Научная статья на тему 'Кто был отцом фараона Сиптаха?'

Кто был отцом фараона Сиптаха? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИПТАХ / МЕРНЕПТАХ / СЕТИ II / АМЕНМЕССУ / XIX ДИНАСТИЯ / SIPTAH / MERENPTAH / AMENMESSU / SETHOS II / XIX DYNASTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафронов Александр Владимирович

Статья посвящена происхождению фараона Сиптаха и его принадлежности к дому Рамессидов. Автор рассматривает трех его предшественников Мернептаха, Сети II и Аменмессу, каждый из которых в историографии обычно считается отцом Сиптаха. По мнению автора, ни Сети II, ни Аменмессу не могут рассматриваться как кандидаты на роль отца Сиптаха, поскольку каких-либо объективных аргументов в пользу этого нет. Только Мернептах может претендовать на это звание, что, как полагает автор, доказывается изменением Сиптахом своего тронного имени Рамсес-Сиптах на Мернептах-Сиптах в начале правления. Согласно распространенной точке зрения, мать Сиптаха была азиатской наложницей, вследствие чего у него не было законных прав на престол. Поскольку восшествие Сиптаха на трон сопровождалось какими-то неурядицами, изменение первоначального имени фараона может быть связано с попыткой Сиптаха доказать легитимность своей власти ссылкой на происхождение от Мернептаха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сафронов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Who was the father of pharaoh Siptah?

The article is devoted to the question of parentage of the last male Pharaoh of XIX dynasty Siptah and his relationship to the Ramesside dynasty. The author examines three of his predecessors Merenptah, Sethos II and Amenmessu, each of whom is usually regarded in historiography as Siptah's father. According to the author, there are no facts proving that Sethos II was the father of Siptah. On the contrary, the text on the ostracon CGC 25515 from workmen' village in Deir el-Medina, which mention about construction of Sethos II' royal tomb in Valley of the Kings and his death in his 6th regnal year, designates his successor on the throne Siptah not as the king's son but by very strange epithet "other". The author thinks that this fact can point out the absence of direct parentage between Sethos II and Siptah. Besides the author came to conclusion that Amenmessu could not be the father of Siptah because of the lack of any evidence too. The one argument that is usually used to prove their direct parentage, is the naos from British museum that is lost now. However, his shows that Horus name reproduction contains the inscription which mention the Horus name of Siptah as -||e. It is usually translated as "appearing in (the city) Khemmis". As it is widely accepted, this epithet can supposedly prove the direct parentage between Siptah and Amenmessu because the last bore the epithet «one whom (the goddesses) Isis nursed in (the city) Khemmis». The mention of one and the same place-name in epithets of both the Pharaohs can supposedly point out the direct parentage between the above-mentioned kings. But the author could not be translated as "appearing in (the city) Khemmis", but only as "appearing as the king of Lower Egypt". That is why the epithet of Siptah has nothing to do this the one of Amenmessu, and there are no other arguments to prove their direct parentage. In author's opinion, only Merenptah could pretend to this role. This opinion can be proved by the fact of changing Siptah's throne name from "Ramses-Siptah" on "Merenptah-Siptah" at the beginning of his reign. As it is suggested by many scholars, the mother of Siptah was the Asiatic concubine, and he had no legal rights to ascend the throne. The Great Chancellor Bay, one of the main political figures of end of the XIX Dynasty, mentioned that the accession of Siptah was accompanied by some struggles, and Bay must establish the young king on the throne of his father. One can suggest that Siptah could change his name to prove his legitimacy by reference of the origin from Merenptah.

Текст научной работы на тему «Кто был отцом фараона Сиптаха?»

Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 50

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

УДК 94.(32).04

Б01: 10.17223/19988613/50/14

А.В. Сафронов КТО БЫЛ ОТЦОМ ФАРАОНА СИПТАХА?

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 15-31-01307 «Великие державы и мигрирующие народы: этнополитические процессы в Восточном Средиземноморье и на Переднем Востоке во второй половине 2 тыс. до н.э.».

