ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 338.001.36 001: 10.24411/2587-6740-2019-12019
ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ И АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА
Е.С. Попова, Е.С. Киевская
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
Вопросы владения сельскохозяйственными землями в Латинской Америке всегда мотивировали народ на протестные движения. Проведение аграрных реформ в странах Латинской Америки всегда было и остается стратегическим государственным вопросом для решения таких проблем, как ликвидация бедности и безработицы в сельских районах, вынужденного перемещения сельских жителей в города, нерационального использования и неиспользования сельскохозяйственных земель, ликвидации крупных латифундистов, незаконного оборота наркотиков, продовольственного вопроса и т.д. Статья посвящена изучению владения землей в латиноамериканских странах, а также аграрным реформам, проводимым в указанных странах. Проанализированы отдельные тенденции в современной аграрной структуре стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В предложенном исследовании обращается внимание на неоднородность аграрных реформ, проводимых в латиноамериканских странах. Проведенные аграрные реформы классифицированы на три группы. В статье проанализировано соотношение концентрации сельскохозяйственных земель в мелких хозяйствах и определен индекс такой концентрации (ОМ!). Проведенный анализ показал, что реформирование аграрного сектора в странах Латинской Америки и Карибского бассейна не привело к ожидаемым результатам.
Ключевые слова: Латинская Америка, аграрная реформа, владение землей, сельскохозяйственные земли, аграрный закон, аграрный сектор, сельскохозяйственные культуры.
Аграрная структура стран Латинской Америки и Карибского бассейна (далее — ЛАК) считается одной из самых несправедливых в мире. С первых лет завоевания латиноамериканского континента и вплоть до ХХ века владение землей связывалось с богатством и властью. К обширным колониальным владениям, предоставленным испанским и португальским завоевателям, религиозным орденам и должностным лицам испанской короны, были добавлены земли, которые были предоставлены в качестве награды офицерам и солдатам армий, победивших в войнах за независимость. Впоследствии превратности бурной политической жизни различных латиноамериканских стран породили новые группы власти и новых землевладельцев.
Аграрная реформа представляет собой комплекс политических, экономических, социальных и законодательных мер, используемых с целью изменения структуры земельной собственности. Проводимые в латиноамериканских странах аграрные реформы всегда направлены на решение двух взаимосвязанных проблем: концентрация собственности на землю у узкого круга населения и низкая производительность сельскохозяйственного производства.
В первой половине ХХ века в большинстве стран Латинской Америки в сельской местности преобладала система латифундий, то есть концентрация земель в руках крупных собственников, с ее посредниками, дольщиками или арендаторами; кроме крупных землевладений имели место и мелкие семейные хозяйства.
Начиная с колониальной эпохи, к огромным площадям земель, предназначенным для разведения крупного рогатого скота, и которые в большинстве своем не использовались, были добавлены плантации таких тропических культур, как кофе, какао, сахарный тростник.
С середины ХХ века началось массовое внедрение иностранных компаний (в основном американских) на латиноамериканские земли, которые взяли под свой контроль выращивание таких культур, как бананы, сахарный тростник. В меньшей степени иностранные компании в тот период владели землями для разведения крупного рогатого скота, однако владение такими землями было важно для их территориального расширения [6].
Во многих странах ЛАК сельское население превышало 50% от общей численности населения. Изоляция, неграмотность и эндемич-ность сельского населения, отсутствие электричества и систем питьевого водоснабжения, а также нездоровое жилье были характерны для сельских районов практически всех латиноамериканских стран.
С начала ХХ века в странах ЛАК предпринимались неоднократные попытки проведения аграрных реформ. Как отмечается в литературе, латиноамериканские аграрные реформы, проведенные в прошлом веке, можно очень схематично классифицировать по трем подгруппам:
• реформы, проведенные в результате революционных процессов, возникшие в результате аграрных революций;
• реформы, проведенные в результате институциональных преобразований, в ходе которых произошло распределение значительной части земель среди безземельных крестьян;
• поверхностные реформы, которые ограничились отдельными вмешательствами государства в структуру распределения собственности на землю [5].
