Научная статья на тему 'Кружковое движение в России: история и современность'

Кружковое движение в России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1544
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кружковое движение / кружок 2.0 / НТИ / практики будущего / перспективные рынки / circle movement / circle 2.0 / NTI / future practices / promising markets
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кружковое движение в России: история и современность»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Азарова С.П.

к.э.н., доцент, Финансовый университет

SAzarova@fa.ru

КРУЖКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ключевые слова: кружковое движение, кружок 2.0, НТИ, практики будущего, перспективные рынки.

Keywords: circle movement, circle 2.0, NTI, future practices, promising markets.

Шаги к созданию системы внешкольной работы с детьми и молодежью были предприняты в нашей стране еще до революции 1917 года, когда были созданы первые детские клубы (клуб «Сетлемент», 1906 г.), детские общества («Детский труд и отдых», 1909 г.), колонии («Бодрая жизнь», 1911 г.). В 1907 году образованы две организации, направленные на решение этих задач: в Петербурге - «Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования» и в Москве - «Общество содействия внешкольному образованию». Просветительская работа началась во многих губерниях Российской империи, она финансировалась из бюджета. Так, в 1909 году на нужды внешкольного образования из государственной казны было отпущено 50 тыс. руб.

Пришедшие к власти большевики придавали большое значение внешкольному воспитанию подрастающего поколения. Уже на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию (1919 г.) приоритетным направлением была признана внешкольная работа, которую предлагалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учетом местных условий. В основу детских клубов и других сообществ был положен принцип коллективной игры. «Стране социализма - барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе» -считала Н.К. Крупская. Советскому гражданину должен быть присущ коллективизм и для развития этого качества руководство страны создавало систему детских спортивных и досуговых учреждений. При поддержке Н.К. Крупской и А.В. Луначарского в СССР выстроилась уникальная система внешкольной работы, равной которой не было нигде в мире.

Дети и подростки страны Советов имели возможность посещать кружки «Умелые руки», «Юные техники», спортивные школы и секции, Дворцы и дома пионеров и школьников, Дома творчества, приобретая там различные полезные навыки. Например, кружок «Умелые руки» прививал младшеклассникам различные полезные жизненные навыки: пришивать пуговицы, штопать носки, ставить заплатки на одежду. Кроме этого, в кружке шили мягкие игрушки, делали макеты самолетов, спутников, гидроэлектростанций, мастерили наглядные пособия по школьным предметам и спортивный инвентарь. Особое место среди объектов творчества занимала «наглядная агитация» - флажки, транспаранты, искусственные цветы для массовых советских праздников. Лучшие поделки выставляли на стенде кружка на всеобщее обозрение. Другое направление детского досуга - спортивные секции. Детско -юношеская спортивная школа (ДЮСШ) - это внешкольное специальное спортивное учреждение, где детей массово приобщали к ф и-зической культуре, а самых одаренных готовили к спортивной карьере. ДЮСШ были специализированные по одному виду спорта или комплексные - по нескольким. Спортивные школы были районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Заниматься в ДЮСШ мог любой ребенок, имевший желание и физические данные. Своими достижениями советский спорт обязан широкой сети спортивных школ, в которой проходило формирование спортсменов. Появление Дворцов пионеров и школьников (1923 г.) сначала в Москве, а затем в других городах страны, было связано с новым уровнем развития внешкольной кружковой работы. Эти учреждения позволили сконцентрировать в одном месте разнообразные кружки, секции, клубы, творческие коллективы на любой возраст и интерес ребенка. Работа в этих учреждениях строилась по программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублировала школьную программу. Здесь каждый ребенок мог найти занятие по душе: петь в хоре, играть в театре, учиться танцевать, фотографировать, играть в шахматы, рисовать или плести макраме и многое другое. В СССР функционировали также Дома детского творчества, где школьникам прививали основы художественного воспитания. К 1971 году в СССР работали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно - туристические станции, огромное количество кружков и секций при школах1.

