Научная статья на тему 'КРИЗИС ВОКРУГ УКРАИНЫ И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ ВИШЕГРАДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ'

КРИЗИС ВОКРУГ УКРАИНЫ И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ ВИШЕГРАДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАТО / САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ / СТАТУС АССОЦИИРОВАННОГО ЧЛЕНА / СОГЛАШЕНИЕ ОБ ЕВРОАССОЦИАЦИИ / ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ / ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пешкин Виталий Михайлович

Предметом исследования является влияние Украинского кризиса на внешнюю и оборонную политику V4. Исследуются заявления и действия Вишеградской группы по украинскому вопросу, которые по своей оперативности опережали активность Европейского Союза. Однако, консолидированность стран «четверки» уже в первые месяцы и даже недели кризиса подверглась серьезным испытаниям, что впоследствии позволило говорить о наличии существенного раскола между участниками группы. Кроме того, деятельность V4 относительно Украинского кризиса по большей части носила характер реакции на происходящие события, не предлагавшей какие-либо конструктивные стратегии по урегулированию процесса. Новизна научного исследования в рамках данной статьи выражается в анализе нормативно-правовых актов, заявлений Вишеградской группы, демонстрирующих разную степень реагирования V4 на различные этапы Украинского кризиса, а также изменение подходов к оборонной политике стран «четверки» в указанный период времени. Также будет представлено ранее не изучавшаяся Action Plan of the Visegrad Group Defence Cooperation в редакции от 2020 года, в котором будет указан широкий спектр вызовов и угроз, часть из которых напрямую не относится к безопасности стран «четверки», что свидетельствует о фактическом исчезновении сугубо региональной составляющей в оборонной политике Вишеградской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS AROUND UKRAINE AND SECURITY ISSUES IN THE VISEGRAD FOUR COUNTRIES

The subject of the study is the impact of the Ukrainian crisis on foreign and defense policy V4. The statements and actions of the Visegrad Group on the Ukrainian issue, which were ahead of the European Union's activity in their efficiency, are being investigated. However, the consolidation of the "quartet" countries has already been seriously tested in the first months and even weeks of the crisis, which will subsequently allow us to talk about the existence of a significant split between the participants. In addition, V4's activities regarding the Ukrainian crisis were mostly in the nature of a reaction to the events taking place, which did not offer any constructive strategies for resolving the process. The novelty of the scientific research in the framework of this article is expressed in the analysis of normative legal acts, statements of the Visegrad Group, demonstrating the different degree of response of V4 to various stages of the Ukrainian crisis, as well as the change in approaches to the defense policy of the "quartet" countries in the specified period of time. Also, the previously unexplored Action Plan of the Visegrad Group Defense Cooperation will be presented in the 2020 edition, which will indicate a wide range of challenges and threats, some of which do not directly relate to the security of the "quartet" countries, which indicates the actual disappearance of a purely regional component in the defense policy of the Visegrad Group.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ВОКРУГ УКРАИНЫ И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ ВИШЕГРАДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ»

Genesis: исторические исследования

Правильная ссылка на статью:

Пешкин В.М. — Кризис вокруг Украины и вопросы безопасности в странах Вишеградской четверки // Genesis: исторические исследования. - 2022. - № 11. - С. 58 - 73. DOI: 10.25136/2409-868X2022.11.39246 EDN: LCBLQG URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=39246

Кризис вокруг Украины и вопросы безопасности в странах Вишеградской четверки

Пеикин Виталий Михайлович

преподаватель кафедры международной журнапистмки Нижегородского государственного

лингвистического университета

603155, Россия, Ниегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

vitaly1209@bk.ru

Статья из рубрики "Регионы мира в мировом историческом процессе"

DOI:

10.25136/2409-868X.2022.11.39246

EDN:

LCBLQG

Дата направления статьи в редакцию:

20-11-2022

Дата публикации:

27-11-2022

Аннотация: Предметом исследования является влияние Украинского кризиса на внешнюю и оборонную политику V4. Исследуются заявления и действия Вишеградской группы по украинскому вопросу, которые по своей оперативности опережали активность Европейского Союза. Однако, консолидированность стран «четверки» уже в первые месяцы и даже недели кризиса подверглась серьезным испытаниям, что впоследствии позволило говорить о наличии существенного раскола между участниками группы. Кроме того, деятельность V4 относительно Украинского кризиса по большей части носила характер реакции на происходящие события, не предлагавшей какие-либо конструктивные стратегии по урегулированию процесса. Новизна научного исследования в рамках данной статьи выражается в анализе нормативно-правовых актов, заявлений Вишеградской группы, демонстрирующих разную степень реагирования V4 на различные этапы Украинского кризиса, а также изменение подходов к оборонной политике стран «четверки» в указанный период времени. Также будет представлено ранее не изучавшаяся Action Plan of the Visegrad Group Defence Cooperation в редакции от 2020 года, в котором будет указан широкий спектр вызовов и

угроз, часть из которых напрямую не относится к безопасности стран «четверки», что свидетельствует о фактическом исчезновении сугубо региональной составляющей в оборонной политике Вишеградской группы.

Ключевые слова:

Украинский кризис, российско-украинские отношения, НАТО, санкции против России, статус ассоциированного члена, Соглашение об евроассоциации, Вишеградская группа, Восточное партнерство, агрессивные действия России, вызовы безопасности

Говоря о роли Вишеградской группы в Украинском кризисе необходимо указать, что внешнеполитическая деятельность V4 стала одной из причин его возникновения. Это обстоятельство весной 2014 года позволяло Вишеградской группе позиционировать себя как европейского «флагмана» по решению Украинского кризиса. Однако, переход событий на Украине из регионального на глобальный уровень обусловило уход V4 с активных позиций в решении данного конфликт в период с 2015 года до начала СВО в феврале 2022 года. В то же время события конца 2014-2015 годов стали важной вехой в переосмыслении странами V4 своей дальнейшей деятельности в сфере обеспечения безопасности и осуществления оборонного сотрудничества, интенсифицировал взаимодействие Вишеградской группы, как с отдельными партнерами по НАТО, так и с Альянсом в целом.

Актуальностьданного исследования обусловлена тем, что Украинский кризис стал самым серьезным и масштабным вызовом для действующей системы международных отношений. После заявления Киева о намерении «взять паузу» в переговорах о подписании Соглашения об ассоциации, намеченного на ноябрь 2013 г. на саммите в Вильнюсе, в украинской столице начались протесты, которые приведут к вооруженной борьбе самопровозглашенных республик Донбасса и началу специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 года.

