Научная статья на тему 'Крым в контексте этносоциальных процессов ХХ века'

Крым в контексте этносоциальных процессов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИИ / КРЫМ / ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Н.А.

Статья уделяет внимание изучению этносоциальных процессов, которые были запущены вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации. Автор отмечает, что ведущими этносоциальными процессами в Крыму являются миграция и урбанизация, которые оказали решающее воздействие на формирование полиэтнического регионального сообщества, состоящего из дисперснорасселенных этносов-переселенцев, формируя особую социокультурную среду, образ мышления, поведение людей и базовые ментальные категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крым в контексте этносоциальных процессов ХХ века»

УДК: 316.34

КРЫМ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ХХ ВЕКА

Сидоренко Н.А.,

старший преподаватель кафедры общественных наук и социальной работы, Керченский государственный морской технологический университет, г. Керчь, Россия

Аннотация. Статья уделяет внимание изучению этносоциальных процессов, которые были запущены вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации. Автор отмечает, что ведущими этносоциальными процессами в Крыму являются миграция и урбанизация, которые оказали решающее воздействие на формирование полиэтнического регионального сообщества, состоящего из дисперснорасселенных этносов-переселенцев, формируя особую социокультурную среду, образ мышления, поведение людей и базовые ментальные категории.

Ключевые слова: присоединение Крыма к России, Крым, этносоциальные процессы, этнос, этническая идентичность, социокультурная среда.

Вхождение Крыма в состав Российской Федерации актуализировало проблему изучения этносоциальных процессов, имевших место в новейший период истории. Именно в данный период сформировалась как этносоциальная структура полуострова, так и основной комплекс проблем, которые продолжают оказывать весьма существенное влияние на весь спектр этнических и социальных отношений на полуострове.

Учитывая широкую дефиницию понятия «этносоциальные процессы», в рамках данной статьи будет использовано определение этносоциальных процессов, сформулированное в рамках новосибирской социологической школы. Согласно ему, этносоциальные процессы - это «система взаимодействий развивающихся этнических общностей, которые составляют локальное (региональное) межэтническое сообщество».

Исследование обозначенной нами проблемы, предполагает четкое понимание того факта, что Крым, интегрированный в советский социум, испытывал воздействие этносоциальных процессов, имевших место в данный, конкретно-исторический период. В рамках изучаемого нами периода ведущим этносоциальным процессом являлась миграция населения. Как отмечает П.М. Полян, СССР являлся страной с традиционно высокой мобильностью

203

населения. Однако в основе ее находился не простой и свободной выбор гражданами своего местожительства, обусловленный индивидуальными предпочтениями и особенностями факторов рынка труда и жилья, но совершенно иной тип мобильности, носящий «плановый, массовый и приказной (принудительный) характер» [4]. Этот вывод справедлив по отношению ко всем миграциям, происходившим на территории Крыма во второй половине ХХ века. Миграции оказали решающее воздействие на динамику численности населения, демографические, социально-экономические, этнические и нравственно-психологические процессы в регионе.

Значение для Крыма миграций населения 40-70-х гг. ХХ века необходимо анализировать в нескольких аспектах. Во-первых, миграции кардинально изменили этнический облик полуострова, сформировав многочисленную славянскую этническую общность в составе русских, украинцев и белорусов. Так, если в довоенный период удельный вес русского этноса составлял 49,6%, а украинского - 13,7%, то к концу 70-х гг. эти показатели составляли уже 68,4% и 25,6%. В рамках изучаемого периода, количество белорусов выросло более чем в два раза, составив 2% в этнической структуре населения области.

Во-вторых, они оказали важнейшее влияние на территориальное размещение доминирующих этносов полуострова. В Крыму тип территориального размещения того или другого этноса, складывался, как под влиянием миграционной политики государства, так и фактора культурной обусловленности и склонности к городскому или сельскому способу жизни. Согласно переписи 1979 года 74,4% всех россиян проживало в городах, что позволяет отнести их наиболее урбанизированным этносом Крыма.

Вторым по численности и самым динамично растущим этносом являлся украинский. Так, в межпереписной период (1959-1979) численность украинцев в области возросла на 79%. Причем, численность городского украинского населения выросла на 64%, а сельского - на 97%, что указывает на доминирование исторически присущего украинцам сельского способа жизни.

Уровень урбанизации украинского этноса являлся средним и составлял 52,6%, что практически соответствовало общереспубликанскому уровню урбанизации - 53,0%. Однако, если в рамках УССР, отмечен стабильный прирост украинцев среди городского населения, то в Крыму, напротив, имело место постепенное снижение доли украинцев среди городского населения. Так, если в 1939 году удельный вес городского населения среди украинцев области составлял 54,4%, то в 1959 сократился до 53,7%. В то же время,

204

произошел рост украинского этноса в структуре сельского населения - с 13% до 29%.

