Научная статья на тему 'КРУЖКИ КАЧЕСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

КРУЖКИ КАЧЕСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кружки качества / контроль качества / инновационная деятельность / производственные предприятия / quality circles / quality control / innovation / manufacturing enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Е. Горбунова, В.С. Дудушкина, Нсоно Нзанг Дамасо Мбо, Е.С. Смолина

В данной статье рассмотрены особенности использования кружков качества, а также возможности их применения в инновационной деятельности производственных предприятий в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.Е. Горбунова, В.С. Дудушкина, Нсоно Нзанг Дамасо Мбо, Е.С. Смолина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY CIRCLES IN THE INNOVATION ACTIVITY OF MANUFACTURING ENTERPRISES

This article discusses the features of the use of quality circles, as well as the possibilities of their application in the innovative activities of manufacturing enterprises in Russia.

Текст научной работы на тему «КРУЖКИ КАЧЕСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 658:331

КРУЖКИ КАЧЕСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.Е. Горбунова1*, В.С. Дудушкина1, Нсоно Нзанг Дамасо Мбо2 Научный руководитель -Е.С. Смолина

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

2Национальный университет Экваториальной Гвинеи, г. Малабо, Экваториальная Гвинея

*

anastasia.gorbunova1692@gmail.com

В данной статье рассмотрены особенности использования кружков качества, а также возможности их применения в инновационной деятельности производственных предприятий в России.

Ключевые слова: кружки качества, контроль качества, инновационная деятельность, производственные предприятия

QUALITY CIRCLES IN THE INNOVATION ACTIVITY OF MANUFACTURING

ENTERPRISES

A. E. Gorbunova1*, B.S. Dudushkina1, Nsono Nzang Damaso МЬо2

Scientific Supervisor -E.S. Smolina

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2National University of Equatorial Guinea, Malabo, Equatorial Guinea anastasia.gorbunova1692@gmail.com

This article discusses the features of the use of quality circles, as well as the possibilities of their application in the innovative activities of manufacturing enterprises in Russia.

Key words quality circles, quality control, innovation, manufacturing enterprises.

Кружки качества играют важную роль в обеспечении и повышении качества продукции на производственных предприятиях многих развитых стран. Первые кружки качества появились в 1962 году в Японии. На сегодняшний день их насчитывается около миллиона, которые объединяют до 10 миллионов работников. Эффект от кружков качества в среднем превышает затраты на них в 5 раз. Наиболее значительные результаты в работе с кружками качества в инновационной деятельности предприятий - снижение уровня брака и повышение качества продукции [1].

Японские кружки качества - это организационная форма совместного поиска на добровольных началах решений проблем производства, в том числе по улучшению качества, непосредственными исполнителями на своем производственном участке. Это движение поддерживается компаниями, а также и специальной национальной организацией «Штаб-квартира кружков качества» [2]. Главная идея концепции заключается в выявлении слабых мест и проблем на предприятии, и в их устранении. Каждый сотрудник, имеющий отношение к кружкам качества, вправе собственноручно решить проблемы, которые вредят выполнению работы.

(Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»

В результате своего существования кружки качества трансформировались из кружков контроля качества в кружки формирования, которые нацелены на решение задач инновационной деятельности: повышения производительности труда, качества продукции, рационализации трудовых процессов. Основная мысль, на которой основаны кружки качества, заключается в том, что хороший профессионал, увлеченный своей работой, болеет за свое дело и даже после окончания рабочего дня, он продолжает думать о целях компании и ее дальнейшем развитии [3].

Так, Toyota является мировым лидером на рынке автомобилестроения в области управления качеством. На текущий период Тойота - это одна из крупнейших мировых компаний-производителей автомобилей. Несомненно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно созданию одной машины каждые шесть секунд. В группе Toyota -множество автомобильных компаний, а также компаний, занимающихся многими различными областями. В 1961 году компания Toyota приступила к внедрению процедуры контроля качества с участием всего персонала, В 1965 году она получила за это премию Деминга. Деятельность кружков качества начавшаяся в компании в 1964 году, уже более 40 лет поддерживается и развивается. По окончании 2004 года в этой работе участвовало около 40000 человек, организованных в 4400 команд, действующих во всех японских подразделениях компании, причем упор сделан на развитие работы в организационно-технологических единицах [4].

Целью деятельности по контролю качества с участием всего персонала в компании является повышение активности организационных структур и персонала и повышение качества работ. Существует три принципа этой работы: «клиент превыше всего», «постоянные улучшения» и «участие всего персонала». Характерными инструментами контроля качества с участием всего персонала являются «контроль реализации курса» и «текущий контроль». При этом деятельность кружков качества является одним из важнейших направлений всей системы контроля качества.

Также стоит отметить мировой опыт применения кружков качества как, инструмента управления инновационной деятельностью предприятия. В настоящее время данный подход широко распространен более чем в 50 странах, так как является наиболее эффективным методом решения ярко выраженных и скрытых проблем предприятия [4].

Среди положительных результатов использования кружков качества на предприятиях, выделяются такие как: повышение производительности труда, повышение качества, экономия ресурсов, выстраиваете корпоративной культуры, основанной на уважении, демократии, осознании ценности труда и ресурсов, развитие инициативности, самостоятельности рабочих, улучшение условий труда, в том числе снижение травматизма, повышение мотивации, повышение удовлетворенности работой, сплочение коллектива.

Так как внедрение системы кружков качества дало положительный эффект в Японии и ряде других стран, отечественные производители в 50-60-х годах предприняли попытку внедрения кружков качества на отечественных предприятиях. В самом начале, внедрение данной системы оказалось вполне правильным решением и привело к некоторым успехам. Также активно данная система внедрялась в авиастроении. Но массового распространения не произошло. После этого, в 80-х годах произошла вторая попытка внедрения системы кружков качества в России. На предприятия ВПК, в научно-исследовательских институтах стали появляться временные творческие коллективы. Но и в этот раз нововведения не прижились. В организациях отсутствовал главный принцип системы - добровольность. А также использовалась неверная система поощрения. Главная задача кружков - выработать у работников желание самостоятельно проявлять инициативу в выявлении и решении существующих проблем, а надбавки за участие в собраниях наоборот способствовало

вырабатыванию у участников мотивацию получить финансовую выгоду, без командной сплоченности и желания внести вклад в развитие производства [4].

Для того, чтобы кружки качества на отечественных предприятиях смогли полноценно функционировать, руководителям необходимо изменить систему материального поощрения. Правильным будет награждать работников за конкретные, значимые для производства результаты. Тогда у участников будет возникать реальная заинтересованность в решении существующих проблем.

Также важно иметь заинтересованность не только самих участников, но и самого руководителя. Ему следует внимательно относиться к общей деятельности кружков качества, а также к поступающим предложениям для улучшения работы. Так как резкий отказ от принятия предложения снизит заинтересованность работников, а безразличие со стороны руководства приведет к неустойчивой работе кружков качества.

Таким образом, правильная мотивация, сплочение работников благодаря собраниям приведет к формирования здоровой атмосфере и взаимопониманию между всеми участниками производственного процесса. Поэтому в настоящее время возможно внедрение кружков качества на производственных предприятиях. Но для этого потребуются внутренние изменения в системе организации работы предприятия. Будет полезным пересмотреть старое виденье в управлении компаниями на российском рынке. Привлечение молодых кадров и их обучение уже на рабочих местах поможет сформировать у работников виденье базовых принципов культуры предприятия, а также привнесёт различные новые подходы к управлению [5].

При внедрении кружков качества на предприятиях, занимающихся научно-исследовательскими и технологическими работами будут формироваться качественные межколлективные отношения и здоровая атмосфера. Работники, заинтересованные в процессе производства и ее усовершенствовании будут выдавать максимальные результаты и способствовать более быстрому развитию предприятия. Также использование кружков качества в России повысит производительность труда, качество продукции, приведет к рационализации трудовых процессов и повысит эффективность инновационной деятельности производственных предприятий.

Библиографические ссылки

1. Кружки качества и их роль в управлении качеством [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1524210/menedzhment/kruzhki_kachestva_rol_upravlenii_kachestvom (дата обращения: 10. 04. 21).

2. Кружки качества [Электронный ресурс]. URL https://de.ifmo.ru/bk netra/page.php? tutindex=18&index=43 (дата обращения: 10. 04. 21).

3. Цыпленков Р. А. «Кружки качества», как эффективный подход управления предприятием (на примере компании «Toyota») / Р. А. Цыпленков; науч. рук. М. Н. Бубин // Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении: сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов и учащейся молодежи, г. Юрга, 7-9 апреля 2016 г.: в 2 т. — Томск : Изд-во ТПУ, 2016. — Т. 1. — [С. 542-544].

4. Волкова С. В., Данилко В. А., Проблемы эффективного внедрения кружков качества отечественными производителями. [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/3791 (дата обращения: 10. 04. 21).

5. Лобков К.Ю. Формирование оптимальных условий реализации инновационного проекта на основе метода сетевого моделирования // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. №13. С. 291-294.

© Горбунова А.Е. Дудушкина В.С., Нсоно Нзанг Д. М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.