Научная статья на тему 'КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖВОЕННОГО ПЕРИОДА (1920-1930-Е ГОДЫ)'

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖВОЕННОГО ПЕРИОДА (1920-1930-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКАЯ АССР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОРЕНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратюк Григорий Николаевич

В статье анализируется работа профессионально-технических учебных заведений в области коренизации в Крымской АССР в межвоенный период. Техникумы готовили квалифицированный персонал, учитывая потребности крымской экономики в условиях НЭПа и первых советских пятилеток. ФЗУ и ШУМП формировали национальный пролетариат из числа крымских татар. Профессиональные учебные заведения выступали «социальным лифтом» для крымскотатарской молодёжи в советском обществе. Профессиональное образование выступило инструментом модернизации общества, реализации гендерной и социальной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN TATARS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION OF THE INTERWAR PERIOD (1920-1930-YE YEARS)

The article analyzes the work of vocational and technical educational institutions in the field of indigenization (Korenizatsiya) in the Crimean ASSR in the interwar period. The technical schools trained qualified personnel, taking into account the needs of the Crimean economy under the conditions of the NEP and the first Soviet five-year plans. FZU and SHUMP formed the national proletariat from among the Crimean Tatars. Vocational educational institutions acted as a "social lift" for Crimean Tatar youth in Soviet society. Vocational education has acted as a tool for modernizing society, implementing gender and social policies.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖВОЕННОГО ПЕРИОДА (1920-1930-Е ГОДЫ)»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (31) 2021

УДК 477.75

Кондратюк Григорий Николаевич - д.и.н.. профессор кафедры истории ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»; ведущий научный сотрудник КНЦ Института истории имени Ш. Марджани Академии Наук Республики Татарстан г.Казань.

e-mail : kondratj ukkipu@gmail .com

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖВОЕННОГО ПЕРИОДА

(1920-1930-Е ГОДЫ)*

Аннотация: в статье анализируется работа профессионально-технических учебных заведений в области коренизации в Крымской АССР в межвоенный период. Техникумы готовили квалифицированный персонал, учитывая потребности крымской экономики в условиях НЭПа и первых советских пятилеток. ФЗУ и ШУМП формировали национальный пролетариат из числа крымских татар. Профессиональные учебные заведения выступали «социальным лифтом» для крымскотатарской молодёжи в советском обществе. Профессиональное образование выступило инструментом модернизации общества, реализации гендерной и социальной политики.

Ключевые слова: Крымская АССР, профессионально-технические учебные заведения, коренизация.

The article analyzes the work of vocational and technical educational institutions in the field of indigenization (Korenizatsiya) in the Crimean ASSR in the interwar period. The technical schools trained qualified personnel, taking into account the needs of the Crimean economy under the conditions of the NEP and the

* Статья прочитана на V Всероссийской научно-практической конференции «Тюркология: вчера, сегодня, завтра» (22 апреля 2021 года). Организатором мероприятия выступила кафедра крымскотатарской филологии Института филологии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" (г. Симферополь, Россия)

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (31) 2021 first Soviet five-year plans. FZU and SHUMP formed the national proletariat from among the Crimean Tatars. Vocational educational institutions acted as a "social lift" for Crimean Tatar youth in Soviet society. Vocational education has acted as a tool for modernizing society, implementing gender and social policies.

Keywords: Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, vocational educational institutions, rooting.

Установление советской власти в Крыму в ноябре 19920 года привело к кардинальным изменениям в системе образования. Изменились названия, структура, программы и кадровый состав как системы школьного, так и профессионально-технического образования. Новые тенденции развития профессионального образования были вписаны в советские преобразования начала 1920-х годов. Задача РКП(б) состояла в модернизации традиционного мусульманского общества, формирования большей социальной мобильности, новых гендерных подходах. Профессиональные учебные заведения должны были выступить в роли «социального лифта», прежде всего для молодёжи.

Экономическая разруха периода Гражданской войны привела к прекращению полноценной работы профессиональных учебных заведений. Деиндустриализация экономики Крыма стала причиной прекращения полноценного учебного процесса и отсутствия спроса на рабочие кадры. В 1922 году ремесленные училища были преобразованы в профессиональные школы, а коммерческие училища в промышленно-экономические техникумы. Для руководства профтехобразованием в структуре Народного комиссариата просвещения Крымской АССР был создан координирующий орган, взаимодействовавший с отраслями промышленности, предъявлявшими спрос на кадры. Одной из главных корректив развития профессионального образования, являлись объёмы финансирования. Ранее ремесленные училища финансировались из комбинированных источников: земств, бюджетов городов, благотворительных ресурсов. В начале 1920-х годов эти источники финансирования прекратили свое существование. Финансирование из местных бюджетов было предельно ограниченным, поэтому в 1922 году была введена плата за обучение. Так, в отчете Ялтинского промышленно-экономического

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (31) 2021 техникума за 1922-1923 годы указывалось: «...преподавательский персонал, как и раньше приносит колоссальные жертвы делу образования населения Республики, получая незначительное вознаграждение за свой напряженный труд; плата за обучение установлена в нормах определенных Крымнаркомпросом в 5-15 миллионов рублей и в декабре повышается до 10-22 миллионов рублей» [1, л.5]. Ялтинский промышленно-экономический техникум был основан в январе 1922 года путем реорганизации коммерческого училища. В марте 1922 года в техникуме обучалось 403 ученика, из них крымских татар -11. По социальному положению детей торговцев - 124 и детей служащих - 152 [2, л.11]. Профессионально-техническое образование призвано было объединить вектор национальной политики, социальной инженерии и большевистского гендера. К 1923 году сложившаяся система профессионального образования состояла из шести направлений подготовки специалистов: индустриально-технического, сельскохозяйственного, медицинского, экономического, промышленного и педагогического. Каждое направление профессиональной подготовки состояло из нескольких уровней учебных заведений, дававших различную квалификацию. Профтехническая трехлетняя школа, профшкола, которая готовила мастеров-техников и техникум. В 1923 году были основаны Симферопольский и Севастопольский промышленно-экономические техникумы. Эти техникумы готовили персонал для крымской торговли и кооперации, набиравшей мощь в условиях НЭПа 1920-х готов. В этих техникумах существовала специализация в обучении: товароведы, агенты внешней торговли, администраторы промышленных предприятий. Крымские татары были активно вовлечены в процессы новой экономической политики, торговли и аренды земли, поскольку три четверти их были сельскими жителями. Важнейшими заданиями Крымпрофобра в 1923 году было сотрудничество с возрождающимися предприятиями в условиях НЭПа в выявлении потребностей специалистов в тяжелой промышленности (Севастопольский морской завод), кустарной и легкой промышленности, обучении слесарей, токарей и кузнецов, подготовке квалифицированных работников для консервной и швейной промышленности. В 1923/24 учебном году в Крымской АССР насчитывалось 8 техникумов. Из них 2 педагогических,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (31) 2021 1 сельскохозяйственный, 3 промышленно-экономических, 1 медицинский, 1 фельдшерско-акушерский крымскотатарский техникум [3, с.156]. В части техникумов, в их официальном названии, было зафиксировано, что это крымскотатарские учебные заведения (педагогический, сельскохозяйственный, фельдшерско-акушерский техникумы). Указанные техникумы были призваны были восполнить недостаток в кадрах, из числа крымских татар в наиболее приоритетных сферах и отраслях экономики. Кроме того, в 1923/24 учебном году в систему профтехобразования входили 3 школы сельскохозяйственного машиностроения, школа электротехнического машиностроения, 2 профшколы, которые готовили швей, художественно-кустарная школа и 2 ФЗУ[4, с.2]. Потребность в квалифицированных кадрах, в условиях оживления экономики возрастала и не смотря на объективные трудности, количество учебных заведений увеличилось. В 1925 году система профессионального образования Крымской АССР включала 2 педагогических техникума, 2 сельскохозяйственных техникума и 2 сельскохозяйственных профшколы, 2 медицинских техникума, 3 промышленно-экономических техникума, 10 индустриально-технических профшкол, 2 фабзавуча т 1 школу бригадного ученичества [5, с.423]. Особенно остро существовала потребность в учебных заведениях сельскохозяйственного и индустриального профиля. Техникумы и профшколы должны были подготовить кадры национального, крымскотатарского пролетариата, поскольку согласно концепции большевиков, крестьянство было отсталым мелкобуржуазным слоем. В 1924 году Всекрымское совещание татарских работников-коммунистов отмечало «С учетом отсутствия индустриального пролетариата из татарского населения, необходимо при заполнении брони на предприятиях и фабзавучах увеличить процент подростков, которые направляются из татарской молодёжи с тем, чтобы обеспечить базу квалифицированных работников из татар» [6, л.301]. В учреждениях профессионального образования насчитывалось 3736 учащихся, из них крымские татары составляли 717 учеников или 19,5% [7, с.10]. В 1926/27 учебном году в Крымской АССР функционировало 31 учебное заведение, в которых обучалось 3570 учеников. Из них крымские татары составляли 798 учащихся или 22,3%. Наибольшее количество учащихся

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (31) 2021 крымских татар было в двух педагогических техникумах. Из общего количества в 310 учащихся крымские татары составляли 191 человек. В 16 профшколах обучалось 1570 учеников, из них 311 крымских татар. В 13 техникумах обучалось 1813 учащихся, из них крымских татар - 481 [8, л.17].

С октября 1928 года по 1932 год - время первой пятилетки. Многократный рост числа промышленных предприятий предъявил дополнительный спрос на рабочие и инженерные кадры. Период 1930 - 1932 годов характеризуется многократным увеличением числа техникумов и ФЗУ. С 1930 по 1932 год количество ФЗУ и ШУМП возросло с 4 до 38, а количество учащихся в них увеличилось с 300 до 10814 человек [9, с.56]. Увеличилась численность специальных школ ФЗУ. Так, в 1930 году из 29 ФЗУ Крымской АССР 9 были ориентированы на обучение крымскотатарской молодёжи [10, с.396]. Состоялось форсированное привлечение крымских татар в школы ФЗУ. В 1931 году среди учащихся крымские татары составляли 15%, то в 1933 году уже 37% [11, л.36]. Учебные заведения профессионального образования готовили национальный пролетариат, поскольку крестьянство расценивалось как источник мелкобуржуазной стихии. Содержание данной деятельности виделось так: «Важнейшей составной частью, которая определяет содержание всей политики коренизации, является несомненно, проблема национальных кадров.вопрос о подготовке пролетарских кадров из числа народов СССР выдвигается на первый план во всем строительстве нацреспублик и областей и решению этого задания служит политика коренизации на данном этапе социалистического строительства» [12, с.112]. Молодёжь из крымскотатарских сел пополняла пролетарские ряды городских работников. Крымскотатарское общество было традиционным, а традиционализм и способ жизни в индустриальном обществе являются несовместимыми. Индустриализация и в особенности коллективизация ломали привычный уклад жизни, моральные ценности, межпоколенные связи в крымскотатарских семьях. На XVI областной партийной конференции, которая проходила 24 января 1932 года в Симферополе, в отчетном докладе секретарь крымского обкома партии Вегер так определял приоритеты: «.крымская парторганизация развернула огромную работу по практическому осуществлению ленинской национальной

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (31) 2021 политики. При этом мы исходили из трёх основных заданий: Во-первых, разворачивание и укрепление промышленности...создание кадров национального пролетариата, воспитание крепкого пролетарского костяка из коренной национальности. Во-вторых, дальнейшее укрепление колхозов, как основного способа повышения экономического уровня коренной национальности.В-третьих, работа над подготовкой и воспитанием национальных кадров по всей линии, как основного способа привлечения коренного населения к практическому руководству во всех сферах социалистического строительства в Крыму» [13, л.28]. Количество техникумов, которые специалистов для различных отраслей экономики Крыма возрастало до 1935 года ежегодно. В 1932 году насчитывалось 6 индустриальных техникумов с 1135 учащимися, из них крымских татар - 174, что составляло 15,3%. Транспортных техникумов 3 с 1102 учащимися, из них 165 крымских татар -14,9%. 2 строительных техникума с 466 учащимися, из них крымских татар -87, или 18,6%. Значительно возросло количество сельскохозяйственных техникумов. Их стало 8 с 1398 учениками, из них крымских татар - 473, что составляло 33,8%. Не изменилось количество медицинских техникумов. Продолжили свою работу 3 медтехникума с 435 учащимися, их них крымских татар - 190 или 43,6%. Это был один из наибольших показателей, который объясняется стремлением компенсировать недостаток медиков из числа крымских татар. Наибольшее количество крымских татар насчитывалось в трёх педагогических техникумах. Из 496 учащихся крымские татары составляли 303 или 61%. Такой большой процент объясняется потребностью в учителях для крымскотатарских школ первой и второй ступени. В 1930 году в Крымской АССР было введено всеобщее обязательное начальное образование. Были образованы новые школы и существенно увеличился контингент учащихся. Острой проблемой стала нехватка учителей для крымскотатарских школ I ступени, продолжительность обучения в которых составила пять лет.

Всего в 1932 году в Крымской АССР работал 31 техникум, в которых обучалось 5545 учащихся. Из них крымских татар - 1545, что составило 27,8%. Этот показатель полностью коррелируется с численностью крымских татар среди населения республики [14, с.58].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 2 (31) 2021

Таким образом, система профессионального образования призвана была сформировать национальный пролетариат из числа крымских татар, объединив социальную и этническую основы поддержки советской власти. Профессиональное образование становилось механизмом модернизации общества и большей социальной мобильности крымскотатарской молодёжи.

Список литературы

1. ГАРК Ф. Р. 3441, оп.1, д.6, л.5.

2. ГАРК Ф. Р.3441, оп.1, д.32, л.11.

3. Отчет КрымЦИКа, Совнаркома, Наркоматов и Госучреждений КрССР III Всекрымскому Съезду Советов. - Симферополь, 1923.

4. Красный Крым. - 1923. - 23 июня.

5. Весь Крым. Юбилейный сборник. 1920-1925. - Симферополь, 1926.

6. ГАРК. Ф. П.1, оп.1, д.322, л.301.

7. Педагогическая жизнь Крыма. - 1925. - №6

8. ГАРК Ф. П. 1, оп.1, д.698, л.17.

9. Сборник материалов к отчету ОК ВКП(б) на XVI областной партийной конференции. - Симферополь, 1932.

10. Десять лет советского Крыма: Сборник посвященный десятилетию советизации Крыма (1920 - 1930) / под ред. И. Козлова. - Симферополь. 1930.

11. ГАРК. Ф. П.1, оп.1, д.1290, л.36.

12. Революция и национальности. - 1930. - №4-5.

13. ГАРК. Ф. П.1, оп.1, д.1131, л.28.

14. Сборник материалов к отчету ОК ВКП(б) на XVI областной партийной конференции. - Симферополь, 1932.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.