Аграрные реформы, осуществленные в результате революционных преобразований в Мексике (1910-1917 гг.) и в Боливии (1953 г.), а также институциональные преобразования в аграрном секторе, осуществленные в Гва-
темале, Чили, Перу, Никарагуа и Сальвадоре, привели к значительным изменениям в показателях концентрации собственности на землю, а именно, произошел существенный переход земель от крупных землевладельцев к крестьянским семьям.
Аграрное реформирование в таких странах, как Бразилия, Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Гондурас, Доминиканская Республика и Парагвай, носило поверхностный характер, поскольку главной целью аграрной реформы является повышение уровня жизни крестьянского населения не только путем распределения земель, но и путем оказания технической, материальной и профессиональной поддержки, предоставления образовательных услуг (создание школ и специализированных аграрных образовательных учреждений), создания инфраструктуры (строительство дорог, электрификация, водоснабжение), доступа к льготным кредитам и рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции. В рамках аграрных реформ в указанных странах не только не произошло существенного изменения концентрации земельной собственности, но и не была достигнута главная цель аграрной реформы — повышение уровня жизни крестьян и производительности их труда. Большинство аграрных программ в этих странах были спонсированы Соединенными Штатами Америки в рамках так называемой программ «Альянс за прогресс», целью которой было создание группы средних фермерских хозяйств как противовеса большой группе традиционных мелких фермерских хозяйств и крупных земельных латифундий.
Очевидная «забота» правительств США и указанных стран Латинской Америки состояла в том, чтобы не допустить распространения «вируса» кубинской революции на континенте. Результаты этих псевдореформ были очень незначительными, однако такой результат аграр-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
ных реформ не помешал им создать обширную бюрократию в этих странах, совершенно неспособную предоставить техническую и финансовую поддержку, необходимую для надлежащего развития сельскохозяйственных производств, возникших в результате таких аграрных реформ [5].
Кроме того, одной из проблем аграрных реформ в латиноамериканских странах является
Аграрные законы в
вопрос отсутствия правового регулирования владения землей. Так, в странах Карибского бассейна и Центральной Америки наблюдается отсутствие права собственности на землю. Это обстоятельство влияет на инвестиции и доступ к кредитам, порождает социальные конфликты, влияет на надлежащее управление природными ресурсами и, помимо прочих ограничений, препятствует составлению
Таблица 1
Страна Годы Законы
Аргентина ' В Аргентине аграрная реформа никогда не проводилась, учитывая, что большая часть земельной собственности этой страны является продуктивной, а демографическое давление на сельское хозяйство минимально.
Боливия 19БЗ Аграрный закон от 2 августа 1953 г.
Бразилия 19ЗБ Аграрный закон отсутствует, начало реализации аграрной реформы относится к 1985 г.
Колумбия 19ЗБ 19Б1 197З 19ЗЗ 1994 Закон от 30 декабря 1936 г. относительно режима земель. Закон от 13 декабря 1961 г. относительно социальной земельной реформы с последующими изменениями, внесенными Законом № 1 от 26 января 1968 г., Законом № 4 от 29 марта 1973 г. и Законом № 30 от 3 ноября 1988 г. Закон № 41.479 от 5 августа 1994 г., установивший субсидию для покупки земель.
Куба 19Б9 19БЗ Первый аграрный закон от 17 мая 1959 г. Второй аграрный закон от 3 октября 1963 г.
Чили МБ! 19Б7 Аграрный закон 1962 г. № 15.020, измененный Законом 1967 г. № 16.440, действовавший до 1974 г.
Коста Рика 19Б1 Закон о земле и колонизации № 2825 от 14 октября 1961 г.
Сальвадор 19З0 Базовый аграрный Закон от 5 марта 1980 г.
Эквадор 19Б4 197З Закон о земле и колонизации от 11 июля 1964 г. Закон об аграрной реформе и колонизации 1964 г., измененный Аграрным законом № 410 от 15 октября 1973 г.
Гватемала Аграрный закон № 900 от 17 июня 1952 г.
Гондурас 197Б 1992 Первый Аграрный закон № 2 от 29 сентября 1962 г. Второй Аграрный закон от 14 января 1975 г. Закон о модернизации и развитии аграрного сектора от 5 марта 1992 г.
