Научная статья на тему 'Университетская пятилетка'

Университетская пятилетка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетская пятилетка»

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПЯТИЛЕТКА

Н. П. МАКАРКИН, доктор экономических наук, профессор,

ректор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

1 октября 2006 г. исполняется 75 лет со дня основания Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Для Республики Мордовия это значимое событие. Университет сыграл важнейшую роль в становлении автономии, социально-экономическом развитии, сохранении и приумножении культурного наследия мордовского края. Основание такого крупного учебно-научного центра позволило практически полностью обеспечить региональные потребности в высококвалифицированных специалистах.

Сегодня Мордовский университет является одним из ведущих вузов

Российской Федерации. В соответ-

ствии с национальными и региональными потребностями он из года в год наращивает масштабы образовательной, научной и культурной деятельности.

В юбилейном году коллектив вуза подвел итоги реализации «Программы развития Мордовского государственного университета на 2001 — 2005 гг.». За этот период он добился улучшения всех основных показателей развития и укрепил свои позиции в числе передового отряда российских высших учебных заведений.

Происшедшие позитивные перемены в развитии вуза обусловлены двумя основными факторами. Первый из них — это заметное усиление внимания государства к проблемам обра-

зования, расходы на которое растут более быстрыми темпами по сравнению с другими статьями государственного бюджета. Государственные органы исполнительной и законодательной власти активно подключились к рассмотрению проблем модернизации образования, и особенно профессиональной школы. Принят целый ряд решений и законопроектов в этой области. Большое внимание проблемам образования уделяет Президент страны В. В. Путин, о чем свидетельствует, в частности, его участие в состоявшемся в июне 2006 г. VIII съезде Российского союза ректоров. Усиление заинтересованности государства в решении проблем образо-вания, несомненно, положительно влияет на работу каждого учебного заведения, что открывает большие возможности для их развития.

Второй не менее важный фактор позитивных перемен — это, конечно, целенаправленная, слаженная и конструктивная работа самого коллектива университета, и прежде всего его менеджмента.

Можно выделить ряд событий и фактов, произошедших за прошедшие пять лет, получивших широкий резонанс в вузовской общественностии и убедительно свидетельствующих о позитивной динамике развития Мордовского университета и росте его авторитета в стране.

© Н. П. Макаркин, 2006

Прошедшая пятилетка стала благоприятной для университета с точки

щ

зрения укрепления позиций в составе классических университетов России. По итогам их ежегодной рейтинговой оценки, осуществляемой Министерством образования и науки РФ, Мордовский университет улучшил свое положение, поднявшись с 23-го места на 19-е.

I

В 2002 г. положительная оценка деятельности вуза была дана группой международных экспертов, посетивших Республику Мордовия под эгидой программы «Советники по образовательным вопросам» университетского проекта Зальцбургского семинара. Университет стал победителем конкурса «100 лучших товаров России», организованного Госстандар-

• I

том РФ и Академией проблем качества, в номинации «Услуги в сфере образования». Впервые коллектив вуза принял участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ).

А

В 2003 г. университетом получены новая лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации вуза с двумя филиалами до 2008 г.; впервые выполнены требования к критериальным значениям всех показателей государственной аккредитации университетов; коллективом вуза принят идеологический документ — «Миссия Мордовского государственного университета», провозглашающая общественную значимость, фундаментальные и долговременные основы деятельности вуза.

В 2004 г. по итогам проведенного Министерством образования РФ от-

крытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации университет среди участников из 314 российских вузов поделил 5 — 6-е места с Самарским государственным техническим университетом; эти же вузы поделили 1 — 2-е места в Приволжском федеральном округе. Университет награжден дипломом организованного Правительством РФ Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций Рос-сии-2004» в номинации «Лучшие предприятия и организации в сфере образования и науки».

В 2004 и >2005 гг. университет по

итогам всероссийских конкурсов, проведенных Независимым общественным советом, сформированным Министерством образования и науки РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думой РФ и Российским союзом ректоров, награжден дипломами лауреата конкурса «Золотая медаль "Европейское качество"» в номинации «100 лучших вузов».

