Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ КРИЗИСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ 2014 ГОДА В РОССИИ'

МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ КРИЗИСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ 2014 ГОДА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / СПАД / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИКИ / ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА / МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова С.А., Покрамович В.В.

В данной статье рассмотрены такие проблемы современной экономики, как кризис и спад. Любой цикл состоит из определенных этапов, а значит наступление кризиса неизбежно. Состояние спада всегда является тяжелым периодом для экономики страны и ее населения. То, как быстро правительство страны сумеет вывести государства из депрессивного периода, определяет дальнейшее благосостояние экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO STABILISE THE CRISIS AFTERMATH OF 2014 IN RUSSIA

This article deals with such problems of the modern economy as crisis and recession. Any cycle consists of certain stages, which means that the onset of a crisis is inevitable. The state of recession is always a difficult period for the economy of the country and its population. How quickly the government of the country will be able to bring states out of the depression period determines the further welfare of the economy.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ КРИЗИСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ 2014 ГОДА В РОССИИ»

МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ КРИЗИСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ 2014 ГОДА

В РОССИИ

С.А. Ефимова, студент В.В. Покрамович, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-147-150

Аннотация. В данной статье рассмотрены такие проблемы современной экономики, как кризис и спад. Любой цикл состоит из определенных этапов, а значит наступление кризиса неизбежно. Состояние спада всегда является тяжелым периодом для экономики страны и ее населения. То, как быстро правительство страны сумеет вывести государства из депрессивного периода, определяет дальнейшее благосостояние экономики.

Ключевые слова: кризис, спад, уровень экономики, последствия кризиса, меры по восстановлению экономики, государственное вмешательство в экономику, развитие экономики.

Спад в российской экономике в 2014 году из-за политических конфликтов и экономических причин. Одним из истоков состояния кризиса считается затяжное снижение цен на нефть. Таким образом доля экспорта начала приносить меньший доход, в связи со снижением объемов производства ресурсов.

В России на неблагоприятную экономическую обстановку нестабильность курса рубля оказали влияние важнейшие события, произошедшие в течение 2014 года:

1) Кризис на Украине, присоединение Крыма к территории России: данный регион обладает потенциалом для развития экономики, но для его развития и оптимизации деятельности внутри необходимы большие денежные вложения.

2) Ряд санкций, направленных на РФ, например, на ввоз продуктов питания, действие которых продолжалось на протяжении нескольких лет. Данная мера ведет к неизбежному увеличению конечной стоимости продуктов, так как необходимо было изменить логистику и найти новых поставщиков с минимальными ценами на сырье хорошего качества.

Кризис в России проявил себя сразу. Уже в 2015-м году он достиг своего апогея, дойдя до населения в виде сокращения реальных зарплат и пенсий, роста цен на продукты и непредсказуемой, негативной динамики национальной валюты.

Если власти не хотели пугать граждан и создавать панику, называя это событие «кризисными явлениями», то население страны по итогам года огласили вполне жесткий и неуклонный вывод: кризис наступил.

Правительству было необходимо срочно сформировать актуальные антикризисные меры. Для этого, в первую очередь, необходимо было рассмотреть ошибки в проделанной деятельности, так как кризис еще можно было остановить и не только вернуть экономику к комфортному состоянию, но и поднять ее на более высокий уровень. Основные из тех проблем, которые были выявлены:

1. Слабая поддержка развития малого и среднего бизнеса. Иррациональная кредитная политика с высокими процентами, малый объём государственного финансирования не давали развиваться в полной мере и продолжать функционирование компаниям, создавать при этом дополнительные рабочие места и поддерживать, и увеличивать уровень ВВП в стране.

2. Устаревшая структура экономики. Низкая доля инновационных разработок и передовых технологий, высокоэффективных производств - так выглядел наш рынок. Большую часть занимало сырьевое производство. Продажа нефти и газа была одной из главных статей дохода.

3. Монетаристская концепция управления экономической сферы устарела и требовала значительных поправок, либо же полного изменения в системе.

4. Политика распределения финансов не была направлена на развитие собственного производства, что негативно сказывалось на стимулировании экономики.

