НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ
КУТАЕВ Ш.К.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»
KUTAEV SH.K.
ROUND TABLE "HUMAN CAPITAL AS A FACTOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION"
19 февраля 2015 г. в Махачкале был организован круглый стол «Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития региона». К участию в работе круглого стола были приглашены специалисты данной сферы, являющиеся представителями научного сообщества и власти.
Главным организатором мероприятия совместно с Экономическим советом при главе Республики Дагестан, Дагестанским государственным университетом, Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан, Министерством образования и науки Республики Дагестан, Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, Министерством культуры Республики Дагестан, Министерством промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Министерством по делам молодёжи Республики Дагестан являлся Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН (ИСЭИ ДНЦ РАН).
Открыл круглый стол директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д. э. н., профессор С. В. Дохолян. Участников поприветствовали: председатель Экономического совета при главе Республики Дагестан, д. э. н., профессор А. М. Гиндиев и советник главы Республики Дагестан Д. Ш. Халидов.
В своём выступлении С. В. Дохолян отметил, что данное мероприятие посвящено обсуждению приоритетных проектов развития Республики Дагестан, в частности, проекту «Человеческий капитал». Необходимо отметить, что это не первое публичное обсуждение приоритетных проектов развития региона. Ранее были проведены аналогичные, в формате круглого стола, мероприятия, где рассматривались вопросы развития АПК и обеления экономики. Также институтом в этом году запланировано проведение ещё двух круглых столов, где будут затронуты различные аспекты развития региона в рамках реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан.
Далее С. В. Дохолян отметил, что все проекты взаимосвязаны, но проект «Человеческий капитал» имеет особое значение, поскольку от людей зависит реализация любых проектов. «Сегодня нам необходимо рассмотреть данный вопрос с различных сторон, какие здесь раскрываются возможности, и попытаемся понять, как можно сделать наиболее эффективной реализацию данного проекта и как данный проект может повлиять на реализацию других приоритетных проектов. Желаю всем участникам круглого стола плодотворной работы!» — завершил своё выступление Дохолян.
Председатель Экономического совета при главе Республики Дагестан профессор А. М. Гиндиев высказал пожелание, чтобы данный круглый стол прошёл в обстановке конструктивной беседы, в результате которой были бы найдены конкретные решения в области развития человеческого капитала и обозначения его роли в социально-экономическом развитии региональной экономики. «Надеюсь, — отметил Гиндиев, — что в ходе круглого нам удастся выработать рекомендации, которые будут направлены главе республики».
Советник главы Республики Дагестан Д. Ш. Халидов также пожелал присутствующим на круг-
лом столе успехов и выразил надежду на выработку направлений, способных дать качественный стимул социально-экономическому развитию региона на основе эффективного использования человеческого капитала.
На круглом столе были заслушаны три доклада по различным аспектам развития человеческого капитала и его роли в экономическом развитии региона.
С докладом на тему «Человеческий капитал как фактор регионального развития субъектов СКФО» выступила Х. М. Хаджалова, д. э. н., в. н. с. Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН. Она посвятила своё выступление сути и трансформации понятия «человеческий капитал», под которым следует рассматривать сформированный в результате инвестиций и накопленный конкретным человеком определённый запас здоровья, практических навыков, знаний, интеллектуальных способностей, культурно-нравственного развития для использования в той или иной сфере общественного воспроизводства.
Далее докладчик привела сведения относительно индекса человеческого развития по регионам СКФО, включающего в себя три основных показателя:
— ожидаемая продолжительность жизни,
— уровень образованности населения и
— ВВП по паритету покупательской способности (ППС) на душу населения.
По мнению Хаджаловой, инвестиции в образование — единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение производительности труда в будущем. Они являются наиболее выгодными с точки зрения человека и общества в целом, поскольку приносят достаточно значимый по объёму и продолжительный по времени экономический и социальный эффект.