В 2005 г. университет занял

13-е место в рейтинге вузов страны,

/

готовящих кадры для управления в высших эшелонах власти; созданы филиал университета в г. Москва и представительство в п. Торбеево Рес-публики Мордовия; введены в эксп-

ф

луатацию новый аудиторный блок и учебно-лабораторный корпус общей площадью 12 416 м2; впервые коллективом вуза начата подготовка бакалавров по 12 направлениям; принят базовый документ системы менеджмента качества — «Политика Мордовского государственного университета

им. Н. П. Огарева в области качества образовательной деятельности».

В 2006 г. в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», реализуемой Федеральным агентством по науке и инновациям и Советом по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ страны, Республика Мордовия, представленная университетом, заняла 5-е место среди регионов России в конкурсе молодых докторов наук; университет вошел в число 28 вузов России — финалистов конкурса лучших инновационных программ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»; университет стал дипломантом конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», организованного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки; впервые объявлен прием в магистратуру по 4 направлениям.

Аналитическими службами университета проведен системный анализ его развития по основным направлениям деятельности. В истекшей пятилетке здесь открыто 13 новых специальностей высшего профессионального образования, 3 специальности среднего профессионального образования. В настоящее время университет имеет лицензии на подготовку специалистов по 79 специальностям, 33 направлениям бакалавриата и 4 направ-лениям магистратуры.

Из 29 укрупненных групп специальностей (направлений подготовки),

на которые разбит весь перечень существующих в России профессиональных образовательных программ, университет реализует основные образовательные программы по 18 группам, в то время как критерий государственной аккредитации, используемый при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов, для университетов равен семи.

Интенсивная работа по оптимизации структуры подготовки кадров и увеличению числа специальностей за пятилетку не повлекла роста плана приема студентов по программам первого высшего и среднего профессионального образования. Более того, в этот период общий прием студентов снизился с 6 011 до 5 349 чел. Однако предпринятые коллективом вуза усилия позволили минимизировать негативное влияние демографического фактора (в принципиальном плане предопределившего значительное сокращение выпуска из школ), на динамику общего приема студентов в университет. Этому, в частности, способствовала ориентация университета на развитие качественных показателей подготовки кадров и внедрение новых форм образовательных услуг (дополнительное образование, повышение квалификации, переподготовка кадров и др.).

В Мордовии, как и в целом по стране, ситуация с приемом абитуриентов усложняется, поскольку сокращение числа выпускников школ будет проходить и в дальнейшем. Однако коллектив университета проводит необходимую работу по совершенствованию и расширению масштабов про-фориентационной деятельности. Пла-

нируется дальнейшее увеличение приема иностранных студентов, численность которых за пятилетку возросла в 2,5 раза. Хорошие тенденции отмечены в системе дополнительного образования, где контингент слушателей за этот период увеличился

на 3 500 чел.

Общее число студентов, обучающихся в университете по всем специальностям и по всем формам, за пять лет увеличилось с 24 792 до 27 605 чел. В 2004 г. контингент

студентов достиг максимальной цифры — 27 797 чел. Выпуск специалистов увеличился с 3 652 до 4 380 чел. При этом выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием вырос в 1,2 раза, со средним профессиональным образованием — в 1,3 раза.

Одним из важнейших направлений работы коллектива университета является обеспечение высокого качества предоставляемых образовательных услуг. Ведется работа по улучшению качества образования. Качество подготовки обучающихся и содержание учебных планов и программ учебных дисциплин соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Важнейшим показателем, характеризующим уровень подготовки специалистов, является процент студентов, получивших дипломы с отличием. Этот показатель достиг 20,7 % и достаточно стабилен на протяжении последних лет.

