Научная статья на тему 'Кто идет в библиотечную профессию?'

Кто идет в библиотечную профессию? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНКУРСНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / LIBRARY AND INFORMATION SERVICE / TRAINING / COMPETITIVE SITUATION / A PROFESSIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Оксана Владимировна

В статье проанализирована конкурсная ситуация 2012 г. в вузах, осуществляющих обучение студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в Сибирском федеральном округе; сделана попытка определить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов на основании баллов ЕГЭ, рассматриваются проблемы теоретической и практической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Who goes to the library profession?1

The article analyzes the competitive situation in 2012 in high schools that provide education to students in the field of study "Library and information activities" in the Siberian Federal District, attempts to analyze the quality of applicants based on scores the exam, deals with the problems of theoretical and practical training of students.

Текст научной работы на тему «Кто идет в библиотечную профессию?»

2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)

БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 378

О.В. Макеева КТО ИДЕТ В БИБЛИОТЕЧНУЮ ПРОФЕССИЮ?

В статье проанализирована конкурсная ситуация 2012 г. в вузах, осуществляющих обучение студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в Сибирском федеральном округе; сделана попытка определить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов на основании баллов ЕГЭ, рассматриваются проблемы теоретической и практической подготовки студентов.

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, профессиональная подготовка, конкурсная ситуация, профессиональная практика, социокультурные практики.

Непростая кадровая ситуация, сложившаяся в настоящее время в большинстве российских библиотек, заставляет библиотечных профессионалов снова и снова поднимать вопрос о привлечении молодежи на работу в библиотеки, на создание и развитие эффективной системы стимулирующих мероприятий, нацеленной на удержание молодых специалистов на рабочих местах.

Много говорится также о низком престиже профессии, не способствующем привлечению молодежи в вузы, осуществляющие подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности [1], что отражается на количестве и качестве абитуриентов.

В Сибирском федеральном округе (ФО) подготовка молодых специалистов осуществляется в профильных высших учебных заведениях - Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ), Алтайской и Восточно-Сибирской государственных академиях культуры и искусств (АлтГАКИ и ВСГАКИ); классических государственных университетах - Омском и Томском (ОмГУ и ТГУ) и Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ).

Ситуация с поступлением на очные отделения этих вузов в предыдущие годы складывалась по-разному, бывало, что некоторые высшие учебные заведения, испытывали трудности с набором, так, в 2010 г. в НГПУ не было приема на очное отделение, что было обусловлено общей малочисленностью групп и большим «отсевом» студентов с первого курса. Изучение конкурсной ситуации 2012 г. в высших учебных заведениях показало, что план набора ими в этом году выполнен, все бюджетные места укомплектованы. Для сравнения была проанализирована также ситуация в двух центральных университетах культуры и искусств - Московском (МГУКИ) и Санкт-Петербургском (СПбГУКИ) (таблица).

Таблица 1

Конкурсная ситуация в вузах культуры и искусств по библиотечно-информационной деятельности (Сибирский федеральный округ)

Вуз

Показа- тель НГПУ Алт- ГАКИ Кем- ГУКИ ВСГАКИ ТГУ ОмГУ У- И МК СПбГУКИ

Макси- мальный балл 219 211 221 183 214 209 229 206

Имеют балл более 200 (чел.) 1 1 5 0 4 1 6 5

Мини- мальный балл 172 145 106 110 180 146 101 165

Средний балл (зачисленных) 182 171,9 163,7 152,9 201 182,4 170,7 205,5

Зачислено на бюджет (чел.) 4 30 37 16 10 13 25 59

План приема на очное отд-ние (бюджет / контракт) + целевые места 4 / - 32 / 0 30 16 10 / 0 13 / 10 25 60 / 14

Подано заявлений (бюджет / контракт) 34 / - 98 19 32 / 0 43 / 11 33 165 / 66

Конкурс 8,5 3,3 1,2 3,2 3,3 1,32 2,75

Напомним, что в настоящее время большинство абитуриентов поступают в вузы по результатам сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Полученное ими количество баллов по предметам, установленное вузами для определенных специальностей и направлений подготовки, является основным критерием отбора и поступления.

Зачисление на любое направление подготовки библиотечно-информационной деятельности в этом году осуществлялось на основании сдачи русского языка, литературы и обществознания (или истории). В 2012 г. минимальное количество баллов, которое должен был набрать выпускник школы по результатам сдачи ЕГЭ, равнялось 100 (107) баллам в зависимости от выбора вузом третьего экзамена - обществознания или истории (русский язык - 36 баллов, литература - 32 балла, обществознание - 39 баллов, история - 32 балла) [2].

1 Таблица составлена автором на основании официальных данных, размещенных на сайтах университетов, по состоянию на 20 августа 2012 г. На сайте АлтГАКИ информация по абитуриентам отсутствовала.