Мексика 191Б 1917 1971 1992 201З Первый аграрный закон от 6 января 1915 г. В 1917 г. была принята Конституция Мексики, в которой (ст. 27) была закреплена на конституционном уровне возможность перераспределения земель. Федеральный закон об аграрной реформе от 16 апреля 1971 г. Аграрный закон от 6 января 1992 г. Согласно данному закону крестьяне-общинники (эхидос) получили право собственности на землю. Они могли продавать свои наделы другим членам общины, сдавать в аренду, использовать их совместно с посторонними лицами. За общиной оставались контрольные функции и собственность на коллективные неделимые земли. Целью реформы являлось создание активного рынка земли, содействие эффективному использованию ресурсов и стимулирование инвестиций в сельское хозяйство, создание крепких фермерских или ассоциированных хозяйств капиталистического образца при вытеснении неконкурентоспособных мелких хозяйств и разрушении общинности. Новый Аграрный Закон от 25 апреля 2018 г.
Никарагуа 19З1 19902000 Аграрный закон № 782 от 2 мая 1981 г. принят после сандинистской революции. В период с 1990 по 2000 гг. был принят ряд законов в целях разрешения проблемы земельной собственности.
Панама 19Б2 Закон № 37 от 21 сентября 1962 г., утвердивший Аграрный кодекс страны.
Парагвай l00l 200З Закон № 1863 от 30 января 2002 г., утвердивший Аграрный статут. С 2008 г. крестьянские организации ведут борьбу за проведение аграрной реформы в стране.
Перу 19БЗ 19Б4 19Б9 В 1963 г. был принят Закон об основах аграрной реформы. Закон об аграрной реформе от 21 мая 1964 г. Закон № 17716 от 24 июня 1969 г.
Доминиканская Республика 1972 Аграрный закон № 314 от 19 апреля 1972 г.
Уругвай В Уругвае аграрная реформа никогда не проводилась, учитывая, что большая часть земельной собственности этой страны является продуктивной, а демографическое давление на сельское хозяйство минимально.
Венесуэла 19Б0 2001 Закон о земле и аграрном развитии от 5 марта 1960 г. Закон о земле 2001 г., принятый правительством Уго Чавеса, отменивший Закон 1960 г.
адекватных планов планирования землепользования. По некоторым оценкам, около 50% фермерских хозяйств в указанном регионе не имеет защищенных прав собственности, и в большинстве стран нет ни полных, ни надежных кадастровых записей, что напрямую влияет на рынок земли и налоговую систему [1].
В таблице 1 представлено законодательное регулирование аграрных реформ в странах Латинской Америки.
Как видно из данных таблицы 1, начиная с 1961 г. почти во всех латиноамериканских странах были приняты аграрные законы. В течение 1980-х годов большинство стран Латинской Америки сохранили свои законы об аграрной реформе и пересмотрели некоторые из них.
В Латинской Америке произошли три насильственные аграрные реформы, проведенные после революций в Мексике в 1910 г., в Боливии в 1953 г. и на Кубе в 1959 г.
Вплоть до 1960-х годов в аграрном секторе стран ЛАК существовала бимодальная земельная структура, в которой сельскохозяйственные земли были сосредоточены между крупными и мелкими фермерскими хозяйствами. В этот период крупные латифундии владели примерно 80% земельных ресурсов в странах ЛАК, тогда как производство сельскохозяйственной продукции на указанных землях составляло всего около 5%. В то же время мелкие фермерские хозяйства владели лишь 5% сельскохозяйственных земель, а производили более 75% продукции [4]. В настоящее время неоднородность земель в странах ЛАК сохраняется, и динамика владения ими не одинакова [7].
В таблице 2 приведена современная структура концентрации сельскохозяйственных земель в странах ЛАК.
Аграрная структура в странах ЛАК со временем изменялась, и сегодня в странах региона наблюдаются разнообразные и противоречивые тенденции. Приведенные в таблице 2 данные свидетельствуют, что в некоторых странах наблюдается прогрессивная тенденция к делению земель сельскохозяйственного назначения и созданию мелких земельных участков (минифундий), в то же время в других странах наблюдаются процессы увеличения концентрации сельскохозяйственных земель.
Среди стран, которые столкнулись с дроблением своих сельскохозяйственных земель, выделяется Мексика, где в период с 1991 по 2007 гг. количество мелких хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию, увеличилось на 7,8%. Эта тенденция также наблюдается в странах Карибского бассейна. На Ямайке в период с 1996 по 2007 гг. количество мелких фермерских хозяйств, в использовании которых находятся сельскохозяйственные земли площадью менее 1 га, увеличилось на 9,8%, что составляет 66,4% от общего количества фермерских хозяйств страны.
