8. Kommyunike Vtoroj vstrechi ministrov transporta prikaspijskih gosudarstv (g. Astrahan'. 8 avgusta 2014 g.) // https://minprom.astrob.ru/mptpr.astrobl.ru/kommyunike_08.08.dock. (data obrashcheniya: 15.07.2021 g.).
9. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-YUg» // Azerbajdzhanskie zheleznye dorogi // https://ady.az/ru/read/index/5/43 (data obrashcheniya: 13.07.2021 g.).
10. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-Yug»// Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii // www.mid.ru (data obrashcheniya: 15.08.2021 g.).
11. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-Yug»: istoriya i perspektivy // http://cosp-geo.ru/mezhdunarodnyi-transportnyi-koridor-sever-yug-istiriya-i-perspektivy (data obrashcheniya: 16.06.2021 g.).
12. MID Rossii. Mezhdunarodnyj transportnyj koridor «Sever-YUg» // https://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/ism_communication/-/asset_publisher/fajfwCb4PqDA/content/id/2510952 (data obrashcheniya: 5.07.2021 g.).
13. Principy sozdaniya mezhdunarodnogo konsorciuma po stroitel'stvu i ekspluatacii novoj linii Kazvin-Resht-Astara budut opredeleny na vstreche glav zheleznodorozhnyh vedomstv Rossii, Irana i Azerbajdzhana // https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?accessible=true&in=10774 (data obrashcheniya: 16.06.2021 g.).
14. Testovyj poezd pushchen iz Azerbajdzhana v Iran po zheleznoj doroge / TASS // http://tass.ru/ekonomika/4942072 (data obrashcheniya: 14.07.2021
g.)
15. Maritime India Summit 2021 // www.maritimeindiasummit.in (data obrashcheniya: 7.05.2021 g.).
16. The Economic Times: Rossiya obsudit s Indiej proekt transportnogo koridora cherez Turkmenistan, informacionnoe agentstvo MEDIA-TURKMEN-28.09.2018 g. // http://orient.tm/ru/2018/09/28/16183.html (data obrashcheniya: 17.06.2021 g.).
АББАСАЛИЕВ ИЛЬКИН САХИБ ОГЛЫ - аспирант, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ ([email protected]).
ABBASALIEV ILKIN SAHIB OGLU - Postgraduate student, Diplomatic Academy Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 9(51):355.47«2001/2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-1-93-99
ШУКУРОВ Ш.З. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ВОЕННОГО КУРСА США И НАТО НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
(2001-2021 гг.)
Ключевые слова: Центрально-азиатский регион (ЦАР), Афганистан, Соединенные Штаты Америки, Россия, Китай, Североатлантический Альянс (НАТО), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик, региональная безопасность.
В статье рассматривается военная политика Соединенных Штатов и их партнеров по НАТО в центрально-азиатском регионе в период проведения операции «Несокрушимая свобода» (2001-2021 гг.) в Афганистане и степень ее влияния на безопасность государств Центральной Азии. Особое внимание уделяется выявлению подходов США к «демократизации» региона. Анализируются потенциальные угрозы, связанные с дестабилизацией ситуации в Афганистане и затрагивающие суверенитет и интересы стран Центральной Азии и Российской Федерации. Автор показал, что соперничество между Россией и Китаем, с одной стороны, и США - с другой, вело к тому, что меры по поддержанию безопасности в Центральной Азии понималось ими по-разному. Россия и Китай были озабочены, во-первых, многолетним присутствием вблизи своих границ контингентов США и НАТО, а во-вторых, действиями подпольных террористических организаций и групп. Для Североатлантического альянса безопасность государств региона имела второстепенное значение. Первостепенным же являлось стремление США продемонстрировать Китаю, Ирану и России свое мировое лидерство.
SHUKUROV, Sh.Z.
TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE MILITARY COURSE OF THE USA AND NATO FOR THE SECURITY OF THE STATES OF THE CENTRAL ASIAN REGION (2001-2021)
Key words: Central Asian Region (CAR), Afghanistan, United States of America (USA), Russia, China, North Atlantic Alliance (NATO), Collective Security Treaty Organization (CSTO), Shanghai Cooperation Organization (SCO), terrorism, religious extremism, drug trafficking, regional security.
The scientific article considers the military policy of the United States and its NATO partners in the Central Asian region during Operation Enduring Freedom (2001-2021) in Afghanistan and the degree of its impact on the security of the Central Asian states. Special attention is paid to the identification of US approaches to the "democratization" of the region. The potential threats associated with the destabilization of the situation in Afghanistan and affecting the sovereignty and interests of the Central Asian countries and the Russian Federation are analyzed. The author showed that the rivalry between Russia and China, on the one hand, and the United States, on the other, led to the fact that they understood the measures to maintain security in Central Asia in different ways. Russia and China were concerned, firstly, by the long-term presence of US and NATO contingents near their borders, and secondly, by the activities of underground terrorist organizations and groups. For the North Atlantic Alliance, the security of the states of the region was of secondary importance. Paramount, however, was the desire of the United States to demonstrate its world leadership to China, Iran and Russia.
Конец ХХ в. был ознаменован геополитическими изменениями исторического масштаба. С прекращением существования мировой социалистической системы во главе с СССР правительство США приступило к реализации концепции однополярного мира [1]. К примеру, в докладе по оборонному планированию США в марте 1992 г. говорилось: «Наша главная цель -
предостеречь восстановление нового конкурента где бы то ни было, на территории бывшего Советского Союза или в другом регионе, который бы представлял угрозу для США того уровня, который представлял Советский Союз. Это важнейший пункт, подчеркивающий новую стратегию региональной обороны и обязывающий нас предостерегаться любой враждебной силы, которая была бы способна доминировать в регионе, контроль над ресурсами которого позволили бы этой силе стать мировой силой» [2].
Глубокие противоречия - территориальные и пограничные споры, проблемы раздела бывшего союзного наследства, экономическое соперничество, взаимная подозрительность, национальная и культурная вражда между новыми государствами, внутренняя нестабильность в них, вызванная экономическими проблемами, межклановой, политической борьбой за власть, политизацией национального и религиозного сознания - такова была изначальная жизненная реальность, в которой на постсоветском пространстве проходило становление основ государственности республик Центрально-азиатского региона. Среди прочего, это резко актуализировало для них задачи борьбы с терроризмом [3-7].
США и их партнеры по НАТО не преминули воспользоваться нестабильностью, наблюдавшейся в ЦАР в начале 1990-х гг., и начали реализовывать в нем мероприятия, направленные на распространение своего политического влияния. Слабость стран региона они видели в неспособности их лидеров противостоять политике «мягкой силы». Под «мягкой силой» при этом понималось культурное, мировоззренческое и политическое воздействие на регионы с целью формирования у проживающего на их территориях населения положительных ассоциаций относительно воздействующего субъекта. Это предполагало оказание молодым государствам определенной помощи. Правда, помимо содействия в осуществлении реформ в области образования, управления, здравоохранения и пр., государства Центральной Азии в качестве «бонуса» получили подконтрольные Западу «независимые» СМИ, НПО и политические партии.
Наиболее ощутимое влияние военного курса США и НАТО на безопасность государства Центрально-Азиатского региона оформилось в начале 2000-х гг. После трагических терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 2001 г., Соединенные Штаты и НАТО объявили войну международному терроризму. И с первых ее дней они заручились поддержкой руководства стран ЦАР. В частности, в 2001 г. среди государств стран Центральной Азии Казахстан стал первой страной, санкционировавшей безвозмездные полеты авиации Соединенных Штатов в своем воздушном пространстве, предоставившей разрешение на авиа-транспортировку военнослужащих, а также любых типов грузов для ведения боевых действий в Афганистане. Помимо этого, США и НАТО начали активно использовать воздушное пространство Узбекистана и Киргизии, на территории которых разместили свои зарубежные базы, а также небо Таджикистана. В Таджикистане США за каждый взлет и посадку американских самолетов выплачивали властям страны от 3000 до 5000 долл. [8].
Но дальнейшие события вскоре обнаружили и неблагоприятные последствия, связанные с тем, что нахождение иностранных контингентов войск США и НАТО в пределах ЦАР, наоборот, породило комплекс угроз для безопасности государств региона [9]. Прежде всего, американцы, в целях сохранения в регионе военных баз на длительной основе, осуществляли скрытное или же откровенное вмешательство во внутренние дела государств Центральной Азии.
Наиболее дальновидной в этих условиях оказалась политика туркменского правительства. Ашхабад заявил, что исключает возможность какого-либо участия в военной операции США в Афганистане. При этом туркменское руководство сослалось на нейтральный статус своей страны [10]. Правда, не в последнюю очередь позиция политического руководства Туркменистана основывалась на том, что еще до терактов 11 сентября 2001 г. оно установило дипломатические связи с талибами. К тому же, под давлением стран Запада, Туркменистан все-таки предоставил им разрешение на использование своего воздушного пространства, а также на дозаправку самолетов с гуманитарными грузами. Но руководство страны старалось все это в СМИ не афишировать.
С целью обеспечения максимальной эффективности использования своей авиации, американцам удалось открыть несколько военных авиабаз на территориях стран ЦАР. По договоренности с местными властями они были открыты в Узбекистане и Киргизии. Так, Узбекистан первым из государств ЦАР передал в пользование США в 2001 г. авиабазу Ханабад близ города Карши. Американцами данная авиабаза использовалось для обеспечения войск
с материальными средствами и военно-техническим имуществом, при ведении боевых действий. База также предназначалось для полетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Афганистане и Пакистане [11].
В свою очередь, Кыргызстан не только разрешил пролет американских самолетов через свое воздушное пространство, но и по решению правительства страны с декабря 2001 г. дал согласие на использование Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО международного аэропорта Манас Бишкека. Это решение было принято при отсутствии возражений России, потому что, в то время США воспринимались как жертва террористических актов. На основе соглашения, аэропорт был предоставлен американцам и их партнерам для применения транспортной и боевой авиации. Военнослужащие американской базы находились под особой уголовной юрисдикцией. Им разрешалось перемещаться по стране по американским удостоверениям личности. Также они имели право на ношение оружия. Самым интересным моментом стало то, что американские самолеты, а также воздушные суда их союзников не подлежали никакой проверке. Еще одна особенность заключалась в том, что по двухсторонней договоренности США и НАТО разрешалось размещение на базе Манас средств радиоэлектронной разведки. При этом в зону ведения разведки попадали все объекты стран региона, в т. ч. космические и военные объекты РФ в Киргизии, а также объекты военной инфраструктуры Китая [12].
По сути, события 11 сентября 2001 г. были использованы США и их союзниками по НАТО, в том числе, в целях контроля военно-политических конкурентов - КНР, Ирана и России, что не заставило ждать ответных с их сторон действий.
Для обеспечения надежного мира и спокойствия в пространстве ЦАР, а также СНГ, 14 мая 2002 г. в столице России Москве была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В состав организации вошли Армения, Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В связи с сохранявшимся нестабильным положением в Афганистане, буквально менее чем через месяц после образования ОДКБ 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге был принят очень серьезный документ - Хартия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Документ был подписан руководителями Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана.
В качестве основных целевых задач ШОС в сфере безопасности и борьбы с международным терроризмом были определены следующие:
1. Развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе.
2. Совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия.
3. Поддержание и развитие отношений с другими государствами и организациями в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании [13].
Вместе с тем, американцы и их союзники по НАТО, пользуясь военным присутствием в регионе, предприняли ряд попыток реформировать политическую систему в государствах региона по западному образцу путем открытого и срытого вмешательство во внутренние дела стран ЦАР. Активно ими были использованы представители СМИ и религиозных оппозиций. Подчеркнем, что это было прямое вмешательство во внутренние дела суверенных государств. К примеру, в специальном докладе госдепартамента США, выпущенном 20 августа 2002 г., основной акцент делался на обеспечении укрепления политических партий, оппозиционной журналистики в Киргизии и Узбекистане, учитывая развернутые на их территориях американские военные базы [14, с. 160]. Одновременно с указанными событиями, усилилось проникновение боевиков из Афганистана в Таджикистан, следствием чего стали террористические акции в ЦАР, повлекшие гибель гражданского населения, что создавало прямую угрозу безопасности стран.
В апреле 2003 г. из Афганистана в Таджикистан через реку Пянж предприняли попытку проникнуть около 120 боевиков. При пресечении госграницы они были обнаружены и с потерями отступили после боя с российскими пограничниками. Затем в течение весны и лета 2004 г. последовательно была осуществлена серия терактов 1 и 29-31 марта, 1 и 9 апреля, 30 июля на территории Узбекистана в городах Ташкенте и Бухаре. Десятки мирных жителей и сотрудников милиции были убиты и сотни ранены. По данным в тот период директора исполкома
Регионального антитеррористического центра ШОС В. Касымова финансирование терактов производилось извне силами, желающими дестабилизировать обстановку в Центральной Азии. Между тем, 13 июля 2005 г. официально был завершен вывод российских пограничников из Таджикистана. Их ограниченный контингент оставался здесь лишь в статусе иностранных советников.
На фоне попыток дестабилизаций обстановки в странах ЦАР, в частности, в столице Казахстана в г. Астане, 18 июня 2004 г. государствами членами ОДКБ были утверждены ряд документов: основные направления диалога и взаимоотношений ОДКБ с НАТО; концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ; Соглашение об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры. Также было утверждено положение о порядке приема в данную организацию и выхода из нее. Дополнением к этим документам стало соглашение между Москвой и Душанбе, по которому в октябре 2004 г. в стране была создана российская военная база (201-я военная база). Указом Президента России № 1055 от 5 сентября 2005 г. 201-я мотострелковая Гатчинская дважды Краснознамённая дивизия была преобразована в 201-ю военную Гатчинскую дважды Краснознамённую базу. Целью ее создания было поддержание мира и порядка в республике, а также региона в целом, содействие пограничным войскам и министерству обороны Таджикистана в выполнении поставленных перед ними задач.
Тем не менее общая безопасность в ЦАР серьезно ослабла в связи с развернувшимися драматическими событиями в Киргизии и Узбекистане весной и летом 2005 года. Прошедшая в Бишкеке так называемая «тюльпановая революция» с поддержкой извне привела к смене власти в стране. Новым президентом Кыргызстана тогда стал К. Бакиев, который сразу же проявил свою лояльность США.
В том же году, в мае радикальная группировка «Акрамия» совершила нападение на административные центры города Андижана в Узбекистане. Она также осуществила вооруженные нападения на воинскую часть, тюрьму, здание УСНБ Андижанской области и другие государственные объекты, захватив большое число заложников. В целях восстановления конституционного строя, в городе было проведено спецоперация силовыми структурами республики, в итоге город был освобожден, но были потери - по независимым подсчетам, около 500 человек, в т. ч. мирные жители [15].
Примечательно, что американские и европейские СМИ откровенно симпатизировали террористам, при этом западные журналисты (британской медиа корпорации Би-би-си) в ходе проведения боев и акций присутствовали в расположении боевиков движения «Акрамия». Западные СМИ освещали события у себя в странах, как подавление народных волнений против режима и в резкой форме осудили действия руководства Республики Узбекистан [15, с. 27].
Несмотря попытки администрации Буша-младшего добиться уступок, в том числе проведения по данному факту международного расследования, власти Узбекистана заняли твердую позицию, что не привело к облегчению положения лояльных Вашингтону оппозиционных групп в стране. Наоборот, руководством страны были приняты решительные меры по восстановлению конституционного строя в Андижане. Правоохранительными органами по делу «Акрамитов» были арестованы и осуждены десятки человек, включая представителей прозападных НКО и сотрудничавших с ними лиц. Наряду с этим, после отмеченных событий Узбекистан потребовал свернуть деятельность натовской военной базы на аэродроме Ханабад.
Итоги киргизских и узбекских событий еще раз доказали тот факт, что вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии не обязательно могут быть связаны с радикальным исламизмом и международным терроризмом. Они могут быть связаны и с вмешательством Соединенных Штатов и их союзников, нацеленных на «экспорт» западной демократии и непосредственную поддержку «цветных революции». Этот факт серьезно обеспокоил правящие элиты стран ЦАР. С другой стороны, Китай и Россия также на это смотрели с серьезной озабоченностью.
В ходе очередной встречи в г. Москве, состоявшейся 23 июня 2005 г., в рамках надежного обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ руководителями стран были подписаны и утверждены необходимый комплект документов: Соглашение о подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ; Концепция программы военно-технического сотрудничества на период 2006-2010 гг.; План основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного
сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ на 2006-2010 гг.; План коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу; Единый план технического прикрытия основных (приоритетных) железнодорожных направлений на сети железных дорог государств-членов ОДКБ и Положение о техническом прикрытии железных дорог государств - членов ОДКБ.
Со стороны СМИ США и их западных партнеров была развернута пропагандистская информационная кампания в связи с принятыми мерами в рамках ОДКБ по обеспечению безопасности. При этом адресно досталось и руководству Узбекистана, критиковавшемуся за «грубые нарушения прав человека и несоразмерное применение силы против мирного населения» в ходе андижанских событий. За всей этой компанией стояли службы США и Запада. В итоге, дипломатические отношения между Соединенными Штатами и Узбекистаном были надолго испорчены. Также правительство Узбекистана, не дожидаясь ответных решений по поводу авиабазы, официально потребовали от Соединенных Штатов в течение шести месяцев вывести их военные контингенты из Ханабада. В результате, уже к концу ноября 2005 г. военная база НАТО в Узбекистане была полностью закрыта.
Тем не менее, в целях привязки стран ЦАР к проводимой силовой политике Вашингтона в Афганистане и Центральной Азии, администрация Буша-младшего продолжила усиленно поддерживать военно-техническое сотрудничество и подготовку военных кадров для этих государств, привлечение их к проведению различных учений и сборов, реформированию силовых структур. В этом плане безопасность в регионе не повышалась с учетом позиции России и Китая, так как были видны истинные намерения Вашингтона в странах ЦАР.
В 2008 г., с избранием на пост президента Соединенных Штатов Б. Обамы, отношения между Ташкентом и Вашингтоном начали восстанавливаться. По новым соглашениям стороны договорились об открытии Узбекистаном коридоров для снабжения американских войск в Афганистане и оказании помощи США Узбекистану в вопросах перевооружения и подготовки военных специалистов для вооруженных сил государства.
Тем не менее, в целом, такие шаги новой американской администрации не способствовали сохранению стабильности и безопасности в регионе.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, на основе достигнутой на неформальной встрече в декабре 2008 г. в Казахстане договоренности, руководителями Армении, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и России уже на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 4 февраля 2009 г. было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. КСОР был создан в составе: мобильных соединений и воинских частей постоянной готовности вооруженных сил государств - членов ОДКБ; формирований сил специального назначения из числа специальных подразделений органов внутренних дел (полиции), органов безопасности и специальных служб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Общая численность КСОР составила около 18 000 человек.
Также в связи с затянувшимися военными операциями США и НАТО в Афганистане с использованием территории стран ЦАР, напрямую влиявшими на безопасность в регионе, за прошедшие годы были согласованы и подписаны документы, создавшие солидную основу для деятельности региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС (Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы; Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности; Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств-членов ШОС).
Принимая во внимание того, что радикальные террористы все активнее стали использовать в ходе реализации своих деструктивных целей информационных технологии, государствами-членами ШОС 16 июня 2009 г. на саммите в Екатеринбурге было подписанио «Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности».
Приоритетным аспектом отношений государств - членов ШОС являлись также вопросы координации действий спецслужб, которым при проведении различных контртеррористических операций придавалось особое значение.
В целях отработки совместных действий на случай проникновения боевиков и террористов из Афганистана, в 17-19 апреля 2009 г. в Таджикистане были проведены совместные командно-штабные антитеррористические учения «Норак-Антитеррор-2009». В этот период для облегчения работ по розыску лиц, причастных к террористической, экстремистской и сепаратистской деятельности в пределах территории государств-членов организации, был создан «Единый розыскной реестр органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС».
Принимавшиеся комплексные меры показывали, что соперничество между Москвой и Китаем, с одной стороны, и США - с другой, вело к тому, что меры по поддержанию безопасности в Центральной Азии понималось ими по-разному. Россия и Китай были озабочены, во-первых, долголетним присутствием вблизи своих границ контингентов США и НАТО, воевавших с талибами и «Аль-Каидой» в Афганистане, а во-вторых, продолжавшимися действиями подпольных террористических организаций и групп, периодически осуществлявших акции возмездия против государственных структур и мирного населения.
В 2021 г. поспешный уход американских войск из Афганистана спровоцировал стремительную деградацию обстановки, усиление и всплеск активности террористов в этой стране. Афганистан превратился в источник нестабильности для всех близлежащих государств. В августе того же года Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу заявил о необходимости углубления дальнейшего военного сотрудничества в рамках ОДКБ по предотвращению угроз с афганского направления [16].
В целом, можно констатировать, что временное пребывание США и их союзников на территории государств ЦАР в период проведения операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане негативно повлияло на внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку, экономическую, военную, экологическую, антитеррористическую и наркотическую безопасность в Центральной Азии.
Казахстанские события начала 2022 г. продемонстрировали остроту и неоднозначность процессов, происходящих на территории ЦАР. Деструктивные силы предприняли попытки разрушить стабильность и государственность Республики Казахстан. В течении нескольких дней страна погрузилась в средневековый хаос. И только благодаря вмешательству коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ удалось переломить ситуацию. Таким образом, на внеочередной сессии Совета ОДКБ было подчеркнуто, что организация «на деле показала свой потенциал, способность действовать быстро, решительно и эффективно» [17].
В подобной обстановке страны региона активизировали свою деятельность в рамках политических объединений и военно-политических союзов (ШОС, ОДКБ и СНГ) [18]. Это стало стабилизирующим фактором в рамках укрепления собственного суверенитета и обеспечения военной безопасности в борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком.
В целом, в течение длительного времени влияние военного курса США и НАТО на безопасность государств Центрально-Азиатского региона оказалось беспрецедентным и строилось на основе неуемного желания США демонтировать доставшуюся государствам ЦАР в наследство от Советского Союза систему обеспечения национальной безопасности. Анализ деятельности НАТО в ЦАР показывает, что безопасность входящих в него государств представляет для Североатлантического альянса второстепенное значение. Первостепенным же является желание США продемонстрировать Китаю, Ирану и России свое мировое лидерство. В дальнейшем ЦАР может быть использован военно-политическим руководством США в качестве плацдарма для установления влияния на Пакистан, Индию, Турцию и арабские страны.
Литература и источники
1. РотфельдА. В поисках системы глобальной безопасности для ХХ века // Ежегодник СИПРИ 2000. Вооружения, разоружение и международная безопасность/ Пер с англ. М., 2001. С. 2-3.
2. Цит. по: Красная звезда. - 1993. - 10 августа.
3. Закон Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 г. № 167-11. «О борьбе с терроризмом» // www.nrm.uz.
4. Закон Кыргызской Республики от 21 октября 1999 г. № 116. «О борьбе с терроризмом // www.cbd.minjust.gov.kg.
5. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416-1. «О противодействии терроризму // www.adilet.zan.kz.
6. Закон Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г. № 846 «О борьбе с терроризмом» // www.mfa.tj.
7. Закон Туркменистана от 15 августа 2003 г. № 190-11 «О борьбе с терроризмом» // www.minjust.gob.tm.
B. СтарчакМ. США VS Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере // Центральная Азия и Кавказ. - 2009. - № 3. - С. 20-21.
9. Нота посольства США в Кыргызской Республике № 542/01 из архива МИД Кыргызской Республики (цит. но: Князев А.А. Влияние афганского кризиса на безопасность Центральной Азии (1990-е - начало 2000-х гг.). Дис. ... докт. ист. наук. - Бишкек, 2004. - С. 319-321.
10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №50/80А «Постоянный нейтралитет Туркменистана» от 12 декабря 1995 г. // Действующее международное нраво. - Т. 3. - М., 199l. - С. l36-737.
11. Dilanian K., Cloud D. U.S. Seeks New Bases for Drones Targeting Al Qaeda in Pakistan // Los Angeles Times. 2014. February 1б.
12. Эксперт: Авиабаза «Манас» - угроза для Киргизии // Агентство национальных новостей: интернет-сайт. 200l. 11 мая // URL: http://www.annews. ru/news/detail.php?ID=96824 (дата обращения: 12.12.2021).
13. См.: Хартия Шанхайской организации сотрудничества // kremlin.ru>supplement/3450 (дата обращения: 02.01.2022).
14. Казанцев А.А. Политика США в постсоветской Центральной Азии: характер и перспективы // Вестник МГИМО. - 2012. -№ 4.
15. Бабаджанов Б.М. Верните Фемиде весы. Непопулярный взгляд на андижанскую трагедию // Александр Князев: интернет-сайт. 2014. 15 октября. С. 5-11. URL: http://www.knyazev.org/ biblio/Femida2.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
16. Шойгу оценил действия ОДКБ на фоне угрозы из Афганистана // Lenta.ru. 2B.0B.2021. URL: https://lenta.ru/news/2021/08/28/shoygu/ (дата обращения: 21.01.2022).
1l. Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ // Официальный сайт Президента РФ. 10.01.2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/6l568 (дата обращения: 21.01.2022).
18. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества // СЗ РФ. 23.04.2018. № 1l. ст. 2438.
19. Устав Организации Договора о коллективной безопасности // Consultant.ru> law/hotdocs/58846.html/ (дата обращения: 02.01.2022).
References and Sources
1. Rotfel'd A. V poiskah sistemy global'noj bezopasnosti dlya HKH veka // Ezhegodnik SIPRI 2000. Vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost'/ Per s angl. M., 2001. S. 2-3.
2. Cit. po: Krasnaya zvezda. - 1993. - 10 avgusta.
3. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 15 dekabrya 2000 g. № 16l-II. «O bor'be s terrorizmom» // www.nrm.uz.
4. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 21 oktyabrya 1999 g. № 116. «O bor'be s terrorizmom // www.cbd.minjust.gov.kg.
5. Zakon Respubliki Kazahstan ot 13 iyulya 1999 g. № 416-I. «O protivodejstvii terrorizmu // www.adilet.zan.kz.
6. Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 16 noyabrya 1999 g. № 846 «O bor'be s terrorizmom» // www.mfa.tj.
I. Zakon Turkmenistana ot 15 avgusta 2003 g. № 190-II «O bor'be s terrorizmom» // www.minjust.gob.tm.
B. Starchak M. SSHA VS Rossiya v sotrudnichestve s Tadzhikistanom v voenno-politicheskoj sfere // Central'naya Aziya i Kavkaz. - 2009. - № 3. -S. 20-21.
9. Nota posol'stva SSHA v Kyrgyzskoj Respublike № 542/01 iz arhiva MID Kyrgyzskoj Respubliki (cit. po: Knyazev A.A. Vliyanie afganskogo krizisa na bezopasnost' Central'noj Azii (1990-e - nachalo 2000-h gg.). Dis. ... dokt. ist. nauk. - Bishkek, 2004. - S. 319-321.
10. Rezolyuciya General'noj Assamblei OON №50/80A «Postoyannyj nejtralitet Turkmenistana» ot 12 dekabrya 1995 g. // Dejstvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. - T. 3. - M., 1997. - S. 73б-737.
II. Dilanian K., Cloud D. U.S. Seeks New Bases for Drones Targeting Al Qaeda in Pakistan // Los Angeles Times. 2014. February 1б.
12. Ekspert: Aviabaza «Manas» - ugroza dlya Kirgizii // Agentstvo nacional'nyh novostej: internet-sajt. 2007. 11 maya // URL: http://www.annews. ru/news/detail.php?ID=96824 (data obrashcheniya: 12.12.2021).
13. Sm.: Hartiya SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva // kremlin.ru>supplement/3450 (data obrashcheniya: 02.01.2022).
14. Kazancev A.A. Politika SSHA v postsovetskoj Central'noj Azii: harakter i perspektivy // Vestnik MGIMO. - 2012. - № 4.
15. Babadzhanov B.M. Vernite Femide vesy. Nepopulyarnyj vzglyad na andizhanskuyu tragediyu // Aleksandr Knyazev: internet-sajt. 2014. 15 oktyabrya. S. 5-11. URL: http://www.knyazev.org/ biblio/Femida2.pdf (data obrashcheniya: 15.12.2021).
16. Shojgu ocenil dejstviya ODKB na fone ugrozy iz Afganistana // Lenta.ru. 2B.0B.2021. URL: https://lenta.ru/news/2021/0B/2B/shoygu/ (data obrashcheniya: 21.01.2022).
17. Sessiya Soveta kollektivnoj bezopasnosti ODKB // Oficial'nyj sajt Prezidenta RF. 10.01.2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/presidenfnews/67568 (data obrashcheniya: 21.01.2022).
1B. Dogovor o dolgosrochnom dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva // SZ RF. 23.04.2018. № 1l. st. 2438.
19. Ustav Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti // Consultant.ru> law/hotdocs/58846.html/ (data obrashcheniya: 02.01.2022).
ШУКУРОВ ШУХРАТ ЗАЙНИЕВИЧ - адъюнкт, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ([email protected]).
SHUKUROV, SHUHRAT Z. - adjunct, Military Academy of the General Staff Armed Forces of the Russian Federation.
УДК 94(560):316.24(=222.5) Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-1-99-105
АХМЕДОВ Т.А.
СЕВЕРНЫЙ (ТУРЕЦКИЙ) КУРДИСТАН И ЕГО ЭТНИЧЕСКОЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В 1990-2020 ГОДАХ
Ключевые слова: историческая демография, Курдистан, Турция, курдский вопрос, перепись населения, урбанизация, коэффициент фертильности, этническое разнообразие, национальные меньшинства, курдский язык, диалект.
В статье рассматривается этническое и демографическое положение Северного (Турецкого) Курдистана с начала 90-х годов ХХ века до конца второго десятилетия XXI века. Работа основана на основе статических данных независимых ученых, исследующих численность курдского населения Турецкой республики, поскольку официальные данные о национальном составе населения Турции отсутствуют. Автор раскрывает этнический состав Северного Курдистана и его особенности по сравнению с другими регионами Турции. Он указывает на причины, вызывающие эти особенности, в частности, высокий