АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2022. Т. 6. № 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/
AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2022, vol. 6, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)
Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, EBSCO, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 342.1
Б01 10.20310/2587-9340-2022-6-3-311-321 Шифр научной специальности 5.1.1
Конституционно-правовой статус Крымской (ССР) АССР в составе РСФСР (1921-1946 гг.)
© ХАЯЛИ Рустем Изеттович,
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского юридического института (филиала), ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации», Российская Федерация, Республика Крым, 295011 г. Симферополь, ул. Гоголя, 9, ОЯСГО: 0000-0001-8305-3906, [email protected]
Аннотация
Проанализированы конституционно-правовые процессы в Крымской (ССР) АССР в период советского государственного строительства. Принятие первой конституции республики в 1921 г. было инициировано центральными органами власти РСФСР и нашло поддержку местных органов власти, так как это отвечало интересам региона. Конституция закрепила государственный статус в составе РСФСР. С принятием первой Конституции СССР в 1924 г. в Крымской ССР в Конституцию 1921 г. вносятся дополнения, на основании которых местные органы власти стремятся выстроить отношения с РСФСР и СССР на договорных началах. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила за автономией официальное название Крымская АССР. В свою очередь ВЦИК РСФСР, наделенный правом отменять акты съездов Советов автономных республик, не утвердил с поправками Конституцию Крымской ССР 1924 г. Новая редакция Конституции Крымской АССР 1929 г., отразившая изменения в государственно-правовом строительстве в автономии, также не была утверждена ВЦИК РСФСР. Принятая Конституции Крымской АССР 1937 г. стала важным этапом в конституционно-правовом развитии автономии. Она отразила изменения в социально-экономической, общественно-политической жизни республики и была утверждена ВЦИК РСФСР. Сделан вывод, что ликвидация автономии в послевоенные годы противоречила идеологии и практике советского государственного строительства, создавала предпосылки для последующих волюнтаристских решений.
Ключевые слова
конституция, конституционно-правовой статус, Крымская АССР, РСФСР, автономия, республика Для цитирования
Хаяли Р.И. Конституционно-правовой статус Крымской (ССР) АССР в составе РСФСР (1921-1946 гг.) //Актуальные проблемы государства и права. 2022. Т. 6. № 3. С. 311-321. Б01 10.20310/2587-9340-20226-3-311-321
ORIGINAL ARTICLE
DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-311-321
Constitutional and legal status ofthe Crimean (SSR) ASSR as a part ofthe RSFSR (1921-1946)
© Rustem I. KHAYALI,
Doctor of History, Associate Professor, Head of General Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Department of Crimean Law Institute (Branch), University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, 9 Gogol St., Simferopol 295011, Republic of Crimea, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-8305-3906, [email protected]
Abstract
We analyze the constitutional and legal processes in the Crimean (SSR) ASSR during the period of Soviet state building. The adoption ofthe first constitution ofthe republic in 1921 was initiated by the central authorities ofthe RSFSR and found the support of local authorities, as this was in the interests ofthe region. The constitution secured the state status within the RSFSR. With the adoption ofthe first Constitution ofthe USSR in 1924 in the Crimean SSR, additions are made to the Constitution of 1921, on the basis of which local authorities seek to build relations with the RSFSR and the USSR on a contractual basis. The Constitution ofthe RSFSR of 1925 assigned the official name ofthe Crimean ASSR to the autonomy. In turn, the Ail-Russian Central Executive Committee ofthe RSFSR, endowed with the right to cancel the acts ofthe congresses ofthe Soviets ofthe autonomous republics, did not approve the 1924 Constitution ofthe Crimean SSR with amendments. The new version ofthe Constitution ofthe Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic of 1929, which reflected changes in the state-legal construction in the autonomy, was also not approved by the Ail-Russian Central Executive Committee ofthe RSFSR. The adopted Constitution ofthe Crimean ASSR in 1937 became an important stage in the constitutional and legal development of the autonomy. It reflected the changes in the socio-economic, sociopolitical life ofthe republic and was approved by the Ail-Russian Central Executive Committee ofthe RSFSR. We conclude that the elimination of autonomy in the post-war years contradicted the ideology and practice of Soviet state building and created the prerequisites for subsequent voluntaristic decisions.
