УДК 327.7
Меликян Геворк Гамлетович
аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД РФ
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ОБРАЗА ОДКБ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
https://doi.org/10.24158/pep.2020.7.1 Melikyan Gevork Gamletovich
PhD student, International Relations Department, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
FEATURES OF TRANSFORMATION OF THE POLITICAL POSITIONING AND THE IMAGE OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION IN THE SYSTEM OF REGIONAL SECURITY AT THE PRESENT STAGE
Аннотация:
В рамках статьи в роли политического актора выступает Организация Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) как особый военно-политический союз. В процессе исследования рассматривается ряд следующих вопросов. Каково по-литическое позиционирование ОДКБ на современном этапе? Как оно эволюционирует? Какой образ проецирует ОДКБ? Данный субъект политики воспринимается как «щит Содружества», вариант «постсоветского НАТО», «донор региональной безопасности», «элемент евразийской структуры коллективной безопасности», международная межправительственная организация или иначе? Для ответа на указанные вопросы анализируются соответствующие материалы, размещаемые на официальных ресурсах глав стран - участниц ОДКБ в сети Интернет в период с 2018 г. (когда произошла «бархатная революция» в Армении и начался процесс замены генерального секретаря ОДКБ Ю. Хачатурова по обвинению в свержении конституционного строя в Армении) по июнь 2020 г. Посредством оценки высказываний и официальных заявлений глав государств - членов ОДКБ относительно данной структуры выявляются особенности ее политического позиционирования и образа. В качестве метода исследования применяются дискурс-анализ и контент-анализ.
Ключевые слова:
ОДКБ, политическое позиционирование, трансформация, общественное сознание, проецирование образа, политический актор, образ политического актора.
Summary:
Within the framework of the article, the role of a political actor is attributed to the Collective Security Treaty Organization (hereinafter - CSTO) as a special political-military association. This study is looking for answers to a number of questions, such as what the political positioning of CSTO at this stage is, how it is evolving and what image CSTO is projecting. The author also questions whether the subject of politics perceived as a "shield of the Commonwealth", a variation of "post-Soviet NATO", a "donor of regional security", a "part of a Eurasian structure of collective defense", an intergovernmental international organization or something else. In order to answer these questions, relevant materials, placed on official online portals of the Heads of CSTO member-states starting from the year 2018 (when the "Velvet Revolution" happened and the process of substituting the CSTO Secretary-General Yuri Khachaturov on charges of overthrowing the constitutional order in Armenia started) to June 2020, are being analyzed. Through the analysis of utterances and official statements by the heads of CSTO member-states regarding this Organization, features of its political positioning and image are being identified. Discourse analysis and content analysis are used as research methods.
Keywords:
CSTO, political positioning, transformation, social consciousness, image projection, political actor, image of a political actor.
В современном мире трансформаций, квантовых изменений и новейших технологий, в том числе в информационном поле, особую актуальность приобретает проблема позиционирования субъекта в политическом пространстве. Определение своих координат и образа на региональной и международной аренах является жизненно необходимым условием существования политического актора, выражением его субъектности, а также обеспечивает развертывание эффективной деятельности.
Политическое позиционирование того или иного субъекта можно рассматривать через специфическую призму политической коммуникации, основной задачей которой является закрепление образа политического актора в сознании остальных участников политического процесса. Сущность такой коммуникации была комплексно исследована французским политологом Р.-Ж. Шварценбергом. Для него политическая коммуникация - это «процесс передачи политической информации» [1, с. 175] на все уровни политического поля, которая «выступает своеобразным социально-информационным полем политики» [2, с. 130]. Образ формируется под влия-
нием ряда факторов, среди них следует выделить политический информационный контекст. Политическое позиционирование осуществляется в информационном пространстве, наполненном оценками, представлениями, суждениями о конкретном политическом акторе.
Здесь рассматриваются позиционирование ОДКБ в период учреждения этой организации и трансформация образа на современном этапе.
Подписывая Договор о коллективной безопасности в 1992 г., страны-участницы (Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а в последствии и Белоруссия) рассчитывали на то, что этот союз не только станет некой системой безопасности для входящих в нее государств, но и возьмет на себя роль катализатора интеграционных процессов в СНГ [3]. Кардинальные изменения в мировой политике и новые вызовы в сфере обеспечения региональной безопасности привели к принятию решения об учреждении ОДКБ в целях укрепления мира, международной и региональной безопасности и стабильности [4], а также эффективного коллективного противодействия этим вызовам и угрозам. Спустя 2 года ОДКБ получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. По мнению В.М. Захарова, «одно время российское руководство даже рассчитывало на то, что в перспективе ОДКБ сможет стать противовесом НАТО» [5, с. 84].
ОДКБ начала позиционировать себя как многофункциональная организация безопасности нового типа и наиболее дееспособная военно-политическая структура на постсоветском пространстве [6], а также считаться правопреемником Организации Варшавского договора [7]. «По первоначальному замыслу ОДКБ была призвана служить ключевым инструментом поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, усиливать позиции России на постсоветском пространстве и - через координацию внешней политики стран-участниц - на международной арене» [8, с. 335]. Рассчитывалось, что это объединение, двигаясь в направлении разработки общей оборонной политики, военно-технического сотрудничества, подготовки военных кадров и создания коалиционных группировок войск, в перспективе превратится в структуру, которая будет обеспечивать безопасность стран-участниц [9, с. 84]. Ее учредители пытались соединить в одной структуре две группы функций: борьбу с традиционными внешними угрозами и борьбу с новыми вызовами - наркоторговлей, терроризмом, незаконной миграцией и т. д. Это совмещение могло сделать ОДКБ уникальным механизмом при формировании новой системы безопасности в Евразии [10, с. 81]. Более того, «Россия рассматривала ОДКБ как потенциальный "евразийский аналог" НАТО, альянс, способствующий реализации ее внешнеполитических целей на нескольких региональных направлениях и на международной арене в целом» [11, с. 340].
Однако наличие этнополитических и этнонациональных замороженных/размороженных конфликтов на закавказском и центральноазиатском направлениях; противоречия между странами-участницами (например, Армении и Белоруссии по вопросу смены генсека ОДКБ; России и Армении относительно продажи оружия Азербайджану со стороны России; продовольственные войны между Россией и Белоруссией, когда в знак протеста А.Г. Лукашенко отказался участвовать в одном из саммитов ОДКБ в Москве; России и Казахстана в контексте озабоченности российской стороны возможным использованием альянсом НАТО объектов инфраструктуры на территории Казахстана, в частности алматинского аэропорта [12]; и т. д.); несогласованность и раз-нонаправленность интересов членов союза; внутренняя дезорганизация, основанная на различиях политических взглядов внутри структуры [13]; региональная многовекторность и отсутствие общих границ между некоторыми членами ОДКБ [14, с. 36]; отсутствие единой политической платформы и общих военно-политических целей; слабовыраженная мотивация развития интеграционных процессов, а также трансформации в мировой политике, связанных с глобализацией и активизацией других политических акторов, начинают постепенно создавать помехи для проецирования единого образа союза как сплоченной и эффективной структуры, которая может возглавить интеграционные процессы на постсоветском пространстве по военному, военно-политическому и военно-техническому направлениям [15].
Может ли ОДКБ в таком случае позиционироваться как единая эффективная система коллективной безопасности? Какой образ она создает в общественном сознании и у партнеров, а также у других политических акторов? Какое проецирование имиджа можно найти в речах и обращениях глав государств - участников ОДКБ? Для этого следует обратиться к анализу информации, размещаемой на официальных электронных ресурсах глав стран-участниц, относительно данной структуры. Представляется, что материалы, находящиеся в медиапространстве, являются подходящими для проведения дискурс- и контент-анализа в целях конкретизации образа ОДКБ как политического актора.
Целесообразно проанализировать информацию, размещенную на официальном сайте президента РФ В.В. Путина, касающуюся ОДКБ. При вводе запроса «ОДКБ» поисковая система выдает 53 результата за период с 1 января 2018 г. по 1 июня 2020 г. [16]. Среди них заслуживают внимания
заметки о саммитах объединения и встречах президента РФ с главами иных государств - участников ОДКБ, а также с генеральным секретарем ОДКБ, в ходе которых обсуждались вопросы, связанные с функционированием данной структуры.