В 2004 г. для координации работ по формированию системы качества в университете созданы совет по качеству образовательной деятельности и отдел менеджмента качества обра-

зовательной деятельности. В институтах, на факультетах и кафедрах назначены менеджеры по качеству. На базе экономического факультета открыт и функционирует соответствующий центр. Об успехах коллектива в этой области свидетельствует признание университета в качестве дипломанта конкурса Министерства образования и науки России «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

К числу факторов, предопределяющих качество образовательной деятельности, объективно относится уровень учебно-методической обеспеченности профессиональной подготовки специалистов. В этой области в вузе достигнуты хорошие результаты. За 5 лет издано около 1 тыс. учебников и учебных пособий, в том числе с грифом министерств и УМО — 260. Основная часть нагрузки в этом процессе лежит на Издательстве Мордовского университета.

Важнейшую роль в учебно-методическом обеспечении учебного процесса играет библиотека. За пятилетку библиотечный фонд увеличен на

31 804 наименования (275 697 экз.). Он формируется за счет книг и периодических изданий. В качестве дополнительного источника комплектования используется потенциал информационных ресурсов Интернета.

В прошедшем пятилетии в университете проведена эффективная работа по совершенствованию системы довузовского образования, центральным элементом которого является факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования. В рамках факультета функционируют

курсы по подготовке в вузы, отделение среднего профессионального образования, а также кафедра методики преподавания общеобразовательных дисциплин. Оказываются дополнительные образовательные услуги. За пятилетку на факультете прошли обучение около 5 ООО чел.

Важным направлением работы университета является предоставление возможности для получения дополнительного образования. За 5 лет через систему дополнительного образования прошли свыше 24 ООО чел. Помимо базового подразделения — Института повышения квалификации и переподготовки кадров в университете эффективно функционируют центры, которые . реализуют программы различной профессиональной направленности, в их числе учебно-методический центр подготовки муниципальных служащих по программе «Система подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления».

Получила дальнейшее развитие система повышения квалификации научно-педагогических кадров Республики Мордовия, основными звеньями которой являются подразделения Института повышения квалификации и переподготовки кадров: факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных

заведений.

За пять лет университету удалось существенно улучшить количественные и качественные показатели, касающиеся развития научно-педагогиче-

ского персонала. В составе штатного профессорско-преподавательского персонала число докторов наук, профессоров возросло со 128 до 188 чел. (на 60 чел.), кандидатов

наук, доцентов — с 833 до 1 014 чел. (на 181 чел.).

Для работы на условиях совместительства университет привлекает 290 чел., в том числе 58 докторов наук, профессоров, 108 кандидатов наук, доцентов. Из 156 кафедр 101 возглавляют доктора наук, профессора, что составляет 65 %.

Существенный вклад в обеспечение качественного роста профессорско-преподавательского состава вносят аспирантура, докторантура и диссертационные советы университета. За пятилетку эффективность аспирантуры выросла с 34 до 42 %. В настоящее время аспирантура университета имеет лицензии по 93 научным специальностям.

В связи с особой важностью для университета подготовки докторов наук в 2001 г. была принята программа подготовки данной категории научно-педагогических кадров на 2001 — 2005 гг., в соответствии с которой предусматривалось принять в докторантуру 74 чел., фактически было принято 86 чел., т. е. этот показатель перевыполнен на 16 %.

Всего преподавателями и сотрудниками университета за пятилетний период защищено 78 докторских и 505 кандидатских диссертаций (в предыдущей пятилетке — соответственно 59 и 257).

Существенная работа была проведена по оптимизации собственной сети диссертационных советов: от-

крыт 1 докторский совет по 2 специальностям, 3 кандидатских совета преобразованы в докторские. В настоящее время в университете действуют 10 докторских советов по 26 специальностям и 4 кандидатских совета по 8 специальностям. За пять лет в них защищено 65 докторских и 655 кандидатских диссертаций.

В университете ведется интенсивная научная работа. Среднегодовой объем финансирования исследований на единицу научно-педагогического персонала за 5 лет превысил 21 тыс. руб. при нормативе 18 тыс. руб. Росту объемов научных исследований способствовала целенаправленная работа по улучшению организации, стимулированию деятельности творческих коллективов.

Стабильно увеличивается объем исследований по заказам предприятий, фирм, корпораций Республики Мордовия и других регионов Российской Федерации (с 6,9 млн руб. в 2001 г. до 20,2 млн руб. в 2005 г.). Востребованы университетские инновационные разработки, научно-технические услуги в области строительства, экологии, информационных технологий, экономики, светотехники, электроники, биотехнологии. В целом за последнее пятилетие подготовлены для внедрения более 280 разработок, современных технологий для различных отраслей хозяйственного комплекса страны.

Научные коллективы представляли свои достижения на международных, российских и региональных выставках. За инновационные разработки были получены 22 медали, 83 дипло-I ма, 6 поощрительных призов.

Ежегодно коллектив университета выступал в качестве организатора научных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий как российского, так и международного уровня. В течение пяти лет вузом проведены 41 международный и 62 всероссийских форума.

В 2001 — 2005 гг. наши ученые получили 109 патентов на объекты промышленной собственности — изобретения и полезные модели. Кроме того, впервые университет стал правообладателем 14 программ для ЭВМ в области машиностроения, экономики и энергетики.

За пятилетку учеными опубликовано 346 монографий (из них 1 — за рубежом и 84 — в центральных издательствах и издательствах ведущих вузов России), 282 сборника научных трудов, они выступили авторами 80 энциклопедических изданий, справочников, словарей, хрестоматий. Количество опубликованных монографий за этот период выросло в 4 раза.

Коллектив университета издает научно-публицистический журнал «Вестник Мордовского университета», «Труды Средневолжского математического общества», федеральный научно-методический журнал «Интеграция образования» и федеральный научно-публи-цистический журнал «Регионология».

Последние годы университет шел по пути создания вуза инновационного типа. Стратегическое партнерство вуза с предприятиями разных отраслей промышленности выразилось в создании инновационно-технологических центров. С целью активизации инновационной деятельности в университете создан межвузовский

центр трансфера технологий. Для академической группой; внеучебная коммерциализации научно-техниче- воспитательная работа в рамках фаской продукции созданы четыре ма- культетов (институтов); внеучебная лых инновационных предприятия. работа структурных подразделений Университет укрепляет связи с университета. Ее выполняют такие академической наукой. Существен- подразделения, как гуманитарный со-ным шагом по пути развития такого вет университета, воспитательные со-сотрудничества стало открытие при веты факультетов и институтов, Дом университете сектора Российской культуры, студенческий совет, музей-академии сельскохозяйственных ный комплекс, отдел молодежных ини-наук и Представительства Отделения циатив, служба психологического кон-общественных наук РАН. При вузе сультирования, центр развития соци-также работают 10 региональных от- альной активности студенческой мо-делений общественных российских и лодежи, центр содействия занятости

международных академии.

В 2001 —

студентов и трудоустройства выпуск

— 2005 гг. сохранялась ус- ников университета, управление по тойчивая тенденция к увеличению связям с общественностью, спортклуб, числа студентов, участвующих в на- Развитие всех сфер университет-

учно-исследовательскои

и

деятельно- скои жизни невозможно представить

сти. Об этом свидетельствует число без студенческого самоуправления, публикаций студентов в научной пе- В рамках студенческого совета сфор-риодике за рубежом, в центральной мированы учебный, научный, инфор-

о

печати, в изданиях университета и мационно-аналитическии, культурно-

других российских вузов. Ежегодно массовый, социально-экономический,

около 100 студентов выступают с на- спортивный секторы. В 2004 г. со-

учными сообщениями на международ- здана общественная организация —

ных и российских конференциях за Союз студентов Мордовского госу-пределами вуза, до 1 200 человек —

дарственного университета.

