Литература
1. Акилина М. И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 91-100.
2. Берестова Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические основания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 51 с.
3. Вихрева Г. М. Влияние глобализации на аксиологическую парадигму современной библиотеки // Биб-лиосфера. - 2009. - № 2. - С. 28-32.
4. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 2006. - 37 с.
5. Положение о библиографических базах данных, генерируемых отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН; Положение о фактографических базах данных, генерируемых отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН; Положение о полнотекстовых базах данных, генерируемых отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН; Положение о базе данных «Издания ГПНТБ СО РАН» // Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН. Система электронных каталогов и баз данных. - Новосибирск, 2005. - С. 36-48.
6. Артемьева Е. Б. Тенденции развития электронных ресурсов по библиотечно-информационной деятельности в ГПНТБ СО РАН // Труды ГПНТБ СО РАН. -
Новосибирск, 2011. - Вып. 1 : Развитие электронной информационно-библиотечной среды. - С. 31-39.
7. Артемьева Е. Б. Роль Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в развитии региональной системы дополнительного профессионального образования // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 17-21.
8. Гузнер И. А., Гузнер С. С. Аспирантура ГПНТБ СО РАН: время собирать ... кадры // Библиосфера. -2008. - № 2. - С. 71-75.
9. Гузнер И. А. Подготовка специалистов в аспирантуре ГПНТБ СО РАН в контексте кадровых проблем науки // ERGO... Проблемы методологии междисциплинарных исследований и комплексного обеспечения научно-исследовательской деятельности. - Екатеринбург, 2008. - Вып. 4. - С. 71-75.
10. Гузнер И. А., Гузнер С. С. Подготовка библиотечных кадров высшей квалификации в контексте требований времени // Книга и мировая культура : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2010. -С. 40-43.
11. Артемьева Е. Б., Гузнер И. А. Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в учреждениях Российской академии наук // Вклад информационно-библиотечной системы РАН в развитие отечественного библиотековедения, информатики и книговедения : юбил. науч. сб., посвящ. 100-летию Информ.-библ. совета Рос. акад. наук. -Новосибирск, 2011. - С. 281-291.
УДК 023.5 ББК 78.3р
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
© О. В. Макеева, 2012
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Проанализирована конкурсная ситуация 2012 г. в вузах, осуществляющих подготовку по направлению «Библиотечно-информационная деятельность в Сибирском федеральном округе (СФО)», рассмотрены проблемы теоретической и практической подготовки студентов.
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, профессиональная подготовка, конкурсная ситуация, профессиональная практика.
The article analyzes the competitive situation in 2012 in the universities educating in the field library and information service in the Siberian Federal Region, discusses the problems of theoretical and practical education of students.
Key words: library and information service, professional education, competitive situation, professional practice.
Переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура) и смена образовательной парадигмы со знаниевой на дея-тельностную, или компетентностную, - одни из важных предметов дискуссий библиотечных спе-
циалистов. В связи с указанными изменениями разработан и принят новый образовательный стандарт, в котором прописаны преподаваемые дисциплины, формируемые общекультурные и специальные компетенции, требования к организации учебного процесса.
В то же время на разных уровнях библиотековеды много говорят о низком престиже библиотечной профессии, что не способствует привлечению молодежи в вузы, подготавливающие специалистов в области библиотечно-информационной деятельности [2]. В предыдущие годы некоторые высшие учебные заведения испытывали трудности с набором студентов. Так, в 2010 г. в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ) не было приема на очное отделение, в связи с малочисленностью групп и большим отсевом студентов с начального курса.
В СФО подготовка специалистов осуществляется: с профильными вузами - Кемеровским государственным университетом культуры и искусств (КемГУКИ), Алтайской и Восточно-Сибирской государственными академиями культуры и искусств (АлтГАКИ и ВСГАКИ); классическими государственными университетами - Омским и Томским (ОмГУ и ТГУ) и НГПУ.
