БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
УДК 316.472.43
Ксенофобские и экстремистские установки в этнических виртуальных сообществах
Xenophobic and Extremist Attitudes in Ethnic Virtual Communities
Махмутов З.А., Институт педагогики, психологии и социальных проблем, [email protected]
Makhmutov Z., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.031
Ключевые слова: ксенофобия, экстремизм, виртуальные сообщества, социальная сеть «ВКонтакте», информационное общество.
Keywords: xenophobia, extremism, virtual communities, VKontakte social network, information society.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения очагов ксенофобии и экстремизма в Интернете. В условиях эпохи Web 2.0. индивид получает возможность транслировать свои взгляды и представления на огромную аудиторию, являясь администратором или даже простым подписчиком сетевых объединений. Относительная анонимность и дистанционная коммуникация, несомненно, придают пользователю ощущение безопасности и, следовательно, он менее стеснен в выражении своих суждений, эмоций, в проявлении деструктивного поведения. Риск возникновения очагов экстремистских и ксенофобских воззрений в этнических сообществах обусловлен конфронтационной природой этничности. Целью исследования является изучение проявлений ксенофобии и экстремизма в одних из самых многочисленных этнических сообществ в социальной сети «ВКонтакте» - «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» и «ЯР» (Я русский). Методологическую базу работы составили подходы и инструменты для обработки и анализа больших объемов данных («big data»), а также дискурс- и контент-анализы. Результатом исследования стало выявление причин возникновения ксенофобии и экстремизма и их направленности, рассмотрение новых форм проявления деструктивного поведения, используемых приемов манипуляций. Статья предназначена для исследователей, занимающихся изучением ксенофобии, экстремизма, этничности и сетевых сообществ.
Abstract. The relevance of the article is due to the need to study xenophobia and extremism on the Internet. In the era of Web 2.0. an individual gets the opportunity to broadcast his views and ideas to a huge audience, being an administrator or even a simple subscriber of network community. Relative anonymity and remote communication undoubtedly give the user a sense of security and, therefore, he is less constrained in expressing his judgments, emotions, manifestations of destructive behavior. The risk of extremist and xenophobic attitudes in ethnic communities is caused by the confrontational nature of ethnicity. The aim of the study is to examine the manifestations of xenophobia and extremism in one of the largest ethnic communities in the social network «VKontakte» - «GREAT RUSSIA! The Russians don't give up!» and «IR» (I am Russian). The methodological basis of the work is approaches and tools for processing and analyzing big data, as well as discourse and content analyzes. The result of the study is the identification of the causes of xenophobia and extremism and their orientation, the consideration of new forms of manifestation of destructive behavior, the methods of manipulation used. The article is intended for researchers who study xenophobia, extremism, ethnicity and online communities.
Введение. В информационную эпоху идеология ксенофобии и экстремизма получила новые каналы распространения, в том числе и через виртуальные сообщества.
Под виртуальными сообществами теоретик информационного общества М. Кастельс понимал «самоорганизующиеся электронные
сети интерактивных коммуникаций,
объединенные вокруг общих интересов или целей, хотя иногда коммуникация становится самоцелью» [3, с.342]. С точки зрения социального конструкционизма [10],
взаимодействие пользователей на данных площадках можно рассматривать как механизм
создания воспринимаемом ими социальном реальности.
Согласно теории социальной идентичности, повышенные риски возникновения ингруппового фаворитизма и враждебности содержат в себе группы, основанные на различиях, которые представляются ее членам важными дифференцирующими маркерами [1, c.41]. К подобным маркерам, безусловно, можно отнести этнические интересы и цели. Этничность, содержащая в себе противопоставление «мы -они», имеет высокие риски конфронтационности.
В настоящее время на площадке самой популярной в России социальной сети «ВКонтакте» существуют тысячи виртуальных этнических сообществ. Наиболее
многочисленными из них являются русские. Численность некоторых из них насчитывает несколько сотен тысяч пользователей.
