Научная статья на тему 'КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI-XVII ВВ'

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI-XVII ВВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / МАСТЕРА / ЭСНАФ / БАХЧИСАРАЙ / КАРАСУБАЗАР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заатов Исмет Аблятифович

Период XVI и XVII вв. ознаменовался завершением в художественно-промысловой среде крымскотатарских городов процесса смешения постзолотоордынско-исламской культуры татар Крымского ханства c тюрко-исламско-поствизантийской культурой Османской империи, и формированием на этой почве устойчивой цеховой системы художественно- промыслового производства эснафов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN TATAR ARTISTIC CULTURE AND DECORATIVE ARTS IN THE SOCIAL SYSTEM OF COORDINATES OF THE CRIMEAN TATAR STATE OF THE XVI-XVII CENTURIES

Period of the 16th and 17th centuries was marked by the completion of the process of mixing the post-Golden Horde-Islamic culture of the Tatars of the Crimean Khanate with the Turkic-Islamic-post-Byzantine culture of the Ottoman Empire in the artistic and craft environment of the Crimean Tatar cities, and the formation on this basis of a stable guild system of artistic and craft production of esnafs.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI-XVII ВВ»

МЕДЕНИЕТ ВЕ АНЬАНЕЛЕР - КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ

Заатов Исмет Аблятифович1.

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI-XVII ВВ.

УДК: 930.85 + 39.308 + 7.5527

Период XVI и XVII вв. ознаменовался завершением в художественно-промысловой среде крымскотатарских городов процесса смешения постзолотоордынско-исламской культуры татар Крымского ханства c тюрко-исламско-поствизантийской культурой Османской империи, и формированием на этой почве устойчивой цеховой системы художественно- промыслового производства эснафов.

Ключевые слова: крымскотатарский, художественные промыслы, мастера, эснаф, Бахчисарай, Карасубазар.

Crimean Tatar Artistic Culture and Decorative Arts in the Social System of Coordinates of the Crimean Tatar State of the XVI-XVII Centuries

Period of the 16th and 17th centuries was marked by the completion of the process of mixing the post-Golden Horde-Islamic culture of the Tatars of the Crimean Khanate with the Turkic-Islamic-post-Byzantine culture of the Ottoman Empire in the artistic and craft environment of the Crimean Tatar cities, and the formation on this basis of a stable guild system of artistic and craft production of esnafs.

Keywords: Crimean Tatar, art crafts, craftsmen, esnaf, Bakhchisarai, Karasubazar.

После установления на Южном берегу Крымского полуострова власти османских султанов и вовлечения Крымского ханства в сферу прямого османского политического, экономического и культурного влияния, на полуострове продолжили параллельно развиваться, начатые ранее этнокультурные процессы. В свою завершающую фазу вступил процесс этнического и этнокультурного формирования этнографической группы степных и предгорных крымских татар за счет проведения крымскими ханами политики выстраивания, так-называемого степного щита Крыма путем приглашения и расселения в степных регионах ханства различных родов воинственных ногайцев. Продолжился процесс образования этнокультурной среды крымскотатарских городов и новой столицы ханства, а также дворцово-замковых комплексов династии Гиреев, крымских карачи-беев, высшего сословия крупной степной военно-феодальной аристократии, становившимися пристанищем для служителей муз и мастеров художественных промыслов. Основные импульсы воздействия высокого искусства на формирующуюся художественную культуру крымских татар шли теперь не из Средней Азии, Поволжья, Ближнего Востока и Малой Азии, а из дворцов Парижа Востока - Стамбула. В горах и на Южном берегу Крыма начался процесс османской конфессиональной и культурно -языковой ассимиляции крымской горной народности татов, а также их художественной культуры и декоративного искусства.

Имена мастеров (уста) крымскотатарского декоративно-прикладного искусства, названия некоторых профессий крымскотатарских художественных промыслов рубежа XVI-XVII вв. в

1 Заатов Исмет Аблятифович, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым). E-Mail: zaatov@gmail.com

Крыму, значимость и место, занимаемое мастерами крымскотатарского декоративно-прикладного искусства в социуме и общественной жизни средневекового крымскотатарского государства, а также номенклатура производимой ими продукции известны из текстов сиджилей (книг) шариатского суда Бахчисарайского кадылыка Крымского ханства за 16081612 гг. (1017-1023 Хиджры) [Рустемов, 2020]. Приводимые ниже сведения из дел шариатского суда столицы Крымского ханства Бахчисарая временного пограничья XVI-XVII вв. дают ясную картину уровня профессионализации мастеров эснафов сферы художественных ремесел и декоративного искусства крымских татар того времени, важности и значимости места эснафов цеховых производств предметов крымскотатарского декоративно -прикладного искусства в сословной иерархии средневековой крымской страны, ширины и глубины охвата их профессиональной деятельностью потребностей всех жителей и сословий Крымского ханства в предметах художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. После переноса в перв. пол. XVI в. Сахиб Гиреем I столицы Крымского ханства в основанный им Бахчисарай, в городе и его округе стремительными темпами стали развиваться различные производственные центры крымскотатарских художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. В город перебирались мастера из первой столицы Кырыма, переселялись их коллеги из Парижа Востока - Стамбула и городов Балкан и Анатолии. Крымскими ханами приглашались мастера из Поволжья, Средней Азии и Ирана.

К примеру, в 1608 г. в Бахчисарае жили, творили и заседали в Высшем шариатском суде Крымского ханства в Бахчисарае в качестве мировых судей наккаш - мастер составления узорнов, резчик по дереву, художник орнаментальной росписи интерьеров общественных и культовых зданий по имени Юсуф бин Хусейн [Рустемов, 2020, с. 44] и мастер художественной обработки мрамора и скульптурного искусства Мермерджи Мехмед [Рустемов, 2020, с. 47]. В начале XVII в. производство переработки кож и выделки меха, прославившего далеко за пределами Крыма крымскотатарских мастеров кожевенников-деббагов цветного сафьяна, приобрело в крымскотатарских городах массовый характер и из торгового спора жителя Бахчисарая Хусеина эль-Хаджа сына Хошкельды эль-Хаджа, и жителя Карасу Сулеимана сына Толыбая эль-Хафыза, выясняется, что в 1608 г. в Крыму, сорок восемь выделанных шкур сахтияна (сафьяна) стоило 240 хас. (хасене) - 5 алтынов за шкуру, а одна, выделанная бахчисарайскими мастерами лошадиная шкура 15 алтынов [Рустемов, 2020, с. 49, 50]. Тогда же, значительно расширяется номенклатура производимой крымскотатарскими мастерами предметов бытового назначения, для различных слоев городского и сельского населения Крымского ханства. Например, в деле середины месяца Джумазие-эль-эввель, 1017 (1608) г. о разделе наследства, проживавшего в Бахчисарае ханского конюшего указаны: новый медный казан (Qazan-i kebir) - 3 хас., старый казан (Qazan-i коЬпе) - 1 хас., туранскии клинок (Turan qiiif) - 30 хас., зеленая обшитая атласом шуба из меха древесной куницы (e§il zarfli zerdüva kürk) - 30 хас., кафтан из узорчатого атласа ^laca atlas qaftan) - 41,5 хас., фиалкового цвета дождевой плащ (mor yagmurliq) - 13 хас., кафтан из зеленого атласа (e§il atlas qaftan) -41,5 хас., зеленая куртка (e§il ?иЬа) - 9 хас., длиннополый кафтан с руковами из красного атласа (uzun kirmizi atlas qaftan, yeñl) - 9 хас., красная накидка (kirmizi muqadde) и короткие шаравары (kirmizi caq§ir) - 4 хас., пояс (qu§aq) - 4 хас., сабля (qúi?) - 20 хас., белое покрывало ^q velni) - 1 хас., колчан со стрелами и лук (sagdaq oq, yay ile) - 6 хас. 1 куруш, 10 неглубоких блюд (tebsi adet 10) - 6 хас. 1 кур., разноцветный, узорчатый ковер ^laca kilim) - 1 хас., 2 медных казана - 2 хас. и 2 сковороды - 1 хас. (baqir qazan, tencere adet 2, adet 2), седло ^ger) - 1 хас., плетенный сундук (seрet sandiq) - 1 хас. 1 кур., старое желтое покрывало (kohne sari velni) - 1 хас. 1 кур. [Рустемов, 2020, с. 63, 64]. Свидетельством высокого социального положения мастеров крымскотатарского декоративно-прикладного искусства в Крымском ханстве служит упоминание о том, что в суде истцом от казны крымского государства в месяце Мухаррем 1018/10609 г. выступал уже другой мастер наккаш Уста Юсуф бин Мубарек [Рустемов, 2020, с. 73].