Статья посвящена происхождению фараона Сиптаха и его принадлежности к дому Рамессидов. Автор рассматривает трех его предшественников - Мернептаха, Сети II и Аменмессу, каждый из которых в историографии обычно считается отцом Сиптаха. По мнению автора, ни Сети II, ни Аменмессу не могут рассматриваться как кандидаты на роль отца Сиптаха, поскольку каких-либо объективных аргументов в пользу этого нет. Только Мернептах может претендовать на это звание, что, как полагает автор, доказывается изменением Сиптахом своего тронного имени Рамсес-Сиптах на Мернептах-Сиптах в начале правления. Согласно распространенной точке зрения, мать Сиптаха была азиатской наложницей, вследствие чего у него не было законных прав на престол. Поскольку восшествие Сиптаха на трон сопровождалось какими-то неурядицами, изменение первоначального имени фараона может быть связано с попыткой Сиптаха доказать легитимность своей власти ссылкой на происхождение от Мернептаха.

Ключевые слова: Сиптах; Мернептах; Сети II; Аменмессу; XIX династия.

Происхождение предпоследнего фараона XIX династии Сиптаха (1208-1202 г. до н.э.), правление которого ознаменовалось резким ослаблением центральной власти в Египте, до сих пор остается невыясненным. Очевидно, что Сиптах должен был быть связан узами родства с домом Рамессидов. Знаменитый временщик его царствования Баи прямо утверждал в своих надписях, что он - «тот, кто утвердил царя (Сиптаха. - А.С.) на троне его отца» (¡тп nswt г ¡л jt=f) [1. С. 114]. Следовательно, современники Сиптаха рассматривали его как правителя, связанного кровными узами с домом Рамсеса II и в той или иной степени обладавшего легитимными правами на египетский престол [2. Р. 45; 3. Р. 147]. Однако точно указать его царственных родителей все еще не представляется возможным.

Рентгенографическое исследование мумии Сиптаха показало, что он умер в возрасте 20-25 лет [3. Р. 202, 206207; 4. Р. 89; 5. 8. 10-11]. Следовательно, этот фараон мог родиться не ранее 1227 г. до н.э.1 Однако примерную дату его рождения следует скорректировать. Известняковая статуя № 122 Мюнхенской глиптотеки представляет фараона Сиптаха ребенком, сидящим на коленях у практически полностью разрушенной человеческой фигуры [6. Р. 72-73, Р1. 3]2. Сохранившиеся на статуе картуши Сип-

таха

«Владыка Обеих диадем [Сиптах

Земель Ахэнра Сетепэнра, Владыка Мерне]птах» показывают имена этого правителя, характерные для второй половины его царствования (прибл. с 1205 г. до н.э. - А. С.) [6. Р. 72-73; 7. Р. 141-142]. Следовательно, к моменту смерти в 1202 г. до н. э. Сиптах едва ли достиг возраста двадцати лет3. Тогда дату его рождения следует помещать не ранее 1222 г. до н. э.

На основании этого можно предположить, что отцом Сиптаха мог быть кто-то из трех его ближайших предшественников на египетском троне - Мернептах (1224-1214 гг. до н.э.), Сети II (1214-1208 гг. до н.э.) или Аменмессу (1212-1209 гг. до н.э.).

Большинством исследователей была принята гипотеза, согласно которой отцом Сиптаха был Сети II [6. 8. 13; 8. Р. 18; 9. Р. 216; 10. 31-32; 11. Р. 187-188]. В поддержку этой точки зрения обычно приводился тот факт, что воцарившийся после смерти Сети II Сиптах никогда не узурпировал его памятники, но лишь добавлял на них свои картуши, не стирая при этом имена своего предшественника [10. Р. 31]. Подобное отношение Сиптаха к монументам Сети II якобы может рассматриваться как дань уважения сына к своему отцу [3. Р. 147]. Однако данная аргументация довольно уязвима для критики. Нам известно, например, что Рамсес II узурпировал памятники своего отца Сети I и деда Рамсеса I [12. Р. 135]. В свою очередь, некоторые рельефы Рамсеса II в Карнакском храме были узурпированы его сыном Мернептахом [13. Р. 29-30]. Однако едва ли на основании этих фактов можно сделать вывод, что Рамсес II не почитал своих отца и деда, а Мернептах - отца. В то же время, к примеру, присутствие на гранитной колонне из Гелиополя, ныне хранящейся в Британском музее (ЕА 64), имен основателя XX династии Сетнахта, вырезанных позже на монументе под карту-шами Мернептаха [14. Р. 70], никоим образом не свидетельствует о родственной связи между этими двумя фараонами.