Материалы и методы исследования. К этническим виртуальным сообществам мы относим паблики, в названиях которых фигурирует этническая идентичность. Эмпирической площадкой нашего исследования стали одни из самых многочисленных подобных групп в социальной сети «Вконтакте» «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» и «ЯР» (сокращенная аббревиатура от Я - русский). Численность первой группы по состоянию на 1.12.2021 составила 307476 подписчиков, второй - 156535 подписчиков.
Мы использовали специальные подходы и инструменты для обработки и анализа больших объемов данных («big data»), а также дискурс- и контент-анализы. Объем данных составил 70264 публикации, 889317 комментариев в группе «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» и 237565 публикаций и 2333312 комментариев в группе «ЯР».
Инструмент popster.ru позволил установить популярность того или иного контента среди аудитории. Популярность измеряется
инструментом при помощи коэффициента вовлеченности ER post, который рассчитывается как отношение суммы лайков, репостов, комментариев к количеству пользователей. Подход «key words» позволил выявить интересные с точки зрения исследования публикации и комментарии.
В своей работе под экстремизмом мы понимаем приверженность к крайним взглядам, призывающим, оправдывающим и
пропагандирующим насилие, нарушение прав человека, дискриминацию людей по национальному, расовому или религиозному признаку, под ксенофобией - негативное,
эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе (но прикрывающееся псевдорациональными обоснованиями)
отношение субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям - «чужакам», «иным», «не нашим» [6, c.7].
Для идентификации ксенофобских и экстремистских высказываний мы использовали трехступенчатую классификацию «языка вражды», предложенную М. Крозом и Н. Ратиновой, которая включает в себя «ложную идентификацию», «ложную атрибуцию» и «мнимую оборону» [7]. «Ложная идентификация и «ложная атрибуция», как правило, характерны для ксенофобского контента, «мнимая оборона» -для экстремистского.
Результаты исследования. Маркеры и интерпретация этничности в двух сообществах несколько отличаются. Администраторы группы «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» рассматривают этноним русский как наднациональное образование: «Русский -понятие мировоззренческое! Все, кто является частью Русской Цивилизации вне зависимости от национальности может называть себя русским! Именно поэтому это слово - прилагательное, чтобы люди могли сказать: русский татарин, русский калмык и т.д. Собирательное название для всех русских вне зависимости от национальности (будь то русы, татары, башкиры и т.д.) - русские» (здесь и далее сохранена авторская орфография и пунктуация). (URL: https://vk.com/wall-63352300_584).
В группе «ЯР» администраторы пытаются четко обозначить этнические границы в рамках примордиальной парадигмы интерпретации этничности. Они оперируют статьями о генных исследованиях, свидетельствующих о том, что, например, у двух самых многочисленных народов России, русских и татар, нет общих генов и, следовательно, устойчивое выражение «Поскреби русского - найдёшь татарина» ошибочно (URL: https://vk.com/wall-396828_2586050).
Нация же, по мнению организаторов сообщества, - это высшая стадия развития этноса (URL: https://vk.com/wall-396828_1767663)
Русская нация представляет собой своеобразную надстройку, культурно-политический союз вокруг русского народа на основе русской истории, русской культуры, русской политики и русских интересов. Термин же российская нация, выдуманный академиком В.А. Тишковым, является химерой, который должен объединять якута и чеченца на основе непонятно чего (URL: https://vk.com/wall-396828_2321629).
Умеренная ксенофобия, по мнению администратора сообщества «ЯР», является нормальным природным защитным механизмом для нации (URL: https://vk.com/wall-396828_2547941).
Характеристики образа «мы» в исследованных сообществах отражают тенденции ингруппового фаворитизма, они достаточно позитивны и схожи. Женщины - целомудренные, красивые, скромные, мужчины - честные, справедливые, великодушные, трудолюбивые, сильные, настоящие воины и защитники. Воинственность проявляется в фотографиях оружия, техники и солдат.