В Бахчисарае производилась и реализовывалась в больших объемах продукция текстильного производства для обеспечения деятельности пошивочных мастерских. Так в месяце Сефер 1018 (июнь 1609) г., некий Татар Махмуд эль-Хадж за соль приобрел 16166 аршинов ткани, для пошива. Он же продал Ибрагиму Паше бин Куш Мехмед эль-Хафизу красную франкскую (западноевропейского покроя), подбитую светлым беличьим мехом с серебряными пуговицами шубу за 20 флоринов [Рустемов, 2020, с. 98, 110]. 30 сентября 1609

г., мастер художественной обработки мрамора Мермерджи Мехмед Ага и уже третий по счету мастер орнаменталист наккаш Уста Ибрахим бин Ахмед заседали в столичном суде [Рустемов, 2020, с. 139]. В деле суда от 5-го дня месяца Рамазана 1018 (1609) г. о назначении представителя векиля, вероятно упоминается имя главы всех мастеров-эснафов Бахчисарая Пира Хаджи Ходжы и жителя Салачыка Абдурахмана Челеби [Рустемов, 2020, с. 144]. По всей видимости, резиденция пира эснафов Крыма находилась в Салачике. Тогда же, некий Хаджи Али б. Шукюр Ага при свидетельстве Рамазана Базарлы (управляющего рынком) б. Эш-Мамая сообщал об экспорте им в Москву 20 джемиданов (коробов), выделанных крымскотатарскими мастерами шкур [Рустемов, 2020, с. 147], что подтверждает традиционно высокий спрос на их продукцию в соседних странах. В тот же день, полномочия представителя дочери пира эснафов Хаджи Ходжы в суде подтверждал мастер Уста Ресуль из Бахчисарая [Рустемов, 2020, с. 148]. В месяце Шевалль 1018 (1610) г.х. при свидетельстве мастера Уста Гёркемли ибн-и Абдуллаха, мастер раскройщик Дерзи Уста Шабан б. Абдуллах выступил поручителем выплаты долга [Рустемов, 2020, с.155]. В месяце Зилькааде 1018 (1610) г.х. мастер Кайтас Уста ибн-и Абдуллах заседал в суде по делу о разводе [Рустемов, 2020, с. 158]. В месяце Зильхидже 1018 (1610) г.х. на основании свидетельств мастера Уста Кыдыра было принято решение о возврате долга [Рустемов, 2020, с. 163]. Искусно выполненное изделие вероятно бахчисарайских мастеров эснафов ювелиров куюмджи «кольцо с рубином и кольцо с бирюзой» упомянуты в деле отказа от клятвы иудея Эзры веледи Браги месяца Мухаррема 1019 (1610) г.х. [Рустемов, 2020, с. 167]. Профессия бахчисарайского мастера пошива верхней одежды Джуббеджи упоминается в деле о возврате им денег 7-го дня Муреджеба 1019 (1610) г.х. [Рустемов, 2020, с. 202]. В деле о наследстве от 9-го Муреджджеба 1019 (1610) г.х. указаны следующие изделия крымскотатарских художественных промыслов и их стоимость: большая медная выварка для пекмеза (büyük pekmez tabasi) 2 хас., большой чугунный казан (Cfóyün qazan büyük) 1 хас., старая красная подушка (Qirmizi kohne yastiq) - 70 сим., маленький черный сундук (küfük qara sandiq) - 1 хас. 1 кур. (куруш), узорчатый ковер (alaca kilim) - 1 хас., новый коврик из желтого велюра (küfük hali yeni san qatife) - 3 хас., вышитая подушка (yastiq) - 1 хас., пять блюдец для закусок (Be§ adet meze tebsiler) - 1 хас., постель (dimi do§ek) - 1кур., большой медный казан с ручками (qulpli büyük qazan baqir) - 4 хас., старая красная пристенная подушка (qirmizi düvar yastiq kohne) - 50 сим., сканный в мелкую ячейку сетчатый пояс (tor qu§aq) - 1 хас., два фарфоровых глубоких блюда саана с крышкой (iki ^ini sahan) - 1 хас., старый узорчатый безворсовый коврик (kohne kilim zili) - 1хас., два маленьких саана и одно большое мелкое блюдо табакъ (iki kü?ük sahan bir tabaq) - 1 хас., [2, с.214 ], европейского покроя камзол подшитый мехом рыжей лисицы (ferengi kürk i^i ala tiyin) - 10 хас., обшитый красной тканью, и подбитый мехом длиннополый халат (al ton cübbe) - 2 хас.,: древний текст-книга (Kelam-i Qadim) - 1 хас., большой отделанный моржовой или слоновой костью сундук (Büyük kemikli sandiq) - 12 хас., большая сковорода (büyük tencere) - 3 хас., два плетенных сундука (iki sepet sandiq) - 2 хас., чугунный казан (?oyün qazan) - 2 хас., саан на ножках (ayaqli sahan) - 1 кур., медная банная ванна (корыто) (hammam legeni) - 1 хас., два противня с треногой (sa? ayaq, adet 2) - 2 сим., ножницы (maqas) - 40 сим., старый нож (kohne bi?aq) - 15 сим., маленький кубок (kü?ük kadeh) - 15 сим., белое шерстяное покрывало (aq velne) - 1 хас., два медных кувшина с крышкой (iki gügüm) - 2 хас., большой саан (büyük sahan) - 1 кур., тазик для мытья рук (El legeni) - 2 кур., сковорода (el tabas) - 30 сим., кружка (el me§ rebe) - 40 сим., светильник (^iraqliq) - 20 сим., три сахана с узорчатой чеканкой и резьбой (ü? kertikli (di§) sahan) - 1 хас., красный ковер (qirmizi kilim) -- 2 кур., жаровня для кебаба (kebab tabasi) - 1 хас., стеганная постель (dimi do§ek) - 1 кур., большой круглый медный поднос-столик (baqir sini) - 2 хас., две кастрюли среднего размера с крышкой (vasat tencere, adet 2) - 2 хас, 1 кур., большой сосуд с черпаком для компота (büyük tas ho§ab tasiyla) - 1 кур., противень с ручками для варки халвы (helva tabasi qulbli) - 2 кур., половник и 15 шампуров для кебаба (keb? e, kebab temiri, adet 15) - 15 сим., замок (kilit, adet ) - 60 сим., большой и маленький противовес, обеспечивающие вращение валика (шпинделя) в прядильном производстве (büyük a§aq kü?ük ile) - 20 сим., большие щипцы с маленьким поясом (büyük ma§a kü?ük kemer Ие) - 15 сим. и 15 сим., пять блюдцев для сладостей и закусок (be§ adet meze tebsiler) - 1 хас., три маленьких сверла (burgi küijük, adet 3) - 10 сим., три новых диванных подушки (3 adet yastiq kebirni) - 1 хас., 1 кур., новая постель (do§ek kebirni adet 2) - 2 кур., два гребня (taraq, adet 2) - 20 сим., большой круглый резной деревянный поднос (aga? sini) - 30 сим., круглый резной деревянный

столик на ножках (ayaqli qona) - 20 сим., накидка на детскую люльку-качалку (köbe) - 10 сим., старинный музыкальный инструмент (?algi köhne) - 30 сим. [Рустемов, 2020, с. 215]. В деле о продаже дома говорится, что в 1610 г. Бахчисарае существовал квартал (махалле) Куба Ихсан, в котором проживали мастера крымскотатарского декоративно-прикладного искусства и в частности, мастер по инкрустации слоновой, моржовой костью и перламутром (филь ве балык тиши, седеф), а также по изготовлению шкатулок и сундуков Сандыкчы Хусейн [Рустемов, 2020, с. 220]. В деле о назначении содержания (пенсии) от 11 декабря 1610 г. фигурируют отрез плотной хлопчатобумажной ткани богасы с розовой подкладкой и одна пара папучей (туфлей) [Рустемов, 2020, с. 237], а в деле того же года о ссоре соседей засвидетельствованной сыном бахчисарайского мастера Уста Хасана фарфоровая чаша (чинни фильджан) [Рустемов, 2020, с. 242]. В продолжении дела о вольной говорится о тысячи и одной зире (локте) льняного полотна и семи тюках парусины для бахчисарайских мастерских [Рустемов, 2020, с. 245]. В списке изделий мастеров крымскотатарских художественных промыслов Бахчисарая из дела о наследстве той же даты указаны: большой, круглый и глубокий сосуд без крышки (tas) - 1 кур., канделябр (§amdan) - 75 сим., другой гугум (diger gügüm) - 3 хас., серебренная кружка (gümü§ marraba) - 8 кур., четыре луженных блюда (qalay tabaq Aded 4) - 4 хас., три серебрянных кубка (gümü§ qadeh üf) - 33 кур., старый большой медный казан (köhne büyük baqir qazan) - 3 хас., большой медный кувшин для воды с крышкой (gügüm) - 3 хас., два кумгана с крышкой (iki ibriq) - 1 хас., медный противень (baqir taba) - 1 кур., маленький чугунный казан (küfük füyün qazan) - 1 хас., мангал для шашлыка (kebab demir) - 1 хас., старая свалянная из шерсти накидка (бурка) (köhne kebе) - 1кур., неглубокая кастрюля (tencere qazan) - 1 хас., маленький медный казан (Küfük baqir qazan) - 1 хас., 1кур., два небольших мелких блюда (iki küfük legen)

