Научная статья на тему 'КРИЗИС ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕННОСТНОГО И КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА'

КРИЗИС ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕННОСТНОГО И КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
РУССКИЙ МИР / ЗАПАДНЫЕ ЭЛИТЫ / ПРОГРЕССИЗМ / КОЛОНИАЛИЗМ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕЯ / СВОБОДА ИНДИВИДА / КРЕСТОВЫЙ ПОХОД / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рожковский Виталий Борисович

В статье на материале выступлений Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2019 и 2022 гг. и реакции на них представителей западной политической элиты анализируется ситуация ценностного и культурно-цивилизационного противостояния России и Запада. Делается вывод о кризисе западных элит, вызванном их неспособностью преодолеть культурно-цивилизационные и политические стереотипы в понимании роли России в мировом развитии, связанные с ограниченностью западных ценностей либерализма, абсолютной свободы индивида, прогрессизма. Показывается роль Русского мира в условиях крушения ценностной гегемонии Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF WESTERN POLITICAL ELITES IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY VALUE AND CULTURAL-CIVILIZATIONAL CONFRONTATION BETWEEN RUSSIA AND THE WEST

In the article on the material of the President of the Russian Federation V.V. Putin’s speeches in 2019 and 2022 and reaction to them of representatives of the Western political elite the situation of value and cultural-civilizational confrontation of Russia and the West is analyzed. The conclusion is made about the crisis of Western elites, caused by their inability to overcome cultural, civilizational and political stereotypes in understanding the role of Russia in world development, associated with the limitations of Western values of liberalism, the absolute freedom of the individual, progressivism. The role of Russian world in the conditions of collapse of value hegemony of the West is shown.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕННОСТНОГО И КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА»

УДК 327.8 ББК 66

Рожковский Виталий Борисович Rozhkovsky Vitaly Borisovich

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России, доктор философских наук, доцент. E-mail: v-rozkovskiy@mail.ru

Professor, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Rostov Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy, Associate Professor.

КРИЗИС ЗАПАДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕННОСТНОГО И КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

РОССИИ И ЗАПАДА

The Crisis of Western Political Elites in the Context of Contemporary value and Cultural-Civilizational Confrontation Between Russia and the West

В статье на материале выступлений Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2019 и 2022 гг. и реакции на них представителей западной политической элиты анализируется ситуация ценностного и культурно-цивилизационного противостояния России и Запада. Делается вывод о кризисе западных элит, вызванном их неспособностью преодолеть культурно-цивилизационные и политические стереотипы в понимании роли России в мировом развитии, связанные с ограниченностью западных ценностей либерализма, абсолютной свободы индивида, прогрессизма. Показывается роль Русского мира в условиях крушения ценностной гегемонии Запада.

Ключевые слова: Русский мир, западные элиты, прогрессизм, колониализм, либеральная идея, свобода индивида, крестовый поход, традиционные ценности, духовное обновление, консолидация общества.

В судьбоносные периоды истории определяющее значение приобретает осознание наиболее влиятельными людьми своего времени - политическими, духовными, культурными, экономическими элитами сути того вызова, от ответа на который зависит будущее того или иного народа либо цивилизации, а сегодня и всего глобального мира. При этом исторические вызовы никогда не ограничиваются внешней чередой событий, вооруженных противостояний или природных катаклизмов, они всегда касаются глубинной логики существования народов и цивилизаций, их аксиологических векторов и ресурсов развития.

30 сентября 2022 года Президент России В.В. Путин в своем обращении по случаю под-

In the article on the material of the President of the Russian Federation V.V. Putin's speeches in 2019 and 2022 and reaction to them of representatives of the Western political elite the situation of value and cultural-civilizational confrontation of Russia and the West is analyzed. The conclusion is made about the crisis of Western elites, caused by their inability to overcome cultural, civilizational and political stereotypes in understanding the role of Russia in world development, associated with the limitations of Western values of liberalism, the absolute freedom of the individual, progressivism. The role of Russian world in the conditions of collapse of value hegemony of the West is shown.

