Научная статья на тему 'Крупнейшему университету России 40 лет'

Крупнейшему университету России 40 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крупнейшему университету России 40 лет»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Н. П. МАКАРКИН, ректор МГУ им. Н. П. Огарева, доктор экономических наук, профессор

КРУПНЕЙШЕМУ УНИВЕРСИТЕТУ РОССИИ 40 ЛЕТ

Приказом Министерства высшего образования СССР 2 октября 1957 года Мордовский государственный педагогический институт имени А. И. Полежаева, действовавший еще с 1931 года, был преобразован в Мордовский государственный университет. Обретя этот статус, он за прошедшие десятилетия превратился в крупнейшее высшее учебное заведение России и Европы.

В настоящее время университет имеет лицензии на подготовку специалистов по 49 специальностям (в 1957 году их было лишь 14). За 40 лет общая численность студентов возросла более чем в пять раз и достигла 20,5 тыс. человек, из которых 11 тыс. занимаются на дневном отделении. В аспирантуре и докторантуре нашего вуза обучается более 400 человек. В ИПКПК ежегодно проходят переподготовку и совершенствуют профессиональный уровень 700 — 800 специалистов различных отраслей народного хозяйства. Кроме того, при университете работают многопрофильная академическая гимназия, естественно-технический лицей, подготовительные курсы. На сегодня количество обучающихся в целом составляет почти 22 тыс. человек.

За 40 лет Мордовский университет выпустил около 77 тыс. специалистов, которые трудятся во всех сферах народно-хозяйственного комплекса Decnv6-

лики и страны, в органах государственной власти и местного самоуправления.

Наши ученые внесли весомый вклад в экономическое, научно-техническое и культурное развитие России и прежде всего Мордовии. Ныне они участвуют в реализации 35 государственных, межвузовских, региональных, отраслевых и международных научно-технических программ. Разветвленной стала структура научных подразделений, которая включает 5 научно-исследовательских институтов, научно-технологический

парк „Мордовия" и около 30 научно-исследовательских и научно-производственных лабораторий и центров. Для университета становится традицией проведение крупных международных научных конференций, симпозиумов и семинаров по различным отраслям знаний с привлечением ученых из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Среди вузов России Мордовский университет известен не только солидными масштабами образовательной деятельности. Он имеет и иные особенности, которые отличают его от других классических учебных заведений страны.

Прежде всего следует отметить нетрадиционную ДЛЯ РОССИЙСКИХ вузов СТРУКТУРУ) которая сформирована из трех блоков специальностей — естественный (14 специальностей), гуманитарный (16),

Ю

© Н. П. Макаркин, 1997

«

инженерный (19) и включает довузовскую (общее среднее и среднее профессиональное образование), вузовскую и послевузовскую (повышение квалификации и переподготовка кадров, аспирантура и докторантура) подготовку кадров.

Другая особенность заключается в том, что в его составе наряду с факультетами созданы крупные учебные институты, наделенные большей автономией. В настоящее время их шесть: Рузаевский институт машиностроения, аграрный, физики и химии, историко-социологический, механики и энергетики, электроники и светотехники.

Наш вуз стал инициатором и организатором возрождения в России учебных округов, идея которых была заложена еще Предварительными правилами народного просвещения, утвержденными императором Александром I в январе 1803 года. Этим документом предусматривалось наличие наряду с университетами средних и низших учебных заведений (уездных гимназий и приходских училищ), планы которых были согласованы так, что позволяли учащимся последовательно подниматься по ступеням образования вплоть до высшего. К сожалению, прекрасное начинание почти 200-летней давности до сих пор остается не реализованным в полной мере. Организуемые по опыту Мордовского университета учебные округа действуют в ряде субъектов Российской Федерации и решают задачи интеграции образовательных учреждений в рамках регионов.

Университет родился на базе педагогического института, имевшего более чем четвертьвековой период развития, который и был временем становления нашего вуза и в целом высшего образования республики. Можно без преувеличения утверждать, что укрепление государственности, экономического и культурного потенциала Мордовии органически связано с формированием системы высшего образования, т. е. с историей развития университета, который на 80 — 95 % удовлетворяет ее потребности в кадрах высшей квалификации.

Рост уровня и авторитета вуза обеспечивался трудом нескольких поколений преподавателей и сотрудников, организаторов учебно-методической и научно-ис-следовательской работы. В предвоенные и послевоенные годы в его стенах рабо-

тали известные в стране и за рубежом ученые, много сделавшие для науки, образования и культуры Мордовии. Среди них прежде всего назовем выдающегося мыслителя XX века М. М. Бахтина. Большой вклад в решение научных, национальных и региональных проблем, воспитание научно-педагогических кадров внесли профессора М. Н. Коляденков,

A. П. Рябов, И. Д. Воронин, П. Д. Степанов, М. Г. Сафаргалиев, А. И. Маскаев, Н. И. Черапкин, И. И. Заславский,

B. Н. Ржавитин, Е. В. Сапожникова и др.

Становление и развитие университета

были бы немыслимы без широкой поддержки со стороны центральной и местной государственной, а в прежние времена — партийной власти, министерств, ведомств, предприятий и организаций, для которых готовились кадры, без серьезной организаторской работы ректоров, проректоров, деканов факультетов, директоров институтов, заведующих кафедрами, лабораториями и руководителей различных подразделений.