- 1 хас.,, 50 сим., два мелких круглых металических противня для печения хлеба, мяса или овощей на открытом огне (iki saf ayaq kebabiñ) - 1 хас., другой медный казан (diger baqir qazan)

- 1 хас., 5 сим., красное покрывало (surmay velne) - 1 хас., два ковра (kilim, aded 2) - 4 кур., мелкий противень на ножках (sac ayaq) - 1 кур., стеганная подушка (dimi yasdiq) - 75 сим., три больших фарфоровых блюда (uüf fini tabaq) - 1 хас., сундук из черного дерева (qara sandiq) - 1 хас., весы на пять батманов (be§ batman terazi) - 1 хас., 1 кур., другой сундук (diger sandiq) - 3 хас., восемь саанов (sahan äded 8) - 5 хас., 50 сим., медный противень (baqir taba) - 1 кур., [Рустемов, 2020, с. 25]. В деле от 3 февраля 1611 г. бахчисарайский мастер Уста Шаабан б. Абдуллах записал вольным обращенного в ислам молдаванина, одним из свидетельствующих был сын, возможно пира эснафов Али Кетхуда б. Пири [Рустемов, 2020, с. 256]. В имущественном споре за 1611 г. кыпти (из общины коптов) Айше Хатун из махалле Али Бай Бахчисарая упоминаются шуба, три китайских зажима для волос и пара золотых серег, вероятно бахчисарайской работы [Рустемов, 2020, с. 257]. В деле о получении долга от начала мая 1609 г. указаны несколько украшенных резным узором золотых пуговиц жительницы Бахчисарая Гюнеш Хан Бикеч в залоге за 23 алтына у Мордехая велед-и Исака [Рустемов, 2020, с. 260]. В деле о наследстве Кенан бея из Бахчисарая за октябрь 1608 г. указаны: шесть походных саана (alti dane sefer sahan) - 300 осм. (османи), два одеяла (iki yorgan) - 480 осм., казан с двумя ушками (iki qulpli qazan) - 320 осм., большой медный кувшин с ручкой и крышкой (büyük gügüm) - 130 осм., два медных блюдца для пахлавы (iki baqlava tebsi) - 140 осм., красно-белое покрывало (qizil beyaz velne) - 240 осм., черная бурка (siyah gebe) - 240 осм., большой медный поднос (büyük baqir sini) - 120 осм., две стеганных постели (iki dimi dö§ek) - 240 осм., простыня из халебского (Алеппо) узорчатого ситца (Haleb basmasi far§af) -120 осм., два медных кувшина с носиком и ручкой (iki ibriq) - 120 осм., ворсовый ковер (hali) -20 осм., белый цветастый ворсовый ковер (beyaz alaca hali) - 100 осм., белый (серебряный) сетчатый филигранный пояс (beyaz tor qu§aq) - 360 осм., росный ладан - ароматическая смола из коры мирта используемый в парфюмерии и медицине (asal bend) - 400 осм., черная шерсть камлот (asli suf) - 300 осм., три тюка ткани чарышкяр (üf fari§kär) - 105 осм., тазик цирюльника (berber legeni) - 120 осм., отделанное слоновой костью ружье с шестигранным стволом (§e§hane-av tüfegi) - 240 осм., повозка (araba) - 1хас., колчан со стрелами (terke§ ma 'a tir) - 240 осм., большой казан цирюльника (büyük berber qazani) - 160 осм., немного фесового полотна (biraz fes velne) - 240 осм., два узорчатых безворсовых ковра (iki alaca kilim) - 120 осм., большие часы со стрелками в виде скорпиона - 3 хас., семь тюков ткани чарышкяр - 210 осм. [Рустемов, 2020, с. 267]. В деле о наследстве бахчисарайца Мухаммед Мирзы ибн-и Татар Мирзы Аги 1608 г. указаны: маленький медный тазик для рук (küfük el legeni) - 40 осм., одна

йеменская подушка (валик) (bir yemeni yasdiq) - 60 осм., большие четырехугольные часы (çar kö§e büyük saat) - 5 хас., большое блюдо для фруктов (büyük tebsi) - SC осм., маленькая чаша с крышкой без ручки (k^ük qapaqli tas) - 5C осм., большой таз для стирки одежды (büyük giysi legeni) - 6c осм., саан с двойным дном (iki dibli sahan) - SC осм., одна шумовка и один половник (bir kevgir ve bir keрçе) - 60 осм., пурпурно-красный холст (дюльбенд) на шесть тюрбанов (alti degermilik münevve§ dülbend) - 240 осм., две медные монетки для украшений (iki para baqir) - 60 осм., музыкальный инструмент маленький бубен (dayre k^ük) - 40 осм., два коврика из выделанных шкур и старая белая шуба-дубленка (iki post ve bir köhne beyaz kürk) - 50 осм., три рулона цветной ткани (богасы) - 720 осм., одно банное полотенце-покрывало и две головные накидки (bir silecik ile iki mahrama) - 120 осм., один высокий с заостренным концом валяный шерстяной колпак суфиев (araqiyyе) - 100 осм. [Рустемов, 2020, с. 268.], банная рубаха (hamam gömlegi) - 240 осм., музыкальный инструмент большой бубен (dayre büyük) - 80 осм., около 410 гр. шелка (ipek dirhem 130) - 520 осм., отрез голубой шелковой материи (ma'i (mavi) ) haray hama) - 8 хас., сабля с узорчатой золотой насечкой (semin qilic) - 15 хас., богато украшенный узорами, драгоценными камнями и золотом пояс под платье (semin kemer-i raht) - 15 хас., пальто из лилового бархата подбитое рысью (mor qatife ma'a pustin-i vaçaq) - 25 хас., банная кадушка (hamam potasi) - 1 хас., пара больших, удлиненных серег (çift küpe) - 80 сим., три блюдца для пахлавы (baqlava tebsi âded 3) - SC сим., один мискаль жемчуга (bir misqal inci) - 1 хас., две вышитые узорами подушки (alaca yasdiq âded) - 40 сим., ворсовый ковер (hall) - 1 хас., 40 сим., вышитая головная женская накидка марама (mahrama) - 40 сим., шуба из меха пестрой лисы (ala tiyin kürk) - 3 хас., бязевая простыня (bez çarçaf) - 1 хас., золотая нашейная цепь (boyun zincir altun) - 2 хас., синие и красные чернила (ma'i ve ala mürekkeb - 50 сим., четыре желтых больших блюда (sari tabaq âded 4) - SC сим., две налобных повязки-обруча (iki âded çenber) - 40 сим., четыре больших саана (büyük sahan âded 4) - 160 сим., две расшитых узором подушки (çatma yasdiq âded 2) - 1 хас., большой сундук (büyük sandiq) - 1 хас., жемчужное ожерелье (boyun incisi) - 1 хас., подушка расшитая узором «шах фенек» (§ah fenek yasdiq) - 1 хас., шкатулка для драгоценностей (taqiya qutisi) - SC, маленькая шкатулка (k^ük quti) - 10, жемчужный браслет на запястье (el incisi) - SC, поднос в форме полумесяца (mehine tebsi) - 60, шелковый жилет (haray yelek) - 1 хас., обшитая красным атласом шуба ( INCLUDEPICTURE M/var/folders/sg/3krlCrv576ncbsqqn9gt_l6rCCCCgn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTe mpFiles/page272image3C2l6l2S" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE

M/var/folders/sg/3krlCrv576ncbsqqn9gt_l6rCCCCgn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTe mpFiles/page272image3C2l6l2S" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE

"/var/folders/sg/3krlCrv576ncbsqqn9gt_l6rCCCCgn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTe mpFiles/page272image3C2l6l2S" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE

"/var/folders/sg/3krlCrv576ncbsqqn9gt_l6rCCCCgn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTe mpFiles/page272image3C2l6l2S" \* MERGEFORMATINET al atlas qabli sarket kürk) - 15 хас., тюлевая занавеска (çimildiq) - 15 хас., вышитая узорами парчовая постель (çatma dö§ek) - 2,5 хас., переметная сумка (heybe) - 20 [Рустемов, 2C2C, с. 275]. В том же заседании суда упоминалась продажа шести крымских беличьих шуб одной бахчисарайки кыркйерцем Мордехаем в Стамбуле за 28 флоринов [Рустемов, 2020, с. 278].

