Научная статья на тему 'КУКОЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК" КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБСКИХ УГРОВ'

КУКОЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК" КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБСКИХ УГРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУКЛА / КУКОЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ / ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суворова Мария Константиновна, Рашитова Светлана Фаатовна, Адамецкая Татьяна Николаевна

В данной статье представлен опыт создания кукольной композиции «Вороний праздник» на основе изучения художественных, религиозно-мифологических аспектов материальной и духовной культуры обских угров, описаны идейный замысел и последовательность технологических операций изготовления художественной куклы. Предполагается, что благодаря художественно-образным возможностям искусства куклы становится возможным сохранение и передача символического, основанного на мифологической картине мира понимания образа женщины, характерного для традиционного общества обских угров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУКОЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК" КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБСКИХ УГРОВ»

УДК 7.04

РС! 10.21661/Г-555328

Суворова М.К., Рашитова С.Ф., Адамецкая Т.Н.

Кукольная композиция «Вороний праздник» как средство сохранения и трансляции культурных ценностей обских угров

Аннотация

В данной статье представлен опыт создания кукольной композиции «Вороний праздник» на основе изучения художественных, религиозно-мифологических аспектов материальной и духовной культуры обских угров, описаны идейный замысел и последовательность технологических операций изготовления художественной куклы. Предполагается, что благодаря художественно-образным возможностям искусства куклы становится возможным сохранение и передача символического, основанного на мифологической картине мира понимания образа женщины, характерного для традиционного общества обских угров.

I

Ключевые слова: художественная кукла, кукольная композиция, культура обских угров, Вороний праздник, образ женщины.

В последнее время интерес к духовной и материальной культуре малых народов Севера очень возрос. В условиях стремительного научно-технического развития особенно остро ощущается необходимость обращения к традиционной народной культуре и искусству. Особенно значимым сегодня становится изучение роли женщины в традиционном обществе. Искусство куклы, как один из видов декоративно-прикладного искусства, предоставляет замечательные возможности для сохранения и последующей трансляции образа женщины-матери, семейных ценностей традиционной культуры коренных народов Севера посредством художественного образа. С целью раскрытия сакрального значения сущности женского образа в культуре ханты и манси была выполнена кукольная композиция «Вороний праздник». В процессе создания кукольной композиции применялись методологические принципы художественного проектирования в области декоративно-прикладного искусства, в том числе наблюдение, творческий эксперимент, стилизация.

В религиозно-мифологических воззрениях народов ханты и манси большое значение имеет богиня Калтащ, одной из ипостасей которой является ворона [2, с. 3]. Орнитоморфные символы и атрибуты богини маркируют древние представления о жизни и смерти, о душе... Образ именно этой богини наложил отпечаток на самый значимый календарный праздник, отмечаемый весной - Вороний день. Традиционные функции Калтащ как Богини-Матери закрепляют прямую связь с этим праздником, символизирующим преодоление смерти через переход от зимы к весне - возникновению новой жизни и последующей возможности ее сохранения. В религиозно-мифологической системе обских угров женский образ амбивалентен и несет в себе архетипические значения жизни и смерти. Богиня Калтащ - первая женщина на земле, прародительница

всех людей и незримая мать каждого человека. Она реализует очень важные для общества функции - организации социального миропорядка, установления норм поведения, формирования системы ценностей, что в итоге соответствует общему пониманию обережной функции богини.

Идейный замысел кукольной композиции «Вороний праздник» сложился на основе изучения обрядовой культуры обских угров, особенностей и последовательности действий участников во время празднования Вороньего дня. Ключевые фигуры празднества - женщины и дети. Основываясь на том, что исходя из мифологического сознания обских угров, богиня-ворона Калтащ отвечает за рождение и дальнейшую судьбу детей, было сформировано построение кукольной композиции. Именно мифологическая сущность образа богини Калтащ, явленной в символическом обличье птицы послужила основой для дальнейшего развития композиции.

Удачная композиция всегда предполагает наличие упорядоченных элементов, вдумчивую работу с их пропорциями, масштабом, соразмерностью... Для разработки кукольной композиции была определена необходимость создания трех кукол. Подобное решение так же строится на мифологической сакрализации чисел, где «три» выступает положительным «жизненным» числом. Кроме того, в построении относительно небольших композиций три фигуры позволяют создать целостный, устойчивый и гармоничный образ с хорошо читаемой иерархией символических значений.