Кроме того, есть свидетельство, которое, возможно, показывает, что Сети II не был отцом Сиптаха. Как уже

94

А.В. Сафронов

упоминалось выше, Сиптах занял трон сразу после смерти Сети II. Об этом свидетельствует остракон CGC 25515 из поселения строителей царских гробниц в Дейр эль-Медина. Он содержит перечень рабочих и нерабочих дней команды строителей усыпальниц Сети II и Сиптаха. В колонке IV оборотной стороны этого остракона имеется следующая информация: (IV:1) rnP.t-sp 1 Abd 1 pr.t sw 29 (IV:2) jy jr.n hr.j MdA.y.w Nht-Mnw hnc Hnsw-m-hb (IV:3) m dd bjk tsy.w r tA P.t [n] Sth.y «(IV:1) Год 1-й, 1-й месяц (сезона) перет, день 29.(IV:2) Пришел начальник маджаев Нахт-Мин вместе с Хонсу-эмхебом, (^^чтобы сказать: «Сокол Сети поднялся к небу» (т.е. фараон Сети II умер. - А.С.) [15. P. 12*]. Упомянутый «год 1-й» является уже первым годом правления преемника Сети II Сиптаха4 [Ibid.].

Однако ранее в колонке II оборотной стороны остракона содержится практически идентичная строкам колонки IV информация, датированная, однако, последним годом правления Сети II: (П:21) Abd 1 pr.t sw 19 rhr (П:22) hrw n jy jr.n (П:23) hr.j MdA.y.w (П:24) Nht-Mnw m dd (II:25) bjk pAj=f (II:26) r P.t n Sth.y (II:27) kj h r tAj=f (II:28) S.t «(п21)1-й месяц сезона перет, день 19-й. Приостановление (работ).(П:22) День, когда пришел (II:23) начальник маджаев (II:24) Нахт-Мин, чтобы объявить: (II:25) «Сокол Сети взлетел (II:26) к небу. (II:27). Другой взошел на его (II:28) место» [Ibid.].

Последние две строки (стк. 27-28) демонстрируют любопытную деталь: писцы в Дейр эль-Медина почему-то обозначили преемника Сети II Сиптаха словом

Ъ]Л] 1к<-п.>Кг >спк 4^ «царь Верхнего и Нижнего Египта Ах<эн>ра, тот, кому <дана> жизнь вечно», то

<Eî\

(Sit

Хорово имя фараона

1КЖ

было прочитано

рядом исследователей весьма фантастично как кс т ЗкЪ^ «воссиявший в (городе) Хеммис10» [4. Р. 93; 22. Р. 87].

Полученное Хорово имя Сиптаха сторонники данной гипотезы пытались сопоставить с частью титулатуры

Ло^*Й^Г"*0

Аменмессу:

ZI

© гпп т !ЬЬ]Л г Н,кА $п пЪ Зп «тот, кого вскормила Исида в Хеммисе, чтобы (стать) властителем всего, что окружает солнечный диск» [23. 8. 19, 27]. По их мнению, упоминание топонима Хеммис может свидетельствовать в пользу родства двух фараонов, якобы упоминавших в титулах свой родовой город [4. Р. 93; 22. Р. 87].

Однако подобная гипотеза выглядит весьма натянуто. Во-первых, указание на вскармливание Аменмессу Исидой в Хеммисе, естественно, является аллюзией на миф о рождении Исидой Хора в этом городе [21. 8. 112]. Поскольку каждый фараон был земным воплощением этого бога, рассматривать Хеммис как родной город Аменмессу лишь на основании имеющей мифологическую подоплеку метафоре едва ли возможно.