В декабре 1608 г. в деле о распределении наследства жительницы Бахчисарая Мелек Бикеч дочери Татар Мирзы Аги, которой вероятно принадлежала часть ювелирного и кожевенного производств города указаны следующие изделия мастеров крымскотатарского декоративного искусства: Кольцо с камнем из горного хрусталя (aq yaqut hatem) - 10 хас. Две пары булавчатых пуговиц (фибул) с драгоценными камнями (iki çift çapraz cevheri) - 30 хас. Феска истифан - украшенная золотом и драгоценными камнями (cevheri istifan (fes)) - 40 хас. Пара жемчужных браслетов (bir çift incü bilezik) - 5 хас. и пол. кур. Расшитый жемчугом, темно-синий женский высокий головной убор - незкеб (incülü nezkeb laciverd) - 8 хас. Украшенный жемчугом и драгоценными камнями султан-соргуч на мужской головной убор в футляре для калема (камышового пера) (qalem-dân (qalem qutusu) içinde cevheri sorquç) - 15 хас. Расшитый жемчугом лиловый бархатный пояс (mor qadife üstine incilü quçaq) - 60 хас. Кольцо с сапфиром (gökdan hatem) - 12 хас. Браслет с драгоценными камнями (cevheri bilezik) - 75 хас. Кольцо с яхонтом (yaqut hatem) - 30 хас. Другой браслет с драгоценными камнями (diger cevheri bilezik) - 30 хас. Пара сережек с обрамленными жемчугом яхонтами (çift küpe yaqut incili) - 20 хас.

Пара сережек с отделанными жемчугом изумрудами (zümrüdlü incü küpe çift) - 12 хас. Корзина серебряных старинных монет-дирхемов для украшения (gümü§ seped dirhem 96) 96 шт. - 7 хас. Серебряный сундук (sim sanduq) - 60 хас. Вышитая серебром накидка-полог шатра из темного плотного атласа (dikme miski atlas yorgan ba çadir §eb-i taftа) - 25 хас. Вышитое золотой и серебряной нитью узорами и каймой одеяло (dikme pervazlü seraser yorgan) - 18 хас. Столик для свеч, обшитый вышитым узорами фиолетовым велюром (dikme mor qadife mum sofrasl) - 1 хас. Pасшитая узором лиловая подушка (dikme mor yüz yasdugi) - 3,5 хас. Отделанный драгоценными камнями султан-соргуч для мужского головного убора в сафьяновом конверте (cevherlü surguç sahtiyan zarfi) - 30 хас. Вышитое узорами красное одеяло (qirmizi çatma yorgan)

- 6 хас. Белое расшитое узорами одеяло-полог для шатра из плотного шелка-тафты (beyaz ser-â-ser yorgan ba çadir §eb-i tafta) - 32 хас. Pасшитая узорами красная атласная подушка (dikme qirmizi atlas yüz yasdugi) - 3,5 хас. Вышитое узором парчовое одеяло с расшитой каймой (pervazi münaqqa§ çatma yorgan) - 10 хас. Отделанный драгоценными камнями султан -соргуч в сафьяновом пакете (cevheri sorquç sahtiyan zarfli) - 30 хас. Ворот из красного атласа, вышитый жемчугом (qirmizi atlas üstine incilü yaqa) - 60 хас. Вышитая серебрянными и золотыми нитями оббитая красным бархатом заячья шуба (qirmizi tellü qadife siyah tavçan kürkli) - 35 хас. Обшитая красным атласом заячья шуба на застежках (çaprazlu qirmizi atlas tavçan kürkli) - 32 хас. Кафтан из зеленого серасера (yeçil ser-â-ser qaftan) - 16 хас. Плетенный в сеточку красный пояс (qirmizi tor qu§aq) - 6 хас. Вышитая узорами курточка из красного атласа с кантом (dikme miski atlas pervazlu cenilik) - 80 хас. Кафтан из красной кемхи-камки (вид плотной шелковой ткани) (qirmizi kemha qaftan) - 15 хас. Три плетенных сундука (sepet sandiq âded 3) - 4 хас. Широкий матрац с тонко вышитыми узорами (münaqqa? yayma) - 8 хас. Пестрое короткое платье из хлопчатобумажной ткани - курдие (alaca qutni kürdie) - 4 хас. Серебряная крышка для легена (simin legen örtisi) - 13 хас. Вышитое узорами золотой или серебряной нитью покрывало (qadife ser-â-ser zar) - 100 хас. Подбитый мехом куницы с вышитыми серебряной нитью узорами жилет (zerduva kürkli beyaz ser-â- ser nimtene (mintan?) -30 хас. Вышитый узорами широкий матрац (яйма) из красного атласа (dikme qirmizi atlas yayma) - 30 хас. Вышитое узором покрывало из тонко выделанной овечьей кожи (münaqqa§ meçin zar) - 13 хас. Черное парчовое одеяло (surmay çatma yorgan) - 8 хас. Другая украшенная драгоценными камнями феска-истифан (diger cevheri istifan (fes) - 40 хас. Пара золотых браслетов с узорной резьбой (çift cebe altun bilezik) - 23 хас. Пара четок из жемчуга (iki tesbih incü) - 37 хас. Pасшитый жемчугом незкеб из красного атласа (incilü qirmizi atlas nezkeb) - 12 хас. Шесть крупных жемчужин (alti âded incü) - 6 хас. Pасшитая жемчугом и драгоценными камнями феска-истифан (incülü cevheri istifan) - 30 хас. Кисе (мешочек для денег и табака) из атласа (qirmizi atlas kise) - 2 кур. Серебряная заслонка для очага (simin ocaq perdesi hasene) - 10 хас. Вышитая узором красная бархатная подушка (qirmizi qadife çatma yasdiq) - 3,5 хас. Боковой белый войлок для закрытия нижней части дивана (nihale yan keçesi) - 5,5 хас. Pасшитый серебряной нитью в клетку тюфяк (tellü çatma surmay dö§ek) - 7 хас. Pасшитая узором в клетку подушка (çatma yasdiq) - 3,5 хас. Вышитый узором матрац из белого серасера (beyaz ser-â-ser dikme minder hasene 8 хас. Вышитая узором красная атласная подушка (dikme qirmizi atlas yasdiq) - 8 хас. Вышитый узором серебрянной нитью бархатный матрац (tellü qadife minder) - 5 хас. Атласная подушка из пестрого атласа (alaca atlas yasdiq) - 12 хас. Подушка, вышитая узором «шах бенек» (§âh-i benek yasdiq) - 1 хас., 1 кур., Напольный тюфяк (sernek dö§ek) - 3,5 хас. Вышитый узором желтый тюфяк (münaqqa? sari dö§ek) - 5 хас. Вышитый узором тюфяк из красного бархата (qirmizi qadife münaqqa? dö§ek) - 5 хас. Красный тюфяк, расшитый в клетку (qirmizi çatma dö§ek) - 10 хас. Синяя янбольская накидка-бурка из плотного войлока (mai yanboli kebesi) - 3 хас. Четыре больших ворсовых ковра (büyük divan halicalari, âded) - 40 хас. Столик-подставка для чтения и написания книг (be§ (Pi§) tahtasi) - 3,5 хас. Синяя войлочная накидка-кебе на диван (Mai divan kebesi) - 4 хас. Накидка на диван из желтого войлока (sari divan: gebesi) - 4 хас. Безворсовый узорчатый ковер с бахрамой (zili kilim) - 8 хас. Три с крышками больших саана (qapaqli büyük sahan âded 3) - 3 хас. Большой медный поднос-столик (büyük sini baqir) - 3 хас. Узорчатый безворсовый ковер (alaca kilim) - 3 хас. Саан мединский (medini sahan) - 1 хас. Старый деревянный обеденный столик-софра (köhne sofra) - 1 хас. Два русских луженных кувшина с носиком (iki qalay ibriq-i Rusi) - 2 хас. Новая болгарская софра (Bolgari cedid sofra) - 6 хас. Женская головная накидка (maqrama nis-i)

