УДК 338.001.36
Саттаров Р.С. студент 2 курса факультет «Юридический» Башкирский государственный университет
Стерлитамакский филиал научный руководитель: Зубайдуллина Д.В.
старший преподаватель Россия, г. Стерлитамак КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация:
В статье рассматриваются основные кризисные явления в экономике России. Исследуются факторы, негативно влияющие на экономику государства, а также же рассмотрены некоторые пути преодоления кризиса.
Ключевые слова: экономика, кризис, экономический спад, рецессия.
Sattarov R.S. student
2 course, faculty "Law" Bashkir state University Sterlitamak branch
Russia, Sterlitamak city scientific adviser: Zubaidullina D.V.
senior lecturer
THE CRISIS PHENOMENA IN THE RUSSIAN ECONOMY AT THE
PRESENT STAGE
Summary:
The article discusses the main crisis phenomena in the Russian economy. Examines the factors affecting the economy of the state, and also discusses some ways of overcoming the crisis.
Keywords: economy, crisis, economic recession, recession.
В последние годы экономика страны сталкивается с рядом проблем, которые в самом общем виде проявляются в неустойчивости экономического развития, в снижении темпов роста и даже абсолютном сокращении объемов производства не только отдельных предприятий, но и различных отраслей национальной экономики. После небольшого затишья Россию вновь захлестнула волна банкротств. И судя по темпам разорения юридических лиц, ситуация в стране сейчас хуже, чем во время прошлого кризиса. Если за 2009-2010 гг. с рынка ушли 24 тыс. компаний, то за 2014-2015 гг. - более 25 тыс., и негативная динамика сохранялась в 2016-м. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) подсчитал, что с января в стране ежемесячно заявляют о несостоятельности в среднем 1015 предприятий [1].
Сфера строительства и недвижимости всегда тяжело переживает кризисные периоды. Прежде всего, из-за падения платежеспособного спроса и роста цен на стройматериалы. Однако в этот раз бизнес столкнулся с дополнительными проблемами. Во-первых, это дефицит бюджета, а соответственно, снижение объема госзаказа. Если в 2009-м власти пытались помогать застройщикам, разрабатывали для них отдельные госпроекты, то теперь такой возможности у руководства нет. Минстрой РФ недавно внес поправки в федеральную программу «Доступное жилье»: вместо запланированных 93 млн м2 в 2017 г. при поддержке государства в стране введут максимум 81 млн.
В 2016 году некоторые торговые компании разорились не только из -за кризиса, но и из-за ошибок в управлении, а именно - нарушения баланса кредиторской задолженности в валюте и рублях. Аналитики считают, что застройщикам необходимо сосредоточиться на реструктуризации кредитов и снижении долговой нагрузки.
В целом, в России сейчас можно выделить такие основные экономические трудности: сильно выраженная сырьевая направленность; монополизация экономики; экономическая централизация; низкий уровень государственного контроля в экономике; непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах; высокий уровень правонарушений в области экономики (коррупция, взяточничество, казнокрадство, влияние родственных связей при трудоустройстве); сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик; слабая государственная заинтересованность в социально-общественном развитии; слабый (практически отсутствующий) контроль государства за работой госаппарата; низкий уровень медицинского обслуживания; низкий уровень внимания к науке.
Перечисленные выше причины экономических трудностей существуют не первое десятилетие. Они тесно переплетаются друг с другом, и в совокупности ухудшают состояние и самого государства, и качество жизни каждого гражданина в отдельности [2].
Сырьевая направленность пагубно влияет на прочие секторы экономики. Государство ориентируется на экспорт нефтегазовых продуктов как на самый выгодный способ. В результате «задвигаются» прочие отрасли, которые финансируются в десятки раз хуже. Помимо сырьевой направленности, в настоящее время практически в каждой крупной отрасли экономики сейчас можно найти игрока-монополиста. Это крупное предприятие, которое занимает огромную долю рынка в своем сегменте. С одной стороны, это хорошо - есть большая и стабильная компания, которая много производит, много продает, дает работу тысячам граждан. Помимо этого, монополизация является причиной: роста цен; роста инфляции; задания определенных условий в «своих» сегментах деятельности.
В настоящее время коррупция стабильно присутствует во всех сферах экономики и на всех ее уровнях. По статистике, страны бывшего СССР
стабильно являются высококоррумпированными. По итогам 2016 года, РФ занимает 136 место из 174 наравне с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном (то есть входит в двадцатку самых коррумпированных государств) [3].
