Научная статья на тему 'КРИЗИС В КАЗАХСТАНЕ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ, АНАЛИЗ ПРИЧИН, РЕАКЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРО'

КРИЗИС В КАЗАХСТАНЕ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ, АНАЛИЗ ПРИЧИН, РЕАКЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
840
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ОДКБ / ТОКАЕВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Марина Олеговна, Давыдов Захар Владимирович

Авторы, изучив оценки предпосылок, причин и природы политического кризиса начала 2022 г. в Казахстане, пришли к выводу, что к промежуточным итогам можно отнести усиление позиций действующего президента и выбранный им курс на полное завершение транзита власти. Кроме того, события в Казахстане по своему значению выходят далеко за рамки национальных границ, и устойчивость действующего политического режима в республике зависит не только от способности власти решить экономические и социальные проблемы, но и от готовности своими дальнейшими действиями ответить вопросы, вызывающие обеспокоенность со стороны международных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Марина Олеговна, Давыдов Захар Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS IN KAZAKHSTAN: PRELIMINARY RESULTS, ANALYSIS OF CAUSES, REACTIONS OF FOREIGN PARTNERS

The authors, having studied the assessment of the prerequisites, causes and nature of the political crisis of the beginning of 2022 in Kazakhstan, came to the conclusion that the interim results include the strengthening of the position of the incumbent president and his chosen course for the complete completion of the transit of power. The analysis of the events, the degree of organization and coordination of the forces involved indicates that if the protest was not artificially created by "groups from outside", then certain political forces attempted to use the current situation in order to unbalance the existing political system in the country. In addition, the events in Kazakhstan in their significance go far beyond national borders and the stability of the current political regime in the republic depends not only on the ability of the authorities to solve economic and social problems, but also on the willingness to answer questions of concern from international partners with their further actions.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС В КАЗАХСТАНЕ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ, АНАЛИЗ ПРИЧИН, РЕАКЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРО»

Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 112-122. Oriental Institute Journal. 2022. No. 1. P. 112-122.

Научная статья УДК 327

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/112-122

Кризис в Казахстане: предварительные итоги, анализ причин, реакции зарубежных партнеров

Марина Олеговна ДМИТРИЕВА

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, dmitrieva.mo@dvfu.ru Захар Владимирович ДАВЫДОВ

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия, davydov.zv@dvfu.ru

Аннотация. Авторы, изучив оценки предпосылок, причин и природы политического кризиса начала 2022 г. в Казахстане, пришли к выводу, что к промежуточным итогам можно отнести усиление позиций действующего президента и выбранный им курс на полное завершение транзита власти. Кроме того, события в Казахстане по своему значению выходят далеко за рамки национальных границ, и устойчивость действующего политического режима в республике зависит не только от способности власти решить экономические и социальные проблемы, но и от готовности своими дальнейшими действиями ответить вопросы, вызывающие обеспокоенность со стороны международных партнеров.

Ключевые слова: Казахстан, политический кризис, Центральная Азия, ОДКБ, Токаев

Для цитирования: Дмитриева М.О., Давыдов З.В. Кризис в Казахстане: предварительные итоги, анализ причин, реакции зарубежных партнеров // Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 112-122. DOI: 10.24866/2542-1611/20221/112-122

Original article

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/112-122

Crisis in Kazakhstan: preliminary results, analysis of causes, reactions of foreign

partners

Marina O. DMITRIEVA

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, dmitrieva.mo@dvfu.ru Zakhar V. DAVYDOV

Assistant Professor, International Relations Department, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, E-mail: davydov.zv@dvfu.ru

Abstract. The authors, having studied the assessment of the prerequisites, causes and nature of the political crisis of the beginning of 2022 in Kazakhstan, came to the conclusion that the interim results include the strengthening of the position of the incumbent president and his chosen course for the complete completion of the transit of power. The analysis of the events, the degree of organization and coordination of the forces involved indicates that if the protest was not artificially created by "groups from outside", then certain political forces attempted to use the current situation in order to unbalance the existing political system in the country. In addition, the events in Kazakhstan in their significance go far beyond national borders and the stability of the current political regime in the republic depends not only on the ability of the authorities to solve economic and social problems, but also on the willingness to answer questions of concern from international partners with their further actions. Keywords: Kazakhstan, political crisis, Central Asia, CSTO, Tokayev

For citation: Dmitrieva M.O., Davydov Z.V. Crisis in Kazakhstan: preliminary results, analysis of causes, reactions of foreign partners // Oriental Institute Journal. 2022. № 1. P. 112-122. DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/112-122

Произошедшие в начале января в Республике Казахстан (РК) протесты стали, пожалуй, самым ярким политическим событием начала года. На фоне относительно спокойного информационного фона, обусловленного в первую очередь периодом новогодних каникул и отпусков, казахстанский кризис стал центральной темой новостных выпусков и вывал озабоченность как в соседних республиках, так и странах, рассматривающих Центральную Азию в качестве региона, входящего в сферу политических и экономических интересов.

В данной статье авторы обращались к официальным источникам информации - пресс релизам министерств иностранных дел государств Центральной Азии, обращениям глав государств и международных структур. К моменту подготовки работы еще не было накоплено объемного массива информации по изучаемой

© Дмитриева М.О., Давыдов З.В., 2022

проблеме, поэтому внимание было уделено материалам аналитических центров "Валдай", "Московский Центр Карнеги", "Российского совета по международным делам". Кроме того, были изучены сайты новостных агентств Центральной Азии и России, что дало возможность увидеть весь спектр мнений относительно произошедших событий в Казахстане.

Политики, эксперты, само казахстанское общество, а также мировое сообщество разошлись в оценках предпосылок, причин и природы произошедших событий. По заявлению президента Косым-Жомарта Кемелевича Токаева, протесты явились результатом накопленных республикой в течение последних десятилетий социальных и экономических проблем. "Расслоение в доходах сыграло роль зажженной спички и пороховой бочки, чем воспользовались боевики-террористы и стоящие за ними заговорщики", - отметил президент [20].

С высокой долей вероятности можно говорить о том, что массовые акции, начавшиеся 2 января в г. Жанаозен Мангистуанской области, несмотря на заявления официальных властей РК об инспирировании протестов "силами извне", первоначально носили стихийный характер и были обусловлены непростой социально-экономической ситуацией в западных регионах республики. Резкое повышение цен на сжиженный газ на заправочных станциях фактически выступило катализатором роста социального недовольства, вылившегося в публичные выступления. Фактор праздничных дней при этом способствовал быстрому росту агрессии и маргинализации протестов.

Однако анализ событий, степени организованности и скоординированно-сти участвующих сил указывает, что если протест и не был создан искусственно "группами извне", то определенными политическими силами была предпринята попытка использовать складывающуюся обстановку с целью разбалансировки существующей в стране политической системы.

Однозначный ответ на вопрос, что представляют из себя силы, решившие инспирировать/возглавить протесты, со стороны как государственной власти, так и со стороны экспертного сообщества отсутствует. Во многом это связано с тем, что политическая элита Казахстана, представляющаяся на первый взгляд достаточно однородной, таковой не является. Одна из главных особенностей современного политического режима РК - отмечаемое многими аналитиками (и российскими, и центральноазиатскими) существование многолетнего раскола казахских элит [4]. Более того, в последнее время всё чаще отмечалось усиление внутриэлитных противоречий между так называемой "Семьей" (включает в себя родственников и приближенных бывшего президента Назарбаева Н.А., в том числе председателя КНБ Максимова К.К. и председателя правительства Мамина А.У) и группой, формирующейся вокруг действующего президента Токаева К. К. По всей видимости, данное усиление раскола в республиканской элите во многом обусловлено ухудшением общего состояния здоровья бывшего президента РК Назарбаева Н.А., приведшее фактически к утрате возможности влиять на процесс принятия политических решений действующим руководством страны.

Стремление не допустить отстранения от власти после смерти лидера политической группы в лице Назарбаева подтолкнуло представителей "Семьи" к решению использовать начавшиеся протесты для дискредитации действующего руководителя государства с последующей его заменой на своего представителя. При этом, судя по достаточно быстрому появлению в структуре протеста элементов скоординированности, силовой сценарий смещения Токаева по причине его "несостоятельности в качестве лидера государства" в последнее время прорабатывался "Семьей". Но организационно не был доведен до конца: подготовленные отряды, способные действовать под видом протестующих, имелись только в Алма-Ате и в незначительном количестве в других крупных городах, но не в Нур-Султане. Также не было достигнуто полной договоренности с территориальными органами безопасности и правопорядка относительно их отказа от принятия мер по противодействию протестующим. Помимо того, отсутствовал выработанный список требований, а имеющийся включал абстрактные пункты.

В результате несогласованности и нескоординированости действий, на фоне масштабного участия в протестах внутренних трудовых мигрантов с низким социальным уровнем, зачастую находящихся по причине празднования новогодних праздников в состоянии алкогольного опьянения, а также "завезенных извне неграждан Казахстана" массовые акции быстро вышли из-под контроля и начали приобретать деструктивный и мародерский характер.

Данный фактор лишил протест поддержки со стороны гражданского населения, что позволило использовать в информационном пространстве термин "боевики" в отношении протестующих и начать применять силовые меры по жесткому подавлению без существенного ущерба для репутации государственной власти.

Складывающаяся обстановка была использована президентом Токаевым для отстранения "Семьи" и наиболее влиятельных ее представителей в лице председателя КНБ Максимова К.К. и председателя правительства Мамина А.У от власти. В целях нейтрализации угрозы со стороны возможно лояльно настроенных по отношению к "Семье" представителей военных кругов действующими властями была запрошена помощь Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Данные меры позволили достаточно быстро подавить основные очаги протеста и взять ситуацию под контроль.

В настоящее время сложно говорить о завершении кризиса и разрешении системных проблем, приведших к эскалации внутриполитического конфликта. Во многом Казахстан вступает в новый этап своей политической истории, и его руководству только еще предстоит ответить на вопросы, поставленные произошедшими протестами. Пока в качестве промежуточных итогов можно отметить, что существующее положение дел указывает на усиление позиций действующего президента и выбранный им курс на полное завершение транзита власти путем отстранения представителей старой элиты от всех ключевых постов в республике на всех уровнях. Данные шаги в большинстве своем поддерживаются населением страны. Действия Токаева оцениваются в целом положительно, в том числе и касательно обращения за помощью в ОДКБ.

Несмотря на то, что к 2022 году мировая история и политическая наука имеет накопленный опыт изучения как успешных, так и безуспешных попыток смены действующего политического режима (мирным, военным и гибридным способами) события в Казахстане имеют ряд уникальных особенностей, представляющих интерес с точки зрения их анализа и понимания.

Во-первых, с момента приобретения независимости руководство РК стремилось (достаточно успешно) создать образ "самого стабильного и устойчивого режима в регионе". Такой политический имидж, однако, во многом выстраивался вокруг личности лидера государства. За годы существования независимого Казахстана президентская власть Н. Назарбаева стала настолько сильна, что все рычаги контроля политикой и экономикой были сосредоточены в руках главы государства. Но 19 марта 2019 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в личном обращении к народу заявил о сложении полномочий и сразу подписал соответствующий указ [13]. Такое решение опытного и влиятельного политика, 30 лет возглавлявшего Республику, повлекло за собой активные обсуждения не только среди дипломатов, политиков, журналистов и специалистов в области международных отношений, но и среди простых жителей Казахстана.

При этом в своем обращении к нации Н. Назарбаев подчеркнул, что не уходит с политической арены и оставляет за собой основные элементы контроля над политическими и экономическими процессами в Республике. Он остается лидером нации (Елбасы) и главой Совета безопасности Республики Казахстан, а также лидером крупнейшей политической партии страны - "Нур Отан" [9].

С указанного периода Казахстан стал реализовывать свой собственный "транзит власти", нацеленный на постепенную мирную передачу власти от Н. Назарбаева действующему избранному президенту. Такой сценарий по-разному оценивался как экспертным сообществом, так и политическими кругами и в самом Казахстане, и за его пределами. Вместе с тем "транзит", являясь по своей сути по-

литическим экспериментом, вызывал повышенное внимание со стороны стран с "лидерами-долгожителями", являющихся соседями по региону. Большинство мнений сходилось на том, что серьезным испытанием политической системы Казахстана на прочность станут выборы 2025 г., когда срок полномочий преемника Н. Назарбаева истечет, а запас физических сил и политического авторитета первого президента страны, возраст которого к тому времени приблизится к 85-ти годам, уже будет не таким, как в 2020 году [9].

Январские события не просто подтвердили опасения экспертов, указывающие на невозможность подобной постепенной мирной передачи высшей политической власти, но произошли значительно раньше прогнозируемого периода, что говорит о высокой степени накопленных противоречий внутри политической верхушки.

Во-вторых, традиционно после успешной или не успешной попытки революции/переворота или иной формы недемократической смены руководства страны сохранившая или получившая власть элита стремится к персонификации противоборствующей стороны и обвинении ее в большинстве существующих социальных и экономических национальных проблем. В Казахстане после завершения активной части январского кризиса, руководство страны, начав процедуру пошагового отстранения представителей "Семьи" от процессов политического и экономического управления государством, отказалось от публичной критики и обвинений в адрес данной политической группы и ее лидера первого президента республики. Такое решение может быть во многом обусловлено тем фактом, что легитимность президента Токаева во многом основана на статусе "приемника" Н. Назарбаева.

В-третьих, впервые за время существования Организации договора коллективной безопасности одна из стран-участниц запросила помощь для урегулирования внутриполитической ситуации. Операция была заявлена как миротворческая миссия по охране наиболее важных государственных и стратегических объектов Казахстана и оказанию помощи казахстанской стороне в поддержании правопорядка [8]. Несмотря на такой статус и на тот факт, что силы ОДКБ не использовались для разгона демонстрантов к такому варианту задействования сил международной организации с большим вниманием отнеслись как страны-участники и соседи по региону, так и мировые державы и международные институты. Несмотря на самые полярные оценки роли операции ОДКБ, участие в январских событиях миротворцев организации является прецедентом, на который будут в будущем опираться при принятии решений в аналогичных ситуациях.

Рассматриваемый кризис в Казахстане - событие, способное значительно изменить существующий политический, экономический и социальный уклад не только в самой республике, но и в регионе в целом. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть официальные позиции и фактические действия стран-соседей по региону, а также государств, проводящих в Центральной Азии активный политический курс.

Киргизия за годы независимого существования пережила три государственных переворота. Бишкек называют городом трех революций. Киргизский народ, имеющий обширный опыт существования в условиях кризисных времен, оказал содействие казахстанцам, которые не могли попасть домой из-за рубежа. Авиасообщение было остановлено, но была открыта сухопутная граница между странами. Киргизия не только не закрыла границу (как это делал Казахстан во время волнений в соседней стране), но и разрешила проходить ее без предъявления ПЦР-тестов. Волонтеры и неравнодушные граждане предоставляли казахстанцам жилье, обеспечивали едой и довозили до границы. Был создан Telegram чат "Домой через Бишкек", где можно было найти помощь в городе по любым вопросам.

Стоит отметить, что отношения Нур-Султана и Бишкека нельзя назвать безоблачными. В одно время Казахстан ввёл усиленный пограничный контроль на границе с Киргизией, фактически парализовав грузопоток между этими странами. При этом Киргизия очень зависит от Казахстана в плане транзита. Это было сде-

лано в ответ на обвинение Киргизии в адрес Казахстана в подготовке "массовых беспорядков в день выборов".

Тем не менее эта зависимость заставила МИД сделать заявление, что Кыргызстан "готов оказать любую посильную поддержку и помощь, как это всегда было в истории взаимоотношений наших народов" [10].

Однако заявления Казахстана о причастности граждан Киргизии в беспорядках (особенно случай с джазовым музыкантом, которого заставили оговорить себя) и указание на бегство наемников в Киргизию не будут способствовать налаживанию двусторонних отношений, несмотря на то что Бишкек выполнил свои обязательства в рамках ОДКБ.

Таджикистан поддержал действия казахских властей. Э. Рахмон и К.-Ж. Токаев несколько раз за время волнений созванивались. В рамках операции ОДКБ в Казахстане Таджикистан отправил 200 военнослужащих. В начале января 2022 г. волнения произошли в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана -регионе, который уже на протяжении долгого времени оказывает сопротивление центральной власти, отстаивая свою автономию. Здесь периодически проходят митинги и протесты, которые сразу жестко подавляются. Так, во время последних событий в ноябре 2021 г. по протестующим был открыт огонь на поражение, в результате чего 17 человек было ранено. Участники протестных акций задерживаются, глава группы привлечен к уголовной ответственности.

Можно утверждать, что события в Казахстане будут использованы властями Таджикистана для решения своих задач. Прецедент привлечения ОДКБ для борьбы с террористами создан. А именно так в глазах власти выглядят протестующие Памира. Под прикрытием борьбы можно окончательно покончить со стремлением Бадахшана к автономии и нейтрализовать лидеров движения. Э. Рахмон на саммите ОДКБ заявил, что "у границ ОДКБ функционируют свыше 40 лагерей по подготовке террористов, в их составе более 6 тысяч боевиков" [6].

Известны и натянутые отношения между Душанбе и Кабулом. Таджикистан отказывается признавать правительство Талибана* и хоть как-то с ним сотрудничать. К обвинениям в поддержке сопротивления в Панджшере добавилось требование вернуть вертолеты и самолеты, которые были угнаны в Таджикистан во время прихода талибов к власти. Поэтому призыв Рахмона создать пояс безопасности вокруг Афганистана понятен. Кроме того, республике в скором времени предстоит транзит власти: Э. Рахмон готовит в преемники своего сына Рустама, который не отличается харизмой своего отца. Весьма вероятно, что население поддержит династический транзит, но нельзя быть абсолютно уверенным, что не возникнут волнения и беспорядки, которые захотят поддержать внешние силы.

Узбекистан. До недавнего времени считалось, что самыми стабильными и успешными странами Центральной Азии являются Узбекистан и Казахстан. Однако события начала января и напряженная политическая ситуация в Казахстане выводит Узбекистан в лидеры региона. При этом страны сильно связаны между собой. Как отмечает Р. Назаров, "в Узбекистане проживает свыше 800 000 этнических казахов, в Казахстане - свыше 600 000 этнических узбеков (и еще от 100 до 200 000 граждан Узбекистана находятся в Казахстане в качестве трудовых мигрантов), много смешанных семей, много родных и близких живут по обе стороны границы (а ее протяженность - 2 351 км)" [3].

Ташкент в своей истории тоже сталкивался с волнениями. В 2005 г. случились беспорядки в Андижане, которые были жестко подавлены. Тогда власти расценили их как акции, спонсируемые и финансируемые из-за рубежа. Одним из итогов стало восстановление членства в ОДКБ. Однако с 2012 г. оно было вновь приостановлено. Несмотря на это, на данном этапе Ташкент активно сотрудничает со странами-членами организации в сфере обеспечения безопасности в регионе, принимает участие в учениях (что стало особенно актуально в связи с афганским фактором). Однако в настоящее время с новой силой стали звучать голоса о скором вступлении Узбекистана в ОДКБ. Слова президента Белоруссии А. Лукашенко о том, что "Уроки из ситуации в Казахстане должны быть извлечены, в первую оче-

редь в Узбекистане" [5] были расценены в Ташкенте как давление [23]. Ш. Мерзи-еев на заседании Совета безопасности расценил это высказывание как "необоснованные" и подчеркнул, что Узбекистан обладает "всем необходимым потенциалом и мощью для адекватного реагирования на любую угрозу" [25].

Но полностью исключить возможность восстановления членства в организации нельзя. ОДКБ показала себя как эффективный механизм налаживания ситуации в период кризиса. Обладать этим инструментом в своем арсенале может быть привлекательной перспективой для элит Узбекистана.

Туркменистан является самой закрытой страной региона, и отследить реакцию власти и общества на любые события довольно проблематично. Государственные СМИ Туркменистана не освещали протестные выступления, случившиеся в Казахстане. МИД республики в пресс-релизе сообщило, что "туркменская сторона искренне заинтересована в скорейшей нормализации обстановки в Казахстане, в дальнейшем стабильном общественно-политическом и социально-экономическом развитии соседней страны" [17].

Однако отсутствие информации не означает, что Ашхабад не следил за ходом событий у соседа. Во-первых, Туркменистан имеет общую границу с Казахстаном, протяженностью более 450 километров от Каспийского моря до трипункта с Узбекистаном. И заявления о том, что наемники (якобы) участвующие в погромах, прибыли из соседних стран и пытаются там же скрыться, должны были насторожить. Во-вторых, что более важно, события в Казахстане пришлись на время, когда президент Г. Бердымухамедов планировал передать власть своему сыну Сердару, при этом получить пост, который бы позволил ему оставить контроль за собой. Однако для руководителей, планирующих транзит, пример Казахстана не внушает уверенности в выбранном механизме. Тем более что у приемника есть конкуренты из числа многочисленных родственников.

Кроме того, из поступающей информации видно, что ситуация в стране критическая: долгое время продолжается продовольственный кризис. С нового года произошел резкий рост цен на продукты питания, что уже вылилось в протест населения - на востоке республики около 200 человек вышли на стихийный митинг к зданию районной администрации. Он был подавлен, но очевидно, что не последний.

Обращает на себя внимание тот факт, что в чрезвычайной ситуации не была проведена встреча глав государств региона. Этот формат, предложенный президентом Узбекистана в 2018 г., внушил много надежд. И среди политиков, и в экспертной среде звучали мнения, что наконец регион приобретает то единство, о котором говорили со времени обретения независимости республиками. На последней Консультативной встрече, прошедшей в г. Туркментбаши (Туркменистан) в августе 2021 г., было принято совместное заявление, в котором указывалось, что "Стороны высказались за проработку вопроса о создании диалога по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии в качестве постоянно действующей консультативной платформы для рассмотрения актуальных вопросов развития региона на системной и регулярной основе" [18]. События в Казахстане помимо прочего продемонстрировали, что единства региона в реальности не существует. Таким образом, при возникновении кризисных ситуаций в первую очередь страны Центральной Азии обращаются не к соседям по региону, а к внерегиональным акторам.

В конце 2021 г. основным направлением внешнеполитического внимания России была проблема Украины и связанные с ней переговоры с Соединенными Штатами и НАТО. Судя по всему, события в Казахстане стали неожиданностью как для экспертов, так и для дипломатов. Первая реакция Кремля была озвучена 5 января. Тогда Д. Песков заявил, что "Власти Казахстана способны самостоятельно справиться с ситуацией в стране, главное - избежать вмешательства внешних сил" [14]. Затем, когда ситуация стала выходить из-под контроля казахских властей, и Россия отправила 3 тыс. военнослужащих в составе миротворческих сил ОДКБ, официальная оценка произошедшего свелась к следующему: РФ рассматривает

события как инспирированную извне попытку насильственным путем подорвать безопасность и целостность государства [11].

Высказывались предположения, что Москва воспользуется ситуацией и оставит свой контингент в Казахстане, вынудив Нур-Султан действовать исключительно в ее фарватере [4]. Но по первой просьбе Токаева миротворцы отбыли в места постоянной дислокации.

Для России сейчас необходимо сделать правильные выводы из сложившейся ситуации. И это касается не только Казахстана, а всего постсоветского пространства. Необходимо "найти оптимальные формы влияния в условиях сужения спектра интересов" [12]. Очевидно, что не все республики, получившие независимость в результате распада Советского Союза, состоялись как государства. Кризис, произошедший в Казахстане, который считали самым стабильным государством Центральной Азии, вполне вероятно может повториться и в других странах региона. Это вынуждает Москву определять необходимые в каждом случае варианты взаимодействия с соседними республиками. Главное для России - "сохранить независимость окружающих её государств и направлять все свои усилия на то, чтобы они стали активными и стремящимися к выживанию державами" [1]. В идеале Россия должна поддерживать те элементы государственности, которые сложились за 30 лет независимости. В противном случае ей придется брать на себя ответственность за сохранение этих государств, на что в настоящее время нет ни ресурсов, ни поддержки населения.

Китай высказался не сразу. Существует несколько предположений, почему так произошло: Пекин ожидал окончательной позиции Москвы, поскольку понимает, что влияние России в Казахстане велико; Пекин смотрел, какая из противоборствующих сторон возьмет верх, поскольку Китай не вмешивается во внутренние дела других государств, для него главное - безопасность своих проектов и вложений, в данном случае бесперебойность поставок энергоресурсов и транзита, безопасность в автономном районе Синьцзян, который имеет общую границу с Казахстаном протяженностью более 1,7 тысяч километров. Для решения последнего вопроса было решено отправить дополнительные силы для охраны границы.

После стабилизации ситуации на заседании в мажилисе (нижней палате) парламента Токаев поручил Генеральной прокуратуре совместно с министерством финансов, Агентству по финансовому мониторингу и другим заинтересованным органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на границе с КНР. Проблема разночтений в официальных цифрах товарооборота между странами стоит давно. Но именно сейчас президент отметил ее, упомянув, что "Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов" [7].

На саммите глав государств "Центральная Азия - Китай", который состоялся 25 января 2022 г. в онлайн режиме, К.-Ж. Токаев отметил, что "казахско-китайское сотрудничество отличается беспрецедентным динамизмом, высоким доверием и подлинным добрососедством" [16]. В своей речи президент отметил задачи, которые стоят перед сторонами: наращивание торгово-экономического сотрудничества, активизация совместной работы по дальнейшему строительству "Пояса и Пути", диверсификация транзитно-транспортных маршрутов и внедрение интегрированных логистических решений, внедрение новых моделей устойчивого развития, обеспечения безопасности в регионе.

Китай в некотором смысле можно рассматривать как одного из бенефициаров событий в Казахстане. Его активы в республике защищены, Пекин не потратился на проведение миротворческих операций, и на него не обрушится волна критики о вмешательстве во внутренние дела. Кроме того, Китай выразил готовность помогать в восстановлении Казахстана после погромов, что может привести к росту влияния в стране [2].

Официальная позиция КНР по событиям в Казахстане выглядит так: это внутреннее дело страны, в котором замешаны акторы извне. Как сказано в телеграмме Си Токаеву: Китай "выступает против внешних сил, умышленно создающих хаос и провоцирующих "цветную революцию" в Казахстане. Решительно против

любых попыток подорвать казахстанско-китайскую дружбу и воспрепятствовать двустороннему сотрудничеству" [19]. Участие миротворческих сил ОДКБ расценивается Пекином как оправданное. Несмотря на то, что сейчас влияние России в республике возрастет, высказываются опасения, что РФ может получить доступ к участку сухопутного маршрута "Пояса и пути", ситуация в целом сложилась комплиментарно для Китая. Кроме того, он в очередной раз смог сделать выпад в сторону Соединенных Штатов и их союзников по поводу разжигания цветных революций в регионе и стремления противодействовать политике КНР.

Турция, стремящаяся стать центром тюркского мира, также выдержала паузу в выражении своей реакции по происходящим в Казахстане событиям. Первое официальное заявление МИД страны сделал только на третий день протестов, и в нем довольно сложно найти конкретные оценки Турции к ним. Было отмечено, что придается "большое значение стабильности дружественного Казахстана, желаем мира и спокойствия братскому народу, а также твердо верим, что руководство Казахстана преодолеет этот кризис. Доверяем здравому смыслу народа Казахстана и желаем, чтобы все утихло как можно скорее" [21]. Местные эксперты, аналитики и политики негативно отнеслись к введению миротворческих сил ОДКБ. Звучали претензии в адрес Эрдогана в том, что реакция Турции была слишком медленной, в результате чего Токаев обратился за помощью к ОДКБ (то есть к России), а не к Организации тюркских государств (то есть Турции) [15].

Однако власти Турции постарались извлечь выгоду из произошедших в Казахстане событий. Во-первых, на заседании министров иностранных дел ОТГ они были расценены как "террористический акт". Стороны выразили поддержку казахстанскому руководству в проведении контртеррористических операций против террористов, радикалов, экстремистов и преступников, нацеленных на нарушение конституционного строя в стране [24]. Этим Эрдоган пытается решить внутренние проблемы страны: на протяжении последних лет он ведет борьбу с Ф. Гюленом - оппозиционным исламским проповедником, чью организацию называют FETO (террористическая организация фетхуллахистов) и обвиняют в причастности к попытке госпереворота в июле 2016 года. Турецкие политики призывают расследовать участие Гюлена в событиях в Казахстане [22].

Во-вторых, Турция может продолжить сплочение ОТГ. Уже слышны призывы создать под ее эгидой военный блок. В ближайшее время это вряд ли произойдет, но сама риторика играет на руку Анкаре. Кроме того, возможно, в скором времени Токаеву будет необходимо уравновесить возросшее влияние Москвы. Активное участие в развитии тюркской организации может успокоить недовольных этим националистов. Назначение на должность министра информации и общественного развития А. Умарова, прибегавшего к антироссийской риторике, может быть

подтверждением этого предположения.

***

Таким образом, политический кризис в Казахстане по своему значению выходит далеко за рамки национальных границ. Несмотря на то, что в его основе лежат ухудшающаяся экономическая обстановка, рост социальной напряженности, а также внутриэлитные разногласия - причины исключительно внутреннего порядка, соседние республики, а также государства стремящиеся к расширению сотрудничества с регионом пристально следят за текущей ситуацией в РК. Вне зависимости от того, что на международном уровне реальная реакция на события, их причины, а также действия казахстанский властей различна, представляется возможным определить те аспекты кризиса, к которым с повышенным вниманием относятся все заинтересованные стороны.

Во-первых, с учетом того, что Республика Казахстан является крупнейшей страной в регионе, а также неотъемлемым звеном в выстраивании торговых отношений со всеми странами Центральной Азии, Россией и КНР, внутриполитическая нестабильность напрямую сказывается как на региональной безопасности, так и на глобальных экономических цепочках.

Во-вторых, в условиях наличия в Центральной Азии лидеров-долгожителей казахстанский опыт "мирного транзита" и произошедшие события являются тем опытом, который будут использовать (возможно, в недалеком будущем) политические режимы ряда республик региона при осуществлении передачи власти "приемникам".

В-третьих, применение сил ОДКБ является тем прецедентом, который фактически открывает окно возможностей применить функционал международной организации в разрешении внутриполитических проблем.

Подводя итог, можно говорить о том, что устойчивость действующего политического режима в Республике Казахстан зависит не только от способности власти решить экономические и социальные проблемы, но и от готовности своими дальнейшими действиями ответить на указанные выше вопросы, вызывающие обеспокоенность со стороны международных партнеров республики.

Литература

1. Бордачев Т. Соседи и кризисы: новые вызовы для России // Международный дискуссионный клуб "Валдай". URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/sosedi-i-krizisy-novye-vyzovy-dlya-rossii/ (дата обращения: 02.02.2022).

2. В МИД Китая выразили готовность помочь Казахстану // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20220107/ kazakhstan-1766838303.html (дата обращения: 26.01.2022).

3. Возможно ли в Узбекистане повторение казахстанских событий? // Media.az. URL: https://media.az/ politics/1067843476/vozmozhno-li-v-uzbekistane-povtorenie-kazahstanskih-sobytiy-kommentariy-iz-tashkenta/ (дата обращения: 01.02.2022).

4. Волошин: под видом миротворцев Россия первым запускает спецназ ГРУ и ВДВ // Обозреватель. URL: https://news.obozrevatel.com/abroad/voloshin-pod-vidom-mirotvortsev-pervyim-zahodit-rossijskij-spetsnaz-gru-i-vdv.htm (дата обращения: 01.02.2022).

5. Выступление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ // сайт ОДКБ. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/10-yanvarya-v-formate-videokonferentsii-sostoitsya-zasedanie-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-p/?clear_ cache=Y#loaded (дата обращения: 26.01.2022).

6. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ // сайт ОДКБ. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/10-yanvarya-v-formate-videokonferentsii-sostoitsya-zasedanie-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-p/?clear_ cache=Y#loaded (дата обращения: 26.01.2022).

7. Выступление Токаева в парламенте: основные тезисы // РИА Новости. URL: https://crimea. ria.ru/20220111/vystuplenie-tokaeva-v-parlamente-osnovnye-tezisy-1121996539.html (дата обращения: 20.01.2022).

8. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась в интервью агентству МИА "Россия-Сегодня" рассказал о численности, задачах и правовых основаниях направления Коллективных миротворческих сил ОДКБ в Республику Казахстан // сайт ОДКБ. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/generalnyy-sekretar-odkb-stanislav-zas-v-intervyu-agentstvu-mia-rossiya-segodnya-rasskazal-o-chislen/#loaded (дата обращения: 05.02.2022).

9. Данков А. Казахстанский транзит: в поисках новой конфигурации власти // сайт РСМД. URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kazakhstanskiy-tranzit-v-poiskakh-novoy-konfiguratsii-vlasti/ (дата обращения: 04.02.2022).

10. Заявление Министерства иностранных дел Кыргызской Республики от 05.01.2022 // сайт Министерства иностранных дел Кыргызской республики. URL: https://mfa.gov.kg/ru/osnovnoe-menyu/press-sluzhba/novosti/zayavlenie-ministerstva-inostrannyh-del-kyrgyzskoy-respubliki-61d5cf4cb5e1a (дата обращения: 19.01.2022).

11. Заявление МИД России в связи с решением Совета коллективной безопасности ОДКБ о направлении Коллективных миротворческих сил ОДКБ в Республику Казахстан // сайт МИД РФ. URL: https://www. mid.ru/ru/foreign_policy/news/1793215/ (дата обращения: 18.01.2022).

12. Лукьянов Ф. Коллективизация безопасности // Россия в глобальной политике. URL: https:// globalaffairs.ru/articles/kollektivizacziya-bezopasnosti/ (дата обращения: 22.01.2022).

13. Нурсултан Назарбаев уходит в отставку. Он был главой Казахстана с 1990 года // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6234286 (дата обращения: 20.02.2022).

14. Песков ответил на вопрос о помощи Казахстану из-за массовых протестов // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20220105/pomosch-1766630620.html (дата обращения: 19.01.2022).

15. Поезд ушел: как протесты в Казахстане показали слабость "тюркского мира" // Федеральное агенство новостей. URL: https://riafan.ru/1584827-poezd-ushel-kak-protesty-v-kazakhstane-pokazali-slabost-tyurkskogo-mira (дата обращения: 28.01.2022).

16. Президент Касым-Жомарт Токаев принял участие в саммите глав государств "Центральная Азия -Китай" // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/prezident-kasym-zhomart-tokaev-prinyal-uchastie-v-sammite-glav-gosudarstv-centralnaya-aziya-kitay-2505054 (дата обращения: 04.02.2022).

17. Пресс-релиз Министерства иностранных дел Туркменистана // сайт Министерства иностранных дел Туркменистана. URL: https://www.mfa.gov.tm/ru/articles?type=press (дата обращения: 03.02.2022).

18. Совместное заявление по итогам консультативной встречи глав государств Центральной Азии (г. Туркменбаши, 6 августа 2021 года) // сайт Министерства иностранных дел Туркменистана. URL: https:// www.mfa.gov.tm/ru/articles/536 (дата обращения: 19.01.2022).

19. Телеграммы соболезнования на имя Президента Казахстана в связи с трагическими событиями в стране // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ ru/telegrammy-soboleznovaniya-na-imya-prezidenta-kazahstana-v-svyazi-s-tragicheskimi-sobytiyami-v-strane-1203928 (дата обращения: 04.02.2022).

20. Токаев рассказал, что послужило спичкой и пороховой бочкой для протестов // РБК. URL: https:// www.rbc.ru/politics/21/01/2022/61ea588a9a79475ea9b141a0 (дата обращения: 03.02.2022).

21. Турция внимательно следит за развитием ситуации в Казахстане // ТАСС. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/13356401 (дата обращения: 30.01.2022).

22. Турецкий политик призвал расследовать участие Гюлена в событиях в Казахстане // Агенство Ана-долу. URL: https://www.aa.com.tr/ru/политика/турецкий-политик-призвал-расследовать-участие-гюлена-в-событиях-в-казахстане/2470936 (дата обращения: 30.01.2022).

23. Фраза Лукашенко не обоснована - эксперт ответила на заявление президента Беларуси об Узбекистане // Подробное. URL: https://www.podrobno.uz/cat/politic/fraza-lukashenko-ne-obosnovana-ekspert-otvetila-na-zayavlenie-prezidenta-belarusi-ob-uzbekistane-/ (дата обращения: 04.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Statement of the Council of Foreign Ministers of the Organization of Turkic States on the situation in Kazakhstan // МИД Узбекистана. URL: https://mfa.uz/en/press/news/2022/statement-of-the-council-of-foreign-ministers-of-the-organization-of-turkic-states-on-the-situation-in-kazakhstan---30955 (дата обращения: 03.02.2022).

25. Telegram-канал пресс-секретаря Мирзиеева Шерзода Асадова. URL: https://t.me/Press_Secretary_ Uz/1146 (дата обращения: 03.02.2022).

References

1. Bordachev T. Sosedi i krizisy: novye vyzovy dlya Rossii // Mezhdunarodnyj diskussionnyj klub "Valdaj". URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlighte/sosedi-i-krizisy-novye-vyzovy-dlya-rossii/ (data obrashheniya: 02.02.2022).

2. V MID Kitaya vyrazili gotovnost' pomoch' Kazakhstanu // ИА Novosti. URL: https://ria.ru/20220107/ kazakhstan-1766838303.html (data obrashheniya: 26.01.2022).

3. Vozmozhno li v Uzbekistane povtorenie kazakhstanskikh sobytij? // Media.az. URL: https://media.az/ politics/1067843476/vozmozhno-li-v-uzbekistane-povtorenie-kazahstanskih-sobytiy-kommentariy-iz-tashkenta/ (data obrashheniya: 01.02.2022).

4. Voloshin: pod vidom mirotvortsev Rossiya pervym zapuskaet spetsnaz GRU i VDV // Obozrevatel'. URL: https://news.obozrevatel.com/abroad/voloshin-pod-vidom-mirotvortsev-pervyim-zahodit-rossijskij-spetsnaz-gru-i-vdv.htm (data obrashheniya: 01.02.2022).

5. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Belarus' Аleksandra Lukashenko na vneocherednaya sessiya Soveta kollektivnoj bezopasnosti ODKB // sajt ODKB. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/10-yanvarya-v-formate-videokonferentsii-sostoitsya-zasedanie-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-p/?clear_ cache=Y#loaded (data obrashheniya: 26.01.2022).

6. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Tadzhikistan EHmomali Rakhmona na vneocherednaya sessiya Soveta kollektivnoj bezopasnosti ODKB // sajt ODKB. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/10-yanvarya-v-formate-videokonferentsii-sostoitsya-zasedanie-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb-p/?clear_ cache=Y#loaded (data obrashheniya: 26.01.2022).

7. Vystuplenie Tokaeva v parlamente: osnovnye tezisy // R^ Novosti. URL: https://crimea.ria.ru/20220111/ vystuplenie-tokaeva-v-parlamente-osnovnye-tezisy-1121996539.html (data obrashheniya: 20.01.2022).

8. General'nyj sekretar' ODKB Stanislav Zas' v interv'yu agentstvu M^ "Rossiya-Segodnya" rasskazal o chislennosti, zadachakh i pravovykh osnovaniyakh napravleniya Kollektivnykh mirotvorcheskikh sil ODKB v Respubliku Kazakhstan // sajt ODKB. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/generalnyy-sekretar-odkb-stanislav-zas-v-intervyu-agentstvu-mia-rossiya-segodnya-rasskazal-o-chislen/#loaded (data obrashheniya: 05.02.2022).

9. Dankov А. Kazakhstanskij tranzit: v poiskakh novoj konfiguratsii vlasti // sajt RSMD. URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kazakhstanskiy-tranzit-v-poiskakh-novoy-konfiguratsii-vlasti/ (data obrashheniya: 04.02.2022).

10. Zayavlenie Ministerstva inostrannykh del Kyrgyzskoj Respubliki ot 05.01.2022 // sajt Ministerstva inostrannykh del Kyrgyzskoj respubliki. URL: https://mfa.gov.kg/ru/osnovnoe-menyu/press-sluzhba/

novosti/zayavlenie-ministerstva-inostrannyh-del-kyrgyzskoy-respubliki-61d5cf4cb5e1a (data obrashheniya: 19.01.2022).

11. Zayavlenie MID Rossii v svyazi s resheniem Soveta kollektivnoj bezopasnosti ODKB o napravlenii Kollektivnykh mirotvorcheskikh sil ODKB v Respubliku Kazakhstan // sajt MID rF. URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/1793215/ (data obrashheniya: 18.01.2022).

12. Luk'yanov F. Kollektivizatsiya bezopasnosti // Rossiya v global'noj politike. URL: https://globalaffairs.ru/ articles/kollektivizacziya-bezopasnosti/ (data obrashheniya: 22.01.2022).

13. Nursultan Nazarbaev ukhodit v otstavku. On byl glavoj Kazakhstana s 1990 goda // TASS. URL: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6234286 (data obrashheniya: 20.02.2022).

14. Peskov otvetil na vopros o pomoshhi Kazakhstanu iz-za massovykh protestov // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20220105/pomosch-1766630620.html (data obrashheniya: 19.01.2022).

15. Poezd ushel: kak protesty v Kazakhstane pokazali slabost' "tyurkskogo mira" // Federal'noe agenstvo novostej. URL: https://riafan.ru/1584827-poezd-ushel-kak-protesty-v-kazakhstane-pokazali-slabost-tyurkskogo-mira (data obrashheniya: 28.01.2022).

16. Prezident Kasym-ZHomart Tokaev prinyal uchastie v sammite glav gosudarstv "TSentral'naya Aziya - Kitaj" // Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Kazakhstan. URL: https://www.akorda.kz/ru/prezident-kasym-zhomart-tokaev-prinyal-uchastie-v-sammite-glav-gosudarstv-centralnaya-aziya-kitay-2505054 (data obrashheniya: 04.02.2022).

17. Press-reliz Ministerstva inostrannykh del Turkmenistana // sajt Ministerstva inostrannykh del Turkmenistana. URL: https://www.mfa.gov.tm/ru/articles?type=press (data obrashheniya: 03.02.2022).

18. Sovmestnoe zayavlenie po itogam konsul'tativnoj vstrechi glav gosudarstv TSentral'noj Azii (g. Turkmenbashi, 6 avgusta 2021 goda) // sajt Ministerstva inostrannykh del Turkmenistana. URL: https://www. mfa.gov.tm/ru/articles/536 (data obrashheniya: 19.01.2022).

19. Telegrammy soboleznovaniya na imya Prezidenta Kazakhstana v svyazi s tragicheskimi sobytiyami v strane // Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Kazakhstan. URL: https://www.akorda.kz/ru/telegrammy-soboleznovaniya-na-imya-prezidenta-kazahstana-v-svyazi-s-tragicheskimi-sobytiyami-v-strane-1203928 (data obrashheniya: 04.02.2022).

20. Tokaev rasskazal, chto posluzhilo spichkoj i porokhovoj bochkoj dlya protestov // RBK. URL: https:// www.rbc.ru/politics/21/01/2022/61ea588a9a79475ea9b141a0 (data obrashheniya: 03.02.2022).

21. Turtsiya vnimatel'no sledit za razvitiem situatsii v Kazakhstane // TASS. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/13356401 (data obrashheniya: 30.01.2022).

22. Turetskij politik prizval rassledovat' uchastie Gyulena v sobytiyakh v Kazakhstane // Agenstvo Anadolu. URL: https://www.aa.com.tr/ru/politika/turetskij-politik-prizval-rassledovaf-uchastie-gyulena-v-sobytiyakh-v-kazakhstane/2470936 (data obrashheniya: 30.01.2022).

23. Fraza Lukashenko ne obosnovana - ehkspert otvetila na zayavlenie prezidenta Belarusi ob Uzbekistane // Podrobno.uz. URL: https://www.podrobno.uz/cat/politic/fraza-lukashenko-ne-obosnovana-ekspert-otvetila-na-zayavlenie-prezidenta-belarusi-ob-uzbekistane-/ (data obrashheniya: 04.02.2022).

24. Statement of the Council of Foreign Ministers of the Organization of Turkic States on the situation in Kazakhstan // MID Uzbekistana. URL: https://mfa.uz/en/press/news/2022/statement-of-the-council-of-foreign-ministers-of-the-organization-of-turkic-states-on-the-situation-in-kazakhstan---30955 (data obrashheniya: 03.02.2022).

25. Telegram-kanal press-sekretarya Mirzieeva SHerzoda Asadova. URL: https://t.me/Press_Secretary_ Uz/1146 (data obrashheniya: 03.02.2022).

Марина Олеговна ДМИТРИЕВА, канд. полит. наук, старший преподаватель кафедры международных отношений ДВФУ, г. Владивосток, Россия, e-mail: dmitrieva.mo@dvfu.ru

Захар Владимирович ДАВЫДОВ, старший преподаватель кафедры международных отношений ДВФУ, г. Владивосток, Россия, e-mail: davydov.zv@dvfu.ru

Marina O. DMITRIEVA, Candidate of Political Sciences, Assistant Professor, International Relations Department, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: dmitrieva.mo@dvfu.ru

Zakhar V. DAVYDOV, Assistant Professor, International Relations Department, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, E-mail: davydov.zv@dvfu.ru

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 07.02.2022 (Approved) 16.02.2022 (Accepted) 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.