Научная статья на тему 'Кросскультурный подход к анализу различий в регуляторных характеристиках личности'

Кросскультурный подход к анализу различий в регуляторных характеристиках личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / CONSCIOUS SELF-REGULATION / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / REGULATORY CHARACTERISTICS OF THE PERSON / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIOCULTURAL IDENTITY / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / CROSSCULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Банщикова Т. Н., Литвинова К. В.

Представлены результаты эмпирического исследования различий в регуляторных характеристиках личности. Теоретический анализ проблемы позволил выстроить предположение, что осознанная саморегуляция детерминирована индивидуальными особенностями социокультурной идентичности. Обсуждаются данные сравнительного анализа личностных предикторов саморегуляции для респондентов из разных регионов юга России. Установлено, что уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции не ивариативен, имеют свою региональную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS CULTURAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF DIFFERENCES IN REGULATORS characteristic of the person

The results of empirical study of differences in the regulatory characteristics of the individual. The theoretical analysis of the problem will help build the assumption that conscious self-regulation is determined by the individual characteristics of the socio-cultural identity. We discuss the details of the comparative analysis of personality predictors of self-regulation for the respondents from different regions of the south of Russia. It was found that the level of formation of the individual systems conscious self-regulation are not ivariativen have their regional specificity.

Текст научной работы на тему «Кросскультурный подход к анализу различий в регуляторных характеристиках личности»

КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ РАЗЛИЧИЙ В РЕГУЛЯТОРНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЛИЧНОСТИ

Т.Н. Банщикова, канд. психол. наук, доцент К.В. Литвинова, кандт. психол. наук Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, г. Ставрополь)

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования различий в регу-ляторных характеристиках личности. Теоретический анализ проблемы позволил выстроить предположение, что осознанная саморегуляция детерминирована индивидуальными особенностями социокультурной идентичности. Обсуждаются данные сравнительного анализа личностных предикторов саморегуляции для респондентов из разных регионов юга России. Установлено, что уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции не ивариативен, имеют свою региональную специфику.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, регуляторные характеристики личности, социокультурная идентичность, кросскультурный подход.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 14-06-00882

Изучение кросскультурных особенностей саморегуляции является актуальной задачей, как в академическом, так и в прикладном аспекте. В академическом смысле эта задача предполагает выявление роли культуры как уникальных условий становления и развития индивидуальной системы регуляторных процессов субъекта. В прикладном аспекте кросскультурный подход позволяет раскрыть специфические возможности в осмыслении и содержательном объяснении закономерностей построения и реализации человеком той или иной культуры своей произвольной активности.

В центре внимания кросскультурного подхода к описанию различий в психологических признаках оказывается как социокультурная среда, так и анализ причинно-следственных связей между социокультурным контекстом развития человека и теми поведенческими признаками, которые характерны для носителей той или иной культуры [1].

Исследование осознанной саморегуляции через призму кросскультурного подхода предполагало решение следующих основных задач:

- установление различия / сходства в показателях сформированности регуля-

торных процессов у респондентов из разных регионов (количественные показатели);

- определение качественных различий / сходств в показателях саморегуляции у респондентов через призму социокультурной идентичности.

Эмпирическая выборка исследования. В эмпирическую выборку исследования вошли представители педагогической профессии: воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя общеобразовательных школ и преподаватели вузов с различным опытом профессиональной педагогической деятельности, возрастом от 20 до 72 лет. Общая численность респондентов, участвовавших в эксперименте -278 человек: 48 респондентов из Ставропольского края (СК), 60 из Краснодарского края (КК), из Республики Северная Осетия-Алания (СОА) 57 педагогов, из Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) - 53 и Кабардино-Балкарской Республики (КБР) - 60 респондентов. По гендерному составу выборка представлена на 90% респондентами женского пола и 10% мужского.

Методики исследования. Для оценки регуляторных характеристик личности был взят опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Многошкальная оп-

росная методика В. И. Моросановой позволяет диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы: планирование (Пл), моделирование (М), программирование (Пр), оценка результатов (Ор), а также гибкость (Г), самостоятельность (С) и «Общий уровень саморегуляции» (ОУ). Методика позволяет определить уровень развитости процессов саморегуляции и регуляторно-личностных свойств: низкий, средний, высокий [2].