Средний уровень урбанизации - 58,4%, демонстрировали белорусы Крыма. Однако их удельный вес в этнической структуре городов Крыма не превышал 1-2%. Масштабные переселения привели к росту количества белорусов в Крыму за 30 лет более чем в два раза. Так, если в 1959 году в Крыму насчитывалось 21672 белорусов (1,8%), то в 1979 г. их количество достигло 43214 человек (2% от общей численности населения).

В-третьих, массовые миграции оказали значительное воздействие на этнические процессы в регионе. Русский этнос, в силу своей многочисленности занял ведущие позиции в политических и культурных процессах региона. В немалой степени этому содействовала национальная политика КПСС, стратегическим курсом которой было развитие «новой исторической общности - советского народа», в направлении дальнейшего сближения наций и достижения их полного единства. Языком общения этой исторической общности был призван стать русский. В результате, в начале 70-х годов 66,1% белорусов и 47,3% украинцев Крыма назвали своим родным языком русский [2, с. 23].

Таким образом, ведущими этносоциальными процессами в Крыму являлись миграция и урбанизация. Именно они оказали решающее воздействие на формирование полиэтнического регионального сообщества, состоящего из дисперснорасселенных этносов-переселенцев. В местах их соприкосновения сформировалась особая социокультурная среда, влияющая на образ мышления, поведение людей и базовые ментальные категории. Отметим, что несмотря на то, что русские составляли большую часть населения полуострова, они не ощущали себя действенной частью русской культуры, а их национальная идентификация была развита слабо, т.к. не была подкреплена исторически сложившейся топонимикой, традиционным бытом и определенными природными условиями.

На национальной идентификации украинского населения отрицательно сказалось отсутствие резких отличий в языке и быте с другими крымчанами. В равной мере это относится и к белорусскому этносу Крыма. Кроме того, для части украинского этноса Крыма миграции носили экзекутивный характер и сопровождались болезненным отрывом от собственной этнокультурной и языковой среды, а также враждебным отношением ко всему украинскому, нередко проявляемым другими переселенцами.

Однако человек не может существовать вне идентификации, которая является его экзистенциальной потребностью. Возможно поэтому переселенцы 1940-1950-х гг. идентифицировали себя с регионально-

205

территориальных позиций, называясь «крымскими». В дальнейшем, несмотря на административно-территориальные и социально-экономические преобразования, произошедшие во второй половине ХХ века, на территории полуострова существовала устойчивая территориальная общность «...с доминированием русского языка, русской культурной традиции, а также с политическими предпочтениями, заметно отличающимися от господствующих на материковой Украине» [5, с. 54].

Приоритет региональной, гражданской идентичности над этнической в условиях полиэтничного Крыма представляется несомненным, поскольку в условиях сложной экономической, социально-политической ситуации существует угроза использования этнодоминирующей идентичности для разжигания конфликтов на национальной почве.

По справедливому замечанию Е.В. Жеребцовой, в настоящее время на полуострове параллельно протекает два процесса: одновременно с конструированием модели этнической идентичности, основанной на культурных чертах двух цивилизаций - славянской и тюркской, осуществляется процесс создания общей, крымской региональной идентичности, основанной на общности языка и территории [6, с. 123]. По мнению известного крымского ученого С.Н. Киселева, данная идентичность называется «крымско-русской» [7, с. 71-72]. Думается, именно она способна сегодня обеспечить стабильный рост, процветание полуострова и сформировать тот климат толерантности, который сделает возможным гармоничное сосуществование и развитие всех этносов, проживающих на его территории.

206

Литература:

1. Дергачев В.А. Раскаленные рубежи. URL: qergahev.ru / book. 12/ inqex. Html (дата обращения 25.07.15).

2. Население Крымской области по результатам Всесоюзной переписи населения 1979 г. Симферополь: Статуправление, 1980.

3. Попков Ю.В. Тюгашев Е.А. О предмете этносоциологии. URL: http://podelise.ru/docs/34746/index-2583.htm (дата обращения: 11.05.2015).

4. Полян П.М. Не по своей воле. История и география принудительных миграций в СССР. URL: http: // www. chechen.orq./ 171 - ne-po - svoejj - vole - pavel - poljan. (дата обращения 12.11.2014).

5. Шевчук О.Г. Територiальнi особливосп соцюкультурного розвитку сучасного Криму: дис. ... канд. географ. наук: 11.00.02 / О.Г. Шевчук; Тавршський нащон. Ун-т iм.. В.1. Вернадського. Омферополь, 2007. 209 с.

6. Жеребцова Е.В. Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму: автореф. канд. дис. Специальность: Теория и история культуры. Код специальности: 24.00.01. Москва. 2008. 224 с.

7. Киселев С.Н. Политико-географические и геополитические образы Крыма // Автономная республика Крым в 21 в.: опыт, проблемы, развитие: матер. Научно-практической конференции, (Симферополь, 11-12 октября 2006 г.) / Симферополь: Таврический Национальный ун-т им. В.Н. Вернадского. 2006. 167 с.

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.