Научная статья на тему 'Культ императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху'

Культ императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / АНТИЧНОСТЬ / ДРЕВНИЙ РИМ / ИМПЕРАТОР / ИМПЕРАТОРСКИЙ КУЛЬТ / ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ / АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОКТАВИАН АВГУСТ / CULTUROLOGY / ANTIQUITY / ANCIENT ROME / EMPEROR / EMPEROR CULT / ROMAN RELIGION / ANCIENT CHRISTIANITY / ROMAN EMPIRE / OCTAVIAN AUGUSTUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джарман Ольга Александровна

Культ императора существовал в Римской империи с восшествия на престол первого императора Октавиана Августа и до обращения в христианство императора Константина в 312 году по Р.Х. Между императорским культом в Риме, Италии и присоединенных в результате завоеваний провинциях Малой Азии и в Египте имелись существенные различия. Религиозное восприятие фигуры правителя-императора римлянами (как в самом Риме, так и в Италии) разнилось с эллинистическим. Это отличие было обусловлено иным, чем у греков, религиозным мироощущением римлян: в божестве они видели не столько абстракцию, сколько действие. Религиозный, неметафизически ориентированный, но сильный и живой ум римлян питал интерес к конкретному событию. Поклоняющийся императору поклонялся не господину, «dominus», или главе семьи, «pater familias», или патрону, но живому божеству. И это возводило поклоняющегося на совершенно другой уровень – он не был клиентом, он был «участником жертвенника» живого бога – императора. Отсюда религиозный энтузиазм римлян нельзя свести просто к лести и человекоугодничеству. Поклоняющиеся богу-императору, а не его гению, не желали быть клиентами у патрона – они хотели быть свободными римлянами перед своим живым богом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPEROR CULT IN ANCIENT ROME AND ITALY IN THE DOCTORATE INTERTESTAMENTAL AND EARLY CHRISTIAN ERA

The emperor cult existed in the Roman Empire since the enthronement of its first emperor Octavian Augustus up to Emperor Constantine’s conversion to Christianity in 312 AD. There were significant differences between the emperor cult in Rome, Italy, the provinces of Asia Minor annexed after invasion, and Egypt. For example, it is believed that there was no actual cult of the living emperor (Augustus) in Rome and the provinces, but there was worship of his genius, while in Asia Minor and Egypt the cult was carried out according to the Hellenistic model of a «divine ruler». It has become traditional to emphasize formality, insincerity of the emperor cult in Rome. The religious perception of the figure of a ruler-emperor by the Romans (both in Rome and Italy) differed from the Hellenistic one. This difference was due to the Romans’ religious attitude, other than that of the Greeks: they saw a god not so much as an abstraction but rather as an action. Religious, not metaphysically oriented, strong and vivid Roman mind took an interest in a particular event. Worshiper of the emperor worshipped not his master, «dominus», head of the family, «pater familias», or patron, but rahter a living deity. And this elevated the worshiper to a completely different level – he was not a client, but a «participant of the altar» of the living god – the emperor. Hence came the religious enthusiasm of the Romans – it can not be reduced simply to flattery and obsequiouness. Worshipers of god-emperor, not his genius, did not want to be their patron's clients – they wanted to be free Romans before their living god

Текст научной работы на тему «Культ императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху»

pq КУЛЬТ ИМПЕРАТОРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ИТАЛИИ

О в МЕЖЗАВЕТНУЮ И РАННЕХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ £

[q Джарман О.А.

е

Культ императора существовал в Римской империи с восшествия на престол первого императора Октавиана Августа и до обращения в христианство импера-S тора Константина в 312 году по Р.Х. Между императорским культом в Риме, Ита-^ лии и присоединенных в результате завоеваний провинциях Малой Азии и в Египте К имелись существенные различия. Религиозное восприятие фигуры правителя-им-Е ператора римлянами (как в самом Риме, так и в Италии) разнилось с эллинисти-О ческим. Это отличие было обусловлено иным, чем у греков, религиозным мироощущением римлян: в божестве они видели не столько абстракцию, сколько действие.

: Религиозный, неметафизически ориентированный, но сильный и живой ум римлян Й питал интерес к конкретному событию. Поклоняющийся императору поклонялся не Е господину, «dominus», или главе семьи, «pater familias», или патрону, но живому боЕ жеству. И это возводило поклоняющегося на совершенно другой уровень - он не был Й клиентом, он был «участником жертвенника» живого бога - императора. Отсюда религиозный энтузиазм римлян нельзя свести просто к лести и человекоугодниче-ству. Поклоняющиеся богу-императору, а не его гению, не желали быть клиентами ptj у патрона - они хотели быть свободными римлянами перед своим живым богом

О

The emperor cult existed in the Roman Empire since the enthronement of its first emperor Octavian Augustus up to Emperor Constantine s conversion to Christianity in Д 312 AD. There were significant differences between the emperor cult in Rome, Italy, the e^ provinces of Asia Minor annexed after invasion, and Egypt. For example, it is believed E that there was no actual cult of the living emperor (Augustus) in Rome and the provinces, E—i but there was worship of his genius, while in Asia Minor and Egypt the cult was carried О out according to the Hellenistic model of a «divine ruler». It has become traditional to E emphasize formality, insincerity of the emperor cult in Rome. The religious perception of the figure ofa ruler-emperor by the Romans (both in Rome and Italy) differedfrom the Hellenistic one. This difference was due to the Romans' religious attitude, other than that of the Greeks: they saw a god not so much as an abstraction but rather as an action. Religious, not metaphysically oriented, strong and vivid Roman mind took an interest in a particular event. Worshiper of the emperor worshipped not his master, «dominus», head of the family, «pater familias», or patron, but rahter a living deity. And this elevated the worshiper to a completely different level - he was not a client, but a «participant of the altar» of the living god - the emperor. Hence came the religious enthusiasm of the Romans - it can not be reduced simply to flattery and obsequiouness. Worshipers ofgod-emperor, not his genius, did not want to be their patron's clients - they wanted to be free Romans before their living god

Ключевые слова: культурология; античность; Древний Рим; император; императорский культ; древнеримская религия; античное христианство; Римская империя; Октавиан Август

Keywords: culturology; antiquity; ancient Rome; emperor; emperor cult; Roman religion, ancient Christianity; Roman Empire; Octavian Augustus

Культ императора существовал в Римской империи с восшествия на престол первого императора Октавиана Августа и до обращения в христианство императора Константина в 312 году по Р.Х.1 Между императорским культом в Риме, Италии и присоединенных в результате завоеваний провинциях Малой Азии и в Египте имелись существенные различия. Так, например, считается, что собственно культа живого императора (Августа) в Риме и провинциях не было, а имелось поклонение его гению, в то время как в Малой Азии и Египте культ осуществлялся по эллинистической модели «божественного правителя». Традиционным стало противопоставление формальности, неискренности императорского культа в Риме - культу в провинциях. Как мог римлянин искренне считать императора, человека - притом человека, который жил рядом с ним, которого он знал близко, (возможно, с ранних лет), возлежал с ним на пирах, а то и помогал ему добиться самой императорской власти - как мог он искренне и нелицемерно считать его богом?

Культ римского императора пристально изучался на протяжении двадцатого века, при этом история вопроса претерпела ряд достаточно крутых поворотов.

В конце XX века появилось мнение, в настоящее время широко принятое в научном мире и состоящее в том, что ученый-исследователь, будучи воспитанным в христианской цивилизации и впитавшим идею монотеизма, невольно переносит понятия, выработанные в ней за две тысячи лет, на античный мир. К этим понятиям относится определение божества как трансцендентной реальности и вытекающей из него абсолютной противоположности Творца и твари, а также противопоставление или разделение религии и политики. Так, традиционным является воззрение, что культ живого человека, императора, был не искренним проявлением религиозного чувства, а разновидностью грубой лести2. В настоящее время такой подход оспаривается, и мировоззрение античного человека рассматривается как всецело религиозное, в котором религия неотделима от жизни и тесно вплетена во все её области, будь то политика или семья.

«Наш взгляд на религию как на аспект человеческой духовности, отделенный от других сфер человеческого опыта, по сути - чисто христианский и подходящий только для определения христианства, так как этот взгляд рожден в лоне христианской культуры. Если мы примем этот подход, то вынуждены будем констатировать, что другие культуры, в том числе языческие

1 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome // Religion and Power. Divine Kingship In the Ancient World and Beyond / Ed. British N. The Oriental Institute of the University of Chicago. Oriental Institutes Seminars. - Chicago, Illinois: University of Chicago, 2008. - Р. 243.