Как видно из таблицы, в Сибири абитуриенты, имеющие при поступлении в вуз более двухсот баллов, а значит обладающие высокой степенью общеобразовательной подготовки, развитыми общекультурными компетенциями, редко поступают на бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Проанализировав ситуацию (страницы абитуриентов на официальных сайтах вузов), мы установили, что лучше всего положение в КемГУКИ и ТГУ - в этих вузах больше всего поступающих с двумя сотнями баллов. В ТГУ также самый высокий минимальный балл, и соответственно, самый высокий средний балл зачисленных, а в КемГУКИ - самый низкий минимальный балл по сибирским вузам. Кроме того, в КемГУКИ было больше всего зачислено абитуриентов на бюджетные места и самый высокий высший балл у поступающих.

Выделяются также данные по СПбГУКИ (даже по сравнению со МГУКИ). Обращает на себя внимание большое количество поданных заявлений; очень высокий средний балл у абитуриентов, что, безусловно, говорит, об их хорошей подготовке; достаточное количество желающих учиться по контракту.

Учитывая значения минимальных баллов и количество абитуриентов-двухсотбалльников, можно предположить, что самый неоднородный контингент по уровню подготовки набрал КемГУКИ, а самый «сильный» - ТГУ.

Заметим также, что из сибирских вузов только ОмГУ удалось набрать к 10 августа 2012 г. (вторая волна зачисления, т.е. его окончание) группу контрактников наряду с бюджетниками.

Самый высокий конкурс (8,5 чел. на место) и очень хороший средний балл абитуриентов были в НГПУ, что обусловлено, прежде всего, малым количеством бюджетных мест (их всего 4). Однако эти цифры показывают, что желающих поступить в вуз на бюджетные места достаточно, т.е. спрос есть, но нет предложения.

Таким образом, анализ результатов вступительной кампании по вузам Сибирского ФО позволяет говорить о разном уровне подготовки абитуриентов, поступающих учиться на бакалавров библиотечно-информационной деятельности: в крупных городах, где расположены старейшие вузы, он выше. Хотя уровень развития культуры в городах вряд ли играет здесь ключевую роль: нельзя поставить в один ряд по этому критерию Санкт-Петербург, Томск и Кемерово. В то же время в Новосибирске, крупном городе, культурном региональном центре, имеющем развитую инфраструктуру в области культуры, это направление подготовки специалистов не получает активного развития.

Основываясь на полученных результатах, можно предположить, что в качестве причин выбора профессии для сегодняшних абитуриентов выступают, прежде всего, финансовые возможности семей и уровень интеллектуального, а также общекультурного развития самих абитуриентов. Конечно, это не единственные причины, но по просматривающимся тенденциям - основные. Общение со студентами очного отделения, поступившими и обучающимися сейчас на факультете культуры и дополнительного образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в НГПУ (с первого по пятый курс), позволяет говорить о нескольких факторах, влияющих на выбор профессии: мнение ближайшего окружения, особенно родителей (родствен-

ников); уровень доходов семьи; интеллектуальные способности; физическое и психоэмоциональное развитие; уровень самооценки; уровень мотивационной активности; уровень социализации.

При этом возможность бюджетного обучения, отсутствие точных дисциплин, в первую очередь математики, указываются студентами в качестве положительных факторов, повлиявших на выбор профессии. Кроме того, профили подготовки, в названии которых отсутствуют слова «библиотека» или «библиотечный» (например, «Информационно-аналитическая деятель-

ность»), а присутствует слово «менеджер» в совокупности с общегуманитарной направленностью обучения привлекают большую часть абитуриентов в разных вузах [1. С. 73].

Поступая учиться в вуз, основываясь лишь на поверхностных знаниях о профессии и ее гуманитарной направленности, студенты всех курсов по-разному относятся к теоретической составляющей своего обучения. Можно услышать высказываемые суждения о «поверхностности» преподаваемых или значительном количестве ненужных дисциплин, о нелогичности хода учебного процесса, о слишком большом числе лекционных или, наоборот, практических и самостоятельных работ. Последнее утверждение порождает отношение студентов к получаемым знаниям - «надо сдать как-нибудь и забыть».

Подобное отношение к теоретическому обучению обусловливает возникновение проблем при прохождении профессиональной практики, которой в современной педагогике и психологии высшего профессионального образования уделяется все больше внимания, поскольку считается, что она призвана играть основную роль в процессе начальной адаптации студентов к профессии.

По утвердившемуся мнению, практика должна помочь накопить теоретический и практический потенциал, который поможет выпускникам быстрее и успешнее адаптироваться на будущем рабочем месте. Кроме того, сложившаяся во многих библиотеках непростая кадровая ситуация, связанная в первую очередь, со старением персонала, требует особой работы именно с очным отделением вуза, с молодежью, которая должна прийти в библиотеки на смену старшему поколению. Еще одним важным фактором, определяющим важность особого подхода к организации профессиональной практики, является мотивация выбора профессии у очников: возможность получения бесплатного образования и его общая гуманитарная направленность, а не специальность как таковая.

В то же время возможность закрепления во время прохождения практики профессиональных знаний, умений, навыков и определения у себя склонности к той или иной работе служит хорошим стимулом для продолжения получения образования и дальнейшей работе по специальности. В отчетах по практике студенты отмечают чуткое отношение к ним в некоторых библиотеках, послужившее для них хорошим стимулом для продолжения образования и дальнейшей работы по специальности, для совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков. Такое отношение со стороны библиотекарей оказывается подчас итоговым, формирующим окончательное решение остаться в профессии.

Считается, что любой специалист имеет определенный набор качеств, которые условно делят на два блока: мотивационный и операционный (или технологический) [3]. Профессионал - это носитель и создатель профессиональных норм, традиций, знаний и навыков [4. С. 76], поэтому, наблюдая отношение студентов к учебе и практической деятельности, можно говорить о возникающем порой конфликте сложившихся нормативно-ценностных установок у старшего поколения (ныне работающих библиотекарей) и молодого поколения (студентов) как в мотивационной, так и в операционной (технологической) сферах. Передаваемые старшим поколением профессиональные нормы, ценности и традиции не воспринимаются младшим поколением, не «накладываются» на его ценности, привычки, нормы и сложившиеся социокультурные практики. В результате одни студенты уходят с первых курсов, другие сначала доучиваются, чтобы получить бесплатное высшее образование, а потом уходят в другие профессии.

Нельзя забывать, что профессиональные практики библиотекарей являются частью социальных практик, формирующихся в зависимости от состава социальных норм, опыта и традиций, интеллектуальных особенностей, а также социального капитала библиотечных специалистов. Они в огромной степени влияют на формирование профессиональной культуры людей и на их отношение к работе. Большое влияние оказывают также их культурные практики, которые в совокупности с социальными образуют социокультурные практики библиотекарей как профессиональной группы.

Именно поэтому очень важно учитывать состояние профессиональных и культурных практик библиотекарей, их соответствие преобладающим практикам в обществе. Дисбаланс между ними может также вести к падению престижа профессии в обществе, усиливая прочие причины этого явления. Преодоление конфликта сложившихся практик разных поколений от обеих сторон требует значительных усилий, устойчивого и осознанного желания достичь компромиссного результата.

В разговоре со студентами о библиотекарях, о престиже профессии однажды пришлось услышать много нелицеприятного, например о существовании профессиональной замкнутости, высокомерия и снобизма, о том, что поднять имидж профессии невозможно без изменения профессионального сознания. И хотя в современной профессиональной среде можно услышать высказываемые мнения о возможном постепенном «умирании» библиотеки, студенты уверены, что библиотеки и библиотекари будут существовать всегда, несмотря на различные социально-экономические трансформации, развитие информационных технологий, снижение интенсивности чтения и т. д.

Согласно одному из последних опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному 26-27 мая 2012 г., книги и чтение пока еще находятся в десятке занятий и привычек, без которых не могут обойтись современные россияне. Они расположились на 7-м месте (6%) из 38 (после курения - 18%, любимых и близких родственников - 14%; Интернета и компьютера, просмотра телевизора, работы по 11%; дачи и огорода - 7%) [5]. Это дает основание предположить, что эта профессия еще долго будет востребована. В то же время для ее развития и сохранения необходимо развивать у студентов - будущих работников библиотек профессиональную

активность и самосознание, инициативность, ответственность, т. е. те составляющие адаптивного потенциала, которые относятся к мотивационной сфере. Однако эту задачу невозможно решить без адаптации существующих нормативно-ценностных установок профессии к установкам, сформировавшимся у молодежи, желающей получать библиотечную специальность.

Необходимы также совместная работа преподавателей и старшекурсников по привлечению в вузы абитуриентов с хорошей общеобразовательной подготовкой и увеличение бюджетных мест в вузах.

Еще одной составляющей успешного развития библиотечного дела как области профессиональной деятельности является, на наш взгляд, повышение ее престижа, которое способствовало бы привлечению в вузы, осуществляющие подготовку в области библиотечно-информационной деятельности, абитуриентов с более развитыми общекультурными компетенциями.

Литература

1. Колесникова М.Н. Размышления о подготовке бакалавра библиотечно-информационной деятельности // Библиосфера. 2012. № 2. С. 72-74.

2. Российское образование: федеральный портал. ИЯЬ : http://www.edu.ru/ аЫШг/ ае!59/ ш-dex.php (дата обращения: 21.08 2012 г.).

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 308 с.

4. Московчук Л.С. Профессиональная рефлексия в библиотечном деле: теоретикометодологический анализ // Библиосфера. 2012. № 2. С. 75-81.

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения (официальный сайт). ИЯЬ : http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112858 (дата обращения: 21.08.2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.