Keywords: Russian world, Western elites, pro-gressivism, colonialism, liberal idea, individual freedom, crusade, traditional values, spiritual renewal, society consolidation.

писания договоров о принятии в состав Российской Федерации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей [1] обозначил не только международные правовые основания для вхождения (согласно принципу самоопределения народов) в состав России новых территорий, ранее принадлежавших другому государству, но и культурно-цивилизационные и ценностные различия между Русским миром и западными странами, которые фактически привели к современному формату противостояния, вынудившего Россию начать специальную военную операцию на Украине. Суровым приговором прозвучало суждение

российского Президента в адрес западных элит, современная «диктатура» которых, по его убеждению, направлена на «полное отрицание человека, ниспровержение веры и традиционных ценностей, подавление свободы», приобретающее характер «"религии наоборот" - откровенного сатанизма» [1]. При этом В.В. Путин отметил, что современный исторический вызов, на который необходимо ответить российскому обществу, есть прежде всего консолидация общественных сил для битвы «за большую историческую Россию» [1], для реализации «освободительной миссии», основанной на ценностях свободы, справедливости, человеколюбия, сострадания.

Некоторые лидеры Запада поспешили определить выступление В.В. Путина как объявленный «крестовый поход» против ценностей западного мира. Так, немецкое интернет-издание Handelsblatt 13 октября 2022 года привело слова канцлера Германии О. Шольца о том, что российское руководство рассматривает специальную военную операцию на Украине как «часть большого крестового похода [против Запада]... Москва борется против либеральной демократии, международного порядка, основанного на правилах, против свободы и прогресса» [2]. При этом нужно отметить, что наименование политики Президента Российской Федерации в отношении Запада в качестве проекта некоего «крестового похода» не является новым и употреблялось задолго до проведения специальной военной операции. Еще в 2019 году по поводу высказанных В.В. Путиным суждений на саммите G20 в Осаке (Япония) французское издание L'Orient-Le Jour приводило мнение «независимого аналитика» В. Фролова о том, «российский президент ведет "крестовый поход против прогрессизма" в надежде объединить вокруг себя консервативные силы во всем мире» [3], и расценивало высказывания В.В. Путина как свидетельство усиления его антизападной позиции начиная с 2014 года, объясняя его влиянием консервативных идей, поддерживаемых в российском обществе Русской православной церковью.

В это время Президент Российской Федерации действительно подверг критике одну из базовых ценностей современного западного мира - либеральную идею, выражением и обоснованием которой являлась поддерживаемая западными элитами политико-правовая

философия прогрессизма (прогресса, прогрес-сивизма), и лежащую в ее основе идею свободы индивида, стоящую выше интересов общества в целом. Что имел в виду российский лидер, говоря в большом интервью Financial Times накануне саммита о том, что «идея про-грессивизма устарела... [поскольку] противоречит интересам подавляющего большинства населения» и что «либеральная идея пережила свою цель» [3]? Речь шла о таких негативных, не принимаемых большинством населения стран мира последствиях либеральной культурной и социальной политики, как миграционное «гостеприимство» по отношению к приезжающим в европейские государства мигрантам, которым властями стран Западной Европы позволено безнаказанно «убивать, грабить, насиловать». Кроме того, говорилось о поддержке на Западе движения ЛГБТ как социального меньшинства, ценности которого навязываются основной массе людей вопреки традиционным духовным ценностям.