Более подходящим для целей статьи является информация о проведении саммита ОДКБ 89 ноября 2018 г. в Республике Казахстан [17] и последующем подписании Декларации Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Декларация). В преамбуле указанного документа члены Совета отмечают «растущий вклад организации в укрепление международной и региональной безопасности, углубляющееся взаимопонимание между государствами-членами, дальнейшую активизацию конструктивного союзнического взаимодействия между ними по всем направлениям деятельности» [18]. Текст Декларации написан в точном соответствии с позиционированием ОДКБ как монолитной союзнической структуры. Примечательно превалирование местоимения «мы»: «мы предпринимаем совместные действия», «мы подтверждаем нашу решимость», «мы убеждены», «мы подчеркиваем необходимость». Текст оформлен в стиле, который отражает образ ОДКБ как интеграционного союза с едиными целями и задачами. Желание выдвигать на первый план сплоченность и единство позиций или взглядов внутри союза часто проявляется и в ходе других саммитов ОДКБ и выражается следующими фразами: «мы будем стремиться и далее укреплять взаимодействие с партнерами», «государства и далее должны выступать с единых позиций в вопросах распространения объективной информации о решающей роли народов Советского Союза в разгроме фашизма» [19].
Далее необходимо перейти к анализу информации относительно ОДКБ, размещенной на официальном сайте премьер-министра Республики Армения Н.В. Пашиняна. При вводе соответствующего запроса в разделе «Новости» за тот же период поисковая система выдает 18 результатов [20]. Отдельного внимания заслуживают материалы встречи премьер-министра с представителями армянской общины Санкт-Петербурга. При ответе на вопрос о генеральном секретаре ОДКБ среди прочего Н.В. Пашинян отметил: «Армения, как прежде, так и сейчас, доказывает, что является верным союзником. К сожалению, то же самое нельзя сказать обо всех наших партнерах по ОДКБ, следовательно, мы говорим, давайте выясним наши отношения: являемся мы союзниками или нет» [21]. Данное утверждение не согласуется с позиционированием ОДКБ как структуры, в которой отсутствуют внутренние противоречия. Вместе с тем подобный тезис может свидетельствовать об общих латентных дезинтеграционных процессах внутри союза. Однако данное позиционирование говорит и о стремлении Армении и остальных стран объединения не нарушать союзнические договоренности, а сохранять и укреплять принятые обязательства. Во время одной из встреч глава правительства Армении, несмотря на разногласия по поводу согласования новой кандидатуры на пост генерального секретаря ОДКБ, выразил такую позицию: «Армения заинтересована в эффективной работе этой структуры. Деятельность ОДКБ в нашем регионе должна способствовать поддержанию баланса и мира»; при этом он отметил, что «государства - члены ОДКБ должны действовать в соответствии с буквой и духом устава организации» [22].
Далее рассмотрены материалы, касающиеся ОДКБ, с официального сайта президента Республики Казахстан К.-Ж. Токаева. При вводе запроса «ОДКБ» поисковая система выдает 20 результатов за указанный промежуток времени [23]. Президент Казахстана тоже часто в речах и выступлениях пользуется местоимением «мы» для проецирования интеграционного образа союза и повышения международной репутации объединения: «мы намерены развивать политическое сотрудничество в рамках ОДКБ»; «мы не противостоим кому-либо, а напротив - готовы к взаимовыгодному диалогу». Для этих целей он призывает «наращивать экспертно-диалоговую инфраструктуру вокруг ОДКБ» [24].
Обратимся к анализу материалов, размещенных на сайте президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. По запросу «ОДКБ» в поисковой системе отображается 49 результатов [25]. Среди них следует остановиться на заметке о встрече А.Г. Лукашенко с послом Азербайджана в Беларуси Л. Гандиловым 12 ноября 2018 г. В ходе общения был затронут чувствительный на тот момент вопрос кандидатуры на должность генсека ОДКБ. Президент Беларуси заметил: «Вопрос в том, что Никол Пашинян [премьер-министр Армении] должен просто в правительстве разобраться с ситуацией, потому что эта страна сегодня возглавляет ЕАЭС, наш экономический союз, и ОДКБ - очень большая нагрузка на страну, которая находится в таком переходном периоде. И справится ли Армения» [26]. Представляется, что данный текст содержит симптомы недопонимания между де-юре партнерами (Арменией и Беларусью) по ОДКБ и может свидетельствовать о проблемах, связанных с отсутствием единых подходов и концепций по многим аспектам внутри объединения. Ситуация обострилась еще и тем, что внутренний вопрос альянса обсуждался с послом страны, которая не только не является членом ОДКБ, но и считает заклятым врагом Армению - участника ОДКБ. Разногласия вокруг Ю. Хачатурова и новой кандидатуры могли стать камнем преткновения между участниками и негативно отразиться на международной репутации
и позиционировании союза. Однако проблема вскоре была исчерпана и белорусский лидер высказался за дальнейшее укрепление международного авторитета ОДКБ [27].
Официальный сайт президента Республики Кыргызстан выдает 77 ссылок с употреблением аббревиатуры «ОДКБ» [28], но релевантная информация о деятельности этой организации в большем объеме встречается в материалах о председательстве этой страны в ОДКБ и саммите ОДКБ в 2019 г. в Бишкеке. Президент С. Жээнбеков, в частности, отмечает, что в «рамках председательства Кыргызской Республики велась активная работа по повышению международного авторитета ОДКБ» [29]; «Кыргызстан заинтересован в повышении роли и значения ОДКБ при рассмотрении актуальных вопросов региональной и международной повестки» [30].
При вводе запроса «ОДКБ» в графе «Поиск» на официальном сайте президента Республики Таджикистан за период с 1 января 2018 г. по 1 июня 2020 г. система выдает 22 результата [31]. Однако в выступлениях главы государства Э. Рахмона, размещенных на сайте, содержится мало оценок и высказываний по поводу деятельности объединения и его позиционирования. Нужно заметить, что самые свежие данные с упоминанием «ОДКБ» датируются ноябрем 2019 г. Только в одном из материалов можно найти оценку президента Таджикистана целей и задач ОДКБ: «В современном мире возрастают угрозы стабильности и безопасности стран, в том числе в зоне ответственности ОДКБ, что требует большего усиления интеграции стран - членов организации в борьбе с негативными явлениями современности» [32].
Следует отметить, что официальные электронные материалы на сайтах глав стран - участниц ОДКБ отражают особое значение встреч именно с главой РФ В.В. Путиным в контексте взаимодействий между главами стран ОДКБ. Просматривается тенденция считать первостепенными отношения с Россией и ее лидером, нежели интеракции с остальными участниками ОДКБ и их главами.
Данное исследование, безусловно, не является исчерпывающим и не претендует на полноту обзора, требуются дальнейшее изучение и анализ особенностей позиционирования и проецирования образа ОДКБ как интеграционного союза с привлечением других материалов и источников. Однако, резюмируя изложенное, представляется возможным сформулировать ряд следующих выводов, которые могут отражать специфику политического позиционирования и образа ОДКБ на региональной и мировой аренах на современном этапе.
1. Наблюдается изменение в политическом позиционировании ОДКБ в настоящее время по сравнению с ее изначальным образом. На сегодня сформировался расплывчатый образ ОДКБ как одного из основных механизмов обеспечения международной и региональной безопасности и стабильности на постсоветском пространстве.
2. Несогласованность и разнонаправленность интересов стран-участниц, а также разногласия по многим важным вопросам создают помехи, которые не способствуют эффективному позиционированию организации как для внешних игроков, так и для ее членов.
3. При внешнем позиционировании единства и согласия между странами - участницами союза внутри структуры наблюдаются признаки латентных дезинтеграционных процессов.
4. Отмечаются низкий уровень освещаемости деятельности ОДКБ в информационном пространстве, а также проблемы, связанные с эффективным координированием единой информационной политики стран ОДКБ.
5. Существует риск отождествления образа объединения только с формализованной сетью военно-политических и иных союзов, коалиций и инициатив России.
6. Отсутствие единой идеологии и политической платформы, а также общих военно-политических целей замедляет процесс выработки технологий для выстраивания позиции ОДКБ как сильного игрока на международной арене и проецирования соответствующего образа.
7. В то же время руководители стран ОДКБ в речах и посланиях стараются продемонстрировать образ организации как эффективного интеграционного союза с едиными целями и задачами.
8. Деятельность объединения зиждется на стремлении стран-участниц сохранить темпы дальнейшей активизации конструктивного союзнического взаимодействия между государствами.
Учитывая сказанное, представляется целесообразным предложить следующие практические рекомендации для комплексного улучшения имиджа ОДКБ.
1. В сфере информационного обеспечения деятельности союза необходимо продолжить и разнообразить мероприятия по развитию позитивного образа ОДКБ среди всех стран-участниц [33], а также по формированию имиджевой отслойки на международной арене.
2. Целесообразно увеличить или установить квоту по размещению аналитических аудио-, видеоданных и других материалов, а также информации пропагандистского характера о деятельности ОДКБ в государственных и общественных СМИ стран-участниц.
3. Важно больше ориентироваться на использование социальных сетей для продвижения целей и миссии ОДКБ на просторах интернета. Нужно, чтобы организация сама стала ньюсмейкером [34].