Советские школьники также могли заниматься в научных и технических кружках. Особенностью научных и технических кружков является то, что они образовались в конце XIX - начале XX века вокруг новых, развивающихся областей знания, науки и техники как ответ на отставание учебного процесса формального образования от ключевых направлений научно-технического прогресса. Примерами кружков естественных и инженерных наук являются движение юннатов, клубы воздухоплавания и ракетного моделирования. Рассмотрим основные вехи их развития.

1 Кружки и секции: как это было в СССР. - https://deti.mail.ru/article/kruzhki-i-sekcii-kak-eto-bvlo-v-sssr

584

Юные натуралисты - движение, начавшееся с увлечения и прочно вошедшее в систему государственного образования. Станция юных любителей природы (с 1920 года Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева) - первое государственное внешкольное учреждение, которое появилось в Москве в 1918 г. и положило начало государственной системе внешкольного (дополнительного) образования детей 1. На Станции юннатов в Сокольниках работало несколько кружков различной биологической направленности, проходили занятия по основам эволюционного учения, по анатомии и физиологии растений и животных, по генетике и селекции. Школьники обучались технике препарирования живых объектов, основам работы с микроскопом, другим исследовательским навыкам. Число юных любителей природы росло, создавались новые кружки. В июне 1924 г., на I Всесоюзном съезде юных натуралистов юннатское движение получило свое организационное оформление, а к 1926 г. Кружок юных натуралистов Биостанции являлся базовым, опытным кружком Центрального бюро юных натуралистов. В 1928 году начинается издание журнала «Юный натуралист». Советскому государству становится понятно, что юннаты могут продолжать образование и работать в области сельского хозяйства и естественных наук. Школа при Биостанции юных натуралистов заключает договоры с Госторгом, Наркомземом и другими организациями, что позволяет начать готовить работников «средней квалификации» в указанных областях. Характерно, что уже в 1920 году первый заведующий Биостанции Б.В. Все-святский столкнулся с отсутствием педагогов, готовых к ведению кружковой работы, поэтому возникла необходимость обучения тех, кто будет учить2. Для решения этой задачи были созданы учительские кружки, в 1923 г. в них занимались 450 учителей в Москве и Московской губернии. Биостанция вела разработку методики проведения биологических исследований, накапливала опыт работы, передавала его педагогам, которые несли его в массовые школы. Таким образом, юннатское движение стало той силой, вокруг которой начала формироваться натуралистическая, опытническая работа эколого-биологической направленности. За 10 лет существования общества любителей природы, имевшего изначально полуформальный статус, к 1930 -м годам в СССР появилась институализированная практика, ставшая частью системы государственного образования.

Появлению и росту числа самоорганизующихся клубов увлеченных единомышленников способствовали полеты планеров в 1880-е годы. Воздухоплавание стало увлечением как молодых людей, так и состоявшихся ученых, пилотов, экспериментаторов и исследователей. Число кружков росло, и в 1909 г. по инициативе проф. Н.Е. Жуковского в Императорском Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания, что дало новый толчок развитию кружков, теперь уже в стенах учебных заведений. В 1909-1914 гг. в стране появились самолеты Я.М. Гаккеля, Д.П. Григоровича, И.И. Сикорского, общества воздухоплавания Петербурга и Москвы устраивали выставки техники и полеты на воздушных шарах, в том числе из Петербурга в Москву. В 1910 году был учрежден императорский Всероссийский авиаклуб, в Петербурге открылась первая в России школа авиации, а при Одесском аэроклубе начал работу Военно -авиационный класс. Параллельно обучению летчиков началось строительство специализированных заводов и самих самолетов, поэтому накануне Первой мировой войны Россия располагала самым многочисленным воздушным флотом среди воюющих держав: 244 самолета в составе 39 авиаотрядов3. За годы революции и гражданской войны вырастают дети, для которых самолет является новым, недавним изобретением, однако уже понятной и привычной реалией жизни. После установления советской власти развитие авиации продолжилось, и в 1923 г. при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. В 1924 г. в Москве впервые прошла выставка детского технического творчества 4, а через два года открылась первая детская техническая станция — ДТС. Школьники СССР начинают массово заниматься конструированием самолетов, мечтают стать летчиками, т.к. быть летчиком или механиком почетно и интересно. В 1930 -е годы советские школьники устанавливают мировые рекорды в авиамоделизме, а их работы демонстрируются на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Tак, спустя полвека, опыт пионеров мировой авиации становится доступен каждому советскому школьнику. В годы Великой Отечественной войны умения юных техников послужили делу Победы: они ремонтировали сельхозмашины и оборудование, радиофицировали госпитали, участвовали в выполнении военных заказов. 50-е и 60-е годы прошлого века ознаменовались работой по созданию новых приборов и моделей, а 70 -е - рационализаторскими изобретениями. Школы детского технического творчества послужили отличной стартовой площадкой для академика Б.Е. Патона, авиаконструкторов С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева и О.К. Антонова, летчиков-космонавтов Г.С. Титова, А.В. Филип-ченко и других

Похожим образом произошла несколькими десятилетиями позже институализация кружков ракетостроения. Фильм Фрица Ланга «Женщина на луне» и роман А. Толстого «Аэлита» всколыхнули общественный интерес к космосу и космическим полетам. В 1925 г. академиком Д.А. Граве в Киеве был создан кружок по изучению и завоеванию космоса. В апреле-июне 1927 г. в Москве Ассоциацией изобретателей-инвентистов была организована первая между-

1 Маслов А.Б. Из истории натуралистического движения России // Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 4. Натуралистическое образование: традиции и современность. - http://www.ecosvstema.ru/03programs/publ/mgs01 ist.htm

2

Орлова Л. М. Становление методической работы и исследовательского метода изучения природы в юннатском движении и дальнейшее его развитие в дополнительном эколого-биологическом образовании // Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 4. Натуралистическое образование: традиции и современность. - http://www.ecosvstema.ru/03programs/ pubVmgs02stan.htm

3 Российская авиация в Первой мировой войне. Авиационная энциклопедия «Уголок неба». - http://www.airwar.ru/ historv/af/russia1w/russia1w.html

4 Сафронов В. В. Зарождение авиаобществ и авиаобразования в России // Авиация. Техника. История. 2017. 24 апреля. -http://t-voke.ru/2017/04/24/%D0 % B7 % B0 °/<С1 %80 %D0 %ВЕ'Ж

народная выставка проектов межпланетных летательных аппаратов. Герман Оберт, Фридрих Цандер разрабатывают проекты первых жидкостных ракетных двигателей. Ученые понимают, что для создания жидкостного ракетного двигателя нужна теория двигателей, но теория не может возникнуть без двигателя \ Ф. Цандер начинает формировать Группу по изучению реактивного движения (ГИРД). Первоначально некоторые ученые и инженеры участвовали в ГИРД на добровольных началах, не являясь его формальными членами. «Характерно, что главным критерием отбора (в ГИРД) были "воодушевление", "понимание больших задач", "интерес", а не профессиональные качества. ГИРДов-цы работали только из интереса и на основе неподдельного энтузиазма. Поэтому в шутку они расшифровывали свою аббревиатуру как "Группа инженеров, работающих даром"»2. Однако в 1932 г. государство осознало перспективы применения ракет в военном деле и выделило средства и помещение для формирования московского штата ГИРД. Начальником ГИРД был назначен С.П. Королев. МосГИРД, иногда именовавшаяся центральной, оказывала помощь группам и кружкам по изучению реактивного движения в других городах СССР. В 1932 г. ЛенГИРД организовала курсы по теории реактивного движения3. Привлечение новых людей к развивающейся области набирало обороты: параллельно с этим МосГИРД развернула широкую лекционную пропаганду, в 1932 г. был организован и передан в промышленность Реактивный научно -исследовательский институт. В 1934 г. пропагандистские и просветительские функции были возложены на вновь организованную Реактивную группу Центрального совета Осоавиахима, у спешно продолжавшую работать до конца 1930 -х годов и создавшую ряд оригинальных небольших экспериментальных ракет. Таким образом, ракетостроение стало легальной отраслью, в которую государство начало вкладывать деньги и за развитием которой пристально наблюдало. Старт первой советской ракеты «ГИРД-09» состоялся 17 августа 1933 года. Ракета поднялась на высоту около 400 м, ее полет продолжался 18 секунд и был признан успешным 4. Ракетостроение, как ранее авиация, было институализировано и заняло свое место в системе образования.

Приведенные примеры формирования и развития научно-технических кружков, подробно рассмотренные А. Андрюшковым и его коллегами5, демонстрируют то, как происходила постепенная институализация увлечения молодежи новым видом технического творчества, новой отраслью науки и техники вокруг «практики будущего», а практики, в свое время бывшие практиками будущего, становились частью экономики и образования нашей страны. На основе проведенного эмпирического анализа развития детской внешкольной активности в период ХХ - начала XXI века А. Андрюшков использует понятия «практика настоящего» и «практика будущего», проводя дифференциацию на основе характеристики приобретаемых детьми навыков и сфере деятельности. «Практика на-6

стоящего» - это актуальные в наши дни навыки, которые пригодятся инженерам, экономистам, юристам, дизайнерам и другим специалистам для осуществления профессиональной деятельности. Однако приоритетным направлением для осуществления технологического лидерства России является формирование у детей и молодежи необходимых навыков, использование которых позволит будущим ученым -инженерам включиться в работу над технологиями будущего. Таким образом, «практика будущего» должна объединять знания, опыт и увлеченность ведущих носителей прорывных технологий с интересом, инициативой и азартом школьников и студентов для замысливания и воплощения в реальности нового уклада жизни людей, основанного на прорывных технологических решениях7. Практика будущего соответствует следующим критериям:

1. Решение вызова мирового уровня с применением новых технологий. Благодаря такому решению появляется новый рынок, новая отрасль или новые формы общественных отношений.

2. Практика будущего включает мышление будущего и о будущем.

3. Осознанность участников, их активное включение в центральную, «ядерную» деятельность, не просто наблюдение или исполнение указаний научного руководителя.

4. Практика должна разрабатываться и апробироваться с участием молодых людей школьников и студентов -тех, кто в будущем станет ее реализовывать.

Позволим себе привести аналогию между практиками «настоящего» и «будущего» и технологическими укладами. Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры уже обозначились в развитых странах, таких как США, Япония, КНР. Они характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоёмких «высоких технологий»: био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика. Синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и, в конечном счёте, обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой8. Шестой технологический уклад начал оформляться в 2010 -2020 годах, а в фазу зрелости вступит в 2040-е годы. Если в США доля производительных

1 Космонавтика 1970 - Космонавтика. Маленькая энциклопедия / Гл. ред. ВП. Глушко. - М.: Советская энциклопедия. - 592 с.

2

Сайт исследовательской творческой группы и центра «Солярис». - http://itgsol.ucoz.com/news/82 goda nazad bvla sozdana gruppa izucheniiareaktivnogo dvizheniia gird/2013-09-15-361

3

Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. - М.: Машиностроение. - https://testpilot.ru/espace/bibl/ glushko/razv/01.html

4 Первушин А.И. 108 минут, изменившие мир. - М.: Эксмо. - https://document.wikireading.ru/12009

5 Андрюшков А., Коноваленко А., Молодых Ю., Рачинская М., Федосеев А. Кружки 2.0. Научно -технические кружки в экосистеме практик будущего. Инструкция по сборке. Ассоциация кружков. - М., 2018.

6 Рожков В.С. Пособие для руководителей кружков. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

Подробнее о практиках будущего в кружковом движении в диалоге «Алексей Федосеев и Михаил Просекин: диалоги о будущем на "Острове 10-21"». - https://voutu.be/iUCv60bEDuA

8 Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. - М., 2010. - № 4. - https://www.nkj.ru/archive/articles/17800/

сил пятого технологического уклада составляет 60%, четвёртого - 20%, а на шестой технологический уклад приходятся около 5%, то в России доля технологий пятого уклада пока составляет примерно 10% (в военно - промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности), более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть - к третьему. Чтобы в течение ближайших 10 лет Россия смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом, ей надо, образно говоря, «перемахнуть» через пятый уклад. В данном контексте «практики настоящего» направлены на поддержание третьего, четвертого и пятого технологических укладов, тогда как «практики будущего» - проводники шестого.

Становясь массовой и доступной, любая «практика будущего» неизбежно упрощается до уровня своего среднего носителя, - школьника или студента, которому наставник преподает основы авиа - или ракетомоделирования, программирования или робототехники. Этот процесс сопровождается изменением содержания заданий - обучающимся предлагаются типовые задания, сложность которых растет по мере их обучения, но которые принципиально уже кем -то решены. Практики «настоящего» и «будущего» существуют и сегодня, в том числе в формате школьных кру жков, кружков домов творчества, других институтов дополнительного образования, дополняя друг друга, создавая выбор для обучающихся с различным уровнем интересов, амбиций и потенциала.

В современной России кружковому движению государство уделяет большое внимание. В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин назвал Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики. Национальная технологическая инициатива (НТИ) - долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет1. По итогам стратегической сессии «Форсайт-флот», состоявшейся в мае 2015 года, были определены девять перспективных рынков: Аэронет; Автонет; Маринет; Нейронет; Хелснет; Фуднет; Энерджинет; Технет; Сэйфнет; Финнет. Успешное развитие в стране этих рынков, а также появление на них отечественных высокотехнологичных компаний, способных производить глобально конкурентоспособные продукты и сервисы, во многом зависит от формирования в стране научно-технологического задела по ключевым технологиям НТИ, подготовки талантливых технических специалистов и предпринимателей в сфере деятельности НТИ, а также от скоординированной работы государственных структур всех уровней, целевым предназначением которых является оказание поддержки высокотехнологичным компаниям. Компании, конкурирующие за лидерство на глобальных высокотехнологичных рынках, будут предъявлять максимальные требования к качеству кадров.

В модели НТИ задача обеспечения компаний кадрами нового типа решается, с одной стороны, путем проектирования технологий, формирующих перспективные рынки, и компетенций, необходимых для генерации прорывных решений. С другой стороны, - построением системы раннего выявления и развития талантов, созданием среды, позволяющей талантам реализовать свой потенциал. Летом 2017 года учреждена Ассоциация участников технологических кружков с целью поддержки и развития российских технологических кружков и других организаций дополнительного образования в технической сфере, работающих в логике Национальной технологической инициативы и Стратегии научно -технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642. Дорожная карта «Кружковое движение» НТИ нацелена на формирование к 2025 году сообщества из 500 000 талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа. Кружковое движение НТИ на сегодняшний день курирует следующие системные проекты: Олимпиада НТИ; Академия наставников; Практики будущего; Фестивали RUKAMI; Цифровая платформа талантов; ОКружок 2.0.

Научным руководителем Кружкового движения Национальной технологической инициативы является А. Анд-рюшков, разработанная при его участии «Модель кружка 2.0» представлена на рис. 1.

Носитель практики будущего

!

\

I

!

Транслятор Наставник

«Агент» «Садовник экосистемы» Соц. предприниматель

Стейкхолдер

*

/

\

Л

Держатель площадки

Рисунок 1. Модель кружка 2.02

1 Национальная технологическая инициатива. Принципы. - https://nti2035.ru/nti/

2

Андрюшков А., Коноваленко А., Молодых Ю., Рачинская М., Федосеев А. Кружки 2.0. Научно -технические кружки в экосистеме практик будущего. Инструкция по сборке. Ассоциация кружков. - М., 2018.

Участниками модели кружков практик будущего являются: носитель практики будущего, наставник, держатель образовательной площадки и стейкхолдер. Эти позиции людей связаны между собой фигурой агента развития, который является своеобразным «садовником» образовательной экосистемы. Каждая из позиций характеризуется определенной ролью.

Носитель практики будущего - это человек, занимающийся собственной практикой будущего и имеющий программу развития на ближайшие 10-15 лет, обладающий потенциалом включать в свою практику будущего молодых людей. Именно эта позиция в кружке отвечает за работу с проблемой и с передовым содержанием.

Наставник - это человек, возможно, но не обязательно - педагог, занимающийся со школьниками в рамках отдельного проекта или кружка и заинтересованный во включении подростков в реальную научно -техническую и проектную деятельность. Его основная задача — создать среду развития участников кружка, регулярно работать с участниками, давать им осваивать необходимые для работы базовые знания и практические навыки, которых им не хватает для включения в работу над практикой будущего. Второй важной задачей наставника является анализ вместе с учащимися той деятельности, которую осуществляет кружок. Наставник учит молодых людей рефлексировать над тем, как проходит их работа в кружке, определять собственные потребности и дальнейший путь, думать над осмысленностью совершаемой работы.

Держатель площадки обеспечивает пространство и возможность регулярной работы кружка. Примерами площадок являются центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), фаблабы, вузы, образовательные центры, подростково-молодежные клубы, школы или другие организации. Площадка способна быть местом, на базе которого будет осуществляться взаимодействие других участников схемы, только если в ней есть тот самый держате ль площадки, который разделяет ценность кружка.

Стейкхолдер - это предприятие или любой другой внешний носитель целей и ресурсов. Стейкхолдер может быть заинтересован в работе кружка и теоретически способен помогать в организации такой работы, формулируя проблему и предоставляя рабочие часы, помещение, экспертов, оборудование, педагогов или другие необходимые для работы кружка ресурсы. Стейкхолдером может быть как крупная бизнес-корпорация или благотворительный фонд, так и профильное министерство, региональная власть, школа, вуз и даже частные лица.

Агент развития связывает все перечисленные позиции между собой. Агент - это функция, которую берет на себя тот из участников схемы, который больше всех заинтересован в появлении кружка и его работе, однако может выполнять и отдельный участник. Это своеобразный архитектор, связывающий всех участников в единую работающую сеть за счет понимания интересов и потребностей всех участников. Агент развития должен видеть потенциал носителя практики будущего, а также общую картину деятельности кружка.

В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации1 реализуются проекты в областях формирования компетенций инновационной деятельности, формирования эффективной науки, формирования инфр а-структуры инноваций, развития инновационного бизнеса и развития территорий инноваций. Образовательные инновации направлены на увеличение доли научно-исследовательской работ в деятельности в российских вузов. В связи с поставленными перед образовательными учреждениями Правительством задачами, рассмотрим роль студенческого научного кружка в образовательной системе вуза на примере «Клуба маркетологов» при кафедре «Логистика и маркетинг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, а также сопоставим позиции в организационной схеме клуба (рис. 2) с позициями в Модели кружка 2.0 (рис. 1).

«Клуб маркетологов» - это научно-исследовательская площадка для осуществления детско -взрослых проектов в сфере маркетинга на возмездной основе для внешних заказчиков. Рассмотрим ситуацию, в которой преподаватель и студенты выполняют работу по техническому заданию (ТЗ) заказчика на возмездной основе. Отметим, что в проекте могут участвовать несколько преподавателей, несколько студентов с разным уровнем компетенций (с 1 по 4 курс обучения), а самих проектов тоже может быть несколько, с одним или разными заказчиками. В процессе выполнения хозрасчетных заданий наиболее мотивированные студенты могут сформировать собственную высокую ценность для рынка труда пу тем решения реальных кейсов из российской бизнес-практики на протяжении всего периода обучения в вузе.

