Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УГРОЗ ДЛЯ РФ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УГРОЗ ДЛЯ РФ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РФ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ШОС / ОДКБ / НАРКОТРАФИК / АФГАНИСТАН / КНР / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шунина Алина Андреевна

В статье рассматривается круг проблем связанных с Афганистаном с точки зрения стран Центральной Азии и России. Сложившаяся международная обстановка требует от России усиления сотрудничества со странами Центральной Азии в сфере безопасности. Автор объясняет необходимость налаживания ситуации, в первую очередь, в Афганистане, как фактор влияющий на стабильность всей Центральной Азии. Участие России в этом урегулировании обуславливается ее заинтересованностью в стабильности и наличием необходимого потенциала для стабилизации региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УГРОЗ ДЛЯ РФ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»



SCIENCE TIME

ОСОБЕННОСТИ УГРОЗ ДЛЯ РФ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Шунина Алина Андреевна, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь.

E-mail:Linashunina1 @rambler. ru

Аннотация. В статье рассматривается круг проблем связанных с Афганистаном с точки зрения стран Центральной Азии и России. Сложившаяся международная обстановка требует от России усиления сотрудничества со странами Центральной Азии в сфере безопасности. Автор объясняет необходимость налаживания ситуации, в первую очередь, в Афганистане, как фактор влияющий на стабильность всей Центральной Азии. Участие России в этом урегулировании обуславливается ее заинтересованностью в стабильности и наличием необходимого потенциала для стабилизации региона.

Ключевые слова. Внешняя политика, РФ, Центральная Азия, безопасность, ШОС, ОДКБ, наркотрафик, Афганистан, КНР, терроризм.

За последние 15 лет Центральноазиатский регион привлекает к себе все большее внимание международного сообщества. Если в 90-ые годы этот интерес был вызван наличием в регионе значительных запасов эгнргоресурсов, то с 2001 года актуальность стран Центральной Азии обуславливалась соседством с Афганистаном - государством оказавшимся источником терроризма и угрозы Западному миру.

С точки зрения интересов Российской Федерации, Центральная Азия является важным регионом, в первую очередь, исходя из соображений национальной безопасности, поскольку именно с юга для России исходит совокупность глобальных проблем, таких, как терроризм, экстремизм, недостаточная правовая регламентированность миграционных потоков, организованная преступность и наркотрафик. Так, Стратегия национальной безопасности России до 2020 года, утвержденная в 2009 г. определяет основными источниками угроз для национальной безопасности «деятельность террористических организаций, экстремистскую деятельность

1 SCIENCE TIME 1

националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ» [1].

Следует отметить, что угроза безопасности исходит не от приграничной с Россией Центральной Азией, а от сложившегося в Афганистане движения «Талибан», что превратило эту страну в центр притяжения оппозиционных исламистских группировок вместе с российскими северокавказскими, китайскими синьцзянскими и узбекскими (ИДУ).

Если для России эти экстремистские группировки угрожают дестабилизацией ситуации на Северном Кавказе, то для Центральноазиатских стран, с их слабыми государственными институтами светской власти и сильными экстремистскими настроениями значительной части населения, их деятельность угрожает свержением действующих режимов. Таким образом, необходимость прибегнуть к помощи России странам Центральной Азии неизбежна. Следует учесть и тот факт, что для противодействия деятельности экстремистским, националистическим, религиозным, сепаратистским и террористическим движениям, организациям и структурам, направленным на нарушение и дестабилизацию ситуации, военными доктринами России предусмотрены крайне жесткие меры, вплоть до использования Вооруженных сил РФ, что вполне приемлемо для многих представителей политических элит Центральной Азии.

Однако, не стоит забывать и о том, что через Центральную Азию проходит маршрут поставки наркотиков из Афганистана в Россию и далее, через ее территорию в Европу, что ставит под угрозу безопасность Российской Федерации.

По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, Афганистан ежегодно производит до 400 тонн героина, 150 из которых потребляются в Европе. По так называемому «Северному маршруту» через Центральноазиатские страны в Россию и Европу ежегодно проходит около 90 тонн героина. Из этих 90 тонн, 75-80 переправляется через Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизию и Казахстан в Россию, примерно 10 тонн потребляется внутри стран Центральной Азии, и около 3 тонны наркотиков изымается [5, с.44].

Наибольшая часть наркотиков поступает в Центральную Азию через таджикско-афганскую границу. Несмотря на пограничный контроль, переправа через Таджикистан является самой популярной в силу географических условий, коррумпированности органов власти и криминальных группировок. Транспортировка наркотиков через Узбекистан менее популярна из-за отсутствия благоприятных географических условий и усиленного контроля возможных точек переправы. Транспортировка же через Туркменистан наименее популярна

1 SCIENCE TIME 1

из-за регулярного патрулирования туркменской стороной приграничных территорий.

Из Таджикистана маршрут поставок наркотиков ведется в трех направлениях: через северную Согдийскую область в Россию, в Узбекистан или в Кыргызстан, который не имеет общей границы с Афганистаном. Далее поток наркотиков из Киргизии и, в меньшей степени, из Узбекистана и Туркменистана попадает в Казахстан, откуда и транспортируется в РФ. Дальнейший объем транспортировки героина в страны Восточной и Северной Европы составляет примерно 4 тонны, то есть, можно предположить, что на территории России потребляется большая часть наркотиков, проходящих по «Северному маршруту» [5, с.51].

Поэтому во внешнеполитических документах России наркотрафик назван угрозой, которую нельзя игнорировать. Таким образом, необходимость сотрудничества государств в этом вопросе не ставиться под сомнение. То есть, перекрытие путей поставки наркотиков в регион создает дополнительное поле для сотрудничества со странами Центральной Азии [1].

Однако нужно помнить, что вызовы и угрозы безопасности России идут не с самой Центральной Азии, а через нее - из Афганистана. Единственным реалистичным способом ликвидации этих угроз является интенсивное государственное строительство Афганистана и необходимость остановить развитие наркоэкономики, что составляет большую часть ВВП страны [2, с.11].

Вспомним, что операция против движения «Талибан» в Афганистане началась в 2001 году и заключалась в массивных бомбардировках и тайных операциях при поддержке сил Северного альянса. Для обеспечения операции в Афганистане необходимостью стало развертывание военного присутствия США в Центральной Азии, что весьма задевало Российские интересы в регионе. Однако помешать этому у России не было возможности. В Кыргызстане была создана военная база на территории международного аэропорта Манас, в Узбекистане размещена авиабаза Карши-Ханабад. На территории Таджикистана была также размещена авиабаза НАТО. Сама же Россия разрешила транспортировку грузов через свою территорию для нужд антитеррористической коалиции.

После окончания операции, по решению ООН в Афганистане была развернута военная миссия НАТО под названием ISAF (International Security Assistance Force).

В свою очередь, Россия начинает формировать систему коллективной безопасности для региона. Так в 2002 году Договор о коллективной безопасности был переформатирован в организацию. Согласно уставу ОДКБ, помимо «укрепления мира, сохранения территориальной целостности и независимости государств-участников...», предусматривалась также «... координация действий в

1 SCIENCE TIME 1

борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств и трансграничной преступностью» [3]. Кроме того, для Центральноазиатского региона был создан антикризисный механизм Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) и создавался орган для координации борьбы с терроризмом. Позже, в 2005 году в рамках ШОС страны-члены организации призвали американские силы выработать график вывода своих войск с военных баз региона.

Для России и Центральной Азии важным следствием операции в Афганистане стал разгром сил «Аль-Каиды», среди которых было много боевиков с российского Северного Кавказа и из стран Центральной Азии. То есть, России удалось более или менее устранить угрозу своей территориальной целостности, а заодно и стабильности в Центральноазиатских государствах.

Что же касается Афганистана, Российское политическое сообщество разделилось на три группы, каждая из которых имеет свое видение дальнейшего развития ситуации в этой стране.

Первая группа придерживается позиций невмешательства. То есть, политика России по отношению к Афганистану должна основываться на невмешательстве в дела Афганистана и в ситуацию вокруг него, оказывая коалиции всяческое содействие в войне против терроризма.

Вторая группа придерживается более прагматичных и реалистичных взглядов. России необходимо ограничиться налаживанием отношений с северными провинциями Афганистана для создания на их территории буферной зоны. А в случае дальнейшего ослабления власти в Афганистане, России следует поддержать идею разделения государства на две части - Северную и Южную. В основу такого раздела должны лечь границы проживания различных этнических сообществ.

Третья позиция говорит о необходимости создания единого, сильного и независимого Афганистана, что весьма ослабит напряжение в Центральной Азии и позволит снять с повестки дня целый комплекс проблем, связанных с нынешним положением вещей в Афганистане и с регионом Центральной Азии, граничащим с ним. То есть, это поможет ликвидировать угрозу наркотрафика, терроризма, мусульманского экстремизма, организованной преступности, значительно сократить миграционные процессы из Центральной Азии в Россию. Таким образом, ликвидируются проблемы для безопасности России. Наибольшее значение будет иметь усиление Афганистана, которое приведет к устранению иностранных военных баз не только на его территории, но из Центральной Азии, убрав, таким образом, конкурента российским национальным интересам в регионе. Афганистан станет способен обеспечивать мир внутри страны и для соседнего с ним региона, соответственно, целесообразность американского военного присутствия будет взята под

1 SCIENCE TIME 1

сомнение [2, c.10].

Однако нельзя утверждать, что сегодня позиция России по поводу иностранного присутствия в Афганистане и его будущего однозначна. Ведь, как известно, несмотря на то, что с сентября 2014 года в стране произошла «демократическая передача власти» новому президенту (Ашраф Акмадзай), риск возврата страны к состоянию гражданской войны достаточно велик, учитывая многочисленные теракты «Талибана» с целью срыва выборов, а также учитывая усиление террористических группировок на границе с Центральной Азией.

Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров еще в 2014 году отмечал, что Россия поддерживает вывод войск из Афганистана только в случае, если афганцы будут в состоянии сами обеспечивать безопасность внутри страны: «Россия заинтересована в существовании Афганистана как самостоятельного, суверенного и сильного государства» [6]. Кроме того, министр отметил свою обеспокоенность возможностью расширения зоны конфликта перенеся ее в Ферганскую долину, что вовлечет в конфликт и Россию.

Следует отметить, что опасения Министра сейчас приобрели большую актуальность, учитывая сложную обстановку на Ближнем востоке и усиления там террористической организации Исламское Государство (ИГИЛ). Ели еще год назад эта угроза не рассматривалась аналитиками как реальная для Центральноазиатского региона, то сейчас мы слышим о проникновении ИГИЛ в Центральную Азию от первых лиц. Кроме того, именно Ферганскую долину называют поставщиком террористов-смертников для ИГИЛ из Центральной Азии.

Другим, не менее неприемлемым для России сценарием, является возвращение Афганистана к состоянию гражданской войны, что может стать причиной дестабилизации ситуации в приграничных ему странах. Первыми в зоне риска окажутся именно государства Центральной Азии -

Таджикистан, Киргизия и Туркменистан. Первые два, по мнению Западных экспертов Center for Systemic Peace and Center for Global Policy являются представителями «state fragility» - государствами с очень хрупкими институтами власти, что приведет к внутриполитическому кризису в этих странах [4]. (Индекс выведен из эффективности и легитимности государств в сферах политики, безопасности, экономики и социальной политики. Классификация страны как имеющей хрупкие институты власти связана со способностями страны решать конфликты, разрабатывать и воплощать внутреннюю политику, поддерживать деятельность институтов власти и обеспечивать достойный уровень жизни, эффективно решать проблемные ситуации и кризисы и поддерживать прогрессивное развитие).

Дестабилизация на севере Афганистана создаст угрозу для приграничных территорий Таджикистана, а также Киргизии, это приведет к увеличению

1 SCIENCE TIME 1

количества мигрантов из этих стран в Россию, вместе с тем увеличится и поток наркотиков в страну, а их потребление на территории РФ создаст финансовую основу для усиления экстремизма.

Исходя из современной международной ситуации (бомбардировки ИГИЛ в Сирии), а также попыток проникновения боевиков в страны Центральной Азии и на территорию России, происходит активизация сотрудничество в сфере безопасности с государствами региона.

Так, в рамках ОДКБ принимаются все возможные усилия, чтобы помочь государствам-членам, в первую очередь, Таджикистану и Киргизии защитить свои территории от возможных угроз из Афганистана. Так, в ходе официального визита В.В. Путина в Душанбе 5 октября 2012г. было принято Соглашение о пребывании 201-й военной базы на территории Таджикистана до 2042 года [7].

Именно противодействие терроризму стало главной темой саммита ОДКБ, который проходил в Душанбе (Таджикистан) 14-15 сентября 2015 года. Знаковой также является двусторонняя встреча президента Путина В.В. с главой Таджикистана Э.Рахмоном, страна которого как раз проводила антитеррористическую операцию (против группировки бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Нарзоды). Также состоялась встреча В.В. Путина с президентом Киргизии Алмазеком Атамбаевым, страна которого находиться в не меньшей опасности. Чтобы быстрее отвечать на угрозы, решено было создать центр кризисного реагирования ОДКБ на базе Минобороны России, а также наращивать военную мощь организации в дальнейшем [9].

Вопрос безопасности и военного сотрудничества стал ключевым на саммите СНГ, который проходил в Казахстане в октябре прошлого года. С целью укрепления взаимодействия государств-участников содружества в сфере пограничного сотрудничества и противодействия новым вызовам и угрозам, принято решение о формировании группировки пограничных и иных ведомств, направляемой для урегулирования кризисной ситуации на внешних границах, а также программы сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 годы. Эти документы позволят повысить эффективность мер, предпринимаемых в сфере обеспечения безопасности внешних границ, будут способствовать совершенствованию необходимой нормативно-правовой базы и наращиванию связей с пограничными структурами стран, не входящих в СНГ [10].

Следует отметить и деятельность еще одной организации, которая присутствует в регионе - ШОС. С ее помощью Россия сможет привлечь к стабилизации ситуации и обеспечения безопасности региона Китай, ведь в случае неблагоприятного развития событий, КНР не останется в стороне. Беспорядки в Афганистане и Центральной Азии отразятся на ситуации и в китайском Синьцзяне. А безопасность и спокойствие в этом регионе является

1 SCIENCE TIME 1

важной задачей Китая исходя из того, что здесь проходят энерготранспортные коммуникации, связывающие Китай и Центральноазиатские энергоресурсы так необходимые для экономики КНР (газопровод Казахстан-Китай запущен в 2013, нефтепровод Казахстан-Китай).

На саммите ШОС, проходившем 8-9 июля 2015 года также затрагивалась проблема терроризма, наркотрафика, ситуации в Афганистане и усиления ИГИЛ. Так, Путиным было предложено в рамках Региональной антитеррористической структуры создать рабочую группу по борьбе с финансированием терроризма за счет наркоторговли [11].

Отмечу, что для одних (Россия, Таджикистан, Казахстан) проблема наркотранзита из Афганистана актуальна, для Китая проблема афганского наркотрафика пока не представляет серьезной угрозы. И только сейчас появилась возможность решить проблему создания пояса наркобезопасности по периметру афганских границ, связано это с началом процедуры вступления в ШОС Пакистана и сотрудничество с Ираном в качестве наблюдателя, без которых это не удавалось [8]. Кроме того, не стоит забывать и о том, что Афганистан является одной из стран - наблюдателей в ШОС, что должно значительно облегчить поиск точек соприкосновения для улучшения ситуации в регионе.

Сложившаяся в Афганистане и на границах Центральной Азии ситуация не останется без внимания России. Причиной этому служит то, что это является прямым вызовом для российской безопасности, а также стабильности такого важного для России региона как Центральная Азия. В этой ситуации России крайне важно сформулировать свое четкое видение основных подходов и позиций по Афганистану, а также консолидировать страны Центральноазиатского региона для борьбы с приближающейся угрозой терроризма, не допустив ее проникновения в регион и на территорию самой России. Поэтому, потребуется еще немало усилий, в первую очередь, стран представленных в регионе для согласования общего видения дальнейшего будущего в выбранных форматах сотрудничества ради общего блага региона, поддержки здесь порядка и стабильности.

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности России до 2020 года, утвержденная в 2009 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

2. Пути к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займёт Россия. Проектно-аналитический доклад. - М.: АНО Институт демографии, миграции и регионального развития, 2008. - 36 с.

1 SCIENCE TIME 1

3. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124

4. State fragility Index and matrix. Center for Systemic Peace and Center for Global Policy Global report. — 2014. [Electronic resource]. — URL: http:// www. systemicpeace. org/ globalreport.html

5. The Global Afghan Opium Trade. A Threat Assessment. United Nations Office on Drugs and Crime. — 2011. — 162 p. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/ Global_Afghan_Opium_Trade_2011 -web.pdf

6. Exclusive Interview with Russia's Foreign Minister Sergey Lavrov to TOLO news. The Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation. - 2012. - March - 18. [Electronic resource]. - URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsfZ0/ DCAFAA9B3E4123C7442579C6004BC47E

7. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Таджикистана С.М. от 8.03.2014. - [Электронный ресурс]. — URL: http://odkb-csto.org/obzor-pressy/detail.php? ELEMENT_ID=3263&sphrase_id=5945

8. Что делать ШОС, если США переносят зону конфликта в Ферганскую долину? / Константин Сыроежкин [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.regnum.ru/news/1567570.html

9. Лидеры стран ОДКБ подвели итоги встречи в Душанбе [Электронный ресурс]. — URL: http://mir24.tv/news/community/13254225

10. Путин принимает участие в саммите СНГ в Казахстане Душанбе [Электронный ресурс]. — URL: http://ria.ru/ politics/20151016/1302718110.html#ixzz3po43cJ2F

11. В Уфе подводят первые итоги саммита ШОС. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. 1tv.ru/news/polit/287612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.