Keywords
constitution, constitutional and legal status, Crimean ASSR, RSFSR, autonomy, republic
For citation
Khayali R.I. Konstitutsionno-pravovoy status Krymskoy (SSR) ASSR v sostave RSFSR (1921-1946 gg.) [Constitutional and legal status ofthe Crimean (SSR) ASSR as a part ofthe RSFSR (1921-1946)]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 311-321. DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-311-321 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Введение
Возвращение Республики Крым в состав Российской Федерации в 2014 г. и закрепление статуса республики на конституционном уровне дает возможность по-новому осмыслить государственно-правовые процессы на полуострове, происходившие в 20-40 гг. XX столетия.
С установлением советской власти осенью 1920 г. в Крыму 16 ноября создается Крымский революционный комитет. Вопрос о будущем статусе Крыма предполагалось решить с учетом мнения трудовых масс. Принимая во внимание географическое положение Крыма, экономическую, социальную и этническую специфику, ЦК РКП(б) поддержал идею создания в регионе авто-
номной области. Перспективы государственного устройства Крыма рассматривались партийным и советским руководством в Москве и в Симферополе.
Методы исследования
Научное осмысление конституционно-правового статуса Крымской АССР возможно при использовании методов юридической герменевтики, сравнительно-правового и формально-юридического методов. Такой подход позволил осмыслить язык нормативно-правовых актов, правовую культуру законодателя, провести сравнительный анализ конституций, закрепивших правовой статус Крымской АССР, исследовать правовые нормы и их содержание.
Обсуждение
В современной юридической и особенно исторической научной литературе отсутствует понимание того, что в конституционно-правовом развитии Крымской АССР следует учитывать поправки, которые были внесены в 1924 г. в Конституцию Крымской АССР 1921 г., нацеленные по-новому выстроить отношения с РСФСР и СССР. Также важно отметить, что принятая Конституция автономии 1929 г. не была утверждена ВЦИК РСФСР и, следовательно, не имела юридической силы на территории республики.
В 2011 г. была опубликована монография Т.Б. Быковой «Создание Крымской АССР (1917-1921 гг.)» [1]. В вопросе образования Крымской АССР, ее конституционно-правового статуса концепция монографии строго соответствует принципам украинского унитаризма, что существенно ограничивает методологию изучения проблематики.
Вопрос о предоставлении автономии решался осенью 1921 г. 8 октября ВЦИК РСФСР утвердил положение «О Крымской Советской Социалистической Республике». 18 октября 1921 г. вступил в силу декрет об образовании в составе РСФСР в границах Крымского полуострова Автономной Крымской Социалистической Республики. В состав республики вошли Джанкойский, Евпаторийский, Керченский, Севастопольский, Симферопольский, Феодосийский и Ялтинский округа. Автономия провозглашалась как правопреемник Крымской Социалистической Советской Республики 1919 г.
В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. определялась структура органов власти в Крыму, состоявшая из советов, ЦИК и СНК. Одновременно разграничивались полномочия между центральными и местными органами власти. Иностранные дела, внешняя торговля, управление военно-морскими путями сообщения, курортами оставались в ведении центральных органов РСФСР. Остальные наркоматы подчинялись ЦИК и СНК Крымской ССР. На территории Крыма действовали декреты и распоряжения центральных органов власти РСФСР1.
1 Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 69. Ст. 556.
Выделение Крыма как административно-территориальной единицы из состава Таврической губернии, включение республики в состав РСФСР учитывали политические противоречия и военное противостояние между различными государственными образованиями в годы Гражданской войны. Новое государственное образование позволяло преодолеть прежние противоречия и создать предпосылки государственного строительства на советских началах с учетом экономических, политических особенностей региона. Крым должен стать самостоятельной республикой, входящей в советскую федерацию.
Важно отметить, что в отличие от прежних советских государственных образований периода Гражданской войны - Социалистической советской республики Тавриды 1918 г. и Крымской ССР 1919 г., при создании автономии в 1921 г. и последующем государственном строительстве были приняты во внимание этноконфессиональные особенности региона. Фактор образования Крымской АССР должен был влиять на Турцию и Восток [2, с. 24].
Созданная комиссия при Крымском обкоме РКП(б) 1921 г. подготовила проект Конституции, который представлял политическую декларацию в духе революционного времени и революционного правосознания и не соответствовал Конституции РСФСР 1918 г.