Для поступления на любое направление подготовки библиотечно-информационной деятельности требуется сдача русского языка, литературы и об-ществознания.
Изучение конкурсной ситуации 2012 г. в вузах показало, что план набора в этом году выполнен, все бюджетные места укомплектованы. Для сравнения была проанализирована ситуация в двух центральных университетах культуры и искусств -Московском (МГУКИ) и Санкт-Петербургском (СПбГУКИ). Данные предварительные, но некоторые выводы уже можно сделать (табл. 1).
Как видно из таблицы, те абитуриенты, которые при поступлении в вуз имеют более 200 баллов, а значит, обладают высокой степенью образовательной подготовки, развитыми общекультурными компетенциями, редко поступают на бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Согласно страницам абитуриентов на официальных сайтах вузов в Сибири, лучше всего положение у КемГУКИ и ТГУ - здесь больше всего поступающих с 200 баллов (5 и 4 соответственно).
По сибирским вузам в ТГУ также самый высокий минимальный балл (180) и, соответственно, высокий средний балл зачисленных (201), а в Кем-ГУКИ - самый низкий минимальный балл (106). Кроме того, в КемГУКИ больше всего зачисленных абитуриентов (37) и самый высокий максимальный балл у абитуриентов (221).
Данные по СПбГУКИ (даже по сравнению с МГУКИ) обращают на себя внимание большим числом поданных заявлений, очень высоким средним баллом у абитуриентов (показатель их хорошей подготовки), достаточным количеством желающих учиться по контракту.
Из сибирских вузов ОмГУ удалось набрать к 10 августа 2012 г. (вторая волна зачисления, т. е. его окончание) группу контрактников наряду с бюджетниками. Самый высокий конкурс (8,5 человек на место) и очень хороший средний балл абитуриентов (182) были в НГПУ, что обусловлено, прежде всего, малым количеством бюджетных мест (их всего 4), т. е. желающих поступить на бюджетные места достаточно.
Т а б л и ц а 1
Конкурсная ситуация 2012 г. в российских вузах культуры и искусств по библиотечно-информационной деятельности
Вуз НГПУ АлтГАКИ КемГУКИ ВСГАКИ ТГУ ОмГУ МГУКИ СПбГУКИ
Максимальный балл 219 211 221 183 214 209 229 206
Минимальный балл 172 145 106 110 180 146 101 165
Средний балл зачисленных 182 171,9 163,7 152,9 201 182,4 170,7 205,5
Зачислено с баллом 200, чел. 1 1 5 0 4 1 6 5
План приема на очное отделение (бюджет/контракт) + целевые места 4/- 32/0 30 16 10/0 13/10 25 60/14
Подано заявлений (бюджет/контракт) 34/- - 98 19 32/0 43/11 33 165/66
Зачислено на бюджет, чел. 4 30 37 16 10 13 25 59
Конкурс 8,5 - 3,3 1,2 3,2 3,3 1,32 2,75
Примечание. Таблица составлена автором на основании официальных данных, размещенных на сайтах университетов, по состоянию на 20 августа 2012 г. На сайте АлтГАКИ информация по абитуриентам отсутствовала (знак «-»).
Анализ результатов вступительной компании по вузам СФО позволяет говорить о разном уровне подготовки абитуриентов, поступающих учиться на бакалавров библиотечно-информационной деятельности: в крупных городах, где расположены старейшие вузы, он выше. Хотя уровень развития культуры в городах вряд ли играет ключевую роль: нельзя поставить в один ряд по этому критерию Санкт-Петербург, Томск и Кемерово. В то же время в Новосибирске, крупном городе, культурном региональном центре с развитой инфраструктурой в области культуры, это направление подготовки специалистов не получает активного развития.
Можно предположить, что выбор профессии у сегодняшних абитуриентов в основном зависит от финансовых возможностей их семей и собственного уровня интеллектуального, а также общекультурного развития. Конечно, это не единственные причины.