Противоположная тенденция наблюдается особенно в некоторых странах Южной Америки, где выявлено уменьшение эксплуатации сельскохозяйственных земель. Например,
.Uí.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Таблица 2
Соотношение сельскохозяйственных земель в мелких хозяйствах и индекс концентрации земель (индекс С!М) в странах ЛАК
Страна Общее число сельскохозяйственных земель, тыс. га Количество хозяйств, тыс. Используемый критерий для мелкого хозяйства Количество мелких хозяйств % мелких хозяйств к общему числу Общее число сельскохозяйственных земель, находящихся во владении мелких хозяйств, тыс. га % сельскохозяйственных земель, находящихся во владении мелких хозяйств Индекс Джини (GINI)
Аргентина 174.808 297 < 200 га 207 69,7 10.099 5,8 0,83
Барбадос 20 17 устанавливается правительством 17 100 5 25 0,94
Боливия 36.819 439 < 10 га или в коллективном пользовании 420 95,7 17.500 47,5 -
Бразилия 329.941 5.175 согласно Закону № 11326 4.368 84,4 80.250 24,3 0,86
Чили 30.443 278 < 20 га 206 74,1 1,148 3,8 0,91
Колумбия 50.705 2.022 < 20 га 1.585 78,4 7.102 14 0,88
Коста Рика 3.070 101 устанавливается правительством 89 88,1 750 24,3 0,67
Куба 6.620 - - - - 1.787 27 -
Эквадор 12.355 843 < 20 га 712 84,5 2.481 20,1 0,8
Сальвадор 928 396 < 2 га 325 82,1 269 29 0,58
Гватемала 3.750 830 < 3,5 га 719 86,6 610 16,3 0,84
Гайана 1.675 25 < 5 га 22 88 150 9 -
Гаити 1.779 1.100 < 1,8 га 990 90 950 53,4 -
Гондурас 3.160 317 < 5 га 228 71,9 379 12 0,66
Ямайка 407 229 < 1 га 180 78,6 48 11,8 -
Мексика 112.349 5.549 земли крестьянских общин и индейских сообществ 4.211 75,9 40.793 36,3 0,63
Никарагуа 6.254 269 < 35 га 188 69,9 1.547 24,7 0,86
Панама 2.769 249 < 2 га и в коллективном пользовании 163 65,5 230 8,3 0,75
Парагвай 31.087 290 < 20 га 242 83,4 1.340 4,3 0,94
Перу 38.742 2.260 < 5 га 1.754 77,6 2.268 5,9 0,86
Пуэрто-Рико 271 16 < 19,7 га 14 87,5 61 22,5 0,77
Уругвай 16.420 57 < 100 га 36 63,2 920 5,6 0,84
Венесуэла 27.074 423 < 20 га 296 70 1.445 5,3 0,88
Итого для стран с полной информацией 891.446 21.182 - 16.972 80,1 172.132 19,3 -
Итого для стран с неполной информацией* 2.868 1.151 - 922 80,1 554 19,3 -
ИТОГО 894.314 22.333 - 17.894 80,1 172.686 19,3 -
*К странам с неполной информацией отнесены: Аруба, Багамские острова, Белиз, Бермудские острова, Каймановы острова, Доминиканская Республика, Французская Гайана, Гранада, Гвадалупе, Мартиника, Суринам.
в Бразилии использование сельскохозяйственных земель уменьшилось на 10,7% в период с 1985 по 2006 гг., в Аргентине оно сократилось на 20,8% в период с 1988 по 2002 гг., в Чили также было зафиксировано сокращение количества фермерских хозяйств на 6,4% в период с 1997 по 2007 гг. В Уругвае сокращение составило 21,4% в период 2000-2011 гг. Снижение использования сельскохозяйственных земель в названных странах произошло в основном за счет сокращения мелких хозяйств, что означает, что эта тенденция к снижению может быть сосредоточена в области семейного
фермерства в пользу средних и крупных хозяйств [2].
Приведенные в таблице 2 данные указывают на то, что в целом все значения коэффициента GINI очень высоки и составляют 0,8 и выше. Максимальное значение данного коэффициента, равное 1, означает тотальную концентрацию земель в средних и крупных хозяйствах, владеющих землями сельскохозяйственного назначения.
Отличительной чертой землепользования в странах Карибского бассейна является преобладание государственной собственности
на землю в большинстве стран. Государство унаследовало имущество бывших колониальных правителей или приобрело землю во время попыток проведения аграрной реформы. Учитывая, что безопасность землевладения является решающим фактором в преодолении сельской бедности, правительства стран Карибского бассейна разрабатывают программы, которые включают вопросы государственной регистрации права собственности, гарантированное владение недвижимостью, приватизацию и индивидуализацию прав на землю.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019
Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на существенные различия в процессах проведения аграрных реформ в латиноамериканских странах, положение крестьянского населения во многом схоже. Фактически, во всех рассматриваемых странах независимо от степени развития и уровня дохода на душу населения, которого они достигли, крестьянство является самой бедной группой населения с худшими показателями здоровья и самыми низкими показателями ожидаемой продолжительности жизни. Это также та часть населения, которая находится дальше всего от получения образования и участия в национальной политической жизни. Это верно как в отношении доли семей, находящихся за чертой абсолютной бедности (больше в сельской местности, чем в городах), так и в отношении степени бедности, в которой они находятся.
Результаты аграрных реформ в странах Латинской Америки не оправдали ожиданий, не смогли остановить миграцию в крупные города, повысить производительность сельского хозяйства. Современная реальность такова, что страны Латинской Америки пока не смогли добиться реальных изменений, которые бы изменили аграрную структуру, основанную на концентрации собственности на землю. Так,
по данным ФАО, основывающихся на сведениях Экономической комиссии стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL), в 2002 г. сельское население составляло 23% от общей численности населения стран ЛАК. В 2016 г. этот показатель снизился до 18% [3]. Некоторые авторы приписывают это частичной форме, в которой были проведены реформы, другие — к отсутствию государственных инвестиций в инфраструктуру на местах [6].
Проблемы аграрных реформ сегодня занимают доминирующее положение в латиноамериканских странах. В последнее время в таких странах, как Колумбия, Эквадор, Парагвай, Боливия наблюдается тенденция к серьезному реформированию аграрного сектора при непосредственной поддержке государства, что, по мнению реформаторов, повлечет за собой уменьшение бедности в регионе.
Литература
1. CEPAL, FAO, IICA. (2013). Perspectivas de la agricultura y del desarrollo rural en las Américas: una mirada hacia América Latina y el Caribe: 2014. San José, Costa Rica: Instituto Interamericano de Cooperación para la Agricultura (IICA). Режим доступа: http://www.fao. org/3/a-i3702s.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
2. Díaz-Bonilla E., Saini E., Creamer B., Henry G. Better to be Foresighted than Myopic: A Foresight Framework for Agriculture, Food Security, and R&D in Latin America and The Caribbean. Cali, Colombia: Centro Internacional
para la Agricultura Tropical (CIAT). 2013. Режим доступа: http://ciat.cgiar.org/wp-content/uploads/2012/11/ Better_to_be_Foresighted_than_Myopic.pdf (дата обращения: 05.01.2019).
3. FAO. Panorama de la pobreza rural en Amér ica Latina y el Caribe 2018. Р. 10. Режим доступа: http:// www.fao.org/3/CA2275ES/ca2275es.pdf (дата обращения: 17.01.2019).
4. Germán Escobar. Estructura y tenencia de la tierra agrícola en américa Latina y el Caribe. Perspectivas. Marzo 2016. Режим доступа: http://nuso.org/media/ documents/tierra.pdf
5. Plinio Arruda Sampaio. La Reforma Agraria en América Latina: una revolución frustrada. Diálogos, propuestas, historias para una Ciudadanía Mundial. 2011. No. 3. Режим доступа: http://base.d-p-h.info/es/fiches/ dphfiche-dph-8775.html (дата обращения: 12.01.2019).
6. Raúl Alegrett. Evolución y tendencias de las reformas agrarias en América Latina. Reforma agraria, colonización y cooperativas. Режим доступа: http:// www.fao.org/docrep/006/j0415t/j0415t0b.htm#bm11 (дата обращения: 12.01.2018).
7. Soto Baquero F., Gómez S. Dinámicas del mercado de la tierra en América Latina y El Caribe: concentración y extranjerización. Santiago, Chile: Organización de las Naciones Unidas para la Alimentación y la Agricultura (FAO). 2012. Режим доступа: http://www.fao.org/docrep/019/ i2547s/i2547s.pdf (дата обращения: 05.01.2019).
8. Oscar Oszlak. Reforma agraria en America Latina: una aproximacion politica. Internacional Review of Community Development. 1971. No. 26. Piazza Cavalieri di Malta, 2, Roma. Режим доступа: http://www.oscaroszlak.org. ar/images/articulos-espanol/REF0RMA%AGRARIA%20 EN%20AMERICA%20LATINA.pdf
Об авторах:
Попова Елена Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, ORaD: http://orcid.org/0000-0001-8941-9294, [email protected]
Киевская Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6738-342X, [email protected]
LAND OWNERSHIP AND AGRARIAN REFORMS IN LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN COUNTRIES
Е.S. Popova, Е.S. Kievskaya
State university of land use planning, Moscow, Russia
Issues of agricultural lands' ownership in Latin America have always encouraged the population for the protest movements. This article studies the issues of land ownership in Latin America, as well as the agrarian reforms carried out in the mentioned countries. The article analyses the specific tendencies in modern agricultural structure of the Latin America and Caribbean countries.
Keywords: Latín America, agrarian reform, land ownership, agricultural lands, agrarian law, agrarian sector, agricultural cultures.
References
1. CEPAL, FAO, IICA. (2013). Perspectives on agriculture and rural development in the Americas: a look at Latin America and the Caribbean: 2014. San José, Costa Rica: Inter-American Institute for Cooperation on Agriculture (IICA). Access mode: http://www.fao.org/3/a-i3702s. pdf (date of the address: 12.01.2019).
2. Díaz-Bonilla E., Saini E., Creamer B., Henry G. Better to be Foresighted than Myopic: A Foresight Framework for Agriculture, Food Security, and R&D in Latin America and The Caribbean. Cali, Colombia: Centro Internacional para la Agricultura Tropical (CIAT). 2013. Access mode: http://ciat.cgiar.org/wp-content/uploads/2012/11/ Better_to_be_Foresighted_than_Myopic.pdf (date of the address: 05.01.2019).
3. FAO. Overview of rural poverty in Latin America and the Caribbean 2018. P. 10. Access mode: http://www. fao.org/3/CA2275ES/ca2275es.pdf (date of the address: 17.01.2019).
4. Germán Escobar. Structure and tenure of agricultural land in Latin America and the Caribbean. Prospectives. March 2016. Access mode: http://nuso.org/media/ documents/tierra.pdf
5. Plinio Arruda Sampaio. The Agrarian Reform in Latin America: a frustrated revolution. Dialogues, proposals, stories for a World Citizenship. 2011. No. 3. Access mode: http://base.d-p-h.info/es/fiches/dph/fiche-dph-8775. html (date of the address: 12.01.2019).
6. Raúl Alegrett. Evolution and trends of agrarian reforms in Latin America. Land reform, colonization
and cooperatives. Access mode: http://www.fao.org/ docrep/006/j0415t/j0415t0b.htm#bm11 (date of the address: 12.01.2018).
7. Soto Baquero F., Gómez S. Dynamics of the land market in Latin America and the Caribbean: concentration and foreignization. Santiago, Chile: Organization of the United Nations for Food and Agriculture (FAO). 2012. Access mode: http://www.fao.org/docrep/019/i2547s/ i2547s.pdf (date of the address: 05.01.2019).
8. Oscar Oszlak. Land reform in Latin America: a political approach. International Review of Community Development. 1971. No. 26. Piazza Cavalieri di Malta, 2, Rome. Access mode: http://www.oscaroszlak.org.ar/ images/articulos-espanol/REF0RMA%AGRARIA%20 EN%20AMERICA%20LATINA.pdf.
About the authors:
Blena S. Popova, candidate of legal sciences, associate professor of the department of civil law, civil and arbitration process, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8941-9294, [email protected]
Blena S. Kievskaya, candidate of economic sciences, associate professor of the department of social and human sciences, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6738-342X, [email protected]