Научная статья на тему 'Кубинская аграрная реформа 1959 года как пример комплексного государственного реформирования экономики'

Кубинская аграрная реформа 1959 года как пример комплексного государственного реформирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрная реформа / Куба / сельское хозяйство / Национальный институт аграрной реформы / Фидель Кастро / кооперативы / agrarian reform / Cuba / agriculture / National Institute for Agrarian Reform / Fidel Castro / cooperatives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Дмитрий Федорович

Целью данной статьи является анализ предпосылок, целей и итогов одного из первых преобразований революционного правительства Фиделя Кастро кубинской аграрной реформы, представленной «Законом об аграрной реформе от 17 мая 1959 года». Кубинская аграрная реформа является первым в Западном полушарии государственным преобразованием в аграрном секторе экономики, носящим социалистическую направленность. В статье производится изучение основных направлений реформы и их реализации министерством сельского хозяйства Кубы и Национальным институтом аграрной реформы (INRA), определяется влияния аграрной реформы на социально-экономическое и политическое развитие Кубы, в первые годы аграрной реформы. Реформу 1959 года можно рассматривать как один из примеров комплексного государственного реформирования аграрного сектора экономики и социальной сферы в Новейшее время. Опыт кубинского правительства по-прежнему может быть актуален при проведении преобразований в аграрном секторе экономик многих развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to analyse the background, objectives and results of one of the first transformations of Fidel Castro›s revolutionary government, the Cuban Agrarian Reform, represented by the Agrarian Reform Law of 17 May 1959. The Cuban agrarian reform is the first socialist agrarian transformation in the Western hemisphere. The article examines the main directions of the reform and its implementation by the Cuban Ministry of Agriculture and the National Institute of Agrarian Reform (INRA), defines the impact of the agrarian reform on social, economic and political development of Cuba in the early years of agrarian reform. The 1959 reform can be regarded as one of the examples of comprehensive state reform of the agrarian sector of the economy and the social sphere in modern times. The experience of the Cuban Government can still be relevant to the transformation of the agrarian sector of the economies of many developing countries in Asia, Africa and Latin America.

Текст научной работы на тему «Кубинская аграрная реформа 1959 года как пример комплексного государственного реформирования экономики»

Кубинская аграрная реформа 1959 года как пример комплексного государственного реформирования экономики

Корнилов Дмитрий Федорович

Ученик

Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» (Ижевск, Россия)

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является анализ предпосылок, целей и итогов одного из первых преобразований революционного правительства Фиделя Кастро - кубинской аграрной реформы, представленной «Законом об аграрной реформе от 17 мая 1959 года». Кубинская аграрная реформа является первым в Западном полушарии государственным преобразованием в аграрном секторе экономики, носящим социалистическую направленность. В статье производится изучение основных направлений реформы и их реализации министерством сельского хозяйства Кубы и Национальным институтом аграрной реформы (ГОКА), определяется влияния аграрной реформы на социально-экономическое и политическое развитие Кубы, в первые годы аграрной реформы. Реформу 1959 года можно рассматривать как один из примеров комплексного государственного реформирования аграрного сектора экономики и социальной сферы в Новейшее время. Опыт кубинского правительства по-прежнему может быть актуален при проведении преобразований в аграрном секторе экономик многих развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Ключевые слова: : аграрная реформа, Куба, сельское хозяйство, Национальный институт аграрной реформы, Фидель Кастро, кооперативы.

ANNOTATION

The purpose of this article is to analyse the background, objectives and results of one of the first transformations of Fidel Castro>s revolutionary government, the Cuban Agrarian Reform, represented by the Agrarian Reform Law of 17 May 1959. The Cuban agrarian reform is the first socialist agrarian transformation in the Western hemisphere. The article examines the main directions of the reform and its implementation by the Cuban Ministry of Agriculture and the National Institute of Agrarian Reform (INRA), defines the impact of the agrarian reform on social, economic and political development of Cuba in the early years of agrarian reform. The 1959 reform can be regarded as one of the examples of comprehensive state reform of the agrarian sector of the economy and the social sphere in modern times. The experience of the Cuban Government can still be relevant to the transformation of the agrarian sector of the economies of many developing countries in Asia, Africa and Latin America.