Методика «Определение социокультурной идентичности» (О. В. Крупенко, О. В. Фролова). Методика предназначена для

определения социокультурной идентичности и позволяет определить этническую идентичность, региональную идентичность, склонность к расизму [3].

Результаты исследования.

1. В результате исследования и сравнения показателей сформированности регу-ляторных процессов у респондентов, проживающих в разных регионах Юга России было установлено, что для педагогов, вне зависимости от места проживания, характерен гармоничный или сглаженный профиль саморегуляции - все показатели саморегуляции имеют средний уровень выраженности (см. таблицу 1).

Таблица 1. Показатели средних значений шкал ССПМ

Регион СК КЧР КК КБР СОА Р-level (по H-критерию Крускула-Уоллиса)

Показатели саморегуляции Ц Ц Ц Ц Ц

планирование 5,6 6,3 6,3 5,9 6,4

моделирование 4,5 4,7 5,4 5,2 4,9 0,0005

программирование 5,4 6,1 5,6 5,8 6,2 0,0280

оценка результатов 4,9 5,2 4,8 4,9 5,0

гибкость 6,2 5,1 6,4 5,6 5,9 0,0056

самостоятельность 5,7 4,9 5,7 4,5 4,8 0,0028

Общий уровень саморегуляции 28,0 28,7 28,9 27,3 28,5

Примечание: СК — Ставропольский край, КК — Краснодарский край, КЧР — Карачаево-Черкесская Республика, КБР — Кабардино-Балкарская Республика, СОА — Республика Северная Осетия-Алания

2. Оценка достоверности различий средних значений между выборками с применение Н-критерия Крускула-Уоллиса показала значимые различия по таким шкалам как: «моделирование» (0,0005), «программирование» (р=0,0280), «гибкость» (р=0,0056), «самостоятельность» (р=0,0028).

3. Средние значения показателей саморегуляции, имеющие достоверные различия в выборках респондентов, показывают более выраженный вес регуляторно-личностных шкал «гибкость» (ц=6,2 и р=6,4) и «самостоятельность» (ц= 5,7) у респондентов из Ставропольского края и Краснодарского, тогда как у педагогов из Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской Республики приори-

тетные позиции занимает шкала «программирование».

4. По показателю «Общий уровень саморегуляции» прослеживается следующая тенденция. Общий уровень сформирован-ности индивидуальной системы осознанной саморегуляции у педагогов находится в диапазоне средних значений (24-32 балла). Вместе с тем, наиболее выражены средние показатели общего уровня саморегуляции у респондентов КК (28,9), КЧР (28,7) и СОА (28,5).

5. По результатам исследования социокультурной идентичности установлены значимые различия по показателям региональной идентичности (р=0,000) и расизму (р=0,000). В соответствии с ключом методики, у всех респондентов региональная идентичность имеет позитивный результат (от 6 до 15 баллов). Проявление показате-

ля расизма у испытуемых можно охарактеризовать как представления в сознании определенного образа превосходства своей этнической группы над другими этносами (людьми другой национальности). Действительно, человек отождествляет себя с культурой, если разделяет ценности этой культуры как личные. Это предполагает

определенные формы поведения в ситуации социального взаимодействия [4].

6. С целью определения степени детерминированности показателя «Общий уровень саморегуляции» с показателем «социокультурная идентичность», был использован регрессионный анализ. Результаты анализа представлены в таблице 2 (по регионам).

Таблица 2. Регрессионная модель зависимой переменной «Общий уровень саморегуляции»

Зависимая переменная R2 Значимые предикторы Beta p-level

Педагоги Ставропольского края

Общий уровень саморегуляции 0,982 Социокультурная идентичность -0,057 0,000022

Педагоги Краснодарского края

Общий уровень саморегуляции 0,984 Социокультурная идентичность -0,294 0,200041

Педагоги Карачаево-Черкесской Республики

Общий уровень саморегуляции 0,964 Социокультурная идентичность 0,753 0,000036

Педагоги Кабардино-Балкарской Республики

Общий уровень саморегуляции 0,722 Региональная идентичность -0,230 0,195058

Педагоги Республики Северная Осетия-Алания

Общий уровень саморегуляции 0,773 Расизм -0,242 0,189058

Из таблицы следует, что у представителей разных регионов юга России, значимые предикторы общего уровня сформи-рованности индивидуальной системы осознанной саморегуляции не ивариатив-ны, имеют свою региональную специфику.