«Устаревший» прогрессизм может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего он представляет собой догму о наличии некоей универсальной причинно-следственной связи между научно-техническим прогрессом и прогрессом антропологическим и социальным. Однако тупик прогрессизма состоит в том, что на самом деле «нет никакого объективно устанавливаемого прогресса ни в объединенном мире в целом, ни в мире людей в частности» [4]. Самая идея прогресса принадлежала миру модерна, сформировавшему веру во всесилие науки и автономное развитие человеческого разума. Но в определенном смысле эта вера, своеобразным образом развитая и воплощенная, в частности, в философии и этике трансгуманизма, содержала в себе игнорирование важнейших сторон духовного мира человека, связанных с его личностными нравственными ценностями и религиозной верой. В конце XIX и на протяжении всего XX столетия русские религиозные философы (К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев, о. П. Флоренский и др.) предупреждали о том, что научно-технический прогрессизм сопряжен с огромными духовно-экзистенциальными рисками для существования человека и общества, а также для гармоничного развития с природой. Несмотря на эти предупреждения, вера в прогресс в итоге оформилась в разнообразные реализуемые проекты

радикального изменения (улучшения) человеческой природы и даже постчеловеческого развития. В этическом плане это означало расчеловечивание человека через технологическое переконструирование традиционных параметров его бытия (таких как «жизнь-смерть», «пол», «отец-мать» и др.). В частности, в ряде западных стран от лица своих элит произошло снятие фундаментальных культурно-религиозных табу на искусственное вмешательство в уникальную психобиологическую целостность человека, например, на переделывание человеческой природы в угоду свободы гендерного выбора и т.п. Таким образом, реальными последствиями веры в прогресс стала не столько реализация духовно-творческих способностей человека и его развитие в обществе, сколько вырожденческое освобождение индивида от традиционных для личной и социальной жизни моральных ценностей во имя опасных экспериментов над собственной природой.

Истоки прогрессизма, представленного в политической идеологии в виде социального либерализма, лежат в борьбе европейского общества в прошлом столетии за утверждение прав индивида против навязываемых авторитарных форм доминирования государственной власти и идеологии, за преодоление различных форм дискриминации по религиозному, национальному, половому и расовому признакам и экономического неравенства между различными слоями общества. Опираясь на эту старую идею освобождения индивида от государственно-идеологических форм порабощения, представители западных элит, в частности, экс-президент Европейского совета Дональду Туску, повторяют «мантру» об опасности авторитаризма, об устаревании не либеральной идеи, а политического авторитаризма. Но в итоге в реальной политике отстаиваемая ими либеральная идея и прогрессизм оборачиваются новой формой авторитаризма и эксплуатации людей, при которой они вынуждены отказываться от своих обязательств перед моралью, верой, семьей, где значительная часть общества становится полем для экспериментов элит над их биологической выживаемостью и мировоззренческой лояльностью.

Таким образом, исчерпанность либеральной идеи свободы индивида проявилась в том, что она вступила в противоречие со свободой в обществе (права меньшинств оказались предпочтительнее прав большинства и дик-

туются как общепринятый образец поведения) и возможностью следовать традиционным ценностям.

Кроме того, свобода индивида, понимаемая как его независимость по отношению к сфере трансцендентного, оказалась несовместима с ценностями социального согласия и нравственно-обязывающего начала, в особенности начала государственно-правового. В западных секулярных концепциях права ошибочным является понимание его как существующего только для индивида, который и определяет его ценность. Ведь в таком случае право имеет лишь относительную, а не абсолютную ценность, определяемую условными потребностями и желаниями личности в зависимости от ее нравственного, интеллектуального, культурного развития. При таком подходе, как говорил известный русский философ права начала XX века Н.Н Алексеев, «абсолютной ценностью обладает только человеческая личность» [5], а любые сверхопытные ценности перестают иметь определяющее аксиологическое значение, и в итоге утверждается индивидуализм, граничащий с произволом, анархией и нигилизмом. «Ибо абсолютная личность, для которой только и существует право, в любой момент может разрушить правопорядок и объявить себя по ту сторону всякого закона, не имеющего цену, помимо личности и ее свободного признания» [5].