«Ложная идентификация» в сообществе «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» направлена на достаточно разнородные социальные группы: молодежи приписывается блуд, разгульный образ жизни, лживость, предательство (https://vk.com/wall-
63352300_276898), либералам - то, что они лакеи (https://vk.com/wall-63352300_153304), евреям -что они трусы и торгаши (https://vk.com/wall-63352300_33230), западным народам -меркантильность, желание властвовать над всем миром, полякам, чехам, прибалтийским народам
- отсутствие исторической памяти и т.д. (https://vk.com/wall-63352300_264395).
В сообществе «ЯР» антифашисты считаются русофобами (https://vk.com/wall-396828_1046627), трусами, предателями (https://vk.com/wall-396828_289557), тиранами (https://vk.com/wall-396828_2383948), либералы - тоталитарными, с небольшим спектром «единственно верных правильных взглядов», омерзительными (https://vk.com/wall-396828_2585924), чиновники
- эгоистичными (https://vk.com/wall-396828_1199010), мигранты - грязными (https://vk.com/wall-396828_2738223), «левые» -людьми, не имеющими собственного мнения и жизненной позиции (https://vk.com/wall-396828_2438072) и т.д.
Высокую интерактивность и одобрение подписчиков вызывает оскорбления по отношению к сексуальным меньшинствам Мэнни Пакьяо (0.669 ER, 1123 лайка, 133 комментария, 179 репостов) (https://vk.com/wall-
396828_2072248).
Для актуализации негативных образов используется целый ряд манипулятивных приемов, к которым можно отнести «навешивание ярлыков», «ассоциативную цепочку», актуализацию коммуникативной категории «свой - чужой»», «прикрытие
авторитетом», использование выразительных лексических средств.
Исследователь А.П. Сковородников, что ярлыки это «до предела линейно свернутый негативный миф» [8, а275]. Они используется для того, чтобы вызвать чувство страха, ненависти, предубеждения, не прибегая к объективной оценке или анализу [2, а42]. Ярлыки содержат сильный эмоциональный заряд, оказывающий мощное воздействие на аудиторию [5, ^140].
Для дискредитации оппонентов в группе «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» администраторы прибегают к таким ярлыкам, как «пятая колонна» применительно к либералам, «нацисты», «фашисты», «бандеровцы» применительно к украинцам, поддержавшим смену власти на Украине в феврале 2014 года. В группе «ЯР» мигранты называются нелегалами, убийцами, насильниками, грабителями и наркоторговцами (https://vk.com/wall-
396828_2402878).
«Ассоциативная цепочка», как и «наклеивание ярлыков», ориентирована на то, чтобы заставить аудиторию оценивать предмет манипуляции не с логической, а с эмоциональной точки зрения [4, с.14]. Более сильное воздействие «ассоциативная цепочка», в сравнении с «навешиванием ярлыков», оказывает за счет более развернутых и подробных картин, к которым актор привязывает аудиторию.
В группе «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» «ассоциативная цепочка» применяется против современных немцев, которым автор публикации подробно припоминает преступления нацистов в Великой Отечественной войне, после которого автор приходит к тезису о том, что для него они навсегда будут чужим, чуждым народом (https://vk.com/wall-63352300_419938). Напоминания о том, что немецкие солдаты расстреливали, морили голодом, насиловали, сжигали заживо советских детей, отправляли их в концлагеря, где у них забирали кровь, чтобы делать сыворотку для немецких солдат, вызывает огромную вовлеченность пользователей - (15360 лайков, 12 комментариев, 4519 репостов, ERpost 6.501% при среднем 0,1816%).
