государственное и муниципальное управление
9
УДК 332.122.64
крупнейшие города в период глобализации
БутовА тАтьянА вИтАльЕвнА, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета E-mail: [email protected]
голобородовА ольгА влАДИмИровнА, студентка 4 курса Финансового университета E-mail: [email protected]
рашкЕЕвА ИрИнА влАДИмИровнА, студентка 4 курса Финансового университета E-mail: [email protected]
В последние десятилетия отмечается всемирная тенденция к росту числа городов, их укрупнению и стремлению населения в них проживать. Около половины населения земного шара живет в городах. В статье рассмотрены основные аспекты понятия «глобализация». Представлены стратегии развития крупнейших городов и их конкурентные преимущества. Проведен анализ развития крупнейших городов в период глобализации и влияния глобализации на развитие мегаполисов.
ключевые слова: глобализация, инновационные технологии, конкурентные преимущества, крупнейшие города, развитие регионов, урбанизация.
The Largest Cities in the Period of Globalization
BuTovA TATYANA, Ph.D. (Econ.), associate prof., deputy dean of the State and Municipal Governance Department, Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
GoloborodovA oLGA, 4th year student of the University of Finance
RAsHKEEvA IRINA, 4th year student of the University of Finance E-mail: [email protected]
In recent decades we have seen a worldwide trend to increase the number of cities, their consolidation and the desire of the population to live in them. About half of the world population lives in cities. The article considers the main aspects of the concept of «globalization». In addition to this the development strategies of the largest cities and its competitive advantages are shown. This article represents the analysis of the largest cities' development at the globalization period and the impact of globalization on the processes in the world.
Keywords: competitive advantages, globalization, innovative technologies, largest cities, region development, urbanization.
Еще в начале XIX в. ни в одном городе мира численность населения не достигала одного миллиона человек, а к 2012 г. насчитывалось более 300 городов-миллионеров, и их число продолжает расти [1]. Урбанизация стала общемировым процессом. По прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2050 г. более 85%
населения Земли будет проживать и трудиться в городах.
Набирающий скорость процесс урбанизации, концентрация научного и экономического потенциала в наиболее крупных городах — объективные черты нынешнего мира. Сегодня, по оценкам экспертов, в городах проживает около 75% населения
Российской Федерации, порядка 90% населения Восточной Европы, примерно половина населения всего земного шара [2, с. 23].
В крупнейших городах появляются новые стандарты качества жизни, которые наиболее отвечают условиям нового тысячелетия и дают обществу возможность наращивать научный и экономический потенциалы. Крупнейшие города становятся основными местами, где сосредотачиваются человеческие, трудовые, промышленные, культурные, экономические ресурсы. Более того, крупнейшие города становятся центрами социально-экономического развития как для конкретного региона, в котором они расположены, так и для нескольких регионов, находящихся поблизости. Некоторые крупные города могут быть даже центрами развития всей страны в целом [3, с. 154]. Значимость регионов определяется не только по числу его жителей, но и по ряду других факторов, к наиболее важным из которых относятся уровень доходов населения, экономический и культурный потенциал, накопленный населением региона. К этому списку стоит отнести также специфику соседних регионов, для которых крупнейшие города будут центрами транспортной системы, местом получения высшего образования, торговыми и культурными центрами.
Для современного мира крупнейшие города выполняют и функцию индустриальных центров регионов, поскольку с ними связаны научный потенциал, сильная система образования, а также высокий уровень культуры населения. При этом крупнейший город — достаточно сложная система, которая может иметь не только сильные стороны, но и технические, технологические, а зачастую и материальные проблемы. Особенно важно это учитывать, поскольку крупнейшие города — это в первую очередь место проживания миллионного населения, забота о котором представляет собой приоритетную цель управления развитием таких городов.
Зачастую глобализация и городские проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Доказательством тому может служить тот факт, что самыми быстрыми темпами растут города, где сконцентрированы новые функции, а города с промышленной специализацией от них отстают и порой сталкиваются с серьезными экономическими проблемами [4, с. 110]. Финансовые функции и сфера деловых услуг в городах приносят сверхприбыли,
промышленные же функции позволяют им только выживать.
Именно глобализация чаще всего становится причиной трансформации городских функций. Если до промышленной революции города были в основном центрами торговли, финансов, центрами политической власти, то во времена промышленной революции они стали в основном средоточием промышленных функций. Это особенно справедливо для городов советского времени. С развитием глобализации наблюдается возврат к «традиционным» городским функциям, но уже на современной технологической основе. Заметно растет значимость в городе международного (внешнего) сектора городской экономики, своеобразных «корней», которыми город закрепляется в глобальной экономической системе.
В табл. 1 отражены влияние глобализации и последствия, которые способствуют или, наоборот, препятствуют быстрому развитию крупнейших городов.
Анализируя данные, приведенные в таблице, можно прийти к выводу, что влияние глобализации на развитие крупнейших городов очень велико. Границы экономической, культурной и даже политической деятельности становятся все более прозрачными и условными. Растущий уровень глобализации экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капитала, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы значительно усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.
Современная Российская Федерация — это страна городов. В них и в поселках городского типа, которые занимают менее одного процента территории страны, живет практически три четверти (73%) всего населения [5, с. 11]. Здесь же сосредоточена основная часть капитала и хозяйственной жизни государства.
На общем фоне процесса урбанизации главную роль играют самые большие города — федеральные и региональные центры [2, с. 22]. Они играли основную роль в демократическом преобразовании России, и сегодня именно они испытывают
Таблица 1
Эффекты глобализации и их влияние на развитие крупнейших городов*
Эффект глобализации Влияние глобализации на развитие крупнейших городов
Усиление конкуренции внутри страны и на мировой арене Обострение международной конкуренции способствует повышению качества товаров и услуг и производительности труда, а также снижению издержек и цен и постоянному внедрению инноваций. С другой стороны, конкурентная борьба приводит к разорению малого бизнеса и снижению уровня жизни населения
Повышение стратегической значимости городов Крупнейшие города становятся центрами производственной экономической активности и играют ключевую роль в экономике страны, объединяя в себе человеческий фактор, капитал и инновационные технологии. Глобализация облегчает хозяйственное взаимодействие между городами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества
Утрата национального самосознания и культурного наследия своей страны Города, включенные в процесс глобализации, все более явно приобретают новые, повсеместно одинаковые черты и теряют свою идентичность. Происходит столкновение локальных культур, ведущее к утрате культурного наследия страны
Приватизация коммунальных услуг Глобализация способствует приватизации услуг и международными, и национальными фирмами, но в обоих случаях уровень обеспечения жизненных потребностей людей зависит от того, способны ли они оплатить услуги
Объединение крупнейших городов в единую экономическую систему Во всем мире крупнейшие города сливаются друг с другом, образуя единую экономическую систему. Многие города стали стратегическими стержнями глобальной экономики, зависящими друг от друга узлами единой динамически развивающейся глобальной сети, которая облегчает взаимодействие городов
Неравномерность распределения благ среди населения Страны, чье население не входит в «золотой миллиард», теряют свои ресурсы. Неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, а поскольку экономики всех стран тесно взаимосвязаны, это создает напряжение в мире
Потенциальная нестабильность вследствие взаимосвязи экономик крупнейших городов Если нарушить экономическую жизнь в каком-либо одном крупном городе, то при тесном взаимодействии его с остальными городами это негативно скажется на их экономике. Глобализация, плюсы и минусы которой проявляются в результате такой взаимосвязи, уже не раз показывала свою отрицательную сторону, когда проблемы в одной стране или регионе становились началом мирового кризиса
* Составлено О. В. Голобородовой.
набольшее негативное влияние от развития страны по так называемому «сырьевому сценарию».
