КОНФЕРЕНЦИИ
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: PRO ЕТ CONTRA»
(27 апреля 2012, Санкт-Петербург)
В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге лишь играют в компьютерные игры. Однако так ли это? Сегодня нам особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания. Проблемы изучения детского чтения и определения места книги в современном обществе оказываются в эпицентре сложно переплетенных, прямо и косвенно взаимообусловленных социальных стереотипов и мифов. В мире зрителей статус книги изменился настолько, что это существенным образом отразилось и на статусе самой детской литературы.
Представить максимально объективную картину детского чтения в современной России попытались участники Круглого стола «Детское чтение в современной России: pro et contra» — детские писатели и библиотекари, специалисты по детскому чтению и социологи, литературоведы и критики, организаторы современных конкурсов чтецов и др. Круглый стол был организован Санкт-Петербургским международным книжным салоном, кафедрой русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Северо-Западным институтом печати СПГУТД и Центром чтения Российской национальной библиотеки.
Дискуссия на Круглом столе была организована вокруг нескольких проблем. Так, модераторы первого тематического блока «Современная литература для детей: проблемное поле» профессор Mill У II. Н. Арзамасцева (Москва), автор учебников по детской литературе, член жюри конкурса на лучшее произведение для подростков имени С. В. Михалкова и профессор УрГУМ А. Литовская (Екатеринбург) обсудили актуальные вопросы о ценностных ориентациях в современной детской литературе, о книге «полезной» и книге «вредной», о взаимоотношениях писателя, издателя и книготорговца. Участники
конференции
237
дискуссии писатели С. А. Махотин иМ. Д. Ясное, издатель детской литературы из Эстонии В. Н. Кашина, доцент кафедры литературы и детского чтения СпбГУКИ С. Маслинская, американский славист К. Платт и др. сошлись в мнении, что при том, что определенная точка кризиса в детской литературе явно пройдена, чему сегодня есть много ярких примеров, одним из больных и острых вопросов остается проблема навигации в книжных новинках: библиотекари, школьные учителя, родители ориентируются, прежде всего, на знакомую всем классику детской литературы, абсолютно игнорируя современных писателей.
Эта же проблема обсуждалась и в следующем тематическом блоке — «Ребенок и детская книга: обретение друг друга». Модераторам Л. В. Степановой (ст. преподаватель кафедры литературы и детского чтения СПбГУКИ) и известной писательнице М. С. Аромштам (главному редактору независимого Интернет-журнала «Папмамбук»), посвященного проблемам детского чтения, удалось обсудить острые вопросы о коммуникативных стратегиях в поле детского чтения, о роли ребенка в библиотечном пространстве, о специфике детского чтения в электронной среде, о навигации в потоке детской литературы. Участники дискуссии: известный специалист по детскому чтению, социолог В. П. Чудиноеа (Российская государственная детская библиотека, Москва), литературный критик, координатор литературного конкурса «Книгуру» К. А. Молдавская, директор Центра чтения РНБ В. В. Ялышева и др. — говорили о том, что существует проблема диалога между экспертным сообществом и родителями, школьными учителями, библиотекарями. Главный вектор усилия в навигации детской книги специалисты видят в работе с родителями, в серьезном обращении издателей к составлению аннотаций к книгам, в обращении к детской психологии. В условиях стремительно меняющегося мира детская культура и литература стремится найти свой язык, свое место в мире взрослых ценностей.
Профессор РГПУ им. А. И. Герцена М. А. Черняк и профессор РГПУ им. А. И. Герцена, координатор программы «Успешное чтение» Т. Г. Галаюпионова в тематическом блоке «Литературные конкурсы и конкурсы юных читателей как способ приобщения к чтению» говорили о разнообразных проектах, нацеленных на развитие читательского интереса детей. Это проекты «Успешное чтение» и I Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Кроме того, К. Молдавская и II. Арзамасцева рассказали об итогах и специфике литературных конкурсов в области детской и подрост-
238
конференции
ковой литературы: Всероссийском конкурсе «Книгуру» и конкурсе на лучшее произведение для подростков имени С. В. Михалкова.
Своеобразным итогом Круглого стола стала дискуссия о детской литературной периодике и презентация альманаха «Детские чтения».
Сегодня происходит становление новой модели детского чтения. Что читают современные дети и подростки? Как воспринимают писателя вызовы нового поколения? Очевидно, что книги, входящие в круг детского чтения, считаются самыми социально действенными: ведь становление человека напрямую связано в том числе и с набором прочитанных в детстве книг.
Дискуссия, которая состоялась на Круглом столе, помогла выработать общие стратегии дальнейшего изучения этого феномена. Изучение детской литературы нуждается в серьезном обновлении исследовательского инструментария, нужны новые методы и методики, нужны новые исследовательские гипотезы и идеи исследований. В выступлениях участников была озвучена необходимость создания экспертного совета по продвижение детского чтения, так как остро существует проблема ориентации в море книжных новинок и проблема выстраивания маршрута чтения современного ребенка и подростка. Круглый стол и его участники — представители разных сфер по продвижению детского чтения — могут стать основой этого экспертного совета. В связи с этим можно считать, что результаты дискуссии имеют не только научный и методический, но и важный практический результат.
М. Черняк