2 Klauck H.-J. The Relegious Context of Early Christianity: А Guide of Graeco-Roman Religions. -Edinburgh, 2000. - Р. 397 (английский перевод немецкого оригинала: Klauck H.-J. Die Religioese Umwelt des Urchristentums // Kohlhammer Studienbucher Theologie. - Vols. 9, 1 and 9, 2. - Stuttgart, 1995-1996).

Рим и Греция, не имеют, в таком случае, «религиозного измерения». «Другой мир», «божественное» образуют нечто целое с другими проявлениями человеческой жизни, в том числе и с политикой, и не могут быть отделены и «анатомированы». Нам, наследникам христианской цивилизации, очень легко впасть в ошибку и перенести наши категории на античный мир»3.

При этом понятия «бога» и «божественного» в сознании античных людей, в отличие от христианской религии, не формулируются догматически. Это - совершенно не та система, которая была выработана в ходе тринитар-ных и христологических споров на христианском Востоке и Западе. Сутью религии античности, её сердцем и языком являлась не догматика, а ритуал4.

Можно справедливо возразить, что богословие христианской церкви проистекает из её евхаристического, литургического опыта, но надо заметить, что именно богословия как такового античный мир не знал. Философия заговорила языком религии только в век великих каппадокийцев, осуществивших в IV веке грандиозный синтез античной философии и христианского евхаристического опыта Иисуса как Бога-Спасителя5.

«Инаковость» греко-римской религии сейчас общепризнанна исследователями6.

3 Gradel I. Emperor Worship and Roman Releigion. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2002. - Р. 5. «Разделение царств - Божия и кесаря - начинается с ответа Иисуса о динарии кесаря (Мф 22:19) и продолжается в размышлениях Августина Иппонского в его труде «О граде Божи-ем». Там граница между двумя мирами прокладывается четко и определенно. Поздние средневековые богословы потратили много чернил, чтобы определить различие между духовной и светской властью, которые в некоторой степени персонифицировались в фигурах папы и императора священной Римской империи на Западе и симфонии властей на Востоке, в Византин. Эти идеи, хотим мы того или нет, во многом определили наш сегодняшний менталитет - он сформирован христианской цивилизацией», - пишет I. Gradel далее.

4 Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. - М., 2008. - С. 7.

5 Gradel I. как вдумчивый представитель христианской протестантской традиции считает, что роль ритуала здесь прямо противоположна христианству, «основывающемуся на слове Божием и догматах, вытекающих из него». Однако для христиан непротестанского мира, в частности, для восточной традиции, культ и догмат не противопоставляются, напротив, как показал о. Александр Шмеман, культ (литургия, в частности, как центр христианского жертвоприношения) является источником догматов, ибо в нем осуществляется богообщение. «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия подтверждает наше учение», - говорит о том же сщмч. Ириней Лионский - современник римских императоров (цит. по: Успенский Н. Анафора // Богословские труды. Сб. 13. - М., 1975. - С. 73). Догматический расцвет, начавшийся с эпохи Соборов, приходится на IV век, когда империя становится христианской. В эпоху гонений нет возможности иметь в одной общине даже все книги Писания, и тем более нет возможности разрабатывать сложное богословие с различениями понятий «сущность» и «ипостась» или решить вопросы христологии. Тем не менее, христианская община первых трех веков показывает пример всем общинам веков последующих, находящихся, образно говоря, «при Писании и обрезании», имеющих возможность богословствовать и читать Писание безбоязненно. Раннехристианская община жила культом, вернее, Евхаристией, как богообщением, где находила все, в том числе и богословие, которое потом было выражено в философских греческих терминах великими каппадокийцам и их последователями на соборах.

6 Sheid J. Religion et piété à Rome. - 1985. - Р. 7; Price S.R.F. Rituals and Power: Roman Imperial Cult in Asia Minor. - Cambridge, 1985. - Р. 15; Gradel I. Emperor Worship... - Р. 6.

I. Gradel в монографии, изданной в Оксфорде в 2002 году, не только прослеживает эти этапы изучения культа императора, но и представляет новый подход, базирующийся на факте четкого различия в римском законодательстве («fas» - законодательство религиозное, в отличие от законодательства гражданского, «ius») культа государственного и культа частного, а также особенностей религиозно-социальной характеристики поклонению гению человека. Автор намеренно ограничивается Римом и не рассматривает, говоря его же словами, «римско-греческую дихотомию», что приносит свои научные плоды. Его находки и выводы крайне интересны и оригинальны, при этом фактологический материал, используемый этим современным исследователем, позволяет посмотреть на императорский культ Рима в ином ракурсе. Он дает возможность увидеть его новые, доселе ускользающие из вида черты, и через два тысячелетия, отделяющие нас от времени Августа, поразмышлять о причинах, побуждавших римлянина - и плебея, и патриция, и даже раба -найти смысл и цель своей жизнь во Христе.

Несмотря на использование монографии I. Gradel, другие авторитетные западные авторы, особенно такие, как L.R. Taylor, D. Fishwick7, A.J. Festugiere8, A.D. Nock, Е. Bickerman нимало не теряют своей актуальности при изучении данного вопроса. Из отечественных авторов этой темой занимались И.М. Дьяконов, И.С. Свенцицкая9, Е.С. Голубцова, Е.М. Штаерман10.

Власть и божественность в Риме до Юлия и Августа

Начало культа императора в Риме связано с именем Гая Юлия Цезаря Октавиана, внучатого племянника и приемного сына Гая Юлия Цезаря.

Первым образцом для культа Августа был культ его предшественника -Юлия Цезаря. Образцом для подражания для Юлия Цезаря, как и для многих полководцев того времени (и далее самого Октавиана) был Александр Великий, или Македонский. Кроме своих знаменитых ратных деяний, Александр совершил ещё одно дело, перевернувшее античный мир, - он провозгласил себя богом, Дионисом во плоти11. Эта идея нашла благодатную почву на эллинистическом Востоке - практически все цари, от великих до самых малых, правившие на том огромном пространстве, которое в ходе завоевание Александра было включено в русло греческого языка и культуры, получали

7 Fishwick D. The Development of Provincial Ruler Worship in the Western Roman Empire // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. II. Principat. 16.2. - Berlin; New York, 1978. - Р. 1201-1253.

8 Festugière A.J. Le monde gréco-romain, au temps de notre Seigneur. - Paris, 1935. - Р. 217-223.

9 История древнего мира. Упадок древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероно-вой, И.С. Свенцицкой. -М., 1989. - 302 с.

10 Культура древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцовой. - Т. 1. - М., 1985. - 429 с.

11 Nock A.D. Notes of Ruler-Cult., I-IV // The Journal of Hellenistic Studies. - Vol. 48. -Part I. -1928. - Р. 23-24.

божественные почести и назывались «богами», «благодетелями», «спасителями» и т.п.

За два столетия, предшествующие приходу к власти Цезаря, жители Римской республики, благодаря контактам с покоренными странами греческой культуры вполне усвоили те греческие идеи, на которых базировалась сама возможность деификации, возведения в достоинство бога. Представление о «сверхчеловеке», ином, чем другие смертные, было весьма привлекательным, но в то же время образ эллинистического монарха был отвратителен для благородного римлянина12.

Обычно считается, что поклонение человеку как богу было чуждо римскому менталитету в период Республики13, и лишь контакты с эллинистической средой сделали римлян более привычным к этим восточным по сути понятиям. Однако несправедливо было бы полагать, что идея божественной власти была полностью чужда римскому народу и была принесена с Востока.

Согласно современным исследованиям, трудно сказать, когда греческая цивилизация начала влиять на латинян и их культуру, вернее, когда она не влияла на нее. Вряд ли существовала «до-греческая римская религия» и «чистая римская религия»14.

Безусловно, в поздний период Республики Рим находился под сильным греческим влиянием, но первичный контакт с греческой культурой произошел гораздо ранее благодаря этрусскому15 влиянию на римлян.

При анализе республиканской религии выявляются следующие тенденции, которые подробно описывает G. Woolf в своей статье16.

Во-первых, римляне твердо верили, что за два с половиной столетия до образования олигархической республики ими правили цари. Многие воспоминания о царском периоде были резко отрицательными и напоминают истории греков о времени тиранов. Однако есть и положительные воспоминания - особенно об основателях Рима, а также культ, основанный на традиции, восходящей к этим царям17. Римляне почитали как богов древних царей Пика, Фавна и Латина, правивших в Лациуме18, о которых в «Георгиках» пишет Вергилий (I.498):

12 Ferguson Е. Backgrounds of Early Christianity. - Michigan, 1987. Taylor L.R. The Divinity of the Roman Emperor. - Middeltown, Connecticut, 1931. - P. 64; Warde Fowler W. Romans Ideas of Deity. -Oxford, 1911. - Р. 428.