Наши крупнейшие города не смогли стать лидерами структурного преобразования экономики в 90-е годы. Пришло время осознать серьезность этого факта и разработать план действий, которые могли бы поменять общую направленность социально-экономического развития страны [6, с 41]. Интересы крупных городов не только совпадают с государственными интересами, но и во многом опережают их. Для составления и реализации какого-либо плана действий необходимо разработать определенную стратегию.
Современная инновационная стратегия — это комплекс запланированных действий, призванный ответить на различные вызовы и угрозы в сфере развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия задает субъектам
инновационной деятельности долгосрочные ориентиры развития, а также финансирования фундаментальной и прикладной науки, поддержки разработок, опираясь на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза.
На протяжении нескольких лет мы осуществляем мониторинг развития российских регионов, и все это время отмечаются следующие тенденции.
Процессы региональной реструктуризации приняли пассивный характер, отраслевые и региональные структуры, созданные еще в годы СССР, приспосабливаются к требованиям современного мирового рынка. Поначалу от этого выигрывали районы — поставщики топлива и сырья на экспорт (Тюменская область с ее автономными округами, Якутия, а также Красноярский край и некоторые другие). Что же касается старых промышленных центров, где обрабатывающая промышленность
зародилась более чем сто лет назад и «тянула» за собой страну, — Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, — то сейчас они не входят в «элиту» промрайонов страны. Наша страна впервые в современной практике демонстрирует инверсию такого понятия, как «старопромышленный район» (в данном случае в этом качестве представлены не угольно-металлургические бассейны, как было ранее, а районы обрабатывающей промышленности с высоким уровнем науки и техники).
На территории страны сформировалась новая четырехполюсная иерархия регионов, основанная на доминировании Москвы (столичного торго-во-банковского капитала) и районов добычи экспортного топлива и сырья (северо-восток страны) над аграрным югом России и стагнирующим «промышленным поясом» (от Санкт-Петербурга до Новосибирска).
Сегодня залогом успеха в экономическом развитии становится ориентация в первую очередь на секторы, связанные с обработкой информации и предоставлением научно-технических услуг. Любые попытки действовать «несовременно» в конце индустриальной лишают страну перспективы выхода на мировые рынки [7, с 341].
Необходимость перехода России к инновационному развитию обоснована целым рядом факторов. Например, преобладанием городского населения. Это главное ее отличие как от стран «третьего мира», так и от некоторых государств Восточной Азии. Изобилие горожан делает для нашей страны непригодными методы рыночной мобилизации, опирающиеся на использование огромной массы сельского населения, которое живет по законам натурального хозяйства [7, с 357].
Преобладание городского населения делает одним из основных императивов российской политики сохранение имеющегося жилищного фонда, основная часть которого расположена в больших и средних городах. Это предъявляет определенный комплекс требований относительно отраслевой структуры экономики, образа жизни, уровня занятости и доходов населения. Влияют на развитие страны и такие факторы, как продолжительная зима (необходимость работы в закрытых помещениях) и огромные расстояния (сложность перевозки сырья и промежуточных продуктов).
Таким образом, России необходима специализация не на отраслях топливно-сырьевого комплекса, как ранее, а на высоких технологиях
и обрабатывающей промышленности обусловлена тремя факторами [6, с 48]:
• набирающей темп урбанизацией,
• климатическими условиями,
• большими расстояниями между городами.
Обеспечить такую специализацию можно
только с помощью крупнейших городов. Это определяется некоторыми закономерностями инновационного развития, для которого городские агломерации и крупнейшие города — наиболее оптимальная и естественная среда. При этом ключевое значение приобретает инновационная деятельность, позволяющая бесперебойно обновлять производственно-технологическую базу, выпускать новую конкурентоспособную продукцию и снижать ее себестоимость, что способствует проникновению на мировые рынки, завоеванию сегментов этих рынков.
Сегодня большинство индустриально развитых стран выбирает инновационный путь развития, чтобы обеспечить себе долгосрочный устойчивый экономический рост. Это означает более широкое (по сравнению с другими путями развития) использование новейших разработок и достижений в сфере науки и техники, производстве и сельском хозяйстве. Примерами могут служить информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, ресурсо- и природосберегающие технологии. Для этого необходимо повысить инновационную восприимчивость экономики всей страны в целом [8, 147].
По сравнению с другими странами в России инновационная активность не так высока, как может показаться на первый взгляд. Есть ряд острых и определенных на данный момент проблем: наличие коррупции, практики «откатов» чиновникам за предоставление услуг; нехватка высококвалифицированных специалистов для ряда отраслей; отсутствие у специалистов мотивации к переподготовке и повышению квалификации; затрудненность межрегионального сотрудничества непосредственно в сфере инновационной деятельности; отсутствие у бизнеса любого размера стремления рисковать и внедрять инновационные технологии в производство. Наконец, непонимание некоторой частью населения страны, для чего вообще нужны нам инновационные технологии [9, с 4].
Очевидно, что решение этих острых проблем должно быть тщательно продумано и проработано. Внедрение инновационных технологий — долгий процесс, который требует большого объема
ресурсов и не может быть осуществлен быстро. Чтобы активизировать интерес к внедрению инноваций в бизнесе, необходима государственная поддержка по разработке и внедрению новейших технологий. Система поощрения предприятий, активно внедряющих инновации, должна учитывать степень риска и расходы, понесенные предприятием, и предоставлять льготы и субсидии. Поскольку и изобретатель, и руководитель, ориентированные на инновационное развитие своего предприятия, заинтересованы в получении соответствующего вознаграждения, должна быть установлена справедливая и разумная цена на лицензирование новых технологий. Это стало бы стимулом для изобретателей.
Стоит отметить, что в нашей стране нет четко сформулированного федерального проекта по внедрению инновационных технологий. Проблема, с которой сталкиваются регионы, заключается в следующем: законодательством не закреплено разделение функций между властями федерального и регионального уровней в отношении стратегического развития национальной и региональной инновационных систем.
Другая проблема состоит в том, что в России отсутствует институт экспертов в области создания инновационных систем, нет апробированных моделей (национальной и региональной) таких систем. При этом банки и финансовые институты, заинтересованные в инновационном развитии промышленности, проявляют интерес к коммерциализации системных проектов на разных уровнях управления [10, с. 14].
В результате возникает двойственная ситуация: из-за отсутствия государственного института экспертов в области инновационных систем органы власти не в состоянии проверить действенность предлагаемых ей инициатив, а бизнес не имеет мотивации для внедрения инновационных технологий, поскольку нет системы вознаграждения за их внедрение.
Таким образом, становится жизненно важной разработка на государственном уровне комплекса мер, направленных на внедрение и развитие инновационных процессов во всех отраслях экономики. Своевременный анализ и точный расчет позволят сформировать оптимальную федеральную программу по созданию и развитию региональных и национальных инновационных систем на уровне регионов с учетом опыта экономически развитых стран мира, а также
российских реалий. Немаловажны и создание единой организационной структуры для разработки стратегической программы инновационного развития и, конечно, обеспечение контроля над реализацией данной программы на разных уровнях власти.
Процесс глобализации вынудил крупнейшие города мира, эти мирохозяйственные центры, по-новому подойти к проблеме конкурентоспособности, поднять ее с микроуровня на макроуровень. От того, насколько эффективно внедряются новые технологии в каждом отдельном городе, зависит состояние инновационной сферы страны в целом. Повышение эффективности использования факторов производства и развитие рыночной инфраструктуры — необходимые факторы обеспечения конкурентоспособности крупнейших городов.
В то же время сегодня происходит перегруппировка ключевых конкурентных преимуществ. Отмечается спад значения природных и материальных ресурсов в генерировании городского развития, но одновременно растет роль человеческого фактора, характеризующегося высоким образовательным уровнем, способностью к сотрудничеству, к инновации, а также высоким уровнем организаторских способностей. Успех городского развития во все большей степени зависит от способности города к абсорбированию инноваций [8, с. 146-151].
Уровень развития крупнейшего города в условиях новой мирохозяйственной композиции определяется прежде всего его инновационным потенциалом, возможностью и способностью быстро трансформировать новые технологии в рыночный результат. Решение данной задачи требует создания городской инновационной системы, основной ресурс которой — интеллектуальный капитал, включающий в себя человеческий, научно-технический, образовательный и информационный аспекты. Именно в крупнейших городах сосредоточены эти факторы. В современных условиях интеллектуальный капитал играет решающую роль в структуре факториального влияния, поэтому его развитие следует отнести к одному из важнейших стратегических приоритетов национального и регионального развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в новом мирохозяйственном пространстве.
Основные факторы, влияющие на городское развитие [7, с. 297]:
14
Т. В. Бутова, О. В. Голобородова, И. В. Рашкеева крупнейшие Города в ПЕриод ГЛоБАЛиЗАции
• собственный ресурсный потенциал города (трудовые, природные, производственные, финансовые ресурсы);
• привлекаемые ресурсы (инвестиции и централизованные капитальные вложения);
• реальные процессы общественного производства.
Основные черты крупнейших городов:
• линейный характер застройки, в основном вытянутая модель транспортных магистралей,
• нарушение экологического равновесия между природой и человеком.
Моделирование процессов управления развитием крупнейшего города требует изучения соотношения процессов управления и самоуправления, координации принятия решений, поддержания социального баланса, а также анализа процессов роста, адаптивной эволюции, нововведений, общего «жизненного цикла» города и его частей. Целенаправленный выбор управленческих решений должен определять такие пропорции общественного воспроизводства, которые в максимальной степени способствовали бы удовлетворению потребностей населения мегаполиса и повышению его жизненного уровня.
В заключение стоит сказать, что в современных условиях складывается новая композиция управления развитием крупнейших городов. Меняются цели, мотивации, интересы, связанные с развитием различных субъектов. Соответственно изменяются и перераспределяются роли, задачи и функции каждого из участников процесса городского и территориального развития, актуализируется значение организации и самоорганизации в решении задач усиления жизнеспособности крупнейших городов.
Таким образом, мы можем констатировать, что под «глобализацией» следует понимать не навязываемое западными специалистами представление о единой экономической, культурной, политической, информационной, ценностной модели, а глобальный обмен опытом, интенсивный диалог различных субъектов.
Литература
1. Слука Н. А. Ключевые функции глобальных городов в мировой системе // Первое сентября. [Электронный ресурс] URL: http:// geo.1september.ru/article.php? ID=200802006 (дата обращения: 15.09.2013).
2. Киносьян Н. В. Будущее российской урбанизации // Российское экспертное обозрение. Удобное пространство города. 2010. № 4-5 (22). C. 22-24.
3. Бабурин С. Н. Глобализация в перспективе устойчивого развития. М.: Магистр, 2011. 494 с.
4. Лексин В. Н. Городские агломерации и система расселения: надежды и опасения // Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ. М.: Минрегионразвития, 2011. C. 109-114.
5. Герасимов А. В. Автореф. дисс... д-ра экон. наук. «Развитие инновационного потенциала экономики регионов Российской Федерации (методы, механизмы и инструменты)». СПб, 2012.
6. Аношкина Е. Л. Диспропорции развития мо-ноцентричного города Пермь // Регионоло-гия. 2011. № 1. С. 40-48.
7. Фаминский И. П. Глобализация — новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2012. 397 с.
8. Аношкина Е. Л. Стратегическое планирование городского развития: методологические и прикладные аспекты // Экономические стратегии. 2011. № 7-8. С. 147.
9. Алабян С. С., Барковский А. Н., Квашнина И. А., Комиссаров А. В. и др. Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025 года) / М.: Центр внешнеэкономических исследований ИМЭПИ РАН, 2004.
10. Бозе Э. Городская агломерация: старое название — новое содержание // Российское экспертное обозрение. Удобное пространство города. 2010. № 4-5 (22). С. 13-16.