В международном формате эту сомнительную привилегию произвольно толковать, кто имеет или не имеет право считаться цивилизованным, демократичным, гуманным и т.п., получают отдельные «абсолютные личности» -представители западных глобалистских элит, являющиеся в действительности по своему нравственно-культурному уровню вырождающейся элитой, «средними европейцами», выступающими в качестве «орудия всемирного разрушения» (К.Н. Леонтьев) [6, с. 126]. В противоположность западным секулярным концепциям права, по убеждению Н.Н. Алексеева, субъект нравственных ценностей и права изначально обладает духовной природой - открытостью к религиозному сверхиндивидуальному опыту. Ведь «религия есть... совокупность представлений о "святом", "высшем" и "ценном", необходимо связанная с определенной системой поведения и порождающая определенную систему жизни. люди как бы родятся с известными представлениями о

"святом" и "высшем" - и сообразно им строят свою жизнь» [7, с. 136]. Именно духовный опыт определяет характер отношений между людьми вообще и правовыми отношениями в частности, основанными на априорных сверхиндивидуальных нравственных ценностях, которые составляют содержание той или иной правовой системы.

Искажение ценностей, приобретение ими материалистического характера или же утрата восприимчивости к ним приводят к искажению нравственного содержания права. В этом случае и правовая система начинает оправдывать, легитимировать сложившиеся искаженные ценности и антиценности, способствуя их укоренению в общественной жизни. Но вместе с этим общество утрачивает настоящие высшие цели и идеалы собственного развития, заменяя их следованием утопическим идеологиям, таким как прогрессизм. Иным вариантом ценностного отношения «личность-общество», по мысли Н.Н. Алексеева, является традиционно-христианский идеал государственно-правового устройства. В государстве с такой правовой системой индивид не может существовать иначе как органичный элемент общественного целого, индивид, включенный в акт признания людьми друг друга, подчиненный ценностным императивам. Каждая личность призвана не только «иметь права» и исполнять некие формально установленные предписания, но и ощущать, признавать свои обязанности перед обществом. Концепт «обязанности» или «правообязанности» Н.Н. Алексеева заключает в себе проявление «идеального», «чистого» долженствования, рождающегося из объективного ценностно значимого порядка вещей. Отношения людей, основанные на таких «правообязанностях», составляют «государство правды», т. к. ощущение внутренней «правды» каждой личности преображается в поступки по правде Божией - согласно высшим духовным ценностям.

Либеральная свобода, понимаемая как освобождение от традиционных ценностей, культивируемых в обществе религией, в современном западном обществе привела к оправданию таких новых «ценностей», которые означают не только принуждение к отказу от следования своим религиозно-нравственным убеждениям и основанным на них национальным традициям, но и прямое ограничение фундаментального права человеческой личности

иметь традиционную семью (быть отцом, матерью, сыном, дочерью). Либеральная идея свободы обратилась в агрессивную пропаганду и поощрение (даже с детства, без согласия родителей) отказа людей от традиционной сексуальной ориентации и семьи. Такой отказ поддержан «избранными» западными элитами, т. к. он позволяет обеспечивать выгодное эксплуатирование рабочей силы без социальных обязательств перед семьей со стороны государства (поскольку однополые «семьи» не имеют своих детей), вплоть до сознательного сокращения численности этой рабочей силы и утраты ею кровнородственных социальных связей и традиций. Западные элиты просто не собираются решать ключевые мировые социальные проблемы демографии, неравенства, продовольственного и миграционного кризиса.

Как справедливо отмечает В.К. Захаров, «прогрессистский универсалистский модернизм был лишь лукавым вменением человеческому миру со стороны могущественных демиургов эпохи Модерна» [4], но сейчас невозможно надеяться на реализуемость «любых общемировых прогрессистских проектов» [4]. Наивно полагать, что на мировое сообщество, в которое входят страны, где господствуют традиционные ценности, оказывает влияние религия и имеются свои национально-культурные интересы (Россия, Китай и др.), будут поддерживать либеральную идею только по той причине, что (пока) существует «сродство ценностных ориентаций между внутренней политической культурой... сверхдержавы [США], с одной стороны, и космополитическим проектом, с другой стороны» [8, с. 18], как говорил еще пару десятилетий назад один известный идеолог ценностной солидарности западных стран Ю. Хабермас.

Выражением исчерпанности либеральной идеи в политико-правовом формате служит и фактическая замена международного правопорядка идеей по-разному, ввиду политической конъюнктуры, толкуемых «правил» международного порядка, которые, как отметил в своем обращении 30 сентября 2022 года российский Президент, неизвестно кто установил (с точки зрения международного признания). Если, следуя образу главы европейской дипломатии Ж. Борреля, «садом» современной цивилизации называть Западную Европу (а дикими «джунглями» - весь остальной мир), где создана, по его мнению, «наилучшая. комбинация

политической свободы, экономического процветания и социального сплочения» [9], то становится очевидно, что, например, важнейший принцип международного права - неотъемлемое право на самоопределение народов, как и декларируемую идею беречь «сад» от вторжения «джунглей», по своим правилам может толковать единственный «садовник», претендующий на гегемонию и олицетворяющий идеологию глобализма, - США. Впрочем, и в европейском сообществе отсутствует единство мнений относительно ценностей, т. к. не все страны - члены Европейского союза признают отказ от традиционных ценностей. И в связи с этим европейским партнерам нужно, по выражению О. Шоль-ца, не забывать «договариваться об основных ценностях» [2]. В использованном же Ж. Борре-лем образе отразилась известная «европоцентристская» и колониалистская идеология, согласно которой ценности западной цивилизации (в лице западных глобалистских элит) считаются единственно верными и прогрессивными, а ценности и культуры других народов и цивилизаций - отсталыми или требующими усилий перевоспитания (зачастую насильственного). Культурно-цивилизационная идея превосходства ценностей западного мира становится в суждениях и действиях западных элит военно-политической идеей, фактически объявленным настоящим крестовым походом Запада против «неверных» - всех государств, не принимающих или отвергающих западные ценности и правила миропорядка. Примечательно, что заявление О. Шольца о некоем объявленном Президентом РФ большом «крестовом походе» против Запада прозвучало в тот же день (13 октября 2022 года), что и цитируемое выше заявление Ж. Борреля, по сути, о действительно крестовом походе Запада против несогласных с мировым порядком во главе с США и ценностями западной цивилизации.

Именно как ответ на этот «крестовый поход» Запада следует рассматривать позицию российского Президента в обращении 30 сен-

тября 2022 года, т. е. как обоснование неприятия культурно-цивилизационной и ценностной гегемонии Запада, а также наличия нового мирового субъекта, занимающего позицию не ученичества и подражания, а нового просвещения в русле консервативных ценностей.

В основе проекта Русского мира находится русская идея, которую, на наш взгляд, необходимо рассматривать прежде всего не как политическую (геополитическую), но как культур-но-цивилизационную и религиозную, лишенную претензии на «насильственное навязывание каких-либо ценностей и стереотипов жизнедеятельности иным странам и народам» [1], сопряженную с исторически свойственной России миссии антиколониального освободительного движения. Русский мир отражает характеристика «Русской вселенскости» как духовно-эсхатологического, наднационального, не-соотносимого в полной мере с территориальными границами или языковой средой образования, которому присущи христианские ценности справедливости и сострадания к угнетаемым и несвободным. Обращение Президента Российской Федерации есть осознание борьбы за глубинную логику нашей истории, которая осуществима как жертвенный подвиг всего Русского мира за достойный человека способ бытия. Обращение означает отнюдь не «крестовый поход» в исторической терминологии западных элит. Это призыв к консолидации российского общества, к осознанию ответственности за духовный выбор, выраженный в миссии защиты суверенитета России и всего пространства Русского мира, внутренней интеграции и духовного обновления общества на основе исторически присущих традиционных ценностей. Кроме того, это предупреждение о глобальных негативных последствиях навязывания ценностей западной цивилизации остальному миру и декларация поддержки свободного и справедливого развития других народов, новых центров мировой культуры и политики.

Литература

1. Стенограмма обращения Президента Российской Федерации (30.09.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://prezident.org/ tekst/stenogramma-obraschenija-prezidenta-rossi-iskoi-federacii-30-09-2022.html (дата обращения: 10.09.202).

Bibliography

1. Transcript of the address of the President of the Russian Federation (30.09.2022) [Electronic resource]. URL: http://prezident.org/tekst/ stenogramma-obraschenija-prezidenta-rossiiskoi-federacii-30-09-2022.html (date of access: 10.09.2022).

2. Канцлер Олаф Шольц считает нападение России на Украину крупным крестовым походом против Запада // Handelsblatt: 13.10.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www. handelsblatt.com/politik/international/liveblog-zum-ukraine-krieg-alle-entwicklungen-macron-werde-jedes-mal-mit-putin-reden-wenn-es-noet-ig-ist-russland-meldet-erstmals-tod-gerade-ein-berufener-soldaten/27982126.html (дата обращения: 10.09.202).

3. На G20 Путин возглавляет атаку на западный прогрессивизм // L'Orient-Le Jour: 30.06.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www. lorientlejour.com/article/1176889/au-g20-poutine-mene-lattaque-contre-le-progressisme-occi-dental.html (дата обращения: 10.09.202).

4. Захаров В.К. Закат глобального прогрес-сизма и проектная неопределенность мира [Электронный ресурс]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/zakat-globalnogo-progressiz-ma-i-proektnaya-neopredelyonnost-mira (дата обращения: 10.09.202).

5. Алексеев Н.Н. Общее учение о праве [Электронный ресурс]. URL: https://viewer. rsl.ru/ru/rsl01002916797?page=3&rotate= 0&theme=white (дата обращения: 10.09.202).

6. Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Избранное. М., 1993.

7. Алексеев Н.Н. Религия, право и нравственность // Человек. 2006. № 6.

8. Хабермас Ю. Спор о прошлом и будущем международного права. Переход от национального к постнациональному контексту // Вопросы философии. 2004. № 3.

9. Боррель сравнил Европу с садом, а весь остальной мир - с джунглями// Информационное агентство ТАСС. 13.10.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarod-naya-panorama/16043897 (дата обращения: 10.09.202).

2. Chancellor Olaf Scholz considers Russia's attack on Ukraine a major crusade against the West// Handelsblatt: 13.10.2022 [Electronic resource]. URL: https://www.handelsblatt.com/poli-tik/international/liveblog-zum-ukraine-krieg-alle-entwicklungen-macron-werde-jedes-mal-mit-pu-tin-reden-wenn-es-noetig-ist-russland-meldet-er-stmals-tod-gerade-einberufener-soldaten/ 27982126.html (date of access: 10.09.2022).

3. At the G20, Putin is leading the attack on Western progressivism// L'Orient-Le Jour: 30.06.2019 [Electronic resource]. URL: https:// www.lorientlejour.com/article/1176889/au-g20-poutine-mene-lattaque-contre-le-progressisme-occidental.html (date of access: 10.09.2022).

4. Zakharov V.K. The decline of global progressivism and the project uncertainty of the world [Electronic resource]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/zakat-globalnogo-progressiz-ma-i-proektnaya-neopredelyonnost-mira (date of access: 10.09.2022).

5. Alekseev N.N. General doctrine of law [Electronic resource]. URL: https://viewer.rsl.ru/ ru/rsl01002916797?page=3&rotate=0&theme =white (date of access: 10.09.2022).

6. Leontiev K.N. The average European as an ideal and an instrument of world destruction // Favorites. Moscow, 1993.

7. Alekseev N.N. Religion, law and morality // Person. 2006. № 6.

8. Habermas Yu. A dispute about the past and future of international law. The transition from the national to the post-national context // Questions of philosophy. 2004. № 3.

9. Borrel compared Europe to a garden, and the rest of the world to a jungle// TASS News Agency. 13.10.2022 [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 16043897 (date of access: 10.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.