Во-вторых, нет никакой уверенности в существовании Хорова имени Сиптаха, которое бы звучало как «воссиявший в Хеммисе». Название города Хеммиса никогда не

«другой». Можно, конечно, предположить, что когда весть о смерти Сети II из столицы в Дельте достигла поселка царских работников в Западных Фивах5, там попросту могли не знать имя его воцарившегося на далеком севере преемника [4. P. 83]. Однако в этом случае не совсем ясно, почему в тексте второго сообщения о смерти Сети II, пришедшего в Дейр эль-Медина десятью днями позже первого и датированного уже 1-м годом правления Сиптаха (см. выше. - А.С.), эти слова попросту опущены? И зачем было бы наделять нового фараона таким странным эпитетом, если он являлся законным наследником умершего фараона?6 Не хотели ли писцы из Дейр эль-Медина первоначально отразить реальную ситуацию, а именно отсутствие у нового царя прав на престол?!7 Таким образом, никаких указаний на то, что Сиптах был сыном Сети II8, нет9.

Существует также гипотеза, согласно которой отцом Сиптаха был узурпатор Аменмессу [Ibid. P. 93-94; 18. C. 560]. Он правил с 1212 г. до н.э. в Фивах и Нубии, в то время как под властью законного наследника Мернепта-ха Сети II оставались лишь Дельта и незначительная часть Верхнего Египта [19. C. 27-28]. По сути, в поддержку этой гипотезы приводится лишь один аргумент. На ныне утраченном небольшом бронзовом наосе из Британского музея [7. P. 143; 20. P. 715] имена Сиптаха

выписывалось только лишь графемой

[21. S. 111—

переданы как Если понимание второй части надписи бесспорно -

112; 24. P. 173]. Поэтому имя Сиптаха должно читаться как hr m bjtj - «воссиявший в качестве царя Нижнего Египта», а следовательно, свидетельства, которое позволяло бы предполагать, что Сиптах был сыном Аменмессу, попросту нет.

Из возможных кандидатов на роль отца Сиптаха остается только Мернептах. Можно ли верифицировать эту гипотезу? Как кажется, да. Мы знаем, что в 1-й год своего правления Сиптах носил имя shrj.n-Rr stP.n-Rr Rr-ms(j)-s(w) sA-Pth «возникший для Ра, избранный Ра, Рамсес Сиптах» [25. S. 161]. На 3-й год правления Сип-таха памятники показывают масштабную смену его имен. Теперь правитель называет себя Ah.n-Rr stP.n-Rr mrj.n-Pth sA-Pth «Угодный Ра, избранный Ра, Мернеп-тах Сиптах» [Ibid. S. 163; 7. P. 141-142]. Это изменение так и не получило сколько-нибудь удовлетворительного объяснения, хотя совершенно очевидно, что оно было вызвано какими-то весомыми идеологическими причинами11. Что же заставило Сиптаха пойти на столь радикальный шаг?

Из надписей Баи, всесильного временщика этого смутного времени, который возвел Сиптаха на трон, следует, что в Египте существовала некая оппозиция, не признававшая этого фараона легитимным правителем [1. C. 114, 118]. Позднее на рельефе заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу в процессии леги-

тимных фараонов XIX-XX династий фигура Сиптаха вообще отсутствует [2. Р. 45]. Следовательно, существовали некие весомые факторы, позволявшие части египетского истеблишмента отказывать Сиптаху в законности прав на престол. Тогда можно предположить, что через некоторое время после прихода к власти Сип-тах поменял свое имя с Рамсес-Сиптах на Мернептах-Сиптах именно для того, чтобы подчеркнуть законность своих прав на престол ссылкой на происхождение от Мернептаха, вероятно, являвшегося его отцом12.

Однако если Сиптах был сыном Мернептаха, то почему он не признавался частью египетской знати легитимным правителем? Еще А. Гардинер предположил, что Сиптах мог быть сыном сирийской наложницы [8. Р. 18]. Это предположение может быть подкреплено рельефом Е 26901 из Лувра. На нем изображен «цар-

ский сын» Рамсес-Сиптах со своей матерью, «царской женой» Сутерайей [11. Р. 173, Р1. 11]. Мать царевича явно носит типичное переднеазиатское имя, что указывает сиро-палестинский регион как на место ее происхождения [27. 8. 140-141]. Судя по всему, именно происхождение Сиптаха от матери-азиатки и являлось той причиной, по которой часть египетской знати могла не признавать его законным правителем.

Таким образом, рассмотрев трех фараонов последней четверти XIII в. до н.э., которые гипотетически могли бы претендовать на роль отца Сиптаха, в качестве последнего следует отдать предпочтение Мернеп-таху. Шаткие же права Сиптаха на престол, несмотря на принадлежность к дому Сети I и Рамсеса II, могут быть объяснены фактом его происхождения от азиатской наложницы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь и далее даты XIX династии приведены в соответствии со средней моделью новоегипетской хронологии, согласно которой воцарение Рамсеса II приходится на 1290 г. до н.э.

2 Об ее идентификации см.: [4. S. 35-38; 5. P. 91, 93; 6. P. 72-73].

3 Анализ состояния зубов мумии Сиптаха также говорит о том, что к моменту смерти ему было не более 20 лет [5. S. 6].

4 Далее в колонке V оборотной стороны остракона говорится: (v:1) rnp.t-sp [Л )bd [4] pr.t sw 21 hrw n shn rp) b)k.w (v:2) n sh)j.n-Rr stp.n-Rr [...] nb hr.w Rr-ms(..jw)-sw s) Pth r.w.s. «(V:1) Год 1-й, 4-й месяц (сезона) перет, день 21. День приказа о (начале) работ (V:2) для Сеха-эн-ра Сетепенра, владыки диадем Рамсеса Сиптаха, да будет он жив, невредим и здоров» [15. P. 12*].

5 Весть из Дельты до Фив доходила не менее чем за две недели [16. P. 69].

6 Для сравнения мы имеем сходную картину при переходе власти от Рамсеса III к Рамсесу IV в 1166 г. до н.э. Начальник маджаев по имени Монтумес точно также приходит в поселок строителей и практически в тех же словах сообщает о кончине фараона и восшествии на трон его преемника. Однако Рамсес IV в документе обозначен несравненно более лестно: jw nswt.p) jt.j hms hr t) jsb.t <n> p) Rr r s.t=f «царь (далее имена и титла. - А.С.), владыка воссел на трон Ра, на место свое» [17. P. 558: 2-3].

7 Здесь следует опять-таки вспомнить Баи, который утверждал Сиптаха на троне его предков !

8 Результаты ренгенографического исследования мумии Сети II показали, что он умер в возрасте 25 лет [3. P. 202]. Если это так, то он априори не мог быть отцом Сиптаха, поскольку к моменту рождения последнего не мог достигнуть детородного возраста! Однако существуют некоторые сомнения как в точности измерения возраста мумии Сети II, так и вообще ее принадлежности [4. P. 80-82]. Поэтому данный аргумент здесь нами не рассматривается.

9 Нам известен только один сын Сети II, царевич Сети-Мернептах, чьи изображения сохранились в возведенном этим фараоном святилище в Карнакском храме Амона. Однако, как полагают, он умер еще при жизни своего отца [4. P. 76].

10 О локализации этого города и его иероглифическом и греческом написаниях см.: [18. S. 111-114].

11 Случаи изменения преномена фараона зафиксированы крайне редко [8. P. 14]. Однако эти случаи не показывают изменения сразу обоих имен фараона.

12 Мнение о том, что Сиптах был сыном Мернептаха, мельком высказывалось также Ж. Йойотом [26. P. 469].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сафронов А.В. «Безымянный» сановник конца XIX династии и новые титулы «великого начальника казны» Баи // Вестник древней истории.

2008. № 3. C. 110-129.

2. Aldred C. The Parentage of King Siptah // The Journal of Egyptian Archaeology. 1963. Vol. 49. P. 41-48.

3. An X-Ray Atlas of the Royal Mummies / eds. by J.E. Harris, D.F. Wente. Chicago ; London : The University of Chicago Press, 1980. Xxviii + 399 p.

4. Dodson A. Poisoned Legacy. The Decline and Fall of the Nineteenth Egyptian Dynasty. Cairo ; New York : The American University in Cairo Press,

2010. Xxvi + 196 p.

5. Drenkhahn R. Die Elephantine-Stele des Sethnacht und ihr historischer Hintergrund. Wiesbaden : Otto Harrasowitz, 1980. X + 85 s.

6. Beckerath von J. Queen Twosre as Guardian of Siptah // The Journal of Egyptian Archaeology. 1962. Vol. 48. P. 70-74.

7. Gauthier H.M. Le livre des rois d'Egypte. Tome 3: De la XIXe a la XXIVe Dynastie. Le Caire : Imprimerie de l'IFAO, 1914. 448 p.

8. Gardiner A.H. Only One King Siptah and Twosre Not His Wife // The Journal of Egyptian Archaeology. 1958. Vol. 44. P. 12-22.

9. Kitchen K.A. Pharaoh Triumphant. The Life and Times of Ramses II. Cairo : The American University in Cairo Press, 1997. X + 272 p.

10. Lesko L.H. A Little More Evidence for the End of the Nineteenth Dynasty // Journal of the American Research Center in Egypt. 1966. Vol. 5. P. 2932.

11. Vandier J. Ramsès-Siptah // Revue d'Egyptologie. 1971. Vol. 23. P. 165-191.

12. Brand P.J. The monuments of Seti I and their historical significance: epigraphic, art historical and historical analysis. Ph. D. Toronto : University of Toronto, 1998. Xxvi + 548 p.

13. Brand P.J. The usurped cartouches of Merenptah at Karnakan Luxor // Causing His Name to Live. Studies in Egyptian Epigraphy and History in Memory of William J. Murnane. Brand P.J., Cooper L., eds. Leiden ; Boston : Brill, 2009. P. 29-48.

14. Porter B., Moss R.L.B. Topographical bibliography of Ancient Egyptian hieroglyphic texts, reliefs, and paintings. IV. Lower and Middle Egypt (Delta and Cairo to Asyut). Oxford : At the Clarendon press, 1934. Xxvii + 283 p.

15. Cerny J.M. Ostraca Hiératiques. Fasc. 1. Le Caire : Imprimerie de l'IFAO, 1930. 83 p.

16. Peden A.J. A Note on the Accession Date of Merenptah // Gottinger Miszellen. 1994. Hf. 140. S. 69.

17. Kitchen K.A. Ramesside Inscriptions. Vol. 5. Oxford : B.H. Blackwell LTD, 1983. Xxxii + 672 p.

18. Перепелкин Ю.Я. Египет после солнцепоклоннического переворота // История Древнего Востока. Ч. 2 / под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М. : Гл. ред. вост. лит., 1988. С. 528-572.

96

А. В. Сафронов

19. Сафронов А.В. Сети II и Аменмессу: два брата - два фараона - два врага // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2007. № 1. C. 27-41.

20. Prisse d'Avennes É. Antiquités égyptiennes du Musée Britannique (British muséum) // Revue archéologique. 1847. T. 3 (2). P. 693-723.

21. Gomaà F. Die Besiedlung Ägyptens während des Mittleren Reiches. II. Unterägypten und die angrenzenden Gebiete. Wiesbaden : Dr. Ludwig Reichert Verlag, 1987. 398 s.

22. Callender V.G. Queen Tausret and the End of Dynasty 19 // Studien zur altägyptischen Kultur. 2004. Bd. 32. S. 81-104.

23. Caminos R.A. Two Stelae in the Kurnah temple of Sethos I / Ägyptologische Studien. Hermann Grapow zum 70. Geburtstag gewidmet. Firchow O., Grapow H., Hrgs. Berlin : Akademie-Verlag, 1955. S. 17-29.

24. Gauthier H.M. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. T. 4. Le Caire : Société Royale de Géographie d'Égyp-te, 1927. 226 p.

25. von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. Mainz am Rhein : Verlag Philipp von Zabern, 1999. Xx + 314 s.

26. Yoyotte J. Un souvenir du «Pharaon» Taousert en Jordanie // Vetus Testamentum. 1962. Vol. 12 (4). P. 464-469.

27. Schneider Th. Siptah und Beja. Neubeurteilung einer historischen Konstellation // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2003. Hf. 130. S. 134-146.

Safronov Alexander V. Moscow State Regional University (Moscow, Russia), Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected] WHO WAS THE FATHER OF PHARAOH SIPTAH? Keywords: Siptah; Merenptah; Amenmessu; Sethos II; XIX dynasty.

The article is devoted to the question of parentage of the last male Pharaoh of XIX dynasty Siptah and his relationship to the Ramesside dynasty. The author examines three of his predecessors - Merenptah, Sethos II and Amenmessu, each of whom is usually regarded in historiography as Siptah's father. According to the author, there are no facts proving that Sethos II was the father of Siptah. On the contrary, the text on the ostracon CGC 25515 from workmen' village in Deir el-Medina, which mention about construction of Sethos II' royal tomb in Valley of the Kings and his death in his 6th regnal year, designates his successor on the throne Siptah not as the king's son but by very strange epithet "other". The author thinks that this fact can point out the absence of direct parentage between Sethos II and Siptah. Besides the author came to conclusion that Amenmessu could not be the father of Siptah because of the lack of any evidence too. The one argument that is usually used to prove their direct parentage, is the naos from British museum that is lost now. However, his

reproduction contains the inscription which mention the Horus name of Siptah as —||[=. It is usually translated as "appearing in (the city) Khemmis". As it is widely accepted, this epithet can supposedly prove the direct parentage between Siptah and Amenmessu because the last bore the epithet «one whom (the goddesses) Isis nursed in (the city) Khemmis». The mention of one and the same place-name in epithets of both the Pharaohs can supposedly point out the direct parentage between the above-mentioned kings. But the author

shows that Horus name

could not be translated as "appearing in (the city) Khemmis", but only as "appearing as the

king of Lower Egypt". That is why the epithet of Siptah has nothing to do this the one of Amenmessu, and there are no other arguments to prove their direct parentage. In author's opinion, only Merenptah could pretend to this role. This opinion can be proved by the fact of changing Siptah's throne name from "Ramses-Siptah" on "Merenptah-Siptah" at the beginning of his reign. As it is suggested by many scholars, the mother of Siptah was the Asiatic concubine, and he had no legal rights to ascend the throne. The Great Chancellor Bay, one of the main political figures of end of the XIX Dynasty, mentioned that the accession of Siptah was accompanied by some struggles, and Bay must establish the young king on the throne of his father. One can suggest that Siptah could change his name to prove his legitimacy by reference of the origin from Merenptah.

REFERENCES

1. Safronov, A.V. (2008) "Bezymyannyy sanovnik" kontsa XlXdinastii i novye tituly "velikogo nachal'nika kazny" Bai ["Nameless" dignitary of the end

of the 19th dynasty and new titles of "the great chief of the treasury" Bai]. Vestnik drevney istorii. 3. pp. 110-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aldred, C. (1963) The Parentage of King Siptah". The Journal of Egyptian Archaeology. 49. pp. 41-48.

3. Harris, J.E. & Wente, D.F. (1980) An X-Ray Atlas of the Royal Mummies. Chicago, London: The University of Chicago Press.

4. Dodson, A. (2010) Poisoned Legacy. The Decline and Fall of the Nineteenth Egyptian Dynasty. Cairo - New York: The American University in Cairo

Press.

5. Drenkhahn, R. (1980) Die Elephantine-Stele des Sethnacht und ihr historischer Hintergrund. Wiesbaden: Otto Harrasowitz. (In German).

6. Beckerath, von J. (1962) Queen Twosre as Guardian of Siptah. The Journal of Egyptian Archaeology. 48. pp. 70-74.

7. Gauthier, H.M. (1914) Le livre des rois d'Egypte [The Book ofthe Kings of Egypt]. Vol. 3. Cairo: Imprimerie de l'IFAO, 1914. 448 p.

8. Gardiner, A.H. (1958) Only One King Siptah and Twosre Not His Wife. The Journal of Egyptian Archaeology. 44. pp. 12-22.

9. Kitchen, K.A. (1997) Pharaoh Triumphant. The Life and Times of Ramses II. Cairo: The American University in Cairo Press.

10. Lesko, L.H. (1966) A Little More Evidence for the End of the Nineteenth Dynasty. Journal of the American Research Center in Egypt. 5. pp. 29-32.

11. Vandier, J. (1971) Ramsès-Siptah [Ramses-Siptah]. Revue d'Egyptologie. 23. pp. 165-191.

12. Brand, P.J. (1998) The monuments of Seti I and their historical significance: epigraphic, art historical and historical analysis. Ph. D. Toronto: University of Toronto.

13. Brand, P.J. (2009) The usurped cartouches of Merenptah at Karnakan Luxor. In: Brand, P.J. & Cooper, L. (eds) Causing His Name to Live. Studies in Egyptian Epigraphy and History in Memory ofWilliam J. Murnane. Leiden - Boston: Brill. pp. 29-48.

14. Porter, B. & Moss, R.L.B. (1934) Topographical bibliography of Ancient Egyptian hieroglyphic texts, reliefs, and paintings. IV. Lower and Middle Egypt (Delta and Cairo to Asyut). Oxford: At the Clarendon press.

15. Cerny, J.M. (1930) OstracaHiératiques. Fasc. 1. Cairo: Imprimerie de l'IFAO.

16. Peden, A.J. (1994) A Note on the Accession Date of Merenptah. Gottinger Miszellen. 140. pp. 69.

17. Kitchen, K.A. (1983) Ramesside Inscriptions. Vol. 5. Oxford: B.H. Blackwell LTD.

18. Perepelkin, Yu.Ya. (1988) Egipet posle solntsepoklonnicheskogo perevorota [Egypt after the sun-worshiping coup]. In: Bongard-Levin, G.M. (ed.) Istoriya Drevnego Vostoka [History of the Ancient East]. Moscow: Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury. pp. 528-572.

19. Safronov, A.V. (2007) Seti II i Amenmessu: dva brata - dva faraona - dva vraga [Seti II and Amenmessu: Two brothers - two pharaohs - two enemies]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. 1. pp. 27-41.

20. Prisse d'Avennes, É. (1847) Antiquités égyptiennes du Musée Britannique (British museum) [Egyptian Antiquities of the British Museum (British Museum)]. Revue archéologique. 3(2). pp. 693-723.

21. Gomaà, F. (1987) Die Besiedlung Ägyptens während des Mittleren Reiches. II. Unterägypten und die angrenzenden Gebiete [The Settlement of Egypt during the Middle Kingdom. II. Lower Egypt and the adjacent areas]. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag.

22. Callender, V.G. (2004) Queen Tausret and the End of Dynasty 19. Studien zur altägyptischen Kultur. 32. pp. 81-104.

23. Caminos, R.A. (1955) Two Stelae in the Kurnah temple of Sethos I. In: Firchow, O. & Grapow, H. (eds) Ägyptologische Studien. Hermann Grapow zum 70. Geburtstag gewidmet [Egyptology Studies. Dedicated to Hermann Grapow's 70th birthday]. Berlin: Akademie-Verlag. pp. 17-29.

24. Gauthier, H.M. (1927) Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques [Dictionary of geographical names contained in hieroglyphic texts]. Vol. 4. Cairo: Société Royale de Géographie d'Egypte.

25. Von Beckerath, J. (1999) Handbuch der ägyptischen Königsnamen [Handbook of the Egyptian royal names]. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern.

26. Yoyotte, J. (1962) Un souvenir du "Pharaon" Taousert en Jordanie [A souvenir of the "Pharaoh" Taousert in Jordan]. Vetus Testamentum. 12(4). pp. 464-469.

27. Schneider, Th. (2003) Siptah und Beja. Neubeurteilung einer historischen Konstellation [Siptah and Beja. Reassessment of historical constellation].

Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 130. pp. 134-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.