- 1 хас. Четырнадцать вышитых узором марама (münaqqa? maqama 14) - 7 хас. Банная,

длинная набедренная повязка-передник (hamam fotasi) - 1 хас. Банная рубаха (hamam gömlegi)

- 3 хас. Вышитая серебром шапочка под чалму (Ser-â-ser araqçin) - 1 хас. Четыре старых узла для приданного (köhne bogça) - 2 хас. Девять позолоченных пуговицы (yaldiz dügme 9) - 1 хас. Летняя женская головная повязка из типа марли неплотной х/б материи (dülbend çenber) - 1 хас. Три мискаля попорченного жемчуга (hirabçede incü misqal 3) - 3 хас. Зеркало (ayne) - 1 хас. Серебряные кружки, кувшины и бокалы общим весом в 550 дирхемов (sim meçrebe ve sürahi ve qadehler âded 550 dirhem) - 35 хас. Старая, вытканная узорами узкая длинная салфетка для покрытия коленей и ног во время трапезы пешкир (köhne peçgir) - 1 хас. Пятнадцать расписных фаянсовых глубоких изникских (никейских) мисок (касе) (Izniq kâseler âded 15) - 3 хас. Вышитый жемчугом пояс из красного бархата (incilü quçaq qatife-i surhi) - 60 хас. Подсвечних с щипцами для свечей (§am'dan ma'a mum miqraz) - 1 кур. Пять саанов с ножками (ayaqli sahan, âded 5) - 2 хас. Три широких саана (pehni sahan, âded 3) - 1 хас. Большой ворсовый ковер для диванной (гостинной) (divan halisi, âded 1) - 72 хас. Кожевенник по имени Яхмыш (Yahmiç nam debbag) - 3 хас. Маленькая кушетка (сет) (kü^ük ma'kad) - 1 хас. [Рустемов, 2020, с. 293-297]. Мастер Хасан Уста присутствовал на суде о вольной 18 марта 1611 г. [Рустемов, 2020, с. 309]. В споре о казенном имуществе 31 марта 1611 г., чуха из верблюжьей шерсти (короткое пальто) оценивалось в 20 хас. [Рустемов, 2020, с. 316]. В деле о наследстве бахчисарайцев за апрель 1611 г. упомянуты: пара толстых, плотных сапог мукъат, одеваемых поверх мягкой кожаной обуви (мест) (bir çift muqat) - 3 хас. Инкрустированное серебром холодное оружие (mmü^li yaraq) - 15 хас. Два саана с нефтью (sahan iki neft) - 1 хас., 1кур. Два шатра (iki çadir) - 10 хас. Полотняные штаны (qotna §aq§ir) - 3 хас. Два больших ворсовых ковра (iki divan hali) - 40 хас. Вышитый узором зеленый миндер (матрац для сидения) (yeçil çatma minder) - 3 хас. Тридцать фарфоровых блюд с крышками (çini sahan - 30)

- 4 хас. Большое блюдо для орешков и сухофруктов (bar fur tabaq) - 1 хас. Три вида холодного оружия (uç yaraq) 3 хас. Два кинжала (iki qançar) - 6 хас. Два подноса с узорной гравировкой (bir çift alaca sini) - 4 хас. Пара красных безворсовых ковра (bir çift qirmizi kilim) - 3 хас. Сундук со сквозным резным орнаментом (süfte sandiq) - 3 хас. [Рустемов, 2020, с. 335]. Персидское блюдо с крышкой (Acem sahan) - 3 хас. Маленький бронзовый кувшин (тюндж) (ufaq Шпс) - 1 хас. Кувшин с узким горлом и крышечкой (gügüm) - 1 хас. Подсвечник (§am'dan) - 1 хас. Моток белых серебряных нитей (Aq dülge hasene) - 10 хас. Расшитый звездообразным узором тюфяк (yildiz tö§ek) - 16 хас. Набор из вазочек для бекмеза и поднос для них (bekmez tabagi ile taba) - 3 хас. Тесак для забоя верблюдов (qadar yaraq) - 5 хас. Железный зуб плуга и cабля (saban temiri ma 'a qiliç) - 4 хас. Седло (eger) - 10 хас. Два каркасных дома из дерева и саманного кирпича с выложенным из камня первым (magaz) этажом (iki çatma hane) - 30 хас. Резная узорчатая деревянная ширма для гостиной (divan çatma duvari) - 1 хас. Большой пестрый узорчатый ворсовый ковер для гостиной (büyük alaca divan hali) - 15 хас. Три молитвенных коврика (secade aded 3) - 4 хас. Капюшон кольчуги (yaçmaq ortasi) - 8 хас. Вышитый узором «шах фенек» тюфяк (§ah fenek tö§ek) - 1 хас., 2 кур. Медная емкость (baqir siga) - 1хас. Тонко вышитый узорами тюфяк (münaqqa§ tö§ek) - 3 хас. Вышитое узорами «шах фенек» одеяло (§ah fenek yorgan) - 4 хас. Пара вышитых узорами в виде финиковой пальмы подушек (bir çift qurma yasdiq) - 1 хас. Тюлевый противомоскитный полог над ложем (çamam tabtasi çamaldiq) - 15 хас. Халат из ткани «салса» красного цвета (qirmizi salsa hil'at) - 30 хас. Одеяло, вышитое пальмовым узором (qurma-i yorgan) - 6 хас. Кафтан из х/б полотна (qotna qaftan) - 3 хас. Золoтой султан-соргуч (altun sorguç) - 13 хас. Меховой полог на двери (daraba kürk) - 6 хас. Одеяло из ткани «салса» (salsa yorgan) - 5 хас. Золотачя цепочка (altun zincir) - 15, 5 хас. Вышитый золотом узорчатый бюстгальтер (altun sine-bend) - 1, 5 хас. Тюлевый надкроватный полог с запахом мускатной дыни (çamam tabtasi çamaldiq) - 15 хас. Атлас, подбитый соболиным мехом (diçi atlas içi samur) - 15 хас. Меховая шуба, обшитая узорчатой камкой (qirintili qamqa kürk) - 10 хас. Золотые сережки (altun küpe) - 13 хас. Полотняная подушка (qotna yasdiq) - 1 хас. Вышитый серебром халат из белой «салсы» (aq salsa hil'at) - 30 хас. Меховая шуба, вышитая узором «шах фенек» (§ah fenek kürk) - 10 хас. Вышитый золотом шейный манжет (altun boyun qisra) - 5 хас. Брошь-кулон вместе с браслетом (asitgan ma'a bilezik) -18 хас. В деле о наследстве некоего Токтара за апрель 1611 г. упоминаются: Большой ворсовый ковер для дивана (гостиной) с орнаментом (büyük alaca divan hali) - 15 хас. Саан с резной узорной чеканкой (a'la sahan) - 4 хас. Топор с граблями (teber ma'a tirniq) - 1 хас. [Рустемов, 2020, с. 335-338].

Из текстов решений судебных заседаний суда Бахчисарая мы узнаем в каком квартале располагались производства крымскотатарских художественных промыслов и какую продукцию они производили. В деле от 13 мая 1611 г. говорится об украшенной барельефными узорами «гильош» выделанной шкуре белой лани стоимостью 30 флоринов и рулоне узорчатого атласа, обменянных на, соседствовавший с обработочным цехом дом в махалле Султан Бейим в Бахчисарае [Рустемов, 2020, с. 347]. В долговом иске от 15 мая 1611 г. говорится о выкованном мече, 6 рулонах ткани кутну сорта тает, 16 штуках сирийской и 40 штуках кефинской кутны, а также синей сирийской тафте (однотонная матовая шелковая ткань) общей стоимостью в 390 курушей [Рустемов, 2020, с. 355]. Первого июня 1611 г. рассматривалось дело сына мастера обувщика (этикчи) Баба б. Этикчи Куша [Рустемов, 2020, с. 356]. В деле об оправдании бахчисарайца от 8 июня 1611 г. в качестве компенсации указаны сырье и изделия ювелирного искусства вероятно бахчисарайских мастеров - один стакан драгоценных камней и две пары шейно-нагрудных подвесок, украшенных драгоценными камнями на стоимость 110 хасене и 10 флоринов [Рустемов, 2020, с. 358]. В деле о мировой от 17 июня 1611 г., приводятся европейского покроя «ференги» шуба с капюшоном, обшитая красной тканью, фартук этек мастерового и башмаки из выделанной телячьей кожи, головной убор незкеб, выделанная шкурка зайца и 9 отделанных драгоценными камнями пуговиц [Рустемов, 2020, с. 365]. В деле о наследстве от 11 июля 1611 г. указаны «зуннар кушак» (вышитый богатыми узорами пояс христианских священников), серебряная цепочка и 2 серебряные пуговицы [Рустемов, 2020, с. 377]. В тот же день рассматривалось дело, в котором упоминается проживание в квартале Куба Бахчисарая мастера изготовителя лопат курекчи Ювана. В другом деле о наследстве этой же даты, в широком ассортименте указаны изделия художественных промыслов и декоративного искусства крымских татар: шерстяное

покрывало с голубой каймой (kenan mai kebe) - 1,5 хас. Старый желтый напольный войлок (kohne doçeme san kebe) - 1 кур. Две желтые бархатные подушки (iki san qadife yasdiq) - 6 хас. Новое ситцевое одеяло с набитыми разного цвета и формы узорами (yeñi basma yorgan) - 3 хас. Две лиловые бархатные подушки (iki mor qadife yasdiq) - 6 хас. Рушник для укрывания ног во время трапезы из толстой пряденной шелковой нити (ibriçim peçkir) - 9 хас. Вышитое узорным орнаментом одеяло (mûnaqqaç yorqan) - 5 хас. Музыкальный инструмент курди, отделанный шкуркой с собольей ляжки (samur bacasi kürdi) - 8 хас. Два широких шарфа-палатина (iki palatin) - 3 хас. Пестрая, тонко выделанная кожа козленка (alaca kosele) - 1 хас. Четыре саана, украшенных узорной резьбой и один простой саан (dort kertikli ve bir sahan) - 3 хас. Большая кружка (büyük meçrebe) - 1 хас. Кожаный сундук на ножках (ayaqli qatir sandiq) - 5 хас. Замок (kilid) - 40 сим. Четыре больших саана украшенных узорной резьбой (dort büyük kertikli sahan) - 3 хас. Кувшин для приготовления кофе (qahve ibriq) - 1 кур. Маленький подсвечник (k^ük çem'dan) - 15 хас. Кружка, отделанная рельефной узорчатой позолотой (yaldizli meçrebe 'aded 1) - 2 хас. Две сковороды (iki kohne el tabasi) - 1хас. Голубое шерстяное покрывало (mai kebe ortü) - 3 хас. Три маленьких блюдца с крышками для закусок (ûç meze sahanciq) - 40 сим. Средний подсвечник (vasat çem'dan) - 25 сим. Выемка плужной основы с плужным ножом (saban torni qiliç ile) - 3 хас. Три косы и пять серпов ^ç çalgi ile be§ oraq) - 1 хас. Голубой войлочный настил (mai doçeme kebe 'aded 3) - 7,5 хас. Оранжевый войлочный ковер (Narinci doçeme kebe) - 31,5 хас. Оранжевое х/б покрывало (turunci velne) - 1 хас. Зимние красные штаны без мягких сапожек (mestsiz qirmizi çaq§ir) - 2 хас. Старый ворсовый узорчатый ковер (alaca maqa'ad kohne) - 1 хас. Голубая суконная жилетка (mai çuha yelek) - 4 хас. Мастер обувщик большой Чобатар (çizmeci büyük Çobatar). С рельефной узорчатой позолотой серебряный кубок на ножке (ayaqli ve yaldizli gümü§ qadeh) - 10 хас. Противень для бекмеза (bekmez tabasi) - 5 хас. Украшенная камнями серебряная роза (gümü§ gül avadan) - 10 хас. [Рустемов, 2020, с. 388]. Красная суконная жилетка (qirmizi çuha yelek) - 3 хас. Красные суконные шаровары (qirmizi çuha valvar) - 4 хас. Ремень, крепящий дышло к хомуту (qulak qu§aq)- 1 кур. Большой ворсовый напольный ковер (büyük doçeme muqa'ad) - 10 хас. Два новых боковых узорчатых ворсовых напольных ковра (iki yan muqa'ad yañi) - 1,5 хас. Старое платье без швов, одеваемое паломниками в хадж (kohne sari ihram) - 40 сим. [Рустемов, 2020, с. 410]. В тяжбе из-за лошади от 26 сентября 1611 г. упоминается мастер красильщик из Бахчисарая Бояджи Али, получивший за свою работу лошадь. В тот же день рассматривался спор из-за цены на 100 пар папучей (кожаных туфель) [Рустемов, 2020, с. 427]. В списке мастеровых монетного двора Крымского ханства от мая месяца 1678 г. значились следующие

жители Бахчисарая и его окрестностей: мастера прокатчики хаддекеши (haddeke§) Абдулькерим и Ахмед; мастера прессовальщики толабкеши (1о1аЬке§) Али и отпущенник иудей Исхак; металлисты зимми Мукаддес и два ученика-шегирда; мастера разметчики диаметра монет пергали (ре^аН) Ясиф и другой Ясиф; мастера нарезчики монет Хасан, Хусейн, Сейфуллах, Юсуф; мастера шаблонщики стандарта шабладжи (§аЫаа) Арслан, Черкез, иудей Иехуда и шегирды Юсуф, Мустафа, Хусейн; мастера плавильных мехов корукчи (когйк^й) Давут, Харун; мастера граверы шаблонов штампа монет сиккезен ^кке2еп) Исраиль, Мортекай, Муши, Илья [Рустемов, 2020, с. 440].

В 1683 г. в Бахчисарае жили и творили мастера крымскотатарских народных промыслов: Терзи Мевлюд, Терзико иноверец, Терзико иудей, Токмакчы сын Исак иуд, Чомлек иуд, Деббаг Байаш, Деббаг Байаш, Дюльгер Хаджи Байрама сын, Куйюмджу Йорги, Поте иуд, Саррач Мехеммед, Саррач Мехмед, Калайджы Бабаш, Налчеджи Ибрахим, Налчеджи Мехмед, Дюльге Хаджи Байрама сын, папуччу Мурад [Османский реестр, 2021, с. 138, 140-145, 179]. Благодаря вышеуказанным сведениям в средневековой крымскотатарской столице можно локализовать по крайней мере два квартала мастеров художественных промыслов - Куба Ихсан и Султан Бейим.

В текстах судовых решений Карасубазарского кадылыка (книга № 25 за 1094-1095/16831684 и № 33 за 1109-1110/1698-1699 гг.) «§ейуе 8юШеп» Крымского ханства [Ozdem, 2010] и более ранних судовых документах приводятся имена мастеров крымскотатарских художественных промыслов и декоративного искусства города Карасубазара 1600-х гг. и различные факты, связанные с их профессиональной деятельностью, что позволяет составить мнение об их уровне во втором по своему экономическому и культурному потенциалу средневековом крымскотатарском городе, в котором действовало налаженное производство знаменитого на весь мир крымского сахтияна (выделанной, окрашенной, лощенной кожи -сафьяна). Так в деле о требовании долга от 20 шевваля 1617 г. речь идет о продаже дубильщиком кож (деббаг) проживавшем в махалле Деббаглар (кожевенников) г. Карасу Джафером б. Абдулла сахтияна [Рустемов, 2020, с. 436]. В 1683 г. в квартале Кыбтиян (коптов) проживал мастер Уста Дервиш отец Мехмеда Али [Ozdem, 2010, 8. 25]. Из дела о принуждении к выплате по решению суда кадылыка Карасубазар пошивщиком обуви чизмеджи (<^тес1) Тодором сыном Истефана нанятому им на работу чизмеджи Панайуту сыну Истефана заработной платы известно о том, что эти мастера жили и работали здесь в сер. втор. пол. XVII в. [Кавак, 2020, с. 61].

В судебных сиджилях большое место занимает информация о жителях Карасубазара того времени занятых в сфере производства художественных промыслов и декоративного искусства крымских татар и большом количестве приезжих, и местных купцах, вывозивших изделия местных мастеров на рынки Османской империи и сопредельных с Крымским ханством стран. Этому способствовало значительное превышение объема производимой карасубазарскими мастерами продукции запросов местного населения, наличие в Карасубазаре таможни и его выгодное месторасположение на перекрестке дорог ведущих в горы, к морю и в степь. Положение Карасубазара в качестве центра огромного животноводческого региона Крымского ханства обусловило чрезвычайное развитие в нем кожевенного, прядильного, ткацкого, красильного производств и связанных с ними видов крымскотатарских художественных промыслов. Распространенным было промышленное валяние войлока и фетра - кийизджилик, кечеджилик. Карасубазар наряду с Бахчисараем являлся самым крупным производителем в Северном Причерноморье войлочных ковров-кийизов, изготовлявшихся в стиле цветной художественной вышивки сюзане и аппликации с применением знаменитых местных растительных красителей [АкртагИ, 2004, 8. 35]. Приезжие купцы на вырученные ими деньги закупали крупные партии кийизов и развозили их по своим странам и регионам преумножая славу крымских мастеров. Также в связанной с выделкой шкур и меха, а также большой потребностью в шапках - калпак сфере в городе работало большое количество мастеров-шапочников - калпакчи, превратившие свое занятие в отдельный вид прикладного искусства цех-эснаф, упоминаемый в сиджилях и владевший предназначенными только для пошива и продажи калпаков лавками-мастерскими [Кавак, 2020, с. 62]. Также, наиболее распространенными видами промышленного текстиля города являлись производимые местными мастерами различных видов тканей, ворсовое и безворсовое ковроткачество, тканье

и шитье аксессуаров мужского и женского костюма с применением растительных, животных и минеральных красителей и украшенные великолепными мотивами орнаментального искусства местных художников-наккашей [Кавак, 2020, с. 62]. Среди имущества мастеров эснафов Карасубазара фигурируют бархатные (kadife), суконные (?uha), шелковые (atlas), льнянные (keten) и хлопковые (pamuk) ткани с вышитыми на них золотыми, серебряными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками орнаментальными узорами. Отдельное место в ткачестве карасубазарских мастеров занимало изготовление шатров и килимов (безворсовых ковров) из вытянутой из козьей шерсти - кыл нити, которую производили специально обученные этому делу мастера кылджилар [Кавак, 2020, с. 63]. Сотканная из нитей кылджилар ткань, не пропускала воду и использовалась для пошива шатров, походных палаток и плащей. Главное место среди видов художественной обработки металла города занимало ювелирное искусство куйюмджилык, которым в отличие от турецких городов, в которых этим видом декоративно-прикладного искусства занимались в основном не мусульмане (gayr-i müslimler) - в Карасубазаре, судя по записям занималось и крымскотатарские мастера ювелирного искусства куйюмджилар [Кавак, 2020, с. 63]. Успешно они изготавливали украшения из серебра (сом сырмаджилыкъ), что подтверждает большое количество великолепных ювелирных украшений упоминаемых в текстах судебных решений Карасубазарского кадылыка. Также приводятся названия золотых и серебряных ювелирных изделий карасубазарских мастеров в судебных делах, связанных с деятельностью городских саррафов (менял) [Кавак, 2020, с. 63]. В судебных делах города того времени встречаются профессии мастеров изготовления сабель (kill?) кылычджи ножей (bi?ak) бычакджи и ножен (kin) кынджи, занимавших особое место в крымскотатарском искусстве художественной обработки металла того времени [Кавак, 2020, с. 64] и объединявшихся в цех эснафа сейяф. В соседних мастерских работали ковщики подков налчеджилер и кузнецы демирджилер, работавшие в основном с черными металлами. Помимо нужд населения сейяфы удовлетворяли потребность в холодном оружии воинов крымских ханов и карачи беев. Знаменитые крымские кованные кинжалы и ножи в бльшом количестве поставлялись на экспорт. В Карасубазаре мастера тюфекчилер (оружейники) изготавливали качественное стрелковое оружие. Металлическая часть ружей-тюфек и пистолетов-пыштав ими искуссно украшалось узорной насечкой с позолотой и чернью по серебру, а деревянная орнаментальной резьбой. Налаженное производство стрелкового оружия в городе упоминается в судебных делах пер. пол. XVIII в. [Кавак, 2020, с. 64]. Значительным по объемам производимой продукции сектором обработки цветных металлов художественных промыслов города являлось производство богато декорированной кухонной посуды и принадлежностей къап-каджакъ, крымскотатарской торевтики бакырджилык. Отдельным эснафом сарачей (шорников) счталось производство шорных предметов сарачлык [Кавак, 2020, с. 64]. Мастера бакъырджилар широко применяли при орнаментировании, изготовляемых ими медных, бронзовых и латунных предметов быта крымских татар технику чеканки догме, рельефа къабартма и гравировки ойма. Из их продукции в сиджилях наиболее часто упоминаются: саан, тас, тебси, тенджере, ибрык, ленгер, кепче, леген, сини, мангал, мумлык, джезве, гугюм [Akpinarli, 2004, s. 267-268]. В 1683 г. рассматривался иск карасубазарских бакырджи в деле по упущенной ими прибыли, в котором указана стоимость 6 вакыйе листовой меди в 5 эседи [Кавак, 2020, с. 65]. В кадылыке Карасу официальныи деньгами считались деньги акче Крымского ханства. Имели хождене и монеты эседи гуруш [Pakalin, 1993, s. 551]. Один эседи гуруш стоил 100 акче [Belin, 1999, s. 306-307]. Отдельной профессией считалась специальность мастеров по изготовлению медных котлов казанджи. Медные котлы казан различного объема применялись для приготовления пищи, изготовления красок в банях и прачечных [Кавак, 2020, с. 65]. Одним из самых распространенных и высокоразвитых видов промыслов крымских татар того времени являлась также, выделка кож и меха деббаглык [Sroefkovskiy, 1979, s. 49-50]. Продукция деббагов обеспечивала деятельность скорняков саррачей, обувщиков хавафов, шубников кюркчилер и в силу своей сложной цикличности и потребности в большой физической силе, считалось очень сложным и трудным ремеслом и развито было не везде. Крымское ханство и в частности, Карасубазар и Бахчисарай считались крупнейшими международными производителями кожно-меховой продукции. В судебных описях имущества карасубазарцев упомянаются меховые изделия из выделанных местными мастерами шкур не только домашнего скота, но также шкур волков, котов, лисиц, зайцев, белок, куниц, бобров [Кавак, 2020, с. 65]. Распространенным промыслом в Карасубазаре было

портняжное дело терзилик. Портные терзи чинили одежду и обшивали все слои населения города. Практику, увиденной им самим в Крыму в сер. XVIII в. кройки свежей снятой с лошади шкуры, накинутой на плечи восемнадцатилетнего юноши портнихой татаркой в деталях описал французский консул при крымском дворе барон де Тотт [Memoirs, 1786, р. 150]. Чрезвычайно важным ремеслом в городе, считалось изготовление седел сарачлык. Мастеров седельщиков в Карасубазаре называли эгерджи. Объемы их работы были очень большими, так-как в стране всадников Крымском ханстве у каждой семьи было по нескольку верховых лошадей, сюда, также следует добавить и нужды крымскотатарской армии. В этом ряду можно назвать мастеров изготовителей повозок араба, маджар, бидар, могедек -арабаджилар, продукция которых занимала важное место в жизни и экономике города. Отдельным видом крымскотатарских художественных промыслов являлось изготовление декорированных орнаментальной резьбой рукоятей, для различных инструментов, ножей и сабель сапчилык. Мастера сапчилар с большим искусством изготавливали рукояти, как простых деревянных для ножей и нагаек, так и украшенных драгоценными камнями, инкрустированных слоновой костью и перламутром, с серебряной и золотой насечкой рукоятей для клинков и кинжалов. Отдельным цехом эснафов Карасубазара втор. пол. XVII в. считались изготовители свечей мумджилар. Востребованными в городе была профессия сшивателя книг (мюджеллид) мюджеллидлик, промысел по производству пиломатериалов и строевого леса керестеджилик, мастера по распилке (догърама) и обработке леса, чья продукция использовалась при строительстве крымскотатарских каркасных домов чатма эвлер [Кавак, 2020, с. 66] и в работе столярных мастерских столяров дюльгеров и краснодеревщиков марангозов. Сборкой механизмов, для распиловки леса и изготовлением металлического инструментария, используемоего мастерами художественных ремесел, а также изготовлением ключей и замков занимались члены эснафа слесарного дела чилингирлер [Memoirs, 1786, р. 161]. В текстильном, металлообрабатывающем, красильном и других секторах художественных промыслов Карасубазара использовалась моющая продукция эснафов сабунджилар (мыльников), инвентарь эснафа кантарджилар (весовщиков), сноровка членов эснафа хамаллар (носильщиков-грузчиков) и коммуникабельность членов эснафа делляллар (глашатаев) [Кавак, 2020, с. 68]. Важным фактором процесса развития крымскотатарских художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства явилось объединение купцов и предпринимателей Карасубазара в эснаф туджарлар, коммерческая деятельность, которого регулировалась особыми фирманами крымских ханов. В XVII в. карасубазарские купцы в значительных объемах вывозили продукцию мастеров крымскотатарских художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в Черкесские, Молдавские, Ногайские земли, Московское царство, Литву и Польшу [Кавак, 2020, с. 71].

