И. Р. Тантлевский*
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧНОСТИ ДРЕВНЕИЗРАИЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ ОБ ИОСИФЕ И ИСХОДЕ ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА И ИХ ВОЗМОЖНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ **
В первой части статьи автор высказывает предположение о том, что протоизра-ильтяне поселяются в Египте при гиксосском царе 'Апопи 'Аауссере. На образ визиря Иосифа, возможно, повлияли воспоминания евреев о фигуре визиря-семита 'Апер-Эл, служившего при фараоне Эхнатоне. Во второй части статьи автор коррелирует библейское представление о 400 годах египетского рабства с т. н. Стелой четырехсотого года, установленной фараоном Рамсесом II.
Ключевые слова: Пятикнижие, Иосиф, четыреста лет египетского рабства евреев, Исход, 'Апопи 'Аауссера, 'Апер-Эл, Стела 400-го года.
I. R. Tantlevskij
To the Problem of Historicity of the Ancient Israels Traditions of Joseph and the Exodus of Hebrews from Egypt and Their Possible Interpretations
In the first part of the article the author suggests that the Hebrews settled in Egypt during the reign of the Hyksos King 'Apopi 'Aaussera. On the image of the vizier Joseph may have influenced the reminiscences of the figure of vizier-Semite Aper-El, who served under Pharaoh Akhenaten. In the second part of the article the author correlates Biblical view of the 400 years of Israel's slavery in Egypt with the so-called 400-year Stele erected by Pharaoh Ramses II.
Keywords: the Pentateuch, Joseph, the 400 years of Israel's slavery in Egypt, Exodus, Apopi Aaussera, Aper-El, the 400-year Stele.
* Тантлевский Игорь Романович — доктор философских наук, профессор, заведующий Кафедрой еврейской культуры Санкт-Петербургского государственного университета, [email protected]
** Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта: «Информационный ресурс "Библейская текстология"» (проект № 14-03-12003); Санкт-Петербургский государственный университет.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Том 17. Выпуск 3
283
I. Иосиф, визирь фараона Эхнатона 'Апер-Эл и исход израильтян из Египта
Данные археологических раскопок последнего десятилетия, прежде всего в Иерусалиме (см., напр.: [20; 21]) и Хирбет-Кейафе (см., напр.: [11; 12; 13, р. 217-233; 14, р. 881-890]), в целом подтверждают библейские свидетельства о создании израильским царем Давидом (ок. 1009[1002/1001]-969 гг. до н. э.) государства имперского типа (см., напр.: [5, с. 182-191]), свидетельства, которые до того рассматривались так называемыми «библейскими минималистами» и во многом представителями «Тель-Авивской школы» чуть ли не как легендарные. Крупный остракон из Хирбет-Кейафы, содержащий запись — по всей вероятности, на древнееврейском языке [9, р. 193-242; ср.: 19, р. 111-123], — датируемую временем не позднее царствования Давида, свидетельствует о том, что, во-первых, грамотность была достаточно широко распространена в данный период в иудейском регионе, в том числе на периферии, а во-вторых, что писцы уже тогда были способны записывать достаточно сложные тексты — в том числе, вероятно, и те, что легли в основу библейских повествований: например, сборники общенационального эпоса («Книга войн ГОСПОДНИХ», «Книга Праведного»), источник «У» [6, с. 78-129], источники, инкорпорированные в «Девтерономистическую историю» [9, р. 224] и др. (см., напр.: [6, 7]). (Вероятно, в те времена основным материалом для письма служил папирус; ср., напр.: Иер. 51:63; Иез. 2:10; см. далее: [16, р. 161-173].) И все это позволяет по-новому взглянуть и на историчность других древних библейских свидетельств и традиций. Так, артефактов и внебиблейских текстов, прямо свидетельствующих о пребывании Израиля в Египте, пока не обнаружено. И, тем не менее, ставить под сомнение историческую основу библейской традиции о египетском рабстве евреев и их исходе, как представляется, нет достаточных оснований (см., напр.: [3, с. 71-204; 4, с. 30-108]), хотя исследователи «минималистического» толка и делают это. «Традиционалисты» же согласны в том, что поселение древних евреев в Египте могло произойти, скорее всего, при гиксосах (см., напр.: [23, р. 316; 22, р. 37 и сл.]).
При каком же гиксосском царе Иосиф и его отец Йаков с семейством (или их прототипы) могли появиться в Египте? Попытаться найти ответ на данный вопрос, как представляется, позволяет сопоставление текстов Быт. 15:13 и Исх. 12:40-41. Согласно первому пассажу, израильтяне были угнетаемы в стране египетской четыреста лет; согласно же второму — они обитали в Египте четыреста тридцать лет. В Книге Бытия нашла также отражение традиция, по которой Йаков-Израиль с семейством прибыл в Египет через тринадцать лет после того, как туда попал Иосиф (ср.: 37:2 и 41:46). Таким образом, согласно засвидетельствованной в Пятикнижии традиции, благополучие евреев в Египте длилось лишь три десятилетия. (Ср.: Иосиф Флавий. Против Апиона, I, 236.) Таким образом, если попытаться соотнести данную библейскую хронологию с правлением этнически родственных евреям гиксосов (ядро которых составляли западные семиты — амореи-сутии) в Египте, то поселение Израиля в этой стране следовало бы отнести к заключительному этапу гиксосского владычества в Нижнем Египте, к царствованию 'Апопи 'Аауссеры (ок. 1600-1542 гг.
до н. э.). Около 1540 г. до н. э. Яхмос I — основатель XVIII династии и Нового царства — положил конец господству гиксосов в Дельте: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» (Исх. 1:8). «Азиаты» переходят в разряд 'апиру и начинается их жестокое угнетение, нашедшее, в частности, отражение в первых главах Книги Исхода. Известно, например, что огромное число семитов использовалось в качестве государственных рабов на строительных работах в районе Фив в эпоху XVIII династии и на северо-востоке Дельты в период XIX династии (см., напр.: [7, p. 89 и сл.; 24, p. 325-327]). В связи с нашим предположением о том, что поселение евреев в Египте может быть отнесено к периоду правления 'Апопи 'Аауссеры, отметим, что, как показал Ю. фон Бекерат (8, passim), власть гиксосов именно как царей Египта длилась не более чем сто лет до начала Нового царства. (Термин «фараон» применительно к царю Египта начинает использоваться позднее гиксосского правления там.)
Из повествования 41-й главы Книги Бытия как будто бы явствует, что, во-первых, царь египетский, наряду со своими слугами и царедворцами (ср.: Быт. 40:8, 41:38-39; ср. также: Быт. 39:9 в отношении жены Потифара), как и Иосиф, почитали единого Бога и верили, что Его Дух пребывает в Иосифе (т. е. что он есть истинный пророк Божий), а во-вторых, что Иосиф и египтяне «вербально» почитали одного Бога. В связи с первым аспектом обратимся к рассказу о ссоре гиксосского царя 'Апопи 'Аауссеры с «правителем южного города», т. е. Фив, Секен-не-Ра, дошедшему до нас в копии конца XIII в. до н. э., но восходящему, по-видимому, к более древней традиции и содержащему элементы историзма (ср., напр.: [8]). В частности, здесь говорится следующее:
Было, <.. .> что правитель 'Апопи — да будет он жив, невредим и здрав — был в Аварисе, и вся страна платила ему дань в полной мере, а также <поставляла> все лучшие вещи в Тимурисе (одно из наименований Египта. — И. Т.). Затем царь Апопи — да будет он жив, невредим и здрав — сделал Сутеха своим господином (resp. Баалом, семит. «господин». — И. Т.) и не служил никакому другому богу по всей стране, исключая Сутеха. И он построил <ему> храм отличной работы, навеки, рядом с царским дворцом Апопи — да будет он жив, невредим и здрав — и появлялся ежедневно <в этом храме>, чтобы приносить жертвы Сутеху, а вельможи его величества — да будет он жив, невредим и здрав — несли венки цветов, как это делается для храма Ра-Харахти. (Ср. переводы: [10, p. 163; 1, c. 112; 2, c. 131 и сл.])
Нельзя исключить возможности того, что здесь получила отражение попытка проведения 'Апопи 'Аауссерой «монотеистической» реформы за более чем двести лет до солнцепоклоннического «монотеистического» переворота фараона Эхнатона (Ах-на-Йати; он же Аменхотеп IV; ок. 1353-1336 гг. до н. э.), предполагавшего поклонение богу Атону (Йати) — «Зримому Солнцу». Во всяком случае, можно допустить, что определенная связь между данным рассказом — или, может быть, точнее, лежащей в его основе традицией — и «монотеистическими» тенденциями египетского царя (гипотетически 'Апопи 'Аауссеры), возможно, явившегося прообразом фараона, изображенного в 41-й главе Бытия, есть. (Не исключена возможность, что намек на почитание 'Апопи 'Аауссерой единственно Сутеха/Ба'ала содержится и в «Финикийской истории» Филона Библского/Санхунйатона (Евсевий Кесарийский. Приготовление
к Евангелию, I, 10, 7-8; см.: [3, 90 и сл.]). В этой связи допустимо задаться следующим вопросом: не Иосиф ли, он же влиятельный визирь Цафенат-Панеах (или его прототип), мог повлиять на религиозные представления царя (предположительно гиксосского) и его двора и части жречества и даже попытаться провести монотеистическую реформу в Египте?
Отметим также, что гиксосы отдавали явный приоритет богу ханааней-ского «происхождения» — Сутеху (Сута; в вавилонской клинописи — Шутах), культ которого становится государственным с центром в их столице Аварисе. Сутех, с одной стороны, идентифицировался с египетским Сетхом, а с другой — с ханаанейским богом грозы и бури Ба'алом, букв. «господин», и изображался в его одеждах и головном уборе (шапка с рогами, между которыми располагалось солнце). Судя по израильско-иудейским антропонимам и топонимам XII — первой трети X в. до н. э., эпитет «Ба'ал», т. е. «Господин», употреблялся и по отношению к Богу Израиля (наряду с синонимичным обозначением Адон/Адонай, т. е. «Господин») (см.: [6, с. 315-337]). Таким образом, когда Иосиф говорил о Господе, гиксосский царь Египта мог воспринимать его слова как относящиеся к ханаанейско-гиксосскому Ба'алу-«господину». Во всяком случае, так это могло трактоваться в древнеизраильской традиции.
Можно также допустить, что на создателя библейского образа Иосифа и изображения его деятельности при дворе царя Египта, возможно, оказала влияние фигура и некоторые аспекты деятельности 'Апер-Эла, визиря Нижнего Египта при фараоне Эхнатоне. Гробница 'Апер-Эла датируется временем правления последнего фараона XVIII династии Тутанхамона (ок. 1334-1325 гг. до н. э.) (см., напр.: [25, p. 31-44; 26, p. 6-16]). Российский египтолог О. Д. Берлев, отмечая, что визирь-семит — это беспрецедентный случай в истории древнего Египта (за исключением гиксосского периода), предположил, что эта гробница принадлежит не кому иному, как самому Иосифу (ср.: Быт. 50:26). (Устное сообщение.) Любопытно, что Томас Манн в своем романе «Иосиф и его братья» изображает именно Иосифа как человека, убеждавшего фараона Эхнатона провести монотеистическую реформу (ср.: Пс. 105 [104]:21-22). (Ad hoc заметим, что в литературе часто отмечаются параллели между Пс. 104 [103] и «Гимном Атону», обнаруженном в гробнице приближенного Эхнатона Эйе.)
Первый компонент семитского имени 'Апер-Эл, возможно, одного корня со словом ибри-«еврей», второй компонент означает «Бог»/«бог» (семит. el). Мы не знаем точно, кто по происхождению был этот человек и какую роль он сыграл в проведении религиозной «монотеистической» реформы Эхнатона, однако факт беспрецедентного возвышения семита при фараоне XVIII династии мог оказать неизгладимое впечатление на пребывавших в Египте евреев. Если Исход произошел в первой половине XIII в. до н. э. — а это наиболее убедительная на сегодняшний день точка зрения (см., напр.: [3, с. 97-164]), — то среди уходивших из Египта израильтян еще могли быть люди, — включая самого Моисея (согласно Исх. 7:7, Моисею было 80 лет, а Аарону — 83, когда они возглавили исход из Египта), — детство или даже юность которых приходились на время деятельности 'Апер-Эла. Не исключена возможность, что некоторые черты этого визиря Эхнатона могли быть экстраполированы на отдельные аспекты деятельности библейского Иосифа при дворе царя Египта.
Возможно, сближение фигур визиря Иосифа и визиря 'Апер-Эла выразилось в той зафиксированной в Библии хронологической традиции Исхода, согласно которой израильтяне возвращаются из египетского рабства «в четвертом поколении (роде)» (Быт. 15:16, ср.: Иосиф Флавий. Против Апиона, I, 299). Согласно текстам Быт. 50:23, Числ. 32:39-40 и И. Нав. 13:31, 17:1, правнуки Иосифа (дети Махира) родились еще при его жизни; они же принимали участие в завоевании израильтянами Ханаана и поселении в Земле Обетованной. Согласно Исх. 6:16-20 и 1 Хр. 5:27-29 [6:1-3], Моисей и Аарон были правнуками Левия, пришедшего с семьей в Египет во времена Иосифа.
Последний стих Книги Бытия (50:26) гласит о том, что Иосиф умер в возрасте ста десяти лет — это идеальный срок жизни по древнеегипетским представлениям (см.: [18, с. 106-118; 17, р. 33-44]). (Согласно И. Нав. 24:29 и Суд. 2:8, Иисус Навин также умер в возрасте 110 лет.) И «набальзамировали» Иосифа, «и положили в ковчег в Египте». В свете вышеупомянутой «короткой» библейской хронологии Исхода, фраза Исх. 1:8: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», может намекать не на конец гиксосского владычества в Нижнем Египте и на первого фараона XVIII династии (см. выше), а на вхождение во власть генерала Хоремхеба (ок. 1321-1293), либо — на основателей XIX династии Рамсеса I (правил всего около двух лет; 1293-1291) или его сына Сети I (ок. 1291-1279). МВ: В царствование старшего сына (?) Эхнатона от Кэйе Сменхкары (ок. 1336-1334) атонизм продолжал существовать с центром в Ахе-татоне (Ай-Йати; совр. городище Эль-Амарна), столице и религиозном центре Эхнатона. При младшем брате (?) Сменхкары Тутанхамоне (1334-1325) и Эйе (ок. 1325-1321) — возможно, отце царицы Нефертити, виднейшем царедворце Эхнатона и визире при Тутанхамоне, — перенесших столицу в Мемфис (или Фивы?), каких-либо активных преследований атонизма и резкой смены порядка, судя по имеющимся источникам, не наблюдалось. И для последующих поколений они вместе с Эхнатоном и Сменхкарой считались «незаконными» фараонами. Первым законным царем после Аменхотепа III (ок. 1390-1353) стал для египтян Хоремхеб ок. 1321 г. до н. э.
При Хоремхебе активизируется восстановление старого (доэхнатоновско-го) политического порядка и религии. Преследованиям подвергается атонизм. Хоремхеб вставляет свое имя вместо имени Тутанхамона на памятниках этого юного царя, имя же Эйе почти всегда просто истребляется без замены именем нового фараона. Гробница Эйе была разграблена. При Хоремхебе начинают производиться строительные работы в районе Кантира; Сети I переносит сюда царскую резиденцию, а его сын Рамсес II превращает ее, используя труд 'апиру (ср., напр., папирус Лейден 348), в грандиозную столицу, Пер-Рамсес (ср.: Исх. 1:11). По всей видимости, именно в этот период — скорее всего при Рамсесе II — имел место исход израильтян из Египта (см., напр.: [3, с. 97-164]).
II. Четыреста лет египетского рабства евреев и Стела четырехсотого года фараона Рамсеса II
Говоря о продолжительности пребывания евреев в египетском рабстве, еще раз отметим, что в Библии нашли отражение две основные традиции: четыре поколения и четыреста лет. Согласно Быт. 15:13, потомки Авраама угнетались в Египте 400 лет; соответственно, в Исх. 12:40-41 дважды отмечается, что «времени, которое сыны Израиля обитали в Египте было четыреста тридцать лет». Этим цифрам соответствует генеалогия Иисуса Навина, — под водительством которого, согласно библейской традиции, израильтяне овладели Землей Обетованной, — представленная в 1 Хр. 7:20-27: между Иосифом и Иисусом Навином (потомком Ефрема, сына Иосифа) прошло одиннадцать поколений. (Условное время жизни одного поколения равно 40 годам; ср., напр.: Исх. 16:35; Числ. 14:33-34, 32:13; Втор. 2:14; Пс. 95[94]:10). В Септуагинте указание о «четырехстах тридцати годах» интерпретируется следующим образом: «И обитания сынов Израиля, сколько они обитали в земле Египта и в земле Ханаана, было четыреста тридцать лет». Данная трактовка возникает на основе следующих цифр: Авраам переселился в Ханаан в возрасте 75 лет (Быт. 12:4); через 25 лет пребывания здесь родил Исаака (Быт. 17:1, 21); в возрасте 60 лет Исаак родил 'Эсава и Йакова (Быт. 25:26); Йаков переселился в Египет в возрасте 130 лет (Быт. 47:9). Таким образом, получается, что до переселения в Египет патриархи обитали в Ханаане 215 лет; и, соответственно, 215 лет длилось само египетское рабство. Следуя калькуляциям Септуагинты, иудейский историк Иосиф Флавий пишет в своем труде «Иудейские древности» (XIV, 2), что евреи пребывали в египетском рабстве 215 лет. В работе же «Против Апиона», I, 299 он пишет, что Иосиф старше Моисея на четыре поколения (ср., напр.: Быт. 15:16; Исх. 6:16-20; 1 Хр. 5:27-29), «что составляет около ста семидесяти лет». В древнем раввинистическом хронографическом сочинении «Седер 'олам» (III, 2) говорится о 210 гг. пребывания евреев в Египте.
Что касается цифры «400 лет рабства» — и, соответственно, «430 лет пребывания в Египте» — то она, по всей вероятности, возникает как реакция на исчисление Стелы четырехсотого года, поставленной Рамсесом II (ок. 1279-1212) в Пер-Рамсесе и знаменующей четырехсотлетие царствования бога Сетха, т. е. Сутеха (Суту)/Ба'ала, в этом городе и, шире, в данном регионе. (Впоследствии эта стела была перевезена в Танис (Цоан).) Сетх изображается на стеле в азиатском одеянии и обозначается как «Сетх (города) Рамсеса». Израильтяне, принимавшие, согласно библейским данным, участие в строительстве Пер-Рамсеса и проживавшие по соседству с этим регионом, в земле Гошен, — или же позднейшие составители соответствующего повествования, — могли, вероятно, воспринять указание на четырехсотый год утверждения Сетха/Суту/ Ба'ала в Пер-Рамсесе как констатацию времени утверждения родственных и дружественных им сутиев-гиксосов, почитавших этого бога как верховного в Аварисе и в дальнейшем во всей Дельте Нила. Более того, возможно, не зная точно дату своего появления на востоке Дельты, в Гошене (или, может быть, правильнее будет сказать, не имея возможности точно соотнести свой приход в район Дельты с каким-либо крупным событием), они могли посчитать, что
пришли туда вместе с гиксосами, в рамках их движения. В то же время, нельзя исключать вероятности того, что евреи сознательно представили дело подобным образом, дабы соотнести свое появление в Египте со столь выдающимся событием, как утверждение гиксосов в Аварисе, а затем и повсеместно в Дельте (что, вероятно, имело место ок. 1700 г. до н. э. или немного позднее). Показательно, что, с одной стороны, такой антиеврейски настроенный автор, как Манефон (Иосиф Флавий. Против Апиона, I, 73-91, 93-105, 228-252), и, вероятно, также Лисимах (Ibid., I, 304-311; II, 16, 20, 145), Херемон (Ibid., I, 288-292), Апион и др. (ср.: Плутарх, Об Исиде и Осирисе [31, p. 353 C-D — Sieveking = F 68 R]), а с другой — Иосиф Флавий (ср., напр.: Ibid., I, 228-229), отождествляли/соотносили евреев с гиксосами или c их ближайшими союзниками.
Итак, согласно библейской традиции, сыны Израиля проживали в Египте достаточно благополучно тридцать лет (ср.: Быт. 15:13 и Исх. 12:40-41). Из-раиль-Йаков с семейством прибыл в Египет через тринадцать лет после того, как туда попал Йосеф (ср.: Быт. 37:2 и 41:46), который был в конечном счете необычайно возвышен правившим там «царем» — гипотетически гиксосским. Стела четырехсотого года, поставленная Рамсесом II в Пер-Рамсесе и интерпретировавшаяся как указание на время утверждения в этом регионе гиксосов, вероятно, могла быть соотнесена с продолжительностью египетского рабства и угнетения евреев, последовавшими после того, как «восстал в Египте новый царь, который не знал Йосефа». Если это так, то упомянутые выше цифры и корреляции позволяют допустить, что евреи могли покинуть Египет в первой половине царствования Рамсеса II.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. — М., 1976.
2. Ссора Ипепи и Секененра // Сказки Древнего Египта / Сост. и общ. ред. Г. А. Беловой и Т. А. Шерковой. — М., 1998.
3. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 2007.
4. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н. э. СПб., 2013.
5. Тантлевский И. Р. Автор источника «Y» в книге Бытия как провозвестник и идеолог создаваемой Давидом Израильской империи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. —2015. — Т. 16, вып. 3. — С. 182-191.
6. Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. — СПб., 2016.
7. Albright W. F. Yahweh and the Gods of Canaan: An Historical Analysis of Two Contrasting Faiths. — London, 1968.
8. Beckerath J. von. Untersuchungen zur politischen Geschichte der zweiten Zwischenzeit in Ägypten. — Glückstadt; Hamburg; New York, 1965.
9. Galil G. The Hebrew Inscription from Khirbet Qeiyafa/Neta'im. Script, Language, Literature and History // Ugarit-Forschungen 41 (2009) / еd. by M. Dietrich and O. Loretz. — Münster, 2010. — P. 193-242.
10. Gardiner A. H. Egypt of the Pharaohs. 3rd ed. — Oxford, 1964.
11. Garfinkel Y., Ganor S. Khirbet Qeiyafa. — Vol. 1: Excavation Report 2007-2008. — Jerusalem, 2009.
12. Garfinkel Y., Ganor S., Hasel M. G. Khirbet Qeiyafa. — Vol. 2. Excavation Report 2009-2013: Stratigraphy and Architecture (Areas B, C, D, E). — Jerusalem, 2014.
13. Garfinkel Y., Golub M. R., Misgav H., Ganor S. The 'Isba'al Inscription from Khirbet Qeiyafa // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. — 2015. — N 373. — P. 217-233.
14. Garfinkel Y., Streit K., Ganor S., Reimer P. J. King David's City at Khirbet Qeiyafa: Results of the Second Radiocarbon Dating Project // Radiocarbon. — Vol. 57, N 5. — P. 881-890.
15. Goedicke H. The Quarrel of Apophis and Seqnenre. — San Antonio, 1986.
16. Haran M. Book-Scrolls in Israel in Pre-Exilic Times // Journal of Jewish Studies. —1982. — N 33. — P. 161-173.
17. Janssen J. M. A. On the Ideal Lifetime of the Egyptians // Oudheidkundige Mededelingen uit het Rijksmuseum van Oudheden te Leiden. — 1950. — N 31. — P. 33-44.
18. Lefèbvre G. L'âge de 110 ans et la vieillesse chez les ancient égyptiens. — Paris, 1944.
19. Misgav H., Garfinkel Y., Ganor S. The Khirbet Qeiyafa Ostracon // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region. Collected Papers ed. by D. Amit, G. D. Stiebel and O. Peleg-Barkat. — Vol. 3. — Jerusalem, 2009. — P. 111-123.
20. Mazar E. The Palace of King David. Excavations at the Summit of the City of David. Preliminary Report of Seasons 2005-2007. — Jerusalem, 2009.
21. Mazar E. The Summit of the City of David Excavations 2005-2008. Final Reports. — Vol. 1. — Jerusalem, 2015.
22. Sarna N. M. Israel in Egypt. The Egyptian Sojourn and the Exodus // Ancient Israel / ed. by H. Shanks. — P. 31-52.
23. Speiser E. A. Genesis. A New Translation with Introduction and Commentary. — New York, 1963.
24. Vaux R. de. The Early History of Israel / transl. by D. Smith. — Vol. 1. — Philadelphia,
1978.
25. Zivie A. P. Le trésor funéraire du vizir Aper-el // Bulletin de la Société Française d'Égyptologie. — Vol. 116. — P. 31-44.
26. Zivie A. P. Aper-el, Taouret et Houy // Bulletin de la Société Française d'Égyptologie. — Vol. 126. — P. 6-16.