4. Целесообразно повышать потенциал ОДКБ, совершенствуя взаимодействие с другими международными и региональными организациями, а также с третьими странами [35].
5. Нужно гармонизировать действия лидеров государств ОДКБ и формировать более конструктивный диалог соответствующих структур в целях приложения усилий по дальнейшей реализации потенциала объединения, повышению авторитета и улучшению имиджа на мировой арене, а также для укрепления позиций организации.
6. На уровне разных фондов и аналитических центров, с привлечением экспертов, политологов, специалистов по международным отношениям и регионоведов из стран - участниц ОДКБ необходимо создание новых онлайн- и офлайн-платформ и иных форматов для более тесных контактов, взаимосвязей и интеракций, а также для организации и проведения мероприятий в целях выявления существующих проблем и генерации их решений путем прямого диалога на конкретные темы. В виде дополнительной рекомендации можно предусмотреть возможность опубликования результатов указанных мероприятий в журналах. Кроме того, целесообразно учредить новый научный журнал для публикации статьей студентов, экспертов и политиков из государств ОДКБ, а также специальный фонд для финансирования научно-аналитических исследований по функционированию, целям и задачам организации, ее позиционированию на мировой арене.
Ссылки:
1. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология : пер. с фр. М., 1992. 180 с.
2. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе // PolitBook. 2012. № 2. С. 121-130.
3. Захаров В.М. Проблемы «устойчивости» ОДКБ [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2010. 29 окт. URL: https://nvo.ng.ru/forces/2010-10-29/1_odkb.html (дата обращения: 08.07.2020).
4. Устав ОДКБ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Договора о коллективной безопасности. 2012. 26 апр. URL: https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti (дата обращения: 08.07.2020).
5. Захаров В.М. Состояние и перспективы развития Организации Договора о коллективной безопасности // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 3 (12). С. 84-97.
6. Захаров В.М. Проблемы «устойчивости» ...
7. В эфире телеканала «Россия-1» 20 мая состоялась премьера документального фильма «Варшаский договор, рассекреченные страницы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Договора о коллективной безопасности. 2015. 21 мая. URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/v_efire_telekanala_rossiya_1_20_maya_sos-toyalas_premera_dokumentalnogo_filma_varshaskiy_dogovor_rass/?bxajaxid=3a3a527e4a8f8357139e275228b5817e (дата обращения: 08.07.2020).
8. Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Организация Договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политического союза // Русин. 2018 № 4 (54). С. 335-351. https://doi.org/10.17223/18572685/54/20.
9. Захаров В. М. Состояние и перспективы ... С. 84.
10. Фурсов К.А. Россия и цивилизационные проблемы XXI в. : учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2. Россия между Востоком и Западом: проблемы цивилизации и геополитики. М. ; Берлин, 2019. 97 с.
11. Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Указ. соч. С. 340.
12. Основная проблема ОДКБ в несогласованности и разнонаправленности интересов между ее участниками - эксперт [Электронный ресурс] // Zakon.kz. 2009. 16 мая. URL: https://www.zakon.kz/58564-osnovnaja-problema-odkb-v.html (дата обращения: 08.07.2020).
13. Анализ тенденций и противоречий, с которыми столкнется оборонный союз в ближайшем будущем [Электронный ресурс] // Сонар-2050. 2018. 1 авг. URL: https://www.sonar2050.org/publications/vneshnie-i-vnutrennie-ugrozy-odkb (дата обращения: 08.07.2020).
14. Кокошина З.А. ОДКБ и ее роль в современной системе международных отношений. М., 2018. 79 с.
15. Анализ тенденций ...
16. Результаты поиска по запросу «ОДКБ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента РФ. 2020. URL: http://www.kremlin.ru/search?since=01.01.2018&till=01.06.2020&query=%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B1 (дата обращения: 08.07.2020).
17. Там же.
18. Декларация Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] // Там же. 2018. 8 нояб. URL: http://kremlin.ru/supplement/5356 (дата обращения: 08.07.2020).
19. Саммит ОДКБ [Электронный ресурс] // Там же. 2019. 28 нояб. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62146 (дата обращения: 08.07.2020).
20. Результаты поиска по запросу «ОДКБ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт премьер-министра Республики Армения. 2020. URL: https://www.primeminister.am/ru/press-re-lease/search/?search_q=%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B1 (дата обращения: 08.07.2020).
21. Задача правительства - превратить политическую революцию в экономическую революцию: Никол Пашинян встретился с представителями армянской общины Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Там же. 2018. 6 дек. URL: http://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2018/12/06/Nikol-Pashinyan-Saint-Petersburg-Armenian-Community (дата обращения: 08.07.2020).
22. ОДКБ является одним из важнейших элементов системы безопасности Армении, и Армения заинтересована в эффективной работе этой структуры: премьер-министр кандидату на пост генерального секретаря ОДКБ Станиславу Засю [Электронный ресурс] // Там же. 2019. 28 мая. URL: https://www.primeminister.am/ru/press-re-lease/item/2019/05/28/Nikol-Pashinyan-Stanislav-Zas (дата обращения: 08.07.2020).
23. Результаты поиска по запросу «ОДКБ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента Республики Казахстан. 2020. URL: http://www.akorda.kz/ru/search?q=%D0°/o9E°/oD0°/o94°/oD0°/o9A°/oD0°/o91 (дата обращения: 08.07.2020).
24. Глава государства принял участие в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ [Электронный ресурс] // Там же. 2019. 28 нояб. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/intemational_community/foreign_other_events/glava-gosudarstva-prinyal-uchastie-v-sessii-soveta-kollektivnoi-bezopasnosti-odkb (дата обращения: 08.07.2020).
25. Результаты поиска по запросу «ОДКБ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента Республики Беларусь. 2020. URL: http://president.gov.by/ru/search_ru/getExtend-edResults/?query=%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B1&search_type=type_aN_words&group=0&from_day=1&from_mo nth=1 &from_year=2018&to_day=1 &to_month=6&to_year=2020&search_type_sort=desc&search_ok.x=139&search_ok.y= 21&search_mode=allGroups&search_node=&search_node_id=&search_title_name (дата обращения: 08.07.2020).
26. Встреча с чрезвычайным и полномочным послом Азербайджана в Беларуси Латифом Гандиловым [Электронный ресурс] // Там же. 2018. 12 нояб. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-chrezvychajnym-i-polnomo-chnym-poslom-azerbajdzhana-v-belarusi-latifom-gandilovym-19845 (дата обращения: 08.07.2020).
27. Саммит Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] // Там же. 2019. 28 нояб. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/sammit-organizatsii-dogovora-o-kollektivnoj-bezopasnosti-22481 (дата обращения: 08.07.2020).
28. Результаты поиска по запросу «ОДКБ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента Республики Кыргызстан. 2020. URL: http://www.president.kg/ru/search/?q=одкб (дата обращения: 08.07.2020).
29. Президент Сооронбай Жээнбеков: В рамках председательства Кыргызской Республики велась активная работа по повышению международного авторитета ОДКБ [Электронный ресурс] // Там же. 2019. 28 нояб. URL: http://www.pres-ident.kg/ru/sobytiya/15584_foto_prezident_sooronbay_gheenbekov_vramkah_predsedatelstva_kirgizskoy_respubliki_ve-las_aktivnaya_rabota_popovisheniyu_meghdunarodnogo_avtoriteta_odkb (дата обращения: 08.07.2020).
30. Президент Сооронбай Жээнбеков принял исполняющего обязанности генерального секретаря ОДКБ Валерия Семе-рикова [Электронный ресурс] // Там же. 2019. 25 нояб. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/15526_pre-zident_sooronbay_gheenbekov_prinyal_ispolnyayushego_obyazannosti_generalnogo_sekretarya_odkb_valeriya_seme-rikova (дата обращения: 08.07.2020).
31. Результаты поиска по запросу «ОДКБ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента Республики Таджикистан. 2020. URL: http^/prezident.tj/ru/search/node^^ (дата обращения: 08.07.2020).
32. Участие в заседании Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] // Там же. 2018. 8 нояб. URL: http://prezident.tj/ru/node/18855 (дата обращения: 08.07.2020).
33. Президент Сооронбай Жээнбеков: Кыргызстан приложит все усилия по дальнейшему повышению потенциала и улучшению имиджа ОДКБ на международной арене [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. 2018. 8 нояб. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/12828_prezident_sooronbay_gheen-bekov_kirgizstan_priloghit_vse_usiliya_podalneyshemu_povisheniyu_potenciala_iuluchsheniyu_im-idgha_odkb_nameghdunarodnoy_arene (дата обращения: 08.07.2020).
34. Шарков Ф.И. Указ. соч.
35. Президент Сооронбай Жээнбеков: Кыргызстан приложит все усилия ...
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна