакрального строения воздвигаемого в центре Киреметища. Оно имело только три стены, восточная сторона оставалась открытой. Н.И.Егоров утверждает, что длинный шест или столб с железным кольцом наверху Киреметища, по всей вероятности, символизировал мировой столб, или мировую ось, вершина которой, по космологическим представлениям чувашей, упиралась в Полярную звезду. Обязательным атрибутом Киреметища была ограда, которая обновлялась один раз в десять лет и за три дня до очередного жертвоприношения. До совершения обрядовых действий внутренняя площадка подметалась и ее называли «Киреметный майдан». Здесь не должна была расти трава, а чистота должна быть как в овине. Подметенный сор сжигали, чтобы сгорела нечисть. Чувашские Киремети устраивали с соблюдением тех же самых утилитарных задач, что и величайшие храмовые сооружения других религий. Но эти требования удовлетворялись более простыми средствами.
В чьи обязанности входило быть посредниками между Киреметем и простыми людьми? И какой образ жизни они вели? Жрец - хранитель Киреметища «мачавар» (в арабском языке «муцавир») означает человека, живущего уединенно при храме или на месте погребения святого. Служители культа Киреметь
подразделялись на несколько категорий. Как особо доверенные лица от всего общества они следили за целостностью и сохранностью мест жертвоприношений и расположенных там построек. В их обязанности также входил сбор денег и вещей. Когда пожертвований накоплялось достаточно, то они покупали жертвенных животных.
Смотритель, или хранитель Киреметища, в разных местностях назывался по разному: «главарь моления», «подметающий места жертвоприношений», «смотритель Киреметя» и т. д. Существовал один персонал, обслуживавший Киреметя. Это был охранитель Киреметя, или мольбища. В круг его обязанностей входило охранять и ухаживать за Киреметищем. За ночь перед тем, как люди собирались к Киреметю для совершения обряда, он мылся в бане, надевал белую одежду и совершал молитву. Утром первым входил на Киреметище и, падая на землю, молился [2]. Он выделялся среди остальных жителей селения своим образом жизни, избегал принимать пищу в чужом доме, не садился за общий стол. Костюм чувашских жрецов значительно отличался от одежды простых крестьян. Они отличались от людей своего окружения некоторыми, присущими только им профессиональными чертами. В отличие от рядовых чувашей-язычников, которым разрешалось иметь несколько жен, служители культа имели только одну жену. Особое поведение служителей культа, их образ жизни внушали рядовым односельчанам религиозное почтение к ним, содействовали укреплению их авторитета как посредников между Киреметем и людьми и поддерживали в их образе жизни религиозномифологическое восприятие мира.
Каковы были обрядовые действия, связанные с жертвоприношением Ки-реметю? Для обрядовой службы марийцы, удмурты, чуваши и мордва пекли хлеб из ржаной и пшеничной муки. Например, во время обряда чуваши бросали небольшой кусок хлеба и мяса на землю и в огонь, кости собирали и сжигали. Во имя Киреметя марийцы, мордва, чуваши приносили в жертву лошадей, быков, коров и овец, использовали также гусей, уток, кур, тетерев, полевых зайцев и прочую живность, кроме свинины. Удмурты при проведении домашних обрядов - молитв - диких птиц и зверей для религиозных обрядов не употребляли. У всех вышеуказанных народов в жертву приносили животных белой масти. Накануне праздника жертвоприношения мылись в бане, надевали на себя белую рубашку. Какому Киреметю, какую жертву следует приносить, указывал знахарь. Общественные же жертвоприношения предназначались Всевышнему Богу. После введения христианства многочисленные виды жертвоприношений объединились в один общий. Система обрядов чувашей существенно изменилась, и возникли элементы их путаницы.
Ритуальное действие чувашей - это реальное отражение жизни народа с древнейших времен. Структура и состав участников обряда Киреметь у чувашей находят параллели у соседних народов. «Дорогою то и дело попадались вотяки и вотячки, последние в своих праздничных платьях; даже маленькие девочки и то принарядились, надев на себя множество медных круж-
ков» [3]. Такое наблюдение сделал известный исследователь П. Богаевский об удмуртах, идущих на общесельское моление к Киреметю. Придя на Киреме-тище, местное население было обязано привести домашних животных для принесения их в жертву Киреметю. Люди боялись, что в случае нарушения обряда Киреметь нашлет на них сильные боли и недуги. Верующие, находясь в зависимости от Киреметя, испытывали особое состояние беспокойства и страха. Чуваши, а также народы Среднего Поволжья и Приуралья должны были так или иначе выражать свое отношение к Киреметям.
В жертву приносились лошади или быки (духам верхнего мира), бараны (духам среднего мира), водоплавающая птица (духам нижнего мира). Общесельское моление Киреметю совершалось перед выходом на пахоту. Вначале мылись в бане и надевали чистое белье. Костяк обряда составляли старики. Перед закалыванием жертвы обязательно проводилась церемония обливания. Воду животному лили на спину, начиная от головы до хвоста. Если животное встряхивало с себя воду, то участники обряда такое его поведение воспринимали как добрый знак, т.е. жертва оказалась угодной Киреметю. Воду лили специальным ковшом. Считалось, что ритуальный ковш имеет определенные магические свойства, его хранили на столбе под сараем, изготовлял его человек, непосредственно совершавший чюк и читавший молитву, детей к нему не допускали. Закалывали животное там же, т.е. на киреметище. Снятые шкуры с ногами, хвостом и головой натягивали на жердь и устанавливали на жертвенное дерево головой на восток. После моления совершали совместную еду.
Марийцы кровь жертвенного животного использовали в пищу. Шкуру вывешивали в Киреметищах на дубе или березе, так как в сознании и образе жизни существовал культ этих деревьев. Марийцы вывешивали только шкуру крупных домашних животных, а овечьи шкуры берегли как ценность или использовали для хозяйственных нужд. Эти традиции у чувашей и удмуртов в отличие от марийцев были несколько иными. Они вывешивали любую шкуру жертвенного животного и могли ее продавать. В тех местах, где проживали татары и русские, шкуру в нескольких местах прорезывали ножом, чтобы их не украли. Согласно марийским и удмуртским традициям, варили и поедали все мясо, поэтому на этот обряд приглашали столько людей, чтобы можно было съесть все мясо.
Чуваши остатки мяса брали домой и на обряд приглашали ограниченное количество людей. Кости, оставшиеся после ритуальной трапезы, сжигали на костре. В их представлении вместе с дымом жертвенное животное возносится к Богу. Описанный Страленбергом и Г.Ф. Миллером чувашский обряд жертвоприношения идентичен обряду сибирских тюрок, бурят и уходит своими корнями в глубокую старину.
Как поступали с кровью закалываемого животного? В чувашских источниках подобная информация отсутствует. Скудные сведения можно получить после изучения обрядов народов Среднего Поволжья. В северных районах марийцы и чуваши проводили совместные жертвоприношения Киреметю. Дерево,
опоясанное лыком, обагрялось кровью - первой струей крови жертвенного животного. Лежавшие около дерева хлеб, соль, домашнее вино «кумышку» удмурты окропляли жертвенной кровью. А в осетинском дзауре - тип чувашского Киреметя, - можно было увидеть лоскутки и ленты двух цветов - красные и белые. Белый знак являлся знаком чистоты и святости приносимой духу жертвы, а красный символизировал кровь жертвенного животного. Возможно, в подобных ситуациях таким же образом действовали и чуваши.
Из меда, приобретенного на киреметные деньги, участниками обряда готовили медовую сыту - «шерпет», которая разливалась всем в чашки. Нередко вместо шерпета готовили традиционное пиво, не только ради Киреметей, но и в случаях молений другим божествам. Во время проведения обрядов, посвященных Богам, в пивоварне ставилось несколько чанов; маленький чан для Кире-метей, большой - для Бога.
Наряду с приготовлением праздничной еды существовали обычаи сбора у населения готовых блинов и лепешек. Люди приносили муку, солод. Процесс выпекания и варки происходил после полудня. Мясо и каша варились отдельно. Варить кашу поручалось жене хозяина, продавшего быка. Как и пиво, каша варилась в двух котлах; один предназначался Киреметю, другой - Богу. Кашу раскладывали Киреметю и добрым духам. В середине каши делали лунку, в нее клали масло, а сверху - пашалу.
Существовала процедура, связанная с деньгами, т. е. после моления люди, пришедшие на Киреметище, клали на жертвенник деньги, которые передавались жрецу. Он клал их на доску над входной дверью урочища. Все эти вещи, а также другие необходимые для обряда Киреметь предметы завязывались в платок и относились на жертвенник. Деньги использовали для общественных расходов, т.е. для проведения общесельских обрядов.
После проведения всех этих процедур и обрядовых действий чуваши приступали к молитве и обращали свой взор к этому божеству. Молитва совершалась в строгой последовательности. Чуваши в начале религиозных обрядов в первую очередь обращались к «отцу Киреметя», т. е. в данном случае имеется в виду самый главный Киреметь, так как по традициям чувашского этикета, выражение «отец такого-то» - это высшая степень почитания. Не оставляют без внимания и «мать Киреметя» - это высшая этическая форма уважения и почитания супруги Киреметя. Вместе - отец Киреметя, мать Киреметя и сыновья Киреметя - составляли «Семейство Киреметя».
Вначале участникам обряда раздавались в руки кусочки мяса, затем все брали по кружке пива и, оборачиваясь в сторону востока, начинали молиться. Слова молитвы обычно произносил один человек, а остальные повторяли про себя. Вот, в частности, слова молитвы обряда каши с юсманом: «Киреметь, кланяюсь, довольствуйся, не насылай на меня хворь. Зная свою наивность, пришел к тебе с поклоном, помилуй, не бросай. Возможно, около тебя было сказано лишнее слово, играли - смеялись, не гневись. Прими радужно мою молитву, приношу кашу в котле, юсманом в чашке, на тебя полагаюсь, прими радужно мою молитву, ошибся из-за своей наивности, помилуй, пусть будет уместен мой чюк».
После данной молитвы следовало три раза кланяться. Во время же моления Киреметю упоминать Бога было нельзя. После моления присутствующие совершали совместную трапезу. Обряду жертвоприношения Киреметю чуваши и другие народы Среднего Поволжья и Приуралья придавали немаловажную роль. Все это происходило в соответствии с их религиозно-мифологическим миропониманием. По их убеждениям, благополучие, достаток в семье и человеческая судьба зависели от поведения Киреметя.
Согласно наблюдениям Г.Ф. Миллера, удмурты, марийцы, чуваши имеют одинаковый языческий закон и в обрядах никакой разницы не имеют. Когда Бога просят помощи, то имеют одинаковые причины, нет у них никаких специальных молитвенных домов. Молитвы-обряды совершают в своих домах или на открытом месте. В основном обряды совершают в отдаленных местах. Такие места на трех языках называются одним именем Киреметь. Иногда у каждой отдельной семьи есть по одной собственной Киремети, а у некоторых семей не одна, а несколько. В каждой деревне находится общая большая Киреметь, где они ежегодно совершают молитвы-обряды. Г.Ф.Миллер впервые подметил, что у этих народов существовала строгая и достаточно сложная иерархическая система Киреметей. По его наблюдениям у чувашей, марийцев и удмуртов были семейно-родовые, сельские и общинные Киреметище [9].
Кроме ежегодных молений проводили масштабные собрания с более редкой периодичностью (примерно раз в три года). На таких обрядах присутствовало порой не менее тысячи человек. Нередко эти широкомасштабные жертвоприношения Киреметям чуваши проводили совместно с марийцами, мордовскими крестьянами. Например, такие общественные моления происходили в XVII в. в Алатырской провинции.
В образе жизни языческого населения существовал и другой тип обряда, посвященный Киреметю. По представлениям чувашей, мордвы и марийцев Ки-реметь существовал в каждом доме. Они гордились тем, что имеют в доме своего Киреметя. Это были семейные обряды, которые мало чем отличались от общесельских. Чуваши, в отличие от мордвы, домашнюю обрядность совершали во дворе. Женщины в общесельских обрядах не участвовали, а также во время домашней обрядности не ели жертвенного мяса. Обряд чюк духу Кире-меть совершали в кругу семьи по особым случаям, так, например, когда болел кто-нибудь из членов семьи. Для этого обряда наиболее благоприятными днями были вторник, среда, четверг, суббота, и проводился он в темноте после захода солнца и притом втайне от соседей, так как посторонний глаз может испортить настроение Киреметя и тот откажется от жертвы. Перед началом молитвы стол ставили посреди комнаты, на него стелили шкуру заколотого животного шерстью вверх, ногами на восток. Молитву начинал старик в доме. Он брал шапку под мышку, те же действия совершали и другие члены семьи. В своей речи старик обращался ко всем Киреметям дома и окрестностей. Во время еды за стол садились с западной стороны. Остатки каши уносили в клеть, где бросали по три ложки в каждый угол и намазывали входную дверь. Кости сушили, а за-
тем жгли. Пепел собирали и относили в специальное место, которое называется Ток Киреметя.
Какова была судьба Киреметей? Они еще оставались местом поклонения и почитания в образе жизни крещеных чувашей. Вера в Киреметя сохранилась даже и тогда, когда православная церковь усиленно насаждала христианство среди народов Среднего Поволжья, Приуралья и преследовала различные языческие обряды. Религиозно-мифологическое верование в Киреметь имело важное место в жизни наших предков. Благодаря этой вере чуваши сохранились как этнос. Однако в связи с деятельностью православной церкви эта вера ослабла. Были и другие причины. По мнению верующих чувашей, одной из причин исчезновения Киреметей послужило уничтожение старых массивных лесов, а также отмеривание полей цепями во время ревизий. Как объясняют предания и легенды, они, напуганные железом, ушли за Волгу и не могут обитать в окультуренных местах. После принятия христианства обряды, связанные с культом Киреметь, у чувашей стали терять свое былое значение. Его стали смешивать с домашним духом «Йерехом».
Литература
1. АбайдаровА. Чувашские боги // Пике. 1993. № 1. С. 16.
2. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Вып. 6. Чебоксары, 1934. С. 239.
3. Богаевский П. Мултанское «моление» вотяков в свете этнографических данных. М., 1896. С. 105.
4. ВасильевВ.М. Материалы для изучения верований и обрядов черемис. Казань, 1915. С. 8.
5. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881. С. 226.
6. Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVIII вв. Казань, 1912. С. 20.
7. Салмин А.К. Духи требуют жертв. Чебоксары, 1990. С. 152.
8. Фукс А.А. О чувашах и черемиссах Казанской губернии. Казань, 1840. С. 128.
9. Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. Чебоксары, 2001. С. 113-114.
МАТВЕЕВ ГЕННАДИЙ МАТВЕЕВИЧ родился в 1933 г. Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин Батыревского филиала Чувашского государственного университета. Автор около 50 научных публикаций, из них 1 монография, учебник по философии из двух частей. Область научных интересов - мифоязычные представления Чувашии в рамках народной философии.