10 ноября 1921 г. I Всекрымским учредительным съездом принимается Конституция Крымской Социалистической Советской Республики, закрепившая власть трудящихся в форме диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства2. За основу была взята Конституция РСФСР 1918 г.
В Основном Законе республики провозглашалась окончательная победа трудящихся над капиталом, союз рабочего класса и беднейшего крестьянства. Конституция определила основные задачи развития республики по пути социалистических преобразований, установление диктатуры путем по-
2 Советские конституции. Хрестоматия: в 4 ч.
Ч. 1. Первые советские республики, 1918-1922 гг. / сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещ. гос. пед. ун-т, 2015. С. 51-53.
давления враждебных классов и международного капитала.
В основу Конституции легли большевистские принципы организации власти, которая осуществлялась через советы рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов, а также органами по выбору советов. На конституционном уровне было закреплено равенство и право на свободное развитие всех национальностей полуострова. Русский и татарский языки объявлялись государственными языками Крымской ССР.
Конституция закрепляла норму, в соответствии с которой на территории Крымской ССР действовали законодательные акты РСФСР. Вместе с тем республика имела право изменять действующее законодательство согласно условиям и особенностям региона. В отличие от других автономий в составе РСФСР в Крыму были приняты Положение о прокурорском надзоре, Положение о политуправления при КрымЦИК, Положение об адвокатуре, Положение о нотариате, Закон об образовании. С принятием Конституции СССР 1924 г. эти полномочия были закреплены за ЦИК СССР. Таким образом, по вопросам принятия законов происходит разграничение между союзными и республиканскими органами.
Система органов власти в республике соответствовала доктринальным идеям большевиков о государстве. Всекрымский съезд советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов провозглашался высшей властью. Съезд советов собирался дважды в год. В основу формирования Все-крымского съезда советов была положена многоступенчатая система делегирования городскими и сельскими советами представителей. На Всекрымский съезд советов делегаты избирались на окружных съездах советов или на районных съездах.
Высшим законодательным, контролирующим органом власти в период между съездами советов являлся ЦИК, избираемый Всекрымским съездом советов. В отличие от других автономных образований в Крыму в структуре власти был сформирован президиум в количестве пяти членов, который руководил работой ЦИК. В Крыму раньше чем в других регионах была ликвидирована
прежняя система административно-территориального деления: губерния - уезд - волость. Новое административно-территориальное устройство республики - округ, район, село - учитывало и соответствовало принципам национально-государственного строительства на полуострове и нашло отражение в третьем разделе Конституции. Органы советской власти состояли из городских и сельских советов всех уровней, окружных, районных съездов советов и их исполнительных комитетов. Образование автономии на полуострове в составе РСФСР, где ранее была Таврическая губерния, государственные образования периода Гражданской войны стали новым этапом в истории государственности Крыма. Отсутствие принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов являлись следствием революционного правосознания авторов конституции и господствующей революционной законности как характерной черты советского государственного строительства.
После принятия Конституции СССР 1924 г. Крымская ССР, будучи автономным образованием в составе РСФСР, получила право делегировать представителей в состав Совета национальностей СССР.
В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. ЦИК автономных республик получил право образовывать СНК. Однако следует отметить, что СНК Крымской ССР, как уже отмечалось выше, был образован в соответствии с Конституцией автономии в 1921 г. Исключительным правом ЦИК республики было также создание народных комиссариатов, СНК республики, назначение и смещение должностных лиц. Полномочия СНК распространялись на общее управление республикой, с правом издания декретов, распоряжений и инструкций. В своей деятельности СНК нес ответственность перед ЦИК и съездом Советов. Структура наркоматов республики включала общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.
Образование СССР на основе подписания союзного договора в 1922 г. и принятие Конституции СССР в 1924 г., а также изменения в ходе государственного строительства послужили основанием для руководства республики (председатель ЦИК Вели Иб-раимов, председатель СНК Сахиб-Гирей
Саид-Галиев) внести поправки в Конституцию 1921 г.
Третьим и четвертым Всекрымским учредительным съездом советов рабочих и крестьянских, красноармейских и краснофлотских депутатов, состоявшимся в 1924 г., Конституция Крымской Социалистической Советской Республики 1921 г. была дополнена новыми положениями. Текст Конституции был опубликован в издании народного комиссариата юстиции Крымской ССР3.
Процесс разработки и принятия конституции был сложным и противоречивым, проходил в острой бескомпромиссной политической борьбе. Партийное и советское руководство Крыма по-разному видели статус республики в составе РСФСР и СССР. Несмотря на то, что республика провозглашалась как Крымская Социалистическая Советская Республика, в тексте Конституции встречается новая формулировка Крымская Советская Социалистическая Республика. Очевидно, что законодатель в это время не придавал этому значения.
В Конституцию вносились существенные поправки. Преамбулой Конституции стала «Декларация Крымской Социалистической Советской Республики». Создание государственной власти осуществлялось на принципах диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства, основной задачей которой являлся переход от буржуазного строя к социализму.
В Конституции большое значение уделяется международной роли государственного строительства на национальных окраинах. В преамбуле провозглашалось, что национальные Советские республики, образовавшиеся на восточных границах СССР, осуществляют естественный союз между пролетарской революцией и национально-освободительным движением Востока.
Авторы Конституции стремились по-новому выстроить отношения автономии с РСФСР и СССР. С одной стороны, законодательные акты СССР и РСФСР вступали в силу на территории Крыма без специальной
3 ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р-1235. Он. 120. Д. 230. Л. 7-14 об.; Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Крымской Социалистической Советской Республики. 1925. 15 февр. №1.С. 1-7.
местной санкции, а с другой стороны, в отношении законов РСФСР республика закрепила за собой право изменять и приостанавливать их. Единственным условием являлось точное соответствие законодательства Крымской ССР законам СССР. При этом за республикой сохранялось право законодательства автономных комиссариатов. Принимая во внимание наличие действующих объединенных с РСФСР наркоматов на территории Крымской ССР, Конституция закрепила за автономией право законодательной инициативы перед ВЦИК и СНК РСФСР. Республика закрепила за собой право изменять постановления РСФСР с учетом местных реалий. Вопрос союзного договора с РСФСР и СССР Конституция решила путем компромисса в разделе «Взаимоотношение Крымской ССР с СССР и РСФСР». В том случае, если законы РСФСР входили в противоречие с интересами автономии по кругу ведения объединенных наркоматов, за республикой закреплялось право обжалования их перед высшими органами власти СССР. При столкновении местных законов с законами РСФСР подлежали применению по кругу ведения автономных комиссариатов - законы местные, по кругу ведения объединенных с РСФСР наркоматов - законы РСФСР. Что же касается противоречий в конституционном праве, в национальной политике во взаимоотношениях автономии с РСФСР республика имела право отстаивать свои интересы через своих представителей в ЦИК и Совете Национальностей СССР.
Дополненная новыми статьями Конституция Крымской ССР 1924 г. не закрепляла порядок формирования местных органов власти по национально-административному принципу. Но на практике этот принцип широко применялся в республике. В 1926 г. в автономии действовали сельские советы, созданные с учетом национально-территориальных особенностей региона. Среди них крымскотатарских - 112, русских - 48, немецких - 15, греческих - 4, болгарских - 3, еврейских - 1, чешских - 1, эстонских - 1 и смешанных - 374. Это во многом объяснялось тем, что в первые годы государственно-
4 ГАРК (Государственный архив Республики Крым). Ф. П. 1. On. 1. Д. 475. Л. 47.
го строительства особое внимание уделялось формированию просоветской политической, административной, интеллектуальной элиты из национальных кадров [3,с. 141].
Образование сельских советов по национальному принципу в дальнейшем также получило свое развитие. Так, например, в 1927 г. в Крымской АССР функционировало 404 сельских совета, из них русских - 136, крымскотатарских - 167, других национальностей - 51 и смешанных - 505. Несмотря на то, что в республике на конституционном уровне утверждались два государственных языка, во многих сельских советах делопроизводство велось на родном языке. Переписка местных органов власти с органами государственной власти автономии, республиканскими и союзными органами власти осуществлялась исключительно на русском языке.
Следует обратить внимание на то, что при внесении дополнений в Конституцию 1921 г. отдельные политические круги в Крыму настаивали на существенном расширении полномочий статуса республики, путем подписания отдельного договора с РСФСР и создания народных комиссариатов финансов, иностранных дел, военных дел и госконтроля. В качестве правового прецедента выступали Конституции Хорезмской Народной Советской Республики и Бухарской Народной Советской Республики 1922 г., в которых закрепили статус перечисленных наркоматов6. Более того, между этими республиками и РСФСР были подписаны союзные договоры, в соответствии с которыми РСФСР безоговорочно признавала самостоятельность и независимость республик.
В связи с этим необходимо отметить, что процесс советского национально-государственного строительства в республиках Средней Азии учитывал местные особенности и существенно отличался от крымских. Перечисленные государственные образования еще недавно входили в состав Российской империи на правах протектората; они были в наименьшей степени инкорпорированы в правовое поле Российского государ-
5 ГАРК. Ф.П. 1,Оп. 1.Д. 636. Л.9.
6 Съезд советов в документах. 1917-1936 гг. Т. 2. М., 1960. С. 526-543; 590-603.
ства, в соответствии с идеологией эпохи здесь отсутствовала социальная опора новой власти - рабочий класс, что существенно ограничивало влияние большевиков. Все эти факторы обусловили политику советской власти в регионе. Пройдет немного времени, и ХНСР и БНСР в 1924 г. в результате национально-государственного размежевания будут включены в состав Узбекской ССР.
На основе дополнений в Конституцию 1924 г. в Крымской автономии были созданы наркоматы, наркомы которых назначались КрымЦИК и утверждались соответствующими народными комиссариатами РСФСР. Такой же порядок устанавливался в отношении председателя КрымГПУ и Крымвоенкома. Народные комиссариаты несли ответственность непосредственно перед ЦИК и СНК республики.
Принципы избирательного права, закрепленные в Конституции 1921 г., в дополнениях Конституции 1924 г. остались прежними, как и раздел, посвященный гербу и флагу республики. Избирательное право носило открыто классовый характер. Отдельные слои населения на конституционном уровне были ограничены в избирательных правах. Все эти меры были направлены на укрепление советской власти в регионе с опорой на пролетарские массы и беднейшее крестьянство. Вместе с тем на практике в категорию «лишенцев», то есть лиц, лишенных избирательного права, очень часто попадали представители пролетарских масс и беднейшего крестьянства.
Раздел шестой Конституции 1921 г. «Об изучении Конституции Крымской ССР» по поручению наркомату просвещения обеспечения изучения конституции в учебных заведениях республики наряду с Конституцией РСФСР в Конституции Крымской ССР 1924 г. был заменен «О государственном языке Крымской ССР», где государственными языками устанавливались татарский и русский.
В Конституции автономии не нашел отражения институт представительства Крымской ССР при РСФСР, тогда как на практике он действовал и решал социально-экономические вопросы на основе Постановления КрымЦИК «О представительстве КрымССР при Наркомнаце РСФСР» от 9 февраля 1922 г.
Представительство в своей работе руководствовалось инструкцией национальным представительствам при наркомнаце, директивами и указаниями ВЦИК и СНК РСФСР, а также КрымЦИК и СНК автономии7.
11 мая 1925 г. принимается Конституция (Основной Закон) РСФСР. Глава четвертая «Об автономных советских социалистических республиках и областях» закрепила статус и порядок формирования органов государственной власти в автономных республиках и областях, порядок принятия законодательных актов. Соответственно была преодолена предшествующая правовая коллизия и за автономией закрепляется официальный статус Крымская Автономная Социалистическая Советская Республика. Конституция РСФСР 1925 г. также определила статус и полномочия местных органов.
В целях укрепления законности и верховенства права в вопросах государственного строительства ЦИК РСФСР получил право отменять акты съездов Советов автономных республик. Со всей очевидностью можно утверждать, что Конституция Крымской ССР 1921 г. с внесенными дополнениями в 1924 г. входила в противоречие с Конституцией РСФСР 1925 г. и не была утверждена ЦИК РСФСР.
На основе Конституции РСФСР 1925 г. шестым Всекрымским съездом Советов, состоявшимся в 1929 г., принимается и издается отдельной брошюрой новая редакция Основного Закона Крымской АССР, отразившая качественные изменения в государственном статусе Крыма и определившая цели развития диктатуры пролетариата, уничтожения эксплуатации и построение коммунизма8.
Конституция Крымской АССР 1929 г. закрепила полномочия Всекрымского съезда советов как высшего органа власти в пределах автономии. Вся власть в республике принадлежала Советам рабочих, крестьянских, красноармейских и краснофлотских депутатов. Признавая, что общеупотребительными языками в республике являются
7 ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 1.Д. 4. Л. 8.
8 Конституция КрымАССР и положения, постановления и инструкции о строении органов власти КрымАССР, объеме их прав и круге деятельности. Вып. 1. Симферополь, 1930. С. 10-54.
русский и татарский, в то же время Основной Закон закрепил право каждому гражданину пользоваться родным языком, в том числе в суде, и обучение на родном языке в школе. Здесь необходимо отметить, что обучение представителей национальных меньшинств также осуществлялось в училищах, ФЗУ и техникумах.
Свобода совести трудящихся обеспечивалась отделением церкви от государства и школы от церкви. Одновременно свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами.
Однако, как и конституции других автономий в составе РСФСР, например, Башкирской АССР 1925 г., Татарской АССР 1926 г., Киргизской (Казахской) АССР 1926 г., конституция республики не была утверждена ВЦИК РСФСР. Очевидно, это объяснялось тем, что в вопросах принятия конституций в автономиях не было единого подхода. Конституции автономий существенно отличались друг от друга по правовым нормам, имелись расхождения в вопросах полномочий местных органов власти, а также во взаимоотношениях автономий с республиканскими и союзными органами. Асимметрия в конституционно-правовом статусе автономий в составе РСФСР, коллизии в конституционном праве, отсутствие координации правотворчества автономий были характерной чертой советского государственного строительства 1920-х гг. Также следует выделить наличие разных точек зрения и противоречий между центром и регионами в вопросах национально-государственного строительства и полномочий автономий.
Следует обратить внимание на то, что в исследуемый период административное районирование в республике осуществлялось в рамках национально-государственного строительства. Вместе с тем при образовании отдельных национальных районов в республике власти исходили из формирующихся политико-экономических факторов. Например, в созданном в 1930 г. Буюк-Онларском немецком национальном районе немецкое население составляло 46,1 %, а в 1935 г. в образованном Тельманском районе оно составляло 20 % [4, с. 88-89]. То же самое можно сказать о Карасубазарском районе, который также был отнесен к нацио-
нальному, но где крымские татары составляли 46,78 %, или о Фрайдорфском районе, где евреи составляли 35 % [5, с. 134, 137].
В результате национально-государственного строительства в 1920-е гг. в Крымской АССР было принято около 1650 нормативно-правовых актов, реализовавших функции законодательной, исполнительной власти, правовое обеспечение функционирования автономии [6, с. 14].
Важным этапом в государственно-правовом статусе республики стала Конституция Крымской АССР 1937 г., утвержденная Чрезвычайным IX съездом Советов Крымской АССР9. Политическую основу республики составили Советы депутатов трудящихся. Соответственно изменилось название республики - Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика. Крымская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики и осуществляла государственную власть на автономных началах.
Особенностью Конституции было закрепление экономической основы социалистической системы хозяйства, а также социалистической формы собственности, имевшей форму государственной и кооперативно-колхозной собственности. Наряду с социалистической системой хозяйства, законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
Конституция республики закрепила административное районирование без указания национальных районов, тогда как на практике имелись еврейский, немецкий, татарские и украинский.
Высшим органом государственной власти Крымской АССР объявлялся Верховный Совет Крымской АССР, который осуществлял все права, присвоенные Крымской АССР. Верховный Совет Крымской АССР являлся законодательным органом республики. Закон считался утвержденным, если он принимался Верховным Советом простым большинством голосов. При этом за-
9 Конституция (Основной закон) Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Симферополь: Гос. изд-во Крым. АССР, 1-я тип. Крымполиграфтреста, 1937. 34 с.
коны СССР и РСФСР были обязательны на территории Крымской АССР. В случае расхождения закона Крымской АССР с законами СССР и РСФСР, высшей юридической силой обладали законы СССР и РСФСР. Вместе с тем Конституция автономии не закрепила положение о верховенстве на ее территории Конституций СССР и РСФСР. Первый состав Верховного Совета республики был сформирован по классово-национальному принципу.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Крымской АССР являлся СНК Крымской АССР, который был ответственен перед Верховным Советом и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета. СНК Крымской АССР издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Крымской АССР, постановлений и распоряжений СНК СССР и РСФСР и осуществлял контроль исполнения действующего законодательства. Постановления и распоряжения СНК Крымской АССР были обязательны к исполнению на всей территории автономии.
Конституция закрепила статус местных органов власти на местах. Отныне органами государственной власти в районах, городах, поселках, селах, деревнях являлись советы депутатов трудящихся. Исполнительные органы советов депутатов трудящихся были подотчетны как совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего совета депутатов трудящихся.
Формирование местных органов управления на местах в Крымской АССР позволяло учитывать этническую особенность того или иного региона, удовлетворять политико-правовые, социально-экономические и культурно-образовательные потребности поли-этничного населения. Практика конституционно-правового обеспечения государственного строительства в республике учитывала особенности региона.
Конституция, исходя из основ социалистической законности, впервые провозгласила равенство граждан. Вместе с тем отдельные положения Конституции, закрепившие личные, культурные и политические
318
права, носили ограниченный характер и на практике сохраняли элементы классового подхода периода революционной законности.
Впервые на конституционном уровне закреплялись обязанности граждан, а именно соблюдать Конституции СССР, РСФСР и Крымской АССР, исполнять законы, соблюдать дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Также граждане республики были обязаны беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность.
В условиях победы диктатуры пролетариата существенные изменения были внесены в избирательное право. Выборы депутатов являлись всеобщими, равными, прямыми и тайными.
На конституционном уровне впервые закрепляется статус судебных органов и прокуратуры, которые строились в соответствии с административным устройством республики.
Основной Закон установил символику республики - государственный герб, флаг республики и столицу город Симферополь.
Принцип разделения властей и преемственность советского государственного строительства легли в основу Конституции 1937 г., которая вписывалась в единое конституционное поле РСФСР и СССР, установив диктатуру пролетариата и союз двух дружественных классов - рабочих и крестьян.
С принятием Конституции Крымской АССР 1937 г. в республике было проведено новое административное районирование. Вместо десяти прежних районов было создано 16, из них 1 еврейский, 5 крымскотатарских, 1 немецкий и 1 украинский. В середине 1930-х гг. в автономии имелось 26 районов, из них 9 национальных, а также 406 сельсоветов, образованных по национальному принципу [7, с. 10].
В первые послевоенные годы административный и конституционно-правовой статус Крымской АССР не претерпел кардинальных изменений. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. было утверждено представление Верховного Совета РСФСР о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе
РСФСР10. В отличие от других указов, принятых после войны и направленных на упразднение отдельных автономий, в указе об упразднении Крымской АССР отсутствуют юридические обоснования ликвидации автономии. Они изложены в Законе Верховного Совета РСФСР «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область» от 25 июня 1946 г.11 Ранее указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 г. были переименованы сельские советы и населенные пункты Крымской области. Всего было переименовано 333 сельских совета12.
Понижение государственно-правового статуса Крымской АССР носило преимущественно политический характер, а законность механизма лишения автономии конституционного статуса с точки зрения права были неправомерна [8, с. 121]. По-видимому, законодатель считал вполне правомерным, что ликвидация автономии влечет за собой автоматически упразднение Конституции Крымской АССР 1937 г.
Заключение
Конституционные процессы в Крымской АССР в составе РСФСР в исследуемый период имели свои особенности. С 1921 по 1945 г. в автономии было принято три конституции. В Конституции 1921 г. с дополнениями в 1924 г. государственное строительство в республике увязывалось с международным значением советского государственного строительства на национальных окраинах. Конституция Крымской АССР с дополнениями в 1924 г. и Конституция автономии 1929 г. в силу правовых коллизий не были утверждены ВЦИК РСФСР. В Основном Законе Крымской АССР 1937 г., утвержденном Верховным Советом РСФСР, закрепляются результаты советского государственного строительства и социалистической системы.
10 Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. (1938-1958 гг.). М., 1959. С. 54.
11 Сборник законов РСФСР и указов Президиума Верховного Совета РСФСР. М., 1946. С. 64.
12 Административно-территориальные преобразования в Крыму (1783-1998 гг.): справочник. Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. С. 12-13.
