Научная статья на тему 'Кризисная стадия развития мировой экономики в условиях глобализации: способы преодоления и превращения в фактор модернизации'

Кризисная стадия развития мировой экономики в условиях глобализации: способы преодоления и превращения в фактор модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ КРИЗИС / ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ КРИЗИСОВ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солод Т. В.

В данной статье рассмотрен глобальный экономический кризис как основной фактор модернизации народохозяйственных систем, предложены меры по преодоления кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризисная стадия развития мировой экономики в условиях глобализации: способы преодоления и превращения в фактор модернизации»

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

1 SB ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СОЛОД Т.В.

Северо-Кавказская академия государственной службы, преподаватель, e-mail: tsld@rambler.ru

кризисная стадия развития мировой Экономики в условиях глобализации: способв1 преодоления и превращения

в фактор модернизации

В данной статье рассмотрен глобальный экономический кризис как основной фактор модернизации народохозяйственных систем, предложены меры по преодоления кризисных ситуаций.

Ключевые слова: мировой кризис; основные теории кризисов; глобализация; инновационная система; цикличность экономики

Коды классификатора JEL: F01, F21

Основным событием мировой экономики ушедшего года стал финансовый кризис, оказывающий серьезное влияние на все субъекты мирового хозяйства. Наступление кризиса не являлось неожиданностью, поскольку многие ученые еще в конце 90-х годов прошлого века говорили о его возможности, сомневаясь лишь по поводу сроков. И вот время настало, негативные события в США мгновенно отразились на экономике стран ЕС, а уж затем переключились на развивающиеся страны, хотя еще год назад лидеры мировых экономик говорили об устойчивом развитии мирового хозяйства и безоблачном будущем. Мировая экономика столкнулась с серьезнейшим испытанием на прочность, ее рост замедляется, ситуация усугубляется падением цен на сырье, по сути дела можно сказать, что мы стоим на пороге первого глобального кризиса за всю экономическую историю.

Но развитие любой экономической системы происходит циклически. Об этом свидетельствует тот факт, что на протяжении всей экономической истории мира возникали мировые кризисы, которые за волной подъема несли рецессию и затем спад. Все они возникали по разным причинам, и последствия их тоже были различными, но одно остается неопровержимым фактом, в дальнейшем именно кризисы становились стимулом для модернизации и нового подъема экономики.

Наличие цикличности западная экономическая наука признала после мирового экономического кризиса 1929-1933-х годов. Многие ученые смотрели и смотрят на природу цикличности, и причины происхождения кризисов по-разному. Дж. Кейнс, например, причину кризиса видел в психологии людей, а именно - в склонности к сбережениям. К. Маркс определил кризис как взрыв противоречий капиталистического производства и способ их разрешения.[3] Сторонники неокейнсианского направления считают, что источником возникновения неравновесия является ограниченный доступ субъектов рынка к информации о конъюнктуре и о качестве работы персонала. Представители голландской школы, определяют кризис как угрозу основным структурам, базовым ценностям, либо нормам общественной системы, которая вынуждена принять кардинальное решение в условиях ограниченного времени и значительной неопреде-ленности.[5]

В докапиталистических способах производства экономический кризис проявлялся в виде недопроизводства материальных благ. При капитализме он наиболее остро проявляется в перепроизводстве. Последователи неоклассической и либеральной школ экономической теории не связывают причины кризисов с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, что вызывает, по их мнению, перепроизводство, которое ведет к кризису. Ф. Хайек, считает, что причина кризиса кроется в избыточном финансировании со стороны государства (дешевые кредиты, накачивание спроса). Й. Шумпетер объяснял цикличность экономики с точки зрения использования в производстве важных нововведений, т.е. от степени использования инноваций в процессе производства. Он считал, что от этого зависит как успешность данного производства, так и сроки наступления кризиса. По мнению русского ученого А.А. Богданова, «кризис есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию, которое является пределом происходящих при кризисе изменений системы» [1].

В современной экономической литературе циклы интерпретируются как периодические смены повышательных и понижательных тенденций в производстве. Можно считать, что кризис

- своего рода разделительная черта, которая определяет и оказывает влияние на последующее развитие событий как совершенно иное по сравнению с предыдущим.

Средства сглаживания последствий экономических кризисов, также по-разному понимались в различных экономических школах: Дж. Кейнс одним из методов вывода экономик из кризиса, считал вмешательство государства, в частности, в денежно-кредитную политику, политику доходов и занятости в целях стимулирования эффективного роста. Лидер монетаристов М. Фридмен еще в 50-х годах ХХ века выдвинул в качестве основного метода антикризисного управления регулирование денежной массы в обращении и использование в целом денежного кредита.[4] А.А. Богданов считал, что если правильно выявить причины кризиса, то можно заранее предвидеть то, к чему он может привести. Й. Шумпетер в своей работе «Деловые циклы», выдвинул идею, согласно которой главной движущей силой, влияющей на колебания экономики является динамика технических и технологических нововведений, поэтому на базе использования современных технологий и техники возможно вывести из кризиса экономическую систему. Свои идеи Шумпетер развивал на основе трудов Н. Кондратьева, основателя теории «длинных волн».

Н. Кондратьев доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Он связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале, замечает Н. Кондратьев, наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях техники производства и обмена».[2]

Если рассматривать большие воспроизводственные циклы, то выделяются две фазы или два вида волн: понижательные и повышательные, и развитие экономики происходит в рамках больших циклов протяженностью в 45-60 лет. При этом фаза подъема характеризуется инвестиционной активностью, а фаза спада появлением избыточного капитала. По мнению Кондратьева, пик пятого большого цикла должен прийтись на середину первого десятилетия XXI века, потом неизбежен спад. Если говорить о кризисе, начавшемся в 2008 году, то правомерно предполагать, что он будет носить долгосрочный характер, поскольку кризис, рождающийся в период понижательной волны большого цикла, предопределяет его более глубокий и затяжной характер, в то время как повышательная волна большого цикла оказывает, как правило, позитивное влияние на сроки и усилия по преодолению кризиса.

Многие экономисты на Западе считают теорию долгосрочных экономических циклов ("длинных волн") статистически не доказанной. При этом интерес к данной теории постепенно ослаблялся и угасал в годы экономического подъема и существенно возрастал в периоды кризисов и потрясений. Но необходимо заметить, что циклы удивительным образом совпадают с реальной экономической историей многих стран. Наиболее серьезные и разрушительные кризисы, затронувшие мировые экономики за прошедшие двести лет приходились и приходятся на понижательные волны. Например, первый мировой кризис 1857 года, кризис 1875-1878 годов, Великая депрессия 1929-1933 гг., Азиатский кризис 1998 г., и мировой кризис, который мы начали переживать сейчас, также приходится на понижательную волну цикла Кондратьева.

В современных условиях глобализации мировой экономики, которая способствовала, если не появлению, то стремительному распространению мирового кризиса, возникает вопрос об эффективных мерах, способных оказать благотворное влияние на вывод экономики из кризиса и ее функционирование в посткризисный период. Но перед тем, как рассматривать возможные меры по решению возникшей проблемы, необходимо разобраться в ее причинах.

Несмотря на то, что современный кризис сравнивают и с Великой депрессией и с Азиатским кризисом, он имеет свои специфические черты и причины возникновения. К особенностям глобального экономического кризиса можно отнести: высокую скорость распространения, которая обусловлена открытостью границ между странами и кризис доверия в банковском секторе. Особенностью кризиса, также является то, что источник его происхождения находится в высокоразвитых странах, что существенно отличает его от всех предыдущих, которые появлялись в странах с развивающейся экономикой.

Фактическое существование одной единственной резервной валюты, наличие которой оказало существенное влияние на его быстрое распространение. Выходом из сложившейся ситуа-

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

ции может послужить введение нескольких сильных региональных валют, причем страны эмитенты этих валют должны обеспечить большую открытость в проведении денежно-кредитной политики.

Неравномерное распределение мировых денег между субъектами мирового хозяйства. Речь здесь идет о различии доходов стран «золотого миллиарда», «периферии» и «зоны новой бедности», первые из которых обладают 83% всего мирового богатства за счет сверхэксплуатации, это свидетельствует о ярко выраженной противоречивости глобализационных процессов.

Среди причин современного мирового кризиса многие выделяют кризис политической власти. Так как кризис начался в США, то на примере этой страны можно это объяснить. Правительство США было слишком сконцентрировано на внешней политике, причем акцент был сделан на силовых методах решения проблем. Это сказалось, во-первых, на авторитете страны, а, во-вторых, на состоянии финансовой сферы. Также может быть признана ошибочной политика Джорджа Буша младшего популярным лозунгом, которой было положение о том, что «каждый американец должен иметь свой дом». Это, в конечном счете, привело к ипотечному кризису, обрушившему жилищный рынок. В современном взаимозависимом мире глобальной экономики роль политических приоритетов весьма велика и может привести к тяжелым последствиям в условиях недостаточно корректного их употребления и использования.

Несовпадение желаний транснациональных корпораций с их возможностями также можно отнести к одной из существенных причин кризиса, так как желаемые объемы прибыли не совпадали с реальной эффективностью производства многих глобальных корпораций.

На стремительное развитие кризиса оказывает влияние также неудовлетворительное состояние мировой финансовой системы. Неизбежным, по- видимому, становится радикальное изменение системы глобальных финансовых институтов, которые позволили бы минимизировать риски возникновения новых кризисов, и обеспечить финансовую безопасность государств. Это становится совершенно необходимым условием финансовой глобализации и возможности перетока иностранного капитала в жизненно важные сферы экономической деятельности.

И какими бы ни были причины возникновения и распространения современного мирового экономического кризиса, глубина и продолжительность его будут, в первую очередь, зависеть от тех мер, которые будут предприниматься правительствами стран мировой экономики.

В современной глобальной мировой экономике государства все больше отходят от практики протекционизма и попыток необоснованной поддержки защиты национальных товаропроизводителей. Целевая поддержка национальных производств уходит в прошлое. Вместо этого на первый план выдвигается задача создания условий, стимулирующих развитие предпринимательства и его способности к саморазвитию, так как это должно рассматриваться в качестве главного фактора выживания в условиях всеобщей конкуренции и кризиса мировой экономики, будь то конкуренция отдельных фирм или целых стран и регионов. Представляется возможным усилить влияние государства в сфере налогообложения, так как оно оказывает влияние на все сферы деятельности компании, ее конкурентоспособность и просто нормальное функционирование. Развитость сферы налогообложения и государственных налоговых органов, может обеспечить не только пополнение государственного бюджета, но и стимулировать развитие предпринимательской деятельности на всех стадиях, начиная от разработки интеллектуального продукта до внедрения товара в производство.

Следует уделить внимание такому важному показателю мировой экономики, как международная конкуренция. Правительству России следует понять, что конкурентные преимущества, основанные на низкой стоимости рабочей силы и ценовой конкуренции, всегда могут сойти на нет при появлении других потенциальных мест базирования производства, где издержки более низкие. Поэтому важно не попадать в ловушку раз и навсегда заданной специализации на трудоемких и ресурсоемких видах деятельности, а постепенно продвигаться вверх по цепочке добавленной стоимости, переориентируясь на более наукоемкие отрасли.

Необходимые структурные изменения в экономике нашей страны, которые позволят реально подойти к преодолению кризисной ситуации, могут произойти только при усилении конкуренции в каждом отдельно взятом регионе и во всех секторах экономики в целом. А главным фактором, влияющим на конкурентоспособность, является спрос на продукцию. В современном мире наибольшим спросом пользуется наукоемкая продукция, следовательно, инновационный путь развития является ответом на вопрос о международной конкурентоспособности страны.

Развитие устойчивой кредитной системы также заслуживает особого внимания, так как до тех пор, пока наши предприятия будут в основном кредитоваться за границей, нельзя говорить о здоровой конкуренции на территории нашей страны, поскольку, компании, в первую очередь, будут представлять интересы той страны, у которой получают деньги на развитие. Между тем, в сегодняшней ситуации трудно запретить отечественным компаниям, брать внешние займы, поскольку наши банки не в состоянии дать заемщикам ни крупные, ни «длинные» кредиты, а именно такие кредиты необходимы, например, когда речь идет о сделках по слияниям и поглощениям. Для того, чтобы рецессия не превратилась в долгую и затяжную депрессию, основной задачей государства должна стать поддержка ликвидности рынка, обеспечивающая денежное обращение в достаточном для потребностей реального сектора объеме.

Одним из способов преодоления кризиса является финансирование экономики. План Полсона в США, принятый в настоящее время, предполагает оказать помощь банкам посредством выкупа неликвидных активов на сумму 700 млрд. долл., взамен на право покупки доли в компаниях и банках в виде привилегированных акций. Необходимо при этом проводить тщательный отбор финансируемых отраслей, поскольку, чем перспективнее выбор отрасли тем, большую отдачу получит страна.

Чтобы ответить на современные вызовы, созданные глобализацией, страны должны обладать правительством, понимающим экономическую динамику развития мировой экономики, располагающим адекватным комплексом мер национальной политики по формированию эффективной экономической системы, способным расставить приоритеты в области развития народнохозяйственной системы и ясно представляющим всю последовательность действий по их реализации как важнейшего условия обеспечения национальной экономической безопасности. Но, несмотря на то, что государству отводится лидирующая роль в условиях кризиса, ее не надо переоценивать, чрезмерное вмешательство в экономику может привести к совершенно противоположным результатам, например, к скоплению в руках государства избыточных активов.