Keywords: agrarian reform, Cuba, agriculture, National Institute for Agrarian Reform, Fidel Castro, cooperatives.

Кубинская революция 1959 года и последующие за ней преобразования правительства Фиделя Кастро, способствовавшие созданию первого в Западном полушарии социалистического государства, по-прежнему являются объектами многочисленных дискуссий. Безусловно, среди преобразований революционного правительства велика роль кубинской аграрной реформы 1959 года, являющейся первой в западном полушарии аграрной реформой с социалистической направленностью, реформой кардинально изменившей структуру и характер кубинского сельского хозяйства, оказавшей существенное влияние на социально-экономическое и политическое развитие Кубы [6, с. 69]. Стоит отметить, что реформа 1959 года является лишь начальным этапом преобразований аграрного сектора Куба. Второй закон об аграрной реформе 1963 года, сокративший максимальный размер земельного участка до 67 га, является прямым продолжением «Закона об аграрной реформе от 17 мая 1959 года» (далее - «Закон...»). Последующая государственная политика, направленная на постепенный рост государственного и кооперативного землевладения, за счет сокращения размеров и количества частных земельных владений, прямо вытекает из целей, закладываемых революционным правительством в «Закон...».

Основными источниками, использованными при написании данной статьи, являются: непосредственно сам «Закон об аграрной реформе от 17 мая 1959 года» [1]; речи вождей кубинской революции посвященные аграрной реформе и другим революционным преобразованиям, а именно речи братьев Кастро и Эрнесто (Че) Гевары [5; 8; 11]. Важную роль в оценке предпосылок, хода и результатов реформы, играют статистические источники - сельскохозяйственные переписи, отчеты министерства сельского хозяйства Кубы. В оценке направлений и хода реформы, особую роль играет монография, активного участника тех преобразований, вице-президента Национального института аграрной реформы Антонио Нуньеса Хиненеса «Аграрная реформа на Кубе. Краткий исторический очерк» [3]. Автором обосновываются причины начала реформы, анализируется ее ход, резюмируются ее результаты, определяется значение реформы в кубинской истории.

Предпосылки к проведению аграрной реформы на Кубе. До 1959 года Куба представляла собой слаборазвитую аграрную страну. Единственным относительно развитым сектором кубинской экономики была сфера обслуживания. Сахарный тростник, главенствующая монокультура Кубы, и производимый из него сахар являлись основой кубинского экспорта [2]. Развитие аграрного сектора Кубы тормозилось наличием крупных земельных владении — латифундий. Данные сельскохозяйственной переписи 1946 года свидетельствуют о крайне высокой концентрации земли в руках небольшого количества собственников, при малоземелье подавляющей части крестьян. Перепись показывала, что «2336 хозяйств владели 317 000 кабальерий (кабальериа - земельный надел, равный 13,5 га.) земли, то есть 1,5 % землевладельцев принадлежало 46 % обрабатываемой земли в стране, в то время как 111 000 хозяйств с максимумом земли в 2 кабальерий владели в общем 76000 кабальерий, то есть 70 % хозяйств владели менее 12 % обрабатываемой земли. Кроме того, имелось огромное количество хозяйств - около 62 000, владевших менее 3/4 кабальерий земли» [3, с. 33-34]. Примечательно, что 63 % крестьян не имели собственных земельных участков и были вынуждены арендовать её у латифундистов на различных условиях. Широкое распространение имели такие полуфеодальные формы эксплуатации крестьянства, как издольщина (за аренду земли крестьянин платил деньгами или отдавал от 20 до 70 % своего урожая) и пеонаж (система кабального труда, основанная на долговой зависимости крестьян или сельскохозяйственных рабочих от помещиков) [6, с. 69]. Сельскохозяйственные рабочие, работавшие на латифундистских плантациях и сахарных заводах не имели социальных гарантий и безопасных условий труда, получали крайне низкую заработную плату. Не лучшим было и положение рабочих, работавших на плантациях и предприятиях иностранных компаний. Сезонность сборов сахарного тростника способствовали формированию массовой сезонной безработицы сельскохозяйственных рабочих, занимающихся только сбором сахарного тростника, в остальное время перебивающихся случайными заработками. Малоземелье большинства крестьян, массовая сезонная безработица, обрекали значительную часть населения на нищету, что делало недоступным для него ни медицину, ни образование. По этой же причине в большинстве кубинских провинций не было развитой сельскохозяйственной и мелиорационной инфраструктуры, большинство дорог были грунтовыми, что делало их непроходимыми в сезон дождей [3, с. 33].

