Научная статья на тему 'Кросскультурная компетентность: концептуальный аспект'

Кросскультурная компетентность: концептуальный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алтанцэцэг П.

В статье изложены психолого-педагогические аспекты развития кросскультурной компетентности студентов, изучающих иностранный язык

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crosscultural competence: conceptual aspect

The article gives an account of psychologic-pedagogical aspects of development of crosscultural competence of the students studying a foreign language.

Текст научной работы на тему «Кросскультурная компетентность: концептуальный аспект»

П.Алтанцэцэг. Коммуникативная компетентность как условие кросскультурной грамотности 7

П. Алтанцэцэг Монголия, Улан-Батор, институт Евроазии

Кросскультурная компетентность: концептуальный аспект

В статье изложены пс ихо ло го-пе да го ги ч ее к ие аспекты развития кросскультурной компетентности студентов, изучающих иностранный язык.

P^Altan Tsetseg Crosscu\turj\ competence: conceptual aspect

The article gives an account of psychologic-pedagogical aspects of development of crosscultural competence of the students studying a foreign language.

Мы будем различать понятия компетенции и компетентности. Под компетенцией мы будем понимать «отчужденное, наперед заданное социальное требование (норму)» к образовательной подготовке студента, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание студентом соответствующей компетенцией (или совокупностью компетенций), включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество студента и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [1, с. 152]. Компетенции предлагаются студентам для овладения и формирования у них компетентности.

Такое разведение понятий компетенции и компетентности нам удобно для характеристики уровня развития компетентности и соответствующей диагностики. Итак, компетенция - идеальное понятие, компетентность - реальна. Л.Дж.Питер считает, что компетентность - это «состояние, позволяющее действовать», «выполнять определенную функцию». Дж.Равен считает, что компетентность включает специальные знания, навыки, способы мышления, ответственность и означает способность выполнять конкретную деятельность [2].

В основе развития компетентности лежат знания и умения применять эти знания. Усвоение знаний ведет к пониманию. Пониманием в обучении мы считаем способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления и события индивидуальной учебной деятельности.

Компетентность позволяет человеку уверенно вести себя в изменившейся ситуации, поскольку он понимает суть вещей. Простая сумма знаний еще не является основой деятельности, ибо человек не знает, как эти знания относятся к реальной ситуации. Поэтому знания в процессе образования должны сочетаться с их пониманием: понимание остается, знания растворяются. Понимание означает уже компетентность. Для того чтобы знания не были формальными, они в процессе усвоения должны соотноситься с действительностью.

Категория понимания служит отправной точкой в изучении кросскультурной компетентности. Кросскультурную компетентность мы будем понимать как теоретическую и практическую готовность личности к жизнедеятельности в инокультурной или поликультурной среде, характеризуемой толерантностью и пониманием культуры другого народа при сохранении собственной культурной принадлежности. Развитие кросскультурной компетентности мы будем рассматривать как процесс и результат овладения совокупностью следующих компетенций:

• общекультурная компетенция: познание и , опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовные и нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных,

8 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10

социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; познания в бытовой и культурно-досуговой сфере;

• коммуникативная компетенция: знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, этническая толерантность;

• специальная компетенция: знание основ герменевтики; культурно-просветительское страноведение; этнокультурные и этнопсихологические особенности страны изучаемого языка; знание истории, культуры и языка родного этноса; элементы естественно-научного знания.

В развитии кросскультурной компетентности монгольских студентов, изучающих иностранный язык, приобретение культурных компетенций происходит без ущерба собственной культуре. В этом случае будет иметь место вхождение в новую культуру для расширения собственной культуры благодаря коммуникативным возможностям, интерактивному общению, герменевтическому подходу к текстам. Кросскультурная компетентность позволяет человеку участвовать в совместной культурной деятельности, способствует взаимообогащеиию культур, интеграции в чужую культуру. Межкультурная интеграция продуктивна, поскольку при этом человек не теряет богатств собственной культуры, зато присоединяется к ценностям чужой культуры, он становится обладателем двух культур, но не теряет своей этнической идентичности.

Для возможности определения уровня кросскультурной компетентности более подробно остановимся на проблеме определения уровня кросскультурной грамотности и уровня коммуникативной компетентности. Поскольку кросскультурная грамотность сводится к пониманию культуры народа изучаемого языка, отметим, что понимание текста чужой культуры означает умение находить в нем ответы на вопросы, которые возникают в своей культуре [3, с.ЗОЗ]. Эти ответы требуют, по словам A.M. Коршунова и В.В.Мантатова, реконструкции «моделей мира», которые лежат в основе чужой культуры, и соотнесения полученных результатов с ценностными установками своей культуры.

М.М. Бахтин выделяет четыре этапа понимания, неразрывно слитых в единый процесс понимания:

1. Психофизиологическое восприятие физического языка (слова, цвета, формы).

2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понимание повторимого (общего) значения в языке.

3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком).

4. Активно-диалогическое понимание (спор - согласие). Оценочный момент и степень глубины и универсальности понимания на двух уровнях: опознание объекта и реконструкция его смысла.

А.А.Брудный считает, что процесс понимания развертывается одновременно на трех уровнях: уровень монтажа (последовательное перемещение от одного элемента текста к другому), уровень перецентровки (изменение структуры содержания текста путем мысленного перемещения центра от одного элемента к другому), уровень формирования концепта текста (создание смысловой картины текста) [4].