В последнее время все чаще стали говорить о несоответствии деятельности Международного валютного фонда той функции, которую он должен осуществить в современной мировой экономике, и, соответственно, о его реформировании как следствии этого недовольства. Хотя о его фактической несостоятельности можно было уже говорить в период Азиатского кризиса. На тот период времени МВФ предложил выводить мировые экономики из кризиса посредством повышения процентных ставок и сокращения государственных расходов. Целью данной политики была стабилизация валюты и восстановление доверия у международных инвесторов. Но добиться стабилизации валют, не решив проблему задолженности (а скупка валюты должниками с целью покрытия своих обязательств вела к росту долга государства), за счет обесценения национальной валюты. Как этого могла не заметить организация, целью создания которой было именно регулирование мировой валютной и финансовой системы? Можно, конечно, объяснять и оправдывать МВФ, например тем, что возможно организация не сталкивалась с преодолением кризисов, возникающих в частных секторах, каждый имеет право на ошибку, но не такую глобальную и не в такой ситуации.

МВФ критиковали также за чрезмерно завышенные условия, диктуемые им странам мировой экономики и чрезмерное вмешательство в политику проводимую ими. Одним из способов, который мог тогда оказать влияние на стабилизацию ситуации, являлось наложение моратория на обслуживание задолженности с дальнейшей возможной конвертацией этого долга в акции, ослабляющий давление на валютный курс и не вызывающей необходимости в повышении процентных ставок. Но на проведение таких необходимых мер у МВФ не было полномочий. В современной экономике этот способ вывода народных хозяйств из кризиса уже практикуется, но этот способ начал применяться лишь после того, как многие страны пережили тяжелейшие кризисы. МВФ также находится под контролем стран, образующих центр капиталистической системы и любые шаги МВФ, наносящие ущерб кредиторам, автоматически противоречит национальным интересам стран, являющихся его ключевыми акционерами, поэтому данный орган не может быть объективным регулятором всей мировой экономики.

В современных условиях МВФ сам переживает кризис, поэтому оказывать ощутимую поддержку странам, переживающим современный мировой кризис, он не может. Былые успехи фонда объясняются высокой степенью доверия, которым он пользовался, но в настоящее время откро-

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

венные и неприкрытые проамериканские намерения данной организации, подорвали доверие к нему большинства стран участников. Фактически МВФ и сам утратил доверие к доктрине, которой он руководствовался на протяжении всех лет своего существования. Речь не идет, о закрытии и роспуске данной организации, необходимый для нормального функционирования мировой экономики. Настоятельно назрела ее радикальная и принципиальная реорганизация.

Продолжающая действовать в настоящее время Ямайская валютная система, которая основана на стандарте доллара, уже откровенно не соответствует требованиям мировой экономики и международной торговли. Поэтому необходимы усилия мировых финансовых игроков направленные на реформирование и формирование институтов, которые были бы адекватны новым реальностям многополярного финансового мира.

Возможно в условиях кризиса, одной из прерогатив государства могла бы стать корректировка функций различных институциональных образований, для направления их внимания на инновационную сферу России. Можно было бы использовать опыт иностранных государств, например, Финляндии, в политике по поддержке НИОКР и развитию инновационной деятельности, которая направляется, как на оказание содействия непосредственно фирмам, ведущим исследования, так и на инновационное развитие институциональной системы. Государственная поддержка распространяется практически на все исследовательские фирмы, осуществляется на всех этапах их деятельности, имеет комплексный характер и включает в себя самые разные формы финансовой помощи и оказания услуг. Указанные мероприятия тесно связаны с национальной политикой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также с региональной политикой, направленной на выравнивание уровня развития различных регионов страны.

Именно в эпоху глобальных перемен инновационная политика становится важнейшим инструментом создания долгосрочных конкурентных преимуществ, сохранения национальных ориентиров, обеспечения устойчивости и стабильности развития. Кризис является своего рода стимулом для начала технологического сдвига в странах и росту их инновационного потенциала. Техника и технологии, в современной мировой экономике занимают особое место, обладание ими позволяет стране обладать определенными конкурентными преимуществами по отношению к другим странам.

