Научная статья на тему 'Кукла и контркультурные дискурсы: маппет в социальной кинодраме'

Кукла и контркультурные дискурсы: маппет в социальной кинодраме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАППЕТ / КУКЛА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМА / "ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Спутницкая Нина Юрьевна

В статье анализируется сюжет фильма, психологические мотивировки персонажей фильма «Игрушки для взрослых» Брайана Хенсона. Автор рассматривает проблемы телесных трансмутаций и конструирования идентичности в кукольном кино, особенности представления куклы как носителя нормы и как транслятора контркультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кукла и контркультурные дискурсы: маппет в социальной кинодраме»

УДК 778.5

Кукла и контркультурные дискурсы: маппет в социальной кинодраме

Спутницкая н. ю.

Аннотация

В статье анализируется сюжет фильма, психологические мотивировки персонажей фильма «Игрушки для взрослых» Брайана Хенсона. Автор рассматривает проблемы телесных трансмутаций и конструирования идентичности в кукольном кино, особенности представления куклы как носителя нормы и как транслятора контркультуры.

Ключевые слова

Маппет, кукла, идентичность, социальная драма, «Игрушки для взрослых». Puppet and countercultural discourses: Muppets in cinema (social drama)

SPUTNITSKAYA п. Y.

Abstract

The article analyzes the plot of the film, psychological motivations of the characters of the film THE HAPPY-TIME MURDERS by Brian Henson. The author considers the problems of bodily transmutations and identity construction in puppet films, the features of the representation of the puppet as a carrier of the norm and as a translator of counterculture.

Key words

Muppet, puppet, identity, social drama, The Happytime Murders

Американский исследователь медиа, профессор Школы кино и телевидения Университета Южной Калифорнии Марша Киндер еще на заре 1990-х годов выпустила академический трактат, посвященный детским телешоу о маппетах, мультфильмам, видео и видеоиграм. Привлекая семиотический аппарат и психоаналитический инструментарий, Киндер детально анализировала природу маппетов и приходила к выводу, что идея расширения прав и возможностей детей, особенно в их когнитивном развитии,— иллюзорно, а утренние шоу служат заменителями родителей и транслируют детям потребительскую идеологию [4]. В этом свете, деконструкция ключевых мифологем детской экранной культуры 1960-90-х гг. для высказывания о социальной справедливости представлялась весьма перспективным приемом. Однако в фильме «Игрушки для взрослых» Брайана Хенсона зритель не встретит ни знаменитого лягушонка Кермита, ни Мисс Пигги — ни одного знакомого по утреннему детскому шоу персонажа вселенной маппетов. Стараясь не повторить просчеты мелодрамы Джеймса Бобина «Маппеты» 2011 года, в котором Кермит предлагал всем хорошо забытым звездам утренней детской передачи воссоединиться и устроить прощальное благотворительное шоу, собрать необходимую сумму денег и спасти знаменитую студию, авторы «Игрушек для взрослых» (The Happytime Murders) решили отойти от устоявшихся стандартов. Однако, несмотря на то, что новые маппеты призывают на помощь жанр криминальной драмы, сюжетная конструкция, так или иначе, вращается вокруг идеи возврата тряпичных кукол к былому величию и популярности, по крайней мере, в экранной реальности.

Согласно фильму в Лос-Анджелесе люди и куклы живут бок о бок друг с другом, но, несмотря на отдельные случаи удачной интеграции тряпочных созданий в социум: один из маппетов работает

ТЕЛЕКИНЕТ ISSN 2618-9313

По ходу развития действия, пока Фил отчаянно противостоит ксенофобии и людскому шовинизму, перед зрителям всплывает вся подноготная кукольной жизни. И, конечно, самыми яркими стали женские персонажи, а проблема интеграции в общество куклы авторы координируют с аналогичными проблемами социализации женщин.

Вообще, нюансы социализации кукольных персонажей на экране заинтересовали деятелей искусства на исходе 1930-х гг., когда кинематографическая техника могла позволить создавать невероятно достоверные оптические эффекты совмещения разноразмерных объектов. До сих пор филигранностью поражает исполнение одного из культовых текстов детской литературы советской эпохи Александром Птушко. В его фильме «Золотой ключик» (1939) куклы представляли собой даже не некое маргинальное сословие, но новый антропологический тип [3]. Но их борьба за социальные права и равенство с людьми, конечно, разительно отличается от борьбы американских собратьев, вышедших на экран с благословения Джима Хенсона — сына легендарного создателя маппетов, ровно через 80 лет. Куклы Северной Америки 2010-х гг. хотят не просто существовать, но пользоваться всеми привилегиями буржуазного общества, вдоволь наесться плодами мира потребления.

Любопытно, что изначально мягкие создания, так полюбившиеся детям, были рассчитаны на взрослую аудиторию. Еще задолго до триумфа шоу «Улица Сезам» и «Маппет шоу», в 1950-х, компания Джима Хенсона снимала телевизионные комедийные программы с маппетами, которые транслировались после полуночи. «Комедией «Игрушки для взрослых» мы снова обращаемся к юмору для взрослых»,— отмечает Брайан Хенсон.— «Jim Henson Company считается компанией, производящей контент для семейного просмотра, но иногда мы позволяем себе немного пошалить» [2].

Свежую апробацию рискованный подход к широко известным по детским шоу персонажам прошел в рамках серии спектаклей Хенсона «Накуклили! Без цензуры» (Puppet Up! Uncensored). Феномен маппета, его уникальность зиждется на синтетической природе конструкции куклы: перчаточная и планшетная, элементы тростевой и т.д. Поэтому даже небольшой диапазон фактур и материалов, из которых делают куклы, позволяет создавать разнообразные типажи: персонажи уникальны благодаря пластике. Поэтому при достаточно грубых драматургических изъянах, фильм подкупает рукотворностью, отличной актерской игрой кукольников. Здесь нет сложной компьютерной графики, а использован старый добрый хромакей. Одетые в зеленый костюм кукловоды прятались в нишах стола, стен, добиваясь

абсолютного слияния с кукольным персонажем в финальном кадре. Наиболее трудоемкой была сцена в джакузи: пока маппет Ларри развлекался с подружкой, попивая коктейль, исполнитель вынужден был укрываться под ванной в холодной воде. Однако именно спартанские условия съемок, подарили фильму много импровизированных элементов, веселых диалогов и весьма фривольных сцен. Словом, технически, фильм сделан безупречно, но вот концепция в целом, видится пока до конца непродуманной. Например, недостоверно решена тема гибридизации. Авторы пробуют убедить нас в возможности имплантации кукольной печени в человека — напраницу Фила. Напрасно... Куклы — не люди, но нелюди. В этом и состоит главный просчет авторов фильма. В нет ни одного по-настоящему симпатичного человеческого персонажа, и куклы тоже не отстают от «кусков мяса» (именно так в «Игрушках для взрслых» именуют соратники Фила людей).

Несмотря на все драматургические огрехи, пресноватый юмор и на немотивированное введение лесбийского брака (в кульминации выясняется, что рыжая кукла состоит в браке с бывшей возлюбленной главного героя). С одной стороны новый формат приключений кукол дает отличный повод расширить вселенную маппетов, переведя их проблемы в плоскость сугубо взрослого кино, однако убедительного высказывания о правах меньшинств, о проявлениях ксенофобии и сексизма, наложив все это на остросюжетные рельсы детектива, у авторов «Игрушек для взрослых» не получилось. Ю. Лотман очень точно выявил две ключевые интерпретации куклы, сложившейся в современном культурном сознании, «два лика куклы», одно из которых «манит в уютный мир детства, другое ассоциируется с псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью. Первое глядится в мир фольклора, сказки, примитива, второе напоминает о машинной цивилизации, отчуждении, двойничестве» [1]. Фильм Брайана Хенсона демонстрирует, как кукла теряется в условиях жесткой конъюктуры.

Литература

1. Лотман Ю. М. Кукла в системе культуры // Избранные статьи. В 3-х тт. Т. I. Таллинн: Александра, 1992. С. 377-380.

2. Пресс-материалы прокатной компании фильма.

3. Спутницкая Н. Ю. Советская школа объемного кино 1930-х гг.: от авангарда к мейнстриму // Вестник ВГИК. 2016. № 3. С. 8-18.

4. Kinder M. Playing with Power in Movies, Television & Video Games: From Muppet Babies to Teenage Mutant Ninja Turtles. University of California Press, 1991. 277 p.

Фильмография

Игрушки для взрослых (Happytime murders, 2018, Брайан Хенсон), игр. References

1. Lotman Y. M. Kukla v sisteme kul'tury [A doll in the system of culture] // Izbrannye stat'i. V 3-h t.t. T. I. Tallinn, 1992. S. 377-380

2. Press-materialy prokatnoj kompanii fil'ma [Press materials of the film].

3. Sputnitskaya N. Y. Sovetskaya shkola ob'emnogo kino 1930-h gg.: ot avangarda k mejnstrimu [The Soviet Puppet Cinema of the 1930s: from Avant-Garde to Mainstream] // Vestnik VGIK. 2016. № 3. S. 8-18.

4. Kinder M. Playing with Power in Movies, Television & Video Games: From Muppet Babies to Teenage Mutant Ninja Turtles. University of California Press, 1991. 277 p.

Filmography

Happytime murders (2018, Brian Henson), featur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.