Общение со студентами очного отделения, поступившими и обучающимися сейчас на Факультете культуры и дополнительного образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в НГПУ (с первого по пятый курс), позволяет говорить и о следующих факторах, влияющих на выбор профессии: мнение ближайшего окружения, особенно родителей (родственников); физическое и психоэмоциональное развитие; уровень самооценки; уровень мотивационной активности; уровень социализации.
При этом возможность бюджетного обучения, отсутствие точных дисциплин, в первую очередь математики, студенты указывают в качестве положительных факторов, повлиявших на выбор профессии. Кроме того, профили подготовки, в названии которых отсутствуют слова «библиотека», «библиотечный» (например, «Информационно-аналитическая деятельность»), присутствует слово «менеджер», в совокупности с общегуманитарной направленностью обучения привлекают большую часть абитуриентов в разных вузах [2, с. 73].
Отметим также, что студенты всех курсов по-разному оценивают теоретическую составляющую своего обучения. Можно услышать суждения о «поверхностности» преподаваемых или значительном количестве «ненужных» дисциплин, нелогичности хода учебного процесса, слишком большом числе лекционных или, наоборот, самостоятельных работ. В результате у студентов формируется цель: сдать как-нибудь и забыть.
Подобное отношение к теоретическому обучению ведет к проблемам при прохождении профессиональной практики, которой в современной педагогике и психологии высшего профессионального образования уделяется все больше внимания.
По утвердившемуся мнению практика должна играть главную роль в процессе начальной адапта-
ции студентов к профессии, помочь накопить теоретический и практический потенциал, что позволит выпускникам быстрее и успешнее освоиться на будущем рабочем месте.
Вторая важная причина, по которой практике стоит уделять особое внимание, - сложившаяся во многих библиотеках непростая кадровая ситуация, связанная в первую очередь со старением персонала. Преодоление ситуации требует особой работы именно с очным отделением вуза, с молодежью, которая должна прийти в библиотеки на смену старшему поколению.
Третья причина - мотивация выбора профессии у очников: возможность получения бесплатного образования и его общая гуманитарная направленность, а не специальность как таковая.
Оценивая итоги практики, сотрудники библиотек (баз практики) отмечают: у большинства современных студентов достаточная теоретическая подготовка, но нет организованности, низкий уровень трудовой дисциплины (характерны постоянные опоздания), пассивность, невысокий уровень инновационного и творческого мышления. Многие отмечают также неумение студентов общаться со старшими коллегами или читателями, неподготовленность к работе с аудиторией, что заметно проявляется при организации и проведении массовых мероприятий.
Еще одна особенность многих студентов - нежелание выполнять ту работу, что им предлагают в библиотеках (базах практики). С их точки зрения, расстановка книг в фонде, обеспылевание, списание - черная работа, на которую студентов берут как бесплатную рабочую силу, а подготовка обзоров - никому не нужная трата сил и времени.
Заметим, что студенты, получив в вузе хорошую подготовку в области информационно-коммуникационных технологий, придя на работу после окончания учебы и сталкиваясь с реалиями деятельности публичных библиотек (особенно небольших), испытывают психологические проблемы. Это связано не только с недостаточным развитием материально-технической базы в библиотеках, но и с психологическими особенностями общения со старшими коллегами-библиотекарями (хотя студенты отмечали чуткое отношение к ним в ряде библиотек).
В то же время возможность закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, определить у себя склонность к той или иной работе, - послужила хорошим стимулом, чтобы продолжить образование и в дальнейшем работать по специальности. Учитывая, что многие студенты начинают учиться почти не понимая, что это за профессия, имея не всегда высокий уровень общеобразовательной подготовки (если судить по баллам ЕГЭ), практика формирует окончательное ре-
шение о желании приобрести библиотечную профессию.