До революции 1959 года практически все отрасли кубинской экономики находились в сфере непосредственных интересов США [7, с. 115-116]. Сельское хозяйство не являлось исключением. Американские компании контролировали свыше половины производства кубинского сахара, более 90 % электроэнергетики, 2/3 табачной промышленности. Вывоз прибылей американских компаний

превышал ввоз их капитала на Кубу. Экономическая зависимость от экспорта в США значительно тормозила самостоятельное развитие кубинской экономики [Там же, с. 116]. В совокупности, 3/4 земельного фонда Кубы принадлежало американским компаниям и местным латифундистам. Им же принадлежали и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, где трудились по найму около 0,5 миллионов сезонных рабочих (население Кубы в 1958 году 6,6 миллионов). Вице-президент Национального института аграрной реформы Антонио Нуньес Хиненес писал: «Основная масса сельского населения дореволюционной Кубы — это безземельные и малоземельные крестьяне, жившие в условиях крайней нищеты. Социальные последствия такого положения очевидны: ужасающая картина экономической отсталости, нищета, разорение и небывалый рост заболеваемости, которые никогда не могли быть точно отражены в статистических данных» [3, с. 33]. Все это обусловливало особую остроту аграрного вопроса, делая его решение первостепенной задачей нового революционного правительства. Поэтому, уже 17 мая 1959 года в лагере Ла-Плата, где во время освободительной войны находилось командование повстанческой армии, революционное правительство провозгласило Закон об аграрной реформе [Там же, с. 33].

Цели и направления аграрной реформы. Решение вышеперечисленных социально-экономических проблем можно считать главной целью кубинской аграрной реформы. На необходимости развития собственного сельскохозяйственного сектора, усовершенствовании методов ведения сельского хозяйства, кардинальном повышении уровня жизни жителей села, наделении землей тех, кто непосредственно ее обрабатывал, в своих выступлениях делали упор вожди революции - Фидель Кастро и Эрнесто Гевара [8, с. 43-44]. Помимо решения этих задач, являющихся главными целями кубинской аграрной реформы, можно выделить еще несколько целей, преследуемых революционным правительством при ее проведении. Одна из них - необходимость увеличения разнообразия производимых сельскохозяйственных культур. Сахарный тростник был основным предметом кубинского экспорта, большая часть его поставок приходилась на США. Также в США же закупалась большая часть необходимой для жизнеобеспечения Кубы продукции [3, с. 36]. В условиях стремительно ухудшающихся кубино-американских отношений возникала необходимость самообеспечения государства основными продовольственными товарами, а также расширение продукции своего экспорта, чтобы менее зависеть от колебания цен на мировом рынке. Решить эту проблему должно было создание большого количества кооперативов. К 1962 году планировалось создать более 600 кооперативов по производству сахара. Объединяя более 200 тысяч сельскохозяйственных рабочих, кооперативы должны были не только значительно сократить число безработных, но и создать прочную основу развития национальной экономики. Каждый такой кооператив по производству сахара наделялся участком в 100 кабальерий земли, из которых 70 кабальерий отводилось под сахарный тростник, а остальная площадь должна была использована для выращивания различных сельскохозяйственных культур: риса, маниоки, хлопка, ямса, кукурузы. Бывшие сахарные латифундии должны были разделены между кооперативами, в которые входили от 200 до 300 сельскохозяйственных рабочих. Данные кооперативы, занимаясь выращиванием и уборкой сахарного тростника, виноградарством, должны были также разводить и другие культуры с тем, чтобы разнообразить продукцию страны. Для этой цели планировалось передать в их распоряжение лучшие из пустующих и резервных земель Кубы, составляющие 200000 кабальерий [Там же, с. 34].