В 1683 г. эснафами Карасубазара являлись Беззаз (производитель тканей) Мустафа Беше и Сахтиянджи (производитель сафьяна) Омер Беше [Ozdem, 2010, s. 25]. В том же году в квартале Шор махаллеси жил и работал медник-котельщик казанджи Абдулвели [Ozdem, 2010, s. 44] и казанджи Шабан [Османский реестр, 2021, с. 320], а в квартале Али Эфенди махаллеси - красильщик Бояджи огълу Керки [Ozdem, 2010, s. 47]. В 1683 г. в Карасубазаре мастерами художественных промыслов производились: оконное стекло (беяз шише), большие блюда из стекла и фаянса (джам ве чинни табак), плетенные корзины (сепет), деревянные бочки (вариль), кадки (фычы), короба (къуту), медная, луженая кухонно-столовая посуда - блюда (бакыр табак), тешт леген (неглубокие, большого диаметра и широкий медный таз, для варки бекмеза и булгура), ленгер (очень большое с широкими краями, медное блюдо для гарниров в основном для пилява, выставлявшееся по центру круглого стола (софра), тюбсыз саан (неглубокое медное блюдо с крышкой, для сохранения теплым подаваемого угощения), тюбли саан (тюбсыз саан больших размеров), кенарлы саан (саан с широкими краями), къошаф тасы ве тешти (медный средней глубины медный сосуд тешт и медные пиалообразные чаши тас для компота), тепси (медные мелкие тарелки), мезе тепсиси (блюдца для закусок, орешков, сухофруктов и сладостей), калайлы тепси (луженная медная тарелка), сини (очень большой медный, круглый поднос-столешница на деревянном четырехножнике), баклава синисы (глубокий медный поднос для пахлавы), гюгюм (большой медный кувшин для воды с высоким горлом, ручкой и крышкой), ибрык (маленький медный кувшин с широким горлом и крышкой), къаве финджаны, ибрыгъы ве табагъы (медные кофейные чашечки, кофейник и

поднос для них), бакърадж (походный плоский, округлый медный сосуд круглой формы, для напитков - баклажка), маша (каминные медные щипцы), мешребе (кружка), эль ве йол табесы (дорожная медная сковорода), хамур текнесы (медный таз для замешивания теста), леген (неглубокий, широкий, круглый с расширяющимися к верху бортами, медный таз), къысыр легены («пустой» таз), капаклы тенджере (медная кастрюля с крышкой), капаксыз тенджере (кастрюля без крышки), буйюк тенджере (большая кастрюля), кучук тенджере (маленькая кастрюля), казан (медный котел), сачайакъ (железный обруч на ножках для костра, для противня или сковороды), саплы айакъ (ножки с ручкой), хуни (воронка для жидкостей), бычакъ (нож), кевгир (шумовка), кепче (половник), кашик (ложка). В Карасубазаре производились также персидские кастрюли (аджем тенджересы), токатские легены (токат легены), иракские котлы (иракъ казаны), египетские кружки (мысыр мешребеси) и другие предметы крымскотатарской торевтики [Ozdem, 2010, s. 52-53]. В судовых записях Карасубазара упоминаются женские ювелирные украшения производства местных мастеров: йюзук (кольцо), купе (серьги), билезык (браслет), сачбагъы (заколка для волос), богъаз алтыны (золотое украшение на горло), бойюн алтыны (золотое украшение для шеи), зынджыр (цепочка). Модой того времени были серьги конфигураций: учайакъ (треножник), бадеми (миндалевидные), арсланагъзы (пасть льва) и чарки фелек (завихрение воды - меандр) [Ozdem, 2010, s. 58].

В 1683 г. мастеркие и лавки эснафов художественных промыслов и декоративного искусства были сконцентрированы на карасубазарских рынках-чаршы - Шейх Абдулазиз, Калгай, Сюк-и Суфи, Эфенди, Июкары, Орта, Ашагъы, медники казанджи и бакырджи занимали квартал Шор, а кожевенники квартал Деббаглар [Ozdem, 2010, s. 135].

Основными цехами Карасубазара в 1683 г. являлись эснафы: чорекчи, борекчи -пирожочников, хаббаз - пекарей, сака - водовозов, бозаджи, максымаджи - изготовителей слабоалкогольного (3%) напитка из проса, мейханеджи - держателей трактиров, кахведжи -держателей кофеен, шорбаджи - варящих супы, кебапчи - шашлычников, баккал - лавочников бакалйщиков, эльмаджи - торговцы яблоками, аттар - торговцев благовоний, тютюнджи, духанджи - табачников, касап - мясников, казанджи - котельников, калайджи - лудильщиков, эскиджи - антикваров-старьевщиков, чилингир - слесарей, демирджи - кузнецов, бакырджи -медников, йайджи - изготовителей луков и смычков, сеййаф - изготовителей холодного оружия, тюфенкчи -изготовителей стрелкового оружия, люледжи - изготовителей курительных трубок, налчаджи - ковщики подков, курекчи - изготовителей совков и лопат, чольмекчи - гончаров, керестеджи - деревообработчиков, сандыкчи - сундучников, кайыкчи - изготовтеле лодок, сарач - шорников, деббаг - кожевенников, сахтийанджи - изготовителей сафьяна, кечеджи -изготовителей волочных ковров и фетра, сываджи - штукатуров отдельщиков алчей (алебастром), сафранджи - производителей шафрана, мумджы - производителей свечей, сабунджы - мыловаров, куйюмджы - ювелиров, терзи, хеййат - портных, вышивальщиков и раскройщиков, дюгмеджи - изготовителей ювелирных пуговиц, чикрыкчы - изготовителей механизмов, для вытягивания золоченных, серебряных, шелковых, хлопковых нитей, чизмеджи - сапожников, айаккабыджы, кондураджи, хаффаф, папуччы, терликчи - обувщиков шивших модельную, украшенную вышивкой и аппликацией сафьяновую обувь, тапочки и туфли, калпакчи - шапочников, куркчи - меховщиков, скорняков, беззаз - ткачей и торговцев тканями, халлач - переработчиков хлопчатой пряжи, каззаз - производителей шелка и пряжи, наккаш -художников орнаменталистов, хаттат - специалистов орнаментального письма, языджи -писараей и визажистов деллял - глашатаев, бербер - цирюльников, арабаджи - изготовителей повозок, экипажей и арб, сыгъырджы, баккар - скотников, ат йылкыджы - табунщики [Ozdem, 2010, s. 137]. Во главе цехов лонджа эснафов города стояли реис (председатель), шейх (духовник), кетхуда (распорядитель), кяхья (приказчик) и йигит башы (помощник). Должности реиса и кетхуды (kethuda u reis), а также и йигитбашы занимали Эмир Ахмед Челеби и Хаджи Ахмед соответственно. Шейхом же эснафов Карасубазара мог быть умерший в том же 1683 г. Шейх - и Шуйюх Абдулаззиз, который владел в городе 23 дюккянами (магазинами) [Ozdem, 2010, s. 138]. Главой эснафа казанджилар был Калайджы Шабан [Ozdem, 2010, s. 139]. Рядом с ними трудились мастера налчаджи Мирза Уста [Ozdem, 2010, s. 140], чизмеджи Агъя и Кара Полат, айаккабыджы Хаджи Ахмед бин Хаджи Нуман в лавке которого наряду с обувью, мехами и инструментами продавались ювелирные изделия весом в 37 дирхемов [Ozdem, 2010, s. 147]. Основным товаром Хаджи являлись - терлик (туфли без задников), налын (шлепанцы),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.