Целью исследования является изучение деятельности Вишеградской группы в период Украинского кризиса 2014-2022 годов и влияние этого конфликта на оборонную политику Вишеградской группы, интенсификацию взаимодействия по линии V4 - НАТО

Заявленная цель будет достигнута путем выполнения следующих задач:

- изучению степени вовлеченности Вишеградской группы в Украинский кризис на различных этапах данного конфликта;

- анализ роста противоречий между участниками V4, обусловленный разницей оценок властей стран «четверки» перспектив дальнейшего развития отношений с Украиной и ведения санкционной войны против России.

- изучение активизации оборонной политики и взаимодействия с НАТО странами «четверки» в период 2014-2022 годы.

Новизна научного исследования в рамках данной статьи выражается в анализе нормативно-правовых актов, заявлений Вишеградской группы, демонстрирующие разную степень реагирования V4 на острые (2014-2015 годы, начало СВО в феврале 2022 года) и «затухающие» этапы Украинского кризиса, а также изменение подходов к оборонной политике стран «четверки» в указанные период времени. Также будет представлено ранее не изучавшаяся Action Plan of the Visegrad Group Defence Cooperation в редакции

от 2020 года, в котором будет указан широкий спектр вызовов и угроз, часть из которых напрямую не относится к безопасности стран «четверки», что свидетельствует о фактическом исчезновении сугубо региональной составляющей в оборонной политике Вишеградской группы.

Методологической основой написания статьи являлось следование принципу историзма, применение системно-структурного подхода к изучению политических, экономических, и иных факторов, обусловивших реагирование Вишеградской группы на Украинский кризис. Из общенаучных методов в ходе работы были применены анализ и синтез, которые помогли вычленить военно-политические меры отдельных стран «четверки», а затем воссоздать целостное представление об общей деятельности У4 по оказанию военной помощи Украине обусловленной степенью зависимости от поставок энергоресурсов из России.

Источники, использованные при написании данной работы можно разделить на две группы - 1)информационные материалы Европейского экономического сообщества и Европейского союза, а также документы непосредственно самой Вишеградской группы. 2) Научные исследования, опубликованные различными зарубежными научными институтами; статьи российских (Ю.А. Борко, А.Д.Цыганок), а также публикации в российских и иностранных СМИ.

Украинский кризис стал одним из главных событий в мировой политике и международных отношениях постбиполярного периода. Начинавшийся как во многом «традиционное» событие внутриполитической жизни Украины (с начала XXI в. в стране регулярно проходили крупные акции протеста, направленные против тех или иных действий властей, включая, в том числе и «Оранжевую революцию» 2004 г.) Евромайдан в итоге привел к внутриполитическому перевороту и отстранению от власти президента В.Ф. Януковича и его окружения, нарушению территориальной целостности за счет реинтеграции Крыма в состав России, массовым выступлениям в юго-восточных регионах, началу кровопролитного конфликта в Донбассе, по сути, носившего характер

гражданской войны-1!. Однако влияние Украинского кризиса не ограничилось исключительно внутриукраинскими событиями, российско-украинскими отношениями и региональными процессами на постсоветском пространстве. Фактически втянутыми в данный процесс оказались и другие государства и регионы, что придало украинским событиям глобальный масштаб-^.

В силу своего географического расположения страны Вишеградской группы проявляли повышенный интерес к Украине с момента обретения последней независимости в 1991 г. В 1990-х гг. У4 выступала для Киева своеобразным «окном в Европу», поскольку сотрудничество с бывшими социалистическими странами позволяло (хоть и дозировано) участвовать в различных интеграционных процессах в Центральной и Восточной Европе

(в частности, присоединиться к Центральноевропейской инициативе)^. После вступления стран «четверки» в НАТО и ЕС возможности Украины в реализации своей евроатлантической политики увеличились за счет поддержки своих устремлений со стороны Вишеградской группы, либо ее отдельных членов. Практические элементы такого взаимодействия проявлялись, например, в период президентства В.А. Ющенко, когда У4 на уровне деклараций и заявлений поддерживала инициативы Киева по

вступлению в ЕС и НАТС^4!. В ответ Украина активно выступала за региональные инициативы ЕС и Вишеградской группы, направленные на укрепление позиций Брюсселя на постсоветском пространстве-^.

«Вишеградский след» можно обнаружить и в самом Украинском кризисе. Официальной причиной начала протестов в ноябре 2013 г. стала приостановка президентом Украины В.Ф. Януковичем процесса подготовки к обретению статуса ассоциированного члена ЕС. Подписание соответствующего соглашения должно было состояться на полях саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе.

По мере радикализации протестов и расширения масштабов противостояния тема Украины становится одной из ключевых в рамках встреч и заседаний участников Вишеградской группы. Общая позиция стран У4 по украинским событиям сводилась к тому, что основные требования противников действующей власти, касающиеся перемен во внешнеполитическом курсе, сближению с Европой и проведения масштабных внутренних реформ, должны быть поддержаны, поскольку являются частью «европейского выбора» Киева. Однако среди членов Вишеградской группы присутствовали и определенные опасения по поводу состава протестующих, где все более значимую роль играли радикалы и приверженцы украинского национализма. По мнению некоторых вишеградских политиков, последних следовало исключить из процесса выработки компромиссного решения между властью и оппозицией. Все эти положения были закреплены в Совместном заявлении премьер-министров стран Вишеградской группы от 29 января 2014 г.-6

Смена власти в Украине в феврале 2014 г., фактически являвшая собой государственный переворот, была поддержана Вишеградской группой. Уже 24-25 февраля состоялись два экстренных совещания на уровне министров иностранных дел и министров внутренних дел, а 28 февраля - председателей национальных парламентов. В опубликованных по их итогам документах содержались пожелания к обретению внутреннего единства на всей территории Украины, проведению «свободных и справедливых выборов» и осуществлению демократических реформ (прежде всего, конституционной). В свою очередь, страны «четверки» выражали готовность продолжать поддерживать стремление Украины к участию в европейской интеграции и развитию отношений с ЕС .

Также 28 февраля 2014 г. с официальным визитом в Киев и Днепропетровск прибыли министры иностранных дел У4 с целью проведения переговоров с новой украинской

властью-8-, находившейся на тот момент в процессе формирования. Позднее, 1 марта 2014 г., министр иностранных дел Венгрии Я. Мартоньи посетил также Закарпатскую

область, где проживает большая венгерская диаспора-9-.