Помимо «прямых» причин экономического кризиса существуют еще и косвенные факторы. К таким относятся и проблемы образования: низкий уровень зарплат у педагогов в заведениях всех категорий - от детских садов до университетов; высокий уровень коррупции; устаревшие программы, которые обновляются с существенным запозданием; низкий уровень контроля за работой образовательных учреждений и др. Все это приводит к следующим проблемам: низкий уровень знаний специалистов, причем во всех сферах деятельности; получение знаний, которые оказываются бесполезны на практике; слабая заинтересованность государства в социально-общественном развитии.
В преодолении кризисных явлений важную роль играет финансовая система. Речь идет о концентрации финансовых средств, необходимых для проведения работ в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью. Быстрый рост промышленности Китая, например, обеспечивается с помощью концентрации финансовых средств в двух крупнейших банках страны - строительном и инвестиционном банках с уставным капиталом свыше 200 млрд долл. Для сравнения, в России насчитывается около 400 коммерческих банков, но их роль ограничивается в основном сферой торговли и не оказывает существенного влияния на развитие других отраслей и общие темпы роста. Поучительно, что дополнительным источником доходов государства во многих странах становятся средства крупных плательщиков, облагаемые по прогрессивной шкале налогообложения. Поступления в бюджет могут увеличиться благодаря прогрессивному налогообложению, изъятию абсолютной ренты в добывающих отраслях промышленности, где на доходы предприятий существенное влияние оказывает природный фактор.
Целенаправленное формирование бюджетов всех уровней и законодательное их закрепление во всех развитых странах существенно ограничило власть рынка. В явном виде эта власть сохранилась в малом бизнесе, однако и в нем интересы государства проявляются в виде налогов, сборов и платежей. Развитие среднего и крупного бизнеса находится под непосредственным контролем высших органов управления. Федеральные агентства доводят, например, до руководства предприятий основные экономические показатели, вытекающие из плана развития страны на очередной период. В ряде отраслей действует система заказов, в которых исполнителю заранее поручается произвести и поставить продукцию определенного объема, требуемого качества и в установленное время. Взаимоотношения заказчика и исполнителя регулируются в установленном законом порядке. В этих случаях роль свободного рынка сводится к минимуму.
Принимаемые решения на всех уровнях должны непременно отражать
интересы государства, так как органы государственного управления одновременно защищают интересы и коммерческих, и некоммерческих предприятий. Отсюда следует, что распродажа государственных предприятий дает получение сиюминутной выручки, но не приводит к устранению причин ухудшения экономических показателей работы предприятия. В процессе акционирования происходит разделение капитала между различными собственниками и отчасти теряется эффект от его концентрации. Договорные обязательства в натурально-вещественном выражении уступают место показателям прибыли, поэтому предприятия стремятся к завышению цен на свою продукцию, что при ее закупке вызывает увеличение расходов государства.
Централизация и концентрация капитала в современных условиях позволят государству оказывать действенную помощь тем предприятиям, которые несут потери от применения зарубежных санкций и принимают активное участие в решении стратегических задач страны и государства. Недостающие средства в бюджете могут быть получены за счет национализации предприятий, нарушающих требования налогового законодательства, поступления денежных средств, необходимых как для стимулирования спроса на потребительском и факторном рынках, так и для решения социальных задач [4].
Таким образом, в экономической теории необходимо преодолевать односторонний взгляд на экономическую систему, как исключительно рыночную. Такой подход наносит огромный вред пониманию сущности экономических процессов, становится катализатором кризисных явлений.
Использованные источники:
1. Аганбегян А.Г. Какой комплексный план до 2025 года нужен России? // Экономическая политика. - 2017. - № 4. - С. 8 - 29.
2. Бельских И.Е. Кризис региональной экономики 2015-2017 гг. В России: поиск альтернатив развития // Региональная экономика: теория и практика. -2015. - № 26 (353). - С. 2 - 7.
3. Лубягина Ю.В. Экономические кризисы ХХ-ХХ1 вв // Символ науки. -2017. - № 01-1/2017. - С. 41 - 42.
4. Махалин В.Н., Махалина О.М. Прогнозные сценарии выхода из кризиса экономики России // Вестник университета. - 2016. - № 1. - С. 95 - 99.