Так, благодаря содействию бывшего первого секретаря обкома КПСС

А. И. Березина в конце 80-х годов университету был передан комплекс учебнобытовых зданий, принадлежавших Мин-сельхозу Мордовии. В настоящее время в них размещается Аграрный институт университета. Учебный корпус № 16 построен на средства бывших министерств электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности, при финансовой и материальной помощи саранских предприятий — объединений „Светотехника" и „Электровыпрямитель44 Бывший Рузаевский филиал университета, а ныне институт машиностроения создавал свою материальную базу (учебный корпус, общежитие с блоком обслуживания, оборудование) исключительно за счет вложений объединения „Светотехника44 при поддержке его генерального директора И. С. Коваленко. В 90-е годы Академия сельскохозяйственных наук России предоставила университету здания общежития и учебного корпуса для отделения агроэкономики экономического факультета. От акционерных обществ „Медоборудование“ и „Лисма44 при поддержке руководства города Саранска нами получены здания для многопрофильной гимназии и Института механики и энергетики.

Расширение масштабов учебной и научной деятельности, укрепление материальной базы шли по инициативе и при огромных организаторских усилиях ректоров университета: Н. Н. Молина,

Г. Я. Меркушкина, А. И. Сухарева. В разные годы плодотворно работали проректорами университета В. А. Карташов, К. Ф. Бурмистров, И. М. Реутов, В. П. Демидов, П. В. Шавензов, Е. В. Русаков, С. А. Лапшин, В. А. Балашов и др. Долгое время деканами факультетов были Д. С. Пилипко, И. А. Чижаев,

B. В. Конаков, М. М. Давыдов, Г. Г. Данилов, Д. Д. Широков, Ф. М. Алемайкин,

C. О. Левков, С. П. Назаров, А. Т. Косолапое, Л. В. Абрамова, Р. Е. Киселева,

A. Г. Сердцева, Н. В. Рыскин, М. А. Ва-люгин, А. А. Беляков и др. Почти два десятка лет возглавляет математический факультет В. И. Гришанов.

Всю свою трудовую жизнь связали с университетом десятки преподавателей, учебных мастеров, лаборантов, сотрудников управления. Более 30 лет трудятся в вузе Р. И. Александрова, С. И. Веденя-пина, М. П. Глебочкин, Н. А. Верендяки-на, М. К. Клеянкина, В. И. Герасимов, М. С. Букин, А. Е. Дураев, И. И. Меркулов, В. Г. Федоровых, А. Г. Жильцов, Н. Г. Куканова, В. М, Забави-на, А. В. Сыркина, Д. В. Цыганкин,

С. С. Конкин, Л. Г. Васильев, М. 3. Родина, О. И. Борисова, В. М. Мамыки-на, В. С. Иноземцева, А. П. Осипов, Н. Р. Некрасова, Г. К. Лукин, В. А. Лы-чагин, А. П. Мачинский, Т. П. Дро-нова, Э. Н. Галахова, М. Г. Шавари-на, И. А. Шабалова, К. А. Вакурова,

B. П. Пирунков, А. П. Сорокина и многие другие.

Крупные научные подразделения вуза — отраслевые научно-исследовательские лаборатории были созданы в университете в период с 1976 по 1984 год

благодаря активности их научных руководителей — И. Г. Учайкина, Е. В. Охон-ской, П. В. Шичкина и А. В. Сокольникова.

К своему 40-летию Мордовский университет подошел как крупный и известный в России образовательный и научный центр. Для Мордовии он был, есть и всегда будет региональным центром науки, образования и культуры. Свидетельство тому — действующие на его базе Мордовский республиканский межотраслевой центр науки и образования, Региональный межотраслевой центр повышения квалификации и переподготовки кадров, Региональный учебный округ (объединяющий более 80 учебных заведений и организаций республики), Мордовский республиканский центр новых информационных технологий.

Университет сегодня — это динамично развивающийся вуз, адаптирующийся к новым социально-экономическим и общественно-политическим условиям, играющий все более важную интеграционную роль в региональном, федеральном и международном образовательном пространстве.

Несмотря на характерные для современного этапа трудности в финансовоматериальном обеспечении учебно-методической и научно-исследовательской деятельности, коллективу нашего вуза удается не только сохранить, но и повысить его престиж как крупного, стоящего на уровне требований классического университета России, что было подтверждено осуществленной в этом году государственной аттестацией.

На ближайшую перспективу Мордовский университет имеет конкретную и четкую программу, реализация которой заложит фундамент для дальнейшего прогресса, адекватной реакции на научные прорывы приближающегося нового столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.