A.B. Бездухов рассматривает кросскульгу^ую грамотность как фактор гуманизации отношений между людьми и выделяет три вид& понимания иной культуры: понимание-узнавание, понимание-соотнесение, понимание-вхождение [5]. Хотелось бы прокомментировать данный подход с точки зрения соответствия. Понимание-узнавание означает изучение иной культуры как некоторой модели мира, выявление отдельных элементов этой модели и их идентификацию, присвоение им определенного смысла и ценности. Понимание-соотнесение означает установление связи между ценностями иной культуры и ценностями своей культуры, В этом виде понимания присутствует и узнавание, при котором некоторые ценности могут быть отнесены к ценностям своей культуры, а некоторые подлежат принятию в результате рефлексии и выяснения их содержания. Понимание-вхождение является погружением в культуру народа изучаемого

П. Лдтанцэцэг. Кросскультурная компетентность: концептуальный аспект__9

языка, проявляется как диалог двух равноправных культур на основе общего, свойственного обеим культурам. Это общее следует найти в виде ценностно-смысловых позиций субъектов взаимодействующих культур. В наше время следует особое внимание обратить на глобальные проблемы (кризис природы, кризис человека, война, мир, экологические проблемы, глобализация, выживание и т.д.)

Развитие кросскультурной грамотности протекает по-разному для студента-монгола в университете другой страны и для студента-монгола, изучающего иностранный язык в монгольском университете. Кроме этого, многое зависит от взаимодействующих культур. Например, понимание русской культуры ¡амеет свои особенности, поскольку Монголия в советское время находилась в тесном контакте с Россией и кросскультурная грамотность по отношению к русской культуре была массовой. После распада СССР имел место некоторый спад во взаимодействии монгольской и русской культур, но в настоящее время наблюдается рост этого явления.

Рассмотрим коммуникативную компетенцию как компонент кросскультурной компетентности. Понимание иной культуры есть результат изучения текста или общения. Общение - это диалог в том или ином виде. Язык отражает историю народа, его культуру, систему отношений, традиций.

Для развития кросскультурной компетентности имеет значение не только хорошее владение иностранным языком, но и коммуникативная компетентность как обладание коммуникативной компетенцией. Надо выяснить содержание понятия «коммуникация». Латинское слово «соттишсо» можно буквально перевести на русский язык как «связываю». Поэтому сущность этого слова состоит в установлении связи и ее поддержании. В русском языке близким к слову «коммуникация» является слово «общение».Однако они не употребляются как синонимы. М.С.Каган считает', что коммуникация - это передача информации от субъекта объекту, однонаправленный информационный процесс, а общение - это двусторонний процесс активного обмена информациями между собеседниками, соучастниками общего дела [6].

Другие исследователи считают, что коммуникация является более общим понятием, обозначающим обмен информацией, носителями которой могут быть не только слова, но и вещи, предметы, невербальные сигналы (мимика, жесты), а общение - это обмен информацией между людьми вербально (словесно), с помощью языка. Следовательно, в этом случае общение - разновидность коммуникации, осуществляемая в обществе на вербальном уровне. Мы склонны придерживаться именно этой точки зрения. Мы будем пользоваться понятием коммуникации как информационного процесса, включающего как диалогическое общение, так и обмен информацией в неязыковых формах через материальные носители культуры, вещи, предметы, т.е. через тексты. Понимать текст чужой культуры означает уметь находить ответы на вопросы, которые возникают в собственной культуре [3, с.303].

Коммуникация в таком толковании подразумевает также передачу и получение информации и в пространстве, и во времени. Другими словами, имеет место диалог культур. Действительно, любой текст (памятник культуры) нужно считать предметом общения двух субъектов (двух культур): автора текста, представляющего одну культуру, и исследователя текста, представляющего другую культуру. Коммуникация служит началом понимания другой культуры. Обмен информацией оказывает психологическое воздействие на участников, изменяет их поведение.

Изменение поведения изучающего чужую культуру выражается, во-первых, в повышении уровня межличностного опыта, обученности взаимодействия с представителями этой культуры для успешного функционирования в данном обществе; во-вторых, в умении вести себя в новых социальных структурах, в знаниях культурных норм, обычаев, традиций, этикета в общении, в ориентации в коммуникативных средствах, присущих менталитету народа изучаемого языка; в-третьих, в умении решать

10 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА__2007/10

коммуникативные задачи профессионального взаимодействия, в способности к осуществлению успешной коммуникации.

Итак, под кросскультурной компетентностью человека мы понимаем его теоретическую и практическую готовность к полноценной жизнедеятельности в стране изучаемого языка. Кросскультурная компетентность формируется как овладение совокупностью кросскультурной грамотности, коммуникативной компетенции и специальной компетенции.

Кросскультурная грамотность - это понимание культуры страны изучаемого языка. Коммуникативная -"компетенция - это знание иностранного языка, способов взаимодействия с людьми; навыки работы в группе, в коллективе, владение различными социальными ролями, этническая толерантность. Специальная компетенция - это знание основ герменевтики, основ культурно-просветительского страноведения, знание истории и культуры страны изучаемого языка и своей страны.

Литература

1.Хуторской A.B. Методика личностно-ориентированногообучения. - М.; Владос-Пресс, 2005.-383с.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр,2002.-288с.

3. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. - М.: Политиздат, 1988.-383с.

4.БрудныЙ A.A. Психологическая герм е невти ка.-М.'. Л аб ири нт, 1998.-3 3бс.

5. Бездухов A.B. Потребность и способность понимать культуру другого народа // Материалы всерос. науч.-практ.конф.-Самара, 1997.-С. 6-9.

6.Каган М.С. Мир общения / М.С.Каган. -М.: Политиздат, 1998.-319с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.