Одним из самых популярных комментариев стала реакция на пост некой подписчицы, которая связывает преступления нацизма с немецким языком: «Сильно! И по правде! Я бы сказала бы то же самое. И мой сын бы так же сказал, хоть он и юное поколение. В школе ввели второй иностранный. И это оказался немецкий, всю четверть ребенок делал уроки через слезы. Потому что, читая и слушая немецкую речь, он видел немецких солдат, расстреливающих детей,
женщин и стариков. Ему всего лишь 11 лет...». Однако среди аудитории находятся и те, кто призывает разделять немцев и фашистов, отвечая предыдущей подписчице: «Ну почитайте ему Гёте, что ли... Мне в детстве тоже было не понять, что немцы не равно фашисты. Папа терпеливо объяснял, что не все поддерживали фашистский режим, многие были против и боролись как могли или уезжали из страны...» (https://vk.com/wall-63352300_419938).
Актуализация коммуникативной категории «свой - чужой» отчетливо проявляется в заголовках публикаций: «Мы — Россия, нам с ними не по пути!» (https://vk.com/wall-63352300_66381), «Санкции? Угрозы? Война? Господа, мы — русские! Мы тысячу лет жили в тех условиях, где жить невозможно, ни одно наше поколение не прожило спокойную и сытую жизнь, мы — воины по духу и победители по природе, мы — русские! И вы думаете, что мы встанем перед вами на колени только потому, что айфон подорожал в два раза?» (https://vk.com/wall-63352300_47386).
Для создания контраста позитивные характеристики русской цивилизации в сообществе «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» сравниваются с негативными «западными» (https://vk.com/wall-
63352300_246318).
Использование приема «прикрытие авторитетом» в целях ложной атрибуции можно усмотреть в цитатах Ф.М. Достоевского посвящённой либералам (слова И.П. Шатова из романа Ф.М. Достоевского «Бесы») (https://vk.com/wall-63352300_153304) и И.В. Сталина евреям (https://vk.com/wall-
63352300_33230).
Из лексических средств в публикациях крупнейших этнических сообществ активно используются зооморфные метафоры, этнофолизмы, эмоционально-оценочную лексику, окказионализмы с отрицательной коннотацией.
Ассоциации с животными передаются и при помощи выразительных визуальных средства. Так, например, в группе «ЯР» сообщение о том, что «население РФ увеличится к 2015 году за счет мигрантов на 500 тысяч», сопровождается изображением совокупляющихся обезьян (https://vk.com/wall-396828_934771).
Более опасную форму «языка вражды» представляет «ложная атрибуция». К «ложной атрибуции» относят обвинение и приписывание враждебных действий, угрожающие намерения аут-группы и ее представителей. Непосредственные угрозы, исходящие от врага,
способны вызвать у индивида такие эмоции, как страх, агрессия и ненависть [11].
В сообществе «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» «пятая колонна» обвиняется в распространении содомии в русских школах (https://vk.com/wall-63352300_45210), в
управлении Центробанком и Министерством образования (https://vk.com/wall-63352300_38982), в желании подсадить граждан на легальные наркотики, открывающие путь к нелегальным, или сделать граждан больными, чтобы голова была забита проблемами (https://vk.com/wall-63352300_25534), раздуть недовольство в стране (https://vk.com/wall-396828_1672313) и развалить ее (https://vk.com/wall-63352300_105585).
Чиновникам Центробанка вменяется в вину то, что они под «смешной процент дают деньги американскому Минфину, напрочь игнорируя просьбы о кредитах Минфина российского» (https://vk.com/wall-63352300_329606), прозападным украинцам - разрушение своей страны, мем с изображением крови и надписью «Украины больше нет» (https://vk.com/wall-63352300_99272), убийство мирных жителей (фото ребенка, пришедшего на могилу своей матери, якобы убитой украинскими солдатами с фразой «Укропы, вам не стыдно смотреть в глаза ребенку?») (https://vk.com/wall-63352300_32591). Коллективному «Западу» приписывается намерение «уничтожить русскую цивилизацию», так как ему нужно получить доступ к территории и ресурсам страны (https://vk.com/wall-63352300_246318).
В группе «ЯР» конструируется образ страшного мигрантского подполья, которое угрожает мирной жизни граждан (https://vk.com/wall-396828_1777842).
В сообществе постоянно сообщается о различных ужасных преступлениях, которые совершают мигранты (https://vk.com/wall-396828_2681901). Так же утверждается, что найм российскими авиакомпаниями иностранных пилотов может полностью уничтожить подготовку летчиков в России (https://vk.com/wall-396828_1153903).
Помимо мигрантов, «ложная атрибуция» в группе «ЯР» используется применительно к «левым», которые якобы хотят устроить геноцид русского народа (https://vk.com/wall-
396828_2402878), либералов обвиняют в том, что они приняли ряд колониальных законов (https://vk.com/wall-396828_2783774), антифашистов упрекают в том, что они выступают молчаливыми соучастниками убийств (https://vk.com/wall-396828_1035682).
При ложной атрибуции часто применяется такой прием, как использование «неавторизованной информации»: вбрасывается информация, достоверность которой сложно проверить.
В сообществе «ЯР» на основании мнения одного из экспертов утверждается, что на территории Москвы сегодня проживает порядка 600 тысяч человек (5% населения), исповедующих радикальный ислам.
«Вдумайтесь! - комментирует эти данные администратор сообщества - 600 тысяч человек, оправдывающих террор и насилие как допустимые средства борьбы на пути к торжеству ислама. Задумайтесь - кто эти люди? В большинстве своём это молодые мигранты из мусульманских стран Средней Азии, ничем не связанных с Россией, её культурой и традициями, рассматривающих её в лучшем случае как источник наживы. - Это не просто пятая колонна мирового исламизма, не дивизия и не армия, это реальный фанатичный исламистский фронт внутри беспечной потребительской Москвы. Это не пороховая бочка, это ядерная бомба, взрыв которой может похоронить саму российскую государственность. Ни одна дивизия Дзержинского вместе со всеми ОМОНами и СОБРами не сможет остановить сотни тысяч молодых фанатиков.
Здесь впору не то чтобы трубить в трубы, а вводить чрезвычайное положение. Однако, понимая всю опасность, власть тщательно замалчивает проблему, а если и говорит, то скрывает её истинные масштабы» (https://vk.com/wall-396828_1296327).
К «неавторизированной информации» можно отнести и так называемый «План Даллеса», публикуемый в группе (https://vk.com/wall-63352300_128051). Отметим, что данный материал по решению суда внесен в Федеральный список экстремистских материалов [На Урале суд признал текст мифического «Плана Даллеса по уничтожению СССР» экстремистским https://www.znak.com/2015-0805/na_urale_sud_priznal_tekst_mifícheskogo_plan a_dallesa_po_unichtozheniyu_sssr_ekstremistskim].
Наиболее тяжким типом «языком вражды» является «мнимая оборона», побуждение к насильственным действиям, дискриминации против какой-либо национальной, этнической, религиозной группы.
Эмпирический материал свидетельствует о том, что «мнимая оборона» и «ложная артикуляция» часто бывают тесно связаны между собой. Например, тезис о «геноциде русских в Средней Азии» в группе «ЯР» необходим для
обоснования правомерности мести, «мнимой обороны»: «Мы в нижней точке, пора подниматься. Пора показать, что мы помним, что мы не простим и отомстим. Отомстим за пролитую русскую кровь, за слезы наших женщин и детей. Отомстим всем, как мстили наши предки. Отомстим убийцам и насильникам так, чтобы никому неповадно было...» [https://vk.com/wall-396828_2402878].
Образ героев в сообществе имеют «приморские партизаны», которые были признаны судом присяжных виновными в бандитизме и в совершении тяжких преступлений в Приморском крае, в частности, в отношении сотрудников органов МВД. Один из подписчиков сообщества пишет:
«Не верьте СМИ, вставайте на защиту родины!!! Мужики, будьте мужиками!!!! Они вшестером выступили против зажравшейся власти и стали отстаивать РОССИЮ, а вы... верите СМИ...» [https://vk.com/wall-
396828_158500].
В этой же группе оправдывается депортация чеченского и ингушского народов (https://vk.com/wall-396828_2077124).
Большее количество экстремистских и дискриминационных высказываний исходит от рядовых подписчиков направленных против депутатов Госдумы (https://vk.com/wall-63352300_68936), чиновников Центробанка РФ (https://vk.com/wall-63352300_329606), судей (https://vk.com/wall-63352300_444139), писателя Б. Акунину (https://vk.com/wall-63352300_77000), общественного деятеля Е.В. Ройзмана (https://vk.com/wall-63352300_78935), тюркоязычных народов Средней Азии (https://vk.com/wall-396828_284744), руководителя правозащитного центра «Миграция и закон» Гавхар Джураеву (https://vk.com/wall-396828_2079473), членов семей
правоохранительных органов
(https://vk.com/photo-396828_136257391) и т.д.
Для актуализации установок на «мнимую оборону» используются такие выразительные средства языка, как лозунги (https://vk.com/wall-396828_129564), стихотворная форма (https://vk.com/wall-396828_719407), переделанные известные изречения и крылатые фразы (https://vk.com/wall-396828_1249440). Фотография горящей мечети с надписью: «В мире бесконечно можно смотреть на три вещи: как течет вода, как мерцают звезды и как горит мечеть» стала одной из самых популярных в сообществе «ЯР» (2,22ER post, 3140 лайков, 71 перепост, 258 комментариев).
Среди новых форм проявления ксенофобии в сообществах можно обнаружить оскорбляющие провокационные сообщения, ориентированные на споры, конфликты высказывания уже против самой ин-группы, провоцирующие ответную реакцию, которые можно расценивать как троллинг или хэйтинг (https://vk.com/wall-396828_298210).
Некоторые подписчики сообщества «ЯР» выкладывают страницы «врагов» (русофобов), призывая писать им личные сообщения, осуществляя травлю (https://vk.com/wall-396828_55121). Данное проявление ксенофобии в виртуальном пространстве исследователями классифицируется как киберсталкинг или кибербулинг [9].
Заключение. В крупнейших этнических пабликах «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!» и «ЯР» присутствуют публикации, имеющие выраженную ксенофобскую и экстремистскую направленность. Негативную коннотацию имеют этнические (прибалтийские народы, уроженцы Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья, немцы, поляки, украинцы, американцы, евреи), политические (либералы, прозападные украинцы, левые, антифашисты), профессиональные (чиновники, судьи, работники правоохранительных органов), сексуальные (гомосексуалисты), религиозные (мусульмане) группы. Данное явление подтверждает то, что ксенофобия и экстремизм достаточно многовекторны по своей природе.
Администраторы групп при формировании «образа врага» прибегают к достаточно широкому спектру манипулятивных приемов: актуализации коммуникативной категории «свой - чужой»», «навешивания ярлыков», «создания контраста», «прикрытия авторитетом», используют «неавторизованную информацию»,
выразительные лексические и визуальные средства и т.д. Рядовые члены сообществ в своих комментариях выбирают визуальные средства и лозунги для выражения своих конфронтационных установок.
К внешним факторам, сопутствующим актуализации «образа врагов», можно отнести военно-политический конфликт в Украине, многочисленные преступления мигрантов в России, к внутренним - идеологическую составляющую, представления об этничности, о маркерах и границах ин-группы, что дифференцирует врагов в разных русских сообществах.
Ксенофобия и экстремизм в виртуальных сообществах проявляется как в классической, так и в новых формах (хэйтинг, киберсталкинг, кибербулинг и т.д.). Некоторые проявления конфронтационных стратегий межгруппового взаимодействия вызывают высокую
вовлеченность и одобрение пользователей, что свидетельствует о наличии ксенофобских и экстремистских установок у аудитории.