Грамотное расположение фигур - основополагающая задача в разработке кукольной композиции. При разработке эскизов композиции была идея сделать образ женщины-вороны фигурой, ведущей за собой детей. Однако, образ женщины-вороны, которая своими «руками-крыльями» если не полностью, то частично

укрывала детей от опасностей внешнего мира, демонстрируя и оправдывая тем самым божественную оберегающую сущность богини Калтащ, был более выразительным и многозначным (Рис. 1). В процессе отработки образов детей было решено, что сочетание «девочка» - «мальчик» символически заключает в себе потенциальную полноту семейной и родовой жизни.

Одним из важных элементов композиции стал традиционный атрибут женского костюма ханты и манси - платок. Этот предмет настолько пластичен в преобразовании образа, что его легко использовать как подобие крыльев в раскинутых руках женщины, символизирующих птичий полет. Танцы-пантомимы, когда танцор подражает движениям птиц и животных, являются наиболее древними, сохранившими в себе архаичные тотемистические, анимистические представления. Танцы, исполняемые женщинами, отличаются плавными и мягкими движениями рук, что являлось следствием уподобления взмахам крыльев.

В процессе изучения материальной культуры ханты и манси, в частности народного костюма, было принято решение выбрать один из вариантов демисезонного женского и детского саха, которые традиционно изготавливались из облегченного по сравнению с зимним вариантом материала - оленьей шкурой. Поэтому выбор был сделан в пользу сукна. Для фигуры мальчика была выбрана народная мужская одежда, именуемая «гусь» для дальнейшего выполнения из аналогичного материала. Обязательным элементом традиционной одежды обских угров, тесно связанным со всем комплексом материальной и духовной культуры, отражающим ее специфику и своеобразие, являются съемные украшения. В случае кукольной композиции «Вороний праздник» было принято решение не перегружать композицию большим объёмом украшений, а ограничить их традиционными ложными косами.

В процессе колористического поиска за основу были взяты только естественные природные цвета, перекликающиеся с идейной составляющей кукольной композиции. Темно-синие и серые оттенки были выбраны для передачи образа женщины-вороны, для девочки - приглушенный цвет желтой охры, для мальчика - серо-зеленый цвет, приближенный к оливковому. Связующими цветовыми элементами между фигурами выступает орнамент, который повторяет цвета каждого участника композиции, формируя при этом целостность ее восприятия.

Разрабатывая декор костюмов, было принято решение не перегружать композицию большим объемом орнаментальных элементов (что свойственно обским уграм). При этом взятые за основу орнаменты - это не бессмысленный набор абстрактных знаков, а символически обоснованные орнаментальные мотивы. Например, пущенный по подолу саха фигуры женщины линейный орнамент «заячье ухо» указывает на прямую взаимосвязь с богиней Калтащ, одной из ипостасей которой является зайчиха. Подобная параллель с богиней наблюдается также в орнаментальной полосе детского саха «бегущие утята», символизирующей одну из пти-

чьих ипостасей богини Калтащ, а также указывающей на уподобление матери и детей птицам, что наглядно раскрывается в родовой практике обских угров. Образы женщины-вороны, мальчика и девочки решены со значительной долей условности в пропорциях и выступают своего рода образами собирательными. Поэтому вполне допустимы отдельные художественные вольности и упрощения и в передаче традиционного костюма обских угров (цвет, расположение орнамента и его вид).

Технологические этапы выполнения кукольной композиции «Вороний праздник»: создание кукольной болванки и роспись лица, изготовление каркаса - туловища, сборка элементов (Рис .2), пошив одежды (построение выкроек, декорирование одежды аппликацией и вышивкой бисером), создание волос, накладных кос, изготовление подставки для композиции [1]. Болванки кукол были изготовлены из отвердевающего пластика на основе целлюлозы белого цвета, что обеспечивает быстрое высыхание и относительно небольшой вес куклы. После сушки этот материал может покрываться акварельной краской, гуашью или акрилом (Рис. 3).

Кукольная композиция «Вороний праздник» может экспонироваться на тематических выставках и иных просветительских проектах, использоваться в оформлении интерьера различных культурно-досуговых учреждений, пробуждая интерес к традиционной культуре ханты и манси (Рис. 4).

Рис. 1. Эскиз кукольной композиции «Вороний праздник» в цвете

Рис. 2. Постановка кукол в позы перед креплением головы

Литература

1. Генсицкая Н. История одной куклы. Иллюстрированный курс для начинающих по изготовлению куклы из полимерных пластиков. - М.: ИД «Страница», 2004. - 104 с.

2. Кашлатова Л.В. Женский пантеон обских угров: монография. - Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2017. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.