Подводя итоги исследования, автор отметила, что человеческий капитал в современных экономических системах является необходимым самостоятельным ресурсом и имеет важное значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. Эффективное использование накопленного человеческого капитала является фактором для достижения стратегических целей развития территории. Разработка доктрины развития человеческого капитала как основного фактора прогресса общества — требование сегодняшнего дня. Центром приложения главных усилий государства должен стать человек. Чем больше возможностей — образовательных, интеллектуальных, информационных и т. д. — будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей нации и государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.
Доклад заместителя директора центра занятости «Успех» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан М. К. Косоева «Человеческий капитал в обеспечении занятости молодёжи Республики Дагестан» был посвящён деятельности молодёжного центра занятости «Успех», основным проблемам и перспективам развития. Было отмечено, что молодёжь в основной своей
КУТАЕВ Ы.К.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»
массе слабо мотивирована на трудовую деятельность, а занимаемые должности не соответствуют карьерным и зарплатным притязаниям.
С докладом на тему «Особенности функционирования системы здравоохранения в новых условиях финансирования» выступил научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, к. э. н. А. К. Сагидов. Он акцентировал внимание на том, что преобразования в системе здравоохранения страны, начавшиеся с переходом к рыночной экономике, привели к фактическому раздроблению системы общественного финансирования здравоохранения на две подсистемы: бюджетную и страховую, которые имеют общих получателей средств и при этом действуют по разным и плохо скоординированным правилам. Поэтому основными проблемами многоканальной бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения стали сложность контроля над целевым и рациональным использованием средств и качеством оказания медицинской помощи.
В этой связи, по мнению выступающего, и произошёл переход к одноканальной форме финансирования здравоохранения, которая предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы обязательного медицинского страхования, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объёма и качества оказанных услуг.
В дискуссии приняли участие:
1. Заведующий отделом воспроизводства населения и трудовых ресурсов ИСЭИ ДНЦ РАН, д. э. н. Ш. К. Кутаев, обративший внимание участников круглого стола на несоответствие получаемого студентами вузов и ссузов образования потребностям реального сектора экономики. Данная ситуация чревата отсутствием востребованности и реализации человеческого капитала на рынке труда. В данном контексте представляется важным проведение мониторинга регионального рынка труда на предмет выявления востребованных специальностей и в соответствии с его результатами корректировка системы подготовки профессиональных востребованных кадров.
2. Старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН (Москва), к. э. н. М. М. Чернышов, подчеркнувший в своём выступлении актуальность и значимость обсуждения роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона и отметивший, что на сегодняшний день человеческий капитал недооценён. Человек, получающий 7,5 тыс. рублей, не может нести культуру в общество — ему бы выжить на эти деньги, а о культуре думать некогда. Здесь возникает вопрос о достойном уровне заработной платы. То есть граждане, имеющие достойный заработок, будут работать более эффективно, чем низкооплачиваемые работники.
Из вышесказанного следует, что любой капитал подлежит фондированию, т. е. как только запускаются инструменты фондирования капитала, происходит его качественное увеличение.
Завершая выступление, М. М. Чернышов отметил высокий уровень дискуссии, её открытый и живой характер. По его мнению, по уровню и аргументации она ничуть не уступает дискуссиям, проходящим в московских научных учреждениях.
3. Заведующий отделом социально-экономической политики региона ИСЭИ ДНЦ РАН М. А. Багомедов в своём выступлении высказал мнение о том, что человеческий капитал — это не только функция от трёх величин (численности населения, суммы образования и количества лет плодотворного дожития), но ещё и производная от принятого стандарта качества жизни и культуры потребления, позволяющая без наращивания реального производства и объёмов инвестиций поднять уровень жизни людей до уровня развитых стран только за счёт высокого уровня развития сферы услуг, как это случилось в странах бывшей советской Прибалтики. Ещё больший рост экономики (на каждый процент роста десять процентов отдачи) обещает доведение расходов на науку до 5% от объёма ВВП.
Также на круглый стол поступило порядка 20 аналитических материалов, в которых освещаются проблемы, приоритеты и направления развития региона на основе формирования и эффективного использования человеческого капитала.
Широкий круг вопросов, вынесенный на дискуссионную площадку круглого стола, а также представительный состав участников определяют уровень и научно-практическую значимость результатов его работы.
По итогам мероприятия были составлены рекомендации, отображающие современные проблемы, а также подходы и ключевые направления в области формирования и использования человеческого капитала и его влияния на социально-экономическое региональное развитие, среди которых следует выделить следующее:
1. В рамках реализации подпроектов «Просвещение и духовное развитие» и «Школа будущего» рекомендуется:
98
www.rppe.ru
— разработать механизм по повышению эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для модернизации материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и культуры (Минфин Республики Дагестан, Минобрнауки Республики Дагестан, Мин-культуры Республики Дагестан, Минздрав Республики Дагестан);
— усилить роль государственных и региональных властей в формировании образовательных программ и для организации учебного процесса в образовательных учреждениях республики с учётом мнений и требований работодателей и стратегических ориентиров развития (Минпромторгинвест Республики Дагестан, Минэкономразвития Республики Дагестан, Минобрнауки Республики Дагестан);
— рекомендовать государственным и частным предприятиям заключать договоры с высшими и средними специальными учебными заведениями о подготовке необходимых специалистов (правительство Республики Дагестан, Минпромторгинвест Республики Дагестан);
— создать информационный канал «Учреждения образования — центры занятости — работодатели» в целях формирования информационного рынка труда и обеспечения тесного взаимодействия между органами содействия занятости, работодателями и рынком образовательных услуг (Минпромторгинвест Республики Дагестан, Минтруда и соцразвития Республики Дагестан, Мино-брнауки Республики Дагестан);
— разработать систему профориентационных мероприятий, направленных на повышение престижности отдельных востребованных на рынке труда профессиональных специальностей, прежде всего, технических (Минтруда и соцразвития Республики Дагестан, Минпромторгинвест Республики Дагестан, Минобрнауки Республики Дагестан);
— разработать мероприятия по организации миграционных потоков граждан Республики Дагестан и заключить договоры с трудодефицитными регионами в целях их трудоустройства в соответствии с образованием, опытом и навыками (правительство Республики Дагестан, Минтруда и соцразвития Республики Дагестан);
— разработать мотивационный механизм привлечения в сельскую местность управленческих и производственных кадров, работников образования, здравоохранения, культуры с созданием для них всех необходимых жилищно-бытовых, иных социальных условий (правительство Республики Дагестан, Минтруда и соцразвития Республики Дагестан, Минобрнауки Республики Дагестан).
2. В рамках реализации подпроектов «Культура и традиции народов Дагестана», «Культура — детям Дагестана» и «Молодёжный Дагестан» рекомендуется:
— реализовать молодёжную политику, направленную на формирование морально-нравственных ориентиров человеческих ценностей в духе толерантности и патриотизма (Минмолодёжи Республики Дагестан, Минкультуры Республики Дагестан);
— расширить инфраструктуру семейного и детского досуга, отдыха и быта (детские оздоровительные лагеря, центры семейного досуга) (Минмолодёжи Республики Дагестан, Минкультуры Республики Дагестан);
— организовать семинары, направленные на духовно-нравственное воспитание молодёжи, повышение поведенческой и экологической культур населения (Минкультуры; Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан).
3. В рамках реализации подпроекта «Здоровый Дагестан» рекомендуется:
— осуществить оптимизацию коечной сети системы здравоохранения, а также активизировать работу по внедрению в регионе стационарозамещающих технологий (Минздрав Республики Дагестан);
— разработать долгосрочную программу по переподготовке медицинских кадров, направленную на повышение их квалификации, в соответствии с современными требованиями медицинской науки (Минздрав Республики Дагестан);
— реализовать комплексную программу по развитию диагностики и высокотехнологичной медицинской помощи в Республике Дагестан с учётом роста потребности населения региона в соответствии с мировыми стандартами (Минздрав Республики Дагестан).
— перевести руководителей государственных ЛПУ Республики Дагестан на систему «эффективного контракта» в целях повышения качества управления системой здравоохранения и усиления ответственности за результат деятельности (Минздрав Республики Дагестан).