Научная статья на тему 'Кризис современной личности: философский аспект'

Кризис современной личности: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МИР / СОВРЕМЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каримов Рахмат Рахманович, Бекбаев Рауф Рустамович

В статье анализируется состояние личности в условиях современной эпохи, когда научно-технический прогресс и возрастающая роль экономических отношений занимают доминирующее положение, а личность человека, ее стремления и чаяния, потенциал и возможности подвергаются забвению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис современной личности: философский аспект»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Каримов Р.Р.1, Бекбаев Р.Р.2

1Каримов Рахмат Рахманович - кандидат философских

наук, доцент; 2Бекбаев Рауф Рустамович - магистрант,

кафедра философии и логики, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется состояние личности в условиях современной эпохи, когда научно-технический прогресс и возрастающая роль экономических отношений занимают доминирующее положение, а личность человека, ее стремления и чаяния, потенциал и возможности подвергаются забвению.

Ключевые слова: современный мир, современная личность, индивидуальность, социальность.

Современный мир с его интенсивно развивающейся цифровизацией и диджитализацией, новыми научно-техническими и конструкторскими разработками выдвигает на первый план инновации и открытия, социальный прогресс, затемняя личность человека, которая есть необходимая составляющая социума, без которой невозможно мыслить исторический процесс как таковой. Таким же образом и актуализация заложенной в личности потенции все более и более остается «вещью в себе», ибо реализация ее внутренних возможностей и самой себя остается вне внимания современных процессов. Условно, кризис современной личности обусловлен следующими основными факторами.

1. Социальный фактор. Ключевым условия бытия человека

является общество, при наличии которого разрешается целый

ряд проблем: ресурсы, жилье, рабочее место и т.д. Социум

создает для индивидов условия их минимальной

жизнедеятельности, но при этом сам же является источником

18

экзистенциальных проблем личности, что проявляется в подавлении индивидуальной воли, личных устремлений каждого человека, искусственном создании препятствий в саморефлексии «Я», ее осуществлении, ибо немыслящая масса предписывает мыслящей части детерминировать собственную личность исходя из того, что эта масса считает правильным и верным, хотя она сама сознательно и бессознательно не осознает те идеи, которые сама же и производит, а последствия этих идей в дальнейшем отражаются на всей социальной среде, затрагивают каждого члена общества. Потому, действительно, масса выступает характеристикой нашей современности - как явление в высшей степени имплозивное [1, с. 14]. При этом массу составляют индивиды, что показывает логический круг индивидуально-социальных проблем, началом и концом которых является человек как таковой.

2. Материальный фактор. Рене Генон, определяя современный мир как материалистический, обращает внимание на то, что под «материализмом» понимается не известное философское направление, а состояние нынешнего общества, доминирующее положение в котором занимают непременно товарно-денежные отношения [2, с. 81]. С этой позиции его критика современного мира кажется совершенно обоснованной, ибо моральное состояние человека, уровень его самосознания и духовности находятся в сильнейшем коллапсе: любого рода нравственность решительно отметается перед корыстью и стремлением к наживе, характерными чертами которой стали безудержность и беспредельность. И это то, что стало типичным явлением сегодняшнего дня, а моральные качества, благодетель (в ее реальном воплощении) все чаще воспринимаются как алогичные современности черты поведения, они стали элементами спекуляций в погоне за выгодой. Интересно то, что образовательно-воспитательный процесс ставит перед своими участниками целую гамму «идеальных» понятий добра и блага, однако воплощение их в онтологической реальности (подобно миру идей и миру вещей в Платоновой

философии) категорически искажено. Ориентир на экономическую выгоду стал оправданием любых действий, сколько ни будь приносящих прибыль, но негативно сказывающихся на бытии личности. Подобное отношение приводит к тому, что образование и просвещение стали так же инструментом извлечения материальной выгоды. Следует отметить, что материальный барьер существенно влияет на массовость образования и его качество. Те, кто стремятся к знаниям либо не в состоянии оплатить образование, либо наряду с обучением тратят большую часть своего времени (если не всё) на поиск денежных средств для оплаты образования, следовательно, собственное образование отводится на второй или третий план, если вовсе не отбрасывается. Значительно сказывается и то, что у обучающегося совершенно отсутствует в последствии желание к самостоятельному образованию, которое является необходимым условием поддержания активности мыслительной деятельности. Кроме сказанного, можно указать на то, что меньшинство стремится к еще большему обогащению, а большинство остается «за бортом» многих возможностей вести тот уровень жизни, который называют средним и, к сожалению, все более актуальным является действие эффекта Матфея.

3. Фактор креационизма. В бытии личности и общественной жизни в целом большую роль продолжает играть теория креационизма как веры в наличие сверхъестественной силы, Демиурга, волей и силой которого создано всё бытие. Современные авторитетные креационистские теории в своем рациональном толке пришли в застойное состояние, ибо достижения современной науки поставили под сомнение вообще возможность существования Абсолюта, его теодицеи. Благодатным фундаментом этого является приведенный выше материальный фактор, который способствует превращению креационизма в источник материальной выгоды, прибыли. Фридрих Ницще отмечал следующее: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из

убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?» [3, с. 125]. Альбер Камю, оценивая эту линию немецкого философа писал, что «Ницще не вынашивал планов убийства Бога. Он нашел его уже мертвым в душе своей эпохи» [4, с. 170]. Любая сверхидея нуждается в реальном ее воплощении в материальной действительности, однако степень этого воплощения приобретает столь сильно искаженный характер, что личность наполняется сомнениями относительно этой сверхидеи. Таким образом, система статической религии, о которой говорил Анри Бергсон углубилась в своей статичности и это приводит к тому, что микрокосм личности разочаровывается в высшей идее макрокосма.

4. Фактор внешней среды, под которым подразумевается семья. Негативное воздействие приведенных выше факторов приводит к тому, что обстановка в семье также приобретает негативный оттенок, что непосредственно отражается на процессе воспитания и становления личности.

В современном мире индивид, трансформируясь в личность, в более широком спектре познает действительность и она, отражаясь в его сознании в процессе осмысления приводит к подрыву духовных ее установок, разрушает тот фундамент, на котором зиждется сама идея блага в личности. Внешняя среда довлеет над ней, ограничивает ее от тех возможностей, на которые у нее есть естественные права, принуждая к тому, чтобы быть лишь элементом механизма, в результате чего личность падает до уровня «человека-машины», о которой говорил Жюльен Офре де Ламетри [5]. Ее единственным уделом стало «свинское удовольствие», о котором говорил французский философ [5], ибо что остается делать, когда человек есть лишь винт большой машины, управляемой самим же человеком.

Таким образом, одним из наиболее ключевых и стержневых вопросов, требующих осмысления философами и учеными в нынешнюю эпоху, является кризис современной

личности, который напрямую экстраполируется на весь социум, приводя его в столь же критичное состояние.

Список литературы

1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

2. Генон Р. Кризис современного мира. Москва, 1991.

3. Ницше Ф. Веселая наука. // Ницше Ф. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 3. Москва, 2014.

4. Камю А. Бунтующий человек. Москва, 1990.

5. Ламетри Ж.О. Человек-машина. // Ламетри Ж.О. Сочинения. Москва, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.