на конференциях, проводимых на базе

В 2001

2005 гг. наши спортсме-

университета. Свыше 200 студентов ны успешно выступали на городских,

за последние годы участвовали в ис- республиканских, всероссийских и

следованиях по международным и международных соревнованиях. В

российским грантам. 2001 г. сборная команда университета По итогам всероссийских олимпиад по легкой атлетике стала бронзовым в 2001 —

— 2005 гг. студенты универ- призером зимнего чемпионата России

ситета заняли 27 первых мест, 22 вто- по легкой атлетике среди студентов,

рых, 25 третьих. Ими получено 26 ме- В 2002 г. сборная университета по

далей, 146 дипломов Министерства лыжным гонкам заняла 3-е общеко-

образования и науки РФ, 134 диплома мандное место на чемпионате России

различных российских конкурсов. среди студентов. В 2003 г. на чемпио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внеучебная воспитательная работа нате Европы по спортивной ходьбе

в университете осуществляется на среди юниоров Владимир Порваткин

трех уровнях: кураторская работа с занял 1-е место, в 2004 г. он стал

участником летних Олимпийских игр ведется разработка электронных в Афинах, а в 2005 г. выиграл чем- учебно-методических комплексов.

пионат России. Андрей Святоха стал

Активно внедряются автоматизиро-

победителем Всероссийских соревно- ванные технологии управления как

ваний по боксу, а Максим Мороз на учебным процессом (системы «Абиту-

этих соревнованиях занял 3-е место, риент», «Деканат»), так и процессами

В 2006 г. Ольга Канискина стала пер- менеджмента (АСУ «Кадры», АСУ

вой

в

чемпионате

России по «1С: Предприятие»).

спортивной ходьбе на 20 км, Наталья

Ведущее положение университета

Курбатова заняла 1-е место в чемпи- как научно-образовательного центра

онате России по марафону в моло- подтверждается фактом функциони-

дежной подгруппе и 2-е место — сре- рования в его структуре Региональ-

ди взрослых. Ежегодно легкоатлети- ного учебного округа, который

ческая команда университета стано- оформлен в ассоциацию, имеющую

вилась победителем традиционной устав, ученый и попечительскии со-

республиканской легкоатлетической веты. В его состав входят 145 обра-

эстафеты, посвященной Дню Победы, зовательных и других учреждений

Это только малая часть спортивных Мордовии. В структуре округа за

достижений наших студентов. пятилетку созданы научно-исследо-

Информационная

инфраструктура вательская лаборатория «Интегра-

университета развивается в соответ- ция образования»; филиал при Мор-ствии с программой информатизации, довском республиканском институте которая была принята в 2002 г. Среди образования.

главных задач

создание и обеспе-

Региональным учебным округом про-чение телекоммуникационной системы, водится экспертиза образовательной охватывающей все структурные под- среды в школах Саранска, Рузаевки, а разделения вуза. В 2001 г. в универ- также некоторых районов Республи-ситете разработано и принято положе- ки Мордовия. Округ прочно занял ме-

ние о вузовской корпоративной сети, сто методического центра по работе с

Ученые и специалисты университета одаренной школьной молодежью в

активно участвуют в реализации рес- Мордовии, что сделало его практиче-

публиканских и федеральных целевых ски значимой структурой для руковод-

программ по информатизации. ства региональной системы образова-

За анализируемый период компью- ния, учителей и учащихся.

терный парк увеличился в 1,9 раза и составил 2 367 единиц техники.

В современных условиях важным направлением работы коллектива уни-

В 2003 г. в университете открыт верситета является развитие междуна-

сектор дистанционного обучения, ко- родного сотрудничества по целому

торый в 2006 г. преобразован в от- ряду направлений на основе догово-

дел дистанционного образования. В ров и соглашений на условиях безва-

настоящее время информационными лютного обмена, в рамках различных

службами университета совместно с видов командировок, приема иностран-

факультетами и институтами активно ных делегаций и проведения междуна-

родных семинаров и конференций, обучения иностранных граждан на условиях полного возмещения затрат, информационно-аналитической и маркетинговой деятельности. На сегодня в университете действуют 24 договора о творческом научно-техническом сотрудничестве с вузами и организациями 19 стран мира.

В рамках развития международной деятельности университет ежегодно принимает от 5 до 8 иностранных делегаций. Например, результатом визита делегации Медицинского совета Республики Шри-Ланка в 2004 г. с целью проведения инспектирования медицинского факультета стала аккредитация его диплома.

Положительная динамика наблюдается в численности иностранных граждан, обучающихся в университете. Значительно увеличилось количество факультетов, институтов, принимающих эту категорию студентов. Управление международных связей продолжает работу по более активному экспорту образовательных услуг в страны ближнего зарубежья.

В 2005 г. работавший в университете Шведский центр реорганизован в Центр международного сотрудничества и академической мобильности, основными направлениями деятельности которого являются активизация действующих и поиск новых программ международного обмена в сфере образования, науки и культуры. С 2005 г. ведется работа по развитию такого направления международных связей, как учебный туризм.

В связи с тем что все больше иностранных граждан приезжает учиться в университет, при управлении меж-

дународных связей планируется открытие Регионального центра тестирования по русскому языку как иностранному.

Работа в области совершенствования материально-технической базы в университете проводится по нескольким направлениям: капитальное строительство, капитальный и текущий ремонт, техническое оснащение учебной, научной и информационной деятельности, приобретение мебели и инвентаря, поддержание в рабочем состоянии инженерных коммуникаций и сетей зданий и сооружений. На развитие материальной базы за пятилетку университетом потрачено

408 млн руб.

В области каритального строительства за анализируемый период

освоено 159 916,3 тыс. руб. Были

введены в эксплуатацию общежитие в п. Ялга на 640 мест; спортивный корпус — пристройка к учебному корпусу № 1; учебно-лабораторный корпус по ул. Полежаева с аудиторным блоком. Начато строительство 2-й очереди учебно-лабораторного корпуса для юридического факультета. Продолжается возведение учебного корпуса с теплой стоянкой для автомашин. Сформирована необходимая нормативная база и подготовлена проектная документация для строительства 3-й очереди учебно-лабораторного корпуса для математического факультета. Осуществляется подготовка площадки по ул. Б. Хмельницкого под строительство общежития для семейных студентов и аспирантов.

Техническими службами эксплуатации постоянно велась работа по обеспечению безаварийного функци-

онирования наружных и внутренних инженерных коммуникаций и сетей.

За пятилетку для обеспечения учебного процесса и научных исследований приобретено оборудования на сумму 114 247,3 тыс. руб. Кроме этого на закупку различных материалов, необходимых для обеспечения функционирования подразделений университета, было направлено 76,58 млн руб.

В области финансово-экономической деятельности были определены и реализовались следующие стратегические цели: обеспечение финансовой стабильности функционирования вуза; развитие и использование механизмов его многоканального финансирования; совершенствование механизма определения приоритетов в использовании финансовых средств; улучшение материального положения сотрудников и студентов.

Для более обоснованного планирования и обеспечения рационального использования финансовых средств на ученом совете ежегодно утверждался консолидированный бюджет с учетом всех источников его формирования. Сегодня университет имеет многоканальную систему финансирования.

Фактические расходы по всем источникам финансирования за анализируемый период выросли в 2,7 раза.

Финансирование по основной деятельности за счет средств федерального бюджета в последние годы осуществлялось стабильно, заметно увеличились поступления на выплату стипендий, заработной платы, на оплату коммунальных услуг, приобретение оборудования, на капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий. Это позволило вузу более целенаправленно

управлять внебюджетными финансовыми потоками, максимально используя их для решения задач, определенных программой развития университета: увеличение заработной платы сотрудников, осуществление социальных выплат, улучшение материальной базы, модернизация учебных лабораторий.

В настоящее время более 70 подразделений университета осуществляют внебюджетную деятельность. Основной статьей доходов является обучение студентов на платной основе. За пятилетний период этот показатель вырос в 2,9 раза.

В университете создан централизованный фонд потребления, средства которого использовались на оплату труда профессорско-преподавательского персонала, почасовую оплату, содержание административно-управленческого и прочего персонала, выплату компенсаций за приобретение литературы профессорско-преподавательскому персоналу, выплату надбавок докторам наук, профессорам и докторантам в соответствии с решениями ученого совета. Оставшиеся средства распределялись в общеуниверситетский фонд и фонды институтов и факультетов, которым предоставлено право самостоятельно определять, в каком размере направлять средства в фонд материального поощрения и фонд научно-технического и социального развития.