13 Taylor L.R. The Divinity of the Roman Emperor. - Middeltown, Connecticut, 1931. - P. 64; Warde Fowler W. Romans Ideas of Deity. - Oxford, 1911. - Р. 428.

14 Muth R. Römische Religio // Serta philological Aenipotana. - 7/8. - 1961. - P. 247-250.

15 Так, одежда Юпитера и, соответственно, полководца-триумфатора пришла от этрусков (Gradel I. Emperor Worship... - Р. 35).

16 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - Р. 243-245.

17 Fears J.R. Princeps a diis electus; The Divine Election of the Emperor as a Political Concept at Rome. American Academy in Rome Papers and Monographs. 26. - Rome: American Academy. - Р. 85-119.

18 Cuss D.F.C.J. Imperial Cult and Honorary Terms in the New Testament. The University Press Fribourg, 1974. - Р. 29.

Боги вы нашей земли, Индигеты, Ромул, мать Веста!

Вы, что Тускский Тибр с Палатином римским храните!19

Создание римской религиозной системы приписывается царю Нуме, возлюбленному нимфы Эгерии. Ромул, мифический основатель Рима, по преданию - сын Марса, в конце своего царствования он был вознесен на небо (Плутарх. Ромул. 27. 720), и его почитали как Квирина. Более древний предок-основатель, Эней, считался выходцем из Трои, бежавшим в Италию во время Троянской войны, считался сыном Венеры. Юлий, один из сыновей Энея, был основоположником римского рода Юлиев. Статуя Венеры Генетрикс (Родоначальницы) стояла в храме21 на форуме Цезаря22.

Предание гласило, что до Энея место будущего основания Рима посетил Геркулес. Ему совершался культ у Ага Махипа рядом с портом на Тибре. Считалось, что Геркулес тоже был вознесен после смерти.

Даже во время Республики некоторые ритуальные функции выполнял «rex sacrorum» - буквально «царь ритуалов». Это явно подразумевает сакральную роль царей23.

Во-вторых, в руках правящей аристократии, заменившей царей, также была сосредоточена сакральная власть разного рода. Многие аристократические фамилии считали (и мы не можем сказать, насколько серьезно или несерьезно они это воспринимали) богов своими предками. Так, Юлии вели свой род от Венеры.

Религиозное главенство в Риме имел Сенат, совет бывших магистратов, которые оставались в нем пожизненно. Именно декретом Сената был запрещен культ Вакха в 186 году до Р.Х. (после чего последовали репрессии). Сенат разрешал ведение новых культов, и, как правило, о введении того или иного культа ходатайствовала коллегия жрецов. Ей же поручалось во время кризиса обращаться к Сивиллиным книгам, исполнявшим роль оракула. Сенаторы монополизировали членство в этой и других значимых жреческих коллегиях.

Некоторые виды жречества, например, flamen Dialis - фламин Юпитера, могли иметь только люди, принадлежащие к узкому кругу семей, то есть патриции, которые вели свой род от сенаторов «времен царей». Сенат имел в первую очередь религиозный, а не светский авторитет и связанное с ним превосходство над прочими гражданами в государстве24.

19 Здесь и далее текст приводится по изданию: Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. - М.: Худож. литература, 1971.

20 Здесь и далее ссылки и текст приводятся по изданию: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Наука, 1994.

21 Weinstock S. Divus Julius. - Oxford, 1971. - Р. 56.

22 Цезарь позже поместил в него и статую Клеопатры.

23 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - Р. 243.

24 North J. Democratic Politics in Republican Rome // Past and Present. - 1990. - № 126. - Р. 3-21.

Некоторые важные ритуалы требовали присутствия этой римской элиты для ролевого представления богов. Наиболее известным из таких представлений является триумф, в котором полководец-победитель, неподвижно стоящий на колеснице, торжественно проезжал по Риму.

На нем была пурпурная мантия, которую потом заменила вышитая тога («toga picta»), в руках его был скипетр с фигурой орла, на голове - золотой венок. Лицо его было покрыто красной краской, охрой, как лик Юпитера Капитолийского. Царь, а позже триумфатор, был одет, как Юпитер, и являлся народу, как земной Юпитер. Есть мнение, что это были одежды не Юпитера собственно, а царя этрусков, которые потом были перенесены на Юпитера25.

Другой подобный ритуал, как служение богине Весте, исполнялся весталками, незамужними женщинами из аристократических семей26.

В прочих ритуалах статуи богов несли с почетом по городу или ставили на пирах в домах римской аристократии27.

Власть «pater familias» (главы семьи) в отношении его рабов была безграничной, но этого, однако, нельзя сказать в отношении его жены и детей28. Для своих рабов (и вольноотпущенников) он был эдаким «царьком», они находились под его властью, «potestas». Вольноотпущенники, хотя и не были рабами, должны были демонстрировать верность - «fides». Бывший хозяин теперь становился их патроном. Вольноотпущенники были также частью римской фамилии. Также существовали и параситы - бедные люди, питавшиеся от стола фамилии и бывшие практически на положении вольноотпущенников. Все эти люди - рабы (servi), вольноотпущенники (liberti), параситы (parasiti) и другие незнатные люди, которые прибегали под покровительство главы семьи в обмен на верность ему (fides) - были клиентами (clientes) и составляли клиентуру главы семьи29.

Монархическая власть, принадлежащая pater familias, была постоянной, законной и наследственной. Гений главы семьи был объектом поклонения в имении. Поклонение совершали рабы, вольноотпущенники и другие клиенты. Неясно, насколько в этот культ были вовлечены жена и дети.

В период империи поклонение гению императора было знаком рабского положения, положения вольноотпущенника, клиента - социальной стигмой30.

Бесценным источником описания римского быта является римская комедия. Однако этот источник требует правильного подхода. Необходимо осознавать, что взрывы хохота в аудитории вызывало то, что автор, как в неких

25 Gradel I. Emperor Worship... - P. 35.

26 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - P. 244.

27 Ibid.

28 Sailer R.P. Patriarchy, Property and Death in the Roman Family. - Cambridge University Press, 1994. - P. 102.

29 Sailer R.P. Personal Patronage under the Early Empire, 1982. - Р. 155.

30 Gradel I. Emperor Worship... - Р. 36.

Сатурналиях, менял все местами, и речи рабов говорили господа, а господа вели себя как рабы. От обычных описаний быта никто смеяться бы не стал31.

В одной из пьес Плавта («Псевдол») изображен находчивый раб Балли-он, обманывающий своего молодого хозяина, влюбленного в девушку-рабыню Финикию Каллидора. Хозяин Финикии грозится продать её, но хитрый раб улаживает дело. После этого Каллидор восклицает, веля другому рабу:

Скорее приготовь заклание,

Мясников веди, животных жертвенных вот этому

Вышнему Юпитеру! Он выше Юпитера!32 (Псевдол. 323 и далее).

В другой пьесе того же Плавта (Ослы, 660-710) (кстати, цитата из этой комедии стала поговоркой «человек человеку волк») мы видим другого юного и влюбленного безумца, хозяйского сына Аргириппа. Раб Либан хитроумно достал для Аргириппа деньги на покупку его возлюбленной - рабыни Филе-нии, но прежде чем вернуть их, устраивает настоящие Сатурналии, римский праздник, во время которого всё идет «шиворот-навыворот», люди меняются социальными ролями. Либан заставляет молодого хозяина встать перед ним, рабом, на четвереньки, и ездит на нем, как на коне, потом требует, чтобы Фи-ления обняла и поцеловала его, а потом доходит до такого состояния, которое современный психиатр назвал бы манией величия. «Я отдам тебе деньги, если ты воздвигнешь мне статую и алтарь и принесешь мне быка как богу - прямо здесь! Ибо я - твое спасение (Salus, римское божество)!». Это все, конечно, несерьезно, но это, несомненно, инверсия, и инверсия того, что существовало на самом деле: для раба хозяин был богом и спасением33.

В другой пьесе Плавта (Пленники, 860) снова имеется подобная инверсия реальности. Парасит Эргасил приносит добрые вести пожилому римскому гражданину о том, что его сын жив, и напрямую требует, чтобы привели ягненка и приготовили все для жертвоприношения ему, параситу, «ибо я для тебя - сильнейший Юпитер, и Спасение, и Удача, и Свет, и Радость, и Счастье» (перечисляются соответственно имена богов: Salus, Fortuna, Lux, Laetitia, Gaudium). Прочие примеры подобных мест у Плавта также приводятся в литературе34.