Проанализировав слабые стороны и экономическое состояние страны на данный момент, правительство разработало перечень антикризисных мер, способных не только вывести страну из неблагоприятного состояния, но и улучшить в будущем уровень жизни населения, а также экономику в стране в целом, поддерживая ее суверенитет.

Ключевые направления деятельности в рамках реализации плана:

1. Поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых товаров.

Стабилизация экономики страны зависит от возможностей ее функционирования вне экспорта и импорта. Обеспечение граждан рядом необходимых товаров должно быть на надлежащем уровне, чтобы при любых условиях население было обеспечено всем необходимым. При необходимом уровне качества товаров они могут повысить уровень экспорта, что также позитивно скажется на экономике РФ. Содействие развитию малого и среднего бизнеса за счет снижения финансовых и административных издержек.

Улучшение условий для малого и среднего бизнеса - неотъемлемая часть принятых мер. Помимо того, что данный сегмент оказывает непосредственное влияние на уровень ВВП, она создает дополнительные рабочие места, количество которых в кризисное время сократилось. Помимо финансовых инструментов, для поддержки данной отрасли снизили антимонопольный контроль, а также упростили систему уплаты налогов и страховых взносов для самозанятых граждан.

2. Снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости.

Формирование государственного бюджета строится на налогах. Сокращение рабочей массы населения напрямую ведет

к уменьшению объема выплаченных налогов, а также значительно снижает покупательную способность населения. Помимо этого, при высоком уровне безработицы повышается преступность, что создает дополнительные проблемы, как для населения, так и для государственных органов.

3. Создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа.

Энергетика, машиностроение, станкостроение, лесопромышленный комплекс, фармацевтика, транспорт, сельское хозяйство и другие важнейшие отрасли стоят в приоритете, их развитие - одна из главных задач для государства. Привлечение источников финансирования, в том числе благодаря инвестициям, а также сохранение объемов расходов на них при большом уровне зависимости от иностранных поставщиков должно оказать значительную поддержку в достаточно тяжелой ситуации, а также установить примерный план на будущее.

4. Компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, многодетные семьи);

Меры по поддержанию социальной сферы оказывают положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране, а также обеспечивают стабильность населения в среднесрочной перспективе. Безопасность граждан, в том числе и финансовая, вызывает доверие к действиям правительственных органов. Покупательная способность остается на прежнем уровне, что позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни.

5. Оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств.

Анализ бюджетных расходов имеет несколько составляющих: оптимизация процесса использования имеющихся ресурсов, а также выделение областей с недоста-

точно эффективным использованием ресурсов. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем существовала возможность перенаправить эти ресурсы на решение более важных и приоритетных задач.

Необходимо упомянуть, что обзоры бюджетных расходов подразумевают не только разработку предложений по принятию определенных мер, но и непосредственное претворение разработанных проектов в жизнь. Этот аспект учитывается при дальнейшем формировании федерального бюджета и различных государственных внебюджетных фондов на следующий финансовый период.

6. Повышение устойчивости банковской системы и создание

механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Основными и наиболее значимыми проблемами, возникшими на финансовом рынке, стали рост номинальных процентных ставок и снижение доступности кредитования, а также нестабильная ситуация на валютном рынке. Правительство РФ рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков, а также меры, которые были приняты совместно с Банком России помогут нормализовать проблемы в данных областях.

В результате действий Правительства РФ российские товары станут более конкурентоспособными в ценовом плане в результате снижения курса рубля. За этим последует снижение темпов инфляции, что в свою очередь будет положительно влиять на качество жизни российских семей. Принимаемые меры, а также последствия их реализации обеспечат последовательный выход всех секторов экономики из кризисного состояния.

Помимо мер оперативного антикризисного управления Правительство РФ нацелено на проведение структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе. Несколько направлений деятельности Правительства РФ, кроме действий, направленных на обеспечение стабильности в макроэкономике и достижения необходимого уровня инфляции:

1. Начало реализации новых программ, а также продолжение уже существующих, связанных с областями здравоохранения и образования на всех уровнях. В существующие программы так же будут внесены коррективы, необходимые в связи с новыми обстоятельствами.

2. Поддержка частных инвестиций в структуре ВВП, доведение до полного исполнения в кратчайшие сроки программ «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, а также повышение внимания к контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе риск-ориентированного подхода). Эти программы подразумевают скорейший выход России на высокие позиции среди всех стран по уровню комфорта для ведения бизнеса.

3. Перераспределение ресурсов в сфере промышленной политики для более эффективного использования уже созданных инструментов, прежде всего в целях обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта. Для реализации таких проектов в больших объемах будут привлечены иностранные инвестиции (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки, государственно-частное партнерство)

4. Программы по оказанию поддержки фундаментальной науки. Разработка и реализация программы Национальной технической инициативы, которая будет направлена как на российскую науку, так и на зарубежную. Эти программы коснутся проектов, которые направлены на создание и использование передовой инфраструктуры (инновационный центр "Сколково", наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития)

5. Для поддержи пенсионеров и улучшения качества жизни программы по модернизации и улучшению пенсионной системы и системы социальных льгот будут продолжаться и получат новое финансирование.

6. Ресурсы будут направлены на повышение качества системы государственного управления и эффективности работы

крупных компании, которые находятся под контролем государства.

Общая сумма, которая была выделена на реализацию всех антикризисных проектов, составила 602,5 миллиарда рублеИ, что значительно превышало сумму средств «антикризисного» фонда, которая составляла 206,7 миллиарда рублеИ.

Антикризисный план Правительства Российской Федерации представляется конструктивным.

Борьба против инфляции только с помощью монетаристских способов привела к недостаточному кредитованию реального сектора экономики и промышленного производства. С учетом этого правительство срочно разработало регламент дополнительных действий.

По итогам принятия и применения антикризисного плана с некоторыми доработками и изменениями, поставленных целей удалось достичь, но далеко не в полной мере.

Большинство предприятий ощутили на себе влияние кризиса, но благодаря государственным инструментам, в том числе и финансовым вложениям, смогли с ними

справиться. Те, кто правильно сформировал стратегию, имели возможность выйти на новый уровень. Компании, работающие на экспорт, рассмотрели деятельность в России, благодаря чему в стране увеличился перечень предлагаемых товаров и оказываемых услуг.

Банки ужесточили перечень требований к предполагаемым заемщикам, но процентная ставка уменьшилась. Государство разрабатывает новые ипотечные программы, направленные на помощь в приобретении жилья молодым семьям и семьям с невысоким доходом.

Девальвация рубля за счет увеличения цен на экспорт стала одной из причин появления недоверия у зарубежных партнеров, но вынужденная мера оказалась оправданной.

Цены на землю и недвижимость снизились, что также благоприятно сказалось на уровне жизни населения и деятельности различных видов бизнеса.

Система стимулов, а также предложенный сценарий помогли пережить кризис с наименьшими потерями и выйти из него в короткие сроки.

Библиографический список

1. Понкратов В.В. Антикризисный план и бюджетный маневр 2015 // Финансы: теория и практика. - 2015. - №2 (86).

2. Деревщикова Е.О. Финансовый кризис 2014-2015 гг.: последствия и перспективы для России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 2. №1. -С. 25-28.

3. Бердникова Л.Ф. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию / Л.Ф. Бердникова, Э.Р. Фаткуллина // Молодой ученый. - 2015. - № 11.3 (91.3). - С. 10-13.

MEASURES TO STABILISE THE CRISIS AFTERMATH OF 2014 IN RUSSIA

S.A. Efimova, Student

V.V. Pokramovich, Student

Saint Petersburg State University of Economics

(Russia, Saint Petersburg)

Abstract. This article deals with such problems of the modern economy as crisis and recession. Any cycle consists of certain stages, which means that the onset of a crisis is inevitable. The state of recession is always a difficult period for the economy of the country and its population. How quickly the government of the country will be able to bring states out of the depression period determines the further welfare of the economy.

Keywords: crisis, recession, level of the economy, consequences of the crisis, measures to restore the economy, government intervention in the economy, economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.