Увеличились поступления целевых и безвозмездных средств от министерств, ведомств, предприятий, объединений и физических лиц. Общий объем расходов по целевым и безвозмездным поступлениям за пятилетний период увеличился в 2,3 раза.

№ • > Д: Г ,

с дКУЛЬТЕТ

ЭЛЕКТРОННОЙ

ТЕХНИКИ

Презентация совместных проектов

в сфере высоких технологий (ректор МГУ Н. П. Макаркин, министр образования и науки РФ

А. А. Фурсенко, Глава РМ Н. И. Меркушкин, заместитель генерального директора ОАО "Концерн

РТИ Системы" Д. Д. Ступин, директор ИФХ К. Н. Нищев, директор НЦ лазерных материалов и технологий

ИОФ РАН академик В. В. Осико).

Декабрь 2005 г.

День знаний. 2005 г.

Огаревцы — активные участники движения педотрядов РМ. У стендов АПО РМ Глава РМ Н. И. Меркушкин и глава Олимпийского комитета РФ Леонид Тягачев

Открытие нового 24-го корпуса МГУ. 1 октября 2005 г

Новый учебно-лабораторный корпус Мордовского университета -

новоселье справляет экономический факультет

Мордовский университет чтит свои традиции, свою историю, память, историю своей страны...

Ректор Н. П. Макаркин на встрече с ветеранами в День Победы. 9 мая 2006 г

«Наше развитие не остановить». Из отчета ректора МГУ Н. П. Макаркина. 2006 г.

Счастливые обладатели студенческого билета на линейке, посвященной

ний

Хоро

ПРОХОДЯ

ей традициеи стали молодежные научные школы в ИФХ, ие в тесном сотрудничестве с Российской академией наук

На открытии Центра финно-угроведения Мордовского государственного университета

МГУ ежегодно принимает участников всероссийских студенческих олимпиад

Разработка стратегии и миссии университета задача по силам только сильным духом и крепким в убеждениях людям

• • •

Ректорат МГУ

С 2005 года день рождения Николая Платоновича Огарева стал традиционным праздником университетской корпорации

Студенческое самоуправление в МГУ — концентрация творческого и идейного потенциала молодежи

Ректор Н. П. Макаркин подписывает приказ о зачислении в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университет регулярно проводит мероприятия по более рациональному использованию и экономии имеющихся ресурсов. С 2003 г. начата работа по организации конкурсных закупок товаров, работ и услуг, проводятся тендеры по капитальному ремонту объектов университета, приобретению учебного и научного оборудования, изданию книжной продукции.

В области социальной политики университет осуществляет сотрудничество со многими министерствами Республики Мордовия, Региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РМ и другими организациями.

В истекшем пятилетии была продолжена работа по совершенствованию системы материального поощрения сотрудников — проводилось поэтапное повышение заработной платы профессорско-преподавательского и прочего персонала за счет бюджетных и внебюджетных средств. Фактический расход по фонду оплаты труда и выплатам социального характера за анализруе-мый период повысился с 74,2 млн руб. до 255,6 млн руб. Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава увеличилась в 3,6 раза.

Стипендиальный фонд университета вырос с 26,2 млн руб. в 2001 г. до 89,5 млн руб. в 2005 г. Большое внимание уделялось распределению государственных социальных стипендий студентам из малообеспеченных семей. За пять лет на надбавки, премии, материальную помощь студентам и аспирантам было израсходовано из внебюджетных средств около 9 млн руб. За счет этих же средств выплачивались доплаты к стипендии докторантам (1,5 млн руб.).

Особое внимание в социальной политике университета уделялось студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Большая работа проведена по организации оздоровления и отдыха студентов, работников и их детей. В течение пяти лет отдохнули и поправили здоровье почти 10 000 чел., приобретено путевок на сумму свыше 30 млн руб. Кроме того, ежегодно отправлялись на отдых до 150 детей преподавателей, сотрудников и студентов. На эти цели было затрачено свыше 2,5 млн руб.

В общежитиях студгородка на сегодняшний день проживает свыше 4,5 тыс. чел., в том числе обучающихся — свыше 2,5 тыс. Жилищные условия в них соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

В целях защиты интересов работников ежегодно заключался коллективный договор между работниками и администрацией университета. Проводился комплекс мероприятий по охране и улучшению условий труда. Расходы на эти цели за пять лет составили 11 957,5 тыс. руб. Систематически осуществлялся учет лиц, занятых на работе с вредными условиями труда в структурных подразделениях университета. Устанавливалась доплата за неблагоприятные условия труда, предоставлялись дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день.

В 2002 г. создан специальный центр, призванный способствовать решению задач трудоустройства обучающейся в университете молодежи и выпускников вуза. Университет ведет тесное сотрудничество со службами занятости города Саранска (подписаны договоры с Республиканской |

молодежной биржей труда, отделом организации занятости молодежи МРМЦ, Управлением Департамента федеральной государственной службы занятости по РМ, происходит взаимообмен вакансиями, организуются совместные ярмарки); с аналогичными центрами в вузах других городов страны (Ульяновск, Нижний Новгород, Пермь, Москва); поддерживается связь со штабами строительных отрядов Приволжского федерального округа; внутри университета по данным направлениям ведется работа с деканатами факультетов, дирекциями институтов, с другими структурными подразделениями.

За 4 года работы центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников университета направлено на временную работу около 1 ООО чел., на постоянные места трудоустроено 2 800 выпускников. Сотрудниками службы трудоустройства проводятся исследования мотива-ционных предпочтений выпускников, анализ приоритетов трудоустройства и прогнозирование трудоустройства и безработицы по специальностям. Начата работа по организации ассоциации выпускников университета.

В 2006 г. коллектив вуза принял новую программу развития на 2006 — 2010 гг., в которой учтены собственный опыт и объективные тенденции развития региона и России в целом.

С каждым годом нарастают требования к образованию и поднимается его роль в обществе, так как в XXI в. главным стратегическим ресурсом развития общества становятся знания и умение человека пользоваться ими. Поэтому предстоящие годы должны

стать для коллектива университета периодом более напряженной и эффективной работы.

В центре внимания коллектива должна стоять проблема качества образования. В предстоящие годы предстоит закрепить уже завоеванный статус вуза, имеющего признанную систему менеджмента качества.

Коллектив университета ставит перед собой задачу в ближайшие годы провести аккредитацию университета одним из зарубежных аккредитацион-ных агентств и осуществить экспертизу образовательных программ работодателями, общественными организациями с привлечением зарубежных специалистов, включенных в базу данных экспертов, допущенных к участию в процедуре контроля качества образования в России. Необходимо освоить выдачу европейского приложения к диплому выпускника Мордовского университета.

Активно происходящие в мире процессы интернационализации и конвергенции образования требуют от вузовского коллектива внедрения новых подходов к структуре, содержанию и технологии образовательного процесса. Университет планирует широкое использование кредитно-модульных схем в организации учебного процесса и реализации образовательных программ разного уровня. Приоритетным направлением должно стать развитие ! магистерских программ. Также предстоит много сделать в распространении программ послевузовского образования в рамках концепции непрерывного образования.

Важнейшей задачей, стоящей перед коллективом, является усиление

роли университета в инновационном развитии Республики Мордовия. Вуз должен быть активным участником формирования региональной инновационной системы.

Предстоит по-новому взглянуть на проблемы информатизации и внедрения инноваций в образовательный процесс. Необходимо активно развивать дистанционное образование, создавать постоянно обновляемый и доступный банк данных локальных научных и учебных ресурсов, совместимый с глобальной информацион-* ной средой.

В предстоящую пятилетку вузу предстоит реализовать огромную ин-вестиционную программу: построить 3 учебных корпуса площадью 25 тыс. м2, два общежития, где могут проживать более 1 тыс. чел.

Оценка проделанной работы и анализ конкретных задач, поставленных в «Программе развития Мордовского государственного университета на 2006 — 2010 гг.», дает основания для уверенности в том, что коллектив вуза обладает необходимым потенциалом условиями для успешной их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.