Организованная в прошлом учебном году совместная отчетная конференция по итогам профессиональной практики студентов очного и заочного отделений, показала огромную разницу в отношении к работе. Студенты-очники, с воодушевлением рассказывая о своей практике, о том, как много им доверяли, как много они сделали, наткнулись на снисходительно-насмешливое отношение к их отчетам студентов-заочников, как правило, взрослых людей, со стажем работы около 7-10 лет. Со стороны заочников прозвучало много негативных высказываний о настоящем и будущем профессии, условиях работы, отношении с органами власти и т. д. В результате энтузиазм и оптимизм очников, молодых людей в возрасте 22 лет, сменились подавленностью и растерянностью.
Считается, что любой специалист имеет определенный набор качеств, которые условно делят на два блока: мотивационный и операционный (технологический) [3]. Профессионал - это носитель и создатель профессиональных норм, традиций, знаний и навыков [4, с. 76].
Наблюдая отношение студентов к учебе и практической деятельности, можно говорить о конфликте сложившихся нормативно-ценностных установок у старшего поколения (ныне работающих библиотекарей) и молодого поколения (студентов) как в мотивационной, так и в операционной сферах. Передаваемые старшим поколением профессиональные нормы, ценности и традиции не воспринимаются младшим поколением, не накладываются на его ценности, привычки, нормы и сложившиеся социокультурные практики.
В результате, часть студентов уходит с первых курсов, часть сначала доучивается, чтобы получить бесплатное высшее образование, а потом уходит в другие профессии. Преодоление этого конфликта от обеих сторон (старшего и молодого поколений) требует усилий, направленного и сформированного желания достичь компромиссного результата.
В рассуждениях студентов о библиотекарях, престиже профессии много нелицеприятного, например, что существуют профессиональная замкнутость, высокомерие и снобизм, а поднять имидж профессии невозможно без изменения профессио-
Замечена опечатка
нального сознания. В современной профессиональной среде есть мнения о возможном постепенном «умирании» библиотеки. Вместе с тем студенты уверены, что библиотеки и библиотекари будут существовать всегда, несмотря на различные социально-экономические трансформации, развитие информационных технологий, снижение интенсивности чтения и т. д.
Согласно одному из последних опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенному 26-27 мая 2012 г., книги и чтение пока еще находятся в десятке занятий и привычек, без которых не могут обойтись современные россияне. Они расположились на 7 месте (6%) из 38 (после курения - 18%, любимых и близких родственников - 14%; интернета и компьютера, просмотра телевизора, работы - по 11%; дачи и огорода - 7%) [1]. Это дает основание предположить, что библиотечная профессия еще долго будет востребована.
В то же время для развития и сохранения библиотечной профессии необходимо вырабатывать у студентов (будущих работников библиотек) профессиональную активность и самосознание, инициативность, ответственность, т. е. те составляющие адаптивного потенциала, которые относятся к мотивационной сфере. Эту задачи невозможно решить без адаптации существующих нормативно-ценностных установок профессии к установкам, сформировавшимся у молодежи, желающей получать библиотечную профессию. Для повышения престижа библиотечного дела необходима работа преподавателей и старшекурсников по привлечению в вузы абитуриентов с более высоким образовательным и общекультурным развитием.
Литература
1. ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения : [сайт]. - URL : http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=112858 (дата обращения: 21.08.2012).
2. Колесникова М. Н. Размышления о подготовке бакалавра библиотечно-информационной деятельности / М. Н. Колесникова // Библиосфера. - 2012. - № 2. -С. 72-74.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Знание, 1996. - 308 с.
4. Московчук Л. С. Профессиональная рефлексия в библиотечном деле: теоретико-методологический анализ // Библиосфера. - 2012. - № 2. - С. 75-81.
В № 2 за 2012 год на стр. 1 (1 столбец, 12 строка снизу), 33 (7 строка сверху) напечатано: М. Ю. Драцкая, должно быть М. Е. Драцкая
В № 4 за 2012 год на стр. 109 (2 столбец, 16 строка сверху), 111 (1 столбец, 5 строка снизу) напечатано: Драцкая М. Ю., должно быть Драцкая М. Е.