Создание автономии на полуострове в 1920 г. в составе РСФСР отвечало государственным и региональным интересам, позволило решить многие политико-правовые, социально-экономические и образовательно-культурные проблемы полуострова. Ликви-
дация автономии в послевоенные годы противоречила идеологии и практике советского государственного строительства, создавала предпосылки для последующих волюнтаристских решений.
Список источников
1. Быкова Т.Б. Створення Кримсько! АСРР (1917-1921 гг.) / ред. C.B. Кульчицкий. Киев: Ин-т истории Украины НАНУ, 2011. 247 с.
2. Брошеван В.М., Форманчук A.A. Крымская республика: год 1921-й (краткий исторический очерк). Симферополь: ТАВРИЯ, 1992. 127 с.
3. Харабуга В.В., Афанасьев В.А. Дискуссия о государственно-правовом статусе Крымской АССР (1921-1945) II Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 7 (73). № 3. С. 133-148.
4. Задерейчук И.П. Немцы Крыма - жизнь во благо. Симферополь: ГАУ PK «Медиацентр им. И. Гас-принского», 2019. 463 с.
5. Хаяли Р.И. Очерки истории общественно-политической и культурной жизни крымских татар в XX в. Симферополь: ДОЛЯ, 2008. 512 с.
6. Заулочная С.А. Конституционный статус Крымской автономии в составе РСФСР (1921-1944 гг.): ис-торико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков: Харьк. национ. ун-т им. В.Н. Каразина, 2009. 17 с.
7. Щербаков М., Рагацкин С. Крымская АССР (материалы для агитаторов). Симферополь: Гос. изд-во Крым. АССР, 1939. 87 с.
8. Шармоянц А.Н. Становление Республики Крым как субъекта нормотворческой деятельности в советский период II Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2015. № 1. С. 114-122.
References
1. Bykova T.B. Stvorennya Krims'ko'i ASRR (1917-1921 gg.). Kiev, Institute of History of Ukraine Publ., 2011, 247 p. (In Ukrainian).
2. Broshevan V.M., Formanchuk A.A. Krymskaya respublika: god 1921-y (kratkiy istoricheskiy ocherk) [Crimean Republic: Year 1921 (Brief Historical Essay)]. Simferopol, "TAVRIA" Publ., 1992, 127 p. (In Russian).
3. Kharabuga V.V., Afanasyev V.A. Diskussiya o gosudarstvenno-pravovom statuse Krymskoy ASSR (19211945) [Discussion on the state and legal status of the Crimean ASSR (1921-1945)]. Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya «Istoricheskiye nauki» — Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Historical Science, 2021, vol. 7 (73), no. 3, pp. 133148. (In Russian).
4. Zadereychuk I.P. Nemtsy Kryma — zhizn' vo blago [Germans of Crimea - Life for Good]. Simferopol, State Autonomous Institution ofthe Republic of Crimea "I. Gasprinsky Mediacenter" Publ., 2019, 463 p. (In Russian).
5. Khayali R.I. Ocherki istorii obshchestvenno-politicheskoy i kul'turnoy zhizni krymskikh tatar v XX v. [Essays on the History ofthe Socio-Political and Cultural Life ofthe Crimean Tatars in the XX Century]. Simferopol, "DOLYA" Publ., 2008, 512 p. (In Russian).
6. Zaulochnaya S.A. Konstitutsionnyy status Krymskoy avtonomii v so-stave RSFSR (1921—1944 gg.): istoriko-pravovoye issledovaniye: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Constitutional Status ofthe Crimean Autonomy within the RSFSR (1921-1944): Historical and Legal Research. Cand. jurid. sci. diss, abstr.]. Kharkiv, V.N. Karazin Kharkiv National University, 2009, 17p. (In Russian).
7. Shcherbakov M., Ragatskin S. Krymskaya ASSR (materialy dlya agitatorov) [Crimean ASSR (Materials for Agitators)]. Simferopol, State Publishing House Crimea ASSR, 1939, 87 p. (In Russian).
8. Sharmoyants A.N. Stanovleniye Respubliki Krym kak sub"yekta normotvorcheskoy deyatel'nosti v sovets-kiy period [The formation ofthe Republic of Crimea as a subject of rule-making activity in the Soviet period]. Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki —
Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical Science, 2015, no. 1, pp. 114-122. (In Russian).
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.06.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.09.2022 Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2022
Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная