Научная статья на тему 'Крымская АССР, как реализованное право на самоопределение крымскотатарского народа в 1921–1945 гг.: создание, этнокультурное, социально-политическое развитие'

Крымская АССР, как реализованное право на самоопределение крымскотатарского народа в 1921–1945 гг.: создание, этнокультурное, социально-политическое развитие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркомнац / самоопределение / крымские татары / Крымская АССР / коренизация – татаризация / People’s Commissariat / self-determination / Crimean Tatars / Crimean ASSR / rooting – Tatarization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куртсеитов Рефик Джаферович

В статье рассмотрен один из важнейших периодов советской истории крымскотатарского народа. Процесс реализации права на самоопределение в форме советской автономной республики – Крымской АССР в составе РСФСР. Целенаправленные действия ВЦИК, СНК, Народного комиссариата по делам национальности РСФСР по подготовке условий для провозглашения автономии крымскотатарского народа. Сложности, с которыми столкнулась молодая республика, в начальный период своего существования, земельные проблемы, причины и последствия голода 1921–1923 годов. Реализация курса на коренизацию – татаризацию, как целенаправленные действия государства по вовлечения коренного народа в управление автономией, выравнивание его социально-экономического положения, подготовка кадров посредством развития системы общего и профессионального образования Крымской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Куртсеитов Рефик Джаферович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimean ASSR as the realized right to self-determination of the Crimean Tatar people in 1921–1945: creation, ethno-cultural, socio-political processes

The article considers one of the most important periods of the Soviet history of the Crimean Tatar people. The process of realizing the right to self-determination in the form of the Soviet autonomous republic – the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic as part of the RSFSR. Purposeful actions of the All-Russian Central Executive Committee, Council of People’s Commissariat for Nationality of the RSFSR to prepare conditions for the declaration of autonomy of the Crimean Tatar people. The difficulties faced by the young republic in the initial period of its existence, land problems, the causes and consequences of the famine of 1921–1923. The implementation of the course on indigenization is Tatarization, as the purposeful actions of the state to involve the indigenous people in the management of autonomy, equalize their socio-economic situation, train personnel through the development of the system of general and professional education of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic.

Текст научной работы на тему «Крымская АССР, как реализованное право на самоопределение крымскотатарского народа в 1921–1945 гг.: создание, этнокультурное, социально-политическое развитие»

УДК 93:323.2:329.7:323.17

БОТ: 10.22378/кю.2023.2.78-106

Крымская АССР,

как реализованное право на самоопределение крымскотатарского народа в 1921-1945 гг.: создание, этнокультурное, социально-политическое развитие

Рефик Куртсеитов

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

Аннотация. В статье рассмотрен один из важнейших периодов советской истории крымскотатарского народа. Процесс реализации права на самоопределение в форме советской автономной республики - Крымской АССР в составе РСФСР. Целенаправленные действия ВЦИК, СНК, Народного комиссариата по делам национальности РСФСР по подготовке условий для провозглашения автономии крымскотатарского народа. Сложности, с которыми столкнулась молодая республика, в начальный период своего существования, земельные проблемы, причины и последствия голода 1921-1923 годов. Реализация курса на коренизацию - татари-зацию, как целенаправленные действия государства по вовлечения коренного народа в управление автономией, выравнивание его социально-экономического положения, подготовка кадров посредством развития системы общего и профессионального образования Крымской АССР.

Ключевые слова: наркомнац, самоопределение, крымские татары, Крымская АССР, коренизация - татаризация

Для цитирования: Куртсеитов Р.Д. Крымская АССР, как реализованное право на самоопределение крымскотатарского народа в 1921-1945 гг.: создание, этнокультурные, социально-политические процессы (часть первая) // Крымское историческое обозрение. 2023. Т. 10, № 2. С. 78-106. БО1: 10.22378/кю.2023.2.78-106

Столетний юбилей Крымской АССР, республики репрессированного крымскотатарского народа в 2021 году, прошел незаслуженно скромно. Актуальность исследования истории автономии от этого не снижается. Хронологические рамки исследований не ограничиваются 1921-1945 годами,

временем существования автономии. Процесс восстановления республик репрессированных народов и возвращение народов в места исторического после решений ХХ съезда КПСС, не коснулся крымскотатарского народа. Только 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР в своей Декларации признал действия государственных органов по выселению народов преступными и взял обязательство по их реабилитации, через две недели 28 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Постановление о выводах и предложениях государственной комиссии по проблемам крымскотатарского народа, принял решение о возвращении крымскотатарского народа и восстановления Крымской АССР [25]. Постановление подписано Председателем Верховного Совета СССР М. Горбачевым.

Объектом исследования является Крымская АССР 1921-1945 гг. В качестве предмета, рассмотрим процессы, которые были связаны с созданием, функционированием автономии до начала Великой Отечественной войны.

Принцип историзма, принцип объективности как одни из основных методологических подходов при анализе содержания исторических процессов никто не отменял. Сегодня когда идут острые дискуссии о том, каким бы было развитие пост имперской России после бурных событий 1917 года, падения монархии, большевистской революции/переворота, хотелось бы вспомнить на какой основе формировалось новое государство - СССР, и в том числе одна из её автономных республик - Крымская АССР. Судьба репрессированного крымскотатарского народа, теснейшим образом связанна с историей автономии, которая в соответствии фундаментальным принципом советской власти - принципа самоопределения народов, при строительстве нового государства, была реализована 18 октября 1921 года. Крымская АССР не являлась исключением в ряду советских республик, как её хотели представитьотдельные руководители государства, после тотального выселения коренного народа в 1944 году и ликвидации автономии. В ходе Великой Отечественной были ликвидированы автономии всех репрессированных народов. Это было одной из форм коллективного наказания, что противоречило принципам советского национально-государственного устройства, элементарным нормам права и морали.

25 октября (по старому стилю, 7 ноября по новому) 1917 года, II Всероссийский съезд советов, выполняя программные основы большевистской партии, обратился к пролетарским классам с обращением, что новая пролетарская власть «обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение» [22].

В отличие от принципов «единой и неделимой» Российской империи, советская власть предложила новые принципы национально-государственного устройства молодой республики. 2 (15) ноября была обнародована

«Декларация прав народов России», в которой государство напрочь отказывалось от принципов устройства национальной жизни и принципов существовавших в Российской империи и предложило новые принципы решения национального вопроса - равенства народов, политического, культурного, хозяйственного развития в новой революционной России. Декларацию подписали Именем Республики Российской Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили-Сталин, Председатель Совета Народных комиссаров В. Ульянов (Ленин) [4].

Декларация провозглашала четыре основных принципа:

1. равенство и суверенность народов России;

2. право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания и образование самостоятельного государства;

3. отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;

4. свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп [26, с. 8].

Один из известных специалистов Российской Федерации по национально-государственному строительству доктор исторических наук Минее-ва Е.К. пишет: «Национальная политика советской власти базировалась на учении В.И.Ленина, который в 1917 г., пришел к выводу о возможности и необходимости построения в новой России особого типа федеративного устройства. Отвергнув культурно-национальную (экстерриториальную) автономию, вождь пролетариата выступил организатором федерации, создававшейся по национально-территориальному принципу на основе титульной этнонации, проживающей в исторически сложившихся территориальных границах. Государственное устройство РСФСР, образованной на III Всероссийском съезде советов по «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа» в январе 1918 г., строилась в форме различной по самостоятельности автономии» [23, с. 374].

В выше приведенной работе автор пишет: «Выступая 2 февраля 1920 г. на I сессии ВЦИК VII созыва, В.И. Ленин говорил: «Мы дали автономию Башкирской республике (1919 г. - Е.К.) мы должны создать автономную Татарскую республику, и ту же политику продолжаем по отношению ко всем восточным народам» [21, с. 98].

Развивая и регламентируя принципы «Декларации прав народов России» Совет Народных Комиссаров России выступил с обращением «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором подтверждались национальные, религиозные права мусульманских народов. «...Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа,

все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!

Отныне ваши веровании и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех пародов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов ...» [11].

Для реализации на практике программных принципов РКП(б), задекларированных в основополагающих документах, в структуре правительства в 1917 году был создан Народный комиссариат по делам национальностей во главе с И.В.Сталиным, с официальным печатным органом, еженедельным журналом «Жизнь национальностей».

Наркомнац (1917-1923 гг.), имея в своем составе различные национальные отделы, проводил организационную работу по созданию, реорганизации и ликвидации советских республик, урегулировал острые проблемы возникающие в ходе этого процесса. После образования в декабре 1922 года СССР, когда многие организационные, практические вопросы были решены его функции были переданы Всесоюзному центральному исполнительному комитету (ВЦИК) во главе с М.И.Калининым.

На прошедшем в марте 1921 года Х съезде РКП(б), были утверждены очередные задачи советской в различных сферах деятельности государства. В экономической сфере, это был переход от политики военного коммунизма к НЭПу. Третьим пунктом очередных задач, являлась национальная политика государства.

В этом пункте «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» крымские татары, как и другие народы России и в том числе тюркские упоминаются не раз в связи с необходимостью ликвидации неравенства в государственной, хозяйственной, культурной сферах, повести борьбу с уклонами как великодержавного шовинизма, так и местного национализма, оказать помощь в укреплении советской государственности.

Съезд констатировал:

«... РСФСР и связанные с ней независимые Советские республики представляют около 140 млн. населения. Из них невеликороссов - около 60 млн. (украинцы, белорусы, киргизы, узбеки, туркмены, таджики, азербайджанцы, поволжские татары, крымские татары, бухарцы, хивинцы, башкиры, армяне, чеченцы, кабардинцы, осетины, черкесы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки, карелы, аварцы, даргинцы, кази-кумухцы, кумыки, мари, чуваши, вотяки, немцы Поволжья, буряты, якуты и др.). .

... Если из 65 млн. невеликорусского населения исключить Украину, Белоруссию, часть Азербайджана, Армению, прошедшие в той или иной

степени период промышленного капитализма, то остается около 30 млн., по преимуществу тюркского населения (Туркестан, большая часть Азербайджана, Дагестан, горцы, татары, башкиры, киргизы и др.), не успевших пройти капиталистическое развитие, не имеющих или почти не имеющих своего промышленного пролетариата, сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, северный Кавказ) или не вполне ещё ушедших дальше полупатриархально-полуфеодального быта (Азербайджан, Крым и др.), но уже вовлеченных в общее русло советского развития.

Уничтожение фактического национального неравенства здесь есть длительный процесс, требующий упорной и настойчивой борьбы со всеми пережитками национального гнета и колониального рабства.

... Если исключить из 30 миллионов, по преимуществу тюркского населения, Азербайджан, большую часть Туркестана, татар (поволжских и крымских), Бухару, Хиву, Дагестан, часть горцев (кабардинцев, черкесов, балкарцев) и некоторые другие народности, ставшие уже оседлыми и прочно закрепившие за собою определенную территорию, то остается ...». [5, с. 251-256].

Право народов на самоопределение, было заложенное в основу создания СССР, реализовывалось в различной форме от союзной и автономной республики до автономной области и автономного района. Отдельные народы СССР, в разное время, имели по 2-3 национально-государственных образования (азербайджанцы, армяне, буряты, ненцы, таджики), автономные образования получили немецкая и еврейская диаспоры.

Это был один из важнейших и принципиальных вопрос национальной политики советского государства. Известно, принципы не действуют избирательно, они действуют в отношении всех народов не зависимо от их численности, места проживания, уровня развития. Крымские татары не были и не могли быть исключением в этом вопросе.

Возможно, глава советского государства В.И. Ленин «не знал» о существовании крымскотатарского народа? Факты говорят об обратном, в своей работе «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов», В.И. Ленин цитирует выступления депутатов II Гос -ударственной Думы по земельному вопросу, и в том числе Решида (Абду-решида) Медиева. «Представитель крымских татар», деп. Медиев (Таврической губ.) в горячей революционной речи высказывается за «землю и волю». «Чем дальше продолжаются прения, тем ярче выплывает перед нами требование народа - что землей должен пользоваться тот, кто на ней трудится» (24 заседание, 9 апреля 1907, стр. 1789). Оратор указывает на то, «как на наших окраинах образовалась священная собственность на землю» (1792), как расхищали башкирские земли, министры и действительные

статские советники, начальники жандармских управлений получали по 26 тыс. десятин. Он приводит наказ «братьев-татар», жалующихся на расхищение вакуфных земель. Он цитирует ответ туркестанского генерал-губернатора одному татарину, от 15 декабря 1906 г., что переселяться на казенные земли могут только лица христианского вероисповедания. «Не пахнет ли от этих документов чем-то прелым, аракчеевщиной прошлого века?» (1794).» [19].

К октябрю 1921 года в составе Российской Федерации были образованы Туркестанская АССР (1918 г.), Башкирская АССР (1919 г.), Татарская АССР (1920 г.), Киргизская АССР (Казахская) (1920 г.) и другие автономные образования. По каждой республике приходилось решать острые вопросы, среди них национально-государственное размежевание, определение административных границ национальных образований. К примеру созданная в 1918 году Туркестанская АССР была реорганизована 27 октября 1924 года, на ее основе созданы новые национально-государственные образования коренных народов Средней Азии - Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР, Кара-Киргизская АО, Кара-Калпакская АССР. Все эти реорганизации проходили в острых дискуссиях, доходивших до конфликтов.

Крым с февраля 1917 по ноябрь 1920 года, прошел через различные трансформации государственных образований, от монархических до революционных-республиканских. После окончания гражданской войны в ноябре 1920 года в Крыму и установления советской власти, прошел почти год и все это время шли дискуссии о будущем устройстве полуострова, предлагались варианты от обычной области до автономной республики, рассматривались варианты вхождения в УССР и РСФСР.

Л.П. Кравцова приводит информацию из воспоминаний Ю.П.Гавена, Председателя ЦИК Крымской ССР (АССР) опубликованных в газете «Красный Крым» за 23 апреля 1924 года: «В начале 1919 г., когда в Крыму еще хозяйничали оккупационные войска Антанты и белогвардейцы, находившийся на лечении Ю.П.Гавен (Я.Э.Дауман) решил поднять вопрос о будущем статусе (он вынашивал идею провозглашения Крымской Советской Республики). Гавен вспоминал в 1924 г.: «... Через несколько дней в 9 часов вечера Ильич принял меня вы Кремле в своем кабинете. «Тов. Абрамович меня уже познакомил с вашим предложением в связи с Крымом, -начал Ильич, - оно не противоречит нашей политической линии и соответствует революционной конъюнктуре данного момента. Но, чтобы по данному вопросу вынести окончательное решение, необходимо познакомиться с положением национально-революционного движения в Крыму. В вашем распоряжении минут тридцать. Сообщите мне вкратце о национальном составе крымского населения, о национально-освободительном движении

крымских татар, их стремлениях, о характернейших чертах революционной борьбы в Крыму 1917-1918 годах.». Я вкратце познакомил Ильича с тем, как ход революционных событий в Крыму выдвинул на первый план национальный вопрос, какие ошибки были допущены крымской большевистской организацией (почти полное игнорирование национального вопроса) и какие тяжелые последствия вызвали эти ошибки (восстание крымских татар, гибель целого ряда крупнейших крымских работников, обострение национальной вражды, дошедшей до фактов истребления одной нацией другой, и проч.) ... В результате нашей беседы Ильич заявил: «Ваше предложение будет санкционированно. Поговорите с тов. Сталиным в Нарком-наце о вытекающих из него практических вопросах. По всему видно, что в ближайшее время красные части очистят Украину и Крым от белогвардейцев и вы сможете вернуться в Крым для осуществления наших задач. Национальный вопрос требует самого вдумчивого и осторожного отношения...». Далее автор пишет «Руководитель Крымского обкома партии И. А. Акулов сменивший на этой должности Р.Землячку 5 апреля 1921 года писал в ЦК РКП(б), высказывался за статус области» [14, с. 42-44].

Дискуссии не утихали как в центре, так и в Крыму. Крымский Област-ком РКП(б) (рук. И.А. Акулов) выступал за создание области, в противовес партийному руководству Крымревкома, который выступал за создание республики. В диссертационной работе на соискание ученой степени кандидата исторических наук Крапивенцева М.Ю.- «История трансформации политико-правового статуса Крыма в 1917-1921 годах» [15], в её третьей главе «Определение статуса Крыма в рамках административно-территориального деления советского государства в 1921 году» рассматривается вопрос подготовки и провозглашения автономной Крымской ССР. Автор анализирует ново выявленные документы ГАРФ и те которые ранее использовались в работах крымских исследователей. Крапивенцев в своей работе приводит цитату из книги Брошевана В., Форманчука А. «Крымская АССР: год 1921-й»: «В апреле 1921 г. в адрес Совета национальностей при Наркомате по делам национальностей РСФСР была направлена телеграмма за подписью заместителя председателя Крымревкома Ю.П.Гавена. В ней сообщалось, что «большинство Крымревкома, в составе Гавена, Фирдевса, Меметова, Идрисова, стоят на точке зрения необходимости провозглашения Крыма автономной республикой в границах Крымского полуострова, включая Чонгарский полуостров и город Геническ» [2, с. 9].

Далее Крапивенцев пишет, что «В Москве, несмотря на категорическое заявление В,М,Молотова (выступал за областную автономию), единства по Крымскому вопросу также не было. К необходимости провозглашения на полуострове автономной республики в составе РСФСР склонялся наркомат по делам национальностей во главе с И.В. Сталиным. Позиция этого ве-

домства была сформирована на основе доклада члена коллегии Наркомнаца М.Х. Султан-Галиева, побывавшего с инспекцией в Крыму с 13 февраля по 29 марта 1921 г., т.е. в разгар развернувшейся на полуострове дискуссии о его будущем статусе [29, с. 322].

Мирсаид Султан-Галиев 14 апреля 1921 г., на основании своих наблюдений, подал доклад И.В. Сталину «О положении в Крыму», в котором подверг резкой критике крымское руководство и охарактеризовал положение на полуострове как катастрофическое. По инициативе И.В.Сталина 25 апреля 1921 года доклад обсудила коллегия Наркомнаца [29, с. 323-335] . Заслушав доклад, коллегия Наркомнаца фактически присоединилась к выводам М.Х. Султан-Галиева, и постановила: «образовать республику, просить ЦК РКП мобилизовать для работы в Крыму всех ранее там работавших товарищей (татар и русских)». А.И. Акулов был противником создания национальной республики, пребывая на полуострове всего несколько месяцев, апеллируя тем, что крымские татары составляют только четверть населения. По данным переписи населения 1897 года крымские татары составляли - 35, 6%, русские - 33,1%, украинцы - 11, 8%, немцы -5,8%, греки - 3,1% остальные немногочисленные группы вместе составляли - 10,6%. Гражданская война повлияла на этническую структуру населения. К образованию автономной Крымской ССР крымские татары составляли 25,9%. Для сравнения, в созданной в 1919 г. Башкирской АССР, башкир было 23,6%, они были третьими по численности после русских и татар.

Стоит также напомнить, до аннексии территории Крымского ханства Российской империей на полуострове абсолютное большинство населения составляли крымские татары. После массовых вынужденных эмиграций, особенно после Крымской войны 1854-1856 гг., численность коренного населения стала сокращаться, на опустевшие земли стали приглашать европейских колонистов, создавая им налоговые преференции, предоставляя различные льготы. Немцы, болгары, греки, поляки и другие этнические группы поселившиеся в Крыму были диаспорами своих народов, на новую землю проживания они прибыли как сформировавшиеся части своих этносов, с родным языком, культурой, т.е. материальной и духовной культурой. Одним из условий образования автономии было наличие национальной территории на которой сформировался народ. Этнические группы-диаспоры имели право на культурную автономию, как граждане государства.

Современные исследования с привлечением новых архивных материалов также подтверждают, что Наркомнац РСФСР во главе с И.В.Сталиным выступал за создание автономной республики. Исследовательская группа Чувашского государственного университета в составе Е.К. Минее-вой, А.П. Зыкиной и А.И. Минеева, по гранту РФФИ, провели исследование данной проблемы, результатом которой стала статья «Народный комис-

сариат по делам национальностей РСФСР и создание Крымской АССР». В аннотации к статье авторы констатируют: «Несмотря на юбилейную дату, это историческое событие, на наш взгляд, получило недостаточно внимания и освещения в обществе. В современных условиях требуется дальнейшее изучение и обобщение опыта создания и су-ществования Крымской АССР. . Целью исследования является анализ исторических условий, в которых происходило формирование национально-территориальной автономии на Крымском полуострове при активной и руководящей роли Наркомнаца» [24, с. 75].

Авторы исследования детально проанализировали деятельность Наркомнаца во главе с И.В. Сталиным, разрушая существующие современные мифы о нем, которые не соответствовали действительности того времени, «Провозглашение Крымской АССР 18 октября 1921 г. стало результатом активной работы со стороны региональных и центральных органов власти, среди которых особо выделяется деятельность Наркомнаца. Разработку и обсуждение проектов создания Крымской АССР осуществляли представительство Наркомнаца в Крыму, а также Полномочная Комиссия ВЦИК и СНК РСФСР по делам Крыма, имевшим прямое отношение к Наркомнацу. Были предложены различные варианты будущего административного устройства региона. Достаточно долго решался вопрос, в каком статусе будет находится Крым: союзной, автономной республики или области в составе РСФСР» [24, с. 77].

Далее авторы продолжают: «Убедительные аргументы со стороны Наркомнаца были сформулированы членом его коллегии М.Х. Султан-Га-лиевым после инспекционной поездки в Крым, продлившейся с 13 февраля по 29 марта. По итогам поездки 14 апреля он представил наркому по делам национальностей доклад, который впоследствии рассматривала коллегия Наркомнаца. В это время Мирсаид Хайдаргалиевич являлся одним из наиболее влиятельных представителей Наркомнаца, хорошо знал инспектируемый регион, им подготовлен исторический важный документ, определивший дальнейшую судьбу Крыма. По его рекомендации руководить процессом провозглашения автономной республики и решения самых сложных проблем в крае были назначены мусульманские политические деятели, стоявшие у истоков Крымской АССР и возглавившие ее в первые годы существования: В. Ибраимов, И.К. Фирдевс, З.Х. Булушев и др.» [24, с. 79].

В своем докладе М.Х. Султан-Галиев пришел к выводу, что партийная и хозяйственная жизнь на полуострове, планомерная и системная работа отсутствовала, такие партийные руководители областкома как Р. С. Землячка (Самойлова), которая ни по организаторским и личным качествам «не подходила к занимаемой должности [29, с. 323], показал тяжелейшие последствия «красного террора» [29, с. 324], завершая свой доклад, Султан-Галиев

предложил комплекс мер для исправления сложившейся ситуации. Прежде всего, он выступил за провозглашение Крыма автономной советской социалистической республикой. Следующие пункты касались улучшения положения татарского населения. Особый акцент он сделал на необходимости увеличить число представителей татар в обкоме партии [29, с. 333-334].

Авторы исследования приводят содержание и второго доклада, Зайнул-лы Булушева, которого 3 марта 1921 г. направил в Крым татарский отдел Наркомнаца. «В составленном З.Х.Булушевым документе говорилось: «Из народностей нерусского языка, населяющих Крым, самой многочисленной и коренной являются татары». Он писал, что татар здесь «42%» всего населения, хотя по официальным данным переписи населения 1921 года, татары составляли 25,7%населения Крыма». Показал тяжелое положение татар в царское время и то, что ситуация при советской власти не изменилась [24, с. 80].

«Можно утверждать, что доклад М.Х. Султан-Галиева сыграл решающую роль в дальнейшей позиции Наркомнаца по вопросу о будущем устройстве полуострова. А именно, Наркомнац во главе со Сталиным стал придерживаться мнения о необходимости реализовать проект создания в Крыму национально-территориальной автономии» . «Еще раз подчеркнем, что Наркомнац во главе с И.В. Сталиным придерживался той точки зрения, что на полуострове следует провозгласить автономную республику. В «Записке И.В. Сталина членам Политбюро ЦК РКПб) и секретарю ЦК РКП(б) В.М. Молотову о необходимости создания Крымской автономной республики» от 29 апреля 1921 г., была четко выражена позиция руководителя Наркомнаца о выделении Крымского полуострова в Крымскую АССР» - делают заключение авторы статьи. [24, с. 81].

Следующим шагом стало заседание 12 мая ЦИК РСФСР с повесткой об образовании автономной области, но принятое специальное постановление содержало первый пункт которого гласил «Признать необходимым выделение Крымского полуострова в автономную советскую республику и поручить Наркомнацу разработать проект декрета для внесения его предварительно в Совнарком», второй пункт Послать полномочную комиссию под председательством т. Ибрагимова в составе т. Даугеля и представителя от Наркомзема для разрешения конфликтных вопросов на месте.

«Решением ВЦИК была создана специальная полномочная комиссия ВЦИК и СНК РСФСР, на которую возлагалась задача подготовки провозглашения автономной республики и решения самых сложных задач, касавшихся большинства населения полуострова. Во главе комиссии был назначен член ЦИК Татарской АССР Ш.Н.Ибрагимов. Комиссия работала в Крыму с мая по сентябрь 1921 г.» ... «В "Секретном докладе" в ЦК РКП(б) Председателя Полномочной комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам

Крыма Ш.Н. Ибрагимова (июль 1921 г.)» сформулирована основная цель, с которой комиссия прибыла в Крым: «Помочь скорейшему изживанию всех тяжелых последствий военно-оккупационного режиму в Крыму - главнейшая задача Полномочной Комиссии ВЦИК и СНК. Нужно было вновь привлечь уже подорванное доверие местного трудящегося населения к советской власти, втянуть трудящихся в работу советских органов, создать наконец, нормально действующие советский и партийные аппараты» [15, с. 12].

18 октября 1921 года (ВЦИК) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и (СНК) Совет Народных Комиссаров издают декрет, в котором постановили образовать Автономную Крымскую Социалистическую Республику как часть РСФСР в границах Крымского полуострова. Декрет подписали Председатель ВЦИК М.И. Калинин, Председатель Совнаркома В.Ульянов (Ленин), секретарь ВЦИК А.Енукидзе.

В заключении статьи авторы приводят к выводу «Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика была создана на территориальной основе. По данным переписи населения 1921 года на полуострове 51,5 % составляли русские, 25,7% татары. В аннотации к статье авторы пишут «Целью исследования является анализ исторических условий, в которых проходило формирование национально-территориальной автономии на Крымском полуострове при активной и руководящей роли Наркомнац». [24. с. 75].

Исходя из аннотации и заключения к статье появляются закономерные вопросы, создавал ли Наркомнац территориальные автономные республики? На этот вопрос, один из авторов статьи, отвечает в свой работе посвященной созданию автономий мари, мордвы и чувашей - «Главной целью Наркомата национальностей являлось формирование автономии нерусских этносов, решающую роль в реализации которой сыграли национальные комиссариаты и отделы» [24, с. 373]. Добавить нечего. В тексте декрета об образовании Автономной Крымской Социалистической республики отсутствует определение, что эта республика создается на территориальной основе или многонациональной основе. Были ли территориальные республики в СССР? Да, в ходе гражданской войны создавались буферные республики, по окончании военных действий они расформировывались. «Декларация прав народов России» была фундаментом для создания национально-территориальных республик. Отдельные народы РСФСР, а затем и СССР имели не одно национально-территориальное образование. В случае образования второго государственного образования у одного и того же народа, второй раз в наименовании образования использовали географический термин, к примеру Азербайджанская ССР и Нахиче-ванская АССР, Армянская АССР и Нагорно-Карабахская (Нагорный Карабах) Автономная область, Таджикская ССР и Горно-Бадахшанская (Горный

Бадахшан) Автономная область, Бурятская АССР и Агинский-Бурятский национальный округ. Дагестанская АССР - национальная автономия 36 дагестанских коренных народов, названа по географическому признаку -горная страна.

Почему Крымскую АССР не назвали Крымскотарской АССР в октябре 1921 года? Дело в том, что в мае 1920 года образовали Татарскую АССР, использовав в названии этноним - татары. Если при создании ещё одной АССР использовали этот же этноним или часть этнонима, то это вносило бы большую путаницу, создавало сложности при его использовании.

Журнал «Жизнь национальностей», официальный орган Наркомнаца (еженедельное издание) в №23/121 от 25 октября 1921г. в статье «К провозглашению Крымской республики» дает характеристику содержания Крымской АССР и чьей автономией она является: «В Федеративную семью Автономных Советских Республик и областей Постановлением ВЦИК вводится ещё одна Республика - Крымская. .

... Крымская республика - это должное возмещение за все обиды, за долгую насильническую колонизаторскую политику царского режима. Но, главным образом, провозглашение республики означает ряд социальных преобразований, направленных к тому, чтобы удовлетворить все вопиющие нужды трудовых элементов коренного населения Крыма.

...Должен ли Крым стать автономной республикой или только областью - вот как ставился вопрос ещё не давно и разрешался далеко не в пользу Республики, ибо многие товарищи, учитывая значение Крыма как Всероссийской здравницы то обстоятельство, что ни одна из национальностей не имеет там абсолютного большинства, считали достаточным только областную автономию. Нет нужды сейчас ещё раз подвергать критике эти соображения.

.Центральная власть, исходя из объективных условий развития, и укрепления нашей революции, учла, что заинтересованность всей Федерации в Крыму может иметь свои положительные результаты лишь в попутном удовлетворении насущных нужд местного коренного населения.

. Нельзя было оставить без внимания то важное обстоятельство, что самая компактная часть крымской деревни - татары, составляющие вместе с немногочисленным пролетариатом городов базу Советской Власти в Крыму, в течении долгих лет подвергались физической и культурной деградации, благодаря тем экономическим условиям, в которые они были поставлены старым режимом.

..Крымская республика - это закрепление максимума автономных прав и инициатива для широких трудовых масс коренного населения в деле их культурного и экономического возрождения.» [9].

На первом учредительном съезде Советов Крыма 10 ноября 1921 года была принята Конституцию КССР, в которой государственными языками объявлены татарский и русский. Татарский и русский, именно в этой последовательности, язык народа которому предоставлена автономия и язык государствообразующего народа федерации. Отдельные авторы меняют местами языки, что не соответствует действительности. Учреждены герб и флаг республики. За основу герба, был взят герб РСФСР (как и в других автономных республиках) с надписью на двух языках, русском и крымскотатарском. По мере смены алфавита крымскотатарского языка с арабицы на латиницу в 1927 году, и с латиницы на кирилицу1939 году надпись на гербе и флаге меняла свою графику. Флаг республики был красного цвета с надписями на русском и крымскотатарском языках. Первый съезд принял решение об активном вовлечении коренного народа в советское строительство и переводе делопроизводства на татарский (крымскотатарский) язык.

Руководители советского государства участвовавшие в создании Крымской АССР однозначны в понимании принципов и фактического решения данного вопроса.

10 октября 1921 года глава советского государства В.И.Ленин в своей работе «К четырехлетней годовщине Октябрьской революции», подвел итог проделанной работе за это время - «Возьмите религию или бесправие женщины или угнетение и неравноправие нерусских национальностей. Это все вопросы буржуазно-демократической революции. Пошляки мелкобуржуазной демократии восемь месяцев об этом болтали; нет ни одной из самых передовых стран мира, где бы эти вопросы были решены в буржуазно-демократическом направлении до конца. У нас они решены законодательством Октябрьской революции до конца. Мы с религией боролись и боремся по-настоящему. Мы дали всем нерусским национальностям их собственные республики или автономные области» [20].

Председатель ВЦИК СССР М.И. Калинин в декабре 1930 года в своем выступлении на втором Всесоюзном съезде ОЗЕТа (Всесоюзное общество землеустройства еврейских трудящихся) в г.Биробиджане, рассматривая вопрос создания еврейской автономии, прямо заявил «Почему я теперь за Биробиджан? Мне казалось, что практически там легче всего будет создать республику. Если там будет в начале процентов 20-25 евреев, - думал я, -это не страшно. Ведь у нас в Крыму только 26% татар. Однако у нас существует Крымская республика, которая является татарской республикой.» [10, с. 5-6].

Руководитель парламента СССР М.И. Калинин дал точную характеристику Крымской республике и назвал титульный этнос - крымских татар, который самоопределился в соответствии советскими принципами самоопределения народов в виде автономной республики в составе РСФСР.

Спекуляции о многонациональности Крыма, при первом же анализе не выдерживает критики. В СССР того времени, была четкая классификация этнических образований. Проживавшие в Крыму немцы, болгары, греки определялись как колонисты (заселенные в XIX веке), то есть диаспоры народов у которых были свои государства, нацменьшинства - армяне, поляки, украинцы, эстонцы, которые также имели за пределами полуострова свои государственные образования, евреев стали организованно заселять уже после образования Крымской АССР.

В должностные обязанности Председателя ВЦИК СССР М.И.Калинина, а после принятия новой конституции СССР 1936 года - Председателя Президиума Верховного Совета СССР, входил вопрос национального - государственного строительства. Все трансформации национально-государственных образований проходили непосредственно под его руководством [30, 31].

При образовании Крымской АССР И.Сталин, как многократно выше указано, возглавлявший Наркомнац, выступал как признанный теоретик и практик национального вопроса, всем известна его дискуссия с В.И. Лениным, о характере и принципах национально-государственного устройства СССР. Сталинский план «автономизации» вызвал острую критику со стороны В. Ленина. После смерти В. Ленина, И.Сталин возглавил ВКП(б) и СНК СССР, к середине 30-х годов рассматривался как «отец народов». Как руководитель государства в 1935 году по решению VII съезда Советов СССР возглавил конституционную комиссию, для подготовки проекта новой конституции СССР.

Из доклада Конституционной комиссии, с которым выступил председатель Конституционной комиссии И.В.Сталина, на VIII Чрезвычайном съезде Советов 25 ноября 1936 года, при принятии новой Конституции СССР. Относительно перевода ряда АССР в Союзные республики, выделил три условия для такой трансформации.

Первое условия наличие границы с иностранным государством.

«Второй признак. Необходимо, чтобы республика, которую переводят в разряд союзных республик, чтобы в этой республике, нация, которая дала название республике, чтобы она представляла компактное большинство:

. Например, взять Крымскую Республику. Она окраинная, что первому признаку удовлетворяет, но крымские татары там не составляют большинства, наоборот - они представляют меньшинство. Стало быть, было бы неразумно ставить вопрос о праве выхода Крымской Республики из состава СССР. . Стало быть, было бы неправильно ставить вопрос о переводе таких республик, как Крымская Республика из автономных в союзные республики». [28, с. 528-529].

Нацией, которая дала название республике И.В.Сталин в докладе кон -ституционной комиссии называет - крымских татар, т. е титульной. Название полуострова Крым - является крымскотатарским, как и существовавшее до 1783 года государство крымских татар - Крымское ханство. До революции губерния в которой проживали крымские татары называлась Таврической. И.В. Сталин говорит о невозможности перевода Крымской АССР в союзную республику из-за малочисленности государствообразую-щего, титульного народа, он как один из создателей Крымской АССР не отрицает, что автономия крымских татар, в которой естественно проживают представители разных народов, как в других автономных образованиях. К примеру в Башкирской АССР, по численности первыми шли русские, на втором были татары и только на третьем месте башкиры - 23%. Если учитывалась бы в Крымской АССР численность наибольшего по количеству этнической общности - русских, то перевод был бы возможен. В РСФСР государствообразующим народом были русские, русских автономных образований в РСФСР не было и быть не могло.

Относительно Крымской АССР и его характера Малая советская энциклопедия дает следующую информацию: «Крым превращен в передовую индустриально-аграрную национальную республику» [17].

Большая Советская Энциклопедии первого издания дает следующую информацию об автономии: «Автономная советская социалистическая республика, самоуправляющаяся национально-территориальная единица.

В состав РСФСР входят следующие АССР: Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Немцев Поволжья, Татарская, Чувашская, Якутская. Республиканская автономия есть форма политического самоуправления для тех наций Советского Союза, которые, в отличие от наций, организованных в автономные области, находятся на более высокой ступени, по своей численности и культурному уровню, но которые, тем не менее, ещё не настолько значительны, чтобы образовать Союзную республику как часть СССР» [1].

Большая советская энциклопедия первого издания в статье «Крымская АССР», также представляет автономное образование, как республику крымских татар, в историческом очерке - историю крымскотатарского народа, крымско-татарский язык, крымско-татарскую литературу, крымскотатарское искусство [18]. Можно сравнить структуру статьи о Крымской АССР со структурой аналогичных статей по другим АССР, в них также помещена информация о титульном народе республике, которой предоставлена автономия.

Советские энциклопедии не допускали «перегибов» при помещении в них статей с информацией о государственных образованиях.

Вопрос о титульной национальности Крымской АССР не вызывал сомнения, на это указывает известный специалист по конституционному праву и государственному строительству в СССР и Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат Государственной премии Российской Федерации О.И.Чистяков. В своей работе «Становление «Российской Федерации (1917-1922»), приводя в качестве примера доклад председателя конституционной комиссии И.Сталина при принятии Конституции СССР 1936 года в части критериев перевода АССР в союзную республику указывает - «Другим критерием докладчик назвал процент титульного населения и привел в пример Крымскую АССР, где татары не имеют большинства в составе населения. И в третьих, союзные республики должны иметь хотя бы не меньше миллиона населения. В противном случае она опять же при выделении может оказаться совершенно беспомощной» [27].

Далее автор монографии дает характеристику устройству автономии «Автономная республика сложилась как наиболее высокая форма автономии. АССР - государство. Это подтверждается наличием у нее специфического государственного механизма, своей правовой системы, конституции и законов, выполняющих функции конституции. Специфические для государственного механизма АССР является наличие высших органов власти и управления, по названии и функциям сходных с всероссийскими: ЦИКов, СНК, наркоматов. Терминология эта установилась почти сразу.» [32, с. 304].

Автономные образования предоставлялись коренным, титульным национальностям, в которых они часто составляли численное меньшинство.

О.И.Чистяков утверждает: «Неавтономная часть занята преимущественно народом, давшим имя республике - русским. Этот народ, самый крупный в России, осуществляет свою волю, свои национальные права непосредственно через органы РСФСР и не нуждается в какой-либо автономии. Неавтономная часть не представляет собой чего-то целого, противопоставляемого автономным районам. Она составляет с ними неразрывное единство. Автономные единицы выделяются из единой территории РСФСР как какие-то определенные величины, с определенным названием и статусом. Неавтономная часть в таком качестве не выступает.» [32, с. 314 ]. Работа известного российского правоведа, одного из ведущих специалистов по конституционному праву, О.И. Чистякова также не оставляет места многочисленным спекуляциям на тему, какая автономия была в Крыму, развернутая в начале 90-х годов ХХ века ярыми противниками восстановления Крымской АССР.

Руководители советского государства В.И. Ленин, М.И. Калинин, И.В. Сталин, являясь как теоретиками, так и практиками советского наци-

онально государственного строительства, выделяют коренной народ Крымской АССР - крымских татар, как титульную национальность, которой предоставлена национально-территориальная автономия. О.И. Чистяков в выше названной работе показывает отсутствие антагонизма между коренной национальностью, которой предоставляется автономия и неавтономной частью, которая является государствообразующей нацией в федерации (русские), решает свои вопросы через центральные органы власти. У государствообразующего народа не бывает своей автономии, в своем же государстве.

Вступившая в силу 5 декабря 1936 года новая Конституция СССР, унифицировала полномочия и обязанности союзных и автономных республик, автономных областей и автономных округов.

Протокол договора об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., подписанный представителями РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР.

Стоит напомнить о существенном факте из истории, прошедшего в прошлом году столетнего юбилея образования СССР (2022г.). Руководитель правительства республики - Совета народных комиссаров Крымской АССР С. Саид-Галиев, подписал договор о создании СССР 30 декабря 1922 г., как руководитель одной республик РСФСР, наряду с В.И.Лениным, М.И. Калининым, И.В. Сталиным и другими полномочными представителями РСФСР, а также представителями УССР, БССР, ЗСФСР. Подпись представителя Крыма стоит последней колонке подписей представителей РСФСР. С. Саид-Галиев свою подпись зафиксировал как кириллицей, так и арабицей.

С октября 1921 года и до начала Великой Отечественной войны в 1941 году, почти за двадцать лет своего мирного существования, Крымская АССР прошла через взлеты развития и тяжелые испытания.

Первые годы существования республика пережила тяжелейший голод, разгром войск Врангеля в Крыму, привел к установлению Советской власти. Пролетарская власть сразу же приступила к физическому уничтожению своих классовых врагов, развязала «красный террор». Во время гражданской войны Крым стал местом пристанища большого количества чиновников государственного и губернского уровня, сюда стекалась интеллигенция, представители оппозиционных большевикам партий и конечно верные, своей присяге и государству офицеры. Офицерский состав был значительным. Значительная часть военных, которая не смогла эвакуироваться, частично поверившая воззваниям большевиков, что они нужны родине, стали жертвами террора. Любой человек, непролетарского происхождения или вида был потенциальной жертвой красных. Десятки и десятки тысяч, точных цифр нет и в настоящее время, были расстреляны. В Крыму было множество резиденций, представителей бывшей царской семьи, российской знати, имения богатых помещиков и дома состоятельной интеллигенции. Все они стали объектами разграбления со стороны представителей осуществлявших «красный террор». Возглавляла террор руководитель облкома РКП(б) Крыма Землячка, она же Розалия Самойловна Залкинд, член Крымского ревкома возглавляемого венгерским коммунистом Бела Куном. Земли помещиков и представителей имущих сословий конфисковывались, на этих угодиях создавались совхозы. За короткое время было образовано более тысячи совхозов, эффективность только что созданных таких хозяйств была невысокой. Ранее на этих землях работали по найму безземельные крестьяне - крымские татары, с созданием совхозов они лишились возможности арендовать эти земли или работать на них. Голод 1921-1923 гг. отражен во многих официальных документах. Специально направленный ВЦИК и СНК в Крым заместитель Наркомнаца Мирсаид Султан-Галиев для изучения вопросов связанных с созданием автономии, в своем докладе о положении в Крыму отмечает:

«Продовольственное положение - ухудшается изо дня в день. Весь Южный район (потребляющий), населенный преимущественно татарским населением, в настоящее время буквально голодает. Хлеб дают лишь советским служащим, а остальное население как в городах, так и в деревнях абсолютно ничего не получает. В татарских деревнях наблюдаются уже случаи голодной смерти. Особенно усиливается детская смертность. На областной конференции женщин Востока делегатки-татарки указывали, что татарские дети «мрут как мухи» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крымскотатарские писатели и общественные деятели, современники тех событий оставили свои воспоминания. Вплетая информацию о голоде в канву своих литературных произведений [3].

Голод носил затяжной характер, начавшись осенью 1921 года продлился до конца весны 1923 года. Голод имел несколько составляющих, во первых из Крыма было вывезено по продразверстке значительное количество хлеба, отмена продразверстки и переход на продналог в соответствии с решениями Х съезда РКП(б) произошел в России в марте 1921 года, то в Крыму с опозданием в июне. Во вторых, из-за военных действий и захвата помещичьих земель резко сократилось количество посевных площадей. В третьих, циклично наступающие в Крыму засушливые года, которые совпали с 1921-1923 гг., повлияли на валовый сбор урожая. В четвертых, был нарушен исторический сложившийся у населения полуострова, обмен продовольствия между жителями горного Крыма, Южнобережья с населением степной части. Фрукты, сухофрукты, табак и другие культуры обменивались на хлеб с жителями степной части или выездом в украинские села за Перекопом. Новые власти установили запрет для жителей предгорной и горной части продажу сельхозпродукции. В пятых, борьба с голодом, с привлечением иностранных фондов была организованна с большим опозданием. Голод имел тяжелые последствия для населения всего полуострова, для крымскотатарского народа он имел катастрофические последствия.

Об этом свидетельствуют данные, представленные из фондов Государственного архива Республики Крым, д. и. н. Г. Н. Кондратюком. Автор статьи показал величайшую трагедию коренного народа, выявил причины голода, динамику развития трагедии, региональные особенности, этническую составляющую, оценил результаты голода как этническую катострофу [13].

По данным А.Г. и В.Г. Зарубиных число жертв дошло до 100 тысяч человек [7, с. 704].

Из 100 тысяч умерших от 70 до 80% составляли крымские татары. Если до голода в Крыму проживало более 719 тысяч, то после голода более 569 тысяч человек, сокращение численности связано с голодом и миграцией из Крыма части населения.

В этих условиях началось становление Крымской АССР. Одной из первых задач советской власти стала реализация программы «корениза-ции», в условиях Крыма она называлась «татаризацией». Аналогические процессы проводились и в других республиках. Как и во всех республиках, программа «коренизации», предусматривала не только привлечение представителей коренной национальности в различные сферы управленческой деятельности. Она охватывала все сферы жизнедеятельности республики. Политика коренизации в целом проводилась в соответствии с существующими в СССР политическими доктринами определенными Х и Х11 съездами РКП(б), установками, которые рождались в недрах ВКП(б), советских политических институтов. В СССР большое значение уделялось функционированию государственных языков. Крымскотатарский язык, после падения Крымского ханства утратил свои государственные функции, сфера применения языка сузилась до семьи, общины, конфессионального образования. В национальной автономии, в новых государственных условиях наряду с русским языком он выполнял функции государственного языка. Для того чтобы, крымскотатарский язык сделать государственным, необходимо было в очень короткие сроки унифицировать, нормировать язык. Использование крымскотатарского языка в общественно-политической сфере дало мощнейший импульс его развитию. Республиканские издания, были образцом использования литературного крымскотатарского языка. В языке появился целый пласт революционной лексики, это приветствовалось. Государственные языки - русский и крымскотатарский использовались в документах удостоверяющих личность, в паспортах, в свидетельствах о рождении, в свидетельствах о заключении брака, в документах о получении образования. В символах республики - флаге и гербе.

В условиях разрухи после окончания гражданской войны, в течении десяти лет была сформирована система школьного образования на крымскотатарском языке, подготовлены учебники и учебные пособия, методическое обеспечение. Для успешного функционирования системы школьного образования были открыты педагогические учебные заведения. Крымскотатарский язык использовался в сфере среднеспециального и высшего образования. В республике к уже имеющемуся педагогическому институту, добавились медицинский имени И.В. Сталина и сельскохозяйственный имени М.И. Калинина. К началу войны учебную деятельность осуществляли 21 техникум, среди них медицинские, педагогические, технические. Все имеющие медицинское образование были военнообязанными. С началом Великой Отечественной войны, женщины имеющие медицинское образование наряду с мужчинами, были призваны в ряды Красной Армии, многие из них пришли в военкоматы добровольно. С первых лет советской власти способную крымскотатарскую молодежь направляли в центральные ВУЗы,

в военные учебные заведения. Советскому патриотическому воспитанию уделялось большое внимание.

Политика «коренизации», также предусматривала подготовку квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников. Через ФЗУ, РабФаки осуществляли довузовскую подготовку молодежи. В ВУЗах Крыма определили квоту для поступающих крымских татар.

В 1923 году открыли татарский Государственный драматический театр, радиокомитет, который вещал на крымскотатарском языке. Успешно работали различные творческие организации.

Программа «коренизации», выражаясь современным языком, была направленна на выравнивание социально-экономического положения коренного народа, а также национальных меньшинств, которые уступали по уровню образования значительно превышающему по своей численности русскому народу и не имеющего тех проблем, с которыми сталкивались малочисленные народы Российской империи.

Одной из острейших проблем была - земельная, которая имела свою историю с момента присоединения Крымского ханства Российской империей. Обезземеливание крымских татар продолжалось на всем протяжении Х1Х века, начале ХХ века. Из созданных на помещичьих землях после освобождения полуострова от войск Врангеля более 1000 совхозов, после голода 1921-1923 годов оставили чуть более ста. Земля распределялась среди крестьян. Из-за позиции КрымЦИКа возглаляемого В.Ибраимовым, который не желал разрушать успешно работающие крупные крестьянские хозяйства он подвергался жестокой критике, обвинялся в буржуазном национализме. По инициативе В.Ибраимова началась компания по переселению безземельных крестьян с Южного берега и горной части полуострова в степную часть. Планировалось провести реэмиграцию 20 тысяч крымских татар из Добруджии (Румыния). Одновременно Центр в 1923 году начинает компанию организованного переселения в Крым и другие территории еврейское население с территории Белорусии, используя материальные ресурсы «Джойнта», с созданной для еврейской колонизации компании «Агро-Джойнта». Было создано Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР - «ОЗЕТ», при СНК СССР создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев - «КОМЗЕТ» - комитет земельного обустройства трудящихся евреев.

В степной северо-западной части был создан еврейский Фрайдорфский район на территории которого создали 180 еврейских колхозов. Планировалось довести численность евреев в районе до 75%. Из Фрайдорфского района выделили еще один еврейский Лариндорфский район. Район был назван именем советского партийного деятеля Лурье - Юрия Ларина он же Михаил Александрович Лурье.

Под еврейскую колонизацию при Председателе Крымского ЦИКа В.Ибраимове было выделено 45 000 гектаров земли. После организации в 1928 году И.Сталиным громкого политического процесса «Дела Вели Иб-раимова», закончившегося расстрелом председателя Крымского ЦИКа и многих государственных и общественных деятелей Крымской АССР, крымскотатарского народа, которые открыто выступали против этого проекта, площади отводимые под еврейскую колонизацию многократно возросли.

Учитывая крымское малоземелье, площади отведенные под еврейскую колонизацию были значительны. Для сравнения земля выделенная под еврейскую колонизацию при В. Ибраимове и после его расстрела.

«Наконец, в фонд для переселения трудящихся евреев выделено 333 т. га (вместо 45 т. га выделенных в 1927 г. при Вели Ибраимове). К этому нужно еще добавить, что на основе сплошной коллективизации осуществляя ликвидацию кулачества, как класса, в последние полтора-два года отобрано и передано в колхозы 50.000 га кулацких земель» [8].

Юрий Ларин планировал создание на территории Крыма, южных областей Украинской ССР и Краснодарского края еврейское государство. Этот план не устраивал руководство СССР. Второй территорией еврейской колонизации стал Биробиджан, где в 1934 году создали Еврейскую автономную область. Выше был приведен фрагмент выступления Председателя ВЦИК СССР М.И.Калинина на 2 съезде ОЗЕТа в 1930 году в Биробиджане, где он сказал о перспективе создания Еврейской АССР на этой территории.

С 1945 года советское государство должно было начать выплачивать проценты по 10 миллионному (в долларах США) кредиту, который брался у еврейских банкиров США, начиная с 1923 года по 900 тысяч год. Тема еврейской республике начнет будироваться в годы Великой Отечественной войны.

В 1934 году Крымская АССР первой среди республик СССР была награждена орденом Ленина, за успехи в развитии сельского хозяйства, что является одним из показателей развития автономии. Награду республике вручил М.И.Калинин.

Как и во всех других автономиях СССР, представители коренного народа принимали активное участие в управлении республикой, партийную организацию республики - областной комитет, как правило, возглавлял представитель титульной национальности РСФСР - русский или представители некрымскотатарской национальности. Крымский областной комитет партии ни разу не возглавлялся представителем коренного народа, были секретари обкома из числа крымских татар. Это правило действовало и в других республиках, как автономных, так и союзных с полиэтничным составом населения. Среди председателей ЦИК Крымской АССР исключе-

ние составляет первый его руководитель - Гавен Ю.П., латыш по национальности.

ЦИК Крымской АССР после Ю.П.Гавена, в довоенные десятилетия и после принятия новой Конституции СССР 1936 года - Верховный Совет Крымской АССР и Совнарком республики возглавляли - крымские татары. В Верховном Совете Крымской АССР из 105 депутатов - 32 были крымскими татарами, в Верховном Совете РСФСР из 7 депутатов от Крымской АССР - 2 были крымскими татарами В довоенном Верховном Совете СССР первого созыва из 15 депутатов от Крымской АССР - 6 были крымскими татарами. Все депутаты крымские татары входили в Совет национальностей Верховного Совета СССР. Каждая АССР по Конституции СССР, имела 11 депутатов в Совете национальностей.

Среди депутатов сельских, районных советов и Верховного Совета республики были представители многих национальностей проживающих на полуострове.

«В новой Конституции СССР был более четко, чем прежде, разграничен статус различных национальных образований: суверенные союзные, а также автономные республики определялись как форма национальной государственности; автономные области и национальные округа - как административно-территориальные единицы, отличающиеся от обычных тем, что их аппарат управления был приспособлен к национальным особенностям проживающего там коренного населения» [12, с. 57].

Поступательное развитие Крымской АССР было прервано началом Великой Отечественной войны и всеми катаклизмами, которая принесла война. Эта тема следующей статьи.

Крымская АССР, как одна из автономных республик РСФСР, была национально-территориальной автономией в соответствии с реализованными принципами «Декларации прав народов России», являлась формой самоопределения крымскотатарского народа, каким бы ни был тяжелым путь его создания и развития. История Крымской АССР, неразрывная часть истории крымскотатарского народа и государства в целом. За короткий срок существования республика прошла через сложные испытания, которые достались от гражданской войны, катастрофического голода начала 20-х годов, коллективизации и массовых репрессий уничтоживших цвет национальной интеллигенции, известных общественно-политических деятелей. История автономии, это ликвидация неграмотности, развитие среднего и высшего образования, создание системы образования и в том числе на родном языке. Строительство промышленных предприятий и фабрик, развитие и применение новых технологий в сельском хозяйстве, рост культуры производства. Вовлечение широких масс крымскотатарского народа в советское и культурное строительство, в управление республикой. Достой-

ное представительство в выборных органах власти, в депутатском корпусе от сельского совета до Верховного Совета СССР, участие в управлении республикой в органах исполнительной власти. Опыт накопленный Крымской АССР, может быть использован для решения многих современных проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономная советская социалистическая республика//Большая советская энциклопедия. М., 1929. 1 изд. Т. 1. C. 382.

2. Брошеван В. Форманчук А. Крымская АССР: год 1921-й. Симферополь: Таврия, 1992. 128 с.

3. Воспоминания о голоде: произведения А. Ильми, А. Айвазова, У. Ипчи / Пер. с крымскотатарского: В.Басырова, Э. Велиевой; авт. Предисл., сост. А.Ве-лиев. Симферополь: Доля, 2007. 112 с.

4. Декларация прав народов России // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957.

5. Десятый съезд РКП(б). III. Очередные задачи Российской коммунистической партии / Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1898-1960. Изд. 8-е, доп. и испр. М.: Политиздат, 1970. Т. 2, 1917-1924. 543 с.

6. Доклад б. члена коллегии Наркомнаца Султан-Галиева о положении в Крыму / коммент. Усова С.А. // Крымский Архив. 1996. № 2. С. 87.

7. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму. 2-е изд., испр. и доп. Симферополь: АнтиквА, 2008. 728 с.

8. Из доклада председателя Крым ЦИКа тов. Тархана на III сессии ЦИК Кр.АССР 20/II 1932 г. // Гольде Ю. Евреи земледельцы в Крыму. М.: «Эмес», 1932 г. С. 5.

9. К провозглашению Крымской республики / Журнал «Жизнь национальностей». 25.10.1921 г. №23/121.

10. Калинин М.И. Евреи в СССР. [текст] / М.И. Калинин; Всес. О-во по зем. устройству трудящихся евреев в СССР. «ОЗЕТ». М.: ЦС ОЗЕТ, 1931 (тип изд-ва «Дер Эмес»).

11. Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 40.

12. Козлов В.И. Национальности СССР (Этнодемографический обзор). М.: «Статистика», 1975. 263 с. с ил.

13. Кондратюк Г.Н. Крымские татары в условиях голода 1921-1923 годов // Крымское историческое обозрение. 2022. Т. 9. № 1. С. 31-39. DOI: 10.22378/ kio.2022.1.31-39

14. Кравцова Л.П. Поднимался ли вопрос об автономии Крыма до 1921 года? // Крымская АССР (1941-1945). Вып. 3. Симферополь: Таврия, 1990. 320 с.

15. Крапивенцев М.Ю. История трансформации политико-правового статуса Крыма в 1917-1921 годах: дис. ... канд.ист. наук. Севастополь, 2014. 231 с.

16. Крапивенцев М.Ю. Секретный доклад председателя Полномочной комиссии ЦИК и СНК РСФСР по делам Крыма Ш.Н.Ибрагимова: текст и комента-рий [Электронный ресурс]. https://sev.msu.ru/pdf/prich/prich-b-2011.pdf (дата обращения: 30.10.2023)

17. Крымская АССР // Малая советская энциклопедия. М., 1937. Т. 5. С. 1013.

18. Крымская АССР // Большая советская энциклопедия. М., 1937. 1 изд. Т. 35. C. 279-324.

19. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов. // ПСС 5 изд. М.: Издательство политической литературы, 1976. Т. 16. С. 389.

20. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции // ПСС 5 изд. М.: Издательство политической литературы, 1974. Т. 44. С. 146.

21. Ленин В.И. Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома // Полн. собр. соч. Т. 40. М.: Госиздат, 1975.

22. Ленин В.И. Рабочим, солдатам и крестьянам! // Полн. собр. соч. Т. 35. М.: Госиздат, 1974. С. 11.

23. Минеева Е.К. Создание национально-территориальной автономии народов мари, мордвы и чувашей / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 9. №2, 2007.

24. Минеева Е.К., Зыкина А.П., Минеев А.И. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР и создание Крымской АССР // Вестник Чувашского университета. 2022. №2. С. 75-88.

25. О выводах и предложениях Комиссий Верховного Совета СССР по проблемам советских немцев и крымскотатарского народа (постановление Верховного Совета СССР) 28 ноября 1989 г. // Ведомости Президиума Верховного Совета СССР. 1989, №25. С. 495.

26. Политика Советской власти по национальным делам за три года (19171920). М.: Госиздат, 1920.

27. Сталин И. Вопросы ленинизма. М., 1939. С. 528-529.

28. Сталин И.В. О проекте Конституции Союза ССР. Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. // Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Гос. издательство политической литературы. М., 1953 г. 651 с.

29. Султан-Галиев М. Доклад наркому по делам национальностей И.В.Сталину, копия в ЦК РКП(б), о положении в Крыму/подг.текста С.А.Усова // Мирсаид Султан-Галиев. Избранные труды. Казань: Эхо веков, 1998. 719 с

30. ЦК ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 2. 1933-1945 / Фак. гос. упр. Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, Федер. архив. агентство, Рос. гос. архив соц.-полит. истории, Гос. архив РФ, Ин-т рос. истории РАН, Harvard Ukrainian Research Institute, Instituto Italiano Per Gli Studi Filosofici, Ecole Des Hautes Etudes En Sciences Sociales, Maison Des Sciences De L'Homme; Сост. Л.С. Гатагова, Л.П. Ко-шелева, Л.А. Роговая, Дж. Кадио. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. (Документы советской истории). 1095 с.; ISBN 978-5-82431111-2.

31. ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос. Кн.1. 1918-1933 гг. / Фак. гос. упр. Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, Федер. архив. агентство, Рос. гос.

архив соц.-полит. истории, Ин-т рос. истории РАН, Instituto Italiano Per Gli Studi Filosofici, Ecole Des Hautes Etudes En Sciences Sociales, Maison Des Sciences De L'Homme, Harvard Ukrainian Research Institute, составители Л. С. Гатагова, Л.П. Ко-шелева, Л. А. Роговая. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. (Серия «Документы советской истории»). 784 с.; ISBN 5-8243-0637-0.

32. Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917-1922) -Издание 2-е, репринтное. М.: Зерцало, 2003. 352 с.

Сведения об авторе: Куртсеитов Рефик Джаферович - кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин; старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (295015, пер. Учебный, 8, Симферополь, Российская Федерация); [email protected]

Crimean ASSR as the realized right to self-determination of the Crimean Tatar people in 1921-1945: creation, ethno-cultural, socio-political processes

Refik Kurtseitov

Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University

Abstract. The article considers one of the most important periods of the Soviet history of the Crimean Tatar people. The process of realizing the right to self-determination in the form of the Soviet autonomous republic - the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic as part of the RSFSR. Purposeful actions of the All-Russian Central Executive Committee, Council of People's Commissariat for Nationality of the RSFSR to prepare conditions for the declaration of autonomy of the Crimean Tatar people. The difficulties faced by the young republic in the initial period of its existence, land problems, the causes and consequences of the famine of 1921-1923. The implementation of the course on indigenization is Tatarization, as the purposeful actions of the state to involve the indigenous people in the management of autonomy, equalize their socio-economic situation, train personnel through the development of the system of general and professional education of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic.

Keywords: People's Commissariat, self-determination, Crimean Tatars, Crimean ASSR, rooting - Tatarization

For citation: Kurtseitov R.D. Crimean ASSR as a realized right to self-determination of the Crimean Tatar people in 1921-1945: creation, ethno-cultural, sociopolitical processes. Krymskoe istoricheskoe obozrenie=Crimean Historical Review. 2023, vol. 10, no. 2, pp. 78-106. DOI: 10.22378/kio.2023.2.78-106 (In Russian)

REFERENCES

1. Avtonomnaya sovetskaya sotsialisticheskaya respublika [Autonomous Soviet Socialist Republic. Great Soviet Encyclopedia]. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. Moscow, 1929. 1 izd. Vol. 1. P. 382. (In Russian)

2. Broshevan V. Formanchuk A. Krymskaya ASSRF: god 1921-y [Crimean ASSR: year 1921]. Simferopol: Tavriya, 1992. 128 p. (In Russian)

3. Vospominaniya o golode: proizvedeniya A. Il'mi, A. Ayvazova, U. Ipchi [Memories of the famine: the works of A. Ilmi, A. Aivazov, U. Ipchi] Per. s krymsko-tatarskogo: V.Basyrova, Je. Velievoy; avt. Predisl., sost. A.Veliev. Simferopol: Dolya, 2007. 112 p. (In Russian)

4. Deklaraciya prav narodov Rossii [Declaration of the rights of the peoples of Russia]. Dekrety Sovetskoy vlasti. Vol. 1. Moscow, 1957. (In Russian)

5. Desyatyy s"ezd RKP(b). III.Ocherednye zadachi Rossiyskoy kommunistich-eskoy partii [Tenth Congress of the RCP(b). III. The next tasks of the Russian Communist Party]. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resh-eniyakh s"ezdov, konferentsiy i plenumov TsK 1898-1960. Izd. 8-e, dop.i ispr. Moscow: Politizdat, 1970. Vol. 2. 1917-1924. 543 p. (In Russian)

6. Doklad b. chlena kollegii Narkomnaca Sultan-Galieva o polozhenii v Krymu [Report b. of Sultan-Galiyev, Member of the Collegium of the People's Commissariat for National Affairs, on the situation in the Crimea] / komment. Usova S.A. Krymskiy Arhiv. 1996. No. 2, p. 87. (In Russian)

7. Zarubin A.G., Zarubin V.G. Bez pobediteley. Iz istorii Grazhdanskoy voyny v Krymu [No winners. From the history of the Civil War in the Crimea]. 2-e izd., ispr. i dop. Simferopol: AntikvA, 2008. 728 p. (In Russian)

8. Iz doklada predsedatelya Krym TsIKa tov. Tarkhana na III sessii TsIK Kr.ASSR 20/II 1932 g. [From the report of the chairman of the Crimean Central Executive Committee comrade. Tarkhan at the III session of the CEC of the Kr.ASSR on 20/II 1932] Gol'de Ju. Evrei zemledel'cy v Krymu. Moscow: "Jemes", 1932. P. 5. (In Russian)

9. K provozglasheniyu Krymskoy respubliki [To the proclamation of the Crimean Republic]. Zhurnal «Zhizn' nacional'nostey». 25.10.1921. No. 23/121. (In Russian)

10. Kalinin M.I. Evrei v SSSR. [tekst] [Jews in the USSR. [text]] M.I. Kalinin; Vses. O-vo po zem. ustroystvu trudyashchikhsya evreev v SSSRM [Circumstances for land employment of working Jews in the USSR]. «OZET». Moscow: CS OZET 1931 (tip izd-va «Der Jemes»). (In Russian)

11. Ko vsem trudyashchimsya musul'manam Rossii i Vostoka [To all working Muslims of Russia and the East] Dekrety Sovetskoy vlasti. Vol. 1. Moscow, 1957. p. 40. (In Russian)

12. Kozlov V.I. Nacional'nosti SSSR (Jetnodemograficheskiy obzor). [Nationalities of the USSR (Ethno-demographic review)]. Moscow: «Statistika», 1975. 263 p. s il. (In Russian)

13. Kondratyuk G.N. Crimean Tatars during the famine of 1921-1923 [Crimean Tatars during the famine of 1921-1923]. Krymskoe istoricheskoe obozrenie=Crimean Historical Review. 2022, vol. 9, no. 1, pp. 31-39. DOI: 10.22378/kio.2022.1.31-39 (In Russian)

14. Kravcova L.P. Podnimalsya li vopros ob avtonomii Kryma do 1921 goda? [Was the question of Crimean autonomy raised before 1921?] Krymskaya ASSR (1941-1945). - Iss. 3. Simferopol: Tavriya, 1990, 320 p. (In Russian)

15. Krapivencev M.Ju. Istoriya transformacii politiko-pravovogo statusa Kryma v 1917-1921 godah: dis. ... kand.ist. nauk. [The history of transformation of the political and legal status of the Crimea in 1917-1921: dis. ... Ph.D. Sciences.] Sevastopol, 2014, 231 p. (In Russian)

16. Krapivencev M.Ju. Sekretnyy doklad predsedatelya Polnomochnoy komissii CIK i SNK RSFSR po delam Kryma Sh.N.Ibragimova: tekst i komentariy [The secret report of the Chairman of the Plenipotentiary Commssion for Crimean Affairs of Sh.N.Ibragimov] [Eelektronnyy resurs]. https://sev.msu.ru/pdf/prich/prich-b-2011.pdf (accessed: 30.10.2023). (In Russian)

17. Krymskaya ASSR [Crimean ASSR] Malaya sovetskaya enciklopediya [Small Soviet Encyclopedia]. Moscow, 1937. Vol. 5, p. 1013. (In Russian)

18. Krymskaya ASSR [Crimean ASSR] Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, 1937. 1 izd. Vol. 35, pp. 279-324. (In Russian)

19. Lenin V.I. Agrarnaya programma sotsial-demokratii v pervoy russkoy revoly-utsii 1905-1907 godov. [The agrarian program of social democracy in the first Russian revolution of 1905-1907]. PSS 5 izd. Moscow: Publishing house of political literature, 1976. Vol. 16, p. 389. (In Russian)

20. Lenin V.I. K chetyrekhletney godovshchine Oktyabr'skoy revolyutsii [To the four-year anniversary of the October Revolution]. PSS 5 izd. Moscow: Publishing house of political literature, 1974. Vol. 44. P. 146. (In Russian)

21. Lenin V.I. Doklad o rabote VCIK i Sovnarkoma [Report on the work of the All-Russian Central Executive Committee and the Council of People's Commissars]. Poln. sobr. soch. Vol. 40. Moscow: Gosizdat, 1975. (In Russian)

22. Lenin V.I. Rabochim, soldatam i krest'yanam! [To workers, soldiers and peasants!] Poln. sobr. soch. Vol. 35. Moscow: Gosizdat, 1974. P. 11. (In Russian)

23. Mineeva E.K. Sozdanie natsional'no-territorial'noy avtonomii narodov mari, mordvy i chuvashey [Creation of the national-territorial autonomy of the peoples of the Mari, Mordovians and Chuvashs]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk. Vol. 9, no. 2, 2007. (In Russian)

24. Mineeva E.K., Zykina A.P., Mineev A.I. Narodnyy komissariat po delam natsional'nostey RSFSR i sozdanie Krymskoy ASSR [People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR and the Creation of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic]. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2022, no. 2, pp. 75-88. (In Russian)

25. O vyvodakh i predlozheniyakh Komissiy Verkhovnogo Soveta SSSR po prob-lemam sovetskikh nemtsev i krymskotatarskogo naroda (postanovlenie Verkhovnogo Soveta SSSR) 28 noyabrya 1989 g. [On the conclusions and proposals of the Commissions of the Supreme Soviet of the USSR on the problems of Soviet Germans and the Crimean Tatar people (Decree of the Supreme Soviet of the USSR) November 28, 1989]. Vedomosti Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR, 1989. No. 25. P. 495. (In Russian)

26. Politika Sovetskoy vlasti po natsional'nym delam za tri goda (1917-1920) [The policy of the Soviet government on national affairs for three years (1917-1920)]. Moscow: Gosizdat, 1920. (In Russian)

27. Stalin I. Voprosy leninizma [Issues of Leninism]. Moscow, 1939. Pp. 528-529. (In Russian)

28. Stalin I.V. O proekte Konstitutsii Soyuza SSR. Doklad na Chrezvychaynom VIII Vsesoyuznom s"ezde Sovetov 25 noyabrya 1936 g. [On the draft Constitution of the USSR. Report at the Extraordinary VIII All-Union Congress of Soviets on November 25, 1936] Stalin I.V. Voprosy leninizma: Publishing house of political literature. Moscow, 1953. 651 p. (In Russian)

29. Sultan-Galiev M. Doklad narkomu po delam natsional'nostey I.V.Stalinu, kopi-ya v TsK RKP(b), o polozhenii v Krymu/podg.teksta S.A.Usova [Report to the People's Commissar for Nationalities I.V. Stalin, a copy to the Central Committee of the RCP (b), on the situation in the Crimea] /podg.teksta S.A. Usova Mirsaid Sultan-Galiev. Izbran-nye trudy. Kazan: Jeho vekov, 1998. 719 p. (In Russian)

30. TsK VKP(b) i natsional'nyy vopros. Kn. 2. 1933-1945 [Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks and the national question. Book. 2. 19331945] / Fak. gos. upr. Mosk. gos. un-ta im. M.V. Lomonosova, Feder. arhiv. agentstvo, Ros. gos. arhiv soc.-polit. istorii, Gos. arhiv RF, In-t ros. istorii RAN, Harvard Ukrainian Research Institute, Instituto Italiano Per Gli Studi Filosofici, Ecole Des Hautes Etudes En Sciences Sociales, Maison Des Sciences De L'Homme; Sost. L.S. Gatagova, L.P. Kosheleva, L.A. Rogovaya, Dzh. Kadio. Moscow: Publishing house of political literature [Russian Political Encyclopedia] (ROSSPJeN), 2009. (Dokumenty sovetskoy istorii). 1095 p.; ISBN 978-5-8243-01111-2. (In Russian)

31. CK RKP(b)-VKP(b) i nacional'nyy vopros. Kn. 1. 1918-1933 gg. [Central Committee of the RCP(b)-VKP(b) and the national question. Book 1. 1918-1933] / Fak. gos. upr. Mosk. gos. un-ta im. M.V. Lomonosova, Feder. arhiv. agentstvo, Ros. gos. arhiv soc.-polit. istorii, In-t ros. istorii RAN, Instituto Italiano Per Gli Studi Filosofici, Ecole Des Hautes Etudes En Sciences Sociales, Maison Des Sciences De L'Homme, Harvard Ukrainian Research Institute, sostaviteli L.S. Gatagova, L.P. Kosheleva, L.A. Rogovaya. Moscow: "Publishing house of political literature" [Russian Political Encyclopedia] (ROSSPJeN), 2005. (Seriya "Dokumenty sovetskoy istorii"). 784 s.; ISBN 5-8243-0637-0. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Chistyakov O.I. Stanovlenie "Rossiyskoy Federacii" (1917-1922) [Formation of the "Russian Federation" (1917-1922)]. Izdanie 2-e, reprintnoe. Moscow: Zercalo, 2003. 352 s. (In Russian)

About the author: Refik J. Kurtseitov - Cand. Sci. (Sociology), Associate professor, Head of the Department of social and humanitarian disciplines; Senior Researcher at the Research Institute of Crimean Tatar Philology, History and Culture of the Ethnic Groups of the Crimea, Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Uchebny lane, 8, Simferopol, Russian Federation); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.