По результатам исследования педагогов из Краснодарского и Ставропольского края установлена отрицательная связь осознанной саморегуляции с показателем социокультурной идентичности. Значимыми показателями осознанной саморегуляции для респондентов из представленных регионов выступает стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов, тщательное планирование своей жизни, отсутствие стереотипного набора атрибутов - поведенческих, символических, предметных.

Положительная связь общего уровня саморегуляции с показателем социокультурной идентичности установлена у респондентов из Карачаево-Черкесской Рес-

публики. Самоотождествление себя с социокультурными традициями, общность чувств, идей, верований, определяющих формы поведения в ситуации социального взаимодействия, стремление к достижению конкретных целей, тщательное планирование своей жизни - ведущие детерминанты осознанной саморегуляции педагогов данной группы.

Значимым предиктором осознанной саморегуляции для педагогов Кабардино-Балкарской Республики выступает региональная идентичность - устойчивая территориальная общность, объединенная общей системой ценностей для её членов, сходной реакцией на социальные процессы и единой волей к социальному действию.

У респондентов Республики Северная Осетия-Алания установлена отрицательная связь общего уровня саморегуляции с расизмом. Стремление педагогов к независимости от других людей, сохранение не-

повторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремление как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций, четкая установка на то, что врожденные, унаследованные биологические особенности человека не определяют его поведение - показатели осознанной саморегуляции произвольной активности.

Заключение.

Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и взаимоотношений с окружающим миром. Выявление индивидуально-личностные особенности педагогов, принадлежащих к различным этническим общностям, тесно связаны с региональной и этнической культурой, представителем которой является субъект. Этни-

ленная в традициях, обычаях нормативах, задает основной вектор и эталоны субъективного оценивания значимости отдельных составляющих социального пространства индивида и потому может рассматриваться как один из факторов его резистентности к стрессу и социальным влияниям.

Удалось зафиксировать отрицательную взаимосвязь региональной идентичности и расизма с общим уровнем осознанной саморегуляции. Доверие и открытые отношения с представителями других национальностей позволяют продуктивно выделять значимые условия достижения целей, адекватно оценивать факт согласование/рассогласование полученных результатов с целью деятельности, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям (показатели частных регуляторных процессов: самостоятельность, гибкость и программирование).

ческая и региональная культура, представ-

Библиографический список

1. Berry J.W., Poortinga Y.H., Pandey J. Handbook of Cross-cultural Psychology: Basic processes and human development. (2nd ed.). Boston, MA: Allyn & Bacon, 1997.

2. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.

3. Методы этнической и кросскультурной психологии: учебно-методическое пособие / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. - Москва.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.

4. Банщикова Т.Н. Жизненные ценности и социокультурная идентичность как предикторы осознанной саморегуляции // Образование личности. - 2016. - №2. - С. 40-48.

CROSS CULTURAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF DIFFERENCES IN REGULATORS CHARACTERISTIC OF THE PERSON

T.N. Banshchikova, candidate of psychological sciences, associate professor K.V. Litvinov, candidate of psychological sciences North-Caucasus federal university (Russia, Stavropol)

Abstract. The results of empirical study of differences in the regulatory characteristics of the individual. The theoretical analysis of the problem will help build the assumption that conscious self-regulation is determined by the individual characteristics of the socio-cultural identity. We discuss the details of the comparative analysis ofpersonality predictors of self-regulation for the respondents from different regions of the south of Russia. It was found that the level offormation of the individual systems conscious self-regulation are not ivariativen have their regional specificity.

Keywords: conscious self-regulation, regulatory characteristics of the person, sociocultural identity, crosscultural approach.

The work is executed at support of the grant of the Russian humanitarian scientific fund, project № 14-06-00882

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.