Еще одной целью реформы можно считать необходимость ослабления национальной буржуазии, большую часть, которой составляли латифундисты. Хиненес писал: «Революционное правительство повело наступление на крупный национальный капитал, занимавший враждебные революции позиции и пытавшийся дезорганизовать экономику страны» [Там же, с. 36]. Действительно, конфискация крупных земельных владений должна была лишить латифундистов основного источника доходов и нанести им значительный имущественный ущерб. Все это должно было значительно ослабить экономическое могущество «национальной буржуазии» и, тем самым окончательно лишить ее влияния на экономическую и политическую жизнь Кубы. Экспроприация земельных владений иностранных компаний (преимущественно американских), также должна была способствовать укреплению суверенитета страны, ведь тем самым иностранные государства лишались повода вмешиваться, под предлогом защиты интересов своих компаний, во внутренние дела революционной Кубы. Перед кубинским руководством всегда стоял достаточно «свежий» пример Гватемалы, где одной из главных причин контрреволюционной интервенции 1954года США и егосателлитов (Никарагуа иДоминиканской Республики) была защита интересов американской монополии United Fruit Company. Интервенция привела к свержению демократически избранного правительства Хакобо Арбенса и установлению в

стране военной диктатуры полковника Армаса [9, с. 90-129]. Наконец, еще одним направлением аграрной реформы можно считать е идеологическую составляющую. «Законом...» фактически ликвидировался эксплуататорский класс латифундистов. Их земельные владения распределялись между крестьянами и сельскохозяйственными рабочими, то есть отдавались тем, кто непосредственно обрабатывал землю. «Закон.» фактически запрещал трудовые контракты и полуфеодальные формы, господствовавшие ранее в кубинском сельском хозяйстве, такие как батрачество, рента, издольщина. Тем самым ликвидировалась эксплуатация человека человеком. Своими действиями кубинское руководство должно было показать, что его симпатии полностью на стороне крестьянства и рабочего класса, что новая государственная политика отныне будет ориентирована на широкие народные массы, а на узкую клику эксплуататоров-латифундистов [11, с. 30]. Принимая «Закон.» революционное правительство рассчитывало повысить свой авторитет среди той части крестьян и сельскохозяйственных рабочих, которые поддерживали его ранее, а также заручиться поддержкой остальной части крестьянских масс.

Таким образом, основными целями «Закона.» можно считать: решение широкого спектра социально-экономических проблем кубинской деревни, необходимость повышения разнообразия производимой сельскохозяйственной продукции и самообеспечения страны основными продуктами питания, ослабление национальной буржуазии посредством лишения ее обширных земельных владений, ослабление влияния иностранных государств (США) на внутреннюю политику Кубу, посредством экспроприации земельных владений и собственности иностранных сельскохозяйственные компаний, повышение авторитета революционного правительства среди крестьян и сельскохозяйственных рабочих.

Ход и результаты реформы. По Закону об аграрной реформе от 17 мая 1959 устанавливался определенный предел земельной площади, которым мог владеть один человек или юридическое лицо. Данный предел означал фактический конец системы латифундий и ликвидацию всех плантаций и крупных земледельческих хозяйств. Земли свыше установленного максимума экспроприировались и, наряду с конфискованными землями иностранных монополий передавались тем, кто их обрабатывал — малоземельным крестьянам-арендаторам, издольщикам, пекаристам (крестьянам, селившимся на государственных землях), сельскохозяйственным рабочим. Максимальный надел на 1 хозяйство устанавливался в 30 кабальерий (1 кабальерия равна 13,42 га), a для скотоводческих хозяйств - до 100 кабальерий. Каждый крестьянин получал бесплатно 2 кабальерий земли (27 га) и мог выкупить у государства в рассрочку ещё до 5 кабальерий (до 400 га) тех земель, которые он ранее обрабатывал. Суммарно в распоряжение государства переходило порядка 80 000 кабальерий земли. Из них около 50 000 кабальерий земли переходило в распоряжение кооперативов по производству сахара, остальные 30000 кабальерий земли передавались единоличным крестьянским хозяйствам [3, с. 37]. Закон устанавливал, что земли могут передаваться только кубинским гражданам, владения иностранных, преимущественно американских, монополий конфисковывались. Для проведения аграрной реформы формировалась соответствующая организация - Национальный институт аграрной реформы (Instituto Nacional de Reforma Agraria, далее - INRA). INRA предоставлялись все необходимые полномочия и средства для ее деятельности.Вобязанностиинститутавходилообеспечениекрестьянсельскохозяйственнымиорудиями, удобрениями, семенами, субсидиями, технической помощью, а также организация здравоохранения и просвещения в крестьянской среде [Там же, с. 38]. Одной из основных задач деятельности INRA была поставлена организация кооперативных крестьянских хозяйств. Кооперативы - частные объединения крестьян, по совместной обработки земли и продажи продукции. Кооперативы создавались как на частных, так и на государственных землях. Первоначальной формой таких объединений являлись кредитно-сбытовые кооперативы. С 1961 года на основе таких кооперативов стали организовываться товарищества и сельскохозяйственные общества, представлявшие собой хозяйства производственного типа, с разных уровнем обобществления земельных участков и сельскохозяйственного инвентаря. Помимо крестьянских кооперативов, также создавались хозяйства с государственной собственностью на землю и сельскохозяйственный инвентарь. На землях сахарно-тростниковых, животноводческих, табаководческих, рисоводческих латифундий организовывались народные имения (гранхи), сахарные кооперативы, государственные хозяйства. Все образцово организованные животноводческие хозяйства и сахарно-тростниковые плантации не подлежали разделу, а переходили в руки государства для создания государственных народных имений или кооперативов [7, с. 202].

Приводились в жизнь и планы связанные с развитием в сельской местности острова медицины и образования. Государство не только содействовало крестьянам в строительстве новых жилых домов, но и фактически с нуля, создавало сеть сельских больниц, школ, магазинов, организовывало станции