В современных условиях уровень технологического развития страны служит не только основой экономического роста, но и определяют уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, роль государства на мировой арене, степень обеспечения его национальной безопасности и эффективной интеграции в мировую экономику. Несмотря на то, что в условиях глобализации новейшие технологии и человеческие знания не ограничиваются пределами государственных границ и быстро распространяются по миру, их значение как фактора развития отдельных стран и регионов неуклонно продолжает возрастать.

При урегулировании кризисных ситуаций правительство страны может обращать внимание на опыт иностранных государств и ведущих менеджеров мира, которые когда-либо находились в подобной ситуации (реформы Эрхарда в Германии, «Новый курс» Рузвельта в США, антикризисное управление в Японии). Это вовсе не означает простого копирования антикризисной политики, проводившейся этими странами на разных этапах исторического развития и в разных исторических условиях. Кризисы могут иметь схожие внешние причины возникновения и близкие сценарии развитии, но в силу того, что каждая экономическая система эволюционирует прежде всего по своим собственным законам и в особой социально-экономической ситуации, течение кризиса, глубина и особенности уникальны и неповторимы. Кризис российской экономики не может быть преодолен путем использования традиционных подходов, многие идеи которых ранее были разработаны на основе западной экономической мысли.

Усилия по преодолению кризисных ситуаций направлялись как правило на сглаживание колебаний экономического цикла и достижение экономического роста в условиях рыночного равновесия предложения и спроса. Механический перенос экономической модели преодоления кризиса из других стран и других исторических ситуаций невозможен и не имеет смысла. Актуальным является создание собственной научно обоснованной антикризисной программы действий в области структурной, инвестиционной и инновационной политики. Она должна быть способной обеспечить устойчивый рост экономики и укрепление финансового положения государства, быть основанной на реальных задачах и особенностях национальной экономики и

конкретного этапа ее развития. Это, однако, не отменяет того обстоятельства, что необходимо тщательно изучать и анализировать опыт преодоления кризисных ситуаций как в странах с переходной экономикой, так и с рыночным типом хозяйствования.

То обстоятельство, что в России последние восемь лет наблюдался стремительный экономический рост, расширяет наши возможности выстоять в период глобальной нестабильности. Но по одиночке выстоять в этом, как выразился В.В. Путин «идеальном шторме»[6], будет невозможно, необходимо создавать систему совместных антикризисных мер, так как кризис имеет глобальный характер, то и меры борьбы с ним также должны быть глобальными. Государства должны быть готовы к структурной модернизации национальных экономик, так как в условиях текущего кризиса, нельзя надеяться на сохранение сложившейся модели развития экономики, и любые попытки сделать это лишь усугубят кризисные процессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книги 1 и 2. - М.: Экономика. 1989.с. 253.

2. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 1993. С. 47.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Под ред. Ф.Энгельса. - М.: Политиздат, 1978. Т. III, кн. 3, ч. 2. с. 532.

4. Усоскин В.М. «Денежный мир» Милтона Фридмена. - М.: Мысль, 1989. с. 39.

5. Rosenthal U., Charles M., Hart P. (Eds.) Coping with crises. The management of disasters riots and terrorism.-Spring field: Charles C Thomas, 1989. - P. 10.

ФЕДОТОВА Е.И.

аспирант кафедры мировой экономики и международных отношений,

Южный федеральный университет

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МИРОВОЙ РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования передачи за рубеж прав на объекты интеллектуальной собственности. Даны предложения по совершенствованию правовых норм и регламентации процедуры передачи за рубеж российских технологий.

Ключевые слова: государственная политика, интеллектуальная собственность.

Коды классификатора JEL: F55, F59

Переход на инновационный путь развития, обеспечение устойчивого экономического роста за счет эффективного использования результатов научно-технической деятельности является в современных условиях одними из важнейших задач российской экономики.

Обладая значительным научно-техническим потенциалом, Россия в настоящее время отстает от промышленно развитых стран по коммерческому выводу результатов научно-технической деятельности на мировой рынок и не получает должной экономической отдачи от вовлечения их в хозяйственный оборот. Существует значительное количество фактов передачи за рубеж прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) вне рамок действующих нормативноправовых актов.

В этой связи совершенствование законодательных норм и практики передачи за рубеж прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД), в том числе полученных за счет средств федерального бюджета, является сегодня одним из необходимых условий обеспечения успешного социально-экономического развития России, повышения конкурентоспособности российских предприятий и эффективного использования отечественного научно-технического потенциала, главным образом путем широкой коммерциализации технологий на мировых рынках и правовой защиты экспорта отечественной наукоемкой продукции, содержащей интеллектуальную собственность, созданную в России.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.