Постоянное взаимодействие с внешними заказчиками из бизнес -среды позволяет проводить неформальную ва-лидацию компетенций, необходимых маркетологу в его практической деятельности. Профессиональная ассоциация «Гильдия маркетологов» обеспечивает связь с внешними заказчиками из сферы бизнеса. Взаимодействие и мотивация интересантов проекта показаны на рис. 2. Как видно из сравнения рис. 1 и 2, ключевым отличием «практики будущего» от «практики настоящего» является наличие «Носителя практики будущего» в экосистеме кружка 2.0. и площадки, оборудованной современной техникой и технологиями для проведения маркетинговых исследований на качественно ином уровне.

Отметим, что среди девяти перспективных рынков НТИ присутствует рынок «Нейронет», а одно из его направлений - «Нейрокоммуникации и маркетинг», непосредственно связано с реализацией научных проектов в области развития технологий нейромаркетинга; прогнозирования массовых и индивидуальных поведенческих эффектов на основе нейро- и биометрических данных; создания системы поддержки принятия решений; развития технологий вы-

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года принята Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227 -р.

явления ближайших эмоционально окрашенных локаций для формирования ресурсных состояний; создания технологий оптимизации процессов организма во время коллективной деятельности1.

Рисунок 2.

Позиции, мотивация и схема взаимодействия в «Клубе маркетологов» при выполнении ТЗ

внешнего стейкхолдера

Учитывая, что рынок «НейроКоммуникации» находится в стадии формирования, а в мире отсутствуют комплексные решения, позволяющие осуществить полноценный анализ процесса восприятия потребителем постоянно возрастающего информационного потока, неоценимым ресурсом вуза представляется Экспериментальная лаборатория «Нейротехнологии в управлении», открытая при кафедре в 2018 году 2. Цель работы лаборатории - изучение процесса принятия управленческих решений для проектирования пользовательского опыта, моделирования потребительского и гражданского поведения, дизайна менеджмент-инструментов. Лаборатория создана для внедрения в бизнес, социальную и экономическую среду более эффективных инструментов управления, основанных на анализе поведения населения, выявления истинных мотивов и факторов влияющих на их решения путем проведения исследований в области выявления когнитивных и эмпирических инсайтов; изучения процесса принятия управленческих решений пользователей и факторов на них влияющих на основе научной базы поведенческой экономики и аппаратных нейроиссле-дований.

Таким образом, для привидения «Клуба маркетологов» к модели «Кружок 2.0» проблема оборудования площадки может быть решена путем использования оборудования Экспериментальной лаборатории «Нейротехнологии в управлении». Однако отсутствие носителя практики будущего существенно тормозит ориентацию деятельности клуба в направлении «практики будущего». Возможные варианты развития «Клуба маркетологов», на наш взгляд, связаны с

1 Официальный сайт отраслевого союза по развитию рынка «Нейронет». О нейронете. Нейрокоммуникации и маркетинг. -

http://rusneuro.net/chto-takoe-nejronet/segmenty-i-proyekty/neyro-kommunikatsii-i-marketing

2

Официальный сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Экспериментальная лаборатория «Нейротехнологии в управлении». - http://www.fa.ru/org/chair/lim/neyro/Pages/About.aspx

организацией системного взаимодействия с Ассоциацией Кружкового движения1, а также с отраслевым союзом по развитию рынка «Нейронет»2.

В заключение отметим, что кадровое и технологическое обеспечение для инновационного прорыва России на шестой технологический уклад может быть реализовано только путем консолидации всех заинтересованных сторон: государства в лице законодателя, заказчика и инфраструктурного оператора поддержки инноваций; отраслевых соо б-ществ «рынков будущего» - продуцентов и агрегаторов «носителей практики будущего»; общественных организаций и проектов, осуществляющих методическую поддержку кружкового движения; российского бизнеса, - заказчика инновационных продуктов и сервисов; вузов и других образовательных площадок, как исполнителей работ для получ е-ния продуктовых и образовательных результатов.

1 Официальный сайт кружкового движения. - https://kruzhok.org/

2 Официальный сайт отраслевого союза по развитию рынка «Нейронет». Наша миссия. -

http ://rusneuro.net/nasha-missiya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.