Параситу надо в этом случае поклониться «как богу», а для несчастного и обрадованного отца он и есть бог.

В мировоззрении римлянина богом мог стать всякий - вопрос в том, для кого богом35.

31 Hanson J.A. Plautus as a Source Book for Roman Religion // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. - 1959. - .№ 90. - P. 48-101; Gradel I. Emperor Worship... - Р. 49.

32 Здесь и далее текст приводится по изданию: Тит Макций Плавт. Собр. соч. В 3-х т. - Т. 2. -М., 1997.

33 Gradel I. Emperor Worship... - Р. 50.

34 Hanson J.A. Plautus as a Source Book for Roman Relegion... - Р. 48-101.

35 Gradel I. Emperor Worship... - Р. 48.

Так, четырехлетний умерший мальчик в надписи, сделанной его безутешными родителями, именуется «ты - наш бог» и выражается уверенность в том, что они будут под его защитой36.

Другой пример, возвращающий нас на поле брани, столь близкое по духу каждому римлянину, состоит в следующем. Если один из воинов во время битвы спасал другому жизнь, то спасителя венчали «согопа сшса» - венком из листьев дуба, дерева Юпитера37.

История дубового венка как награды упоминается в источниках с III века до Р.Х. Сначала венок сплетал сам спасенный, в дальнейшем это была награда, присуждаемая герою командующим битвой38.

Спасение жизни было величайшим benefacio, благодеянием - и с этим сложно не согласиться. Спасенный должен был чтить спасителя, как своего отца, раter familias. Поскольку дуб был символическим деревом Юпитера и, тем самым, его иерофанией39, то спаситель становился для спасенного Юпитером. Следует напомнить, что боги для римлянина - это не персонифицированные существа, а именно «действие», в данном случае - «спасение от смерти».

Параллель между раter familias и Юпитером здесь прослеживается очень явно. Глава семьи, как и спаситель воина, был Юпитером, но не для всего народа римского, а для ограниченного теми или иными условиями (спасение, принадлежность к римской семье-фамилии) круга лиц.

Октавиан Август в 27 году до Р.Х. спас отечество от гражданской войны и после этого получил привилегию иметь дубовый венок из золота на дверях своего дома. Здесь прослеживается двойной смысл. Во-первых, он спас от бессмысленной смерти в братоубийственной войне бесчисленное множество своих сограждан. Во-вторых, это был символ все усиливающейся власти, власти монарха - и неслучайно Юпитеров венок стал эмблемой последующих императоров.

Еще до этого события, в 86 году до Р.Х. претору Марию Гратидиану были воздвигнуты статуи и совершены возлияния в компитах, городских

36 Plecket H.W. An Aspect of the Emperor Cult: Imperial Mysteries // Harvard Theological Review. -V. 58. - № 4. - 1965. - Р. 334. - Note 14.

37 Имеется следующее мнение исследователей. Дерево Юпитера Величайшего - это более благородный Quercus robur, в частности, его разновидность - зимний дуб, который цветет в начале лета, находясь, таким образом, без цветения дольше, чем вторая разновидность, летний дуб, который цветет в середине или конце весны. «Юпитера земного», то есть воина-спасителя венчали «короной» из более простого Quercus Пех, Дуб каменный. Однако I. Gradel справедливо замечает, что венок делали просто из того дуба, который рос рядом с полем боя.

38 Gradel I. Emperor Worship... - Р. 49.

39 «Иерофания» (от греч. священный - проявление священного (религиоведческий термин, введенный М. Элиаде (Элиаде М. Священное и мирское. - МГУ, 1994. - С. 17)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

святилищах, в рамках частного культа, в благодарность за начатые им денежные реформы40.

В конце II века до Р.Х. великому победителю тевтонов и кимбрийцев Гаю Марию римляне стали делать возлияние за обедом - также, как своим домашним богам. Это тоже относится, несомненно, не к государственному, а к частному культу.

Наиболее ярким примером будет, пожалуй, речь римского оратора Цицерона к знатному римлянину П. Корнелию Лентулу Спинтеру41, использовавшему свои связи для того, чтобы вернуть Цицерона из ссылки. Цицерон пишет: «Отец мой, бог, и спасение [Salus - имя божества] моей жизни, моей судьбы, моего имени и памяти обо мне!» («Parens, deus, Salus nostrae vitae, fortunae, memoriae, nominis»). Конечно, Цицерон не совершал богослужения Лентулу -оба были сенаторами, равенство социального статуса делало это практически невозможным, но публичная похвальная речь была ответом оратора на полученное им благодеяние. Это все тот же принцип - «do ut des» - обмен дарами, «даю, чтобы ты дал», основной принцип религиозной жизни римлян42.

Рим распространил свое владычество над той частью мира (именно, Малой Азией, Грецией и Египтом), где культ правителя (понимаемый в широком смысле) уже существовал в разнообразии форм. О культе правителя среди народов, живших к северу от Альп, на Иберийском полуострове, в Северной Африке, известно мало. На востоке от Адриатического моря, однако, существовало множество разновидностей этого культа, истоком которых был, в первую очередь, культ, явившийся результатом взаимопроникновения верований и культур, начало которому положил Александр Великий (Македонский) и продолжили его диадохи. Александр был инициатором культа правителя, хотя определенный энтузиазм в народе уже имелся43.

Это взаимопроникновение культов происходило на греческой (македонской) основе и традициях системы почестей, греческих полисов, оно использовало греческое изобразительное искусство (иконографию) и придворный ритуал Ахеменидов, который, в свою очередь, впитал элементы египетской, вавилонской и других религиозных традиций. Ахемениды не были богами в собственном смысле, но включались в сложную цепь взаимоотношений между ними и целой иерархией богов на подчиненных им территориях44.

40 Последующие два примера взяты из Gradel I. Emperor Worship... - Р. 49-50.

41 Weinstock S. Divus Julius. - Р. 293 и далее. Публий Корнелий Лентул Спинтер в заговоре против Цезаря и его убийстве не участвовал, но позже выдавал себя за одного из участников заговора, желая разделить их славу.

42 Gradel I. Emperor Worship... - Р. 52.

43 Taylor L.R. The Divinity of the Roman Emperor. - Р. 21-28.

44 Kurth A. Usurpation, Conquest and Ceremonial: From Babylon to Persia // Rituals of Royalty: Power and Ceremonial in Traditional Societes / ed. by D. Cannadine and S.R.F. Price. Past and Present Publications. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. - Р. 20-55.

Придворный церемониал Ахеменидов, введенный Александром при своем дворе, как казалось грекам, включал почестей более, чем стоило оказывать смертному человеку45. Но вскоре греки, а за ними и римляне, стали сами использовать эти ритуалы.

Сначала римские аристократы и военачальники, а затем императоры и их родственники, посещая регионы империи, получали от местных властей и сообществ обычные для этой культуры почести. Можно составить целый список римских магистратов последних двух веков до Р.Х., которые получили божественные почести (isothei йта1), а также царские регалии общественным голосованием в Греции46.

Греки, воспринимавшие римлян как освободителей от захватчиков, были полны энтузиазма от той справедливости и законности, которые римляне устанавливали в завоеванной Греции47. Тацит (Анналы. IV 56)48 рассказывает, что жители Смирны (Малая Азия) в 195 году до Р.Х. в консульство Марка Порция возвели храм богине Роме. Жители самой Греции с восторгом встретили Тита Квинкция Фламинина как своего освободителя. Везде ему были воздвигнуты алтари, в его честь пели хвалебные гимны и приносились жертвы, как пишет Плутарх, «даже до наших дней», и приводит концовку гимна: Верность великую римлян мы чтим, Клянемся её охранять. Девы, воспойте Зевса великого, римлян и Тита.

О, Пэан Аполлон! О, Тит избавитель! (Плутарх. Тит. 16.4). Надписи свидетельствуют, что его имя писалось рядом с именами богов. В Халкиде есть посвящение - «Титу и Гераклу», «Титу и Аполлону». Плутарх пишет, что это почитание было абсолютно искренним из-за его благородства. Видимо, в других случаях подобные почести воздавались не только из-за благородства завоевателей, но и по другим, более низменным причинам. Греческая лесть недаром вошла в поговорку у римлян.

Римские правители провинций получали такие же почести от своих благодарных подданных. Самый яркий пример, пожалуй, Цицерон - в Киликии ему предложили статуи, святилища и скульптурные колесницы - но он от них отказался49.

45 Дройзен И. История эллинизма. - Т. I. - Ростов-на-Дону, 1985. - С. 366.

46 Price S.R.F. Rituals and Power: Roman Imperial Cult in Asia Minor. - Cambridge, 1985. - Р. 40-47.

47 Cuss D.F.C.J. Imperial Cult and Honorary Terms in the New Testament. The University Press Fribourg, - 1974. - Р. 28-29.

48 Здесь и далее ссылки и текст приводятся по изданию: Корнелий Тацит. Анналы // Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х т. - Т. 2. - СПб.: Наука, 1993.

49 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - Р. 243-244.

После II Пунической войны особенно горячие поклонники Сципиона Африканского стали намекать на его божественное происхождение и особую близость к богам50.

Известны истории почитания военачальников периода поздней Республики: Сертория в Испании, который ввел, согласно легенде, некое божество в виде оленя, и Юлия Цезаря в Галлии, где вплоть до 69 года почиталась часть его «мощей»51.

Эти кажущиеся трансформации локальных религиозных туземных культов с целью приспособиться к религии завоевателей можно сравнить с каргокультами52.

Однако тот факт, что культ правителя прижился в западных провинциях, может свидетельствовать о подготовленной базе. Культ правителя может свидетельствовать также о кризисе местных религиозных систем53.

Римские традиции в этом смысле очень отличались от греческих. Однако греческие идеи проникали в Рим, и такая тенденция развивалась и среди римлян. Они почитали таким образом своих «освободителей» - например, братьев Гракхов54. После убийства Гракхов люди с помощью религиозного культа выказывали свою любовь к ним и печаль об их смерти. Статуи Гракхов были поставлены в заметных местах, сама земля, где они были убиты, была названа священной, туда приносили первые плоды урожая. Многие приходили и поклонялись статуям ежедневно, подобно тому, как перед статуями богов (Плутарх. Гай. Гракх. 17.2).

После победы над кимбрами и тевтонами народ, приписывая победу Марию, называл его третьим основателем Рима, и ему на застольях приносились возлияния наравне с богами (Плутарх. Марий. 27.5).

Цицерон отказался от подобных почестей, которые были предложены в свое время Марию Гратидиану55. Сам Цицерон считал, что умерших родных надо почитать, как богов.

Местные формы культа предков у римлян хорошо известны, хотя и не под этим именем. Благородные семьи сохраняли изображения своих выдающихся предков вместе с культовыми статуями ларов и пенатов, божеств семейного культа. Известное описание похорон знатного римлянина, описанное во II веке до Р.Х. историком Полибием, включает упоминание о процессии, в которой участвовали актеры в масках, изображающие выдающихся предков покойного. На ежегодном празднике, Паренталии, на могилах усопших родственников устраивалась трапеза, которая разделялась культовым образом с покойными.

50 Культура древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцовой. - Т. I. - М., 1985. - С. 160.

51 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - Р. 245.

52 York M. Pagan Theology: Paganism as a World Religion. New York University Press, 2003. - Р. 11.

53 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - P. 245.

54 Charlesworth M.P. Some Observations on the Ruler Cult, Especially in Rome // Harvard Theological Review. - XXXVIII. - 1935. - 1. - Р. 22.

55 Cuss D.F.C.J. Imperial Cult and Honorary Terms in the New Testament... - P. 30.

Гладиаторские бои с непременным убийством одного из соперников также проводились на похоронах знатных римлян56, и могут быть рассматриваемы как эквивалент человеческих жертвоприношений (однако римляне никогда их не считали таковыми).

Наиболее документированным свидетельством являются «божественные почести» («caelestes honores») Юлию Цезарю в последний год его правления в качестве диктатора. Марк Антоний, покорив Египет и покорившись Клеопатре, получил титул нового Диониса-Осириса, а Клеопатра была Афродитой-Исидой57.

Август и его культ были хоть и чем-то новым, однако возникли не на пустом месте. Много было взято из прежней римской традиции, что-то - через контакт с культурой эллинизма или более примитивными культурами58.

К концу римской республики поэтический эпитет «бог» по отношению к человеку стал очень популярным. Идея апофеоза Юлия Цезаря, несомненно, имела свои корни в этих влияниях59.

Римское государство как таковое существовало и при республике и получало поклонение в персонифицированном виде («богиня Рома») от элли-нов60. Рим это унаследовал, покорив Восток Александра, и стал настоящим, по сути, преемником Александра61. Место монарха в римском обществе было «спрятано» в глубинах социума - в первой ячейке римской социальной структуры, римской фамилии, в лице её главы - раter familias. Но лишь до поры до времени. Когда явился Юлий Цезарь, а потом и Август, доселе скрытые тенденции стали подниматься вверх, подобно глубинным водам, пробивающимся через слои почвы. И это придает божественному почитанию римского императора иной колорит, чем обожествлению правителя в других странах62.

Юлий Цезарь и император Август. Начало императорского культа Юридическая база римского культа

Словосочетанию «культ императора» соответствует древнеримский официальный термин «divini / summi / caelestes honores», высшая форма почестей, которыми пользовались боги (но не только они одни). К ним относились

56 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - P. 245-246.

57 Klauck H.-J. The Relegious Context... - P. 395.

58 Ibid.

59 Ibid.

60 Rome - по странному стечению филологических обстоятельств, означает на греческом языке «сила», что не могло не влиять на восприятие покорителей-римлян греческим менталитетом.

61 Ferguson Е. Backgrounds of Early Christianity. - P. 17.

62 Gradel I. Emperor Worship. - P. 49-50.

обряды жертвоприношения, включавшие как кровавые, так и бескровные жертвы (вино и ладан), приносившиеся живому или покойному императору63.

I. Gradel обращает внимание на существование двух видов культа, отраженных в римском законодательстве. Речь идет о культе государственном и частном. Для того, чтобы избежать путаницы, связанной с изменением значение слов в переводе на языки других культур, или паронимией, автор обращается к самим текстам римского права, цитируя первоисточник:

«Общественными являются обряды, которые совершаются за счет общественности всеми людьми, а также те, которые совершаются на холмах, в деревнях, в куриях и святилищах, в отличие от частных обрядов, которые совершаются за счет отдельных лиц, семейств и родов» (Festus De Ferborum Significatu)64. Иными словами, общественные обряды Рима подразделялись на две группы:

1) за счет общественности. В определении общественного культа слово «populus» обозначает целый город (или город-государство) со всеми его жителями. Обряд совершался за общественный счет, а руководство принадлежало городским магистратам, среди которых имелись и жрецы. В Риме это может быть названо «общественным культом», а вне Рима, в Италии -«муниципальным или гражданским культом»65. Магистраты были местной высшей элитой: в Риме она была представлена сенаторами, в других городах - декурионами.

2) другая группа включает очень малое количество архаических римских обрядов. В отличие от первой группы, они совершались не за счет всего городского населения, а только за счет отдельных частей населения66.

Эти местные государственные культы нельзя смешивать с другими культами в муниципальных единицах Рима, например, с компитальным культом. Каждый римский квартал, «vicus» (мн. ч. vici), совершал культ своих богов-покровителей, компитальных Ларов, Lares compitales (см. далее). Компиталь-ный культ можно отнести к категории частных культов, которые совершали

63 Ibid. P. 7.

64 Ibid. P. 9.

65 Ibid. P. 10.

66 Они вошли в римский государственный культ вследствие синойкии - при росте Рима и подчинении ему по мере этого роста соседних прилежащих областей. Так, празднество «на холмах» называлось Septimontium и праздновалось на изначальных семи холмах Рима (их не следует путать с другими семью холмами, значительно более широко известными, расположенными в центре самого города и занимавшим значительно меньшую площадь). Праздником деревень была Paganalia, тоже архаический праздник, также существовали менее понятные праздники курий. Маленькие святилища - sacellum или compitum - служили местом для проведения обряда Argei. Argei назывались соломенные куклы, хранившиеся в 27-и или 30-ти святилищах, разбросанных по древнему центру Рима. Ежегодно их собирали и сбрасывали в Тибр с Сублицнева моста. Длительность существования этого культа говорит о поразительном консерватизме римской религии.

члены не одной семьи (фамилии), а группы людей, собранных по профессии или другому признаку. Такие группы назывались «коллегии» («collegia»)67.

Государственный (общественный) культ существовал за счет населения всего народа римского, который в период ранней империи включал всех свободных жителей Аппенинского полуострова, то есть 11-ти областей без Сицилии и Сардинии, но включая Истрию (сейчас часть Хорватии).

Итак, государственными богами Рима были исключительно те боги, которым совершался общественный культ. Муниципальные или частные культы к ним не относились. Частные культы были личным делом частных лиц, их совершавших68.

Ярким примером весьма почитаемого бога, никогда не имевшего, тем не менее, государственного культа, был Сильван69. Его культ был одним из наиболее распространенных в Италии. Это был бог рабов, носящий черты Пана70. Его благодарили за исцеление, удачу, освобождение от рабства, от него ждали награды в загробной жизни за честную трудовую жизнь, символизировавшуюся уровнем и угломером, также иногда фигурировавшими в дарах Сильвану71.

Таким образом, любой бог, включая живого императора, мог получать поклонение в частном или муниципальном культе, но не получать поклонение в культе государственном.

Жертвоприношение богам

Существовало два типа жертвоприношений72: бескровное (вино, ладан, иногда пироги или буханки хлеба) и кровавое («immolatio», чаще всего быки, волы, коровы). В принципе, всё, что производилось в натуральном хозяйстве, годилось для жертвоприношения. По сути, оба типа жертвоприношений были одинаковы, но кровавое было более дорогим, и как бы мы сказали, «престижным». Все жертвоприношения совершались на алтаре, который находился перед храмом, редко внутри его. Однако для жертвоприношений важно было именно наличие алтаря, а не храма. Алтарь мог быть и переносным. Наиболее частным обрядом было supplicatio, благодарение, или общая молитва к богам, с прошением отвратить опасность или в знак благодарности за уже

67 Gradel I. Emperor Worship. - P. 11.

68 Ibid. P. 13.

69 Культура древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцовой. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Наука, 1985. -С. 207-209.

70 Dorcey P.F. The Cult of Silvanus: a Study in Roman Folk Religion. Columbia University in the City of New York, 1992. - P. 34.

71 Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: «Советская энциклопедия», 1982. -Т. 2. - С. 435.

72 Gradel I. Emperor Worship. - P. 16-22.

совершившуюся помощь. Жертвоприношение всегда включало «вводную» жертву вина и ладана.

Дары богам всегда сжигались на алтаре - они были пищей, приносимой людьми богам.

Обычный порядок кровавого жертвоприношения был таков73. После ритуального очищения («lustracio») участники жертвоприношения во главе со жрецом собирались у алтаря. Провозглашался призыв к молчанию, и церемония начиналась словами: «Нос age!» - «Сосредоточься на этом!» Далее жрец призывал бога специальной молитвой, которую сопровождала начальная жертва вина и ладана ^mofado»), помещаемые на алтарь с горящим огнем (на основной или дополнительный, переносной, стоящий рядом). Далее приводили жертвенное животное (или животных), опрыскивали его вином и посыпали жертвенной мукой, mola salsa (отсюда «immolatio»)74. Мука заранее приготовлялась весталками. После этого читалась главная молитва, и жертву закалывали. Совершал это особый человек, виктимарий. Голову животного приклоняли к земле, затем оглушали ударом по лбу особым молотом и быстро вскрывали сонную артерию. После этого живот жертвы вскрывали, и внутренние органы (ехй"а), в том числе сердце, легкие, печень проверяли на наличие дефектов. Если таковые были, то жертва была несовершенна, и её следовало повторить, используя новое животное. Если дефектов не было, то внутренности вместе с кусками мяса, посыпав жертвенной мукой, помещали на алтарь, где они и сгорали дотла. Остатки мяса употреблялись в пищу участниками жертвоприношения. Они могли вариться в особом котле. Приносились в жертву и пироги, liba, но не ясно, на какой стадии жертвоприношения они сжигались.

Жертвы отбирались согласно строгому правилу, действующему для гражданских культов в Италии. Боги мужского пола получали жертв мужского пола (быка или вола - «taurus» или «bos mas», порой овна - «aries» (для Марса Мстителя) или кастрированного овна - «vervex»), а богини - женского (например, корову). Далее, боги мужского пола подразделялись на фертиль-ных (небесных) и нефертильных, к которым относились подземные боги: Dis Pater, Плутон, Di Manes (духи). Нефертильные боги получали кастрированных жертв. Однако было одно выдающееся исключение из этого правила. Юпитер получал кастрированную жертву, не быка (taurus), а вола (bos mas). Причина этого неясна.

Возможно, это связано с историей узурпации Юпитером власти и происхождением бога Дис Патер, ставшего подземным и инфертильным, история,

73 Далее описание по: Elsner J. Cult and Sculpture; Sacrifice in the Ara Pacis Augustae // Journal of Roman Studies. - 81. - 1991. - Р. 50-61.

74 Mola salsa - крупно молотая ячменная мука с солью, употребляемая при жертвоприношении.

подобная истории Кроноса и Зевса. Т.о. в жертву узурпатору «Зевсу» приносится оскопленный «Кронос»75.

Необходимо отметить, что жертва покойным обожествлённым императорам (Divi) также была волом или кастрированным овном76.

Примечательно, что философы, отрицавшие самую возможность общения с богами, обычно не отказывались от участия в жертвоприношениях.

Для нас очень сложно понять систему ритуала, за которой не стоит «богословие». Языческое «богословие» было уделом философов и на культе не отражалось. Священных книг, подобно Торе, Древний Рим не знал77. Мы не можем четко ответить на вопрос: где в ритуале происходило явление бога? Однако есть несколько версий ответа, основанных на современных исследованиях78.

1) Бог пребывал в своем храме, откуда наблюдал за жертвоприношением.

2) Дым от жертв восходил к небесной сфере или, попросту, к видимым небесам, в воздух, где и пребывало божество.

3) Наконец, бог мог присутствовать на алтаре, истребляя жертву - в таком случае он идентифицировался с жертвенным огнем79.

«Небесные почести» были самыми высокими среди людей. Они отличались от других видов почестей не противопоставлением «земным» или, как бы мы сказали, секулярным. Они были частью системы «do ut des» - системы римского юридического менталитета, воздающего почести за заслуги и благодеяния богам и людям и ожидающего заслуг и благодеяний за возданные почести.

«Небесные почести» были просто самыми высокими в шкале почестей, которые могли дать люди другим - богам или людям.

Если при совершении жертвоприношения демаркационная линия ясно отделяла богов, которым приносили жертву, от людей, которые приносили жертву, то при присуждении небесных почестей такой линии не существовало.

Культ императора как бога

Мир людей и мир богов всегда были противопоставлены. Феномен культа любого правителя привлекает всеобщее внимание потому, что он нарушает это противопоставление. Кем был император, которого почитали как

75 «У Гесиода Кронос <...> оскопляет Отца. <...> Ланг полагал, что греческий миф можно интерпретировать в терминах мифологии маори. Но если у маори это просто миф о сотворении, в котором объясняется раздельность неба и земли, то для понимания греческого мифа необходимо, как показал Ж. Дюмезиль в книге «Ouranos-Varuna», привлечь ещё индоевропейское религиозное понятие Всевышнего». Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М., 1999. - С. 230. - Сн. 5.

76 Gradel I. Emperor Worship. - P. 22.

77 Weinstock S. Divus Julius. - Р. 1. К так называемым Сивиллиным книгам обращались лишь в случаях бедствий.

78 Gradel I. Emperor Worship. - P. 24.

79 Явный отголосок древней религии ариев.

бога, в глазах его почитателей: богом или человеком? Или это был только знак почтения, как считали многие исследователи в XX веке80?

Как последователи монотеистической религии, мы представляем Бога радикально отличным от мира и от людей, непреодолимо превосходящим их. Это библейское понятие, нашедшее себе место в апофатическом богословии, однако существующее парадоксально наряду с догматом о Боговоплощении.

В античности божественность - понятие не абсолютное, а относительное. Между людьми и богами не лежит пропасти, как в монотеизме. Несколько утрируя, можно сказать, что античные боги - это некая высшая каста людей81.

Язычество - религия, в которой боги не просто многочисленны, а бесчисленны. Каждому из богов поклонялись не как Богу Израиля или христиан - именно потому, что Он - Бог, а для того, чтобы он помог, проявив свою божественную мощь. Для античного человека, пишет I. Gradel82, вопрос о том, считали ли императора в самом деле богом или поклонялись ему как богу, значения не имеет.

S.R.F. Price указывает, что классическая античность не имеет ни абсолютного определения бога, ни качеств, которыми должно обладать существо, желающее им стать83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жертвы Юпитеру приносились вовсе не по причине его божественности, а потому, что он был самым могущественным богом Рима. Его божественный статус был относителен, не абсолютен для групп лиц, приносящих ему жертвы.

Триумфатор был одновременно и царем, и Юпитером, или, скорее, был римским царем, действующим, как Юпитер84. Речь шла не о его природе, а о его власти. Мы привыкли в рамках христианской культуры считать, что власть Бога проистекает из Его природы; здесь дело обстояло иначе. Язык одежды говорил именно о сверхчеловеческой власти85. Божественная природа Юпитера роли никакой практически не играла. Поэтому языческий мир не знает миссионеров в нашем смысле слова - может быть, некоторое исключение представляют мистериальные культы.

«Божественные почести», присуждаемые по декрету Сената («celestas honores»), были высочайшей наградой, и не означали, что кто-то стал «богом» в монотеистическом смысле слова. Это был уникальный социальный статус86.

80 Nock A.D. Religious Developments from the Close of the Republic to the death of Nero // The Cambridge Ancient History. - 10. - 1934. - P. 481.

81 Ferguson E. Backgrounds of Early Christianity. - P. 155.

82 Gradel I. Emperor Worship... - P. 28.

83 Price S.R.F. Gods and Emperors: the Greek Language of the Roman Imperial Cult // Journal of Hellenic Studies. - 104. - 1984. - P. 79-95.

84 Weinstock S. Divus Julius. - P. 67.

85 Gradel I. Emperor Worship. - P. 34.

86 Ibid. P. 30.

Но размывания границы между богами и людьми в римской религии до конца не происходило. Ритуальная граница была очень четкой. Даже мясо, посвященное богу, не употреблялось в пищу участниками ритуала. В латинском языке слова «homines» (люди) и «di» (боги) были абсолютными антонимами. Но другое дело, что при определенных обстоятельствах император или другой человек мог занять в ритуале то место, которое занимал бог. Это вполне нормальное явление, если мы вспомним, что божественность для античного человека была не абсолютным, а относительным понятием87.

«Для муравья мышь велика, а для коровы - мала, - оригинально поясняет свою мысль I. Gradel. - В политеизме соотношение «божественное - человеческое» определялось относительным размером власти, подобно тому, как это происходит в любой социальной структуре»88.

Однако можно возразить, что бессмертие было качеством, радикально отличавшего богов от людей - «смертных». Нет, были в Риме и смертные боги - гении человека. Со смертью человека умирал и его гений: Знает то Гений, звезду направляющий нашу с рожденья: Бог он природы людской, умирающий одновременно С каждым из нас; он видом изменчив: то светлый, то мрачный89, -пишет Гораций (Послания. Кн. 2. 2. 185-187). Не будем упоминать здесь ма-лоазийские и египетские культы умирающих богов.

Смерть, кроме того, была не биологическим фактом, а новым этапом жизни. Человек скидывал смертное тело90 - оно было не более чем препятствием для божественной жизни. Смерть увеличивала социальный статус любого умершего - для умерших императоров было вполне логично становиться богами91. Но императоров почитали как богов и при их жизни.

«Божественные почести» Юлию Цезарю

Юлий Цезарь стал первым человеком, официально провозглашённым Сенатом государственным богом Рима.

Юлий Цезарь не был царем или императором, но власть, сосредоточенная в его руках, была властью, соответствующей подобному титулу, и его враги, сторонники Республики, хорошо это понимали. На вершине своей власти он был одновременно диктатор, плебейский трибун (он присвоил полномочия, так как, будучи патрицием, не мог стать плебейским трибуном), верховный жрец

87 Ibid. P. 31.

88 Ibid. P. 32.

89 Здесь и далее текст приводится по изданию: Квинт Гораций Флакк Оды. Эподы. Сатиры. Послания. - М.: Худож. литература, 1970.

90 Ромул, по древнему преданию, был вознесен в теле, но потом, с возобладанием платонических идей, этот взгляд изменился. Так, Плутарх, грек, но римский гражданин (римское имя Плутарха было Люций Местрий) считал, что мыслить о вознесении Ромула в теле недостойно.

91 Gradel I. Emperor Worship. - P. 32, 264.

(понтифик) и консул. К 47 году до Р.Х. Юлий Цезарь, таким образом, сосредоточил в своих руках основную власть, которую народ мог воспринимать как царскую. Он пышно выходил на люди и носил одеяние красного цвета - одежду царя и Юпитера Капитолийского92. При жизни Юлия Цезаря часто сравнивали с Юпитером93. Он, однако, отказывался открыто признать себя царем. Когда его хотели венчать царской диадемой, он с притворным гневом отклонил её и велел посвятить её в храм Юпитеру Капитолийскому, а на приветствие простолюдина, именующего его царем, отвечал: «Я - Цезарь, а не царь!»94 (Светоний. Божественный Юлий. 79. 2).

До Цезаря не было людей, обладавших такой властью, какой обладал он во время своего диктаторства, поэтому и не было соответствующего поклонения. Но это не значит, что такое понятие пришло из Греции, «развратившей» умы римлян.

После битвы при Тапсе (Thapsus) в 46 году до Р.Х. Цезарю, как победителю, декретом Сената была воздвигнута статуя и колесница на Капитолии.

После битвы при Мунде в 45 году до Р.Х. в храме Квирина (Ромула, основателя Рима) Цезарю была воздвигнута статуя с надписью: «Deo invicto» -«непобедимому богу», где он опирался на сферу, изображающую мир.

На статуе (сложно сказать, на какой из двух) была надпись, которую в греческом переводе дает Кассий Дион - полубог95. Не совсем ясно, как звучал латинский оригинал, и в литературе велось много дискуссий на этот счет, а некоторые исследователи сочли решение этого вопроса бесперспективным96. D. Fishwick предложил оригинальное решение: с его точки зрения Юлий Цезарь был провозглашен единственным в своем роде полубогом - а именно, Ромулом97. Возможно, Юлий стал так называемым «сохрамовым богом» по отношению к «хозяину» храма, Квирину98 (таково было имя Ромула после обожествления).

I. Gradel исследует данный вопрос, ища ключ в соответствии греческих терминов, употребляемых Кассием Дионом, изначально латинским терминам. Сложность состоит в том, что слово «divus» изначально было полным синонимом слова «deus», но ко временам Кассия Диона слово «divus» уже было связано с культом покойного императора. Умерших великих людей, обожествленных после смерти, в Греции принято было называть «героями», а не «богами», как делали позже римляне по отношению к императорам. Поэтому Дион постоянно пишет «^рок;», если говорит о тех, кого римлянин

92 Постернак А.В. История Древней Греции и Древнего Рима. - М.: Изд-во ПСТБИ, 1999. -С. 132.

93 Weinstock S. Divus Julius. - P. 267.

94 Здесь и далее текст приводится по изданию: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Наука, 1993.

95 Fishwick D. The Imperial Cult in the Latin West. - P. 57-60.

96 Weinstock S. Divus Julius. - P. 53.

97 Fishwick D. The Imperial Cult in the Latin West. - P. 57-60.

98 Gradel I. Emperor Worship. - P. 69.

назвал бы «divus». Только при упоминании полного имени покойного императора он делает исключение и называет его «богом», например, он пишет «0ео^99 Ayoucxo^», переводя «Divus Augustus», божественный Август. «Divus» («божественный») - посмертный титул, данный Сенатом Октавиану Августу. Но у Диона возникает сложность при переводе надписи на капитолийской статуе. Если там было написано Divus Julius, то при переводе термин «герой» был несообразен: Цезарь, определенно, был тогда жив. Дион выходит из положения, переведя надпись, как «полубог»100.

В ходе начатой Юлием Цезарем календарной реформы пятый месяц (квинтилий) был назван «июлем» в его честь. Незадолго до своей смерти он получил титул «Юпитер Юлий» и статус божества - Divus Julius. Он получит декретом Сената государственного жреца своего культа (фламина), государственный храм, государственную колесницу - pulvinar - для размещения его изображения101. То есть Цезарь получил все, что имели главные боги Рима, почитание которых происходило в государственном культе.

За пределами Рима Юлия Цезаря тоже почитали как бога. Так, сохранилась надпись, сделанная в Эфесе, в 49 году до Р.Х. (при жизни Юлия Цезаря), гласящая, что города Азии почитают Гая Юлия, сына Гая, Цезаря, великого понтифика и императора, дважды консула, потомка Ареса и Афродиты (то есть Марса и Венеры), как «явленного бога» и «общего спасителя всех жизней человеческих»102.

Почести Цезарю не различались в сознании его современников на «религиозные» и «секулярные» по причине отсутствия такого различия в античном мире. Политика и религия были неразделимы; собственно, вся жизнь античного человека была пронизана религией103. Речь шла не о том, что Цезарь обладал божественной природой или был богом в абсолютном значении, как в монотеистических религиях. Речь шла о том, что власть его была бесспорной, подобно власти Юпитера. Он был богом в относительном смысле этого слова, но настоящим богом для римского менталитета104.

После этого прижизненного провозглашения богом Юлий Цезарь был жестоко убит сторонниками республики.

После смерти Цезаря его жрецом (фламином) стал его ближайший друг Марк Антоний (что высмеивает Цицерон в своей «Второй Филиппике»)105. Однако в сложной политической ситуации культ Цезаря практически игнорировался. Только в конце 43 года триумвиры возобновили культ.

99 Ferguson Е. (Ferguson Е. Bacкgrounds... - Р. 161) отмечает, что латинское слово «divus» переводится греческим словом «божественный», но на востоке империи переводилось словом «бог».

100 Gradel I. Emperor Worship. - P. 63-64.

101 Weinstock S. Divus Julius. - P. 133.

102 Klauck H.-J. The Relegious Context of Еат1у Christianity. - P. 290.

103 Ibid. P. 61.

104 Ibid. P. 72.

105 Klauck H.-J. The Relegious Context . - P. 291-292.

Здесь опять следует остановиться на терминологии. В латинском языке произошли изменения, вызванные культом императора.

Варрон и Атей, ученые римские грамматики, считали, что divi - это более общая категория, чем dii. Divi всегда были богами, а dii таковыми стали после смерти, например, dii manes, души умерших. Эту задачу Варрон решал как раз в период правления Юлия; однако грамматик Сервий через несколько столетий был удивлен, как странно употребляли древние эти слова106 - настолько к его времени divus был уже связан с умершим, обожествлённым императором107.

Итак, Юлий Цезарь был при жизни назван официально Divus, и это именование повлекло за собой смерть. Смерть была связана с провозглашением богами и двух других почитаемых римлянами людей: Ромула и Геракла.

Посмертное провозглашение Цезаря сенатом и народом римским «Divus Julius» совпало с появлением кометы во время празднований в честь нового бога, и Плиний в «Естественной истории»108 считает это явным доказательством того, что душа Цезаря была принята в сонм бессмертных. Некоторые римляне протестовали против воздаяния божественных почестей Цезарю. Однако вышедшее официальное постановление сената придало всему делу законченную законную и официальную форму109.

Культ Октавиана Августа

Император Октавиан Август после эпохи войн принес мир. Он был для покоренных им народов «спасителем» - так называли полководцев-миротворцев. Признание божественности императора, имеющее широкое подтверждение как в поэтическом материале, так и в надписях, уже имело прецеденты, в том числе в лице Юлия Цезаря, отца Августа110.

Однако Октавиан хорошо помнил, что после прижизненного провозглашения богом Юлий Цезарь был жестоко убит, что наложило суеверный отпечаток на последующее принятие государственного провозглашение императора «богом», хотя не распространялось на частный культ111.

106 Gradel I. Emperor Worship. - P. 64-66.

107 Вспомним злую шутку Каракаллы, убивающего своего брата Гету: «Пусть будет богом, лишь бы неживым!» («Sit divus, dum non sit vivus»); здесь divus - полный синоним мертвеца, так как Каракалла не собирался обожествлять Гету и предал его память проклятию, приказав стереть его имя из всех надписей.

108 Plin. Hist. nat. II. 24.

109 Ferguson Е. Васkgrounds of Early Christianity. - P. 161.

110 Август был усыновленным, то есть юридически (по римскому праву) полноправным сыном Юлия Цезаря с 44 года до Р.Х., а по крови - его внучатым племянником, сыном Гая Октавия и Аттии, дочери сестры Цезаря, но не относящимся к роду Юлиев. Усыновление дало ему возможность войти в этот, восходящий к богине Венере, род.

111 Gradel I. Emperor Worship. - Р. 112, 160-161, 343.

Имя «Август» (Augustus112) было даровано Октавиану Сенатом в 27 году до Р.Х. Это слово было древним и имело глубокие римские корни. Древний римский поэт Энний писал, что Рим был основан «августейшими авгурами» (буквально: «augusto augurio»), эту фразу цитирует Светоний в повествовании об Августе (Светоний. Август. 7. 2)113. I. Gradel114 указывает на значение слова augustus в словаре Веррия Флакка («De verborum significatu») как на синоним слова «sanctus». Итак, «augustus» может быть несколько затемнённым синонимом более прямого и ясного «divinus», «божественный».

У входа в дом Августа были посажены два лавра115 и повешен золотой дубовый венок - символ Юпитера. Сенат из-за суеверия избегал прямой интерпретации, но для поэта Овидия, который писал не официальные декреты, а стихи, она была очевидной:

По человеческим все ж именуются почестям люди, Но по Юпитеру лишь Августа имя дано. Все, что священно для нас, то у предков зовут «августейшим», Это же имя дано храмам священным у нас. Этот же корень лежит и в названье «авгурия» также, Да и во всем, для чего силу Юпитер дает. Пусть же держава вождя усиливается нашего, годы Длятся его и хранит дом ваш дубовый венок (Фасты. I. 607-612)116. Далее, в Риме были учрежден особый праздник, в честь Фортуны (Удачи) Августа, к которому были добавлены игры (Augustalia)117.

Наконец, в его честь был назван шестой месяц года - август, подобно тому, как июль был назван в честь его приемного отца, Цезаря118.

Август и провинции

Август в декретах, адресованных к провинции, называл себя divus filius - «сын божий», то есть сын Цезаря, уже возведенного в ранг бога. В провинциях в его честь возводились храмы, алтари, имелось, соответственно, жречество. Он настаивал на том, чтобы поклонение ему сочеталось с поклонением богине Роме, поэтому храмы строились для dea Roma et Augustus, но в Риме он отказался от храма, и храм был возведен для богини Ромы и

112 Греческий аналог - «оераото^».

113 Augusto augurio postquam incluta condita Roma est.

114 Gradel I. Emperor Worship. - P. 113.

115 К^ск H-J.. ТЪе Religious ^ntex!.. - Р. 299 ссылается на Alfoldi (Alfoldi A. Die zwei Lorbeerhdume des Augustus. Ant. 3. 14. - Вопп, 1973) и считает, что это - знак почитания numen императора. О numen см. далее.

116 Здесь и далее текст приводится по изданию: Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы. - М., 1973.

117 Игра, по М. Элиаде, есть символ обновления (см. далее).

118 Gradel I. Emperor Worship. - P. 112.

Божественного Юлия («dea Roma et divus Julius»). Вообще культ Августа был лишен однотипности, он варьировался в зависимости от традиций населения каждой из покоренных областей119.

С 12 года до Р.Х. Август стал вводить культ правителя и богини Ромы в западных провинциях. В клятвы был включен, наравне с богами, гений (о гении см. ниже) принцепса (то есть Августа). Он завел институты севиров (Sevires) и августалов (Augustales). Первые были нечто вроде магистратов, а вторые - аналогом сословия всадников в городах Италии120, и не связаны напрямую с культом, как жрецы (хотя ими было сделано много посвящений Августу в виде памятных надписей и алтарей)121.

Оба новых института были связаны с играми в честь принцепса и общественными делами (примерно то, что греки называли «литургиями»), не обязательно связанными с храмами. Эти институции не были напрямую связаны с богослужением Августу, но были связаны с попыткой Августа дать возможность пути для карьеры провинциалов-вольноотпущенников122.

Август также оживил и религиозный фон Рима, преобразовав Компи-тальные Лары как Лары Августа, вместе с тем введя культом своего гения (см. далее).

Считалось, что религиозные эмоции жителей запада носили политический характер123, в отличие от почитания Августа как божественного посланца небес, «сотера» на востоке империи, но это не совсем верно.

В исторической науке начала и середины XX века существовали (и кочевали из учебника в учебник) следующие мнения: что поклонение было гению императора, а не ему самому; культ провинций отличался от культа в Риме, прежде всего, тем, что культа императора Августа в Риме при его жизни не существовало. Исследования последних десятилетий не позволяют утверждать это так однозначно124.

Продолжение - в № 3 (47) - 2013

119 Bleicken J. Augustus: Eine Biographie. - Berlin, 1998. - P. 111.

120 Подобно тому, как декурионы были аналогом сенаторов (См.: Gradel I. Emperor Worship. -Р. 229-230).

121 Roemischer Kaiserkult / Ed. A. Wlosok. - Darmstadt, 1978. - P. 403-422.

122 Ferguson Е. Васkgrounds of Early Christianity. - P. 162.

123 Klauck H.-J. The Relegious Context. - P. 235.

124 Woolf G. Divinity and Power in Ancient Rome. - P. 243-259; Klauck H.-J. The Relegious Context.; Gradel I. Emperor Worship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.