сельскохозяйственных машин. Хиненес писал: «Деятельность ШКА отнюдь не ограничивается созданием кооперативов на конфискованных землях, она включает и другие очень важные стороны общественной жизни. На основании решения революционного правительства от 15 марта 1960 года, в целях быстрого и лучшего решения серьезной жилищной проблемы кубинского крестьянства был создан департамент строительства крестьянских жилищ. План этого департамента на 1960 год предусматривает строительство 10 000 домов, а также строительство в каждом поселке школы, народного магазина и общественных зданий. Кроме того, за год своего существования ШКА уже построил 1215 школ, рассчитанных на 150 000 учащихся, 1000 центров по ликвидации неграмотности, в которых работают 1200 учителей; открыто 50 диспансеров, обслуживающих 100 000 пациентов, которым бесплатно предоставляются лекарства и т. д. Все это составляет содержание аграрной реформы» [3, с. 39]. В задачи деятельности ШКА входило расширение площади обрабатываемых сельскохозяйственных земель. Для этих целей ШКА использовало для посевов земли, ранее покрытые, кустарником, осушало болота, превращая те в плодородные земли. Совместно с министерством сельского хозяйства ШКА проводило дороги в горах, строило образцовые кооперативные поселки, распределяло между кооперативами сельскохозяйственные машины, заселяло лесные районы острова. Только в первый год реформы революционное правительство Кубы, в целях помощи кубинскому крестьянству, выделило на проведение аграрной реформы 131 427 880,53 песо [Там же, с. 40]. Производимые преобразования давали свои результаты - площадь обрабатываемых неуклонна росла. К 1964 году в стране насчитывалось около 9 миллионов гектар пригодных для возделывания земель, что составляло 80 % всей ее территории; из них около 1/3 обрабатывалось кооперативами и частными крестьянскими хозяйствами (до 1959 обрабатывалась лишь 1/5 удобных земель) и около 1/3 находилось под пастбищами [4, с. 19]. Государство всячески способствовало и повышению разнообразия производимой сельскохозяйственной продукции, механизации сельского хозяйства. Для механизации выращивания и сбора сахарного тростника, кофе, табака кооперативами и государственными народными имениями создавались станции сельскохозяйственных машин, закупленных в СССР. Уже к концу 1965 года на Кубе использовалось 750 тростниковоуборочных комбайнов и более 3,5 тысяч машин-погрузчиков, сконструированных советскими специалистами [7, с. 203]. Было предусмотрено создание сети водохранилищ и ирригационных каналов, преимущественно в западной части Кубы, где реки маловодны, а ресурсы подземных вод сильно ограничены. В долине реки Кауто были начаты крупные мелиоративные работы, которые должны были обеспечить окрестные земли необходимыми водными ресурсами в сухой сезон, а также предохранить их от наводнений в сезон дождей. Для реализации этих целей, в 1962 году был создан Институт водных ресурсов. Данные меры в несколько раз увеличили площадь орошаемых земель на острове.

Министерством сельского хозяйства и ШКА предпринимались меры для повышения урожайности сахарного тростника - главной сельскохозяйственной культуры страны, приносившей стране 2/3 дохода всего аграрного сектора страны. Для реализации этих целей предусматривались: обновление плантаций через каждые 5 лет, улучшение состава сортов, выведение наиболее плодородных сортов, ежегодное удобрение почв, предпринимались многие другие меры позволяющие повысить урожайность. Во всех сахаропроизводящих хозяйствах вводилась механизация уборочных работ. Повышались площади, отводимые под посадку других продовольственных и технических культур. Расширялись посадки табака, важной экспортной культуры Кубы. В 1965 году плантациями табака было занято почти 70 тысяч гектар, сбор составил более 47,6 тысяч тонн [4, с. 20]. Государство стало активно развивать выращивание хенекена и хлопчатника. В 1963 году по производству хенекена, сбор которого составил 10,7 тысяч тонн, Куба заняла второе место в мире. Площадь, занятая посадками хлопчатника в 1963 году, составила 14 тысяч нектар, общий сбор - более 11,5 тысяч тонн. Увеличился сбор и основной продовольственной культуры Кубы — риса, сбор которого покрыл выросшие потребности населения. После 1959 года возрос сбор овощей (главным образом томатов, лука, огурцов) и корнеклубнеплодов — маниоки, маланги, картофеля, батата, ямса. Большие перспективы на Кубе получило производство фруктов, главным образом цитрусовых, бананов и ананасов, а также кофе и какао. По сравнению с 1946 годом их сборы выросли в несколько раз [Там же, с. 20-22].

Куба, сумев самообеспечить себя необходимыми продовольственными товарами, прекратила импорт продукции из США, ранее закупавшимся на сумму более 40 миллионов долларов [3, с. 40]. Заменой американскому рынку сахара послужил рынок СССР и стран Восточной Европы (главным образом ГДР и ЧССР), ставших закупать кубинский сахарный тростник и готовый сахар по ценам выше общемировых [9, с. 487]. Полученные от продажи сахара средства шли на закупку в Советском союзе

и странах социалистического лагеря сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования остро необходимых кубинскому правительству для осуществления необходимых преобразований в сельском хозяйстве и промышленности. Уже к 1963 году поставки сахарного тростника и фруктов на рынок стран социалистического лагеря количественно сравнялись с дореволюционными поставками аналогичных товаров на рынок США [Там же, с. 487-489].

Аграрная реформа радикальным образом изменила социальные отношения. Ликвидировался эксплуататорский класс помещиков-латифундистов. На Кубе оставалось два общественно-экономических уклада: социалистический, представленный рабочим классом города и деревни, и мелкотоварный, охватывающий трудящиеся крестьянство, начала формироваться новая интеллигенция из рабочих и крестьян [10, с. 15-16].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: аграрная реформа правительства Фиделя Кастра представляла собой целый комплекс преобразований, охватывающих не только аграрный сектор экономики, но и сопутствующие ему отрасли промышленности, сферы образования и здравоохранения. На момент издания «Закона.» на «острове свободы» сложились существенные социально-экономические предпосылки аграрной реформы, игнорировать которые было невозможно. Благодаря «Закону.» в кубинской деревне произошли кардинальные изменения. Бывшие бедняки-арендаторы и другие безземельные и малоземельные крестьяне получили желанную землю и превратились в мелких и средних землевладельцев. Значительно вырос их уровень жизни, впервые кубинский крестьянин получил доступ к медицине и образованию. Начался процесс создания крупных государственных и кооперативных хозяйств, механизации сельского хозяйства. Аграрная реформа способствовала повышению разнообразия и объема выращиваемых на Кубе продовольственных и технических культур, что позволило государству перейти на самообеспечение и прекратить импорт продуктов питания из США. Ликвидация класса латифундистов и владений иностранных монополий укрепила национальный суверенитет Кубы. Изменился и внешнеторговый оборот страны - Куба перестала быть зависимой от экспорта сахарного тростника в США, начался постепенный переход на рынки СССР и стран Восточной Европы. Таким образом, аграрную реформу 1959 года можно назвать успешным комплексным преобразованием аграрного сектора экономики и социальной сферы, доказывающим эффективность планового государственного реформирования отдельных отраслей экономики.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Law of the Republic of Cuba "Ley de Reforma Agraria de 17 de mayo de 1959" Интернет-ресурс Juriscuba.com [Офиц. сайт]. URL: http://juriscuba.com/organismos-estatales-2/agricultura/resolucion-no-376/ (дата обращения: 29.О6.2О22)

2. Большая Советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс] URL: http://niv.ru/doc/ encyclopedia/bse/articles/6450/kuba-gosudarstvo.htm (дата обращения: 29.О6.2О22)

3. Нуньес Хиненес, А. Аграрная реформа на Кубе. Краткий исторический очерк. M., 196О. - С. 33 - 34, 36 - 4О.

4. Вальдес, Х.К. Национальная экономика: краткие итоги критического десятилетия //Латинская Америка, - 2ОО3. - № 1. - С. 17-3О.

5. Кастро Ф. Речи и выступления. M.: Изд-во иностранной литературы, 196О. 576 с.

6. Косичев, Л.А. Кубинский очаг Хемингуэя //Латинская Америка, 1994. - № 12. - С. 69-74.

7. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса АМ., Пономарева Mb. - M.: - 2ОО4. - 256с.

8. Статьи, выступления, письма / Эрнесто Че Гевара; [пер. с исп. Е. Вороновой]. - M.: Культур. Революция, 2ОО6. - С. 43-44

9. Платошкин, Н.И. Че Гевара. -M.: Mолодая гвардия, 2О17. 699 с.

10. Диас, Э. Кубинский социализм и его этические установки в условиях глобализации // Латинская Америка, - 2003. - № 1. - С. 6-16.

11. Кастро Р. Революционное послание Кубы // Героическая Эпопея. От Монкады до Плайя-Хирон. -М.: Политиздат, 1978. - С. 27-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.