При этом стоит отметить, что хоть заявления и действия Вишеградской группы по своей оперативности опережали активность ЕС по украинскому вопросу, тем не менее, консолидированность стран «четверки» уже в первые месяцы и даже недели кризиса подверглась серьезным испытаниям, что впоследствии позволит говорить о наличии

существенного раскола между участниками-10!. Кроме того, деятельность У4 относительно Украинского кризиса по большей части носила характер реакции на происходящие события, не предлагавшей какие-либо конструктивные стратегии по урегулированию процесса.

Вплоть до конца марта 2014 г. Вишеградская группа старалась позиционировать себя в качестве «флагмана» европейских инициатив в отношении Украины. При этом ключевую роль в этих процессах играла Польша. Позиции Венгрии, Словакии и Чехии были более сдержанными, а в некоторых аспектах даже критическими. Своеобразным водоразделом станут санкции против России, введенные США и ЕС в конце марта 2014 г., положившие

начало долгосрочной санкционной войне-11!.

В рамках деятельности Вишеградской группы тема Украины оставалась одной из ключевых. Так, 4 марта было опубликовано Совместное заявление премьер-министров «четверки», в котором, однако, практически не содержалось каких-либо практических шагов по урегулированию кризиса, кроме призывов к России уважать международное право и решать спорные вопросы в рамках сотрудничества с соответствующими международными организациями (ОБСЕ). При этом подчеркивалось, что действия Москвы создают «новую опасную реальность» в Европе, проводя параллели с событиями 1956 г. в Венгрии, 1968 г. в Чехословакии и 1981 г. в Польше. В то же время в Заявлении содержался и призыв к правительству Украины уважать права и обеспечивать равноправное существование всех жителей страны вне зависимости от этнической или

культурной принадлежности-12!.

На следующий день, 5 марта, министры иностранных дел стран У4 направили совместное письмо Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон и Европейскому комиссару по вопросам расширения и политики добрососедства, в котором вновь акцентировали внимание на необходимости актуализировать процесс предоставления Украине статуса ассоциированного члена Евросоюза, прерванный в ноябре 2013 г. по инициативе Киева. Авторы делали основной акцент на том, что к этому стремится не только новое украинское правительство, но и украинский народ, а

подписание будущего соглашения называли «моральным долгом ЕС»-13!. Забегая вперед, данный процесс будет доведен до практического завершения: 21 марта 2014 г. была подписана политическая часть Соглашения об ассоциации, а 27 июня 2014 г. -экономическая.

Параллельно с этим Вишеградская группа также акцентировала внимание и на дальнейшем развитии программы «Восточное партнерство» с целью предоставления статуса ассоциированных членов ЕС не только Украине, но также и Грузии с Молдовой, заинтересованных в сближении с Европой. Именно этому была посвящена встреча министров иностранных дел У4 и их коллег из стран «Восточного партнерства», состоявшаяся 28-29 апреля 2014 г. в Будапеште. В итоговом заявлении, помимо основной темы, речь шла о расширении и увеличении объемов гуманитарной помощи Украине, необходимости активизации взаимодействия ЕС и стран-партнеров, углублении и расширении проводящихся реформ, поддержке территориальной целостности, суверенитета и независимости, обеспечении энергетической безопасности, а также осуждении каких-либо силовых методов решения спорных вопросов-14!.

В дальнейшем консолидированная позиция стран У4 стала подвергаться эрозии. Связано это, в первую очередь, с развитием санкционной войны и отсутствием единства внутри «четверки» относительно необходимости введения собственных санкций в отношении России. Если Польша и Чехия изначально поддержали инициативы ЕС и США, а также наложили свои ограничения в рамках отношений с Москвой, то Венгрия и Словакия, хоть и присоединились к общеевропейскому тренду, но в индивидуальном порядке отказывались от каких-либо радикальных запретов и ужесточений в сфере экономики. Впоследствии Словакия изменит свою позицию, что будет связано с отставкой премьер-

министра Р. Фицо в марте 2018 г.-15! Венгрия же останется последовательной в рамках своей санкционной политики, за что неоднократно будет подвергаться давлению со стороны партнеров по Вишеградской группе и ЕС, а также получать обвинения в

«пророссийскости»-16!.

В условиях намечающегося раскола мнений и расхождения позиций У4 фактически перестала выступать в качестве ключевого актора европейской политики в рамках Украинского кризиса, фактически оставшись в статусе стороннего наблюдателя. Вплоть до октября 2014 г. в документах Вишеградской группы украинский вопрос не выступает в качестве основного. В то же время события Украинского кризиса стали поводом для активизации политики «четверки» в сфере оборонной политики и отношений с НАТО.

Причинами охлаждения интереса Вишеградской группы к Украинскому кризису можно считать, как внутренние факторы, так и внешние. К первым относятся последствия санкций ЕС в отношении России, а также контрсанкций, введенных Москвой, оказавших серьезное влияние на экономики стран «четверки». Ко вторым - расхождение позиций внутри Вишеградской группы по украинскому вопросу, активное стремление Польши и в меньшей степени Чехии взаимодействовать с Украиной (в том числе в ущерб внутрирегиональным процессам и проектам), действия Брюсселя по консолидации политики ЕС в рамках урегулирования Украинского кризиса.

Впервые с марта 2014 г. украинский вопрос станет главной темой встречи в рамках У4 в конце октября, когда министры иностранных дел «четверки» выступили с совместным заявлением по итогам досрочных парламентских выборов в Украине, состоявшихся 26 октября. Помимо поздравлений в адрес «проевропейских сил», одержавших победу, участники заявления выразили готовность продолжать активное сотрудничество с Украиной для проведения соответствующих демократических и рыночных реформ, настаивали на выполнении Минских соглашений, расследовании крушения «Боинга» МН-17 в Донбассе, мониторинга ситуации с положением крымских татар-17-. В конце заявления содержалось приглашения президенту Украины П.А. Порошенко принять участие в саммите Вишеградской группы в ноябре 2014 г.

Днем позже, 31 октября 2014 г. министры иностранных дней стран У4 совместно с британским коллегой выступили с заявлением по поводу готовящихся местных выборов на неподконтрольных Украине территориях Донбасса, подвергнув критике готовящиеся мероприятия. В частности, указывалось на их незаконность по причине несоответствия украинскому законодательству, нарушение положений Минского соглашения от 5

сентября 2014 г. и содержался призыв к России повлиять на их отмену-18-. В целом, документ не содержал в себе каких-либо новых положений, отличавшихся от позиции ЕС по Украинскому кризису. Также факт присутствия в заявлении британского министра иностранных дел позволил некоторым экспертам сделать вывод, что Вишеградская группа отказалась от собственной политики в отношении Украины и полностью консолидировала ее с линией ЕС и НАТО .

В оставшиеся месяцы 2014 г. тема Украины еще несколько раз обсуждалась в рамках Вишеградской группы, как на саммитах самой «четверки», так и в расширенном составе. При этом стоит отметить две ключевые тенденции, характеризующие политику и позицию У4 в отношении Украинского кризиса. Во-первых, фактически из документа в документ переносились одни и те же положения о поддержке суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины, необходимости мирного решения конфликта в Донбассе, соблюдения международного права, избегания насилия, улучшения гуманитарной ситуации, поддержки демократических реформ и преобразований, а также осуждались действия России. Однако не предлагались какие-либо новые механизмы и инструменты улучшения существующей ситуации. Во-вторых, Украинский кризис и его международно-политические последствия использовались странами У4 в рамках обсуждения своей внутрирегиональной оборонной политики и деятельности по

обеспечению безопасности (речь об этом пойдет ниже).

Обсуждение Украинского кризиса содержится в следующих документах 2014 г.: Совместном заявлении глав правительств У4 и президента Швейцарии от 9 декабря, Совместном заявлении для прессы глав государств У4, Сербии и Австрии от 12 декабря и Совместном заявлении министров иностранных дел У4 и Украины от 16 декабря. В первом случае Украинский кризис стал одной из главных тем обсуждения, но в итоговом тексте отражены только общие положения по конфликту в Донбассе, гуманитарной

ситуации в стране и итогам парламентских выборов, состоявшихся в конце октября-20^ Во втором документе Украинскому кризису посвящен предпоследний пункт, в котором во

многом дублируются положения о ситуации в зоне конфликта и в стране в целом-21!.

Третий документ представляется гораздо более информативным. В ходе встречи в Киеве министров иностранных дел У4 и их украинского коллеги был обсужден ряд тем, касающихся, как непосредственного взаимодействия Вишеградской группы и Украины, так и интенсификации сотрудничества по линии «Восточного партнерства» и Международного Вишеградского фонда. Страны «четверки» выразили готовность способствовать обеспечению энергетической безопасности Украины путем реверсных поставок газа, а также более интенсивно развивать торговые отношения. Кроме того, речь шла о намеченных на 2015 г. международной конференции по поддержке Украины и саммита «Восточного партнерства» в Риге, в рамках которых У4 готова была выступить в качестве проводника интересов Киева. Взаимодействие по линии «Восточного партнерства» и Международного Вишеградского фонда в основном сводилось к дальнейшей реализации стипендиальных, обменных и образовательных программ, подготовке специалистов в сфере государственного управления и прочих гуманитарных проектах-22^

Стоит отметить, что после данной встречи МИД Украины начал распространять информацию, впрочем, не носившую официального характера, о том, что Киеву было

предложено вступить в Вишеградскую группу-23!. Однако впоследствии какого-либо развития эта ситуация не получила.

Начиная с 2015 г. тема Украины и Украинского кризиса в официальных документах Вишеградской группы перестает входить в число ключевых. Вышеуказанные тезисы, касающиеся статуса Крыма, конфликта в Донбассе, «европейского выбора» Киева продолжают регулярно упоминаться как в заявлениях по итогам встреч вишеградских

политиков (в том числе и с коллегами из других стран)-24!, так и в годовых отчетах-25! и

программах председательствований-26!, но фактически они служат лишь «фоном» для обсуждения других актуальных проблем. Впоследствии Украинский кризис вытесняется более насущными для У4 и Европы в целом проблемами: миграционным кризисом, пандемией С0УШ-2019, энергетической безопасностью и т.д. С 2015 г. вплоть до начала Специальной военной операции (СВО) России на территории Украины данной теме было посвящено лишь два документа. При этом первый касался не самого кризиса, а

проблемы транзита российского газа в Восточную Европу-27!. Второй, в свою очередь, в очередной раз дублировал коллективную позицию У4 по украинскому вопросу, направлениям сотрудничества «четверки» с Киевом и лишь в последнем абзаце упоминалась готовность сотрудничать в сферах энергетики, транспортной инфраструктуры и логистики-28!.

На регулярной основе в документах Вишеградской группы упоминается «Восточное

партнерство», которому ежегодно посвящались отдельные заявления и декларации-29-. В контексте данной темы Украинский кризис также неоднократно упоминался, однако это не привело к изменениям целях и задачах программы. В основном страны V4 и некоторые представители «Восточного партнерства» выражали солидарность Украине в ее стремлении к реализации «европейского выбора», проведению политических и экономических реформ и т.д.

Вновь тема Украинского кризиса актуализировалась после начала СВО России 24 февраля 2022 г. Однако в первые недели Вишеградская группа ограничилась лишь двумя документами, один из которых - это совместное коммюнике, посвященное помощи беженцам с территории Украины-30-, а второй - Совместное заявление глав правительств V4 и Великобритании, в котором они осудили действия России-31-.

Подобную низкую информационную активность Вишеградской группы можно объяснить внутренними расхождениями как в самой «четверке», так и в ЕС. Прежде всего, это касается вопроса поставки вооружений для Украины и санкционных мер в отношении России. Так, если Польша, Чехия и в меньшей степени Словакия активно поддерживают Киев поставками вооружений и обучением обращения с некоторыми из них, предоставлением инфраструктуры для подготовки новых кадров для Вооруженных сил Украины (ВСУ), то Венгрия отказалась не только поставлять Киеву летальное оружие и

военную технику, но и запретила транзит военных грузов через свою территорию-32-. Кроме того, Будапешт не хочет отказываться от закупок российских энергоресурсов, что уже неоднократно препятствовало согласованию новых санкционных пакетов ЕС в отношении России-33-. Подобная позиция Венгрии вызвала неприятие и критику со стороны партнеров по ЕС и Вишеградской группе-34-.

Украинский кризис также стал причиной интенсификации двух процессов: взаимодействия по линии V4 - НАТО и развития оборонной политики Вишеградской группы. В Братиславской декларации V4 от 9 декабря 2014 г. главы правительств стран «четверки» констатировали, что конфликт на территории Украины не является локальным, поскольку события в Крыму и Донбассе, а также последующие действия России и ее «провокационная деятельность вдоль восточной границы НАТО бросили серьезный вызов архитектуре безопасности... и продемонстрировали, что межгосударственный конфликт с использованием обычных вооружений все еще

возможен»-35-. Также в Декларации приветствовались действия НАТО по укреплению «восточного фланга» и было заявлено о намерениях активизировать свою деятельность в реализации Общей политики безопасности и обороны ЕС-36-. В целом, в первый год Украинского кризиса оценки событий и позиция Вишеградской группы оставались довольно жесткими (несмотря на внутренние противоречия в «четверке»), что полностью совпадало с позициями ЕС и НАТО.

Стоит отметить, что активизация деятельности V4 в рамках оборонной политики произошла еще в марте 2014 г., когда был принят документ «Долгосрочное видение вишеградскими странами углубления оборонного сотрудничества» («Long Term Vision of the Visegrad countries Deepening Their Defence Cooperation»), определившего основные направления сотрудничества стран «четверки». К ним были отнесены развитие и модернизация оборонной промышленности; формирование совместных военных подразделений и развитие трансграничной деятельности; совместные тренировки и

учения, а также взаимодействие в сфере образования-37-. Особое внимание уделялось долгосрочному планированию совместной оборонной политики, увеличению расходов на

военные нужды, гармонизации региональной военной политики с программами НАТО и ЕС. Общие военные силы V4 предполагалось использовать либо как элементы вооруженных сил НАТО и ЕС, либо как самостоятельные подразделения. Устанавливался также срок формирования Боевой группы - первая половина 2016 г. Для реализации третьего направления предполагалось разработать отдельную стратегию (V4 Training and Exercise Strategy) и запустить специальную военную образовательную программу (The

Visegrad Group Military Educational Program, VIGMILEP)-38^

Отдельным документом, также принятым 14 марта 2014 г. оговаривались принципы сотрудничества стран V4 в сфере оборонного сотрудничества. Фактически он расширял и

конкретизировал положения, зафиксированные в «Долгосрочном видении»-39!.

В июне 2014 г. страны Вишеградской группы приняли Будапештскую декларацию, которая должна была положить «новое начало» оборонному сотрудничеству. Фактически главы правительств стран «четверки» подтвердили, что будут реализовывать те цели и задачи, которые были обозначены в марте. Помимо этого вновь была подтверждена роль НАТО, как «краеугольного камня евроатлантической безопасности»-40!.

Развивая положения вышеуказанных документов страны «четверки» 23 апреля 2015 г. приняли План действий Вишеградской группы в сфере оборонного сотрудничества (Action Plan of the Visegrad Group Defence Cooperation). В его рамках предполагалась реализация намеченных в «Долгосрочном видении» направлений совместной деятельности и устанавливался временной промежуток первого этапа, 2016-2020 гг.-41!

В дальнейшем в коммюнике, выпускавшихся по итогам встреч министров обороны V4,лишь кратко фиксировались результаты реализации основных направлений оборонного сотрудничества. Кроме того, при описании взаимодействия «четверки» с НАТО, а также общих угроз для Евро-атлантического региона происходит смещение от Украинского кризиса в сторону борьбы с терроризмом, миграционного кризиса, конфликтов в разных регионах мира, пандемии C0VID-2019 и т.д.-42!

К 2020 г. Вишеградской группе удалось нарастить объемы военного сотрудничества и реализовать заявленные в «Долгосрочном планировании» цели и задачи, касавшиеся создания Боевой группы, проведения регулярных общих учений (в формате V4 и вместе

с НАТО), осуществления совместных военных закупо-43!. В июне 2016 г. к Боевой группе присоединилась Украина-44!, однако численность ее задействованных военнослужащих была невелика. В 2019 г. к участникам также присоединилась Хорватия-45^ что усилило трансрегиональный статус Боевой группы. Также была создана Штаб-квартира Объединенной группы логистической поддержки (V4 Joint Logistics Support Group Headquarters), заработавшая в 2020 г.-46!

В целях дальнейшего развития оборонного сотрудничества 24 июня 2020 г. был принят новый вариант «Долгосрочного видения», в котором фиксировались достижения V4, а также те стадии, на которых находились ключевые процессы взаимодействия и дальнейшие перспективы. Главной целью названо увеличение своего присутствия в деятельности Н АТО и ЕС и одновременное усиление за счет этого сплоченности Альянса

и Евросоюза-47^

Основными направлениями сотрудничества были определены «укрепление взаимодействия в области оперативного и силового планирования», подразумевающее более активную вовлеченность в миссии НАТО, ЕС и ООН; совместная деятельность в

«критически важных областях», куда отнесены основные цели и задачи НАТО на современном этапе, дальнейшая гармонизация военного планирования, развитие существующих форматов взаимодействия; реализация принятых ранее планов, программ и стратегий; выстраивание «гибкого партнерства» с государствами вне У4 (формат У4 + )ИШ

Характерным моментом является раздел, посвященный вызовам безопасности Вишеградской группы. Наряду с общеевропейскими и региональными угрозами (терроризм, неконтролируемая миграция, «агрессивные действия России») упоминаются также такие процессы, как «подъем Китая», региональные конфликты на Ближнем Востоке, в Северной Африке и регионе Сахеля-49-. Столь широкий спектр вызовов и угроз, часть из которых напрямую не относится к безопасности стран «четверки» свидетельствует о фактическом исчезновении сугубо региональной составляющей в оборонной политике Вишеградской группы.

В то же время сотрудничество государств Вишеградской группы в сфере оборонной политики в период 2014-2022 гг. испытывало также и ряд проблем, затруднений и противоречий. Основная их часть, как указывалось выше, связана с расколом внутри У4 относительно Украинского кризиса, объемов взаимодействия с Киевом, участия в санкционной политике против России. Именно здесь проходит т.н. «линия раскола» между Польшей и Венгрией (на определенных этапах позиция Варшавы подвергалась критике в Словакии и Чехии). Премьер-министр Венгрии В. Орбан неоднократно заявлял,

что не рассматривает Россию как угрозу для своей страны-50- и отказывался прекращать закупки российских энергоресурсов.

В период 2020-2022 гг. темпы выстраивания общей оборонной политики У4 снизились под влиянием внешних факторов, вроде пандемии С0УЮ-2019. Те не менее, несмотря на объективные трудности страны «четверки» продолжили деятельность по реализации ключевых процессов, включая Боевую группу, новый этап институционализации которой

намечен на 2023 г.-51-

С началом СВО процесс выстраивания совместной оборонной политики вновь оказался под угрозой ввиду расхождения в позициях Венгрии и остальных участников У4. Однако, несмотря на существенные противоречия и серьезную критику в адрес Будапешта, 14 июня 2022 г. состоялась встреча начальников генеральных штабов вооруженных сил Вишеградской группы, прошедшая в Дебрецене (Венгрия). При этом саммит проходил в неполном формате, поскольку отсутствовал глава польского генштаба. Одной из ключевых тем обсуждения стало усиление «восточного фланга» НАТО, решение о котором предполагалось принять на ближайшем саммите Альянса в Мадриде в конце июня 2022 г.-52-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, Украинский кризис стал существенным испытанием для Вишеградской группы, активизировав параллельно два процесса. С одной стороны, страны «четверки» активизировали оборонную политику и взаимодействие с НАТО в целях обеспечения собственной безопасности, а также активно развивали риторику европейского единства и солидарности. С другой, затягивание кризиса привело росту противоречий между участниками У4, поскольку власти по-разному оценивали перспективы дальнейшего развития отношений с Украиной и ведения санкционной войны против России. Например, венгерское руководство неоднократно акцентировало влияние на том, что не будет ухудшать экономическую ситуацию в стране за счет разрыва связей с Москвой. Кроме того, неоднозначная историческая, национальная и образовательная политики Украины

неоднократно критиковалась представителями V4. Библиография

1. Цыганок А.Д. Причины, особенности и цели гражданской войны на Украине // Постсоветский материк. 2015. №2 (6). С.5-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id = 25023744 (дата обращения: 15.04.2022).

2. ] Тренин Д.В. Украинский кризис и возобновление великодержавного соперничества // Московский центр Карнеги. 14 октября 2015. URL: https://carnegie.ru/2014/10/15/ru-pub-56935 (дата обращения: 15.04.2022).

3. Левченков А.С., Гущин А.В. Отношения Украины со странами Вышеградской группы в контексте Украинского кризиса 2014-2018 гг. // Новая и новейшая история. 2019. №6. С.124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 41501812 (дата обращения: 15.04.2022).

4. «Вышеградская четверка» поддержала Украину на пути в НАТО // РБК. 2008. 23 апреля. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/04/2008/5703cc3e9a79470eaf76a52b (дата обращения: 15.04.2022).

5. Борко Ю.А. Восточное партнерство: проект, реальность, будущее.../ФГБУН Институт Европы РАН; Москва 2018 С.16.

6. Joint statement of the Prime Ministers of the Czech Republic, Hungary, Poland and Slovakia, Budapest, 29 January 2014. URL: http://2010-

2015.miniszterelnok.hu/attachment/0024/23797_v4_nyilatkozat.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

7. Joint Statement of V4 Foreign Ministers on Ukraine; Budapest, February 24, 2014. URL: https://www.visegradgroup.eu/joint-statement-of-v4 (дата обращения: 15.04.2022); Joint V4 Interior Ministers' Statement on Ukraine; Budapest, February 25, 2014. URL: https ://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/v4-interior-ministers (дата обращения: 15.04.2022); Joint Statement on Ukraine of the Parliamentary Speakers of the Visegrad Countries; Budapest, February 28, 2014. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/download.php?docID = 245 (дата обращения: 15.04.2022).

8. Главы МИД Словакии, Польши, Венгрии и Чехии едут в Киев для переговоров// Интерфакс. 2014. 28 февраля. URL: https://www.interfax.ru/world/361880 (дата обращения: 15.04.2022).

9. Закарпатье посетит министр МИД Венгрии Янош Мартони // Uzhgorod.in. 2014. 28 февраля. URL: http://uzhgorod.in/ru/zakarpate-posetyt-mynystr-myd-vengryy-yanosh-martony/ (дата обращения: 15.04.2022).

10. Трухачев В.В. Вишеград: раскол вокруг России и Украины // Перспективы. 2014. 31 а в гус та . U RL:

https ://www.perspektivy.info/oykumena/krug/vishegrad_raskol_vokrug_rossii_i_ukrainy _2014-08-31.htm (дата обращения: 15.04.2022).

11. Отношения России и стран Вишеградской группы: испытание Украиной. № 22/2015 / [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2015. С.43. URL: https://russiancouncil.ru/upload/RIAC-Visegrad-Report22-Rus.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

12. Statement of the V4 Prime Ministers on Ukraine, March 4, 2014. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements (дата обращения: 15.04.2022).

13. Joint V4 Foreign Ministers' Letter on Ukraine to Ashton and Fule, March 5, 2014. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/download.php?docID = 241 (дата обращения: 15.04.2022).

14. Statement of the Ministers of Foreign Affairs of V4+EaP Countries; Budapest, April 2829, 2014. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/statement-of-the (дата обращения: 15.04.2022).

15. Казарновский П., Макаренко Г. Премьер Словакии ушел в отставку на фоне скандала с убийством журналиста // РБК. 2018. 15 марта. URL :

https://www.rbc.ru/politics/15/03/2018/5aaa7d879a7947c04e111376 (дата обращения: 15.04.2022).

16. Орбан: наша политика не пророссийская, а провенгерская // Свободная Пресса.

2014. 7 ноября. URL: https://svpressa.ru/politic/news/103320/ (дата обращения: 15.04.2022).

17. Joint Statement of the V4 Foreign Ministers on Ukraine; Bratislava, October 30, 2014. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/the-joint-statement-of (дата обращения: 15.04.2022).

18. Joint Statement of the MFAs of the Visegrad Group Countries together with the Minister of Foreign Affairs of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland to the Local Elections in Donbas held on November 2, 2014. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/joint-statement-of-the (дата обращения: 15.04.2022).

19. Отношения России и стран Вишеградской группы: испытание Украиной. № 22/2015 / [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2015. С.45. URL: https://russiancouncil.ru/upload/RIAC-Visegrad-Report22-Rus.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

20. Joint S tatement of the Prime Ministers of the Visegrad Group and the President of the Swiss Confederation; Bratislava, December 9, 2014. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/joint-statement-of-the-141211 (дата обращения: 15.04.2022).

21. Joint Press Statement of the Presidents of the Visegrad Group and Austria and Slovenia; Prague, December 12, 2014. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/joint-press-statement-of (дата обращения: 15.04.2022).

22. Joint Statement of the Foreign Ministers of the Visegrad Group and Ukraine; Kyiv, December 16, 2014. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/joint-statement-of-the-141217 (дата обращения: 15.04.2022).

23. Украина может вступить в Вышеградскую группу - МИД Украины // UAПресс. 2014. 17 декабря. URL: https://uapress.info/ru/news/print/52689 (дата обращения: 15.04.2022).

24. Co-Chairs' Statement of Ministers of Foreign Affairs of V4 + NB8 Countries; High Tatras, March 12-13, 2015. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/co-chairs-statement (дата обращения: 15.04.2022); Joint Statement of the Ministers of Foreign Affairs of the Visegrad Group and Germany; Prague, March 13, 2020. URL: https ://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/joint-statement-of-the-200323-1 (дата обращения: 15.04.2022).

25. Report of the Hungarian Presidency of the Visegrad Group. July 2013 - June 2014. URL: https ://www.visegradgroup.eu/download.php?docID = 277 (дата обращения: 15.04.2022); Report of the Slovak Presidency of the Visegrad Group. July 2014 - June

2015. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID = 285 (дата обращения:

15.04.2022); Report of the Polish Presidency of the Visegrad Group. 1 July 2014 - 30 June 2015. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID = 361 (дата

обращения: 15.04.2022).

26. Dynamic Visegrad for Europe and Beyond - Program of the Slovak Presidency in the

Visegrad Group (July 2014-June 2015). URL:

https ://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-programs/20142015-slovak (дата обращения: 15.04.2022); V4 Trust - Program for the Czech Presidency of the Visegrad Group (July 2015-June 2016). URL:

https ://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-programs/20152016-czech (дата обращения: 15.04.2022); Program of the Polish Presidency in the Visegrad Group (July 1, 2016-June 30, 2017). URL: https://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-programs/program-of-the-polish (дата обращения: 15.04.2022).

27. Joint Declaration of V4 Energy Ministers on the Gas Transit through Ukraine; Ostrava, October 6, 2015. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/joint-declaration-of (дата обращения: 15.04.2022).

28. Communiqué of V4 Prime Ministers (following a meeting with the Prime Minister of Ukraine); Krynica, September 6, 2016. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/calendar/2016/communique-of-prime (дата обращения : 15.04.2022).

29. The Visegrad Group Joint Statement on the Eastern Partnership; Bratislava, May 15, 2015. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/the-visegrad-group-joint (дата обращения: 15.04.2022); https://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/the-visegrad-group-joint-200409 дата обращения: 15.04.2022); Joint Statement of the Foreign Ministers of the Visegrad Group countries on the Eastern Partnership countries; April 29, 2021. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/calendar/2021/joint-statement-of-the (дата обращения : 15.04.2022).

30. Joint Communiqué on Providing Joint V4 Assistance to Refugees from Ukraine; London, March 8, 2022. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=489 (дата обращения: 15.04.2022).

31. V4 + United Kingdom Joint Statement of Prime Ministers; London, March 8, 2022. URL: https ://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements (дата обращения : 15.04.2022).

32. Венгрия запретила транзит оружия для Украины по своей территории // РБК. 2022. 28 февраля. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/02/2022/621cd7bf9a794781128807c0 (дата обращения: 15.04.2022).

33. Венгрия заблокировала эмбарго Евросоюза на газ из России // Рамблер / финансы. 2022. 5 апреля. URL: https://finance.rambler.ru/economics/48425899-vengriya-zablokirovala-embargo-evrosoyuza-na-gaz-iz-rossii/ (дата обращения: 15.04.2022); Сикорский Д. Венгры из-за нефти заблокировали шестой пакет санкций ЕС // Экономика сегодня. 2022. 9 мая. URL: https://rueconomics.ru/23189388-krupneishii_indiiskii_neftepererabotchik_otlozhil_remont_npz_radi_deshevogo_rossiisko go_sir_ya (дата обращения: 15.05.2022).

34. Мисник Л. Как позиция Венгрии по Украине расколола Вишеградскую группу // Газета.^. 2022. 2 апреля. URL:

https://www.gazeta.ru/politics/2022/04/02/14689417.shtml (дата обращения: 10.06.2022); Половинин И. В Европарламенте потребовали лишить Венгрию права голоса в ЕС // Газета.^. 2022. 3 июня. URL:

https ://www.gazeta.ru/politics/news/2022/06/03/17860898.shtml (дата обращения :

10.06.2022).

35. Bratislava Declaration of the Visegrad Group Heads of Government on the Deepening V4 Defence Cooperation. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/bratislava-declaration (дата обращения: 15.05.2022).

36. Bratislava Declaration of the Visegrad Group Heads of Government on the Deepening V4 Defence Cooperation. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2014/bratislava-declaration (дата обращения: 15.05.2022).

37. Long-term Vision of the Visegrad Countries on Deepening Their Defence Cooperation; Visegrad, 14 March 2014. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?

docID = 253 (дата обращения: 15.05.2022).

38. Long-term Vision of the Visegrad Countries on Deepening Their Defence Cooperation; Visegrad, 14 March 2014. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?

docID = 253 (дата обращения: 15.05.2022).

39. Framework for an Enhanced V4 Defense Cooperation; Visegrad, 14 March 2014. URL: https ://www.visegradgroup.eu/download.php?docID = 259 (дата обращения : 15.05.2022).

40. Budapest Declaration of the Visegrad Group Heads of Government on the New Opening in V4 Defence Cooperation. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/joint-communique-of-the (дата обращения: 15.05.2022).

41. Joint Communiqué of V4 Ministers of Defence; Tomasov, April 23, 2015. URL: https ://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/joint-communique-of-the (дата обращения: 15.05.2022).

42. Joint Communiqué of the Visegrad Group Ministers of Defence; Niepotomice, February 2, 2017. URL: https://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/joint-communique-of-the (дата обращения: 15.05.2022); Joint Communiqué of the V4 Defence Ministers; Budapest, March 27, 2018. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/joint-communique-of-the-180329 (дата обращения: 15.05.2022); Joint Communiqué of the V4 Defence Ministers; Piest'any, June 10, 2019. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=419 (дата обращения: 15.05.2022); Joint Communiqué of the Visegrad Group Ministers of Defence; Prague, June 24, 2020. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php? docID=453 (дата обращения: 15.05.2022).

43. Visegrad Group Defence Cooperation. URL:

https ://www.visegradgroup.eu/about/cooperation/visegrad-group-defence (дата обращения: 15.05.2022).

44. Украина присоединилась к созданию Боевой группы Вышеградской четверки // Katehon. 2016. 7 июня. URL: https://katehon.com/ru/news/ukraina-prisoedinilas-k-sozdaniyu-boevoy-gruppy-vyshegradskoy-chetverki (дата обращения: 15.05.2022).

45. Budapest Declaration of the Visegrad Group Heads of Government on the New Opening in V4 Defence Cooperation. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/joint-communique-of-the (дата обращения: 15.05.2022).

46. Budapest Declaration of the Visegrad Group Heads of Government on the New Opening in V4 Defence Cooperation. URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2015/joint-communique-of-the (дата обращения: 15.05.2022).

47. The Long Term Vision of the Visegrad Group Countries on Their Defence Cooperation; Prague, June 24, 2020. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=454 (дата обращения: 15.05.2022).

48. The Long Term Vision of the Visegrad Group Countries on Their Defence Cooperation; Prague, June 24, 2020. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=454

(дата обращения: 15.05.2022).

49. The Long Term Vision of the Visegrad Group Countries on Their Defence Cooperation; Prague, June 24, 2020. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID=454 (дата обращения: 15.05.2022).

50. Премьер Венгрии назвал примитивной политику Евросоюза по отношению к России // Полит.ру. 2018. 28 июля. URL: http://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/5411493 (дата обращения: 15.05.2022).

51. Communiqué of the Visegrad Group Chiefs of Defense Meeting in Cracow; June 23-24,

2021. URL: https://www.visegradgroup.eu/download.php?docID = 460 (дата обращения: 15.05.2022).

52. Начальники генштабов ВС Вышеградской группы собрались в Дебрецене // EADaily.

2022. 14 июня. URL:

https ://yandex.ru/turbo/eadaily.com/s/ru/news/2022/06/14/nachalniki-genshtabov-vs-vyshegradskoy-gruppy-sobralis-v-vengrii (дата обращения: 15.06.2022).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом рецензируемого исследования является деятельность Вишеградской чётверки в отношении Украины в период с 2014 по 2022 гг., а также степень влияния украинского кризиса на оборонную политику стран V4. Учитывая резко усилившийся с февраля 2022 года накал кризиса на Украине, а также различную степень влияния на этот кризис Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, актуальность указанной темы трудно переоценить. В качестве теоретико-методологической основы собственного исследования автор декларировал принцип историзма, системно-структурный подход, а также общенаучные методы анализа и синтеза. Действительно, некоторые элементы применения системно-структурного подхода прослеживаются в анализе взаимоотношений между элементами V4 в контексте их взаимодействия с внешней средой мировой политики. Однако из контекста можно увидеть также применение институционального и (как правило, связанного с ним) исторического подходов, а также некоторые элементы ивент-анализа и контент-анализа официальных документов и деклараций. Корректное применение данного методологического инструментария позволило автору получить результаты, обладающие признаками научной новизны. Как справедливо указывает сам автор, ему удалось выявить некоторую зависимость между активизацией деятельности Вишеградской четвёрки и степенью интенсивности кризиса на Украине. Была установлена также зависимость от этой интенсивности изменения подходов к оборонной политике стран V4. Интересно также заключение автора о том, что затягивание украинского кризиса привело к нарастанию противоречий между участниками Вишеградской группы (особенно между Польшей и Венгрией). Наконец, новаторским следует признать анализ прежде не изучавшегося детально документа «Action Plan of the Visegrad Group Defence Cooperation» в редакции от 2020 года. В структурном плане статья также производит положительное впечатление: несмотря на отсутствие рубрикации, логика изложения достаточно последовательна и отражает основные аспекты проведённого исследования. Условно в тексте можно выделить следующие разделы: - вводная часть, в которой формулируется научная проблема, описывается её актуальность, ставятся цель и задачи исследования, даётся характеристика научной новизне полученных результатов, аргументируется

методологический выбор и источниковая база; - предыстория конфликта, где выявляются причины интереса стран V4 к Украине, а также факты участия «четвёрки» во внутриполитических украинских процессах; - роль Вишеградской четвёрки в украинском кризисе; - изменения в оборонной политике стран V4 под влиянием указанного кризиса; - заключительная часть, в которой кратко резюмируются результаты проведённого исследования. В стилистическом плане работа также выполнена на достойном уровне. Не всегда автор отдаёт предпочтение ценностно нейтральной терминологии, что несколько снижает уровень объективности полученных результатов. Так, с первого же предложения обвинив Вишеградскую группу в создании условий для возникновения «украинского кризиса» (тезис, который, согласно заявленной цели исследования, только предстоит доказать), автор ниже использует термины «внутриполитический переворот», «государственный переворот», «реинтеграция Крыма в состав России», «гражданская война» и т. д. Конечно, писать на темы Украины, сохраняя аналитическую трезвость и ценностную нейтральность, сегодня крайне сложно, но стремится к этому надо. Нужно отдать должное автору рецензируемой статьи: за некоторыми досадными исключениями (список которых почти исчерпывается приведёнными выше примерами), в целом, ему удалось подойти к проблеме профессионально и сохранить научный стиль изложения результатов проведённого исследования. В результате получился текст, написанный достаточно грамотно, на хорошем языке, с корректным использованием научной терминологии. Изредка и в незначительном количестве встречающиеся в тексте стилистические и грамматические погрешности (например, несогласованное предложение «Однако, переход событий... обусловило... в решении данного конфликт в период.»; или «.События конца 20142015 годов стали., интенсифицировал взаимодействие.») никак не портят общего впечатления добротно выполненной научной работы. Библиография 52 наименования, в том числе источники на иностранных языках, и в достаточной мере отражает состояние исследований по теме статьи. Апелляция к оппонентам имеет место в части обсуждения роли Вишеградской четвёрки в Украинском кризисе.

ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенная к рецензированию статья может быть квалифицирована как научная работа, соответствующая всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты соответствуют тематике журнала «Genesis: исторические исследования» и представляют интерес для историков, политологов, политических социологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также студентов перечисленных специальностей. Статья рекомендуется к публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.