Новизна данного исследования обусловлена тем, что в нем впервые экстремистские и ксенофобские установки изучаются на площадке этнических виртуальных сообществ. Авторский вклад заключается в выявлении и типологизации языка вражды, используемого в контенте, в исследовании векторов направленности конфронтационных стратегий, паттернов их формирования. Особое внимание в работе уделяется реакции аудитории на активность новых акторов социальной реальности. Полученные результаты могут быть использованы в государственных программах, ориентированных на купирование очагов ксенофобии и экстремизма в виртуальном пространстве.
Литература:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. -М.: Издательство Московского университета, 1990. -240 с. - С. 41.
2. Булгакова Н.Е. Словесные ярлыки как лексико-семантическое и лингвоэкологическое понятие / Н.Е. Булгакова // Мир русского слова. - 2012. - № 2. - С. 42-47.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием 2 / С.Г. Кара-Мурза, С.В. Смирнов. - М.: Эксмо, 2009. -528 с.
5. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста / Н.И. Клушина. - М.: МедиаМир 2008. - 242 с.
6. Кроз М.В. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии / М.В. Кроз, Н.А. Ратинова. - М.: Московское бюро по правам человека. Academia, 2005. - 52 с.
7. Кроз М.В. Экспертная оценка материалов, направленных на возбуждение вражды и ненависти / М.В. Кроз, Н.А. Ратинова // Цена ненависти. - М.: Центр «Сова», 2005. - С. 75-92.
8. Сковородников А.П. Экология русского языка / А.П. Сковородников. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 388 с.
9. Солдатова Г.У. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи / Г.У. Солдатова, Е.И.
Рассказова, С.В. Чигарькова // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 3-20.
10. Berger P. The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge // P. Berger, T. Luckmann. Penguin Books, 1967.
11. Hewstone M., Rubin M., Willis H. Intergroup Bias / М. Hewstone, M. Rubin, H. Willis // AnnualReview of Psychology. - 2002. - № 53(1). - P. 575-604.
References:
1. Ageev V.S. Intergroup interaction: socio-psychological problems / V.S. Ageev. - M.: Moscow University Publishing House, 1990. - 240 p. - S. 41.
2. Bulgakova N.E. Verbal labels as a lexico-semantic and linguistic-ecological concept / N.E. Bulgakov // The world of the Russian word. - 2012. - No. 2. - S. 4247.
3. Castells M. Information era: economy, society and culture / M. Castells. - M.: GU HSE, 2000. - 608 p.
4. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness 2 / S.G. Kara-Murza, S.V. Smirnov. - M.: Eksmo, 2009. -528 p.
5. Klushina N.I. Stylistics of publicistic text / N.I. Klushina. - M.: MediaMir 2008. - 242 p.
6. Kroz M.V. Socio-psychological and legal aspects of xenophobia / M.V. Kroz, N.A. Ratinova. - M.: Moscow bureau for human rights. Academia, 2005. - 52 p.
7. Kroz M.V. Expert assessment of materials aimed at inciting enmity and hatred / M.V. Kroz, N.A. Ratinova // The price of hatred. - M.: Center "Sova", 2005. - S. 75-92.
8. Skovorodnikov A.P. Ecology of the Russian language / A.P. Skovorodnikov. - Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2016. - 388 p.
9. Soldatova G.U. Types of cyberaggression: experience of adolescents and youth / G.U. Soldatova, E.I. Rasskazova, S.V. Chigarkova // National Psychological Journal. - 2020. - No. 2(38). - S. 3-20.
10. Berger P. The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge // P. Berger, T. Luckmann. Penguin Books, 1967.
11. Hewstone M., Rubin M., Willis H. Intergroup Bias / M. Hewstone, M. Rubin, H. Willis // Annual Review of Psychology. - 2002. - No. 53 (1). - P. 575-604.
5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы)
Сведения об авторе:
Махмутов Зуфар Александрович (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории социального прогнозирования и предупреждения конфликтов ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]